История
систему, которая не является жесткой, т. е. изменяются не только
отношения доминирования - подчинения, но и сами конструкты. На
основании этих положений Келли разработал методический принцип
репертуарных решеток. Им и его последователями было создано большое
число методик диагностики особенностей индивидуального
конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический
метод фиксированных ролей.
13. Общая характеристика ассоцианизма.
В начале 19 века ассоциативная психология оставалась
единственной психологической школой, предмет которой - сознание -
был признан всеми без исключения учеными. В классических теориях
ассоцианизма, появившихся в начале 19 века, содержание сознания
рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных
по законам ассоциаций.
Однако уже к 40 - 50 - м годам стали возникать теории,
обусловившие существенные изменения в развитии науки. Прежде всего,
речь идет о позитивизме, появление которого в 30 - е годы привело к
пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина.
Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие
миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе
научного знания, проходит три стадии - теологическое,
метафизическое и, наконец, научное, или позитивное, мышление. По
его мнению, не только люди, но и отдельные науки проходят эти
стадии, а в некоторых из них они переплетаются, сочетая истинное
исследование с метафизикой и догматической верой. Исходя из этого,
Конт ввел свою классификацию наук, в которых можно вывести всеобщие
законы.
Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по
предмету, ни, главное, по методу исследования она никак не могла
претендовать на обладание позитивной парадигмой. Конт отнес ее к
метафизическим и частично даже теологическим наукам и считал, что
она должна отказаться от статуса самостоятельной дисциплины,
соединившись с биологией и социологией (так он называл все
общественные науки).
Таким образом, для того чтобы остаться независимой и
объективной (позитивной) наукой, психологии необходимо было
пересмотреть свои основные методологические принципы и, прежде
всего, найти объективный и точный метод исследования душевной
жизни, который бы не уступал методам естественных наук. Ведущие
психологи 19 в. - Д. С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других
направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились
трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта задача
решалась на протяжении почти ста лет. Еще в 10 - х годах 20 в.
известный отечественный психолог А. И. Введенский, говоря о
необходимости переработки психологии, назвал свою книгу “Психология
без метафизики”. Сложность задачи модификации психологической
науки, во многом и привели к методологическому кризису в начале 20
в., в результате которого психология разделилась на отдельные
направления.
В течении второй половины 19 в. многие ученые (Д. С. Милль, Г.
Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты
построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра
предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась
мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным
методом, т. к. он должен быть надындивидуальным и достоверным.
Критикуя интроспекция, еще И. Кант писал о невозможности проверить
ее данные математикой. О. Конт же подчеркивал, что абсурдно думать,
будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна
наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что
самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае,
если психика ограничивается областью сознания. Но уже к середине 19
в. все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем
приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и
бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и
животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало,
что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в
психологии.
Поэтому психология должна было, во - первых, научиться
использовать наблюдение за другими, во - вторых, разработать новый,
объективный метод изучения душевной жизни. С середины 19 в.
появляется все больше работ, предложенный Миллем, и метод проб и
ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец,
экспериментальный метод, разработанный Вундтом.
Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие
психологии в этот период, было появление эволюционной теории
Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к
естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала
методологический кризис и подвергалась критике со стороны
позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем. В то
же время активно развивающееся естествознание, прежде всего
биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за
объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к
психическому.
Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты
безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том,
что целью психического развития является адаптация к среде,
структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая,
биологическая детерминанта давала возможность соотнести уровни
развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психологии.
Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним
и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И. М. Сеченов, вывел
психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только
расширяло область ее исследований, но позволяло использовать
эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое
понимание предмета давало основания сказать, что психология из
науки о сознании трансформируется в науку о познавательных
процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и
требованиям позитивизма, т. к. в центре исследования стоял уже не
предмет (сознание), но процесс. Эволюционный подход давал также
возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся
психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические
закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее
распространение и привел к появлению генетической (возрастной)
психологии.
Представители ассоциативной психологии: Гартли, Беркли Юм,
Милль, Браун, Гербарт, Бэн, Вундт.
14. Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.
Как показывают исследования истории отечественной культуры,
философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться
еще в 10 - 15 веках. На основе этих предпосылок в 18 веке
сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало
материалистическим традициям для их последующего развития.
Социальную базу отечественной психологии 18 в. составлял
феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий
в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в своей книге
“Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.), за которую был
сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих
деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения
крепостного права.
В 18 в. в России широко развернулось просветительское
движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского,
Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С.
Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др.
Украинский мыслитель Григорий Савич Сковорода (1722 - 1794)
заострил внимание на самосознании человека. Имевшее ярко выраженную
антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с
господствующими в официальной науке идеализмом и теологией,
просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В
этих условиях материалистическое решение основных психологических
проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от
предрассудков и суеверий.
В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии
общества, Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) утверждал идею о
зависимости умственного развития от просвещения и обучения:
источник индивидуального ума - опыт других людей, усваиваемый через
язык и письменность.
Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - крупный организатор
издательского дела в России - в печати отражал наиболее спорные
вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.
В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная
психологии - “Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств,
способностей и бессмертия”. Ее автор Иван Михайлович Кандорский
(1764 - 1838) являлся духовным лицом. Именно поэтому Кандорский в
своей книге пишет о том, что “душа есть дух, а, значит, существо
живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа
наша. Определение сие души находим мы на многих местах и Священного
писания”.
Кроме того, Кандорский произвел систематизацию психологических
знаний. Он описывает факты - ощущения, мысли как ассоциации
представлений, волю.
Основы материалистической русской психологии заложил Михаил
Васильевич Ломоносов (1711 - 1765), великий русский ученый -
энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель,
создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы
русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и
просвещения в 18 в.
Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с
научными исследованиями (природы, русского языка и др.).
Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия
внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в
различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе “Слово о
происхождении света” выдвинул трехкомпонентную теорию цветового
зрения.
Особенно богата психологическими идеями работа “Краткое
руководство к риторике”. Здесь Ломоносов развивает мысли о
воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со
страстями и роль разума), психологии речи.
Идеи Ломоносова развивали Яков Павлович Козельский - философ -
материалист, выступавший против крепостничества и религиозной
морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и
Александр Николаевич Радищев, также резко обличавший в своих трудах
самодержавие и крепостничество.
В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей
остротой поставил проблему человечества. Базой его научных идей
было революционно - демократическое мировоззрение. Однако, не
меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию
определяла гуманистическая этика.
Радищев отрицал существование души как самостоятельной
субстанции. Психика является функцией известных органов тела -
нервов и мозга, и без него невозможна.
Большое место в трудах А. Н. Радищева занимает проблема
развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и
животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни
человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее,
обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки,
высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека
связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль
занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это
расширяет возможности органов чувств “до беспредельности”. Отдельно
указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального
сознания.
Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума,
воздействия на человека общества (путем подражания и соучастия в
переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей.
Вопросу о бессмертии души А. Н. Радищев посвящает философский
трактат “О человеке, о его смертности и бессмертии”, где он пишет:
“Я зрю везде смерть, т. е. разрушение; из того заключаю, что и я
существовать перестану... смерть всего живущего заставляет ожидать
того же жребия”.
Однако в результате мучительных размышлений, Радищев приходит
к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности -
“мысленности”.
Пытается выявить силу, которая обеспечивает единство -
“сцепление” - всех составляющих человека частей и сил.
Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция
(“мысль от чувств есть нечто отдельное”). Радищев подчеркивает
активную природу человеческого мышления, выражением которой
является внимание. Власть человека распространяется как на мысль,
так и на желания, страсти и тело свое. Все это приводится как
доказательство бессмертия души.
В своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н.
Радищев дает правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни
простого народа. Книга было конфискована и до 1905 г.
распространялась лишь в рукописном варианте.
Т. о., мы можем сделать вывод о том, что психологические
проблемы, развиваемые в передовой науке и философии 18 в., дали
начало материалистическим и демократическим традициям отечественной
философии и психологии в 19 в.
17. В. Вундт и его вклад в психологию.
ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (1832–1920), немецкий физиолог,
психолог, философ и языковед.
В своих работах Вундт предложил программу построения
психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на
эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию
экспериментальной психологии. Почти все психологи начала 20 в. были
его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что психология
– наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов
сознания с помощью интроспекции. В целом, он придерживался идей
ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания
и выявление тех законов, по которым образуются связи между
элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в
связи с чем это направление называется структурализм, а теория
Вундта – теорией элементов сознания.
Как было сказано выше, Вундт первоначально сосредоточился на
изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о
“непосредственном опыте”. Он назвал ее физиологической психологией.
Вундт использовал также достижения двух других новых разделов
знания - психофизики и направления, определяющего опытным путем
время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Использовал он и
достижения Гальтона. Оказалось, что на одно и то же слово человек,
которому его предъявляют, отвечает различными реакциями, для
подсчета и классификации которых Гальтон применял количественные
методы.
Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых
служит человек, можно изучать психические процессы, до этого
времени недоступные для опытного исследования. Т. о., в лаборатории
Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время
реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные
результаты были им изложены в главном труде “Основы физиологической
психологии”. Рассматривая психологию как естественнонаучную
дисциплину, Вундт в то же время считал, что экспериментальные
методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов,
тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается
лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология
при этом выступает как наука о духе, причем о духе народа.
Взгляды Вундта на соотношение психологии и языкознания
первоначально были намечены еще в Основаниях физиологической
психологии. Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм
выражения – от физиологических через жестовый язык (в изучение
которого Вундт внес значительный вклад) до языка звукового. Он
также рассматривал свою концепцию как психологическое обоснование
сравнительно-исторического метода.
Публикация первых томов Психологии народов вызвала оживленную
дискуссию. Лишь в последней трети 20 в. в науке о языке снова стали
актуальными некоторые положения, отчетливо сформулированные Вундтом
в начале века, – в частности, идея о том, что первичной единицей
языка следует считать предложение (точнее, с современной точки
зрения, высказывание), которое не складывается из слов, а лишь
разлагается на них и далее на более мелкие элементы. Созвучными
более поздним этапам развития лингвистики стали также предложенные
Вундтом психологические трактовки различных типов предложения,
порядка слов, грамматических классов.
В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как
науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя
из этого знания, управлять ею. Задачи же, стоящие перед
психологией, он видел в том, чтобы:
-выделить путем анализа исходные элементы;
-установить характер связи между ними и
-найти законы этой связи.
Он считал, что сознание (которое он отождествлял с психикой,
отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из
отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам
ассоциации, образуют представления, отражающие объективную
действительность. Ощущениям (т. е. элементам сознания) присущи
такие качества, как модальность( например, зрительные ощущения
отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам
сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния).
Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения:
удовольствия - неудовольствия, напряженности - расслабленности,
возбужденности - успокоения. Простые чувства как психические
элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из
них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.
Идея Вундта о том, что чувства являются такими же исходными
элементами сознания, как и ощущения, стала отправной точкой для
многих исследователей, которые, как и он, считали, что чрезмерное
внимание, уделяемое исследованию познавательных процессов,
“интеллектуализировали” характер психологии, что стало ее серьезным
недостатком. С точки зрения Вундта, чувства, особенно воля, которая
руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем
познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение
процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с
процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое
поведение сделало Вундта создателем нового направления в
ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.
Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между
элементами. Связи - это и есть те универсальные механизмы, которые
соединяют отдельные элементы в комплексы - представлений, идей и
т. д. До Вундта такими универсальными механизмами считались
ассоциации. Он же ввел еще одну связь - апперцептивную. Понятие
апперцепции он заимствовал у Вольфа и Канта, которые определяли ее
как спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для
объяснения высших психических процессов, которые с его точки зрения
нельзя связывать только с законами ассоциаций. Важным моментом
является связь восприятия, памяти и других элементарных психических
функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение его
предметов, стимулирует и определяет их деятельность.
В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта,
только законами ассоциаций. Он пришел к мнению, что именно
спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей,
отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь,
исходя из заданной цели. В его концепции апперцепция фактически
отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими
деятельность человека. Вундт говорил о том, что воля является
первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая
ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на
высших этапах развития психики.
Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с
изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Вундт
доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления
подчинены особой “психической причинности”. К важнейшим законам он
относил: закон творческого синтеза, закон психических отношений,
закон контраста и закон гетерогенности целей.
19. Психологические воззрения У. Джемса.
Психология долгое время не занимала центрального места в
научных интересах У. Джемса, главным из которых стала философия. В
своей философии прагматизма он доказывал, что задача философии (так
же как и позднее психологии) - описывать и систематизировать
наблюдаемые факты, раскрывая их значение для практической
деятельности людей. Истина должна рассматриваться не с позиций
теории, а с позиций практики, ее реализации в жизни, т. е. теория
здесь - это инструмент, при помощи которого решаются
прагматические, важные для жизни проблемы и который помогает
осознать, к каким реальным последствиям приведет принятие той или
иной гипотезы.
Большое влияние на концепцию Джемса оказал Бергсон с его
философией интуитивизма. Развивая идеи Бергсона, Джемс утверждал,
что абсолютная ценность и достоверность логического познания сильно
преувеличены. Он подчеркивал роль воли и чувств в руководстве
поведением людей. Поэтому главное внимание Джемс уделял анализу
идеологических и религиозных взглядов.
В психологических работах Джемса дан набор концепций, которые
послужили основой различных подходов в современной психологии - от
бихевиоризма до гуманистической психологии.
У. Джемс – функционалист. Одним из основных направлений его
исследований было изучение сознания. Доказывая, что сознание - “это
название несуществующей вещи”, Джемс утверждал, что единственное
реальное бытие, материал, лежащий в основе и вещей, и наших мыслей
о них, - это наш опыт. Джемс пришел к идее о потоке сознания, т. е.
непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю
дискретность, вызванную частично бессознательными психическими
процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность
самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании,
поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и
ему не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это
он.
При этом Джемс подчеркивал не только непрерывность, но и
динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что
осознание даже привычных вещей постоянно изменяется.
Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно,
избирательно, в нем всегда происходят принятие и отклонение, выбор
одних предметов или их параметров и отвержение других.
Для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а
его поток как динамичная целостность. При этом Джемс подчеркивал
приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры.
Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его
детерминант - внимания и привычки.
Много внимания уделял Джемс прикладной психологии. Особенно
важной, с его точки зрения, является связь психологии с
педагогикой, т. к. именно психология играет наиболее важную роль в
формировании и развитии моральных, нравственных привычек.
Джемс особо выделял проблему личности, понимая ее как
интегративное целое. Выделял в личности познаваемый и познающий
элементы, говоря о том, что познаваемый элемент - это наше
эмпирическое “Я”, которое мы осознаем как нашу личность, в то время
как познающий элемент - это наше чистое “Я”. Выделял несколько
частей в структуре эмпирической личности - физической, социальной и
духовной личности. Считал, что личность – это то, что человек
считает своим (состав тела, одежда – для кого как).
Большое значение имело и описание Джемсом чувств и эмоций,
вызываемых разными структурами и частями личности, прежде всего
описание самооценки (самодовольства и недовольства собой), о роли
которой впервые заговорил именно он. Рассматривая влияние
самооценки на поступки человека, Джемс вывел формулу самоуважения,
которая представляет собой дробь, в числителе которой - успех, а в
знаменателе - притязания. Эта формула лежит в основе иерархии
личностей, стремления человека к самосовершенствованию и успеху,
болезней и неврозов, оценки себя и испытываемых людьми эмоций.
Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал
одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на
связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Он считал, что
физиологические изменения организма первичны по отношению к
эмоциям. Джемс писал, что “мы опечалены, потому что плачем,
приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что
дрожим”.
Другая важная идея, предложенная Джемсом, касается памяти. Он
предложил делать различие между двумя видами памяти:
-вторичной памятью, хранящей большой запас информации о фактах
и личных воспоминаниях, которая накапливается по мере жизни;
-первичной памятью, которая находит нужные воспоминания и
передает их в сознание.
Уильям Джемс оказал очень большое влияние на изучение
психологии. Он явился вдохновителем особого направления - так
называемого функционализма, уделяющего основное внимание функции
или роли, какую играют психологические процессы, помогая индивиду
приспособиться к окружающей среде.
27. Классический психоанализ З. Фрейда.
Зигмунд Фрейд внес поистине неоценимый вклад в развитие
психологии. Он стал родоначальником психоанализа (глубиной
психологии), впервые употребив этот термин в работе 1891 года.
Фрейд использовал слово “психоанализ” для обозначения теории
личности, а также метода лечения психических расстройств. Теорию
Фрейда называют еще психодинамической теорией личности, поскольку
основное внимание в ней уделяется динамике и конфликтным сторонам
психических процессов. В основе психодинамических теорий лежат два
основных постулата. Во - первых, люди часто не догадываются об
истинных мотивах своего поведения, другими словами, мотивы их
поведения часто находятся в области бессознательного. Во - вторых,
защиты психики от воздействия неприятных или нежелательных мыслей и
эмоций используются защитные механизмы.
Взгляды Фрейда можно разделить на три области:
- это метод лечения функциональных психических заболеваний,
- теория личности и
- теория общества. Стержень всей системы - это его взгляды на
развитие и структуру личности человека.
Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не
происходит без причино. Основы психической активности заложены в
бессознательной сфере человека, а особенности психики формируются в
раннем детстве. Структура психики совпадает со структурой личности;
психика состоит из 3 - х основных блоков:
-бессознательного “ид”;
-сознательного “эго”;
-сверхсознательного “супер - эго”.
Инстинкты (бессознательное):
-агрессивные - тонатические (стремление к смерти);
-поддерживающие (“эрос”) - энергия жизни - психосексуальная.
Либидо - та специфическая энергия, которая связана с инстинктом
жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не
дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.
Распределение энергии - катексис - происходит в раннем
детстве. Процесс катектирования - процесс перехода из одного
состояния в другое; из тонатической энергии в поддерживающую и
наоборот.
Наше “Я” стремится к удовольствию, на этом построена наша
жизнь.
Т. о., с его точки зрения, развитие психики есть
приспособление, адаптация к окружающей, враждебной, среде.
Движущими силами психического развития служат врожденные и
бессознательные влечения (чувства). Основой психического развития
является эмоции и мотивы человека.
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от
механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если
не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер -
Эго. Главные механизмы защиты являются следующие:
1. Вытеснение - самый неэффективный механизм, т. к. при этом
энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не
реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост
напряженности, которое дает о себе знать в виде символов,
наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.
2. Регрессия - временный переход на более ранний, примитивный
уровень психического развития, как бы отступление в тот
психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее
защищенным (например, детский плач у взрослого, кусание ногтей,
жевание резинки или табака, вера в злых духов или добрых...).
3. Рационализация - приписывание своему поведению
неправильных, но удобных, не вредящих самоуважения причин. Не
осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и
объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
4. Проекция - приписывание другим те желания и чувства,
которые человек испытывает сам. Если субъект, которому было
приписано какое - либо чувство, своим поведением подтверждает
сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно
успешно. Этот защитный механизм позволил в дальнейшем разработать
так называемые проективные методы исследования личности (просьба
закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по
неопределенным сюжетным картинкам).
5. Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация,
то есть перенесение нереализованной энергии в другие области -
труд, творчество, спорт. Успех творческой деятельности объясняется
тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии,
катарсис (очищение) человека от нее. На основе этого подхода к
сублимации позднее в психологии были разработаны основы терапии
искусством - арт - терапии.
Либидозная энергия является основой развития личности,
характера человека, и, соответственно закономерностей ее развития.
Фрейд создал свою периодизацию. Стадии психосексуального развития:
1. От 0 - 1 года - либидо - объект, ребенок нуждается в
постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап носит название
оральной стадии.
2. Либидо - субъект, для удовлетворения своих инстинктов
ребенку не требуется никакой внешний объект, период нарциссизма:
а) до 3 - х лет - анальная стадия;
б) 3 - 5 лет - фаллическая стадия - идентификация себя среди
других, появляются комплексы: Электры, Эдипов комплекс.
в) латентная (скрытая) - до 12, 13 лет - основные виды
деятельности общественно - полезная.
3. Либидо - объект, т. к. для удовлетворения либидозного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|