Рефераты

Мотивация поведения военных

раскрыть любимую книгу для продолжения воображаемой дискуссии с постоянным

другом-оппонентом и т.д., до бесконечности.

В то же время несколько различных потребностей могут быть удовлетворены

через один мотив: побуждение пойти на дискотеку может сегодня возникнуть из

потребности в самовыражении (освоен новый танец и не терпится

продемонстрировать его друзьям), завтра — из потребности в общении

(известно, что кто-то из одноклассников там будет и, даже если танцевать,

не хочется, человек идет все равно — ради общения), послезавтра — повинуясь

сексуальной потребности, на следующий день на первый план может выйти

эстетическая потребность, если популярная группа на гастроли приезжает и т.

д.

Итак, при всем внешнем сходстве и даже родстве, потребность и мотив не

одно и то же. Потребности — явление субъект-объектное, они предопределены,

заданы человеку социальными отношениями, тогда как мотив — явление чисто

субъективное, «мое» и ничье больше.

Потребности у всех людей одинаковы (часто в литературе можно встретить

противоположное мнение), отличаются люди только по уровню развития

универсального и единого комплекса базовых потребностей, в котором одни для

данного человека становятся доминирующими, а другие, в зависимости от

разных обстоятельств, «дремлют» словно в анабиозе.

Число базовых потребностей ограничено (снова найдутся несогласные), тогда

как мотивов — бесконечное множество, как бесконечно количество человеческих

предметов и необозримо число благ и ценностей человеческой

жизнедеятельности. Например, каждый человек испытывает потребность в

общении, каждый страдает от одиночества, но уникальность и неповторимость

личности определяется именно степенью и полнотой удовлетворения, силой

желания и активностью (интенсивностью) действий, богатством и разнообразием

способов удовлетворения — то есть непохожестью мотивации, возникающей из

этой одинаковой для всех потребности в общении.

Всякий человек имеет эстетическую потребность, но для одного она

ограничена и обеднена примитивной мотивацией оглохнуть от воя и грохота так

называемой рок музыки, а у другого эстетическая деятельность мотивирована и

живописью, и театром, и всем разнообразием эстетических ценностей природы и

общества.

Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия «мотив», потребовались

еще и для того, чтобы обратить внимание на вред от неразборчивого или

просто небрежного употребления понятий. В учебнике психологии для

пединститутов говорится о потребности закрыть форточку, достать интересную

книгу, купить галстук модной расцветки и т. д. Но должно быть понятно, что

нет, не бывает таких потребностей, что названы мотивы, опосредствующие

какое-то удовлетворение, но никак не сами потребности.

Неряшливость словоупотребления проявляется и в том, что существует

тенденция включать в феномен мотивации самые разнообразные психологические

явления. Трудно даже просто перечислить все понятия, используемые для

обозначения мотивов поведения: влечение, желание, интерес, диспозиция,

цель, мечта, установка, убеждение. Да еще из англоязычной психологии —

драйв, импульс, эрг, трэйт, подкрепление, стимул. Только для объяснения

этих терминов потребуется не мало страниц. Кроме того, мотивировать

поведение могут такие личностные свойства как самооценка, уровень

притязаний, особая потребность в достижении, есть у человека привычки и

стереотипы поведения, по которым деятельность инициируется машинально, без

раздумий и размышлизмов, есть так называемые моральные принципы и т. д.

Привести в систему и понять взаимозависимости всего этого многообразия

психологических явлений, при данном состоянии науки не представляется

возможным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, — если

учитывать качественное различие потребностей, т. е. разную степень

социализации потребностей нижних «этажей» в сравнении с духовными

потребностями четвертого уровня. Если мы договорились, что мотивом будем

называть образ потребного будущего, инициирующий деятельность, то все

приведенные словеса — или всего лишь оттенки смысла, или отражение места

какой-либо потребности в общей иерархии. Например, есть потребности низших

порядков, почти одинаковые у нас с животными, здесь вполне уместно понятие

«драйв». Стало быть, если вам во время чтения встретится это слово, будет

понятно, что речь идет о мотивации, но вызванной не какой-нибудь, а только

одной из нижерасположенных, примитивных потребностей. Но если говорить,

положим, о потребности смысла жизни, то слово драйв не подходит

принципиально.

В то время как низшие потребности выступают как прямое, безусловное

побуждение, т. е. «толкают» поведение без посредника-мотива (попробуйте не

дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется, человек

пыхтит себе и все), потребности высших уровней имеют множество вариантов

реализации, поэтому никак не обойтись, например, без понятия идеал. Здесь

даже определение почти совпадает: идеал это представление (может быть

недостижимого) будущего, побуждающее активность личности.

Для нормального социального функционирования необходимо включение

человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего

существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в

котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой

фундаментальной человеческой потребности — основной показатель социальной

деформации личности.

Органические потребности человека возникают без специального их

формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в

процессе специального их формирования, воспитания. Потребности людей

зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от

условий жизни человека, от традиций и господствующих вкусов в данной

социальной группе. Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения.

Удовлетворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей

интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного

удовлетворения становятся более стойкими.

Возникающие в результате деятельности все новые и новые потребности

являются основным стимулом как развития отдельной личности, так и

исторического прогресса общества в целом.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае,

если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы необходимые

средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и

способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной

потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой

образование доминанты, устойчивого возбуждения определенных механизмов

головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих

актов. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение

соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду

деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти,

обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого

формируется целенаправленное действие.

Следующим звеном в цепочке побудительных мотивов человеческой

деятельности выступает интерес, под которым понимается реальная причина

социальных действий, событий, свершений стоящая за непосредственными

побуждениями – мотивами, помыслами, идеями, намерения и т.д. участвующих в

этих действиях индивидов, социальных групп, классов. [50,219].

Можно сказать и так: интерес – это форма проявления потребности, ее более

или менее отчетливое сознание. Из такого определения интереса следует, что

в отличие от потребности, которая характерна для всего живого, интерес –

феномен, присущий только людям. И именно как осознание потребности интерес

оказывается более непосредственной причиной человеческих действий –

индивидуальных и групповых. Поэтому вызывает обоснованные, на наш взгляд,

следующие утверждения, встречающиеся в научной литературе: интерес – это

просто инобытие потребности, но так же не мотив поведения. Коли есть

потребность в объекте, то проявляется и интерес к данному объекту, но

начнется ли активность по овладению объектом, зависит не от интереса, а

только от мотива: большинство старшеклассниц проявляют интерес к какому-

нибудь певцу Леонтию Разину, но побуждение к действию (письмо написать, у

подъезда дожидаться) при этом испытывают только отдельные, особо

экзальтированные особы, которых все нормальные люди воспринимают с оттенком

недоумения, а то и хуже, отзываясь о них в сопровождении такого

характерного жеста, когда пальцем у виска покрутят.

Следовательно, включать интересы в список мотиваторов поведения не

только неверно, но и нецелесообразно, интерес может быть, а может и не быть

мотивом поведения. Это хорошо, что язык допускает смысловые оттенки,

усиливая выразительность речи, но, сказав о наличии у кого-то «интереса к

живописи», мы пока еще ничего не сказали конкретного о мотивации данной

деятельности, и это только уводит нас от понимания истинных причин

поведения.

Дело в том, что именно в этом звене ''интерес'' обнаруживает

неразрывное единство объективной и субъективной сторон мотивационной сферы

деятельности. Субъективная потребность в интересе имеет как положительную,

так и отрицательную стороны. Последняя заключается в возможности появления

под воздействием определенных идей интересов мнимых, неистинных. Достаточно

вспомнить, как бредовые концепции типа ''Германия превыше всего''

вдалбливали в головы миллионов мысль о том, что их истинный интерес требует

''продвижения '' на Восток (да и на Запад тоже).

Интерес— избирательное отношение к предметам и явлениям в результате

понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.

Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Интересы

личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе.

Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь

интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.

Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на

протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с

потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и

духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости

(кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и

косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к

какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным,

тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в

целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только

стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни.

Узость круга интересов, их обусловленность только материальными

потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в

основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя

определение круга интересов данного человека.

С интересами человека тесно связаны его желания. Желание —

мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным

предметом их удовлетворения.

Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта

ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой

желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым

представлением необходимых средств и способов действия является намерением.

Разновидностью стремления является страсть — стойкое эмоциональное

стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над

всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность

всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно переживается.

Но страсть в отличие от импульсивных действий регулируется волей. Она

направлена на достижение предварительно осознанной цели. Страсть может быть

положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того,

к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (страсть к

стяжательству, к азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и

нередко являются предпосылкой преступного поведения.

Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально

значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к отдельным видам

трудовой деятельности и т.п.). Полное отсутствие страстей, если таковое

могло быть достигнуто, привело бы к полному отупению, и человек тем ближе к

этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти — это

небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство

обязаны открытиями, а душа благородством. Однако низменные страсти,

связанные с гиперболизацией потребностей низшего уровня, ведут к личностной

деформации, к вовлечению в так называемый терочный круг (патологическая

страсть к саморазрушению посредством психотропных веществ).

Таким образом, интересы — это преимущественная направленность человека

на какие-то предметы, деятельность, связанная с положительным эмоциональным

отношением к ним. Наличие определенных интересов у воина является

благоприятной предпосылкой его служебной деятельности, развития

способностей, успешного обучения. У молодых людей при подготовке их к

призыву желательно развивать интерес к службе, военной технике.

Сильным побудительным мотивом к какой-либо деятельности является

склонность. Человек с выраженной склонностью к данной области всегда

добьется больших успехов. Развитие у будущих воинов склонности к военной

технике, оружию—важнейшая предпосылка успехов в учебе и службе. Для

военнослужащих очень важно осознание и следование общегосударственным

интересам. «Национальные интересы, - отмечается в Концепции национальной

безопасности РФ, - заключаются в духовном обновлении общества, сохранении

его нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой

нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных

традиций Отечества». В решении этой задачи заинтересованы все здоровые силы

общества. Военным руководителям важно уметь формировать у подчиненных

истинные интересы, направленные на свой профессиональный рост, на решение

задач стоящих перед подразделением.

Как непосредственное ближайшее отражение интереса в сознании человека

возникает стимул – определенное побуждение к действию, которое по своей

природе может быть либо материальным, либо духовным, либо сочетанием того

и другого. Правда, в сочетании со словом ''стимул'', прилагательное

''духовный'' звучит несколько иронически, ибо стимулом в Древнем Риме

называлась заостренная палка, которой погоняют быков. И тем не менее,

значение стимулирования воинской деятельности трудно переоценить. Следует

активно использовать многолетний опыт работы в данном направлении:

чествовать передовиков, поощрять отличившихся в службе и т.д., используя

различные формы и средства.

Дальнейшим осознанием потребностей, интересов и стимулов выступает

цель. Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности

человека, которая характеризует предвосхищение в мышлении результата

деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.[57,731]

То есть одним из важнейших компонентов мотивационной сферы воинской

деятельности является ее целеполагании. Известно, что под целью понимается

предвосхищение в мышление результата деятельности и пути его реализации с

помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции

различных действий воина в некоторую последовательность или систему. Анализ

воинской деятельности как целенаправленной предполагает выявление

несоответствия между наличной служебной ситуации и цели. Следовательно,

осуществление цели – это процесс преодоления этого несоответствия.

Цель как один из элементов деятельности военнослужащих обусловлена

объективными факторами военного дела. Она выступает как определенный

механизм интеграции различных действий воинов в следующую систему: цель,

средство и результат. Цель – это проект действия, определяющий характер и

системную упорядоченность различных актов и операций. Уяснению сути

целеполагания воинской деятельности способствуют результаты

общетеоретических исследований данного социального феномена.

Целеустремленность отличает, в первую очередь, общественного человека как

субъекта действия. Придавая последней активный и направленный характер,

цель как бы ''освящает'' и указывает ей путь, и ставит их фактором

успешного преобразования человеком действительности. Могущество разума есть

своего рода идеальное выражение творческого могущества реальной предметно

- преобразующей деятельности субъекта.

Уже в органической природе мы видим зачатки целеполагания в смысле

целесообразной приспособительной деятельности, направленности процессов

эволюции. Специалисты отмечают, что каждый значимый акт представляет собой

решение (или попытку решения) определенной задачи действия. Но задача

действия, иными словами – результат, которого организм стремится

достигнуть, есть нечто такое, что должно стать, но чего еще нет. Таким

образом, задача действия есть закодированное так или иначе в мозгу

отображение или модель потребного будущего. Целеполагание, следовательно,

возникает из жизненной потребности субъекта (живого существа). Такое

забегание вперед, опережение событий, '' предустановка '' и составляет

сущность целеполагания (рефлексы идеального).

И.П. Павлов рассматривал рефлекс цели в качестве основной формы

жизненной энергии человека, стремящегося к овладению необходимыми ему

предметами. На пути достижения цели субъект преодолевает все трудности и

препятствия. Бесцельная жизнь пуста, бессодержательна и нередко приводит к

самоубийству. Поэтому цель – это драгоценнейшее качество огромного

жизненного значения. ''Рефлекс цели'', вместе с другими рефлексами,

образует ''рефлекс жизни''. Стремление к объекту, периодичность и

последовательность, определенный ритм и темп рефлекторной жизнедеятельности

является ее существенными чертами.

Целеполагание представляет собой некоторое опережающее отражение

действительности. Чем актуальнее целевая функция, тем активнее и быстрее

осуществляется процесс развития социальных субъектов. Целесообразность –

наиболее существенная черта рефлексии, но, конечно же, не исчерпывает

полностью содержание последней. В качестве особого явления, рефлексия не

тождественна целесообразным своим направлением. Не все акты рефлексии носят

непременно осмысленный, осознаваемый характер и направлены на реализацию

данной цели. Субъект способен предаваться бесцельному время провождению,

когда ни он, ни окружающие его люди не знают, чем он займется в следующий

временной интервал, какие поступки совершит и какой уровень активности

обнаружит. Такими чертами отличается поведение, например, таких офицеров,

которые ''засиделись'' длительное время на определенной должности, в

определенном воинском звании и, тем самым, утратили важный мотив своей

службы.

Существуют различные основания для классификации целей воинской

деятельности: по времени (близкие и далекие), по значению (существенные и

несущественные, личные и общественные), по предметной области и т.д. Кроме

того, целеполагание специфично на различных стадиях профессионализма:

. На стадии выбора профессии (поступление в то или иное военное учебное

заведения);

. На этапе профессионального обучения (окончить вуз с дипломом с

отличием, либо довольствоваться удовлетворительными оценками);

. На стадии практического овладения профессией (стремление стать

мастером своего дела, либо халатное выполнение своих обязанностей);

. На этапе расцвета профессиональной деятельности (получить, например,

звание ''заслуженный летчик'', либо спокойно ожидать увольнения в

запас);

. В момент ухода из профессии (самореализоваться в новых формах

деятельности, либо довольствоваться пенсионным обеспечением);

Система целей, стоящих перед человеком, целей, которые он преследует

своими действиями, мотивов, в соответствии с которыми он действует,

выражает его направленность.

Если знать направленность человека, то можно точно предвидеть отдельные

его поступки и жизненную линию в целом. В условиях школы в процессе

патриотического воспитания важно формировать у будущих воинов военно-

профессиональную направленность, что обеспечит в дальнейшем их

самоотверженное поведение в процессе прохождения службы.

Чтобы понять направленность воспитуемого, надо разобраться в системе

целей, которые он перед собой ставит. Цели человек ставит перед собой не

случайно. Выбор и постановка целей — процесс, закономерно обусловленный. И

эту закономерность важно учитывать. Если у воина преобладают общественно

значимые мотивы, то и цели у него будут серьезные, содержательные. Служба у

такого человека будет протекать успешно. Молодой человек не всегда говорит

о том, каких целей он хочет добиться в жизни. Но педагог может узнать о

них, если раскроет свойственную учащемуся систему мотивов. А это можно

сделать, наблюдая за проявлением и удовлетворением его потребностей. Так

через потребности и мотивы раскрывается система личных целей, т. е.

направленность молодого человека. Зная его направленность, можно предвидеть

его поступки и поведение в различных ситуациях, а значит, и грамотно им

руководить, и правильно его воспитывать.

Важное место в мотивационно-смысловой сфере воинской деятельности

занимают идеи и идеалы. Идеал выражает основное направление личных

устремлений человека и всегда соответствует главным его наклонностям.

Наличие идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности. Идеал -

очень сильный побудитель к действиям. Обычно героические поступки совершают

воины, следующие возвышенным идеалам.

Не меньшая роль принадлежит и идеям, положенным в основу воспитательной

работы в Вооруженных силах. Исторический опыт, практика последних лет

убеждают, что духовность армии и флота не может существовать вне социально

значимых идей, верований, ценностей, традиций, которые должны всячески

оберегаться и культивироваться общественными институтами.

Духовные основы воспитания выражаются, прежде всего, в идеях, идеалах.

Единая общенародная идея духовно цементирует общество и Вооруженные Силы,

создает предпосылки их целостности. Такая идея необязательно должна носить

религиозный характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или

иного народа под сугубо секулярными идеями (национального освобождения,

модернизации общества и т. д.).

Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна

присутствовать в общественном сознании. В данном случае под «идеей»

подразумевается историческое существование и историческое сознание народа,

а также выражение его исторических задач. Влияние идей всегда было весьма

значительным в военном деле. Без идейного обоснования невозможны не только

победы на войне, но и само воинское воспитание, предшествующее этим

победам. Одна из главных причин успеха преобразовательной деятельности и

военных побед Петра I заключалась в том, что в нищей, голодной стране, не

выплачивавшей налогов, разбегавшейся от тяготы повинностей, с ее

бездорожьем, темнотой, дворяне сумели предложить большую, красивую идею.

Идею модернизации России, которая была положена в основу воспитания

военнослужащих.

Основополагающая идея не может не быть национальной, так как влияние

идей осуществляется на воинов не непосредственно, а через их духовный

уклад, отражающий принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад,

включающий в себя сеть общих традиций, идей, чувств, верований, способов

известный социальный психолог Гюстав Лебон называет «душой народа». Само

понятие «Отечество» в нынешнем его лексическом значении связывается им с

образованием «национальной души».

Безусловно, это не означает, что мы должны отказываться от

положительного опыта в идейном воспитании военнослужащих, который накоплен

в армиях других государств. Но делать это необходимо творчески, критически,

ибо всякие необдуманные попытки использования готовых заграничных идей

приводят к копированию лишь внешней, формальной стороны, без проникновения

в их глубинную сущность.

Исходя из этого, в сознании военнослужащего должна жить прежде всего

идея Родины. Обретение Родины у каждого человека происходит по-своему, оно

не может быть внешне принудительным. Так называемый «казенный» патриотизм

далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство Родины. Задача

воспитателя заключается в том, чтобы пробудить, а не навязать настоящий

патриотизм. Для этого он сам должен быть не только искренним и убежденным

патриотом, но и профессионалом своего дела, чтобы уметь убедительно

показывать военнослужащим истинные достоинства Родины, которые заслуживают

любви и преклонения.

Обосновать идею Родины и чувство патриотизма - не значит банально

показать их естественные истоки в историческом развитии народов. Необходимо

раскрыть их государственное значение и их священность для каждого

гражданина. Прерванная по соображениям политической конъюнктуры, эта

традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны, когда вся

страна в едином порыве объединилась для отпора врагу. 23 февраля 1943 года

в списки части навечно был зачислен Александр Матросов, закрывший грудью

амбразуру. И вновь над строем гордо и величественно раздавались слова,

наиболее ярко выражавшие наивысшие проявления самопожертвования: «Пал

смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта традиция жива

и поныне. Приказом министра обороны РФ № 133 от 17 марта 2000 года зачислен

навечно в списки 1-й роты Новосибирского военного института лейтенант Роман

Сидоров, спасший ценой своей жизни подчиненных. Вечным, священным огнем

будет гореть в наших сердцах подвиг 85 десантников 6-й парашютно-десантной

роты Псковской воздушно-десантной дивизии, которые погибли, но не

пропустили превосходящие силы бандитов.

Память об этих подвигах рождает патриотическое единение, которое

является разновидностью духовной консолидации. Она весьма важна с точки

зрения военного могущества государства. Опираясь на исторический опыт

военного строительства в России, С. Л. Франк отмечал, что «никакая самая

суровая дисциплина не могла бы создать армию и заставить ее сражаться, если

бы солдаты не были спаяны внутренним чувством солидарности, не сознавали

интуитивно себя членами единой нации».

Любить свою Родину и верить в то, что она справится со всеми

историческими испытаниями, преодолеет все трудности, не значит закрывать

глаза на ее несовершенство, на существовавшие и существующие в нашем

обществе пороки и слабости. Поэтому военные руководители должны уметь учить

настоящих патриотов и на политических ошибках своего народа, и на

недостатках его характера и культуры, и на исторических крушениях, и на

неудачах его хозяйственной деятельности.

Однако, говоря о недостатках нашей страны, воспитателю надо всегда

помнить, что есть разного рода критика. Есть критика ироническая, злобная,

нигилистическая и разрушительная. Так критикуют недруги. Но есть критика

творческая, воспитывающая, способствующая преодолению недостатков. Сегодня,

когда Россия переживает нелегкие времена, нельзя быть сторонним,

злорадствующим наблюдателем, упрекающим всех за то, что «не смогли создать

такую страну, которая бы заслуживала моей любви».

К числу важнейших идей, составляющих основу воинского воспитания,

принадлежит идея государства. Исторические факты свидетельствуют, что

внешнее разложение государства и вооруженных сил — это плод уже

состоявшегося внутреннего разложения. Гражданин, который несет свою

государственную принадлежность против своей воли и без своего внутреннего

согласия, представляет собой не только духовно нездоровое, но и политически

опасное явление. Незавидна судьба тех государств и их институтов, в рамках

которых нет организаций и сил, деятельность которых была бы направлена на

воспитание духовности, государственности и патриотизма. Именно поэтому

ведущие современные державы имеют в рядах своих Вооруженных Сил мощные

структуры, занимающиеся государственной пропагандой. Непонятно, почему

создание подобной структуры в рядах Вооруженных Сил РФ вызывает такую

тревогу у некоторых российских политиков и журналистов? Армия — это

институт государства, и поэтому она не может быть вне государственной

политики. Печальный опыт 1917 года показал, что государство, утратившее

политический контроль над вооруженными силами обречено на крах. Исходя из

этого, воспитанию государственности необходимо уделять внимание командиров

всех уровней. Вместо политической учебы, отражавшей партийные интересы,

создана стройная система общественно-государственной подготовки, которая

сегодня является одной из ведущих форм воспитательной работы в Вооруженных

Силах РФ. Основное предназначение ее - это разъяснение в войсках

государственной политики. В течение последних двух лет при поддержке

Администрации Президента и Правительства Российской Федерации удалось

издать массовыми тиражами учебные пособия по общественно-государственной

подготовке для солдат и сержантов «На службе Отечеству» и для офицеров и

прапорщиков «Во имя России». В них в доступной неидеологизированной

форме отлажены основные этапы становления российской государственности и

вооруженных сил, показана их роль в жизни общества.

Обосновать идею государства – не значит убедить военнослужащих, что все

государства, известные нам в истории России, были справедливыми и

находились на высоте стоящих перед ними исторических задач. Речь идет,

прежде всего, о том, что не разумно отвергать идею государства,

отказываться от выполнения своих обязательств перед ним на том основании,

что в нашей прошлой и настоящей государственности и в политике есть немало

негативных явлений. Как свидетельствует опыт развития человеческой

цивилизации, крушение государственности в силу утраты государственного

инстинкта оборачивается неисчислимыми бедствиями для его граждан. Чтобы

стать гражданином, человек должен соизмерять свои интересы с интересами

государства.

Важное место в духовно-смысловой сфере воинской деятельности занимают

ценности, ценностные ориентации.

В решении кардинальных задач строительства современной российской армии

все больше повышается роль ценностной ориентации и относящихся к ней

духовных ценностей военнослужащих. Духовные ценности военнослужащих можно

представить как осознанные, социально значимые для духовного развития

явления и процессы или их свойства и стороны, функционирующие в системе

исторически определённых общественно-гражданских и военно-профессиональных

отношений и связанные с проявлением духовной культуры воинов, пониманием

себя как личности и защитника Отечества.[36,120]

Военнослужащий российской армии как личность располагает характерной для

него системой духовных ценностей, во многом отличающейся от содержания

духовного мира других социальных групп. Все условно можно разделить на

четыре подсистемы:

- духовные ценности общечеловеческого характера;

- духовные ценности, выражающие общие интересы и стремления граждан нашего

общества (Российской Федерации);

- духовные ценности, обусловленные службой в Вооруженных Силах РФ;

- духовные ценности индивидуально-личностного характера.

Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобразием

отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а

также собственным духовным миром, особыми представлениями и отношением к

товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной

присяги, уставов и приказов, то и содержание духовных ценностей

военнослужащих по-своему специфично. Каково же их содержание в современных

условиях? Оно представляет единство элементов, отражающих жизнь

военнослужащих в духовкой сфере общества и проявляющихся как их свойства и

качества. Иными словами, содержание понятия "духовные ценности

военнослужащих" составляют те логические образы сознания, мировоззрения

или духовного мира, которые являются устойчивым отражением процессов

практики, объективного мира и имеют ценностное значение.

Исходя из данной посылки, рассмотрим содержание значимых духовных

ценностей военнослужащих, оказывающих сегодня существенное влияние на

формирование духовного облика воина российской армии. Методологическими

основаниями рассмотрения могут быть требования:

. содержание духовных ценностей воинов перспективнее раскрывать в

соответствии с единым основанием классификации;

. содержание духовных ценностей воинов целесообразно рассматривать в

соотнесении с общегражданскими духовными ценностями и на этой основе

выделять наиболее значимые элементы этих ценностей;

. содержание духовных ценностей воинов важно анализировать в единстве

современного их состояния и прогнозируемого развития.

Поскольку духовные ценности военнослужащих функционируют, формируются и

реализуются прежде всего в сфере воинской деятельности, рассмотрим их

содержание по данному основанию. Духовные ценности военнослужащих условно

можно разделить на две группы: а) военно-профессиональные; б) общего

характера.

К первой группе относятся патриотизм, воинский долг, воинская честь

воина, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское

владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие. Ко второй -

гражданственность, гуманизм, общественный долг, самоотверженность,

трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей,

художественно-эстетические ценности и другие.

Особым мотивом в деятельности военнослужащих является патриотизм. Не

будучи патриотом, стать надежным защитником Родины невозможно. Истинный

патриот – это любовь к Родине в действии патриотизм-мотив, преобразующий и

возвеличивающий отечество не на словах, а на деле. Рассматривая содержание

таких духовных ценностей воинов как воинская честь и достоинство

военнослужащего, необходимо подчеркнуть, что они тесно связаны по своему

содержанию и являются нравственными явлениями. В них раскрываются отношение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты