Мотивация поведения военных
безразлична к предметам и функциям, конкретным результатам и целям, но
наоборот, она их профессиональной спецификой полностью и определяется.
Профессиональный мотив обосновывает профессиональные действия, которые
направлены на удовлетворение какой-либо из социальных потребностей в данной
деятельности или из собственных потребностей этой деятельности, усвоенных
профессионалом и превратившихся в его личные профессиональные потребности.
Профессиональные мотивы суть, таким образом, конкретизации трудовых
мотивов, причем множественные: каждый трудовой мотив может
конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах. Например,
трудовой мотив «заработать» может быть конкретизирован шофером в нескольких
направлениях: перевыполнить план перевозок, сэкономить горючее, сберечь
автомашину, подработать на стороне и т. п. Мотив военнослужащего –
продвинуться по служебной лестнице – может быть реализован также в
различных формах, как положительных, так и отрицательных(карьеризм).
Следовательно, профессиональных мотивов больше, чем трудовых, и, вообще
говоря, каждый трудовой мотив потенциально конкретизуют во всех профессиях,
где может актуализироваться в виде нескольких профессиональных мотивов.
В свою очередь, каждый профессиональный мотив, очевидно, должен иметь
возможность конкретизироваться во множестве конкретных целей, которые в
отличие от общетрудовых следует назвать профессиональными целями. Эти цели
отражают профессиональную специфику конкретных полезных результатов
деятельности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его
профессиональных действий. Умение ставить и достигать профессиональными
способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности я
отличает профессионала и непрофессионала.
Таким образом, применительно к профессиональной деятельности потребности
и результаты, функции, мотивы и цели конкретизируются до профессиональных,
выражающих и отражающих технологическую специфику и содержание
деятельностей.
Учитывая нарастающую множественность этих реалий (результатов больше,
чем функций и потребностей, целей — чем мотивов), целесообразно,
применительно к любой деятельности, выделять ведущий мотив (или
подмножество таких мотивов), который можно конструктивно представить в виде
образно-понятийной модели реализации основной функции деятельности. Но это
не значит, что в изучении профессиональной (или иной) мотивации можно
ограничиваться ведущими мотивами.
Во-вторых, из разделения объективных и субъективно предвидимых
результатов на обобщенные и конкретные следует возможность по-новому
представить взаимосвязи потребностей, мотивов, целей, функций и результатов
во внутреннем и внешнем планах изображения деятельностей. Можно видеть, что
общественные потребности, функции и результаты относятся к внешнему плану
деятельности, а личные потребности, мотивы и цели — к плану внутреннему.
При этом личные потребности суть отражения потребностей социальных, а
социальные — выражение личных потребностей. Функции и результаты
непосредственно выражают общественные потребности и, в свою очередь,
выражаются ими. В то же время функции и результаты деятельности через
посредство целей, мотивов и личных потребностей формируют общественные
потребности в деятельности и собственные ее потребности. Общественные
потребности конкретизируются в функциях и результатах деятельности, а
личные — в мотивах и целях.
От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания,
оправдывающие то или иное действие путем указания на побудившие его
объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могу не совпадать с
действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.
Данное обстоятельство важно учитывать военным руководителям при анализе
поведения личного состава.
Мотивы могут выступать в различной форме. Когда человек не осознает
своих потребностей, но действует в соответствии с их побуждающими
импульсами, говорят о влечениях. З. Фрейд, изучивший роль бессознательного,
подчеркивал, что “многое в Я безусловно бессознательно”. На деятельность
человека могут оказывать большое влияние влечения, как психологические
состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
Одни влечения побуждают к позитивной деятельности, другие проявляются в
агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего
состояния влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его
действий. Вспоминаются слова князя из “Русалки” А.С. Пушкина: “Невольно к
этим грустным берегам мены влечет неведомая сила”.
Многие ученые считают, что влечение – это начальный этап формирования
мотивов поведения человека. Неосознанные первоначально влечения, уступают
место осознанным мотивам. Отсюда следует важный методологический вывод для
работы командиров: способствовать переходу положительных влечений
подчиненных в серьезный мотив их поведения.
В такой форме мотивы чаще всего выступают у молодых людей, которые еще
недостаточно изучили их. Мотивация поведения в форме влечений часто бывает
причиной досадных поступков. Это объясняется тем, что осознавая существо
своей потребности, человек может удовлетворять ее в неадекватной форме.
Например, у молодого человека есть духовная потребность в завоевании
уважения у своих товарищей. Но если он эту потребность не осознает, то и
удовлетворять может иногда не ее верным путем: он пререкается со старшими,
считая, что в этом его товарищи увидят проявление самостоятельности.
Поэтому такую форму мотивации целесообразно ограничивать.
Когда человек осознает свои потребности, то они выступают в качестве
сильного побудителя к действию, говорят о желаниях. Это недостаточно
сильный мотив часто направлен на цели, в возможности достижения которых
человек недостаточно убежден.
Выделяют и такую форму мотивов, как хотение. В отличии от желаний
хотение—более активный, побуждающий к действиям мотив. В процессе
воспитания необходимо пробуждать такую форму мотивации у учащихся.
Влечения, желания и хотения—это простые мотивы, в большей степени они
связаны с материальными потребностями человека.
Мотивы образуют иерархическую пирамиду, в основании которой лежит
ведущий мотив (от него зависит направленность личности).
Иерархические отношения мотивов обычно проясняются в ситуациях конфликта
мотивов, когда человек находится в ситуации выбора.
В ходе деятельности могут появляться новые потребности и мотивы, а цель,
ранее побуждаемая к ее достижению каким-либо мотивом, со временем может
приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом
(механизм сдвига мотива на цель).
Весьма своеобразна мотивационно – смысловая сфера деятельности
военнослужащих в условиях военного времени.
Мотивы - необходимый компонент боевой деятельности, ее психологической
структуры. Каждое действие совершается под влиянием определенного мотива -
желания, интереса, идеала, убеждения, чувства долга, социального
требования, ставшего потребностью и т.д. В психологических исследованиях
выделяют несколько групп мотивов.
К первой относятся мотивы, определяемые особенностями личности
офицера, политическими и эстетическими потребностями и идеалами, общим
отношением к своей профессии, к своим начальникам. Ко второй группе
относятся мотивы порождаемые характером обстановки, ее сложностью,
динамичностью и т.п. И к третьей, - мотивы, возникающие под прямым
требованием старших начальников выполнить боевую задачу. Выделяют, так же,
общие социальные и частные мотивы, как проявление актуализируемых в
конкретной ситуации потребностей.
Основные из них:
- следовать нравственному примеру героев, их подвигам и поступкам;
- вести борьбу с врагом до полного уничтожения;
- отомстить за смерть, горе и страдание людей, родных, близких,
боевых товарищей;
- добросовестно выполнять все приказы и распоряжения командиров и
начальников;
- самосохранение жизни, сохранение жизни своих боевых товарищей и
командиров;
- разгром врага, возвращение к мирной жизни, создании семьи,
любить, трудится, растить и воспитывать детей;
- получение морального одобрения своих поступков и действий со
стороны командиров и товарищей по подразделению;
- осознание себя как человека, выполняющего особую социально значимую
деятельность, которая отличает его и товарищей по оружию от
остальных членов социума;
- одобрение поступков и выделение личных заслуг перед Родиной;
- следование традициям подразделения, части, вида войск,
- восстановление боевых традиций Русского офицерского корпуса,
- возвращение к вере и национальное возрождение;
- не допускать поступков, действий, которые будут осуждены
коллективным мнением, уставами и законами;
- самоутверждение среди сослуживцев своими боевыми делами;
- потребность в боевом соперничестве с противником.
Как правило, боевой деятельности офицера присуще не одна
потребность, а несколько, порождая и соответствующие мотивы.
В мотивах боевых действий воинов концентрированно выражаются свойства
его личности, его мировоззрение, отношение к поставленной задаче,
командиру, коллективу, к боевой обстановке и войне в целом.
Цели и мотивы побуждают воина проявлять боевую активность,
придают определенный личностный смысл его деятельности. Специалисты
отмечают что в процессе боевой деятельности у воинов возникают такие
мотивы, которые определяются конкретной боевой обстановкой, содержанием
выполнения задач, и имеют личностный смысл. Мотивы такого рода возникают в
связи с осознанием близких целей и частных задач. В процессе соотнесения в
сознании офицера мотивов боевой деятельностей с конкретными целями его
действий образуется личностный смысл деятельности в целом. Ведущими
мотивами ( значений и личностного смысла ) боевого дежурства являются:
- мотивы "ответственного должествования" ( ответственности и долга );
- коллективистские мотивы, вызванные отношениями взаимной зависимости
и ответственности между членами коллектива расчета, смены, экипажа,
подразделения, части;
- мотивы, обусловленные личными служебно-бытовыми проблемами
(продвижение по службе, семейные, бытовые проблемы и т. д.).
Как показывают исследования, иерархия мотивов боевого дежурства у
офицеров такова, что безусловное лидерство занимает мотивы "ответственного
должествования", затем коллективистские мотивы. Мотивы "продвижения по
службе" особо ярко выражены у молодых офицеров.
Итак, все эти рассуждения, потребовавшиеся для уточнения понятия
«мотив», позволяют сформулировать вывод, важный для решения основной
проблемы исследования: уникальность и неповторимость личности определяется
не ассортиментом потребностей, а качеством удовлетворения абсолютно
одинакового для всех людей набора базовых потребностей.
1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и
содержание.
Мотивационно-смысловая сфера воинской деятельности – это сложная
система взаимосвязанных компонентов, находящихся в иерархическом
соподчинении. К основным побудителям деятельности военнослужащих относятся:
потребности, интересы, цели, идеалы, ценности, смысложизненные ориентиры.
Их реализация имеет как общее, так специфические для военнослужащих черты.
Преступим к их более подробной характеристике.
Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для
поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы,
общества в целом; внутренний побудитель активности [55,67]. То есть
потребность – это нужда человека в чем-то, приводящая его к активности.
Субъектами потребностей, очевидно, могут быть общество в целом,
социальная группа, отдельный человек — индивидуум. Соответственно
потребности подразделяются на общественные (социальные) и индивидуальные
(личные). Между ними, как известно, существует взаимная, но неоднозначная
взаимосвязь. В личных потребностях отражается познанная и принятая
индивидуумом часть общественных потребностей, а эти последние представляют
собой интегрированное выражение части личных потребностей общества,
социальной группы. Чем полнее социальные потребности трансформированы в
потребности индивидуума, тем сильнее они находят свое выражение в его
деятельностях и тем в большей мере он становится личностью. Чем полнее
личные потребности членов социальной общности трансформируются в
потребности этой общности, тем многообразное, сложнее и эффективнее
социальная деятельность, тем в большей мере выполняется лозунг: «Все во имя
человека, все для блага человека». Разновидностями социальных потребностей
являются, во-первых, потребности в деятельностях, а во-вторых, собственные
потребности деятельностей, причем первые порождаются вторыми, а также иными
социальными потребностями. Само порождение, существование и исчезновение
конкретных видов деятельности как социальных ценностей и компонентов
человеческой культуры определяются в развитии общества развитием социальных
потребностей. Будучи познаны и приняты индивидуумом в качестве своих
личных, будучи осмыслены им в связи с наличными склонностями и интересами,
социальные потребности в деятельностях обусловливают личную направленность
индивидуума на овладение той или иной деятельностью как профессиональной, а
после овладения — профессиональную мотивацию этого индивидуума как
личности, субъекта деятельности, профессионала. Аналогично и собственные
потребности деятельности, отражаясь в знаниях, умениях и навыках
профессионала, профессионального коллектива определяют тем самым
эффективность и качество деятельностей [47, 100].
Потребности бывают различные, и специалисты дают различные их
классификации. Но все сходятся в признании двух направлений: витальных и
социальных потребностей. Но витальность и социальность настолько
переплетены, что их трудно разграничить. Можно говорить лишь о преобладании
в той или иной потребности природной или социальной стороны. С известной
степенью условности целесообразно разделить их на биологические,
биосоциальные, социобиологические, социальные.
Биологические потребности – продолжить жизнь и род – присущи всему
живому, в их основе лежит инстинкт видового и родового самосохранения.
Конечно, эта потребность у человека социализирована и юридически
закрепляется в Конституции демократических государств как право на жизнь.
Реализация этой потребности военнослужащими весьма специфична, достаточно
сказать, что они призваны защищать свою Родину даже ценой своей жизни.
Биосоциальные потребности – те, в основе которых лежат биологические
потребности, но они в большей части социализированы: потребность в пище,
жилище и т.д. И здесь имеются особенности удовлетворения войнами данных
потребностей, особенно в полевых условиях, на учениях, не говоря уже о
боевой обстановке.
К социобиологическим можно отнести потребности, которые хотя и
сохраняют биологическую основу, но главное в них – социальное. К таковым
можно отнести потребность в любви, познании, общении, активной и
конструктивной деятельности, благодаря реализациям которых человек и стал
разумным существом. Для военных кадров данные потребности имеют особую
значимость.
Социальные потребности (собственно человеческие, не имеющие аналога в
мире животных) – самопознание, самосознание человека как в смысле телесном,
так и духовном. Личность воина оценивается через призму таких качеств как
честь, достоинство, коллективизм, патриотизм, войсковое товарищество и т.д.
Эти базовые потребности можно разделить на две группы: материальные и
духовные. Материальные потребности выражают нужду человека в пище, жилье,
одежде и т.д. Если эти потребности не удовлетворить, то человек не сможет
существовать физически. Неполное или нерегулярное удовлетворение этих
потребностей сказывается на настроении людей, на их работоспособности.
Поэтому, например, офицер должен заботиться, чтобы его подчиненные были
сытно накормлены, своевременно отдыхали, имели исправное обмундирование и
т.д. Это обязанность военных руководителей всех уровней и ее нужно
неукоснительно выполнять, какой бы сложной не была ситуация с
финансированием армии. Но здесь и задача государства - обеспечить свою
военную организацию всем необходимым. При этом воинов следует приучать и к
тому, что в боевой обстановке не будет возможности полного удовлетворения
всех материальных потребностей. Психологически подготовленный к этому боец
сможет более стойко перенести трудности, сопряженные с усталостью,
ненормальным сном, холодом, нерегулярным питанием и т.д.
Поведение человека как сознательного труженика, воина, учащегося
связано и с удовлетворением его духовных потребностей. Духовные
потребности—это нужда человека в познании окружающего мира, в общественно
значимом труде, общении с другими людьми, их признании, благосклонности и
поддержке, культурные потребности. Если они систематически не
удовлетворяются, то человек физически продолжает существовать, но теряет
свой человеческий облик. Разумеется, что в поведении людей обычно
сочетаются различные духовные и материальные потребности с преобладанием
какой-то определенной.
Кроме того, выделяются следующие разновидности потребностей.
Потребности индивидуальные и общественные, не являющиеся простой суммой
индивидуальных потребностей, а содержащие в себе нечто большее. В связи с
этим на любой стадии развития общества массовидным является противоречие
между индивидуальными и общественными потребностями. Особенно остро стоит
эта проблема перед воинскими коллективами, перед каждым военнослужащим.
Необходимо стремиться к гармоничному сочетанию личных и социальных нужд,
доминированию, при определенных условиях, общественной составляющей.
Потребности здоровые и нездоровые, не выражающие истинную нужду
индивида и общества в нормальных условиях существования и развития. Более
того, можно сказать, что сами нездоровые потребности, как правило,
порождаются не нормальными условиями существования. Наглядной иллюстрацией
этого являются такие социальные болезни как алкоголизм и наркомания. Данные
проблемы распространены и в армейской среде и требуют пристального внимания
командиров всех уровней.
Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной
соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет
основную отличительную особенность личности - ее направленность. Но не
смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности,
можно вычленить основную схему личностных потребностей.
Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого
поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями, происходит так
называемая «сквозная регуляция», связанная с взаимодействием этих уровней.
Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного
поведения в целом. Так, например, невозможность удовлетворить потребность в
безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию
ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении
физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и
т.д.
Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности,
высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом
психологической зрелости. Но будучи сформированными, высшие уровни
потребности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании,
начинают играть системообразующую роль в системе потребностей.
Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а
в ряде случаев - к асоциальным способам их реализации.
У социализированной личности существует потребность в самооценке, в
понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое
значение для его адаптации к окружающей среде.
Специалисты, исследующие базовые потребности, лежащие в основе мотивации
воинской деятельности, предлагают следующую классификацию (основанную на
иерархической модели потребностей А. Маслоу):
• физиологические потребности,
• потребности безопасности и защиты,
• потребности принадлежности, любви;
• потребности самоуважения;
• потребности самоактуализации, личного совершенствования.
Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической
активности, сне, защите от экстремальных температур и в стимуляции органов
чувств) являются основными, сильными, неотложными. Их удовлетворение дает
возможность биологической жизни, а значит, они должны быть удовлетворены на
определенном, специфичном для человека уровне. Недаром голодный человек в
конце концов теряет интерес к самой жизни, становится безразличным к
собственно человеческому удовлетворению других видов потребностей.
Потребности безопасности и защиты. После удовлетворения физиологических
потребностей актуальными становятся потребности безопасности и защиты. Это
потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в
предсказуемости событий, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь,
страх и хаос, в долговременном выживании. В интересах их удовлетворения
государством создаются, помимо всего прочего, вооруженные силы, органы
внутренних дел и т.д.
Предпочтение хорошей и безопасной работы со стабильным заработком,
создание сберегательных счетов, приобретение страховки, знание методов
выживания, овладение воинским мастерством позволяют чувствовать себя в
относительной безопасности. Сюда же можно отнести стремление человека к
созданию определенных норм жизни. Условия для удовлетворения данных
потребностей воинов создаются путем реализации их прав и обязанностей,
изложенных в общевоинских уставах. Для воина защита Отечества и есть
внешнее проявление личной безопасности.
Уникальность армии состоит в том, что функция защиты своего народа, мира
на земле призвана стоять выше, чем функция личной безопасности. На это
способна только зрелая личность, которая реализует себя в служении своему
народу.
Потребности принадлежности и любви. Это потребности в семье, дружбе,
любимых, друзьях. Кому не знакомы муки отвержения и, одиночества
(достаточно вспомнить курсанту период адаптации к армии). Каждый человек
хочет жить в атмосфере любви и заботы. Зрелая любовь подразумевает
здоровье, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном
уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для
здорового чувства достоинства. Когда человека не любят, появляются пустота
и враждебность
Принадлежность к воинскому коллективу подразделения, включенность в
дружеские отношения, готовность оказать взаимопомощь - предпосылка
психического здоровья военнослужащего в условиях экстремального характера
воинской службы.
Потребность в самоуважении. Выделяют два основных типа самоуважения -
собственно самоуважение к потребность в уважении другими. Самоуважение
обеспечивается компетентностью, уверенностью, достижениями, независимостью
и свободой. Военнослужащему важно знать, что он достойный человек,
способный успешно выполнять задачи воинской службы.
Уважение другими включает престиж, признание, репутацию, статус, оценку
и приятие. Для военнослужащего значимо признание другими - командирами,
друзьями, семьей - того, что он делает. Хорошо, если его воинский труд
признан престижным, дающим высокий статус и у военного человека есть своя
репутация как высокая оценка его личности. Основой для формирования
самоуважения и уважения другими является высокий престиж воинской службы в
обществе.
Удовлетворение потребности в самоуважении порождает чувство уверенности
в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Это тем
более важно для командира, принимающего ответственные решения.
Недостаточная удовлетворенность приводит к чувству неполноценности,
бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости, чувству пустоты и
беспомощности при столкновений с жизненными ситуациями, трудностями,
требованиями воинской службы.
Здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими тебя
как личности и военного-профессионала. Рискованно строить удовлетворение
потребности в уважении на лести (что очень просто в условиях единоначалия в
армии), а не на собственных способностях и достижениях, действительной
значимости. Эти последние факторы зависят от нас, а значит, нами
контролируются.
Потребность в самоактуализации есть желание человека стать тем, кем он
может стать. Это предполагает полное использование своего таланта,
способностей, личности.
Люди нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Это
естественно. Однако не все этого достигают. Причина в том, что многие не
знают своего потенциала и не понимают пользы от самосовершенствования. Есть
люди, склонные сомневаться и даже боящиеся своих способностей. Иногда
военный человек, стремясь удовлетворить общественное ожидание от него быть
мужественным, стойким, решительным, боится развить в себе сочувствие,
доброту, нежность.
Поэтому можно сказать, что человек - это в какой-то степени "желающее
существо", жизнь его полимотивирована, побуждается многими мотивами
(потребностями). В силу этого он постоянно находится в ситуации выбора и
удовлетворения "самой главной" потребности в создавшейся ситуации. Однако
по мере ее удовлетворения это место занимает "другая главная" и т.д.
Желания его бесконечны, так как он редко достигает полного, завершенного
удовлетворения.
Рассмотренные потребности человека врожденны и впоследствии
"социализированы", организованы в системы. В разных жизненных ситуациях в
системах потребностей образуется своя система доминирования, иерархии.
Развитие личности есть преобразование потребностей от физиологических до
самоактуализации. Такое движение вверх по иерархии потребностей создает
индивидуальность. Чем выше человек находится на лестнице потребностей, тем
свободней он в созидании своей судьбы.
Чем, богаче потребности военного человека, тем больше выбор вариантов
поведения. Поэтому он стремится к личностному росту, к вершине иерархии
потребностей. Свобода и мотивация взаимодействуют друг с другом. Стремление
к профессионализму, свободе военно-профессионального творчества связано со
стремлением к развитию у военнослужащего потребностей в принадлежности к
армии, воинскому коллективу, в товарищеских взаимоотношениях, в
самоуважении и признании его товарищами по службе, в самоактивизации в
военной службе.
Развитие - есть актуализация, развертывание потенциала быть личностью,
воином. Психика "человека самореализующегося" - есть единство
сознательного и бессознательного, при определяющей роли сознания. Личность
представляет собой совокупность рационального и иррационального. Но
иррациональные процессы не являются доминирующими. "Человек
самореализующийся" - это человек, рационально принимающий решения и
стремящийся на основе этого актуализировать свой потенциал. Таким
самоактуализирующимся людям присущи следующие характеристики.
1. Правильное и беспристрастное восприятие мира, других людей. Они видят
действительность такой, какая она есть. Не позволяют страху повлиять на
свою оценку. Без труда обнаруживают фальшь и нечестность в военно-
профессиональных и личностных взаимоотношениях. Ожидания, тревоги,
стереотипы, ложный оптимизм и пессимизм не искажают их восприятия. Они не
боятся проблем, которые не имеют однозначных решений, приветствуют
сомнения, неопределенность, поиск.
2. Признание себя таким, каков есть. Самоактуализирующиеся люди не
сверхкритичны к своим недостаткам, включая свою физиологическую природу.
Воспринимают себя естественно. У них нет непреодолимых потребностей
поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости
других и не бояться их силы.
3. Непосредственность, простота и естественность У таких людей нет
искусственности и желания произвести сверхэффект .
4. Центрированность на проблеме. Эти люди привержены какой-то задаче,
долгу, призванию или любимой работе, полагая, что она нужная и важная.
Они ориентированы на проблемы, которые выше их непосредственных
потребностей и которые считают для себя жизненной миссией. В этом смысле
они, скорее, живут, чтобы работать, а не наоборот. Их в то же время
интересуют вопросы философии, психологии и этики.
5. Независимость как потребность в уединении. Самоактуалнзкрующиеся люди
очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и возможности
одиночества. Во взаимоотношениях могут наслаждаться богатством и полнотой
дружбы. У них частая потребность общаться с самим собой. Они сохраняют
спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и
неудачи. Стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, явления
действительности.
6. Автономность, опора на свой собственный потенциал и внутренние источники
роста и развития. Высокая система самоуправления и "свободы воли".
7. Свежесть восприятия. Рассматриваемая категория людей обладает
способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни,
при этом ощущая новизну. Они редко жалуются на скуку, неинтересную жизнь.
Каждый день жизни богат, это захватывающее и волнующее событие в жизни.
8. Вершинные переживания. Это сильные волнения, моменты высокого
напряжения, а также расслабления, умиротворения, блаженства и толкования.
Люди чувствуют большую гармонию с миром, выходят за пределы своего "Я".
9. Общественный интерес, то есть стремление помочь другим улучшить себя.
Такие люди сострадают, симпатизируют и любят человечество.
10. Глубокие межличностные отношения. Круг друзей невелик, но очень
дружествен, проявляется особая нежность к детям.
11. Демократический характер. Самоактуализирующийся человек уважает всех
людей, независимо от ранга, статуса, с готовностью учится у других, не
проявляя стремления к превосходству.
12. Разграничение средств и умений. Такие люди придерживаются правовых и
этических норм. Им часто нравится сам процесс, чем достижение цели.
13. Философское доброжелательное чувство юмора, то есть юмора,
высмеивающего глупость человечества в целом.
14. Способность к творчеству как естественный способ выражения потребностей
личности к живому восприятию всего нового.
15. Сопротивление насильственному окультуриванию.
Эти качества говорят не об ангельских чертах суперличностей, а о том,
что потенциал человека велик, гораздо больше достигаемого нами в
повседневной жизни. Цели нашего служебного роста, как правило, имеют
отдаленную связь со стремлением актуализировать наш потенциал и
предполагают не столько увеличение напряженности жизни, сколько расширение
круга возможностей. Действительный рост начинается только тогда, когда у
человека реализуются новые потребности.
Представленные здесь, в довольно абстрактной форме, мотивы
самоактуализации в реальных жизненных ситуациях приобретают свои конкретные
и специфичные черты. Они легко могут замещать друг друга, если это диктует
жизнь. Можно выделить самые широкие мотивы роста: целостность,
совершенство, простоту, красоту, доброту, уникальность, честь и т.д. Все
указанные потребности важны в равной степени, у них нет иерархий.
В случае, если мотивы роста не получают своей реализации, возможно
возникновение значимых отклонений в психике. Это:
- неверие, цинизм, скептицизм;
- ненависть, антипатии, отвращения, расчет только на себя и для себя;
- вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность;
- дезинтеграция;
- утрата чувства собственного "Я" и индивидуальности, ощущение себя
постоянно меняющимся;
- безысходность, нежелание чего-либо добиваться;
-гнев, цинизм, неприятие законов, тотальный эгоизм;
-мрачность, угрюмость, депрессии, отсутствие интереса к жизни;
- перекладывание ответственности на других и др.
Каков же путь к совершенствованию военнослужащего в образе "человека
самоактуализирующегося"? Этот путь можно проследить, сравнивая два типа
жизни.
В основе первого типа главным образом лежит стремление удовлетворить
существующий внутренний дефицит или требования окружения. Это стиль жизни,
интегрированный на снижение напряжения, поддержание равновесия с окружающей
средой. Выражение "Живи сегодняшним днем, потому что завтра может не
наступить" - девиз такого образа жизни. Эго жизнь человека, реагирующего на
стимулы - поощрения, наказания, чрезвычайные обстоятельства, на боль и
страх, на требования других людей, на каждодневные события. Это жизнь,
характеризующаяся рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-нибудь
или кому-нибудь серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но
приятными. Такая жизнь сконцентрирована на поддержании своего положения.
Счастье - в ощущении безопасности и удовлетворения. Фактически эти люди не
переступают порога самоактуализации.
Второй тип жизни - это усиление или рывок, когда человек использует в
полную силу все свои способности. Такой человек более собран,
непосредствен, открыт для переживаний. Его образ жизни включает в себя
наиболее счастливые и волнующие моменты человеческого существования,
моменты величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Это
вершинные переживания жизни, вызывающие благоговение и восторг.
Самоактуализирующийся человек стремится ощутить эти переживания, и они
часто бывают причиной важных перемен в жизни.
Научная классификация потребностей позволяет отдифференцировать данное
понятие от мотивов. Отличие от потребностей и особое место мотивов в
психологии легко подтвердить тем, что одна и та же потребность может быть
реализована посредством множества совершенно разных мотивов. Например,
потребность в общении может быть удовлетворена через мотив поговорить по
телефону, или в нетерпеливом желании пойти на свидание; или в намерении
быстро одеться и пойти просто в любое людное место; или в парадоксальном
желании покинуть приятный круг общения с тем, чтобы поспешить в гастроном и
пригласить только что оставленных друзей на ужин - в виде сюрприза; или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|