Рефераты

Конспект лекций по Основам психотерапии

Конспект лекций по Основам психотерапии

Основы психотерапии

Лекции.

(Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного

Университета осенью 2002 года профессором Исуриной)

Основные понятия.

1.1. Определение.

Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на

психику и через психику на организм человека.

Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине

(лечение, здоровье).

Определения психологические – основные понятия: межличностное

взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.

- Психотерапия –

персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между

познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит

человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и

техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека.

- Психотерапия –

целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма

психологическими средствами.

1.2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)-

- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами.

Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая

интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).

Виды вмешательств в медицине:

1. фармакологические

2. хирургические

3. физикальные (физиотерапия)

4. психотерапия (психологические)

Виды вмешательства в психологии (области распространения

экспансии в психологии):

1. педагого-психологическая

2. организационная психология

3. клинико-психологическая

Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-

психологическое вмешательство.

1.3. Клинико-психологическое вмешательство.

Характеристики:

1. Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует

психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:

А) беседа

Б) тренинг

В) межличностное взаимодействие

2. Функции:

А) профилактика А) и Г) психол. консультирование

Б) лечение

В) реабилитация Б) и В) психотерапия

Г) развитие

3. Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут

быть близкие цели и отдаленные).

4. Теоретическая обоснованность.

Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.

5. Эмпирическая проверка.

Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую

эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.

Исследования эффективности:

- репрезентативная выборка

- исследования до и после терапии с участием конкретной группы

(лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)

- катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний

катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет)

- независимый исследователь эффективности

6. Профессиональные действия

Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и

профессионалами.

Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне

психологических воздействий.

1.4. Психологическая коррекция.

Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не

медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить

специфику термина – психокоррекция – это профилактика:

- первичная профилактика – профилактика заболевания

- вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни

- третичная – профилактика инвалюризации

1.5. Психологическое консультирование.

Вид клинико-психологического вмешательства.

В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей

решения трудной ситуации.

3 подхода:

1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних

причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.

2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин

проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.

3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения

проблемы.

| Психотерапия | Психологическое консультирование |

| | |

|1.средства воздействия и |методы |

|психологические; широкий арсенал средств|психологические; преимущественное |

| |средство – предоставление информации |

| | |

| | |

|2. цели |изменений |

|расширение позитивных |лучшее использование собственных |

|достижение более глубинных изменений |ресурсов и улучшение качества жизни |

| | |

|3. функции |развитие и профилактика |

|лечение и реабилитация |обоснованность |

|4. теоретическая |теоретическая психология |

|теоретическая психология | |

Дополнительные различия

| психотерапия | Психологическое консультирование |

| | |

|5. место |изменений |

|изменения непосредственно в процессе |анализируется сущность проблемы, а |

|психотерапии, что является сущностью |изменения происходят после окончания |

|психотерапевтического процесса |консультирования |

|6. степень самостоятельности | |

|сопровождение психотерапевта |клиента |

|7. продолжительность |самостоятельность |

|не менее 15 сеансов |воздействия |

| |1 –5 консультаций |

1.6. Понятие метода психотерапии.

4 уровня использования термина методов (Алексанрович):

1. – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа,

релаксация)

2. – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие

процесс (стационарные, семейные).

3. – методы в значении основного инструмента психотерапевтического

воздействия (психотерапевт, группа).

4. – методы в значении психотерапевтических интервенций.

1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии.

- С одной стороны медицина, с другой – психология.

- Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.

1.8. Личностный подход.

Важнейший принцип медицины и психотерапии.

Реализуется в трех ипостасях:

1. изучение личности больного, закономерностей развития, специфики

нарушений для использования в психотерапии.

2. Учет личностных особенностей при использовании любых

психотерапевтических техник

3. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.

1.9. Общие факторы психотерапии.

В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение.

Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:

1. пациент

2. терапевт

3. процесс

Вопросы:

1. что общего происходит с пациентом при применении разных техник

2. что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических

представлений

3. общие этапы вне зависимости от парадигмы.

Пациент.

- обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями

пациента в любой психотерапии)

- формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и

психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует

понимание).

- предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта).

- Укрепление веры больного в выздоровление

- Накопление положительного опыта

- Облегчение выхода эмоций

Терапевт.

- целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений

- внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.

- Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь»

Процесс.

- установление оптимального контакта, вовлечение пациента в

сотрудничество, создание мотивации в психотерапии

- прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития

эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и

терапевта должны быть одинаковы

- определение психотерапевтических мишеней

- применение определенных методов и техник, направленных на изменения

- закрепление достигнутых результатов

- окончание курса психотерапии (зависимость пациента от

психотерапевта)

1.10. Показания к психотерапии.

- удельный вес психотерапии определяется ролью психологического

фактора этиопатогенезе болезни

- показания определяются последствиями определенного заболевания

(смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение

самооценки…)

Личность.

Центральная проблема современной психотерапии.

Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека.

Наука о личности – персонология.

Олпорт осуществил анализ существующих определений личности:

1. – биосоциальные и биофизические определения личности

а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей

(скорее бытовое значение)

б – исключительно качества и характеристики личности

2. - через перечисления

3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности

4. – отмечается роль личности в регуляции поведения

5. – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами

6. – личность рассматривается как сущность человека

Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так

ведут.

Теории личности выполняют функции:

- объяснение

- предсказание

Что влияет на теории личности:

- клинические наблюдения

- гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к

пониманию целого)

- традиции научения, экспериментальная психология

- психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных

различий)

Компоненты теорий личности.

1. структура личности (например, черты личности)

2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)

Объяснение мотивации:

- редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на

снятие напряжения

- модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с

целью наслаждения или самоактуализации

Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.

3. проблемы развития личности.

Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.

- стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)

- роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)

4. психопатология.

Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями.

5. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья

Из чего складывается психическое благополучие.

Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными

межличностными отношениями.

Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность.

Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения

личности при психотерапевтическом воздействии.

Критерии оценки теорий личности:

- верифицируемость (проверяемость)

- эвристическая ценность (способность продуцировать новые

исследования)

- внутренняя согласованность

- экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее)

- широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию)

- функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям

проблемы)

Какие вопросы обязательно решают теории личности:

- свобода / детерминизм

- рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает

влияние на человека)

- хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к

человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только

изучая каждый элемент в отдельности)

- конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм

(проблема социального)

Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов.

- изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на

протяжении жизни)

- субъективность / объективность

Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или

внешние обстоятельства.

- проактивность / реактивность

Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на

внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют.

- гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение

напряжения или развитие)

- познаваемость / непознаваемость

Невроз.

Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.

- Невроз –

понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в

результате действия факторов психической природы и проявляющееся в

специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

- Психогения –

заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и

болезнью.

- возникновение заболевания связано с психически травмирующей

ситуацией и её субъективаной неразрешенностью

- динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с

динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется –

симптоматика нарастает)

- симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной

реакции, в которой находят отражение основные потребности и

стремления личности.

Развитие невроза (схема Мясищева)

Нарушение системы отношений

!

внутренний конфликт

!

межличностный конфликт

!

нервно-психические нарушения

!

функциональная реорганизация личности

физиологический уровень

психологический уровень

(развитие симптоматики)

(нарушение ф…онирования)

Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:

Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания –

выявление психологических причин заболевания;

Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических

нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские

методы исследования.

Основные психопатологические синдромы неврозов.

1. Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):

- нарушения памяти внимания, понижение работоспособности

- головные боли

- нарушения сна

1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость)

2 стадия – раздражающая слабость

3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)

2. Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):

Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент

противоречащие ситуации

- в интеллектуальной сфере

- в эмоциональной сфере (фобии)

- в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный

характер

Контрастные навязчивости (хульные мысли) – навязчивые мысли, чувства,

представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.

3. Фобический синдром:

- пространства и передвижения в теле(?)

- нозофобии (страх заболевания чем-либо)

- социофобии (страх социально значимых ситуаций)

4. Депрессивный синдром:

Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной

заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет

суицидальных мыслей или они скрыты.

5.Ипохондрический синдром (состояние болезненности):

Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные

физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при

приседании).

6. Нарушения пищевого поведения.

- нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги)

- нарвная булимия (обжорство)

Основные формы невроза:

- неврастения

- истерия

- невроз навязчивых состояний

Специфические формы конфликта (по Мясищеву)

- между требованиями к себе и возможностями

- конфликт двух противоречивых тенденций

- между требованиями к себе и ……

Основные направления психотерапии.

| |

|Психоаналитическое направление |

| | |

|школа |представитель |

| | |

|классический психоанализ |Фрейд |

|аналитическая психология |Юнг |

|индивидуалистическая психология |Адлер |

|терапия желаний |Ранг |

|активная аналитическая терапия |Штекель |

|интерперсональная психиатрия |Салеван |

|интенсивная психотерапия |Фром-Райхен |

|анализ характера |Хорни |

|активная техника психоанализа |Ференци |

|культиральная школа |Фромм |

|эгоанализ |Кляйн |

|чикагская школа |Александер |

|объективная психотерапия |Карпманн |

|краткосрочная терапия |Малан |

|директивный анализ |Розен |

|психо-биологическая терапия |Майер |

|биодинамическая терапия |Массерман |

|адаптивная психодинамика |Радо |

|гипноанализ |Вольберг |

|анализ характера вегетотерапия |Райх |

|лингвистическо-семантический психоанализ|Лакан |

|(французская школа) | |

|Поведенческое направление |

|школа |представитель |

| | |

|1. систематическая ресенабилизация |Вольпе |

|имплозивная терапия |Штампл |

|кондициональная рефлекс терапия |Солтер |

|теория научения |Доллерд |

|теория социального научения |Роттер |

|моделирующая терапия |Бандура |

|директивная терапия |Гринвальд |

|конфронтационно проблемная терапия |Гарнер |

|ассертивный структурный тренинг |Филипс |

|личностно-констр. Терапия |Келли |

|рацио-эмотивная терапия |Элис |

|интегративная терапия |Дрейкфорд |

|реальная терапия |Глассер |

|философская психотерапия |Сахакиан |

|тренинг биообратной связи |Грин |

|когнитивная психотерапия |Бэк |

|Опытное направление |

|школа |представитель |

| | |

|экзистенциональный анализ |Бинсвангер |

|анализ бытия |Босс |

|лого-терапия |Франкл |

|клиентоцентрированная терапия |Роджерс |

|гештальт-терапия |Перлз |

|психоимаго терапия |Шоррт |

|опытная терапия |Витакер |

|терапия первичного крика |Янув |

|биоэнергетический анализ |Лоуэн |

|структурный анализ |Рольф |

|аутогенный тренинг |Лутхэ |

|трансцендентальная медитация | |

|дзенпсихотерапия |Уотс |

|психоделическая терапия |Осмонд |

Характеристики трех основных направлений психотерапии.

|Основные |Психодинамическое |Поведенческое |Опытное направление |

|хар - ки |направление |направление | |

|основные |Вытеснение, первичные |Беспокойство, |Раздражение, |

|жалобы |потребности и влечения,|тревога, страх |отчуждение (от себя) |

| |вытесненные в | | |

| |бессознательное | | |

| | | | |

|концепция |Конфликт между |Неарантивное(?) |Невозможность |

|патологии |бессознательным и |поведение, которое |самореализации, |

| |сознанием, между |возникло в результате|нарушение личной |

| |первичными |неправильного |целостности, |

| |потребностями и |научения |несовпадение |

| |влечениями и моральными| |Я-концепции и опыта |

| |нормами, правилами, | | |

| |требованиями, запретами| | |

| | | | |

|концепция | | | |

|здоровья |Выявление и осознание |Отсутствие симптома, |Актуализация |

| |внутренних конфликтов, |редукция тревоги и |потенциального: |

| |победа ЭГО над ИД, |беспокойства |саораскрытия, |

| |усиление ЭГО | |самореализации, |

| | | |осознавание |

| | | |собственной личности, |

|вид | | |спонтанность |

|изменения |Глубокие внутренние |Прямое научение: | |

| |изменения: понимание |изменение поведения в|Немедленный |

| |прошлого, то есть |настоящем, то есть |(сиюминутный) опыт: |

| |интеллектуально-эмоцион|действия или |ощущения и чувства |

| |альное знание |представления |данного момента, то |

| | | |есть спонтанные |

|5. временной| | |выражения опыта |

|подход и |Исторический: |Неисторический: | |

|фокусировка |относящийся к прошлому |объективное настоящее|Антиисторический: |

| | | |данный момент |

| | | | |

|6. вид |Долгое и интенсивное | | |

|лечения | |Короткое и |Короткое, но |

| | |неинтенсивное |интенсивное |

| |Понять содержание | | |

|7.задачи |бессознательных |Выработать | |

|терапевта |процессов, их |специфические |Взаимодействовать в |

| |историческое и скрытое |адаптивные |атмосфере взаимного |

| |значение |поведенческие ответы |принятия с целью |

| | |на стимулы, |вызвать самовыражение |

| | |вызывающие |(психологическое, |

| | |беспокойство |соматическое, |

| | | |духовное) |

|8. основные |Интерпретация: | | |

|приемы |связанные ассоциации, |Научение: | |

| |символические |классическое и |Встреча |

| |проявления |оперантное | |

| |бессознательного, |обусловливание, | |

|9. модель |анализ сопротивления и |научение по моделям | |

|лечения |перекоса | | |

| |Медицинская: врач – |Образовательная |Экзистенциальная: |

| |пациент или |(воспитательная): |человек-человек ил |

| |родитель-взрослый-ребен|учитель-ученик или |взрослый-взрослый, то |

| |ок, то есть |родитель-ребенок, то |есть союз людей |

|10. природа |терапевтический союз |есть обучающий союз | |

|отношений | | | |

|при лечении | |Реальные, но |Реальные и |

| |Трансферентные |второстепенные для |первостепенные для |

| |(отношения переноса) и |лечения: нет |лечения: реальные |

|11. роли и |основные для лечения: |отношений |отношения |

|позиции |нереальные отношения | | |

|терапевта | | |Фасимитатор (инициатор|

| |Интерпретатор–отображат|Советчик: прямой, |взаимодействия, |

| |ель: непрямой, |решающий проблемы, |помощник): |

| |бесстрастный, ничего не|практический |взаимнорешающий |

| |решающий, часто | | |

| |фрустрирующий | | |

Основные лечебные факторы трех направлений психотерапии

|факторы |Концепция лечения |Дополнительные роли и функции |

| | | |

|Эмоциональное|Повышение уровня возбуждения и |Устанавливает необходимый |

|переживание |ответной реакции на воздействие; |эмоциональный уровень для |

| |растормаживание эмоций, выражение|восприимчевости, воздействиям и |

| |чувств |изменениям, способствует |

| | |восприимчивости пациентов, |

| | |понижение сопротивления и защиты;|

| | |упрощает катарситический выход |

| | |подавляемого материала. Может |

| | |оказывать глубокий эффект за |

| | |короткий период времени |

|Познание |Приобретение и интеграция новой |Предоставляет информацию о |

|(овладение |информации, новых представлений, |психотерапевтическом процессе, |

|познанием) |убеждений, знаний. Стимулирование|позволяет понять и осознать |

| |к самопознанию, пониманию себя и |задачи психотерапии, собственную |

| |других |роль и участие. Предоставляет |

| | |знания для оптимизации изменений |

| | |и их интеграции; устанавливает / |

| | |восстанавливает эмоциональный |

| | |баланс и регулирующую функцию |

|Регуляция |Изменение и модификация |ЭГО. |

|поведения |поведенческих реакций; управление|Дает практическое и ощутимое |

| |и контроль над действительностью |применение достигнутым изменения.|

| |и поведением |Позволяет практически, |

| | |целенаправленно овладеть |

| | |специфическими проблемами. |

| | |Усиливает терапевтическое |

| | |обучение посредством повторений и|

| | |продолжительной практики нового |

| | |поведения |

Психодинамическое направление

!

!

психоанализ

психодинамическая или психоаналитическая

психотерапия

!

!

инсайториентированная суппортивная

Психоанализ – основа психодинамического направления (глубинная психология)

Общее – представление о бессознательных психических процессах и методах, с

помощью которых они осознаются и анализируются.

Психоанализ – как целостная система:

1. общая психологическая теория

2. теория психологического происхождения неврозов

3. теория психоаналитической терапии

1. Психологическая концепция Фрейда.

Психическая жизнь человека – выражение борьбы конфликтов различных

составляющих психики.

Бессознательный психический процесс.

Центральное – представление о бессознательности психических процессов; это

основная детерминанта, определяющая развитие личности и ее поведение.

Содержание бессознательного – инстинктивные первичные потребности, которые

угрожают сознанию и вытесняются.

Инстинкт и мотивация.

С точки зрения Фрейда, инстинкт – это не врожденный рефлекс, а

побудительный мотив силы личности, это психический образ некоей потребности

организма. Инстинкт – побуждение, влечение.

Телесное возбуждение – потребность, а психическая репрезентация его –

желание.

Если есть потребность, то существует и напряжение. Инстинкт должен

разрядить его. Это внутреннее возбуждение есть источник психического,

поведение энергии, следовательно, инстинкты – побудительные силы личности.

2 группы инстинктов:

1. инстинкты жизни (эрос) – направлены на сохранение жизненных процессов

2. инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение

Энергия либидо(1) - это не сексуальный инстинкт, а энергия всех инстинктов

жизни.

Концепция личности.

1. Монографическая – относится к определенным уровням сознания:

- сознание

- предсознательное (в данный момент не осознается)

- бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не

может)

2. Структурная – личность включает три уровня:

- ИД (оно)

- ЭГО (я)

- СУПЕРЭГО (сверх я)

Все структурные компоненты могут действовать на всех трех уровнях сознания.

ИД –источник психической энергии в основном в бессознательном (банальные

инстинкты), действует согласно принципу удовольствия (немедленная разрядка

напряжения).

ЭГО – разум, исправляет и контролирует инстинкты на всех уровнях сознания.

Анализирует внутренние состояния, внешнее сознание, стремится удовлетворить

ИД с учетом требований внешнего мира; принцип реальности. Выбирает наиболее

разумные способы удовлетворения.

СУПЕРЭГО – идеальное Я, моральный аспект, формируется в процессе

социализации, действует на всех уровнях сознания. Морально-этический

принцип. Контроль за поведением человека.

Тревога.

Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога.

Тревога – функция ЭГО, предупреждает об опасности.

3 типа тревоги:

- объективная тревога (реалистическая)

- невротическая тревога (связана с ИД)

- моральная (связана с СУПЕРЭГО)

Тревога сопровождается напряжением, поэтому включаются защитные механизмы

психики – приемы ЭГО, направленные на понижение тревоги. Являются

неосознанными, пассивными, в значительной степени искажают реальность.

|coping |Защитные механизмы |

|Осознаваемые |Неосознаваемые |

|Активные |Пассивные |

|Достаточно адекватно отражающие |В значительной степени искажающие |

|реальность |реальность |

|Направленные во вне на преобразование |Направлены вовнутрь себя на понижение |

|ситуации |тревоги |

Сoping не имеет отношения к психоанализу.

Защитные механизмы.

1. вытеснение (подавление) – основной механизм защиты составная часть всех

других механизмов, это попытка избежать неприятных мыслей и чувств.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты