Основы психодиагностики
Основы психодиагностики
СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Факультет: психологический.
Специальность: психология.
Реферат по дисциплине: Основы психодиагностики.
Тема: Требования к методам психодиагностики.
Студентка 3 курса: Мозжерина Лилия Владимировна.
2003 год
План:
Введение.
1.Общее представление о психодиагностике.
2.Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые
к ним требования.
2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.
2.2.Методы психодиагностики, их классификация.
2.3.Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и
ситуациям.
2.4.Тесты и тестирование.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка
психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения
о наличном психологическом свойстве.
Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два
его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика»
относит его к специальной области психологических знаний, касающейся
разработки и использования в практике различных психодиагностических
средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в
русле которой ставятся следующие общие вопросы:
1.Какова природа психологических явлений и принципиальная
возможность их научной оценки?
2.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные
основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки
психологический явлений?
3.В какой мере применяемые в настоящее время средства
психодиагностики соответствуют принятым общенаучным,
методологическим требованиям?
4.Каковы основные методические требования, предъявляемые к
различным средствам психодиагностики?
5.Каковы основания достоверности результатов практической
психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям
проведения психодиагностики, средствам обработки полученных
результатов и способам их интерпретации?
6.Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности
методов психодиагностики, включая тесты?
Второе определение термина «психодиагностика» указывает на
специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической
постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько
теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к
организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:
1.Определение профессиональных требований, предъявляемых к
психологу как к психодиагносту.
2.Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он
должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей
работой.
3.Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых
является гарантией того, что психолог действительно успешно и
профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.
4.Разработка программ, средств и методов практической подготовки
психолога в области психодиагностики, а также оценки его
компетентности в этой области.
Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным
образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой
квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо
овладеть как научными, так и практическими основами
психодиагностики. То и другое в отдельности, т. е. знание лишь
научных основ методики или знание методики без понимания ее научного
обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой
области.
1. Общее представление о психодиагностике.
Практически психодиагностика используется в самых разных
областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как
автор или участник прикладных психолого-педагогических
экспериментов. И тогда, когда он занят психологическим
консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по
крайней мере, в работе практического психолога, психодиагностика
выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности.
Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е.
оценка наличного психологического состояния человека.
Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном
эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени
развитости психологических свойств. Как правило, это те свойства,
закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах,
проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного
психологического исследования могут быть некоторые особенности
мышления человека - такие, относительно которых утверждается, что
они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным
образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев
требуется точная психодиагностика, соответствующих интеллектуальных
свойств, ориентированная, во – первых, на прямое доказательство их
существования, во – вторых, на демонстрацию постулированных
закономерностей их изменения, в – третьих, на показ того, что они
действительно зависят от тех переменных, которые фигурируют в
гипотезе.
Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных
исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах
необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в
результате нововведений действительно и в нужном направлении
изменяются оцениваемые психологические особенности.
Специалист, занимающийся психологическим консультированием,
прежде чем давать какие – либо советы клиенту, должен поставить
правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей
клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с
клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование
представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога
с клиентом, в ходе которых психолог не ограничивается советами, а
практически работает с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и
одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно
возникает задача осуществления «входной» и «выходной»
психодиагностики, т. е. констатации положения дел в начале
консультирования и по завершении работы с клиентом.
Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования,
психодиагностика является в практической психокоррекционной работе.
Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых
психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или
экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь
доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом
работы в его собственной психологии и поведении действительно
произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать чтобы
усилить психокоррекционный эффект воздействия. Известно, что вера в
успех – один из важнейших факторов эффективности любого
терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного
состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться любой
психокоррекционный сеанс.
Кроме названных областей научной и практической психологии,
психодиагностика применяется и в других ее отраслях, например в
медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в
психологии труда – словом, везде, где требуется точное знание
степени развития тех или иных психологических свойств человека.
Во всех описанных случаях научная и практическая
психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся
следующие:
1.Установление наличия у человека того лили иного
психологического свойства или особенности поведения.
2.Определение степени развитости данного свойства, ее выражение
в определенных количественных и качественных показателях.
3.Описание диагностируемых психологических и поведенческих
особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
4.Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.
Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике
решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от
целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях,
за исключением качественного описания результатов, требуется
владение методами количественного анализа.
2.Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые
к ним требования.
2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.
Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных
значения. Одно из них соотносит данное слово с названием
соответствующей области научных психологических знаний и
исследований, а другое указывает на специфическую область
практического применения психологических знаний. Как сфера науки
психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы
проверки научности различных методов психодиагностики. Как область
практики она ориентирована на профессиональные знания и умения,
связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом
случае речь идет о способах оценки психологических процессов,
свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно
обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика
показывает, как это следует делать правильно и надежно.
В современной психологии применяется немало различных методов
психодиагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно
обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и
собственно психодиагностические методы. Последнее название
относиться только к той группе методов, которые используются в
оценочных целях, т. е. позволяют получать точные количественные и
качественные характеристики изучаемых психологических свойств.
Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для
изучения психологических процессов, свойств и состояний человека,
носят название исследовательских. Они обычно применяются в
эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная
цель которых – получение достоверных знаний. Приведем два примера,
показывающих разницу между психодиагностическими и
исследовательскими методами.
Пример 1. Метод психодиагностики личности.
Это 16 – факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собой
стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений,
разделенных на 16 групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал
оценивается какая – либо отдельная черта личности, причем оценки
даются в стандартных баллах. Суждения, включенные в данный тест,
инструкция, процедура его применения, способы получения,
интерпретация результатов и выводы – все это является неизменным и
применяется одинаково во всех случаях тестирования.
Пример 2. Метод исследования личности.
Допустим, что разрабатывается эксперимент, предназначенный для
того, чтобы исследовать определенный вид поведения человека,
наблюдая его в особых условиях. Эксперимент может строиться таким
образом, чтобы интересующие ученого черты личности человека,
связанные с данной формой поведения, могли проявиться наиболее
отчетливо, т. е. так, чтобы их можно было детально изучить.
Экспериментатор ставит и проводит задуманный с этой целью
эксперимент, наблюдает за поведением его участников и делает вывод
об особенностях изучаемой черты личности и соответствующей ей формы
поведения.
Исследовательским, к примеру, также является метод включенного
наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми,
позволяющий наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных
условиях.
Эти методы психодиагностики применяются в самых разных областях
психологии и в самых различных сферах человеческой деятельности. В
научной психологии они обычно используются в процессе организации и
проведения исследовательских экспериментов, а в практической
психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а
также в других областях деятельности профессионального психолога,
таких, например, как профессиональный отбор, профессиональная
подготовка.
В правильно организованном эксперименте почти всегда необходимо
точно оценивать уровни развития у испытуемых тех или иных
психологических свойств до и после эксперимента для того, чтобы
установить. Повлиял ли проведенный эксперимент на изменение этих
свойств. Сказанное касается также психологического консультирования
и психологической коррекции. Проводя консультирование, практический
психолог должен оценить степень развитости у клиента различных
психологических особенностей. Его работа в данном случае чем – то
напоминает труд врача, который обязательно проводит диагностику
больного прежде. Чем установит болезнь и определит метод его
лечения.
Примерно то же самое приходится делать психологу, если он
выступает в роли диагноста и, поставив свой, психологический,
диагноз состояния клиента. Занимается консультированием или
коррекцией.
Ряд профессий предъявляет особые требования к психологии и
поведению человека. Здесь также необходима точная диагностика
разнообразных психологических и поведенческих качеств, определяющих
профессиональную пригодность человека. Применение
психодиагностических методов в данном случае связано с
профессиональным отбором и профессиональной подготовкой людей
В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и
разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему,
практически невозможно. Такую, самую общую, схему классификации
психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она
следующим образом:
1.Методы психодиагностики на основе наблюдения.
2.Опросные психодиагностические методы.
3.Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ
поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
4.Экспериментальные методы психодиагностики.
Первая группа методов – диагностика на основе наблюдения –
обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное
использование его результатов для психодиагностических выводов. В
процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и
условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать,
каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать,
интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение,
отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям,
носит название стандартизированного наблюдения. Приведем пример
такого наблюдения за работой членов малой группы в процессе решения
группой какой – либо задачи. Используется схема категорий для
анализа делового группового взаимодействия людей по методу
стандартизированного наблюдения Р. Бейлса.
Категории для наблюдения и анализа группового процесса
взаимодействия участников.
1.Разряжает обстановку.
2.Предлагает решение.
3.Отвечает на вопросы.
4.Информирует.
5.Разъясняет.
6.Предлагает помощь.
7.Просит о помощи.
8.Просит разъяснить.
9.Просит проинформировать.
10.Просит ответить на
вопросы.
11.Просит предложить
решение.
12.Нагнетает напряженность.
Эта схема и приведенная на ней система категорий используются
для наблюдения за взаимодействие членов группы в процессе их
совместной работы. Описанные в правой части схемы действии и реакции
членов группы классифицируются в соответствии с ней. В верхней части
схемы представлены активные действия и эмоциональные реакции,
способствующие решению поставленной перед группой задачи, а в нижней
части схемы – пассивные действия и эмоциональные реакции,
затрудняющие совместный поиск группой решения задачи. Схема включает
12 типов наблюдаемого поведения, половина из которых положительна,
половина – отрицательна.
Психолог, пользующийся этой схемой, фиксирует в процессе
наблюдения каждое действие участников группы (движения,
высказывания, реакции и т. п.) и относит его к одной из
перечисленных на схеме категорий. По окончании наблюдения
подсчитывается количество действий каждого типа для группы в целом и
для каждого его участника в отдельности. На этой основе строятся
индивидуальные для каждого участника и общегрупповой профили
взаимодействия, по характеру которых делаются выводы о том, как
работала группа и каждый из ее участников, кто и какой конкретный
вклад – положительный или отрицательный – внес в итоги работы
группы.
Методы психодиагностики через процедуру опроса основаны на
допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях
человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на
серию стандартных, специально подобранных вопросов.
Есть несколько разновидностей этой группы методов: анкета,
опросник, интервью. Анкетой называется такой метод, при котором
испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое –
какие социально – демографические данные о себе. Например, свой
возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность,
семейное положение и т. п. Опросником называют метод, в котором
испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно
бывают двух типов: закрытые и открытые.
Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный
ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен
выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его
мнению. Примеры подобных ответов на стандартные вопросы: «да»,
«нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать».
Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ,
даваемый в относительно свободной форме, избираемой произвольно
самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых
обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.
Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть
прямыми и косвенными. Прямыми называются такие вопросы, отвечая на
которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает
присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или
иного психологического качества. Косвенными именуются вопросы, в
ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого
свойства, но по которым, тем не менее, косвенно можно судить об
уровне его психологического развития.
Приведем примеры открытых, закрытых, прямых и косвенных
вопросов, предназначенных для диагностики такого качества личности,
как тревожность (беспокойство, озабоченность, переживания):
1.Открытый вопрос на тревожность: «Расскажите что – либо о
ситуациях, в которых вы испытываете повышенное состояние тревоги».
2.Закрытый вопрос на тревожность: «Часто ли вы испытываете
состояние тревоги? Выберите и отметьте один из предлагаемых ответов:
«да», «нет», «иногда», «не знаю».
3.Прямой вопрос на тревожность: «Есть ли у вас такое качество
личности, как тревожность?»
4.Косвенный вопрос на тревожность: «Возникает ли у вас состояние
беспокойства во время экзаменов?»
Помимо письменных опросов, о которых шла речь, есть устные
опросы. Один из них называется интервью. Психолог сам задает
испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы
заранее определены и могут быть тех же типов, что и при письменном
опросе.
Одним из методов психодиагностики через анализ результатов
деятельности является контент – анализ, при котором содержательному
анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты
испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Задача
контент – анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить
психологические характеристики человека, которые проявляются в том,
что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества.
Особенность эксперимента как метода психодиагностики заключается
в том, что для оценки какого – либо свойства испытуемого ставится и
проводится специальный психодиагностический эксперимент. Процедура
такого эксперимента включает в себя создание некоторой искусственной
ситуации, стимулирующей проявление исследуемого качества у
испытуемого, а также стандартную методику фиксирования и оценки
степени развитости данного качества. В результате организации и
проведения психодиагностического эксперимента исследователь получает
интересующие его оценки через специальным образом организованное
наблюдение за поведением испытуемого в экспериментальной ситуации.
Допустим, что исследователя интересует оценка такого качества
личности, как «тревожность». Диагностический эксперимент, нацеленный
на точную, жизненно реальную оценку этого качества, мог бы выглядеть
следующим образом. Испытуемого помещают в ситуацию, связанную с
прохождение экзаменационных испытаний или с необходимостью выполнить
какую – либо сложную работу в условиях дефицита времени и строгой
оценки ее результатов.
В то время как испытуемый будет выполнять задание, за ним можно
наблюдать и фиксировать различные признаки высокотревожного
поведения. Если таких признаков окажется достаточно много, то можно
будет сделать вывод о том, что изучаемое свойство личности развито у
данного испытуемого достаточно сильно. Если подобных признаков не
будет совсем, то можно будет сделать вывод, что тревожность у
испытуемого отсутствует. Если, наконец, подобных признаков окажется
умеренное количество, то можно будет сделать вывод о средней степени
развитости качества «тревожность» у данного человека.
2.2.Методы психодиагностики, их классификация.
В настоящее время созданы и практически используются методы
психодиагностики, которые охватывают все известные науке
психологические процессы, свойства и состояния человек. Создание,
описание и научное признание права на существование новых научных
понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой
пригодных для их экспериментального изучения психодиагностических
средств. Дело в психологии, как науке, поправляется по той причине,
что в начале 20 в. в ней официально признаны и приняты те
требования, которые к понятиям и методам исследования предъявляют в
наиболее развитых современных науках, в частности физике. Это
требования операционализации и верификации.
Под операционализацией понимается требование, согласно которому
при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко
указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью
которых можно практически удостовериться в том, что явление,
описанное в понятии, действительно существует. Операционализация
предполагает указание на практические действия или операции, которые
может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что
определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами,
которые ему приписываются.
Требование верификации означает, что всякое новое понятие,
вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса
научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту.
Последнее предполагает наличие методики экспериментальной
диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слова
«верификация» буквально обозначает «проверка». Эта проверка
непустоты понятия, т. е. реальности существования явления,
определяемого этим понятием, должна быть осуществлена при помощи
соответствующей психодиагностической процедуры.
Если, например, мы вводим в научный оборот понятие «мотив», то
сначала необходимо дать точное определение этого понятия через
известные другие понятия и доступные способы диагностики явлений,
входящих в содержание данного понятия (операционализация). Допустим,
что таким определением является следующее: «Мотив – это внутренний,
психологический, осознанный или неосознаваемый побудительный
источник действий человека, придающий им целенаправленность и
поддерживающий их активность». (Предполагается, что нам уже
известно, что такое «побудительный источник», «осознаваемый или
неосознаваемый» и «активность», в противном случае необходимо было
бы дополнить общее определение мотива частными определениями данных
понятий, вести эту работу до тех пор, пока в определяющей части всех
понятий не останется ни одного термина, требующего дополнительного
разъяснения). На следующем шаге операционализации понятия «мотив» мы
обязаны были бы предложить психодиагностическую методику. С помощью
которой можно было бы удостовериться в том, что то, что утверждается
в определяющейся части данного понятия, действительно существует. На
заключительном этапе мы должны были бы осуществить практическую
проверку существования явления «мотив» во всех приписанных ему в
определении свойствах. Это и будет верификацией понятия. Таким
образом, как операционализация, так и верификация понятий требуют
обращения к психодиагностике, но только операционализация
предполагает теоретический, а верификация – практический шаг на этом
пути.
Большинство созданных и применяемых практических
психодиагностических методик представляют так называемые бланковые
методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений
или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме
дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят
о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая
распространенность и практический интерес к бланковым методикам
объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так
и для использования и обработки получаемых результатов.
Второе место по частоте встречаемости занимают опросные
методики, в процессе применения которых исследователь психологии
человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает
его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки
специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в
отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик
является субъективность, которая проявляется как в выборе самих
вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные
методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой
надежности и сравнимости получаемых результатов.
Третье место по частоте использования занимают рисуночные
психодиагностические методики. В них для изучения психологии и
поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. Которые
могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер.
Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных,
готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в
наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен
решить (например, матричный тест Равенна).
Первый и третий из описанных типов психодиагностических методик
могут иметь два варианта: ручной и компьютерный. При ручном варианте
методика с начала и до конца используется без применения средств
электронно-вычислительной техники для презентации или обработки
экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из
указанных этапов психодиагностики применяется ЭВМ. Например,
текстовый и рисуночный материал можно предъявлять испытуемым через
экран дисплея, а процессор машины использовать для производства
количественных вычислений, а также вывода на печать получаемых
результатов.
Особое место среди психодиагностических методик занимают
проективные, которые, в свою очередь, могут быть бланковыми,
опросными и рисуночными. Частота их практического использования
также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине,
что методики этой группы наиболее валидные и информативные.
Следующая группа методик – объективно – манипуляционные. В них
решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных
предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных
материалов, изготовить, разобрать и т. п.
Опираясь на представленную попытку разделения
психодиагностических методик на группы, попробуем предложить более
развернутую их классификацию, выделив вначале общие критерии, в
соответствии с которыми далее методы психодиагностики будут
разделены на частные группы. Такими критериями являются следующие:
1.Тип применяемых в методике тестовых задач.
2.Адресат используемого в методике тестового материала.
3.Форма представления тестового материала испытуемым.
4.Характер данных, используемых для выводов о результатах
психодиагностики.
5.Наличие в методике тестовых норм.
6.Внутреннее строение методики.
По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические
методики делятся на опросные (в них используются вопросы, адресуемые
испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения
или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие
или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид
собственный творческой продукции испытуемого: вербальной, образной,
материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции
самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание
выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру
которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае
психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных
физических или физиологических реакций организма человека).
К примеру, для оценки психологии некоторого человека можно
использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его
согласие или несогласие с теми или иными суждениями, результаты его
устной, письменной, изобразительной, технической или иной
деятельности, его произвольные и непроизвольные действия и реакции в
ответ на некоторые стимулы и многое другое. Этой же цели могут
служить также электроэнцефалограмма, электрокардиограмма,
электромиограмма, кожно-гальваническая реакция (КГР) и другие
рефлексы, включая сердечно – сосудистые рефлексы и рефлексы
дыхательной системы.
По адресату тестового материала психодиагностические методики
делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого, и
бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека.
Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером
второго – проективные методики.
По форме представления тестового материала испытуемым
психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют
собой тестовый материал в письменной или какой – либо иной знаковой
форме: рисунок, схема и т. п.), технические (презентируют
испытуемому тестовый материал в аудио -, видео – или киноформе, а
также через иные технические устройства и машины), сенсорные
(представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно
адресованных органам чувств).
По характеру данных, используемых для психодиагностических
выводов, методики подразделяются на объективные (используются
Страницы: 1, 2
|