История
концепт слова – есть сущность предмета, и существовало до него в
божественном уме как образец для реальности.
Интерес представляет и концепция развития нравственности и
самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что критерий
нравственности – это согласие с собственной совестью. Он считал
совесть божественным даром, а ее содержание несущественно
отличающимся от библейских заповедей.
С 8 по 12 в. большое количество психологических исследований
проводилось на Востоке. Арабские учение настаивали на том, что
изучение психики должно основываться не только на философских
концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего
медицины.
Арабская психология.
Известный ученый того времени Ибн аль – Хайсам сделал ряд
важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его
естественно – научный подход к органам восприятия (прежде всего к
зрительной системе) определялся первой в истории психологической
мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. За
основу зрительного восприятия он принял построение в глазу по
законам оптики образа внешнего объекта. Доказывал, что этот процесс
определяется внешними, физическими причинами.
Он экспериментально изучил такие важные явления, как
бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом
эффекты, явление контраста и др. Доказывал, что для полноценного
восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение
зрительных осей.
Арабский мыслитель Ибн Сины (Авиценн), врач, разработал теорию
двух истин, которая помогла вывести предмет изучения психологии из
общего предмета богословия. Он доказывал, что существуют две
независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание.
Изучая процесс познания, он подчеркивал, что в каждой вещи есть
всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а
также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно
это вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах.
Его положение о зависимости психических явлений от
физиологических касалось чувствительности организма, его
способности реагировать на внешние раздражения, а также его
эмоциональных состояний. Используя факты практического изучения
простейших реакций организма, он учил, что можно объяснить такое
сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек
воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы
вещей. Он был одним из первых исследователей в области возрастной
психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма
и его психологическими особенностями в различные возрастные
периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию.
Особое место отводил чувствам, аффектам, которые испытывает
ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно
при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Т. о., за
всеми этими положениями скрыта общая мысль о способности
регулировать внутренние психические состояния человека путем
воздействия на его внешнее поведение.
В ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в
частности излечил юношу, который погибал от истощения из – за
нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который
в современной науке называется ассоциативным экспериментом.
Ибн Рушд (Аверроэс) считал, что религию можно рассматривать как
верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.
Он доказывал необходимость изучения неразрывные связи между
функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые
человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Он
изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав
зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Его главный вывод заключался в том, что вместе с распадом тела
индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Выдвинул необычное
представление о том, что универсальный для всех людей разум
сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии
человека. Подчеркивал, что возможности человека в постижении истины
неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить,
привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению,
познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому
человеку. Т.о., бессмертный разум отделялся от смертной души. Это
разделение разума и души было одним из важнейших положений теории
Рушда. Он также подчеркивал, что способность к мышлению является
потенциальной. Всеобщий разум, воздействуя на потенциальные
способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания
необходимы определенные условия, в частности познавательная
мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.
Психология в позднем Средневековье 12 – 15 века.
Наиболее значительные психологические исследования в позднем
Средневековье связаны со следующими именами.
Фома Аквинский в своей системе, получившей название томизм,
стремился примирить богословие с наукой. Считал, что в случае
противоречий истина знания все же уступает вере. Доказывал, что
мышление – это имманентное, главное свойство души. Отстаивал идею
вечности души. Считал, что душа человека не просто разумна, но
сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. Так
после томизма в психологии появилась новая характеристика духовной
активности – сознательность.
Сенсуализм он рассматривал в качестве главного пути познания.
Писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум
не может нормально работать без их данных, без органов окружающего.
Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству
умственному. Подчеркивал, что образы связаны с внешним миром, а
осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи
специальной операции сознания, получившей название интенции –
направленности сознания и воли на какой – либо предмет.
Исходя из своего подхода к познанию, Аквинский примирял и
позиции номинализма и реализма, говоря о том, что универсалии есть
и в вещах (как проявление общего), и до них - в уме у Бога, и
после них – в разуме человека. Ввел понятие «персона» («громче
звучать»). Считал, что человек – некое единое телосное душевное
существо.
Роджер Бэкон схоластическим методом противопоставлял науки.
Подчеркивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, а
невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только
знание. Он доказывал, что ощущения являются ведущим психическим
процессом, материалом, из которого рождается знание. Ему
принадлежит известный тезис: «Знание – сила».
Дунс Скот также писал о том, что материальная основа психики
объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее,
что существует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает
форма.
Познание должно быть направлено на познание индивидуального,
конкретного в каждой вещи. Он ввел в психологию важное положение об
активном характере ощущений и их связи с деятельностью.
У. Оккама продолжил изучение соотношения общего и частного в
предметах. Утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т. е.
общее – это знак многих объектов, в реальности его не существует.
Понятие рассматривается им как результат абстракции, причем эта
логическая операция происходит на основании сходства между
предметами. Он писал о существовании понятий разного уровня – одни
из них являются знаками вещей, а другие – знаками понятий, т. е.
знаками знаков. Отсюда и знание он делил на: наглядное и
отвлеченное.
Т. о., знания о психике и путях ее изучения обогатились в
Средние века многими важными данными, в частности методами
экспериментального исследования и регуляции эмоциональных
состояний, в том числе и аффективных реакций. Необходимо отметить
первые труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой
методов убеждения людей. Обращают внимание и работы, которые
позднее были названы психотерапевтическими, их целью была
психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный
дискомфорт, напряжение, невроз.
Развитие психологии в эпоху Возрождения.
Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе
Бернардино Телезио. Стремясь объяснить психическое из природных
законов, он организовал первое общество естествоиспытателей.
Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих
силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В
качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту,
способность к расширению и сокращению и т. д. Он утверждал, что эти
силы находятся во взаимном проникновении, создавая новые
образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба
противоположных сил и есть источник всякого развития.
Он считал, что главной целью природы является сохранение
достигнутого состояния. Т. о., в его концепции впервые появилась
идея гомеостаза. Так закону самосохранения подчиняется и развитие
психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. Доказывал
связь эмоций и разума со стремлением к адаптации. Концепция Телезио
в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим
психологию объективной наукой.
О необходимости развивать естественно – научный подход к
исследованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан Луис
(Людовик) Вивес. Он обосновывал новый подход к психологии как науке
эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для
правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения
чувственных данных – индукцию. Ему принадлежит доказательство
возможности и обоснованности логического перехода от частного к
общему. Основой такого перехода служат законы ассоциаций, трактовку
которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет
природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия,
дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Важное
значение он придавал эмоциональности. Пришел к выводу, что наиболее
эффективным для подавления негативного переживания является не его
сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более
сильным переживанием.
Испанский психолог Хуан Уарте ставил в качестве специальной
задачи психологии изучение индивидуальных различий в способностях с
целью профессионального отбора. Анализ способностей сопоставлялся
со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с
различием в сферах деятельности, требующих соответствующих
дарований.
Основными способностями признавались воображение (фантазия),
память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным
темпераментом мозга, т. е. пропорцией, в которой смешаны в нем
главные соки. Существенную роль в формировании способностей играют
физиологические факторы, в частности характер питания.
Он считал, что особенно важно установить внешние признаки, по
которым можно было бы различать качества мозга, определяющие
характер дарования. Он мечтал об организации профессионального
отбора в государственном масштабе.
Т. ., в период Возрождения, напротив, психологические
исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в
античности. Это связано и с появлением возможности полностью читать
работы ученых того времени, и с возрождением интереса к изучению
этапов познания, способностей человека, в том числе и способности,
строить объективную картину мира, осознавать его как целое. Этот
интерес стал ведущим и в следующий период, получивший название
Нового времени.
23. «Открытый кризис» в психологии: общая характеристика
основных направлений.
В начале 20 в. психология переживала серьезный методологический
кризис, связанный, прежде всего с трудностями, возникавшими при
поиске объективных методов исследования психики. Выяснилось, что
найти прямой и объективный метод изучения психического состояния
человека, содержания его сознания, а тем более бессознательного,
практически невозможно. Выход был либо в трансформации метода,
который превращался в опосредованный, либо в таком изменении
предмета, которое сделало бы реальным его непосредственное
экспериментальное изучение (например, сделать предметом внешнюю
активность), либо в отказе от попыток объяснить законы психики,
заменив их описанием явлений, как предлагал Дильтей.
На содержание и динамику протекания методологического кризиса в
психологии повлияли кроме логики становления самой науки и другие
факторы – социальная ситуация, открытия в других дисциплинах.
Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные
пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм),
которые нуждались в научном объяснении.
О. Шпенглер, Э. Гуссерль, А. Бергсон доказывали, что культура
близится к закату, что свобода воли может привести человека к
отходу от разума, который уступает место интуитивному знанию,
бессознательному.
Бергсон выдвинул идею о происхождении интеллекта из потребности
практического действия, он доказал, что логическое знание
односторонне, а наиболее полным и всеобъемлющим способом познания
является интуиция.
Ученик Брентано Гуссерль, возражая против психологизма, т. е.
против идеи о том, что психология может стать методологией всех
наук о человека, выдвигал метод «феноменологической редукции»,
который позволяет высвободить сознание от наслоений культуры,
личного опыта, пристрастий человека. Эти «чистые феномены»,
образованные в результате интенциональной (интенция -
коммуникативное намерение говорящего) направленности сознания на
внешний мир, и составляют его главное содержание.
Считалось, что в формировании новых оснований психологии может
оказать поддержку естественные науки, которые находились тогда на
подъеме.
Открытие в биологии, физике, генетике способствовали
становлению психологических направлений. Данные генетики оказали
влияние на анализ роли среды в процессе развития психики, понимание
возможностей и границ обучения. Особенно большое значение эти
материалы пробрели в России, в которой в те годы была одна из
наиболее сильных школ генетиков.
Достижения физиков, которые помогли психологам по – новому
увидеть возможности эксперимента, раскрыли перспективы изучения
познавательных процессов. Законы и методы исследования физического
поля стремились применить при анализе психического поля, динамики
восприятия и мышления гештальтпсихологии.
На развитие психологии, в том числе и на исследование
восприятия, оказала влияние и теория Э. Маха. Он отстаивал принцип
эмпирической доказуемости выдвигаемых теоретических положений.
Используя данные, полученные при исследовании физиологии органов
чувств, он доказывал, что физическое и психическое имеет один и тот
же субстрат – «нейтральный опыт», состоящий из элементов.
Механизмом соединения этих элементов в целостную картину являются
все те же ассоциации, связывающие отдельные ощущения в образы,
которые запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в
языке. Т. о, задачей психологии является изучение отдельных
элементов опыта (цвета, формы и т. д.), которые, объединяясь,
образуют целостные объекты, в том числе и образ «Я».
Новым здесь были экспериментальный подход к исследованию
ощущений, оригинальные методики, придуманные Махом, принцип
энергетизма, гласивший, что существует единая энергия и для
психического, и для физического, количество которой сохраняется
неизменным и переходит от движения к мышлению и наоборот.
Взгляды Маха оказали влияние не только на первые
психологические школы (например, структурализм), но и на взгляды
бихевиористов и гештальтпсихологов. Первые заимствовали у Маха и
его последователя Р. Авенариуса идею трактовки организма как
психического аппарата, а вторые – мысль о тожественности гештальтов
(сознательных образов) структуре реальных предметов.
Разные научные интересы, методологические принципы и социальная
ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий 20 в., не
позволяли прийти к общему пониманию целей, предмета психологии и ее
методов.
Эта ситуация рефлексировалась учеными как упадок, как «открытый
кризис».
Т. о., фактически уже к 20 – м годам 20 в. психология
разделилась на отдельные школы, которые по - разному выстраивали
свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в
качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую
сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления
– бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из
которых имело собственный предмет психологии и свой метод
исследования психики.
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось
путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его
формирование, т. е. на образование связей между стимулами и
реакциями.
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых
состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для
изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по
аналогии с методами изучения физического поля.
Глубинная психология сделала своим предметом глубинные,
бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал
психоанализ.
Позднее, уже во второй половине 20 в., возникли новые школы –
гуманистическая и когнитивная психология. Ни предметы, ни методы в
этих школах совершенно не совпадали между собой, а потому на первых
этапах становления школ невозможно было и говорить о каком – то
объединении. Прошло несколько десятилетий самостоятельного
развития, было накоплено много новых фактов каждым из направлений,
прежде чем стало возможным опять заговорить об объединении, о
создании единой психологии.
Гуманистическая психология возникла как естественное развитие
взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов
в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей
этой школы были такие влиятельные психологи, как К. Роджерс, Э.
Маслоу и Г. Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде
всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей
индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих
личностных черт) как условия становления личности. Другой важный
принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм).
Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание
собственно человеческих свойств на языке естественных наук
(используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или
к биологическим инстинктам).
Структурализм считал, что предметом психологии должно стать
содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру,
безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает.
Главные задачи структурализма - предельно точное определение
содержания психики, выделение исходных ингредиентов этого
содержания и законов, по которым они объединяются в структуры.
42. Развитие идей Л. С. Выготского его учениками и
последователями (общий очерк).
Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выготский, - одна
из ведущих в отечественной психологии. Помимо А. Н. Леонтьева, к
ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных
областях психологии: Александр Романович Лурия, исследовавший
проблемы мозговой локализации высших психических функций и
основавший науку нейропсихология; Даниил Борисович Эльконин –
крупнейший отечественный специалист в области детской психологии;
Александр Владимирович Запорожец, исследовавший роль практических
действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в
смысловой регуляции деятельности; Лидия Ильинична Божович, основные
работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; Петр
Иванович Зинченко, исследовавший память с позиций деятельностного
подхода; Петр Яковлевич Гальперин – создатель теории поэтапного
формирования умственных действий.
Запорожец А. В. в своих трудах доказывал, что психические
процессы являются разновидностями ориентировочных. Так, восприятие
– это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление –
ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции – ориентировка в
личностных смыслах. Он пришел к выводу о роли ориентировки как
ведущей части действия при исследовании произвольных движений и их
формирования у детей. Его исследования показали, что ориентировка
проходит несколько этапов – от внешней, развернутой, к внутренней,
свернутой.
Также он изучал развитие восприятия и мышления, а также процесс
формирования эмоций и чувств у дошкольников. Считал, что в
дошкольном возрасте восприятие является ведущим психическим
процессом, объясняя этим и роль образной памяти и образного
мышления в этом возрастном периоде. Доказал, что существуют
определенные виды деятельности, к которым сензитивно
(чувствительно) восприятие и выделил этапы его развития.
Исследование структуры восприятия показало, что оно состоит из:
1.перцептивных действий – ориентировки в свойствах предметов;
2.сенсорных эталонов – образов, которые определяют и направляют
процесс восприятия;
3.действий соотнесения, благодаря которым предмет относится к
определенному эталону и узнается детьми.
Исследования Л. И. Божович были связаны с процессом
формирования личности детей, который она понимала как развитие
независимости от окружающей среды, когда поведение человека
определяется не внешней ситуацией, но внутренними мотивами. Она
выделила личностные компоненты в каждом возрастном кризисе, говоря
о превращении ребенка из объекта в субъект в конце первого года
жизни, появлении осознания себя как субъекта действия в три года,
как субъекта в системе социальных отношений в семь лет и, наконец,
осознания своей личностной уникальности и ценности в подростковом
возрасте.
Давыдов совместно с Д. Б. Элькониным создал новое направление в
отечественной психологии - психологию формирования мыслительной
деятельности учащихся. Однако главные работы Эльконина были
посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации. Он выделил
структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой
входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль,
воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции,
игровые отношения. По мнению Эльконина, наибольшее значение в игре
имеет роль, которая позволяет ребенку контролировать свое
поведение, так как в роли скрыто правило поведения в данной игре.
Исследования Эльконина выявили не только структуру и этапы развития
игры, но и ее ведущее значение для формирования психических функций
и личностных качеств детей, что позволило доказательно говорить о
ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте.
В разработанной периодизации Эльконин выделил две стороны в
деятельности – познавательную и мотивационную, или, как он писал,
ребенок – предмет и ребенок – взрослый.
38. Психоанализ и педология, их судьба в России.
Для отечественной психологии первых лет ее развития после
революции 1917 г. было характерно пристальное внимание к
достижениям мировой психологической науки. В 20 – е годы в нашей
стране оперативно издавались труды зарубежных психологов: З.
Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, В. Келера, К. Коффки, Э. Торндайка, Ж.
Пиаже и др. Психоанализ вызывал особый интерес. В 1922 г. было
создано «Русское психоаналитическое общество», были созданы
аналитические кружки и группы в разных городах, психоаналитические
методы исследования осваивались в Институте по изучению мозга и
психической деятельности, в Москве был открыт психоаналитический
детский дом «Международная солидарность» Это было практически –
научное учреждение по научному изучению детского возраста.
Еженедельно проводились семинары, читались лекции. Однако в 1925 г.
детский дом был ликвидирован.
В конце 19 в. областью социальной практики, также требовавшей
участия психологов, было строительство новой школы. В практике
школы сильно сказывались левацкие извращения, возникла теории
«отмирания школы», «снижения роли учителя». Учеба сводилась к
выполнению конкретных дел (проектов), выбрасывая за борт школы
программу, систематическое овладение знаниями; школьные классы
заменялись текучими бригадами. Задача состояла в том, чтобы
преодолеть отрыв школы от жизни, от труда. В связи с этим в
психологии встали проблемы, связанные с рационализацией
педагогического процесса. Теоретическую основу этой работы
составила педология – новая наука о развитии ребенка, охватывающая
все стороны этого развития. Зародившаяся в самом конце 19 в. как
естественный результат развития американской и европейской науки в
области детской и педагогической психологии, она выражала новую
тенденцию перерастания границ психологического исследования, ее
задача - собрать, систематизировать и изучить все, что касается
жизни детей в разных возрастах и во всех отношениях, охватывая все
стороны развития ребенка, и телесную, и духовную. В России
педология получила значительное развитие в 20 – х – начале 30 – х
гг. Начало педологического движения в России связано с открытием в
1904 г. при основанной Нечаевым лаборатории экспериментальной
педагогической психологии педологических курсов для учителей,
родителей, т. е. для всех, кто хотел понять человека как предмет
воспитания и обучения. На курсах читались лекции и проводились
практические занятия по анатомии, физиологии, нервной и душевной
патологии, гигиене, антропологии, истории педагогики, психологии,
сравнительной психологии, детской психологии, экспериментальной
психологии, учению о характере и др.
Для определения предмета педологии, объектом изучения которой
является развивающийся ребенок, существенны два признака:
1.целостность, т. е. специальная установка на вскрытие связей,
изучение тех новых качеств, тех своеобразных особенностей, которые
возникают из соединения ряда сторон развития в единый целостный
процесс, вскрытие внутренней структуры того процесса, который лежит
в основе онтогенеза… взятого в целом;
2.развитие как прямой объект исследования. В числе важнейших в
педологии - понятие среды, которая понимается не как простой фон,
на котором проходит развитие ребенка. Указывается на активный
характер отношения ребенка к среде и в то же время не отрицается ее
влияние на развитие ребенка. Всестороннее разрабатывается проблема
возраста и возрастной периодизации.
Однако, в конечном счете признавалось, что в педологии не было
теории, адекватной предмету исследования – развивающемуся ребенку.
Большую проблему в педологии представлял вопрос о методах.
Признавалось разнообразие используемых методов, т. е.
провозглашался принцип использования разных методов в зависимости
от разных условий. Особое внимание обращалось на использование
статистики. Широкое применение получил метод тестов.
По всей стране развернулась работа по созданию сети
педологических учреждений. Была создана сеть низовых педологических
ячеек и провинциальных учреждений, на первом плане в работе которых
стояли тестовые обследования по определению успешности, умственного
возраста и профотбору. В области применения педологии к
педагогической практике были допущены серьезные ошибки,
выразившиеся в нередко необоснованных оценках педагогически
запущенных детей как дефективных и отправленных на этом основании в
специальные школы. Это явление стало массовым. Для них не было
создано специальной программы обучения: существовавшие программы
принципиально не отличались от таковых для общих школ, они были
лишь менее интенсивными и более растянутыми во времени. Это
вызывало недовольство родителей и педагогов и, что главное,
вступало в противоречие с государственной идеологией равенства
советских людей.
В средствах массовой информации появляются призывы защитить
советских детей от «изуверов – педологов». Одновременно внутри
педологии развернулась широкая кампания по критике и самокритике.
Появляются разгромные статьи, в которых научная критика уступила
место политической и идеологической травле. Все завершилось
Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе
Наркомпроса» от 4 июля 1936 г. Педология была упразднена, ее
объявили лженаукой, педологическую практику ликвидировали.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|