Рефераты

Основы психодиагностики

показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или

экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от

желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к

их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик

объективного типа могут служить тесты, включающие анализ

физиологических, рефлексивных показателей или практических

результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми

субъективизм в оценках сведен к минимуму. С другой стороны,

классическим примером методики субъективного типа является такая,

которая в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на

базе интуиции и внутреннего опыта.

По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики

делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.

Наконец, по внутренней структуре психодиагностические методики

можно разделить на мономерные и многомерные. Первые характеризуются

тем, что в них диагностируется и оценивается единственное качество

или свойство, а вторые – тем, что они предназначены для

психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или

разнотипных психологических качеств человека. В последнем случае

психодиагностическая методика подразделяется, как правило, на

несколько частных методик – подшкал, оценивающих отдельные

психологические качества. Например, известный тест Спилбергера –

Ханина для оценки тревожности – это мономерная методика, а

личностный тест Кеттела – многомерная методика.

Одна и та же психодиагностическая методика одновременно может

рассматриваться и квалифицироваться с разных сторон, по различным

критериям. Поэтому почти любую методику можно отнести не к одной, а

сразу к нескольким классификационным группам. В этой связи

выделенные и описанные выше критерии классификации

психодиагностических методик следует расценивать не как

взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга в

характеристике разных методик, как возможные аспекты их анализа и

разделения на классы.

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики,

основанные на качественном и количественном анализе

экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство

описывается в известных научных понятиях, а во втором случае – через

относительную степень его развития у данного человека по сравнению с

другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики

сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге

изучаемое свойство получает двойную, количественно – качественную

характеристику. Например, в тесте А. Е. Личко, предназначенном для

диагностики акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых

черт характера имеет двойную характеристику: и количественную, и

качественную одновременно.

Все методы психодиагностики можно также разделить на научные и

практические, хотя такое деление условно: большинство известных

психодиагностических методик используется как в практической

психодиагностике, так и в научно – исследовательском

экспериментировании. Однако между ними все же есть разница, которая

заключается в том, что научно – исследовательские методики главным

образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или

иного психологического качества в целях его сугубо научного

познания, а практические – на оценку степени его развития и

использования в практических целях. Кроме того, научная методика

может быть уникальной, трудоемкой, дорогостоящей и применяться

только в рамках научного исследования. Будучи из – за указанных ее

качеств непригодной для широкой практической психодиагностики.

Практическая же методика, напротив, должна быть универсальной,

простой и относительно дешевой.

Существование множества психодиагностических методик объясняется

не только большим количеством свойств, которые с их помощью

приходится оценивать, но также тем, что практически все методики

имеют ограничения в применении, в силу которых приходится создавать

и использовать другие методики, не обладающие подобными

ограничениями. Рассмотрим в этой связи достоинств и недостатки

некоторых типов методик. Достоинство методик, обращенных к сознанию,

в том, что они позволяют судить о психологии данного человека

непосредственно на основе того, что говорит он о себе или окружающие

люди о нем. Однако испытуемый может недостаточно искренне ил

некритично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под

влиянием субъективно воспринятой инструкции, предвзятого отношения к

психодиагносту или ситуации психодиагностики. Словом, сознательное

субъективное искажение результатов тестирования – один из самых

серьезных недостатков данной группы методик. Правда, некоторые

специальные приемы, используемые конструкторами подобных методик, в

частности введение в ее структуру контрольных вопросов, суждений,

специально оценивающих степень искренности отвечающего, позволяют

существенно снизить уровень субъективности получаемых результатов. В

месте с тем замети еще раз: полностью избежать данного недостатка в

подобного типа методиках практически невозможно, что делает их не

всегда валидным, надежным и однозначным измерительным инструментом.

Преимущество объективных методик, опирающихся не на словесные

ответы, самохарактеристики или самооценки, а на не зависящие от

сознания человека непроизвольные действия и реакции, а также

продукты его деятельности, заключается в том, что они позволяют

избежать субъективности, и в этой связи достаточно надежны. Вместе с

тем их валидность и однозначность, а также точность иногда оставляют

желать лучшего. Поясним сказанное. Объективные показатели не всегда

отражают своими изменениями именно те психологические свойства, для

оценивания которых они предназначаются. Например, физиологические

реакции не всегда соответствуют психологическим свойствам и

состояниям человека. Они, кроме того, связаны с сиюминутными

физическими состояниями организма, а не только психологическими

процессами, и в этом смысле не вполне однозначны. Наконец, для

показателей подобного рода трудно разработать тонкую измерительную

шкалу, позволяющую выявлять различные степени проявления

диагностируемого качества и дифференцированно их оценивать. Другими

словами, объективные показатели не являются точными мерками силы

отражаемого в них свойства. Допустим, что для выводов о наличий у

ребенка определенного отношения к членам своей семьи используются

особенности рисунка семьи, сделанного самим ребенком. Такой рисунок,

как показано в многочисленных исследованиях, действительно может

отражать сложившиеся в семье отношения, но, помимо этого, также и

художественно – изобразительные способности ребенка, его желание

рисовать, стремление понравиться психологу, настроение в момент

тестирования и многое другое. В зависимости от всего этого может

меняться характер рисунка, в том числе те признаки, по которым

обычно судят об отношениях ребенка к отдельным членам семьи.

Проективные методики по сравнению со всеми уже рассмотренными

имеют одно весьма существенное достоинство: они, как правило,

валидны и относительно надежны при высоком уровне профессиональной

подготовки пользователя. Они менее субъективны и мало подвержены

случайным, ситуативным влияниям. Недостаток их – трудоемкость и

значительные временные затраты, необходимые для получения нужного

психодиагностического результата.

Методики, позволяющие получать количественные данные, отражающие

степень развитости изучаемого свойства, дают возможность

использовать меры и методы количественной обработки результатов

психодиагностики. В то же самое время с помощью таких методик

невозможно отличить друг от друга качественно различные

психологически свойства, имеющие одинаковые количественные

показатели. Скажем, если с помощью методики Д. Маккелеланда, Дж.

Аткинсона и других мы оцениваем силу мотивации достижения успехов,

то, получив те или иные показатели, не в состоянии судить о том,

является ли мотивация достижения успехов различной у тех испытуемых,

которые имеют количественно одинаковые данные. А между тем она может

быть качественно различной. В свое время Х. Хекхаузен показал, что в

общем показателе силы мотивации достижения успехов по Д.

Маккелеланду и др. на самом деле скрываются два качественно

различных мотива: мотив – стремление к успехам и мотив – стремление

избежать неудачи. Два человека, имеющие одинаковые по силе мотивы

достижения успехов, могут существенно отличаться друг от друга тем,

что стремятся к успехам в совершенно разных сферах человеческой

деятельности: один – в бизнесе, другой – в искусстве, третий – в

спорте и т. п.

С другой стороны, методики, которые опираются только на

качественный анализ экспериментальных данных, не позволяют применять

количественные методы обработки результатов, судить об уровне

развития соответствующих свойств и напрямую доказывать причинно –

следственные отношения между изучаемыми переменными.

2.3.Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и

ситуациям.

Для того чтобы психолого – педагогический эксперимент был

достаточно надежным средством исследования и позволял получать

вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе

которых можно делать правильные практические выводы, необходимо,

чтобы используемые в нем психодиагностические методы были научно

обоснованными. Такими считают методы, отвечающие следующим

требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность.

Рассмотрим каждое из этих требований в отдельности.

Термин «валидность» - евроязычного происхождения. Он буквально

означает: «полноценный», «пригодный», «соответствующий».

Характеристика психодиагностической методики как валидной

свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания

именно того психологического качества, для которого она

предназначается.

Характеристика валидности методики включает в себя не только

сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но также

информацию об условиях, о сфере ее применения.

Есть несколько разновидностей валидности, каждую из которых

следует рассматривать и оценивать отдельно, когда стоит вопрос о

выяснении валидности психодиагностической методики. Валидность может

быть теоретической и практической (эмпирической), внутренней и

внешней.

Валидность теоретическая определяется по соответствию

показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной

методики, показателям, получаемым посредством других методик -

таких, с показателями которых должна существовать теоретически

обоснованная зависимость. Теоретическую валидность проверяют по

корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при

помощи разных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же

теории.

Валидность эмпирическая проверяется по соответствию

диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым

действиям и реакциям испытуемого. Если, например, с помощью

некоторой методики мы оцениваем черты характера у данного

испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или

эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек

ведет селя в жизни именно так, как предсказывает методика, т. е. в

соответствии с имеющейся у него чертой характера.

По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем

сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением или

результатами практической деятельности людей.

Валидность внутренняя означает соответствие содержащихся в

методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу

методики в целом. Она считается внутренне невалидной или

недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть

включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что

требуется от данной методики.

Валидность внешняя – это примерно то же самое, что и

эмпирическая валидность, с той лишь разницей, что в данном случае

речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными,

ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

При создании методики сразу оценить ее валидность трудно. Обычно

валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее

достаточно длительного использования, тем более что речь идет о

проверке, по меньшей мере, с четырех описанных выше сторон.

Кроме видов валидности, важно знать критерии валидности. Это

основные признаки, по которым можно практически судить о том,

является или не является данная методика валидной. Такими критериями

могут стать следующие:

1.Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки

испытуемого в различных жизненных ситуациях.

2.Достижения испытуемого в различных видах деятельности:

учебной, трудовой, творческой и других.

3.Данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных

проб и заданий.

4.Данные, получаемые при помощи других методик, валидность или

связь которых с проверяемой методикой считается достоверно

установленной.

Надежность методики характеризует возможность получения с ее

помощью устойчивых показателе (имеется в виду та степень

устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от

испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого

психологического свойства).

Результаты психологического тестирования зависят от множества

трудно контролируемых факторов:

-качества измерительного инструмента;

-постоянства релевантных характеристик ситуации психологического

тестирования;

-правильности понимания инструкции испытуемым;

-поведения экспериментатора;

-актуального психологического состояния испытуемого.

Изменение любого из этих факторов в ходе психодиагностического

обследования обычно ведет к снижению степени надежности измерений.

Поскольку держать все эти факторы в постоянстве всегда практически

невозможно, то рассчитывать на высокую надежность любой

психодиагностической методики не приходится. Из всех этих факторов

наиболее важным является надежность самой методики, так как все

остальные вносят гораздо меньший вклад в постоянство получаемых

результатов.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя

способами: путем сравнения результатов, получаемых при помощи данной

методики разными людьми, и путем сравнения результатов, получаемых

при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на

малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе

психодиагностического эксперимента. Точность психологической

методики в определенном смысле можно сравнивать с точностью

технических измерительных инструментов. Метр, например, разделенный

только на сантиметры, будет грубее измерять длину, чем линейка,

градуированная по миллиметрам. В свою очередь микрометр – прибор,

позволяющий оценивать длины, отличающиеся друг от друга на 0,001 мм,

будет намного более точным измерительным инструментом, чем школьная

линейка.

Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее

помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого

качества. Однако в практической психодиагностике далеко не всегда

требуется очень высокая степень точности оценок. Ее необходимая

практическая мера определяется задачей дифференциации, или

разделения испытуемых на группы. Если, например, всю исследованную

выборку испытуемых нужно разделить всего лишь на две подгруппы, то и

точность применяемой методики должна соответствовать именно этому

делению, не больше. Если необходимо разделить испытуемых на пять

подгрупп, то достаточно применить методику, имеющую измерительную

шкалу, состоящую из пяти пунктов, скажем такую: «да», «скорее да,

чем нет», «ни да, ни нет», «скорее нет, чет да», «нет».

Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени

получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только

того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Если наряду с этим свойством в получаемых показателях отражаются и

другие, никак не связанные с данной методикой, выходящие за пределы

ее валидности, то считается, что методика не соответствует критерию

однозначности, хотя при этом частично может оставаться валидной.

Например, если экспериментатора интересуют оценки мотивов поведения

человека и для того, чтобы их получить, он задает испытуемому прямые

вопросы относительно мотивов его поведения, то ответы на эти вопросы

вряд ли будут соответствовать критерию однозначности. В них почти

наверняка отразятся и степень осознания испытуемым мотивов своего

поведения, и его желание предстать в благоприятном свете в глазах

экспериментатора, и оценки им возможных последствий диагностического

эксперимента, и многое другое.

Критерию однозначности также может не вполне удовлетворять

способ оценки знаний учащихся только по успеваемости, так как оценки

успеваемости выставляются не всегда объективно. В них, кроме самих

знаний учащегося, отражается отношение к нему учителя и поведение

учащегося.

Прежде чем применять в практической психодиагностике те или иные

методики, экспериментатор должен убедиться в том, что они отвечают

требованиям валидности, надежности, точности и однозначности. Самыми

важными из названных четырех критериев являются первые два:

валидность и надежность, и если измерительный инструмент им не

соответствует, то его вообще нельзя использовать как средство

психодиагностики. Если же методика не вполне точна и не полностью

однозначна, то ее, тем не менее, можно применять с определенными

оговорками. Но при этом необходимо помнить, во – первых, о том, что

неточная методика может не позволить установить сравнительно

небольшие изменения, которые происходят в результате проведенного

эксперимента, и, следовательно, может указать на отсутствие

изменений там, где они на самом деле есть. Недостаточно однозначная

методика не всегда позволяет соотносить величину получаемых

показателей со степенью изменения именно оцениваемого качества, а не

какого – либо другого.

Кроме применяемой методики, на результаты психодиагностики

влияют ситуация, ее понимание испытуемым, получаемая им инструкция,

а также личность и поведение самого экспериментатора во время

тестирования.

Если ситуация воспринимается испытуемым как экзаменационная, то

он будет вести себя в ней соответственно. Высокотревожный человек,

вероятно, всегда и всюду будет испытывать повышенное беспокойство,

видеть угрозу для своей личности и, следовательно, воспринимать

любую ситуацию как потенциально несущую в себе опасность для его

личности. Низкотревожный индивид, напротив, даже в реально

угрожающей его Я ситуации будет вести себя относительно спокойно.

Поведение испытуемых и результаты, которые они показывают,

зависят и от того, как они понимают инструкцию. Поэтому к

доступности и точности формулировок инструкции в психодиагностике

предъявляются особые требования. Инструкция должна быть достаточно

простой и понятной, не содержать в себе неоднозначно трактуемых слов

и выражений. Лучше всего, если инструкция будет предложена

испытуемым в письменном виде, так как устная инструкция разными

людьми произносится с различными паралингвистическими компонентами:

жестами, мимикой, пантомимикой, интонациями, темпом, паузами и т. п.

Кроме того, устная инструкция довольно быстро забывается испытуемыми

и, следовательно, возможны непроизвольные отклонения от нее.

Иногда на результаты исследования влияют личность и поведение

экспериментатора. Замечено, например, что если экспериментатор лично

симпатичен испытуемым, если его поведение свидетельствует об

уважении и добром отношении к испытуемым, то они в свою очередь

невольно будут стараться подыграть ему и показать такие результаты,

которые должны доставить экспериментатору удовольствие. Напротив,

если он вызывает антипатию у испытуемых, демонстрирует недоброе и

неуважительное к ним отношение, то они, как правило, отвечают ему

тем же: стараются дать такие результаты, которые, по их мнению, не

понравятся экспериментатору.

Основная рекомендация, которая касается поведения

экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным,

уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным,

доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.

2.4.Тесты и тестирование.

Тестами в психологии называют стандартизированные методики

психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и

качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под

стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они

всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от

ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами

вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи

теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где,

когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест

применялся правильно. Из всех возможных психодиагностических методик

к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся

валидности, надежности, точности и однозначности.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на

группы по нескольким основаниям:

- по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с

помощью данного теста);

- по особенностям используемых в тесте задач;

- по материалу, предъявляемому испытуемым;

- по объекту оценивания.

По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень

развитости у человека различных познавательных процессов),

личностные и межличностные.

По особенностям используемых задач выделяют практические,

образные и словесные (вербальные) тесты.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым,

тесты делятся на бланковые, аппаратурные.

По объекту оценки – на процессуальные тесты, тесты достижений,

тесты состояний и свойств.

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня

развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных

процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память,

речь.

Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчивых

индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки;

сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций,

способностей. Среди тестов встречаются такие, которые дают

разностороннюю. Комплексную оценку состояния личности или степени

развитости ее отдельных свойств. Комплексными, например, являются

тест Кеттела, MMPI и другие. К числу частых можно отнести тесты, с

помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека,

мотивы, эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус

контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и другие.

Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в

различных социальных группах, например, социометрический тест, тест

социально – психологической самоаттестации группы как коллектива.

Практические тестовые задания включают в себя задачи и

упражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно –

действенном плане, т. е. практически манипулируя реальными

материальными предметами или их заменителями.

Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с

картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают

активное использование воображения, мысленных преобразований

образов.

Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование

словами. Они предполагают, например, определение понятий,

умозаключении, сравнение объема и содержания различных слов,

выполнение с понятиями различных логических операций и т. п.

Многие задания, которые используются в тестах, имеют комплексный

характер, т. е. включают в себя и практические, и теоретические, и

образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что

большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни,

являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для

того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не

в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.

Бланковыми называются такие тесты, при использовании которых

испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков:

рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

Аппаратурные – это такие тесты, в которых используется

различного рода аппаратура для предъявления и обработки результатов

тестирования, например аудио – и видеотехника, электронно –

вычислительные машины.

Процессуальными называют тесты, с помощью которых исследуется

какой – либо психологический или поведенческий процесс, и ему в

результате дается точная качественная или количественная

характеристика, например процесс запоминания человеком материала,

процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.

К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге

применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде

деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность

памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития

вербального мышления и др.

Тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее

стабильных психологических качеств человека, таких, например, как

черты личности, свойства темперамента, способности и т. п.

В особую группу выделяются проективные тесты. Они основаны не на

прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств

человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как

данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные

объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна,

незавершенные предложения и др.

Предполагается, что в оценки и интерпретации подобных объектов

человек бессознательно «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К

этой группе тестов относятся, например, тест Роршаха, Тематический

Апперцептивный Тест и многие другие.

К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается

психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми

психологических особенностей.

Психодиагностический эксперимент как метод применяется в

исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оценить

нужное качество другим способом не представляется возможным.

Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если

исследователя интересуют особенности протекания психических и

поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений – когда

решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.

В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к которым

обращаются, если возникает необходимость точно определить и

количественно оценить общий уровень интеллектуального развития

человека.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются

особые требования. Первое из них – социокультурная адаптированность

теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и

тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям,

особенности культуры, сложившимся в том или ином обществе, где

данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Если тест повторно используется в условиях, которые существенно

отличаются от тех, где он был первоначально создан, то почти всегда

требуется соотнесение этих условий друг с другом или адаптация теста

к новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов,

заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на ином

языке. Перевод словесных формулировок тестовых заданий с одного

языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому

содержанию понятий. Для того чтобы в максимально возможной степени

снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие,

приходится иногда отказываться от буквального перевода и делать его

относительно произвольным, близким не по значениям слов, а по их

смыслам.

Второе требование к тестам – простота формулировок и

однозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в

словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов,

рисунков и т. п.), которые могут по – разному восприниматься и

пониматься людьми.

Третье требование – ограниченное время выполнения тестовых

заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий

психологического теста не должно превышать полутора – двух часов,

так как в течение большего времени человеку трудно сохранить свою

работоспособность на достаточно высоком уровне.

Четвертое требование – наличие тестовых норм для данного теста.

Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по

данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность

людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида,

оценивая уровень его психологического развития. Норма теста обычно

определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых

определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их

последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других

релевантных показателей. Норма теста – это средний уровень развития

большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду

социально – демографических характеристик.

Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми

естественными изменениями, которые с годами происходят в

психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального

развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят

для его последней четверти, так как за это время уровень развития

мышления людей значительно возрос. Существует эмпирически

установленное правило, в соответствии с которым как минимум один раз

в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны

пересматриваться.

Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют

определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и

интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил

следующие:

1.Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо

познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом

человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок,

связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно

хорошим знанием его нюансов.

2.Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом

выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и

сопровождающую тест инструкцию.

3.Во время проведения тестирования необходимо следить за тем,

чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от

друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить

результаты тестирования.

4.Для каждого теста должна существовать обоснованная и

выверенная процедура обработки и интерпретации результатов,

позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.

Это, в частности, касается приемов математико-статистической

обработки первичных данных, которые также должны быть строго и

заранее установлены.

Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо

провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в

следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для

чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие

данные в результате него могут быть получены и каким образом они

могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются

того, чтобы она было правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись

в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за

соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих

достоверность получаемых результатов.

Заключение.

Итак, психодиагностика есть достаточно сложная область

профессиональной деятельности психолога, требующая специальной

подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми

должен владеть психолог – диагност, настолько широка, а сами знания,

умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика

рассматривается как особая специализация в работе профессионального

психолога. Без психодиагностики не может обойтись ни один специалист

– психолог любого профиля, если он имеет дело не только с теорией.

В связи с этим в своей работе психодиагност должен строго

придерживаться и четко соблюдать ряд выше изложенных строгих

требований к используемым им методам психодиагностики. Так как из –

за ошибок в психодиагностике, чаще всего связанных с отсутствием

профессионализма, сводятся на нет результаты как экспериментальной,

так и консультативной психокоррекционной работы.

Список использованной литературы:

1.Немов, Р. С. Психология. Книга 3. М., ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С.

Грибоедова, 2002.

2.Основы психодиагностики. Под ред. Шмелева, А. Г. «Феникс»

Ростов – на – Дону, 1996.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты