Молодежная субкультура
проповедуют теорию хайлайфизма ("высокий уровень жизни"), они умеют
зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни), рокоббили
(поклонники рок-н-ролла, девиз: "Сочетание изящества со свободным
поведением"), рокеры, хиппи, системы...
"СИСТЕМА"
Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто
экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой
в ухе, а порой и не одной(. Они стоят около входов в популярные молодежные
кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов,
слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Себя они называют
"пиплами", "хайрастыми" и считают себя свободными людьми, независимыми от
родителей и общества. Это их "система". Взгляды "системных" на жизнь во
многом помогают понять позицию неформалов в целом.
Ленинградское телевиденье, обсуждая "систему", предоставило слово
тем, кто знает о ней не понаслышке. Я приведу выдержки из этих передач,
позволяющие получить достаточно ясные представления о "системе".
«Мы способны подойти на улице к какому-то "волосатому". Я ни разу
не видел его, я просто подхожу и говорю: "Привет!" И он отвечает мне тем
же... Говорят: «Вы какие-то странные люди. Почему это вы друг друга знаете?
Вы доверяете людям. Они же могут вас ограбить, они могут обворовать,
утащить и так далее - понимаете?» ... Это говорит только о том, что мы —
росток будущего в нашем обществе, потому что вот то воровство, стремление
утащить, обворовать — это, видимо, принадлежит прошлому и должно исчезнуть.
Я думаю, что вот в этом как раз отличительное свойство "волосатых" ... Мы
думаем, что уже сейчас "волосатые" оказали огромное влияние на эволюцию
общества. В частности советская рок-музыка, о которой теперь так много
говорится, по большей части создана "волосатыми". Эти люди способны
жертвовать последним. Последними шмотками и прочим ради того чтобы создать
в стране культуру истинно молодежную».
«Я поднимаю свой голос за систему "хиппи" - за движение, которое
дает каждому человеку возможность понять другого человека, который ищет
взаимопонимания, и позволяет ему всесторонне совершенствоваться. Люди,
которые входят в это движение, - это люди разных возрастов, разных
национальностей, они принадлежат разным культурам, разным
вероисповеданиям. Я думаю, что это действительно движение, которому
принадлежит будущее...»
«"Система" - это не организация и не партия, поэтому каждый может
зависть только от себя. "Система" - это общество в обществе... Никаких
законов здесь быть не может, каждый живет только по законам своей совести».
Что же сегодня побуждает молодежь объединяться в формирования типа
"системы"? Причин немало. Нужно отметить, что молодежь всегда и везде
стремится к общению со сверстниками бежит от душевного одиночества, а его
испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с непонимающими их, как
они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего "Я"
взрослым - нормальное явление. Протест, который они выражают, может быть
пассивным, через внешнее, скорее показное, демонстративное отрицание
существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил.
Именно это исповедует "система". Есть и агрессивные формы протеста,
выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в
него.
V Антисоциальные.
- ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя
за счет других, нравственная глухота.
«БАНДЫ»
- это объединения (чаще всего подростков) по территориальному
признаку. Город делится "бандами" на зоны влияния. На "своей" территории
члены банды являются хозяевами, с появляющимися "чужаками" (особенно из
другой банды) расправляются крайне жестоко.
В "бандах" свои законы, свои нравы. "Законом" является подчинение
вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение
драться, но, скажем, защитить "свою" девушку во многих бандах считается
позором. Любовь не признается, существует только партнерство со "своими
девчонками". По словам члена одной из Алма-атинских банд, «девчонки»
занимаются тем же, чем "пацаны". Дерутся. Весело отдыхают, "ставя на
счетчик", ходят в бары, "травку" покуривают, прикидкой интересуются».
"Травка" - наркотики, которые курят. "Прикидка" - элементарный
грабеж: к модно одетому подростку (юноше или девушке) подходит группа и
просит "дать поносить" на время куртку, кроссовки и т.д.; можно отказать,
но большинство дает поносить. Самым страшным является "счетчик", когда
одному из подростков, как правило, из другой группы или просто нейтральному
называют сумму денег, которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно
попросить "в долг". С этого момента включается "счетчик". Каждый
просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время
работы счетчика ограничено. Расправа с не снявшим "счетчик" жестока - от
избиения до убийства.
Покинуть банду бывает очень сложно: в некоторых случаях в
«предателя» даже стреляют — мол, выживешь — свободен.
Все "банды" вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие
пускается в ход без долгих размышлений. "Банды" не только враждуют друг с
другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков.
Последние вынуждены становиться "данниками" "банды" либо вступать в нее. В
ответ на действие "банд" и для борьбы с ними "нейтральная молодежь" создает
собственные неофициальные объединения: "Ганимед" в Алма-Ате, ОАД (отряд
активного действия) в Ленинграде и др. Понять молодых людей, входящих в эти
объединения, можно — они хотят обеспечить свою безопасность. Но, действуя
по принципу "сила силу ломит", они и сами нередко преступают закон.
Просоциальные
неформальные клубы или объединения - это социально-положительные,
которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные
проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация
храмов, экологические проблемы...).
"ЗЕЛЕНЫЕ"- так называют себя различные, существующие почти
повсеместно объединения, объединения экологической направленности,
активность и популярность которых неуклонно растет.
Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды
занимает не последнее место. За ее решение и взялись "зеленые".
Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация
крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей.
Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за
удаление таких предприятий из городов или их закрытие.
Первый такой комитет по защите озера Байкал был создан в 1967 году.
В него вошли представители творческой интеллигенции. Во многом благодаря
общественным движениям был отклонен "проект века" по переброске вод
северных рек в Среднюю Азию. Активисты неформальных групп собрали сотни
тысяч подписей под ходатайством об отмене этого проекта. Такое же решение
было принято по поводу проектирования и строительства АЭС в Краснодарском
крае.
Численность экологических неформальных объединений, как правило,
невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальные и
возрастной состав. Свою малочисленность экологические группы с лихвой
компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей,
выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив.
Так же к просоциальным неформальным объединениям относятся
объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны
зверей, общество охраны лесов Амазонки.
V Неформалы художественной направленности.
Москвичи и гости столицы привыкли к выставкам-продажам картин
самодеятельных художников на Арбате, в Измайловском парке. Ленинградцы
имеют возможность видеть аналогичную выставку на Невском проспекте рядом с
екатерининским садиком. Есть подобные выставки в других городах. Существуют
они вполне официально, но позволяют решить незначительную часть проблем,
стоящих перед этим видом самодеятельного творчества. А строго говоря,
только одну — предоставление молодым художникам возможности выставлять и
продавать свои картины. Круг проблем, которые они не решают, достаточно
широк. Прежде всего к ним следует отнести отсутствие единого центра,
который мог бы стать для самодеятельных художников своеобразной творческой
мастерской. Назрела необходимость в установлении отсутствующей до сих пор
тесной связи между самодеятельными художниками и местными организациями
союза художников. Такое содружество позволило бы существенно обогатить
искусство самодеятельных художников, повысить их профессиональный уровень,
способствовало бы выявлению более ярких талантов, дарований. Не решен
вопрос с информированием общественности о деятельности самодеятельных
художников, не проводится обсуждение их картин, разрабатываемых ими
направлений творчества. Наконец, выставки хорошо смотрятся в летнее время,
но производят крайне жалкое впечатление зимой: крыши над головой (в
буквальном смысле) самодеятельные художники не имеют.
Есть и свои проблемы и у коллекционеров. Несмотря на значительное
количество всевозможных любительских объединений и клубов (филателистов,
нумизматов и т.д.), многие вопросы решаются вне их.
V В качестве вывода по неофициальным объединениям молодежи
Проблема молодёжи, и в частности, молодёжной контркультуры сегодня
носит глобальный характер и порождена в первую очередь кризисом всех
существующих моделей социализации: в 60-е годы этот кризис впервые
выплеснулся на парижские мостовые (студенческая революция 1968 года), затем
ещё в более резких формах обнажился в развивающихся странах, а в конце 70-х
"лавина" настигла и нас. но нельзя забывать и о национальной специфике: на
Западе, хоть и присутствуют все те элементы (от расправно-самосудных команд
до политических "самодельщиков"), которые у нас образуют самодеятельное
движение, но нет феномена "неформалитета". Породила наших неформалов прежде
всего командно-бюрократическая система, которая вытолкнула за свои пределы
и объединила по принципу неприятия самые разношёрстные и взаимоисключающие
элементы. В самом деле, что общего между профессиональными художниками,
которых не выставляют, противниками дамбы и теми, кто создал свой
"замкнутый мирок добра и братства"("Система")?
И ещё. Мы почему-то с порога подозреваем, что поползновения юного
акселерата непременно антисоциальны. А они в большинстве случаев
естественны, просты и полностью правомерны. Парню хочется в принципе того
же, что и любому из нас: завести друга, компанию, которая обеспечивает
общение и хотя бы минимальную защиту, найти девушку (желание вполне
оправданное!) и, наконец, самоутвердиться — то есть как бы узаконить в
глазах окружающих сам факт своего пребывания на земле. Короче - парню
хочется стать мужчиной. Благородное и своевременное стремление! Кто-нибудь
против? А неформальное объединение — всего лишь способ достижения этих
целей[9]. Правда формы их достижения бывают спорными...
Так что для пятнадцати-шестнадцатилетнего парня новое неформальное
течение не забава, а необходимость. В чужом доме все квартиры заселены,
кроме разве что дворницкой,— значит, надо строить свой дом. Он и строит.
А почему столь хаотична смена пристрастий, почему после музыки
стрижка, а потом танец, а потом гоняют на мотоциклах, а потом нитка на
запястье и манера жить? Да просто потому, что все это не имеет значения.
Новому поколению нужен новый фирменный знак, новый флажок, новый клич, на
который сбегутся сторонники. Главное, чтобы знак был заметный, а флаг
яркий, а клич громкий. Робкий вызов просто не заметят, ношеную перчатку не
поднимут. «Металл» — годится, брейк — годится, зеленые волосы — в самый
раз.
Разумеется, подростки не собираются на некую конференцию для
выработки новой идеи и униформы. Просто из циркулирующих в обществе
разнородных идей какая-то начинает одерживать верх — а там уж срабатывает
закон толпы, и растерянные новобранцы собираются именно под победное знамя.
Что дают молодежи объединения?
Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное
движение или контркультурная неформальная группа, является одна —
стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-
то оправдать своё пребывание в этом мире). Если у ребёнка 14-17 лет
социализация состоит прежде всего в огульном отрицании социума (в этом и
кризис социализации), то у молодёжи постарше главенствует ориентация на
определённые социально значимые цели. Но и для тех и для других
деятельность носит и самоценный характер общения с единомышленниками,
построенного на взаимопонимании и взаимодоверии, а именно этих качеств
многим молодым в жизни не хватает.
Функцию самореализации дополняют 3 другие, характерные для
деятельности всякой самодеятельной группы.
Инструментальная. Каждое объединение, клуб, группа, будь то
«Спасение» или команда люберов, преследуют определённую цель: в первом
случае - явную (защита памятников истории и архитектуры, стремление
возродить и сохранить национальную культуру), во втором - размытую.
неосознанную (стать сильньм и утвердиться в среде сверстников, заставить
себя уважать). В любом случае группа есть инструмент для достижения
сознательных или неосознанных, но вполне конкретных результатов.
Не менее важна компенсаторная функция. В учебном (трудовом)
коллективе, даже в семье личность нередко чувствует себя замкнутой,
стеснённой рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимой от
преподавателя, родителей или начальника. В этом случае участие в
деятельности (особенно неформальной) самодеятельной группы компенсирует
отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое
дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определённых
правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может
быть мнимой, относительной, но самоощущение её возникает.
Несмотря на господство потребительского отношения к искусству,
немалая часть молодёжи ищет активного самовоплощения. Самодеятельные
группировки выполняют ещё и эвристическую функцию, особенность которой
состоит в том, что она сильнее выражена в художественно-творческих
социокультурных и соционравственных («Милосердие») организациях, в то время
как в подростковых контркультурных группах значительно слабее или вовсе
отсутствует.
Семья в процессе социализации подростков
V Проблемы семьи.
V Родители и подростки. Исследования о социализирующей роли семьи.
V 3.Формирование профессиональные интересов детей в семье.
Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является
семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с
происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня
переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних
общественно-экономических отношений на качественно противоположные
происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную
в подобных случае растерянность населения, озабоченного поиском своего
места в новой общественно-экономической структуре.
Переход от традиционной патриархальной семьи к современной,
основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате
согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали
также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а
отсюда - эгоцентризм детей.
Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов.
Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В
целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без
одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут).
Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около
60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой
хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80%
детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.
Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.
Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом
социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей
ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский
авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения
приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем
власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации
и выбор круга общения расширяется.
В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились
социологические исследования, которые ставили задачей определить, сохраняет
ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении
формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были
охвачены старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд
вопросов; объем выборки - 405 единиц.
Исследования показали новые и интересные явления в нашей жизни.
Например, еще десятилетие назад неработающие женщины трудоспособного
возраста в Москве рассматривались как исключение из правил, однако сегодня
-это довольно представительная группа. Новый феномен - семья бизнесмена,
находит более практичным занятость домашним хозяйством и воспитание детей,
особенно при наличии более одного ребенка. Таким образом, в семье
бизнесмена возрождается традиционное распределение супружеских ролей,
сложившееся в процессе многовековой практики, где муж - материальная база
семьи, а жена - хранительница очага, воспитательница детей.
Анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному
распределению ролей между супругами. Прежде всего можно предположить
позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной
функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более
здоровыми, ухоженными, мать уделяет больше внимания их образованию и
воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней
среде сужает ее кругозор, замыкает ее интересы на домашних делах. В
результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут
обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные
рекомендации.
Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы
очень велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с
матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что эту
нишу, возникающую в связи со снижением авторитета матери, займет отец. С
таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой
авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института
социализации ребенка.
|Адресаты обращений старшеклассников за советом (%). |
| |
|Варианты |Москва |Подмосковье |
|Мать |68 |71 |
|Отец |23 |17 |
|Старший брат (сестра) |6 |11 |
|Друг(подруга) |36 |43 |
|Кто-либо еще (бабушка, дядя и |6 |3 |
|др.) | | |
|Ни с кем не советуются |28 |15 |
Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в
качестве первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают
возможным обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось,
фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость
коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их
советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым
условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.
Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей,
предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на
себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье,
разрыв составляет 13%, а учитывая, что Москва город с ограниченной
возможностью социального контроля за детьми, такая высокая
самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске
их действий, о возможности их более частого попадания в критические
ситуации.
Столь же рискованным является очень популярное среди подростков
обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери
место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут
привести подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители
недооценивают роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава
возможных советчиков, в то время как по признании 36% детей, они пользуются
услугами друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков
общаются с товарищами, неизвестными их родителям.
Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих
факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как
образца для подражания.
|Самоидентификация детей Москвы с дифференциацией по полу (%) |
|Желание быть похожим |Всего |Девочки |Мальчики |
|На отца |14 |4 |23 |
|На мать |25 |35 |15 |
|На обоих в равной |39 |46 |35 |
|мере | | | |
|Ни на отца, ни на |22 |15 |27 |
|мать |100 |100 |100 |
|ИТОГО | | | |
По исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в
качестве советчика, лишь 1/4 детей Москвы выбирают ее образцом для
собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца
в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 москвичей отвергают
обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном
случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей
хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом
случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в
условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.
Отслеживая самоидентификацию с родителями дифференцируя детей по
полу, оказывается, что и здесь наблюдаются большие отклонения от нормы. В
подростковой психологии существует устоявшаяся точка зрения относительно
значимости для подростков-мальчиков присутствие в семье авторитетного отца,
образца для подражания. Сравнивая детей, выросших с отцами и без отцов,
исследователи обнаружили, что отец очень важен для правильного развития
подростка. Дети выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень
притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще возникают невротические
симптомы, они хуже налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца
отрицательно сказывается на учебе и на самоуважении детей, особенно
мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего
стиля поведения, что ведет к гипертрофии грубости, драчливости.
Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения, от которого
зависят воспитательные возможности. Лишенная мужской поддержки, часто
психологически травмированная женщина-мать, имитируя отцовскую
строгость, часто заботится о формальном послушании, чем об эмоциональном
благополучии ребенка. В случае же чрезмерной опеки ребенок вырастает
пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать,
зависимость от матери, часто сопровождается чувством враждебности к ней.
Эти и другие факторы, ограничивающие эффективность родительского
воспитания, сегодня стали предметом изучения и внимания общества.
Судя по эмпирическим данным, лишь 23% мальчиков видят отца, как
устойчивый эталон для поведения. Еще 35% ребят воспринимают родителей в
равной мере достойными для подражания, что также можно считать нормой.
Проблемы возникают на уровне самоидентификации мальчика с матерью (15%).
Дополнительный анализ показал, что лишь у 4% детей последней группы
-неполная семья, а значит, при наличии в семье отца, 11% отвергают его как
образец для поведения. Еще более драматичными выглядят ответы 27%
мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ
матери. Последние две группы можно отнести к социально неблагополучным
семьям, стартовые условия которых не отвечают нормам жизни. Ответы девочек
могут быть интерпретированы с той же последовательностью, но с учетом того,
что процесс социализации у мальчиков-подростков протекает более проблемно,
чем у девочек.
Семья в новых для России социально-экономических условиях
продолжает оставаться основным агентом социализации подростков. Однако
отмечается не достаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот
результат связан с резким изменением социального положения в государстве.
В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой
государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и
неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает
существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную
сторону этих изменений.
|Проблемы, волнующие старшеклассников (%) |
|Варианты |Москва |Подмосковье|
|Приобретение интересной профессии |79 |81 |
|Личные денежные трудности |11 |12 |
|Денежные трудности семьи |— |14 |
|Отношения с родителями |28 |20 |
|Отношения между родителями |21 |13 |
|Отношения со сверстниками |6 |12 |
|Конфликты с педагогами |2 |4 |
|Трудности усвоения школьного материала |6 |12 |
|Чем заняться в свободное время |4 |9 |
|Личная жизнь |58 |56 |
|Здоровье членов семьи |53 |46 |
|Отсутствие фирменных вещей |4 |2 |
|Будущее |20 |— |
Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно
логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом
возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный
этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной
подготовки с бесплатным образованием.
Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность
личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными
особенностями подростков.
Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости
фактор -обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких.
Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и
материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи,
участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно
приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и
катастрофических последствий такого положения для семьи.
Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные
отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим
поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой
позиции сравнительно невелика.
Социологи Нижегородского государственного университета изучали
причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено
850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал,
что конфликты между детьми и родителями обусловленны полом ребенка.
Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:
Ответы мальчиков» Ответы девочек
54,5% - мало учу уроки дома 50,3% - иногда не слушаю
родителей, делаю по-своем)
46,1% - иногда не слушаю 47,4% - мало учу уроки
дома
родителей, делаю по-своему
40,5% - из-за плохой учебы 37,2% - из-за моей
грубости,
несдержанности
34,1% - мало читаю 33,7% - из-за плохой
учебы
33,5% - много гуляю 31,9% - не убираю свои
вещи
32,7% - не убираю свои вещи 28,6% - ссорюсь с братом
(сестрой)
31,6% - из-за моей грубости, 27,4% - забываю выполнять
несдержанности просьбы, поручения
30,2% - много смотрю ТВ 25,4% - много смотрю ТВ
24,6% - много слушаю магнитофон 23,7% - мало ем, не то ем, не ем
в
школе
24,3% - мало помогаю по дому 23,5% - мало помогаю по дому
24,3% - ссорюсь с братом (сестрой) 23,3% - меня не понимают
24,3% - плохо веду себя в школе 23,3% - из-за выбора
профессии
Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с
родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать
по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.
Но возвращаясь к общим проблемам старшеклассников, замечаем, что
пятое место в ряду проблем, вызывающих обеспокоенность подростков, заняли
неблагополучные отношения между родителями. Конфликты родителей являются
источником низкой самооценки детей, формируют у ребенка состояние
повышенной тревожности, вины. Интересно, что во всех без исключения семьях
с высоким уровнем конфликтности супругов дети принимают сторону матери.
Остальные проблемы, характеризуются невысокой наполняемостью
ответов.
Исходя из признания школьниками наиболее важной проблемой –
проблему приобретения профессии, проанализируем, какие требования
предъявляют школьники к своей будущей профессии.
|Ориентации школьников (%) |
|Предпочтительные качества будущей профессии |Москва|Подмосковье |
|Требует высокой квалификации, новых знаний |36 |22 |
|Высоко оплачивается |58 |76 |
|Самостоятельная |13 |19 |
|С гарантией от безработицы |25 |43 |
|Не вредна для здоровья |47 |42 |
|С нерегламентированным рабочим днем |17 |8 |
|Требует предприимчивости, изобретательности |21 |18 |
|Престижная |37 |30 |
|Связана с разъездами, новыми впечатлениями |25 |23 |
|Не требует физического и умственного | | |
|напряжения |4 |9 |
|Интересная |6 |— |
Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью
проявились новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и
направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая
наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники
выделяют высокую оплату. Однако и здесь проявляется специфика ценностных
ориентации: для молодежи области этот фактор значительно более значим чем
для москвичей. В Москве высокая зарплата интересует прежде всего
мальчиков(34%) и значительно меньше девочек (24%).
Второе по значимости качество для будущей профессии, повреждениям
здоровья по видимому это связано с ухудщением экологисческой ситуации в
мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой
информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.
Третье по наполняемости ответов требование в будущей,
профессии - гарантирантии от безработицы, т.е. должна быть востребована в
любых экономических ситуациях. Этот факт свидетельствует, что молодежь
понимает, сколь серьезную угрозу представляет перспектива не иметь работу,
причем у юношей эта проблема стоит на много острее, чем у девушек
(соответственно 77% и 33%).
Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей
профессии, но теперь они сошли на второй план. Это престижность и высокая
квалификация будущей работы. Именно эти качества больше волнуют москвичей,
чем подростков Подмосковья: действие этих качеств ощутимо в крупных высоко
урбанизированных центров, каковым является Москва.
В общем, сравнивая ответы школьников Москвы и Подмосковья,
выяснилось, что школьники столицы ориентируются на высокооплачиваемый труд,
нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же
области предпочтительнее независимость самостоятельность в
осуществлении трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты
труда, гарантиям от безработицы.
Теперь интересно сопоставить эти данные с другим опросом, который
выявлял конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением
целителей)
|Жизненные планы учащихся (в собственных оценках и оценках их |
|родителей), % |
|Контингент |Намереваются стать |
| | |
|9-е классы | |
|подростки | |
|родители | |
|10-11-е | |
|классы | |
|подростки | |
|родители | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |
Страницы: 1, 2, 3
|