Конспект лекций по Основам психотерапии
Конспект лекций по Основам психотерапии
Основы психотерапии
Лекции.
(Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного
Университета осенью 2002 года профессором Исуриной)
Основные понятия.
1.1. Определение.
Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на
психику и через психику на организм человека.
Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине
(лечение, здоровье).
Определения психологические – основные понятия: межличностное
взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.
- Психотерапия –
персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между
познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит
человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и
техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека.
- Психотерапия –
целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма
психологическими средствами.
1.2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)-
- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами.
Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая
интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).
Виды вмешательств в медицине:
1. фармакологические
2. хирургические
3. физикальные (физиотерапия)
4. психотерапия (психологические)
Виды вмешательства в психологии (области распространения
экспансии в психологии):
1. педагого-психологическая
2. организационная психология
3. клинико-психологическая
Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-
психологическое вмешательство.
1.3. Клинико-психологическое вмешательство.
Характеристики:
1. Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует
психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:
А) беседа
Б) тренинг
В) межличностное взаимодействие
2. Функции:
А) профилактика А) и Г) психол. консультирование
Б) лечение
В) реабилитация Б) и В) психотерапия
Г) развитие
3. Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут
быть близкие цели и отдаленные).
4. Теоретическая обоснованность.
Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.
5. Эмпирическая проверка.
Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую
эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.
Исследования эффективности:
- репрезентативная выборка
- исследования до и после терапии с участием конкретной группы
(лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)
- катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний
катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет)
- независимый исследователь эффективности
6. Профессиональные действия
Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и
профессионалами.
Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне
психологических воздействий.
1.4. Психологическая коррекция.
Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не
медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить
специфику термина – психокоррекция – это профилактика:
- первичная профилактика – профилактика заболевания
- вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни
- третичная – профилактика инвалюризации
1.5. Психологическое консультирование.
Вид клинико-психологического вмешательства.
В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей
решения трудной ситуации.
3 подхода:
1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних
причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.
2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин
проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.
3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения
проблемы.
| Психотерапия | Психологическое консультирование |
| | |
|1.средства воздействия и |методы |
|психологические; широкий арсенал средств|психологические; преимущественное |
| |средство – предоставление информации |
| | |
| | |
|2. цели |изменений |
|расширение позитивных |лучшее использование собственных |
|достижение более глубинных изменений |ресурсов и улучшение качества жизни |
| | |
|3. функции |развитие и профилактика |
|лечение и реабилитация |обоснованность |
|4. теоретическая |теоретическая психология |
|теоретическая психология | |
Дополнительные различия
| психотерапия | Психологическое консультирование |
| | |
|5. место |изменений |
|изменения непосредственно в процессе |анализируется сущность проблемы, а |
|психотерапии, что является сущностью |изменения происходят после окончания |
|психотерапевтического процесса |консультирования |
|6. степень самостоятельности | |
|сопровождение психотерапевта |клиента |
|7. продолжительность |самостоятельность |
|не менее 15 сеансов |воздействия |
| |1 –5 консультаций |
1.6. Понятие метода психотерапии.
4 уровня использования термина методов (Алексанрович):
1. – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа,
релаксация)
2. – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие
процесс (стационарные, семейные).
3. – методы в значении основного инструмента психотерапевтического
воздействия (психотерапевт, группа).
4. – методы в значении психотерапевтических интервенций.
1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии.
- С одной стороны медицина, с другой – психология.
- Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.
1.8. Личностный подход.
Важнейший принцип медицины и психотерапии.
Реализуется в трех ипостасях:
1. изучение личности больного, закономерностей развития, специфики
нарушений для использования в психотерапии.
2. Учет личностных особенностей при использовании любых
психотерапевтических техник
3. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.
1.9. Общие факторы психотерапии.
В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение.
Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:
1. пациент
2. терапевт
3. процесс
Вопросы:
1. что общего происходит с пациентом при применении разных техник
2. что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических
представлений
3. общие этапы вне зависимости от парадигмы.
Пациент.
- обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями
пациента в любой психотерапии)
- формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и
психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует
понимание).
- предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта).
- Укрепление веры больного в выздоровление
- Накопление положительного опыта
- Облегчение выхода эмоций
Терапевт.
- целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений
- внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.
- Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь»
Процесс.
- установление оптимального контакта, вовлечение пациента в
сотрудничество, создание мотивации в психотерапии
- прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития
эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и
терапевта должны быть одинаковы
- определение психотерапевтических мишеней
- применение определенных методов и техник, направленных на изменения
- закрепление достигнутых результатов
- окончание курса психотерапии (зависимость пациента от
психотерапевта)
1.10. Показания к психотерапии.
- удельный вес психотерапии определяется ролью психологического
фактора этиопатогенезе болезни
- показания определяются последствиями определенного заболевания
(смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение
самооценки…)
Личность.
Центральная проблема современной психотерапии.
Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека.
Наука о личности – персонология.
Олпорт осуществил анализ существующих определений личности:
1. – биосоциальные и биофизические определения личности
а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей
(скорее бытовое значение)
б – исключительно качества и характеристики личности
2. - через перечисления
3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности
4. – отмечается роль личности в регуляции поведения
5. – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами
6. – личность рассматривается как сущность человека
Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так
ведут.
Теории личности выполняют функции:
- объяснение
- предсказание
Что влияет на теории личности:
- клинические наблюдения
- гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к
пониманию целого)
- традиции научения, экспериментальная психология
- психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных
различий)
Компоненты теорий личности.
1. структура личности (например, черты личности)
2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)
Объяснение мотивации:
- редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на
снятие напряжения
- модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с
целью наслаждения или самоактуализации
Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.
3. проблемы развития личности.
Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.
- стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)
- роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)
4. психопатология.
Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями.
5. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья
Из чего складывается психическое благополучие.
Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными
межличностными отношениями.
Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность.
Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения
личности при психотерапевтическом воздействии.
Критерии оценки теорий личности:
- верифицируемость (проверяемость)
- эвристическая ценность (способность продуцировать новые
исследования)
- внутренняя согласованность
- экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее)
- широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию)
- функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям
проблемы)
Какие вопросы обязательно решают теории личности:
- свобода / детерминизм
- рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает
влияние на человека)
- хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к
человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только
изучая каждый элемент в отдельности)
- конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм
(проблема социального)
Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов.
- изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на
протяжении жизни)
- субъективность / объективность
Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или
внешние обстоятельства.
- проактивность / реактивность
Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на
внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют.
- гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение
напряжения или развитие)
- познаваемость / непознаваемость
Невроз.
Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.
- Невроз –
понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в
результате действия факторов психической природы и проявляющееся в
специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.
- Психогения –
заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и
болезнью.
- возникновение заболевания связано с психически травмирующей
ситуацией и её субъективаной неразрешенностью
- динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с
динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется –
симптоматика нарастает)
- симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной
реакции, в которой находят отражение основные потребности и
стремления личности.
Развитие невроза (схема Мясищева)
Нарушение системы отношений
!
внутренний конфликт
!
межличностный конфликт
!
нервно-психические нарушения
!
функциональная реорганизация личности
физиологический уровень
психологический уровень
(развитие симптоматики)
(нарушение ф…онирования)
Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:
Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания –
выявление психологических причин заболевания;
Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических
нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские
методы исследования.
Основные психопатологические синдромы неврозов.
1. Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):
- нарушения памяти внимания, понижение работоспособности
- головные боли
- нарушения сна
1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость)
2 стадия – раздражающая слабость
3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)
2. Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):
Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент
противоречащие ситуации
- в интеллектуальной сфере
- в эмоциональной сфере (фобии)
- в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный
характер
Контрастные навязчивости (хульные мысли) – навязчивые мысли, чувства,
представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.
3. Фобический синдром:
- пространства и передвижения в теле(?)
- нозофобии (страх заболевания чем-либо)
- социофобии (страх социально значимых ситуаций)
4. Депрессивный синдром:
Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной
заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет
суицидальных мыслей или они скрыты.
5.Ипохондрический синдром (состояние болезненности):
Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные
физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при
приседании).
6. Нарушения пищевого поведения.
- нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги)
- нарвная булимия (обжорство)
Основные формы невроза:
- неврастения
- истерия
- невроз навязчивых состояний
Специфические формы конфликта (по Мясищеву)
- между требованиями к себе и возможностями
- конфликт двух противоречивых тенденций
- между требованиями к себе и ……
Основные направления психотерапии.
| |
|Психоаналитическое направление |
| | |
|школа |представитель |
| | |
|классический психоанализ |Фрейд |
|аналитическая психология |Юнг |
|индивидуалистическая психология |Адлер |
|терапия желаний |Ранг |
|активная аналитическая терапия |Штекель |
|интерперсональная психиатрия |Салеван |
|интенсивная психотерапия |Фром-Райхен |
|анализ характера |Хорни |
|активная техника психоанализа |Ференци |
|культиральная школа |Фромм |
|эгоанализ |Кляйн |
|чикагская школа |Александер |
|объективная психотерапия |Карпманн |
|краткосрочная терапия |Малан |
|директивный анализ |Розен |
|психо-биологическая терапия |Майер |
|биодинамическая терапия |Массерман |
|адаптивная психодинамика |Радо |
|гипноанализ |Вольберг |
|анализ характера вегетотерапия |Райх |
|лингвистическо-семантический психоанализ|Лакан |
|(французская школа) | |
|Поведенческое направление |
|школа |представитель |
| | |
|1. систематическая ресенабилизация |Вольпе |
|имплозивная терапия |Штампл |
|кондициональная рефлекс терапия |Солтер |
|теория научения |Доллерд |
|теория социального научения |Роттер |
|моделирующая терапия |Бандура |
|директивная терапия |Гринвальд |
|конфронтационно проблемная терапия |Гарнер |
|ассертивный структурный тренинг |Филипс |
|личностно-констр. Терапия |Келли |
|рацио-эмотивная терапия |Элис |
|интегративная терапия |Дрейкфорд |
|реальная терапия |Глассер |
|философская психотерапия |Сахакиан |
|тренинг биообратной связи |Грин |
|когнитивная психотерапия |Бэк |
|Опытное направление |
|школа |представитель |
| | |
|экзистенциональный анализ |Бинсвангер |
|анализ бытия |Босс |
|лого-терапия |Франкл |
|клиентоцентрированная терапия |Роджерс |
|гештальт-терапия |Перлз |
|психоимаго терапия |Шоррт |
|опытная терапия |Витакер |
|терапия первичного крика |Янув |
|биоэнергетический анализ |Лоуэн |
|структурный анализ |Рольф |
|аутогенный тренинг |Лутхэ |
|трансцендентальная медитация | |
|дзенпсихотерапия |Уотс |
|психоделическая терапия |Осмонд |
Характеристики трех основных направлений психотерапии.
|Основные |Психодинамическое |Поведенческое |Опытное направление |
|хар - ки |направление |направление | |
|основные |Вытеснение, первичные |Беспокойство, |Раздражение, |
|жалобы |потребности и влечения,|тревога, страх |отчуждение (от себя) |
| |вытесненные в | | |
| |бессознательное | | |
| | | | |
|концепция |Конфликт между |Неарантивное(?) |Невозможность |
|патологии |бессознательным и |поведение, которое |самореализации, |
| |сознанием, между |возникло в результате|нарушение личной |
| |первичными |неправильного |целостности, |
| |потребностями и |научения |несовпадение |
| |влечениями и моральными| |Я-концепции и опыта |
| |нормами, правилами, | | |
| |требованиями, запретами| | |
| | | | |
|концепция | | | |
|здоровья |Выявление и осознание |Отсутствие симптома, |Актуализация |
| |внутренних конфликтов, |редукция тревоги и |потенциального: |
| |победа ЭГО над ИД, |беспокойства |саораскрытия, |
| |усиление ЭГО | |самореализации, |
| | | |осознавание |
| | | |собственной личности, |
|вид | | |спонтанность |
|изменения |Глубокие внутренние |Прямое научение: | |
| |изменения: понимание |изменение поведения в|Немедленный |
| |прошлого, то есть |настоящем, то есть |(сиюминутный) опыт: |
| |интеллектуально-эмоцион|действия или |ощущения и чувства |
| |альное знание |представления |данного момента, то |
| | | |есть спонтанные |
|5. временной| | |выражения опыта |
|подход и |Исторический: |Неисторический: | |
|фокусировка |относящийся к прошлому |объективное настоящее|Антиисторический: |
| | | |данный момент |
| | | | |
|6. вид |Долгое и интенсивное | | |
|лечения | |Короткое и |Короткое, но |
| | |неинтенсивное |интенсивное |
| |Понять содержание | | |
|7.задачи |бессознательных |Выработать | |
|терапевта |процессов, их |специфические |Взаимодействовать в |
| |историческое и скрытое |адаптивные |атмосфере взаимного |
| |значение |поведенческие ответы |принятия с целью |
| | |на стимулы, |вызвать самовыражение |
| | |вызывающие |(психологическое, |
| | |беспокойство |соматическое, |
| | | |духовное) |
|8. основные |Интерпретация: | | |
|приемы |связанные ассоциации, |Научение: | |
| |символические |классическое и |Встреча |
| |проявления |оперантное | |
| |бессознательного, |обусловливание, | |
|9. модель |анализ сопротивления и |научение по моделям | |
|лечения |перекоса | | |
| |Медицинская: врач – |Образовательная |Экзистенциальная: |
| |пациент или |(воспитательная): |человек-человек ил |
| |родитель-взрослый-ребен|учитель-ученик или |взрослый-взрослый, то |
| |ок, то есть |родитель-ребенок, то |есть союз людей |
|10. природа |терапевтический союз |есть обучающий союз | |
|отношений | | | |
|при лечении | |Реальные, но |Реальные и |
| |Трансферентные |второстепенные для |первостепенные для |
| |(отношения переноса) и |лечения: нет |лечения: реальные |
|11. роли и |основные для лечения: |отношений |отношения |
|позиции |нереальные отношения | | |
|терапевта | | |Фасимитатор (инициатор|
| |Интерпретатор–отображат|Советчик: прямой, |взаимодействия, |
| |ель: непрямой, |решающий проблемы, |помощник): |
| |бесстрастный, ничего не|практический |взаимнорешающий |
| |решающий, часто | | |
| |фрустрирующий | | |
Основные лечебные факторы трех направлений психотерапии
|факторы |Концепция лечения |Дополнительные роли и функции |
| | | |
|Эмоциональное|Повышение уровня возбуждения и |Устанавливает необходимый |
|переживание |ответной реакции на воздействие; |эмоциональный уровень для |
| |растормаживание эмоций, выражение|восприимчевости, воздействиям и |
| |чувств |изменениям, способствует |
| | |восприимчивости пациентов, |
| | |понижение сопротивления и защиты;|
| | |упрощает катарситический выход |
| | |подавляемого материала. Может |
| | |оказывать глубокий эффект за |
| | |короткий период времени |
|Познание |Приобретение и интеграция новой |Предоставляет информацию о |
|(овладение |информации, новых представлений, |психотерапевтическом процессе, |
|познанием) |убеждений, знаний. Стимулирование|позволяет понять и осознать |
| |к самопознанию, пониманию себя и |задачи психотерапии, собственную |
| |других |роль и участие. Предоставляет |
| | |знания для оптимизации изменений |
| | |и их интеграции; устанавливает / |
| | |восстанавливает эмоциональный |
| | |баланс и регулирующую функцию |
|Регуляция |Изменение и модификация |ЭГО. |
|поведения |поведенческих реакций; управление|Дает практическое и ощутимое |
| |и контроль над действительностью |применение достигнутым изменения.|
| |и поведением |Позволяет практически, |
| | |целенаправленно овладеть |
| | |специфическими проблемами. |
| | |Усиливает терапевтическое |
| | |обучение посредством повторений и|
| | |продолжительной практики нового |
| | |поведения |
Психодинамическое направление
!
!
психоанализ
психодинамическая или психоаналитическая
психотерапия
!
!
инсайториентированная суппортивная
Психоанализ – основа психодинамического направления (глубинная психология)
Общее – представление о бессознательных психических процессах и методах, с
помощью которых они осознаются и анализируются.
Психоанализ – как целостная система:
1. общая психологическая теория
2. теория психологического происхождения неврозов
3. теория психоаналитической терапии
1. Психологическая концепция Фрейда.
Психическая жизнь человека – выражение борьбы конфликтов различных
составляющих психики.
Бессознательный психический процесс.
Центральное – представление о бессознательности психических процессов; это
основная детерминанта, определяющая развитие личности и ее поведение.
Содержание бессознательного – инстинктивные первичные потребности, которые
угрожают сознанию и вытесняются.
Инстинкт и мотивация.
С точки зрения Фрейда, инстинкт – это не врожденный рефлекс, а
побудительный мотив силы личности, это психический образ некоей потребности
организма. Инстинкт – побуждение, влечение.
Телесное возбуждение – потребность, а психическая репрезентация его –
желание.
Если есть потребность, то существует и напряжение. Инстинкт должен
разрядить его. Это внутреннее возбуждение есть источник психического,
поведение энергии, следовательно, инстинкты – побудительные силы личности.
2 группы инстинктов:
1. инстинкты жизни (эрос) – направлены на сохранение жизненных процессов
2. инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение
Энергия либидо(1) - это не сексуальный инстинкт, а энергия всех инстинктов
жизни.
Концепция личности.
1. Монографическая – относится к определенным уровням сознания:
- сознание
- предсознательное (в данный момент не осознается)
- бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не
может)
2. Структурная – личность включает три уровня:
- ИД (оно)
- ЭГО (я)
- СУПЕРЭГО (сверх я)
Все структурные компоненты могут действовать на всех трех уровнях сознания.
ИД –источник психической энергии в основном в бессознательном (банальные
инстинкты), действует согласно принципу удовольствия (немедленная разрядка
напряжения).
ЭГО – разум, исправляет и контролирует инстинкты на всех уровнях сознания.
Анализирует внутренние состояния, внешнее сознание, стремится удовлетворить
ИД с учетом требований внешнего мира; принцип реальности. Выбирает наиболее
разумные способы удовлетворения.
СУПЕРЭГО – идеальное Я, моральный аспект, формируется в процессе
социализации, действует на всех уровнях сознания. Морально-этический
принцип. Контроль за поведением человека.
Тревога.
Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога.
Тревога – функция ЭГО, предупреждает об опасности.
3 типа тревоги:
- объективная тревога (реалистическая)
- невротическая тревога (связана с ИД)
- моральная (связана с СУПЕРЭГО)
Тревога сопровождается напряжением, поэтому включаются защитные механизмы
психики – приемы ЭГО, направленные на понижение тревоги. Являются
неосознанными, пассивными, в значительной степени искажают реальность.
|coping |Защитные механизмы |
|Осознаваемые |Неосознаваемые |
|Активные |Пассивные |
|Достаточно адекватно отражающие |В значительной степени искажающие |
|реальность |реальность |
|Направленные во вне на преобразование |Направлены вовнутрь себя на понижение |
|ситуации |тревоги |
Сoping не имеет отношения к психоанализу.
Защитные механизмы.
1. вытеснение (подавление) – основной механизм защиты составная часть всех
других механизмов, это попытка избежать неприятных мыслей и чувств.
Страницы: 1, 2
|