Рефераты

История античной психологии

знаний о телесном субстрате могут быть открыты строго эмпирически законы,

которым подвластны её явления.

Одновременно англичанин Джон Миль (1806-1873гг.) заговорил о

ментальной химии.

В создании основ, на которых строилась психология как наука, велика

роль Германа Гельмгольца (1821-1894гг.). Гениальному мыслителю принадлежат

многие открытия, в том числе - о природе психического. Им были открыты

скорость прохождения импульса по нерву, закон сохранения энергии. "Мы все

дети солнца, - говорил он, - ибо живой организм, с позиции физика, - это

система, в которой нет ничего, кроме преобразований различных видов

энергии". Его опыты указывали, что возникающий в сознании образ внешнего

предмета порождается независимым от сознания телесным механизмом. Так

намечалось разделение психики и сознания.

Голландский физиолог Ф.Дондерс (1818-1898гг.) посвятил свои

исследования измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им

объекты. Вскоре И.М.Сеченов, ссылаясь на изучение времени реакции как

процесса, требующего целостности головного мозга, подчёркивал: "Психическая

деятельность как всякое земное явление происходит во времени и

пространстве".

Положение о том, что психический фактор - регулятор поведения

организма, нашло признание и в работах физиолога Э.Пфлюгера. Учёный подверг

критике схему рефлекса как дуги, в которой центростремительные нервы,

благодаря переключению на центробежные, производят одну и ту же стандартную

мышечную реакцию. Обезглавив лягушку, он помещал её в различные условия.

Оказывалось, что её нервно-мышечные реакции изменялись при изменении

внешней среды (на столе она ползала, в воде плавала). Э.Пфлюгер сделал

вывод, что причиной её приспособительных действий служит не сама по себе

нервно-мышечная связь, а сенсорная функция, позволяющая различать условия

и, в соответствии с ними, изменять поведение.

Опыты Э.Пфлюгера открывали особую причинность - психическую.

Чувствование (то, что Э.Пфлюгер называл "сенсорной функцией") - это, считал

он, не физиологическая, а психологическая сущность; "сенсорная функция"

заключается в различении условий, в которых находится организм, и в

регуляции, в соответствии с ними, ответных действий. В различении того, что

происходит во внешней среде, и реагировании на происходящее в ней, и

состоит фундаментальное предназначение психики, её главный жизненный смысл.

Опыты исследователя подрывали принятое мнение о том, что психика и сознание

- одно и то же (о каком сознании может идти

речь у обезглавленной лягушки!). Наряду с сознанием имеется огромная

область неосознаваемой психики (бессознательного), которая не сводится ни к

нервной системе,

ни к системе сознания.

Революцию в психологическом мышлении произвело учение Чарльза Дарвина

(1809-1882гг.), из которого следовало, что человек является выходцем из

обезьяньего стала. Дарвиновское учение ознаменовало крутой поворот от

механодетерминизма к биодетерминизму. Прежде всего, Ч.Дарвин указывал на

естественный отбор как фактор выживания организмов в постоянно угрожающей

их существованию внешней среде. Отмечал, что в ходе эволюции выживают те,

кто смог наиболее эффективно приспособиться; выжившие в борьбе за

существование передают свои свойства потомству. Поскольку естественный

отбор отсекает всё ненужное для жизни, то он истребляет и психические

функции, не способствующие приспособлению. Это побуждает рассматривать

психику как элемент адаптации организма к внешней среде.

Психика не могла более представляться изолированным "островом духа".

В психологии фундаментальным становится соотношение "организм-среда",

вместо отдельного организма. Это порождает новый системный стиль мышления,

который в дальнейшем привёл к выводу, что предметом психологии должно быть

не сознание индивида, а его поведение во внешней среде, изменяющей

(детерминирующей) его психический склад.

Понятие об индивидуальных вариациях является составной частью

эволюционной теории Ч.Дарвина. Стало быть, к ним относятся и вариации в

сфере психики. Это придало импульс разработке нового направления в

психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между

людьми, обусловленных законами наследственности. Позже оно превратилось в

разветвлённую ветвь дифференциальной психологии.

Кроме того, дарвинизм стимулировал изучение психики в животном мире,

и стал основанием зоопсихологии, широкого изучения (с помощью объективных

экспериментальных методов) механизмов психической регуляции поведения

животных.

Ч.Дарвин, анализируя инстинкты как побудительные силы поведения,

подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем им было подчёркнуто,

что корни инстинктов уходят в историю вида, без них живой организм не может

выжить; инстинкты тесно связаны с эмоциями. К их изучению Ч.Дарвин подошёл

не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на наблюдения за

выразительными движениями, которые ранее имели практический смысл

(например, сжатие кулаков и оскал зубов при аффекте гнева, что когда то эти

агрессивные реакции означали готовность к борьбе). Естествоиспытатели

додарвинистического периода считали чувства элементами сознания. По

Дарвину, эмоции, захватывающие индивида, выступают в качестве феноменов,

которые, хотя и являются психическими, однако первичны по отношению к его

сознанию. Наибольший интерес вызывает книга Ч.Дарвина "Происхождение

человека и половой подбор", изданная в 1872г.

Одновременно с Ч.Дарвином идеи эволюционной психологии развивал

английский философ Герберт Спенсер (1820-1903гг.). В своём труде "Основы

психологии" (1855г.) он определил жизнь как непрерывное приспособление

"внутренних отношений к внешним". Основные положения его работы следующие.

Происходящее внутри организма (стало быть, и сознание) может быть понято

только в системе его отношений (адаптации) к внешней среде. Чтобы выжить,

организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими

реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он

игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует,

сохраняет "про запас", на случай новых конфронтаций со всем, что может

угрожать его существованию. Адаптация в данном случае означает не только

приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о

том, что происходит вовне (как, например, изменяется чувствительность глаза

в темноте). Существует особый вид ассоциаций - между внутренними

психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма

мышечными действиями. Так свершился крутой поворот в движении

психологической мысли. Из "поля сознания" она устремилась в "поле

поведения".

В разграничении психики и сознания большое значение имели

исследования гипноза. Основателем научной гипнологии следует считать

португальского аббата Фариа, который впервые использовал методику

словесного погружения в гипноз.

Гипнотические сеансы приобрели в Европе большую популярность благодаря

деятельности австрийского врача Франца Антона Месмера (1734-1815). Согласно

его мистической теории, мир пронизан особой жидкостью - магнетическим

флюидом (от лат. fluidus - текучий), обладающим целебной силой.

Накапливаясь как в резервуарах у особенно одарённых для его восприятия

личностях, магнетический флюид, по воззрениям Ф.А.Месмера, может

передаваться больным через прикосновения и излечивать их. Позже английский

врач Брэйд придал решающую роль в гипнозе психологическому фактору. С конца

70-х годов XIX века начинает изучать явления гипноза французский

невропатолог Жан Мартен Шарко (1825-1893), учитель и наставник молодого

австрийского врача З.Фрейда.

Гипноз (от греч. hypnos - сон) не только демонстрировал факты

психически регулируемого поведения с выключенным сознанием (поддерживая тем

самым представление о бессознательной психике). Чтобы вызвать гипнотическое

состояние, требовался "раппорт" - создание ситуации взаимодействия между

врачом и пациентом. Обнаруженная при этом бессознательная психика, стало

быть, социально-бессознательная, потому что она инициируется и

контролируется человеком, который проводит гипноз.

Применяя методы гипноза в повседневной работе педагог создаёт

атмосферу доверия, повышает степень воздействия на обучаемого, его

восприимчивость, вызывает состояние повышенного функционирования

мнестических функций (память, внимание). Это достигается за счёт

подстраивания к языку и ходу мысли собеседника. Подобно хамелеону

необходимо подражать интонации, ритму, степени громкости и скорости речи,

имитировать манеру держаться, мимику, жесты и настроение, перенимает

характерные обороты речи.

К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы

разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную

дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно

потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в

науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной

науки положили В.Вундт (1832-1920гг.) и Ф.Брентано (1838-1917гг.).

В.Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт

(1875г.). В связи с этим очень важным был выход в свет его труда "Основы

физиологической психологии". В нём предметом психологии был признан

"непосредственный опыт" - содержание сознания; главным методом -

интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что

требовало специальной длительной тренировки).

Одновременно с В.Вундтом философ Ф.Брентано изложил программу

изучения психологии в работе "Психология с эмпирической точки зрения"

(1874г.). Согласно Ф.Брентано, область психологии - это не содержание

сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические

действия, благодаря которым оно появляется. Например, одно явление свет,

другое - акт видения света. По мышлению философа, изучение актов и есть

уникальная сфера психологии.

В научных разработках уровень теоретических представлений о предмете

психологии отличался от уровня конкретной эмпирической работы, где под

власть эксперимента подпадал всё более широкий круг явлений.

Методы экспериментальной психологии начал разрабатывать немецкий

психолог Г.Эббингауз (1850-1909гг.). Он экспериментировал мнемонические

процессы, более сложные, чем сенсорные. В книге "О памяти" (1885г.) учёный

изложил результаты проведённых на себе опытов с целью вывести законы, по

которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. При решении

проблемы он составил 2300 бессмысленных слов, состоящий из трёх звуков -

согласный + гласный + согласный (например, "мон", "пит" и т.п.). Были

испробованы и тщательно просчитаны различные варианты, касающиеся времени и

объёма их заучивания, динамики их забывания (репутацию "классической"

приобрела "кривая забывания", показывающая, что примерно половина забытого

падает на первые полчаса после заучивания), последующего воспроизведения

материала различного объёма, различных фрагментов этого материала (начала

списка слогов и его конца).

Психологическая практика требовала информации о высших психических

функциях в целях диагностики индивидуальных различий между людьми,

касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности.

Первый вариант решения этой задачи представил французский психолог Анри

Бине (1857-1911гг.). В поисках психологических средств, с помощью которых

удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто

страдает врождёнными интеллектуальными дефектами, экспериментальные задания

по изучению внимания, памяти, мышления А.Бине превратил в тесты, установив

шкалу, каждое деление которой соответствовало заданиям, выполнимым

нормальными детьми определённого возраста.

Позже германский учёный В.Штерн ввёл понятие "коэффициент интеллекта"

(по-английски - Ай-Кью). По нему соотносился "умственный" возраст

(определяемый по шкале А.Бине) с хронологическим ("паспортным"). Их

несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости, либо

одарённости.

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее

становилось поле изучаемых ею явлений. Рушилось понимание сознания как

замкнутого в себе мира. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и

чувства стали трактоваться как своего "инструменты" организма, работающие

над решением задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.

В начале XX века возникает несколько направлений в психологии,

отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами

исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и

гештальтпсихология, в США - функционализм, бихейвиоризм и школа Курта

Левина.

В 1912 году во Франкфурте-на-майне под руководством М.Вертгеймера

(1880-1943гг.) возникла новая психологическая школа - гештальпсихология (от

нем. "gestalt" - форма, структура). В неё входили известные психологи

В.Келер (1887-1967гг.) и К.Коффка (1886-1941гг.). В опытах М.Вертгеймера по

восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные

образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е.

психические образы - это не комплексы ощущений.

Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею

"атомизма" в психологии - представления о том, что образы сознания строятся

из кирпичиков ощущений. Существует некая изначальная упорядоченность

сенсорно-интеллектуальных структур. М.Вертгеймер стал приверженцем

деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых

действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально

имеющиеся структуры - гештальты.

В исследованиях гештальпсихологов было открыто более ста

закономерностей зрительного восприятия: апперцепция (зависимость восприятия

от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека),

взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия,

прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия),

константность восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение

условий его восприятия), феномен "близости" (тенденция к объединению

элементов, смежных во времени и пространстве), феномен "замыкания"

(тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).

Адаптивные формы поведения объяснялись универсальным понятием

"инсайта" (от англ. "insight" - озарение) - внезапным схватыванием

отношений при решении проблемных задач. Но, к сожалению, гештальтисты

пытались объяснить сознание, исходя из него самого.

В это время в американской психологии возникает её ведущее

направление - бихейвиоризм (от англ. "behavior" - поведение). Бихейвиоризм

признавал в качестве единственного объекта психологического изучения

поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление не поддающееся

наблюдению, было исключено из сферы бихейвиористской психологии. Изучалось

лишь реально проявляющееся поведение. Это хорошо увязывалось с

прагматическим направлением всей американской науки того времени. Одним из

основателем бихейвиоризма был Э.Торндайк (1874-1949гг.),

изложивший обширный обширный экспериментальный материал в своей докторской

диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование

ассоциативных процессов".

Он изучал на животных законы интеллекта как научения. Для этого

использовал так называемые "проблемные" ящики. Помещённое в ящик животное

могло выйти из него, или получить подкормку, лишь приведя в действие

специальное устройство - нажав на пружину, потянув петлю и т.п.

Первоначально животное совершало множество движений, бросалось в разные

стороны, царапало ящик и т.п., пока одно из движений случайно не

оказывалось для него удачным. "Пробы, ошибки и случайный успех" - таково

было заключение, принятое учёным для всех типов поведения как животных, так

и человека. Открытия Э.Торндайка были истолкованы как законы образования

навыков. При этом под интеллектом имелась в виду выработка организмом

"формулы" реальных действий, позволяющих успешно справиться с проблемной

ситуацией. Вводился в обиход "вероятностный стиль мышления": в органическом

мире выживает лишь тот, кому удаётся, "пробуя и ошибаясь", отобрать

наиболее выгодный из многих возможных вариант реакции на среду.

Сложное поведение животных и человека бихейвиоризм рассматривал как

совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия -

стимулы (S). S->R - такова формула бихейвиоризма. Достижением бихейвиоризма

стала разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних

воздействий и реакции организма на эти воздействия. Согласно бихейвиоризму

человек при рождении имеет определённое количество врождённых схем

поведения, над которыми надстраиваются более сложные формы - "регуляторы

поведения". Удачные реакции закрепляются и в будующем имеют тенденцию к

воспроизведению. Закрепление реакций происходит по "закону упражнений" - в

результате многократного повторения они автоматизируются. Американские

бихейвиористы проводят параллель между периодами развития ребёнка и

предполагаемыми эпохами развития первобытного общества.

В рамках бихейвиоризма были установлены многие закономерности

выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия -

мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его

реализации. Из психологи полностью исключался социальный фактор. Мозг

рассматривался как "чёрный ящик".

Такое понимание открывало широкие перспективы для внедрения в

психологию статистических методов. Многие из них связаны с разработкой

Ф.Гальтона (племянника Ч.Дарвина) проблем генетики поведения,

индивидуальных различий. Ф.Гальтон применял тесты, касающиеся работы

органов чувств, времени реакции, образной памяти и других чувствительно-

двигательных функций. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за

небольшую плату определить свои физические и психические возможности. Свои

испытания он обозначил словом "тест", которое широко вошло впоследствии в

психологический лексикон. В своей книге "Наследственный гений" (1869г.)

исследователь доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся

способности передаются по наследству.

Функционализм расширял предметную область психологии, охватывал

психические функции как внутренние операции, которые производятся не

бестелесным субъектом, а организмом с целью удолетворить его потребность в

приспособлении к среде.

В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского

университета Зигмунд Фрейд (1856-1939), работая над "Проектом программы

научной психологии", пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой

опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной

трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти

на все современные психологические теории.

Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже

XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени

представлений о психике и психических процессов. Господствующий

методологический принцип в психологии и медицине отражал

локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного "полома",

соответствующего любому болезненному явлению.

Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии

обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей

локализационнстского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных)

психических процессов становится предметом пристального внимания

исследователей различных специальностей.

И.Кант говорил о бессознательном в психике человека, описывая

"смутные" представления, которыми рассудок пытается овладеть, т.к. он не

способен "избавиться от тех нелепостей, к которым его приводит влияние этих

представлений...". Гегель рассматривает бессознательный тайник, в котором

"сохраняется мир бесконечно многих образов и представлений без наличия их в

сознании". А.Шопенгауэр продвигается несколько дальше, формулируя вывод о

примате бессознательного над сознанием в своем произведении "Мир как воля и

представление". Ф.Ницше уже пытается наполнить бессознательное

определенными сюжетными механизмами, такими как "бессознательная воля к

власти". К концу XIX века проблемой бессознательного занимаются не только

философы, но и представители экспериментального направления в науке. В 1868

году английский физиолог Карпентер выступает с сообщением, посвященным

бессознательной мозговой деятельности человека. Доклад, прослушанный в

Лондонском королевском институте вызвал оживленную дискуссию. В 1886 году

Майерс высказывает мысль о существовании "подкоркового сознания",

функционирующего во многих актах жизнедеятельности человека. Эти факты и

послужили объективным фоном для создания 3.Фрейдом знаменитой

психоаналитической теории.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в г.Фрайбурге (бывшая Моравия),

входившим в состав Австро-Венгрии (ныне - Чехословакия). Рос в буржуазной

семье среднего достатка. В автобиографии (1925) он писал: "Мои родители

были евреями, и я остался евреем". В 1873 году поступает на медицинский

факультет Венского университета, где проявляет интерес к таким наукам, как

сравнительная анатомия, гистология, физиология. Будучи студентом, под

руководством Брюкке, выполняет ряд вполне самостоятельных исследований по

перечисленным дисциплинам. С 1882 года работает врачом в отделении

внутренних болезней Венской общей клиники, далее - в психиатрической

клинике под руководством Мейнерта.

1885 году уезжает на годичную стажировку к Шарко в клинику

"Сальпетриер" (Париж). Там же овладевает методом гипнотерапии. По

возвращении прослушал курс лекций по психологии философа Франца Брентано,

после чего отмечает возникновение интереса к психической жизни человека и

ее законам. До этого совместно с Карлом Колером открывает

местноанестезирующее действие кокаина. Начинает заниматься вопросами

патогенеза истерии, публикует первые клинические статьи, работает вместе с

Брейером, в основном используя гипнотерапию. Параллельно продолжает

исследования чисто неврологического характера (проблемы детского паралича,

афазий, локализации мозговых функций).

К 1895 г., совместно с Брейером, разработал метод гипнокатарсиса.

После ряда клинических публикаций в 1895 году пишет монографию "Проект", в

которой совершается первая попытка умозрительно разработать закономерности

деятельности мозга человека.

В 1886 году женится на Марте Бернэй. К 1901 году (год публикации

монографии "Толкование сновидений") полностью отказывается от метода

гипноза и разрабатывает оригинальную методику свободных ассоциаций. В 1904-

1905 годах публикует "Психопатологию обыденной жизни", "Остроумие и его

отношение к бессознательному", "Три очерка в теории сексуальности" и другие

известные монографии. К моменту I Мировой войны 3.Фрейд сосредотачивается

на разработке философских и историко-социологических аспектов жизни

общества, т.е. начинает создавать "метапсихологическую" теорию. В 1908 г.

проходит I Международный психоаналитический конгресс в г.Зальцбурге. В 1909

г. выходит в свет первый 1 международный психоаналитический журнал. В 1909

г. совместно с К.Юнгом посещает США, читает курс из 5 лекций в

Массачусетском университете, по окончании курса получает степень почетного

доктора права. В 1910 году создается международная

психоаналитическая ассоциация. В 1920 году открывается первый

психоаналитический институт в Берлине. В 1930 году 3.Фрейд получает

международную премию им.Гете. В 1936 году становится почетным иностранным

членом Королевского научного общества Англии. В 1939 году публикует

последний крупный труд "Моисей и единобожие", в котором продолжает развитие

своих культурно-исторических концепций.

После оккупации нацистами Австрии подвергается предследованиям,

домашнему аресту. По ходатайству ряда коронованных особ и крупному выкупу,

заплаченному нацистам Международным союзом психоаналитических обществ, смог

выехать в Лондон, где и скончался 23 сентября 1939 года. Не сумел вызволить

из Австрии сестер, которые погибли в газовых камерах. В последние годы

жизни страдал из-за мучительных болей (рак нижней челюсти). Смерть

основоположника психоанализа ни в коей мере не повлекла за собой забвение

созданного им направления.

Структура личности по 3.Фрейду

До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта

исследования имела лишь феномен сознания, что не давало возможности постичь

скрытые мотивы поведения и особенностей человека, а следовательно и более

глубинное изучение структуры личности, Фрейд встал перед необходимостью

исследования природы психического, в том числе и тех пластов психики,

которые не вписывались в представление о "сознательном". Исходя из этих

задач и предпосылок исследования, Фрейд и пришел к заключению о том, что

человеческая психика представляет собой некий сложный конгломерат,

состоящий из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные,

так и бессознательные процессы.

Фрейд, ставя перед собой задачу выявления содержательной стороны

бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому расчленению. Здесь

Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного.

Это - во-первых, скрытое, "латентное" бессознательное, т.е. то, что ушло из

сознания, но может в дальнейшем "всплыть" в сознании; во-вторых, это

вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не

могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная

незримая сила.

Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет

предсознательным (ПСЗ), а второй - собственно бессознательным (БСЗ, или

"Оно", или "Id"). Вырабатывая психоаналитические представления о

бессознательном, Фрейд подобно мыслителям прошлого ставит вопрос о том,

каким образом человек может судить о том, что скрыто от его сознания. И

если философы говорили о том, что невозможно определять то, что мы не

осознаем, то Фрейд достаточно решительно кладет учение о бессознательном в

основу своих теоретических постулатов о психической жизни человека. В

отличие от умозрительных рассуждений философов он пользуется конкретным

материалом, полученным из внимательных клинических наблюдений над

пациентами, страдающими неврозом. Кроме констатации самого факта

существования в психике человека бессознательных представлений, Фрейд

старается вскрыть особенности механизма переключения психических актов из

сферы бессознательного в сознание. И здесь он пытается идти от обратного

путем переформулирования задачи исследования:"Каким образом сознательные

процессы становятся бессознательными?". Возможность осознания

бессознательных механизмов осуществляется тогда, когда имеющееся предметное

представление облекается в словесную форму. Отсюда и то важное значение,

которое Фрейд придавал роли языка и законов лингвистики в раскрытии

болезненной симптоматики пациента.

Выделенные Фрейдом психические уровни собственно бессознательного и

предсознательного объединяются автором в одну систему в тех случаях, когда

анализируются взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре

психики человека. Причем, начиная с ранних своих работ, Фрейд подчеркивает,

что бессознательное он считает центральным компонентом, составляющим суть

психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой,

базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного.

Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах

"По ту

сторону принципа удовольствия" (1920); "Массовая психология анализ

человеческого "Я" (1921); "Я" и "Оно" (1923). Предлагаемая модель личности

представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в

определенных соотношениях. Это - "Оно" (Id), т.е. глубинный уровень

бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных

иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей

природе. Это основа деятельности личности, тапсихическая инстанция, которая

руководствуется своими собственными законами. "Оно" является единственным

источником психической энергии и руководствуется только принципом

удовольствия.

Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению

эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий,

привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека

появляется "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа

реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными

стремлениями и желаниями "Оно" и требованиями человеческого сообщества.

"Я", как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного "Оно"

с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец,

"Сверх-Я (Super-Ego)" - это внутриличностная совесть, т.е. инстанция,

олицетворяющая собой ценности и установки общества.

"Сверх-Я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские

образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых

учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это

результат "дрессировки" индивида обществом. "Сверх-Я" описывается как

своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические

бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их

требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В

процессе эволюции "Сверх-Я" стала неотъемлемой частью, внутренним элементом

личности.

Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд

прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому как

ранее А.Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия

взаимоотношений между интеллектом и волей. Движется всадник только

благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник

должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И

все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию

передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или

тяжело болен). Положение "Я" существенно сложнее, чем положение лошади

("Оно"). Во-первых, "Я" должно учитывать требования и условия реального

окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, "Я"

испытывает постоянное давление со стороны мощного "Оно", и этот конфликт

между требованиями внешнего мира ("Сверх-Я") и потребностями глубинных

уровней личности ("Оно") порождает у "Я" постоянную внутреннюю тревогу и

беспокойство. В-третьих, "Я" подвергается отдельному нажиму "Сверх-Я", как

моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека

глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности,

по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ

ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и

общества. По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я"

призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е.

переключение антикультурных порывов "Оно" в социально приемлемые виды

деятельности "Я". Согласно Фрейду, "Сверх-Я" является "наследником Эдипова

комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений "Оно" и самых

важных судеб его".

Жесткая моральная цензура "Сверх-Я" мешает осознанию собственных

глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с

требованиями общества и морали. Это проявляется далеко не только в сфере

сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем,

завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к

объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть -

чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко

понизится своя самооценка,

самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные

чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта

зависти. Таким образом и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и

самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием

открытых Фрейдом, так называемых, "защитных механизмов".

Защитные психические механизмы

Что такое "защитные механизмы"? В связи с тем, что как уже

описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит

постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим

конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд

защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в

сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры "Сверх-Я"

и может травмироать личность.

Прежде всего - это вытеснение. Под этим понятием предполагается

механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания

импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и

тревоги. Этот механизм отличается от сознательного подавления какого-то

вида осознанного желания ("находясь в обществе, я осознаю желание

почесаться, но умышленно и осознанно его подавляю"). Механизм вытеснения

имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо

принять какое-то трудное, мучительное для него решение. Он долго

собирается, готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может

решиться на конкретное действие. Все это наполняет его напряжением,

беспокойством, тревогой. И вот "вдруг" он "забывает" об этом деле. Имеет

место временное "третье" решение, причем речь идет не о сознательном

уклонении от принятия решения. Это - не лицемерие. За счет механизма

вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на

время исчезает, освобождая его психику.

Следующий защитный механизм - это образование противоположной

реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для

сознания тенденции на противоположную. Примеров можно привести более чем

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты