Особенности телесно-ориентированной терапии
Особенности телесно-ориентированной терапии
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный открытый педагогический
университет им. Шолохова
Кафедра практической психологии
Дипломная работа
Холина Наталья Александровна
Особенности телесно-ориентированной терапии
Курс 5/3, заочное отделение, УКП
Научный руководитель:
Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических
наук, доцент кафедры
практической психологии
МГОПУ
Москва – 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и специфические особенности
телесно-ориентированной терапии...………..……………………6
1. Теории и техники телесно-ориентированной терапии …………6
2. Особенности Розен-метода телесно-ориентированной
терапии……………………………………………………………25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния Розен–метода телесно-
ориентированной терапии на уровень тревожности участни-
ков занятий...……………………..……………………………… 32
1. Организация и ход эксперимента……………………………… 32
2. Результаты эксперимента и их обсуждение……………………47
Выводы……………………………………………………………..…..48
Заключение…………………………………………………………….50
Литература……………………………………………………………..53
Приложения……………………………………………………………56
Введение
Над вопросом единства души и тела работали многие авторы: З.Фрейд,
С.Ференци, А.Адлер, Г.Гродек, В.Райх, К.Юнг, А.Лоуэн, Ф.Перлз,
М.Фельденкрайс, Ф.Александер, А.Янов и многие другие. Они пишут о влиянии
чувств на наши телесные функции и явлениях обратного порядка, когда
физиологические изменения влияют на нашу психологию. О позитивном,
конструктивном потенциале телесно – ориентированной терапии, вплоть до
противопоставления ее психотерапии вербальной, сказано уже достаточно
много. Справедливо подчеркивается, что применение телесно – ориентированных
методов, открывая телесный и эмоциональный опыт и, усиливая способность
пациента к вербализации (чувств, телесных ощущений), как бы прокладывает
путь к собственно вербальным методам психотерапии. Эмоции, высвобождающиеся
и интенсифицирующиеся телесно – ориентированными приемами, могут
поддерживаться и успешно прорабатываться далее, в ходе других видов
терапии, что обеспечивает ступенчатость, преемственность, некую единую нить
терапевтического процесса. Однако, не следует забывать и о возможном
деструктивном потенциале телесно – ориентированной терапии, который может
вызвать те или иные нежелательные последствия. Среди них можно упомянуть
появление панических состояний; также вместо ожидаемой релаксации может
наступить напряжение, а без последующей вербализации переживания пациента
могут стать скорее декомпенсирующими, нежели целительными (26). Критики
возражают и против грубости некоторых методов телесной терапии.
Действительно, методы телесно-ориентированной терапии относятся к числу
наиболее противоречивых методов, практикуемых сегодня. Некоторые
современные представители телесной терапии ведут поиск новых направлений.
Одним из них является объединение телесных методов с вербальными, другим –
постепенное замещение болезненных, неудобных процедур более мягкими,
гуманными. Например, Розен–метод сочетает в себе оба этих направления
(деликатные прикосновения и вербализация переживаний). Поэтому для
экспериментального изучения особенностей телесной терапии был выбран Розен-
метод. Это интересный, но мало изученный метод телесной терапии, в
литературе он представлен явно недостаточно, что определяет актуальность
этой дипломной работы. Необходимо исследовать влияние Розен-метода на
различные психические свойства личности (например, активность,
эмоциональная возбудимость – эмоциональная уравновешенность, депрессивные
состояния), но изучение влияния Розен-метода на все эти характеристики
выходит за рамки одной дипломной работы. В данной работе мы решили
остановиться на одном из наиболее важных и распространенных в практике
психологического консультирования свойств – тревожности. Конечно,
тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень
тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности.
Но, высокая тревожность напрямую связана с наличием невротического
конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: Сеансы Розен–метода телесно–ориентированной
терапии приводят к снижению уровня тревожности участников терапии.
Объект исследования: Эффективность методов телесно-ориентированной
терапии.
Предмет исследования: Розен–метод телесно-ориентированной терапии.
Цель исследования: Исследовать эффективность техники Розен-терапии в
плане снижения уровня тревожности.
Розен–метод, с одной стороны, является одним из направлений
телесно–ориентированной терапии, использует те же основные понятия, но, с
другой стороны, имеет ряд существенных отличий от других методов телесной
терапии. Поэтому видна необходимость в кратком обзоре телесной терапии,
знакомстве с ее основными представителями и их теориями и выявлении
особенностей Розен – метода.
Задачи:
1. Провести обзор основных подходов телесно–ориентированной терапии и
выявить их особенности.
2. Выявить особенности Розен – метода.
3. Описать процедуру экспериментального изучения особенностей Розен-
терапии.
4. Организовать и провести исследование влияния Розен – сеансов на
тревожность.
5. Провести количественный анализ полученных на выборке испытуемых
эмпирических данных.
6. Обобщить результаты исследования.
7. Сформулировать основные выводы и практические рекомендации.
Глава 1. Сущность и специфические особенности телесно-ориентированной
терапии
1. Теории и техники телесно-ориентированной терапии
Одной из фундаментальных проблем человековедения является проблема
единства и взаимосвязей телесного и душевного аспектов человеческой
природы. Многие из нас слишком часто забывают об изначальной погруженности
душевной жизни в телесное существование. В европейской культуре вследствие
многих религиозных, идеологических и социальных предпосылок телесное и
психическое начала не только резко разделялись, но порой и представлялись
как противоположности, отрицающие одна другую, обреченные на непримиримый
антагонизм. С другой стороны, иные великие культуры оставили нам в наследие
богатейшие технологии сознательного культивирования человеком
индивидуальной психосоматической целостности. Примеров тому немало —
индийская хатха-йога, китайская психогимнастическая система тайцзи-цюань,
традиционные воинские искусства и различные психосоматические культурные
практики.
Тело и душа связаны не только непостижимо многообразно, но и всегда
сугубо индивидуальным образом, соответствующим неповторимости
конкретного человека. Таинственные живые взаимосвязи психики и телесного
организма современным исследователям все еще трудно представить во всей их
полноте (5).
Наши чувства постоянно влияют на наши телесные функции. Но так же
хорошо нам знакомы и явления обратного порядка, когда изменения
физиологические влияют на нашу психологию. Это — двухстороннее движение.
Очевидно, что мы являемся неделимыми организмами. И только исходная
позиция, с которой мы предпочитаем рассматривать себя, может создать
впечатление обратного. С психологической точки зрения мы делаем упор на тот
факт, что живое существо субъективно ощущает большую часть из тех
процессов, которые происходят в нем: чувствует голод, когда желудок пуст,
боль — когда нарушены нормальные физиологические процессы, удовольствие —
когда удовлетворяются желания. Кроме того, у человека есть возможность
передать эти внутренние психологические явления при помощи слов, выражающих
субъективно ощущаемые состояния души. Способность словесной коммуникации
как раз и делает возможным изучение психологии человека. Физиологическая
точка зрения в целом игнорирует субъективные ощущения в противовес сугубо
механическим измерениям наблюдаемых реакций, очень часто лишь внешних.
Поскольку человек является одновременно и сложным физиологическим
аппаратом, и осознающим себя индивидом, способным выразить свое состояние
(вербальная коммуникация), его следует изучать комплексно и с психической,
и с физиологической стороны (23).
Иван Ильин, выдающийся русский философ, писал: «Если бы я потерял свое
тело, я потерял бы самого себя. Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь –
значит, живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела, и я существую как
тело. Лишь в движении я постигаю себя в качестве тела. Мое тело есть
совпадение бытия и познания, субъекта и объекта. Оно – начало и конец моего
существования» (8).
Взаимосвязь и взаимодействия системы «сознание – тело» изучает телесно-
ориентированная терапия.
Пионерами телесной терапии считаются Фрейд, Сандора Ференци, Альфред
Адлер, Гроддек, Вильгельм Райх и Юнг. Этих шести психотерапевтов
интересовало распределение энергии в теле. На этой почве они объединились,
потом у них возникли разногласия и они разошлись.
Карьера Зигмунда Фрейда иллюстрирует изменение отношения к телу,
происходившее в обществе в прошлом веке. Он начал, как психолог,
поверхностно изучающий тело, затем перешел к изучению невропатологии,
сконцентрировавшись на нервной системе. В то время, когда Фрейд перешел к
невропатологии, лишь самые ортодоксальные терапевты относились к телу, как
к машине. Делать или не делать электротерапию — это был вопрос выбора.
Поняв неэффективность такого подхода, Фрейд углубился в психотерапию,
используя гипноз, метод, манипулирующий пациентом, но позволяющий узнать
психику. Став психоаналитиком и используя метод свободных ассоциаций, он
уважительно наблюдал за личностью в целом и подталкивал ее к открытиям
(35).
Лишь самые понимающие медики-профессионалы того времени, такие как
Георг Гроддек, современник и почитатель Фрейда, соглашались с Фрейдом и,
вслед за ним, уходили от механистической терапии к глубинному анализу.
Первоначально Фрейд считал, что существует лишь одно врожденное
влечение.
Фрейд стремился сформулировать краткое и ясное объяснение либидо
(психосексуальной энергии полового влечения), создать научную, биологически
обоснованную теорию (18). Им было показано тесное единство телесного опыта
и образа Я, подчеркивавшим важнейшую роль тела как психологического
объекта в развитии эго-структур. Понятие телесного переживания заняло
видное место в его генетической теории, согласно которой процесс развития
был представлен как процесс изменения "локализации либидо". Фиксация
интереса к определенной зоне тела становится начальным пунктом процесса
формирования характера определенного типа (30).
В этом вопросе его поддерживали Райх и Гроддек, а Адлер и Юнг
критиковали его за это, поскольку оба чувствовали, что Фрейд переоценивает
важность либидозных влечений. Со временем Фрейд модифицировал свои
первоначальные догматические взгляды и, таким образом, стал ближе к Адлеру
и Юнгу. Но было уже слишком поздно, и эта модификация не смогла перевесить
их разногласия. Но это оттолкнуло Райха, который настаивал на узком
понимании психофизиологической энергетики.
Позднее Фрейд сфокусировался на трех компонентах личности — ид, эго и
суперэго — что, в дальнейшем, изменило теорию влечений.
Психоанализ утверждает, что причиной невроза является невротический
конфликт между Ид и Эго.
Невротический конфликт — это бессознательный конфликт между
побуждением — Ид, стремящимся к разрядке, и зашитой — Эго, препятствующей
разрядке или не допускающей ее к сознанию. Конфликт ведет к усилению
инстинктивных побуждений, в результате чего Эго может оказаться
подавленным. В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и
проявляются как симптомы невроза.
Внешние психотравмирующие факторы также играют немаловажную роль в
формировании неврозов, но они, по мнению психоаналитиков, на определенном
этапе сводятся к внутреннему невротическому конфликту между Ид и Эго.
Суперэго в невротическом конфликте может выступить на стороне Эго или
на стороне Ид. Именно Суперэго заставляет Эго чувствовать себя виновным
даже за символическую и искаженную инстинктивную активность (9).
Для Фрейда телесность находится под эгидой бессознательного или Ид,
необузданного хаоса потребностей, побуждений, аффектов и страстей - одним
словом, под эгидой принципа удовольствия (2).
Фрейд считал также, что тревожность является предупреждением,
исходящим от эго, а не симптомом подавленной сексуальной энергии, и из-за
этого Райх еще больше отдалился от него. Тревога — это своего рода
предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах
тревоги: объективной, невротической и моральной. Объективная тревога
возникает под воздействием реальных опасностей в реальном мире. Другие же
два типа тревоги уводят от мира прочь.
Невротическая тревога возникает из осознания тех потенциальных
опасностей, которые проистекают из потворствования инстинктам ид. Это не
боязнь инстинктов самих по себе, но, скорее, страх тех наказаний, которые
могут последовать за неразборчивым следованием позывам ид. Иными словами,
невротическая тревога — это боязнь понести наказание за проявление
импульсивных желаний.
Моральная тревога возникает из опасения заслужить чье-либо осуждение.
Если человек делает или даже просто собирается сделать нечто, что
противоречит его моральным принципам, он обычно испытывает чувство вины или
стыда. Моральная тревога зависит, таким образом, от того, насколько развито
у человека чувство вины. Менее моральные люди будут менее подвержены
тревоге этого типа.
Тревога создает чувство напряженности, заставляя, таким образом,
сознание предпринимать какие-то действия для снижения напряженности. Фрейд
выдвинул предположение, что эго возводит своеобразную преграду против
тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное
отрицание или искажение реальности (36).
Несмотря на неразбериху и разногласие в теориях, Фрейд выработал
определенную технику и придерживался ее: пациент лежал на кушетке и не
видел аналитика; аналитик к нему не прикасался.
Согласно самому Фрейду: «Врач должен быть недосягаем для пациента и,
как зеркало, должен отражать лишь то, что ему показывают» (34).
Одним из самых преданных учеников Фрейда был Сандор Ференци. Хотя
Фрейд не одобрял нововведений Ференци, между ними никогда не было открытых
разногласий, как это было с Адлером или с Юнгом. Ференци внес значительные
изменения: он пытался сократить время анализа, лишая анализируемого любой
формы удовлетворения. Поскольку эти предосторожности приносили сомнительную
пользу, Ференци попробовал противоположную тактику. Он взял на себя роль
хорошего родителя и даже признавал перед пациентом свои недостатки. Он
поощрял пациента драматизировать свои воспоминания, и сам входил в игру.
Ференци первым указал на важность контрпереноса и на аспект взаимодействия
в аналитической процедуре. Он создал основу для психодрамы.
Идеи Ференци подняли важнейший вопрос о природе исцеляющего процесса.
Ференци считал, что пациент не только должен довести до сознания
подавленный материал, но и воссоздать свой инфантильный опыт в более
поощрительной и терпимой родительской атмосфере. Этот взгляд получил
впоследствии широкое признание, хотя вопрос о важности терапевта-родителя,
избавляющего от подавленного материла, по-разному решается в различных
школах, и даже у терапевтов одной школы.
Биологический подход Фрейда привлек Альфреда Адлера, который очень
интересовался способностью тела компенсировать органические повреждения.
Адлер считал, что компенсация происходит и в психологической и в
биологической сферах. Его концепция органической неполноценности позже была
заменена более широкой концепцией социальной неполноценности. Он
внимательно относился к физическим дефектам и к телесному выражению
характера и внес огромный вклад в эволюцию телесной терапии.
Адлер показал существование тесной связи между образом телесного Я и
самооценкой, в частности, что некоторые типы человеческого поведения
представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности
тела (30).
«Позы и движения тела всегда указывают, каким образом Человек подходит
к своей цели. Если человек идет прямо — это признак смелости, в то время
как нерешительный взрослый человек избегает прямых действий, и это
проявляется во всех его движениях».(36)
Адлер детально фокусировался на экспрессивных движениях, подчеркивал
важность социального чувства и агрессивного влечения (которое он называл
«сражением за удовлетворение»), и это очень помогло развитию холистического
подхода и психосоматической медицины.
И Адлер, и Гроддек, и Райх специализировались на телесном языке и
психологически интерпретировали болезни, но они расходились во мнениях
относительно природы исходного напряжения. Адлер считал, что специфические
напряжения развиваются из наследственности, истории и целей личности,
особенно, — из воли к власти. Гроддек и Райх считали, что напряжение всегда
является результатом фрустрирования сексуальной энергии.
Георг Гроддек предвосхитил психоанализ и встретился с Фрейдом после
появления идеи Оно (das Es), которое проявляется в судьбе личности.
Гроддек, врач и директор психологической лечебницы, был пионером в области
психосоматической медицины и психоанализа. Он смотрел на болезнь, как на
форму коммуникации. Гроддек, как и Фрейд, ограничил свою технику словесной
интерпретацией символического языка пациентов.
Вильгельм Райх отошел от техники Фрейда, поскольку он, как и Ференци,
непосредственно контактировал с пациентами, но на более глубоком уровне.
Как и Адлер, Райх считал телесные напряжения выражением привычных
эмоциональных состояний, но он пошел дальше Адлера: «Разница между моей
техникой и характерологией Адлера состоит в том, что я провожу анализ
характера через анализ сексуального поведения. А Адлер сказал: «Анализ не
либидо, а характера». Моя концепция панциря характера не имеет ничего
общего с формулировками Адлера об индивидуальных чертах характера»(36).
Как Фрейд, Адлер и Юнг, Райх (начиная со своей самой ранней работы по
теории оргазма) искал основную психологическую энергию, проявляющуюся в
соматических, ментальных и эмоциональных состояниях. Он считал, что
результатом блокирования этой энергии является импотенция, а «свободное
течение» этой энергии — полная отдача оргазму. Он искал места блокировки
либидо, сначала в панцире характера, а затем в мышечном панцире.
Райх считал, что нужно непосредственно воздействовать на панцирь
характера. Панцирем характера он называл хронические физиологические
ригидности (зажатости), сдерживающие возбуждение. Он отделял свои
аналитические интерпретации, которые он называл «анализом характера», от
непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое он называл
«вегетотерапией мышечных склонностей» и «анализом характера в области
биофизического функционирования».
Пациенты Райха должны были раздеться и лечь на кушетку. Сначала он
наблюдал дыхательные паттерны.
Райх выделял семь колец мышечного панциря, охватывающего тело: 1)
область глаз; 2) рот и челюсть; 3) шея;
4) грудь; 5) диафрагма; 6) живот; и 7) таз. С помощью различных
упражнений и массажа, он систематически воздействовал на каждое кольцо. Он
называл это вегетативной терапией, поскольку глубинные слои личности
пациента связаны с вегетативными функциями, например, с дыханием и
пищеварением; он отделял эти функции от сенсорно-мотороного поведения,
которое легче изменить.
С 1918 по 1933 годы Райх был одним из ведущих венских аналитиков. С
1933 года он углубился в изучение источников биоэлектрической энергии. Он
пытался найти элементарные частицы, которые называл «бионами» или «оргонной
энергией», и которые, как он считал, можно аккумулировать из атмосферы и,
тем самым, повышать жизненные силы человека.
Райх предполагал, что «мышечная броня» в конечном счете существует
только для предохранения тела от полного переживания рефлекса оргазма.
Тотальный оргазм рассматривается им как средство лечения тревожности и
других эмоциональных трудностей. Райх не придавал значения многим другим
способствующим развитию личности потребностям.
Райха критиковали за то, что он слишком буквально понимал важность
оргазма. Его также критиковали за то, что он был слишком авторитарен и
старался выглядеть мессией. Райх считал, что люди негативно реагируют на
него, из-за того, что заражены «эмоциональной чумой», но, возможно, он сам
провоцировал их своим высокомерием (16).
Эти различия между Райхом и остальными можно было, если не разрешить,
то хотя бы проработать в объективной научной дискуссии. Не обязательно было
разрывать отношения. Но Райх уже двинулся дальше: от анализа характера — к
вегетотерапии. Это было задолго до того, как на основе психодинамического
базиса развилась психосоматическая медицина. Он отошел от психоанализа, в
котором страшным святотатством было даже прикосновение к пациенту. Он
преступил все основные правила, основные идеи о переносе. Его техника,
казалось, соблазняла пациента. Одни оппоненты говорили, что он порвал с
Фрейдом и преступил основные правила. Другие утверждали, что Райх —
сексологист, и злобно утверждали, что он оскорбляет профессиональную этику.
Интересно, что фрейдисты обвиняли Райха в тех же грехах, в которых
консервативные врачи обвиняли Фрейда. Но существующая ныне телесная терапия
в огромном долгу перед бесстрашием Райха. Несмотря на многие спорные
моменты, телесная терапия до сих пор основывается на его техниках. Его
последователи разделились на две основные группы: неорайхианцы,
продолжающие его стиль и последователи Лоуэна, ученика Райха.
Александр Лоуэн, нью-йоркский психиатр, был пациентом, затем студентом
и сотрудником Райха. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе
психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал
в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. Он отошел от
сексуальной направленности подхода Райха и включил телесные процедуры в
поведенческую вербальную терапию.
Лоуэн считал, что через целостный организм проводится граница, и тело
отбрасывается как «не-я». Эта граница является расколом, трещиной, или,
говоря словами Александра Лоуэна, блоком: «Блок также действует, отделяя и
изолируя психическую сферу от сферы соматической. Наше сознание говорит
нам, что каждая из них воздействует на другую, но из-за блока оно не
проникает достаточно глубоко, чтобы мы могли ощущать фундаментальное
единство этих сфер. В сущности, блок создает разрыв в единстве личности. Он
не только расщепляет психику и соматику, но также и отделяет поверхностные
явления от их корней в глубинах организма»(31).
Биоэнергетика - это терапевтическая техника, помогающая человеку
вернуться обратно к своему телу и в полной степени насладиться своим телом.
Это особое значение понятия тела включает в себя сексуальность, которая
является одной из основных функций, а также даже более важные функции:
дыхание, движение, чувственность и самовыражение. Человек, который не дышит
глубоко, уменьшает жизнь своего тела. Если он не двигается свободно, он
ограничивает жизнь своего тела. Если он не чувствует полно, он сужает жизнь
своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует жизнь своего
тела.
Правда, эти ограничения жизни не навязываются самим себе умышленно.
Они развиваются как средство выживания в домашнем окружении и культуре,
которая отрицает ценность тела в пользу власти, престижа и имущества. Тем
не менее, мы принимаем эти ограничения в нашей жизни и таким образом
предаем наши тела. В процессе развития мы также разрушаем естественное
окружение нашего тела, рассчитанное на здоровье. Также, правда, что
большинство людей не осознают телесные недостатки, невзирая на которые они
живут; недостатки, которые становятся второй натурой для них, частью их
привычного образа жизни на земле. В сущности, большинство людей проходят по
жизни с ограниченным количеством энергии и чувств (11).
Цель биоэнергетики - помочь людям снова обрести их первичную природу,
которая является условием свободы, состоянием грациозности и качеством
красоты. Свобода, грация и красота - естественные атрибуты каждого живого
организма. Свобода есть отсутствие сдерживания внутреннего потока чувств,
грация - есть выражение этого потока в движении, в то время как красота -
это проявление внутренней гармонии, которую вызывает данный поток. Они
означают здоровое тело и, следовательно, здоровый разум.
Лоуэн писал, что первичная природа любого человеческого существа
должна быть открыта для жизни и любви. Охраняемая, закованная в панцирь,
недоверчивая и огражденная - это вторая натура в нашей культуре. Эти
способы мы усваиваем, чтобы защитить себя от травмирования, но когда
подобные отношения становятся характерологическими или встроенными в
личность, они начинают вредить более сильно и калечить больше, чем это в
человеке было первоначально.
Энергетические процессы в теле определяют то, что происходит в разуме,
также как они определяют то, что происходит в теле(15).
Основополагающая теоретическая идея биоэнергетического анализа состоит
в том, что разум и тело, психологические и физиологические процессы, с
одной стороны, функционально идентичны, а с другой стороны, антитетичны. Их
функциональная идентичность связана с тем фактом, что тело и разум
действуют как единое целое, обеспечивая работу организма, и являются единым
целым на глубинном уровне энергетических процессов. Антитетичность
отражается в том, что на поверхности разум может оказывать влияние на тело,
а тело, разумеется, воздействует на мыслительные и умственные процессы.
Биоэнергетический анализ базируется на следующей идее: человек — это
унитарное существо, и то, что происходит в его разуме, должно происходить и
в его теле(13).
Созданный Лоуэном биоэнергетический анализ является психотерапией,
ориентированной на тело, концентрирующейся на мышечных напряжениях, которые
являются физическими проявлениями эмоциональных конфликтов человека.
Опытный терапевт из биоэнергетической школы Лоуэна может вскрыть историю
человека, изучая его тело, так же, как можно определить возраст дерева,
подсчитывая внутренние слои на срезе пня. В процессе биоэнергетического
анализа можно определить, где находится напряжение и блокирована энергия.
Такое блокирование не позволяет человеку полностью использовать свой
жизненный потенциал. Используя различные техники и упражнения, напрягающие
и расслабляющие человека телесно и эмоционально, терапевт биоэнергетической
школы может помочь освободить блокированную энергию и этим снять напряжение
(14).
Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику,
биоэнергетика использует прикосновение и давление на напряженные мышцы,
глубокое дыхание и специальные позы (12).
Лоуэн, возможно, был более удачлив, чем другие практики в преодолении
стандартного предубеждения психоаналитиков против установления физических
контактов между терапевтом и пациентом, и его биоэнергетический подход внес
значительный вклад в лечение и достижение физического и психического
благополучия человека посредством личностно-ориентированной (индивидуальной
и групповой) психотерапии.
Карл Юнг сначала принял теорию Фрейда о том, что сексуальность
является причиной эмоциональных заболеваний, но к 1912 году у него
появилось множество сомнений, результатом которых явился его хорошо
известный разрыв с Фрейдом. Юнг продемонстрировал смелость, заявив, что
сила бессознательного уравновешивает склонности эго. Он отклонился от
материализма психоаналитического движения, и это привело к тому, что
коллеги заклеймили его мистиком.
Юнг считал, что либидо является психической энергией, жизненной
энергией, лишь отчасти сексуальной. Он считал, что в неврозе не так важен
конфликт между инстинктами и подавляющими требованиями общества, и придавал
основное значение конфликту между внутрипсихическими функциями и
комплексами. Он не считал, что регрессия — это обязательно патология, он
видел в ней контакт с бессознательным, с помощью которого можно отыскать
творческие решения (38).
Техника Юнга была менее ригидной, чем техника Фрейда. Во время лечения
он проявлял непредсказуемость и гибкость.
Юнг не фокусировался на теле и очень мало писал о телесной экспрессии.
Однако созданная им психология была такова, что его последователи могли
развивать ее в самых разных направлениях, в том числе и в направлении
телесной терапии и танцевальной терапии.
Арнольд Минделл пишет: «Исследователи биологических реакций
благодарны ему за то, что он открыл явление, которое они называют «языком
кожи. Хотя Юнг не занимался физиологическими исследованиями, он
предположил, что существует токсин, вызывающий шизофрению, теоретизировал о
взаимоотношениях ума и тела, физиологически интерпретировал сны и изучал
значение Кундалини-йоги»(16).
В своем обширном наследии Юнг не обращается непосредственно к телу и
его роли, поскольку он направляет все свои усилия на анализ души. Он
аргументирует, что физические процессы значимы для нас лишь в той мере, в
какой они представлены в душе. Физическое тело и внешний мир никогда не
могут быть знаемы непосредственно, а только в психологическом опыте. «Меня
занимает в основном душа как таковая, поэтому я оставляю тело и дух... Тело
и дух для меня — лишь аспекты реальности души. Душевный, психический опыт —
единственно непосредственный опыт. Тело так же метафизично, как дух. Душа и
тело — не отдельные сущности, а одна и та же жизнь»(32).
Юнгианская психология не антителесная, она является проводником к
телу. Натан Шварц-Салант подчеркивал: «Только когда дух существует как
реальность, только когда психическая реальность имеет объективное значение,
тогда и только тогда отождествление с телом приводит к преображению, к
переживанию соматического бессознательного. Любое другое отождествление,
например, телесные упражнения, ведут лишь к временным изменениям, которые
приходится поддерживать, поскольку не хватает духа — как говорят алхимики —
«убить и преобразить тело» [Парацельс]; это не ведет к преобразованию и к
реальности, которую Юнг называл соматическим бессознательным"(16).
Витмонт пишет о том, как невербальные техники отражают позицию Юнга:
«Только вербального общения решительно недостаточно. Первобытные люди
интуитивно чувствовали это и изобрели ритуалы, чтобы усилить психические
явления. Аналитическая проблема тоже пытается преодолеть эту проблему.
Различные невербальные техники внедряются в традиционную практику; группы,
двигательный и сенситивный тренинг и ритуалы позволяют глубже воспринять
психические факты и распахнуть запертые двери»(16).
Кроме вышеперечисленных аналитиков и их последователей, на телесную
терапию оказали влияние еще три терапевта (Ф.Александр, Я.Морено, Ф.Перлз);
они основывались на физиологических реакциях и фокусировались на том, как
тело реагирует на терапевтическую ситуацию.
Франц Александр, чикагский аналитик и автор «Психосоматической
медицины», совместил физиологический и психологический подходы. Он был
фрейдистом, но не соглашался с ортодоксальным взглядом на природу
сексуальности и придавал большее значение культурным влияниям. Александр
делил людей на тех, кто встречает критическую ситуацию симпатической
реакцией нервной системы, и на тех, кто встречает критическую ситуацию
парасимпатической реакцией. Первая реакция ведет к высокому кровяному
давлению, диабету, ревматическому артриту, заболеваниям щитовидной железы и
головным болям; вторая реакция ведет к язвам, поносу, воспалению толстой
кишки и запорам. Он указал, что заболевания сердечных артерий чаще всего
возникают у врачей, адвокатов и работников исполнительных органов, и что у
некоторых людей есть склонность попадать в аварии.
Якоб Морено, отец психодрамы, впервые применил ее в работе с группами
шпиттельбургских проституток, а затем в работе с венскими детьми. Многие
годы он держал групповой театр в Карнеги Холле, открывая сцену для любого,
кто хотел поработать в этом направлении. Он основал психодраму в Госпитале
святой Елизаветы (где возникла также танцевальная терапия), чтобы помочь
людям отыграть важные жизненные ситуации и роли и лучше узнать и выразить
себя. Он пытался разрешить инфантильные фиксации, раскрывая их истоки в
ролевой игре, что делали также Ференци и Юнг (16).
Фритц Перлз, которого в 1931-32 годах анализировал Райх, враждебно
относился к «опасностям кушетки». Перлз чувствовал, что почти вся
психотерапия, и в особенности психоанализ, слишком интеллектуальна и
игнорирует физиологические ощущения личности. Он любил повторять, что мы
должны «потерять голову, чтобы добраться до своих чувств». Ускоряя этот
процесс, он использовал телесные реакции, чтобы дать понять пациенту, как
он воздействует на других людей. Он фокусировался на позе пациента, на
мелких движениях, на выражении лица и других заметных физиологических
реакциях, чтобы привести пациента в настоящее, в «здесь и сейчас», и увести
его от изолирующих разговоров о прошлом и будущем (20).
Хотя Перлз никогда не ссылался на Юнга, он использовал активное
воображение, чтобы высветить конфликты пациента, особенно в больших
группах, где он усаживал одного из пациентов на «горячий стул» и направлял
его разговор с внутренними фигурами. Он популяризировал психотерапию в
Эзалене (1964-69) и оказал влияние на многих терапевтов, в том числе на
Фелденкрайса и Иду Рольф.
Метод Моше Фельденкрайса заключался в том, чтобы человек вошел в
прямой контакт со своим феноменологическим полем осознанности, главным
Страницы: 1, 2
|