Молодежная субкультура
| | | | | | | | | | | |
| |- |5,5 |38,8|11,4|2,5 |4,5 |3 |0,5 |20,4 |11,9 |
| |2,2 |5,6 | | |3,9 |7,8 |2,8 |0,6 |0,4 |11,8 |
| | | |40 |8,3 | | | | | | |
| |0,5 |5 | | |2,5 |4,4 |3,5 |1,5 |15,8 |- |
| |0,5 |11,8|28,1|14,3|3,2 |8,6 |1,6 |1,1 |- |0,6 |
| | | | | | | | | | | |
| | | |39,6|8 | | | | | | |
1. рабочими 5. работниками в сфере
2. гос. служащими обслуживания
3. служащими в фирме 6. научными работниками
4. предпринимателям 7. не работающими
8. Военнослужащими
Прежде всего следует отметить: практически ни кто из респондентов
не хочет, что-бы его ребенок стал рабочим. Такую же позицию занимают и сами
подростки. Желающие скорей видеть своих детей государственными служащими не
служащами в какой либо фирме среди родителй девятиклассников и в 4 раза
меньше среди родителей учащихся 10-11-х классов. Довольно близки к эти
позициям и жизненные планы самих подростков. Настораживает тот факт, что
около 3% родителей и подростков предпочли бы, чтобы последние вообще не
работали.
Полученные данные свидетельствуют также о том, что резко упал
престиж научной работы. На этот вид деятельности нацелено около 8%
родителей и практически вдвое меньше подростков. Такие ориентации,
несомненно, не могут сказаться негативно на престиже общего среднего
образования и планах на продолжение обучения в средней школе. Кстати, сами
респонденты отмечают: их выбор во многом связан с тем, что положение в
обществе и место жизни, по их мнению, сегодня ни как не связано с уровнем
образования. Эта позиция в опросе получила поддержку и среди родителей, и
среди подростков (средний балл по 4-балльной шкале в поддержку этой позиции
колеблется в пределах 1,98-2,12 балла у подростков и 2,08 - 2,21 балла у их
родителей).
Следует также отметить довольно высокий престиж предпринимательской
деятельности, причем в большей степени это отмечается среди подростков.
Так, если 8 - 8,3% родителей хотели бы видеть своих детей
предпринимателями, то среди подростков на такой вид деятельности нацелено
11,4% девятиклассников и 14,3% их более старших товарищей. Принимая во
внимание, что в средней школе намерены продолжать обучение около 80%
подростков, можно говорить о практическом совпадении позиций разных
возрастных когорт старшеклассников.
Система образования.
V Структура системы образования.
V Кризис образования, (о последствиях закона "Об образовании" для
подростков.)
V Негосударственные образовательные учреждения, их роль. 4.0прос учеников о
положении в школе.
V Исследования факторов влияющих на продолжение обучения девятиклассников.
V Проблемы снижения авторитета образования.
Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью,
оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития.
Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и
многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении
молодежи.
Смена государственнно-политического устройства и социально-
экономического строя создала принципиально новую ситуацию в сфере
образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий
каждого молодого человека в получении образования и профессии в
соответствии с его интересами и способностями.
Конституция СССР 1977 г. провозгласила осуществление всеобщего
бесплатного среднего образования молодежи через различные каналы
(одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). В Конституции РФ
1993 г. (ст. 43) сделан шаг назад, поскольку планка обязательного общего
образования понижена и гарантирована бесплатность только основного (9 лет)
образования.
Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко
отличающихся от тех что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко
назад не только в сфере материального производства и уровня жизни основной
части населения, но и по состоянию системы образования.
В середине 60-х страна продвигалась ко всеобщему среднему
образованию. Официально эта цель была провозглашена в 70-е годы, и хотя
полного охвата молодежи разными видами среднего образования достичь не
удалось, к середине 80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85%
молодежи.
Представление о продвижении СССР по пути к всеобщему полному
среднему образованию дает таблица.
Распределение школьников после 8(9) класса, %.
Согласно принятому в 1992 году Закону "Об образовании" обязательным
считается только общее основное образование, которое остается бесплатным. С
государства сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего
образования, которые "возложены на родителей или лиц их заменяющих". И это
в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы
обеспечить полноценное питание и летний отдьк детей, когда при поступлении
в школу признаются здоровыми 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%.
До сих пор образование в России имеет государственно-общественный
характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на
каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов.
Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее
среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и
совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку
и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в
России, параллельно государственной, создается негосударственная система
образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная
дифференциация находит выражение во все более широком распространении
гимназий, колледжей, лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого
класса, другая - с пятого, большинство - после девятого. Обучение в них
отчасти платное, плата колеблется в весьма широком диапазоне.
Государственные школы нового типа, а также частные учебные заведения (их до
1%) как правило, обеспечивают более высокий уровень подготовки, особенно по
профильньш дисциплинам, что существенно повышает возможности учащихся
успешно продолжить образование в вузах и приобрести высокий
профессиональный и социальный статус.
Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется
результатами социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14
до 17 лет среди факторов, вызывающую наибольшую неудовлетворенность
учащихся, выделяются: отсутствие права выбора учебных предметов и
преподавателей (указали 49,8%), отсутствие необходимой материальной базы,
современного оборудования, работа столовой, каждый пятый указал на свою
неудовлетворенность организацией учебного процесса, качества преподавания.
Часть респондентов негативно оценивают характер отношений с
преподавателями (18%). Лишь 10,3% учащихся считают, что учатся в полную
меру своих сил и возможностей. Большинство опрошенных, указало, что свои
способности в учебе реализует не в полной мере. На вопрос "Действует ли в
Вашем учебном заведении принцип "от каждого по способностям" (по отношению
к учащимся)?" только 23% респондентов ответили утвердительно.
Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении
сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество
учащихся и педагогов. 60% участников опроса считают, что взаимопонимания
недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и
грубость со стороны учащихся.
Интенсивное расслоение общества по уровню материального
благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят
свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся
молодежи. Стремление выпускников средней школы получить высшее образование
снижается с каждым годом, такие настроения проникают и в младшие классы,
что уменьшает интерес к учебе и создает негативное отношение к школе.
Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих
старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного
среднего образования - на поступление в ВУЗ, постепенно станет достоянием
меньшей части выпускников 9-х, а затем 11-х классов. Выбор жизненных
условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов
корректируется, а возможно полностью меняется их социальная ориентация.
Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под
влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у
подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности
при решении вопроса о последующих формах образования либо непосредственном
трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного
среднего образования утратит смысл.
Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути
целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они
завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов),
выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников.
Прежде всего отметим, что у девятиклассников достаточно велика при
определении дальнейших образовательньвс планов роль фактора успеваемости.
Если практически все подростки, обучающиеся на "4" и "5", намереваются
продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном
на "4" таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на "3" и "4" или в
основном на "3" таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в
основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему
обучению в школе.
Столь же велика зависимость от успеваемости и удовлетворенность от
обучения в старших классах: среди троечников до 60% тех, кто полностью или
частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе,
тогда как среди успевающих без троек, таковых практически нет. Аналогичные
закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.
|Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на |
|их выбор |
|Пойдет ли |Факторы |
|ученика 10-й| |
|класс | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |
|Да | | | | | | | | | | |
|балл |2,38|2,77|1,88|1,64|1,76 |1,59 |2,58|1,22|2,39 |2,04|
|ранг |4 |1 |6 |8 |7 |9 |2 |10 |3 |5' |
|Нет, не | | | | | | | | | | |
|решил | | | | | | | | | | |
|балл |1,80|2,49|1,73|1,40|1,37 |1,13 |2,17|1,33|2,32 |2,28|
|ранг |5 |1 |6 |7 |8 |10 |4 |9 |2 |3 |
1. совет отца 6. рекомендации кл. руководителя
2. совет матери 7. интерес к какому-либо предмету
3. совет родственников 8.консультация по профориентации
4. совет одноклассника 9. собственное увлечение, хобби
5. совет учителя 10. пример или совет знакомых
|Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам учащихся 10-11 классов, |
|на |
|их выбор. |
|Удовлетворенн |Факторы |
|ые учебой в | |
|10- | |
|м классе | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |
|Доволен | | | | | | | | | | |
|балл |2,0|2,4|1,79|1,66|1,61 |1,48 |2,42|2,16|2,45 |1,96|
| |3 |1 | | | | | | | | |
|ранг |5 |3 |7 |8 |9 |10 |2 |4 |1 |6 |
|Не доволен | | | | | | | | | | |
|балл |2,5|2,7|1,89|1,79|1,63 |1,63 |1,65|1,00|1,84 |1,95|
| |8 |4 | | | | | | | | |
|ранг |2 |1 |4 |6 |8-9 |8-9 |7 |10 |5 |3 |
1. совет отца 3. совет родственников
2. совет матери 4. совет одноклассника
5. совет учителя 8.консультация по профориентации
6. рекомендации кл. руководителя 9. собственное увлечение, хобби
7. интерес к какому-либо предмету 10.пример или совет знакомых
Обратившись к основным факторам, повлиявшим на выбор подростков и
удовлетворенность таким выбором (см табл.), можно констатировать достаточно
близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также
родителей, в целом удовлетворенных или не удовлетворенных выбором своих
детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих случаях ведущими факторами,
как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь
матери, и интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби.
Иное положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения
в школе 10 - 11-ти классников. Расхождение позиций школьников
удовлетворенных своим выбором и неудовлетворенных достаточно велико. При
этом ведущими факторами у недовольных выступают советы родителей или
примеры знакомых. У тех же, кто, в первую очередь ориентировался на
собственные увлечения и интересы, удовлетворенность наиболее высока.
Во всех случаях следует отметить малую роль влияния школы на выбор
жизненного пути (советы учителей и рекомендации классного руководителя
занимают 8-10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)
Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников
следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает
четвертое ранговое место.
Надо отметить также, что советы одноклассников относительно выбора
продолжения обучения именно в школе занимают более высокое ранговое место у
тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно своего
выбора.
Таким образом можно сделать вывод, что большинство подростков и их
родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в
десятом классе; родители в большей степени, чем подростки, ориентированы на
продолжение образования в иных формах (техникум, курсы, лицей и т. д.)
-22,1% против 6,8%; среди учащихся 10-11-х классов практически 4^
подростков довольны принятым решением продолжить обучение в
общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3%
подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в
последующие периоды жизни; очень резко упал престиж статуса рабочего:
практически ни кто из подростков и их родителей не ориентированы на
получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, особенно среди
подростков: на этот вид деятельности нацелены лишь 4% подростков и 8% их
родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие фирмы
ориентировано в7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше
родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных
учреждениях. Практически половина респондентов отмечает, что положение в
обществе и место в жизни сегодня никак не связаны с уровнем образования.
Важной частью мировосприятия школьников становится снижение
авторитета знания и науки в целом, поскольку они знают что труд
"интеллигенции" оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это
произошло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованное™ знаний,
низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в
системе экономических отношений.
Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд
служит основным фактором, способствующим обесценению и разрушению мотивов
получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня
Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает
данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников,
имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями
(доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет,
ни кто не знает.
Немаловажную роль в снижении ценности общего среднего образования в
глазах родителей школьников и, особенно, самих подростков сыграли средства
массовой информации и, в частности, молодежная пресса.
Сказались и снижения уровня государственного финансирования системы
образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ,
колледжей, лицеев и т. д.
Особенности молодежной субкультуры.
V Молодежная субкультура, как особая неформальная культура.
V Исследования интересов подростков.
V Преступность подростков.
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма
жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От
удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом.
Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура -часть
общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой
социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в
ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают
стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура
обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все
больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают
неформальные подростковые группы.
В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы,
называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства:
70% их участников составили юноши, 30% - девушки.
"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество,
потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым,
протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не
знал, как жить дальше".
Наиболее распространенными способами проведения свободного времени
являются "тусовки", посещение видеосалонов, где подростки предпочитают
смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.
Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она
полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное
ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с
системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в
приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных
стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности
вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от
действительности, а также стремление походить на взрослых является
употребление наркотиков.
В апреле-мае 1994 года в городе Жуковском проводились исследования
школьников 9-11 классов, которые ставили своей целью выяснить чем
интересуется сегодняшняя молодежь. Результаты опроса приведены в таблице:
|Интересы подростков (в самооценках и оценках их родителей),% |
|Контингент |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |
| | | | | | | | | | | | | |
|9-е классы | | | | | | | | | | | | |
|подростки | | | | | | | | | | | | |
|родители | | | | | | | | | | | | |
|10-11-е | | | | | | | | | | | | |
|классы | | | | | | | | | | | | |
|подростки | | | | | | | | | | | | |
|родители | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| |1,6|1,6|2,5|2,6|2,3|1,8|2,4|2,3|2,3|2,0|1,8|1,67|
| |8 |3 |8 | |6 |8 | |3 |1 |9 |7 | |
| |1,4|1,4|2,4|2,6|2,4|1,2|2,4|2,0|1,7|1,9|1,6|1,43|
| |6 |7 |3 |6 |3 |2 |2 |7 |8 |9 |9 | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| |1,7|1,6|2,5|2,5|2,5|2,2|2,4|1,9|2,1|2,2|2,1|1,68|
| |7 |7 |8 |7 |4 |1 |1 |5 |5 |4 | | |
| |1,6|1,4|2,3|2,5|2,4|1,5|2,3|1,9|1,7|2,0|1,6|1,52|
| |2 |7 |2 |8 |2 |2 |2 |7 |1 |8 |7 | |
1 .Политика 7.Природа
2.Социальные науки 8.Техника
3.Спорт 9.Бизнес
4.Мода 10.Проблемы морали
5.Культура 11 .Проблемы религии
6.Проблемы секса 12.Проблемы педагогики
Из таблицы видно, что резко сменились ценностные ориентации
подростков по сравнению даже с концом восьмидесятых: сегодня ведущими
интересами у подростков стали спорт и мода. Достаточно велико число тех,
кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают
многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве,
сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой
культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу
подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем
родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно
ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует
отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не
в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой
информации.
Особую тревогу вызывает втягивание в преступный мир молодежи. В
1993 г. 16,1% выявленных преступников - это несовершеннолетние. Ближайший
резерв преступного мира - часть молодежи, которая выбывает из школы.
Общее представление о криминализации молодежи младших возрастов
можно получить из таблицы:
| |Правонарушения и преступность среди несовершеннолетних |
| |в 1993 г. (в тыс. чел.) |
| |Возраст |Имели |Состоят в милиции|Совершили |
| | |привод в милицию | |преступления |
| | | |на учете | |
| |до 13 лет |168,6 |81,6 | |
| | |206,2 |128,1 |66,9 |
| |14-15 |281,5 |166,1 |136,9 |
| |16-17 |656,3 |375,9 |203,8 |
| |ИТОГО | | | |
Из 375,9 тыс., состоящих на учете в милиции, 156,9 тыс. - это
учащиеся общеобразовательных школ, 68,2 тыс. - ПТУ, 66,1 тыс. - работающие;
78,6 тыс. не работают и не учатся.
В "группировки негативной направленности" входят уличные бандиты,
вроде "люберецкой", "солнцевской" и т. д. По данным МВД, в России в 1993
году было 20 тыс. подобных группировок, в них входило 58,2 тыс. человек в
возрасте до 17 лет. Примерно четверть из них (15 тыс.) составляет кагорта
пятнадцатилетних, тех, которых выставили из школ и не приняли в техникумы и
ПТУ. Эти подростки, тот непосредственный резерв и составная часть
уголовного мира.
Рост правонарушений среди школьников связан с негативным сдвигом в
нравственной ориентации. То, что ранее считалось зазорным, сегодня
расценивается как допустимое.
Заключение.
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы
изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию
подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны
жить в этом обществе.
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической
ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся
в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою
социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций.
Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе
привело к кризису в системе образования.
В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с
унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни
и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в
умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и
поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не
принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве
подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает
современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов,
из клубка нравственных и эстетических проблем[10]».
В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной
субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских
предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от
общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и
неформальных молодёжных объединений(.
И в качестве вывода. Если народ имеет то правительство, которое он
заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую
они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам
способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый
непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и
будущего общества(.
Литература.
1. Ковалева А. И. Кризис системы образования.// Социс 3/94
2. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции,
проблемы, перспективы / М. "Наука" 1993.
3. Кравченко А. И. Введение в социологию/М. "Новая школа" 1995.
4. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник/М. 1993.
5. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94
6. Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две
критические точки современной школы.// Социс 12/94
7. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий
старшекласснников.// Социс 6/95
8. Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников основных
школ.//Социс 10/94
9. Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь М. 1990.
10. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки.
М.1990.
11. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996.
12. 4. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и
воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-
политический журнал. 1998. №1.
13. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990.
14. СмелзерН. Социология. М., 1994.
15. Журнал СоцИс (стопка за 1998-99 гг., номера, к сожалению,
утеряны)
-----------------------
# Попробуйте, например, отменить любовь ужесточением санкций...
( За неимением доступных примеров не рассматривались государственные
молодёжные организации.
[1] В.Т. Лисовский. Советское студенчество: социологические очерки.
М.1990. С.44
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1 С.118
[3] Смелзер Н. Социология. М.,1994.
[4] Переработанный перечень. Оригинал см. В.Т. Лисовский. Социология
молодёжи. М.1996. С.340 Эвристика — наука, изучающая творческую
деятельность
( Эвристика — наука, изучающая творческую деятельность
( В современной молодёжной России весьма популярен американский девиз
времён хиппи: "Весь мир — бардак, все люди — гады, а солнце — #?@$
фонарь"
( По мнению одного (неизвестного) аналитика, «реклама — один из
мощнейших социальных факторов. [...] Она навязывает концепции, ценности,
цели, представления о том, кто мы и какими должны быть... Она определяет
наши взгляды, которые, в свою очередь, определяют наше поведение».(«Дрейфуя
в море рекламы»//Пробудитесь!,22 авг.
[5] Салтанович И.П. Формирование оптимальной музыкальной
среды—важнейший фактор духовного развития// Молодежь в условиях социально-
экономических реформ / Научн. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1995. С.37-38.
( Убийство на экране "злодея" "героем" чаще всего воспринимается
как должное и не считается за преступление (даже если "наказанных злодеев"
сотни), а иногда даже воспринимается как пример для подражания
( Летом'99 в «жёлтой прессе» сообщалось, что русские порностудии —
самые популярные в Европе.
[6] В.Т. Лисовский. Социология молодёжи. М.1996. С.340
[7] В.Т. Лисовский. Советское студенчество: социологические очерки.
М.1990. С. 102
[8] В.В. Морозов., А.П. Скрябов. Противоречивость социализации и
воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал.
1998. № 1.
( И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе
добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в
большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в
расчете на реальную отдачу.
( Заметим что желание пооригинальничать, которым грешат многие юноши и
девушки, имеет свою историю. Многие, похоже, давно забыли, а молодежь 80-х,
наверное, никогда не знало о том, что французский поэт Шарль Бодлер красил
волосы в фиолетовый цвет. Однако это не мешало ему писать прекрасные стихи.
Принципиальный антиэстетизм был взят в начале 20-го века на вооружение
русскими футуристами. У людей старшего поколения претензии
оригинальничающих молодых людей, их потуги на "новизну" вызывают усмешку.
[9] Почти весь текст взят из: Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь
М.1990.
[10] Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990. С.
8
( Действительно, в работах многих современных авторов, где
исследуются молодёжные субкультуры, подтекстом проходит строчка из
анекдота: «Посмотри, что там делает Вовочка, и скажи, чтобы он этого больше
не делал».
( Известно, что с выросшими детьми, даже хорошими, лучше
разъезжаться — пусть у себя делают, что хотят, а к нам в гости ходят. Но
поколению с поколением не разъехаться — на всех одна коммуналка, большой
неблагоустроенный мир. В нем живем, в нем и дальше жить. Молодежь и рада бы
своими дискотеками нам не мешать, да куда ж ей деться? И нам некуда.
Значит, и существовать надо по всем разумным коммунальным правилам, не
отравляя друг другу жизнь, не превращая площади, парки, клубы и прочие
места общего пользования в поля бестолковых и бессмысленных сражений...
(Жуховицкий)
Страницы: 1, 2, 3
|