Особенности телесно-ориентированной терапии
образом фокусируясь на кинестетических ощущениях, происходящих в каждый
конкретный момент.
Хотя он не стал райхианцем, в его работе заметно влияние Райха: он
подчеркивал соединение чувств с мыслями, фокусировался на психосоматическом
языке и использовал в терапевтической работе тупик или «разрушение» защит
(33).
Физическому контакту наибольшее внимание уделяется в спорном методе
телесной терапии — структурной интеграции, — называемом иначе «рольфинг»
(по имени его основателя Иды Рольф).
В основном рольфинг является физическим вмешательством, используемым
для психологической модификации личности. В отличие от биоэнергетических
подходов рольфинг гипотетически предполагает скорее физические причины
напряжения, а не психологические стрессоры.
По существу, Рольф верила, что хорошо функционирующее тело с минимумом
затрат энергии остается прямым и вертикальным, несмотря на силу тяготения.
Однако под влиянием стресса тело может приспосабливаться к нему и
искажаться. Наиболее сильные изменения происходят в фасции, соединительной
оболочке, покрывающей мышцы. Фасция обычно довольно эластична, но под
воздействием напряжения она укорачивается и может даже изменяться
химически.
Целью структурной интеграции является манипулирование и расслабление
мышечной фасции с тем, чтобы окружающая ткань могла перестроиться в
правильное положение. Процесс терапии состоит из глубокого массажа с
помощью пальцев, суставов пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень
болезненным. Чем больше напряжение, тем сильнее боль и тем больше
необходимость манипулирования. Вследствие взаимосвязи фасций всего тела
напряжение в одной области оказывает ярко выраженное функциональное
компенсаторное влияние на другие области. В рольфинге эмоциональная
разрядка обычно ослабляет напряжение посредством манипулирования
соответствующей областью тела (24).
Ф. Матиас Александер утверждал, что человеческий организм есть единое
целое, и деформация одного компонента негативно влияет на все тело. Лечение
одного недуга часто приносит только временное облегчение, так как многие
физические проблемы обусловлены системой плохих привычек (1).
Он является фрейдистом, разошедшимся с ортодоксальной теорией во
многих, относительно незначительных, аспектах, которые могут быть упомянуты
здесь лишь вкратце:
1) Он придерживается неортодоксальных взглядов, впервые предложенных
Ференци, касательно природы сексуальности.
2) Он склонен уделять меньше внимания стадиям инфантильной
сексуальности, как они описаны Фрейдом, и замещает их теорией трех
элементарных тенденций, определяемых им как: получать или брать, сохранять
и давать или уничтожать.
3) Он придает большое значение вытесненной агрессии.
4) Он более, чем ортодоксальные фрейдисты, склонен признавать важность
культурных факторов, хотя и в меньшей степени, чем так называемые
культурные школы Фромма, Хорни и Салливена.
5) Он пользуется сокращенной формой анализа (3).
Согласно Александеру, привычка определяет функционирование. Привычка
— характерный способ реагирования человека на все, что он делает. Привычки
закрепляются их постоянным использованием, и привычные телесные позы
человека не обязательно будут правильными. Плохие привычки сначала
проявляются как поведенческая непоследовательность, мышечная боль или
неуклюжесть, но спустя какое-то время могут возникнуть более резко
выраженные телесные проблемы, мешающие эффективному функционированию тела.
Метод Александера направлен на исследование привычных телесных поз и их
улучшение, помогает участнику создать правильные взаимоотношения частей
тела. Цель его метода заключается в расширении осознания привычного
движения и замене его альтернативными (4).
Одним из самых известных и наиболее спорных видов телесной терапии
является первичная терапия, создание которой приписывается лос-анжелесскому
психологу Артуру Янову.
По Янову, главной причиной невротического поведения являются
заблокированные, болезненные эмоции, и единственным лечением может служить
повторное переживание этих негативных чувств.
Значительным нововведением Янова является круг методик, направляющих
усилия клиента на воспроизведение (иди имитацию) ранних воспоминаний,
наиболее трудных для повторного переживания и, следовательно, наиболее
важных для борьбы с первичной болью. Резюмируя, можно сказать, что
первичная терапия объединяет ассоциативные цепи воспоминаний из далекого
прошлого с мобилизацией метаболического энергетического потока в настоящем,
используя словесную конфронтацию и дыхательные методики. В отличие от
практикующих другие виды телесной терапии, Янов не останавливался на
освобождении подавленной энергии и проявлял настойчивость до тех пор, пока
не добивался большей боли. Боль — это растущее осознание нехватки
безоговорочной родительской любви к ребенку и необходимости для взрослого
человека отказаться от поисков любви, которая компенсировала бы депривацию
в прошлом.
Подход Янова критикуют за его одностороннюю направленность на
выявление отрицательных эмоций, а также за пренебрежение положительными
чувствами и целебной силой человеческих взаимоотношений.
Критики охарактеризовали конечную цель первичной терапии как создание
«самодостаточного автомата», свободного от условностей реальной жизни:
родителей, семьи и карьеры (39).
1.2. Особенности Розен-метода телесно-ориентированной терапии
Мы не можем непосредственно прикоснуться к центральной нервной системе
или к иммунной системе. При прикосновении к коже и находящимся под ней
мышцам обе эти системы испытывают физическое воздействие через движение.
«Кроме того, прикосновение помогает зрению распознавать размер, форму,
положение и характерные особенности объектов. Зрение становится осмысленным
только на основе того, что мы почувствовали...» (43).
В матке на ребенка глубоко влияют физические и эмоциональные
прикосновения матери. Через этот контакт плоду сообщается индивидуальный
ритм и способ ответа. При исследовании роста и развития эмбриона ученые все
больше убеждаются, что с помощью физического прикосновения, а также через
звук и свет, ощущаемые в утробе, плод начинает свое личностное развитие.
Материнские эмоции как бы глубоко выгравированы на плоде и всей последующей
жизни ребенка» (46). Опыт ребенка во время пребывания в матке и в процессе
рождения оказывает глубокое влияние на то, как он видит мир, как делает
выбор и проживает свою жизнь.
Именно через кожу мы ощущаем мир, окружающий нас, после рождения.
Через кожу мы определяем наши индивидуальные физические границы, а также
развитие нашей личности. Прикосновения столь же важны после рождения, как и
во внутриутробный период. Мы не можем жить без этого, через прикосновения
наши тела развиваются физически, а психологически мы понимаем, кто мы есть.
На то, как мы чувствуем и что думаем о самих себе, как мы реагируем на мир,
глубоко влияет характер и частота прикосновений, которые мы получили в
детстве (6).
Если наше рождение здоровое, то мы приходим в мир, продвигаясь от
макушки до кончиков пальцев ног с каждым вздохом: легкое, расслабленное
движение диафрагмы не только позволяет нам дышать, но отзывается во всем
нашем теле. Мы открыты и можем выражать себя (6). С другой стороны, ребенок
с эмоциональными нарушениями приходит в мир так, что его способы дыхания
уже связаны с напряжением, неуверенностью и страхом в самом начале жизни
(46).
Ученые недавно созданного Института исследования прикосновения при
медицинской школе Университета Майами сообщили о предварительных
результатах, касающихся возможности влияния терапии прикосновением на рост
преждевременно родившихся детей. В одной исследовательской программе детей,
помещенных в инкубатор, массировали 15 минут в день в течение 10 дней. Они
прибавили в весе на 47% больше по сравнению с детьми, которым не проводили
массаж. Эти дети были также более восприимчивы к социальным воздействиям и
показывали лучшее развитие моторики… Другая программа дала обнадеживающие
результаты взаимодействия с аутичными детьми (42).
Розен-метод — не психотерапия, но терапевтический метод. Во время
Розен-сессий терапевт разговаривает с клиентом, однако не лицом к лицу, как
в психотерапии. Это работа не с какой-то проблемой или отдельным вопросом.
Розен-терапевт отвечает прикосновением и иногда словами на то, что
происходит в данный момент с клиентом.
В процессе Розен-практики, Вутен предположила, что мягкое
прикосновение в Розен-методе, которое просто встречает напряжения в теле,
связано с определением резонанса: серии навязанных вибраций с частотой,
равной или близкой равной.
Учитывая этот тип прикосновения и получающийся в результате резонанс,
она сделала вывод, что имеет место несколько уровней коммуникации. На
физическом уровне прикосновения вызывают ответные вибрации, которые затем
вызывают отклик на эмоциональном и духовном уровнях. Вутен пришла к выводу,
что в этом состоянии резонанса два человека проживают глубокий уровень
коммуникации. В психотерапии термин «аффективный резонанс» использовался
для обозначения соответствия, которое имеет место на эмоциональном уровне.
В физической, соматической сфере прикосновения Сандра Вутен предложила
термин «соматический резонанс», определив его как соответствие, имеющее
место при мягком терапевтическом соприкосновении (Розен-метод) между
клиентом и Розен-терапевтом, позволяющее обоим стать более внимательными и
восприимчивыми к внутренним процессам.
Работа Розен-терапевтов основывается на понимании того, как тело
работает, принимая во внимание мышечные напряжения и индивидуальный паттерн
дыхания. В течение Розен-сеанса руки терапевта осуществляют глубокий
контакт с телом, время от времени мягко двигаясь по различным областям,
этими движениями напоминая телу о том, что в напряжении больше нет нужды.
Ответ, который ищет Розен-терапевт, — это расслабление мышц под руками
и/или изменение дыхания. Для клиента он дает опыт того, как можно дышать
легче и/или облегчить физический дискомфорт или боль.
Розен-метод похож на массаж тем, что клиент лежит на массажном столе,
а другой человек касается его. Однако в этой работе не употребляется масло,
иногда используются подушки для создания комфорта; клиент частично одет,
всегда в нижнем белье и, если это для него предпочтительнее, может
оставаться в той одежде, в какой хочет. Клиент покрыт легким покрывалом для
комфорта и тепла. Сессия обычно начинается с того, что клиент лежит на
животе, его просят перевернуться позднее в процессе сессии, которая длится
пятьдесят минут. Некоторые практикующие стоят, другие сидят рядом со
столом.
Когда начинается Розен-сеанс, терапевт кладет руки сверху на
покрывало. Когда клиент начинает расслабляться и чувствовать себя более
комфортно, терапевт отгибает покрывало и работает прямо на теле, обычно
начиная с верхней части спины, но всегда тратит какое-то время на то, чтобы
заметить и почувствовать, где есть напряжение. Одна рука используется для
контакта с напряжением, другая рука обычно отдыхает и «слушает».(6)
Вот некоторые показатели напряжения: легкое движение в области
солнечного сплетения, там, где расположена диафрагма, или какая-то
выступающая часть, указывающая на сокращение мышцы. Температура тела, цвет
и текстура кожи также говорят о внутреннем напряжении, мышечных сокращениях
и их влиянии на циркуляцию крови. К примеру, холодные руки подразумевают
сокращение мышц, которые сужают кровеносные сосуды в области грудной
клетки. Эти же мышцы позволяют нам поднимать и нести, дотягиваться до чего-
то, брать или давать, притягивать или отталкивать. Когда мы «скованы» в
этом месте, эти возможности ограничены. Область напряжения может выглядеть,
как лоснящаяся поверхность. Она может ощущаться «тяжелой, как камень».
Иногда напряжение вначале не обнаруживается. Снаружи может показаться, что
«все в порядке», но мягкое исследование открывает слой напряжения, лежащий
под поверхностью.
Кроме того, то, что тело не расслаблено, Розен-терапевт замечает
положение клиента на столе. К примеру, грудь клиента лежит на столе
неудобно, что предполагает как напряжение в верхней части груди, так и
поперек плеч со стороны спины. Одно бедро может располагаться выше, чем
другое, или ноги могут быть крепко сжаты, напоминая более «колонну», чем
две ноги, которые двигаются независимо одна от другой. Терапевт часто
рассказывает клиенту то, что замечает.
Когда Розен-терапевт работает с клиентом, он замечает форму и позу
его тела, и это много говорит о жизненном опыте клиента и том, как он
ощущает себя в мире.
Практикующий вербально отвечает на изменения, происходящие в теле, для
того, чтобы усилить осознание клиента. Терапевт использует слова умеренно,
усиливая осознание, но не интерпретируя. Клиент рассказывает о том, что
переживает в этот момент. Терапевт внимательно слушает, что говорит клиент,
в то же время наблюдая и чувствуя ответы тела на сказанное.
Мы часто учимся выражать наши эмоции через принуждение или усилие,
вызывающее напряжение, пронизывающее все тело. В Розен-работе, когда мышцы
расслабляются и позволяют «зажиму» уйти, есть возможность честно
чувствовать эмоции такими, каковы они в данный момент. Иногда отыскиваются
слова, выражающие то, что глубоко прочувствовано, а иногда опыт находится
за пределами слов. Когда этот процесс происходит, ощущается больше
пространства, где можно дышать, и физически и метафорически, потому что
диафрагме теперь не приходится все время держаться в таком напряжении.
Достигнутое осознание, наряду с пониманием, прикосновением и
присутствием Розен-терапевта позволяют возникнуть глубокому расслаблению.
Часто это аккумуляция крошечных изменений, а клиент просто замечает в
некоторый момент, что он чувствует себя лучше, а жизнь не требует столько
усилий, как раньше.
Розен-метод — это процесс мягкого открытия самого себя для клиента,
позволяющий отразить его истинное бытие, распознать свою целостность,
жизнеспособность и ограничивающие барьеры (17).
Соматический резонанс возникает тогда, когда одна личность встречает
другую через прикосновение. В работе с телом в Розен-методе, где происходит
осознанная встреча с напряжениями, этот резонанс можно заметить часто (6).
Сандра Вутен в своей книге «Прикаясь к телу, трогаешь душу» пишет о
работе Милтона Эриксона: «Хотя Эриксон не держал руки на пациентах, как это
делается в Розен-методе, он визуально воспринимал идеомоторные сигналы, т.
е. способ, каким бессознательное говорит через тело посредством кивков или
движений ладоней, рук или ног. Обучая студентов, он часто отмечал связь
неподвижности лица, или определенной ригидности (или недостаточного тонуса)
и паттерна дыхания и внимательно следил за этим» (6). Он знал, что когда
веки начинали дрожать определенным образом, внимание человека сужается,
развивая внутренний фокус (40). Эриксон говорил: «Люди становятся
поглощенными своими собственными психосоматическими феноменами, которые они
переживают как личный активный опыт. Таким образом, ситуация
трансформируется от пассивной ответственности за пациента к активному
интересу, открытию, интеграции и участию в этих изменениях, полученных
путем гипноза» (41). Он учил своих студентов: «Что важно — так это ваше
желание наблюдать все это: индивидуальные типы дыхания, выражения лица,
посадку головы, положение рук и другие телесные ответы, которые обычно
бывают…Таким образом тело держит переживания в себе и разговаривает с
наблюдателем посредством бессознательных физических выражений» (40).
В 1986 году Эрнест Росси, один из первых учеников Эриксона, издатель
многих трудов, посвященных теории и учению Эриксона, и сам выдающийся
исследователь, утверждал: «Поскольку воспоминание зависимо и ограничено
состоянием, в котором было приобретено, мы говорим, что это «связанная с
состоянием информация» (44). «Разум и тело — два аспекта в единой
информационной системе. Жизнь — это информационная система. Биология — это
процесс информационной трансдукции (информационных преобразований). Разум и
тело — две грани, или два пути в концептуализации этой единой
информационной системы. Все методы психотелесного оздоровления и
терапевтического гипноза оперируют подходами и конструкциями памяти,
зависящей от состояния и обучения, в системах, в которых закодированы
симптомы и проблемы...» (44). Посредством резонанса прикосновение
срастается с этой единой информационной системой, позволяя связанной с
состоянием информации стать осознанной через расслабление, за которым
следует физическое облегчение, и всплывают воспоминания (6).
К тому же хорошая релаксация помогает восстановить энергию тела и дать
всем мышцам и суставам полноценный отдых. Отличное физическое состояние
тесно связано с улучшением циркуляции крови и лимфы. Все органы, начиная с
мозга и заканчивая конечностями, хорошо очищаются и обогащаются кислородом,
что стимулирует метаболические, дыхательные, пищеварительные и прочие
функции организма.
Что касается нервной системы, то полная разрядка оставляет в стороне
симпатическую нервную систему, постоянно подверженную перегрузкам (основной
удар при стрессах, состояниях агрессивности или тревоги падает именно на
нее). Парасимпатическая же нервная система обеспечивает восстановление, и,
прежде всего, ассимиляцию, то есть регулирует пищеварительные функции, и
активно вовлечена в процесс релаксации.
Расслабление — это также и техника открытия тела; здесь оно получает
возможность проявить себя. А за умением слушать дыхание приходит
углубленное сознание, которое становится основанием для еще более
серьезного опыта (37).
В своей книге «20 минут перерыва» Эрнест Росси говорит: «Прикосновение
может быть наиболее сильным социобиологическим сигналом из всех… Не
удивительно, что люди, которым мы позволяем прикасаться к нам — массажисты
и физиотерапевты, парикмахеры, медсестры и врачи, - часто становятся
объектами нашего глубокого личного доверия» (45).
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния Розен–метода телесно-
ориентированной терапии на уровень тревожности участников занятий.
2.1.Организация и ход эксперимента.
Цель экспериментальной части работы: проверить гипотезу о том, что с
помощью Розен–терапии можно добиться снижения уровня тревожности у
участников занятий.
Исследование проводилось на базе Московской Школы Розен – метода.
Студенты изучают Розен-метод на практике, работая друг с другом, а
также наблюдая демонстрации и изучая теорию. На каждом занятии отводится
время для группового шеринга, где студенты имеют возможность высказать, что
они заметили в своем состоянии и эмоциях. Интенсивы (особые интенсивные
занятия) — время персональных открытий (озарений) и интеграции для
студентов. Они изучают Розен-метод, изучая самих себя и получая Розен –
сеансы.
На таких интенсивных занятиях, которые продолжались 4 дня по 8 часов
каждое, мы провели исследование тревожности студентов до и после интенсива.
В исследовании принимали участие 15 Розен - студенток, обучающихся
Розен – методу, имеющих психологическое образование (экспериментальная
группа) и 15 студенток 5 курса заочного отделения психологического
факультета вуза (контрольная группа).
Возраст испытуемых варьируется в пределах от 25 до 30 лет.
Исследование проводилось в экспериментальной и контрольной группах в одни и
те же дни (20 и 24 февраля 2002 года).
Для изучения влияния Розен – терапии на тревожность студентам
экспериментальной и контрольной групп было предложено пройти анонимное
тестирование по двум методикам:
1) Методика измерения уровня тревожности Тейлора.
2) Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как
это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный
уровень тревожности не всегда является патологическим явлением, а есть
естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности (10).
У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень
тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком
своего состояния в этом отношении является для него существенным
компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Методика измерения уровня тревожности Тейлора используется как при
индивидуальном, так и при групповом обследовании. С ее помощью можно
решать как теоретические, так и практические задачи.
В 1975 г. В.Г. Норакидзе дополнил его шкалой лжи, которая позволяет
судить о демонстративности, неискренности в ответах. Опросник состоит из 60
утверждений. Именно этот вариант опросника использовался в исследовании
(см. Приложение 1).
Тестирование продолжается 15 – 30 минут.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем
подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.
В 1 балл оцениваются:
ответы «Да» к высказываниям 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24,
25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48,
49, 50, 53, 54, 56, 60;
ответы «Нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43,
52, 57, 58.
Лживыми считаются:
ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55;
ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Суммарная оценка:
40–50 баллов – показатель очень высокого уровня тревоги;
25-40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;
5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;
0-15 баллов – о низком уровне тревоги.
Образцы протоколов и полученные результаты обследования контрольной и
экспериментальной групп с помощью этой методики, представлены в Приложении
1.
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум
совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние
значения статистически достоверно друг от друга мы использовали t -
критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:
(1)
где x1 - среднее значение переменной по одной выборке данных;
x2 - среднее значение переменной по другой выборке данных;
m1 и m2 интегрированные показатели отклонений частных
значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних
величин.
m1 и m2 вычисляются по следующим формулам:
;
где S1 - выборочная дисперсия первой переменной (по первой
выборке);
S2 - выборочная дисперсия второй переменной (по второй
выборке);
n1 - число частных значений переменной в первой выборке;
n2 - число частных значений переменной по второй выборке.
После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель
t для заданного числа степеней свободы, равного n1 + n2 –2, и
избранной вероятности допустимой ошибки находят нужное табличное значение t
и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t
больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые
средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно
различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.
Результаты исследования по методике Тейлора экспериментальной группы:
Из Таблицы 1 (см. Приложение 1) видно, что результаты тестирования в
экспериментальной группе, проведенного до Розен-воздействия (20 .02.02)
распределились следующим образом:
Тревожность очень высокого уровня – у 4-х испытуемых;
высокого – у 4-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к высокому) – у 3-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к низкому) – у 3-х испытуемых;
низкого – у 1-го испытуемого.
Результаты тестирования в экспериментальной группе после Розен-
воздействия (24.02.02):
Тревожность очень высокого уровня – не диагностирована;
высокого – у 3-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к высокому) – у 8-ми испытуемых;
среднего (с тенденцией к низкому) – у 4-х испытуемых;
низкого – не диагностирована.
Достоверность различий определялась по описанному выше t-критерию
Стьюдента:
Сначала определили выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок
значений:
S1 = 196, 25
S2 = 44, 40 .
Поставили найденные значения дисперсий в формулу 1 и вычислили
показатель t :
, при n = 15.
Сравнили значение t с табличным для числа степеней свободы:
15+15 - 2 = 28.
Задали вероятность допустимой ошибки, равной 0,05 и убедились в том,
что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой
ошибки значение t должно быть не меньше числа 2,05.
У нас этот показатель оказался равным 2,11, то есть больше табличного.
Следовательно, выборочные средние, равные 28,47 и 20, статистически
достоверно отличаются друг от друга.
Результаты исследования по методике Тейлора контрольной группы:
Из Таблицы 2 (см. Приложение 1) видно, что результаты тестирования в
контрольной группе, проведенного 20.02.02, распределились следующим
образом:
Тревожность очень высокого уровня – у 6-ти испытуемых;
высокого – у 4-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к высокому) – у 4-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к низкому) – не диагностирована;
низкого – не диагностирована.
Результаты тестирования в контрольной группе, проведенного после
эксперимента (24.02.02):
Тревожность очень высокого уровня – у 4-х испытуемых;
высокого – у 7-ми испытуемых;
среднего (с тенденцией к высокому) – у 3-х испытуемых;
среднего (с тенденцией к низкому) – у 1-го испытуемого;
низкого – не диагностирована.
Число лживых ответов:
- в экспериментальной группе двое испытуемых, у которых по одному лживому
ответу в тестировании 20.02.02 и один испытуемый с одним лживым ответом в
тестировании 24.02.02;
- в контрольной группе один испытуемый с тремя лживыми ответами в
тестировании 20.02.02, а в тестировании 24.02.02 - двое испытуемых, у
которых по два лживых ответа.
Такое количество лживых ответов
соответствует норме для взрослых, следовательно, можно говорить об
искренности в ответах участников экспериментальной и контрольной групп.
Достоверность различий определялась по описанному выше t-
критерию Стьюдента:
Сначала определили выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок
значений:
S1 = 111, 69
S2 = 134,22.
Поставили найденные значения дисперсий в формулу 1 и вычислили
показатель t :
, при n = 15.
Сравнили значение t с табличным для числа степеней свободы:
15+15 – 2 = 28.
Задали вероятность допустимой ошибки, равной 0,05 и убедились в том,
что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой
ошибки значение t должно быть не меньше числа 2,05.
У нас этот показатель оказался равным 0,49, то есть меньше табличного.
Следовательно, выборочные средние, равные 33,67 и 31,67 статистически
недостоверно отличаются друг от друга.
Для уточнения гипотезы мы использовали методику диагностики самооценки
Ч. Д. Спилберга, которая является единственной методикой, позволяющей
дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как
состояние. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная
характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и
предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий
«веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной
реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется
при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные,
связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке,
самоуважению. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние
характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением,
беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает, как
эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по
интенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать
угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и
реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический
тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то
это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в
разнообразных ситуациях, и особенно когда они касаются оценки его
компетенции и престижа.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность
воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие
ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется
напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная
тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой
координации.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют
особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению
состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом
случае следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести
акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в
успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам
деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая
тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения
личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет
оценивать только или личностную тревожность, или состояние тревожности,
либо еще более специфические реакции, поэтому мы выбрали для этого
исследования именно методику Спилберга.
Бланк шкал самооценки Спилберга включает инструкции и 40 вопросов-
суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной
тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ)
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно
инструкциям, помещенным в опроснике, и напоминает, что испытуемые должны
работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа
по степени интенсивности.
Данный текст является надежным и информативным способом самооценки
уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и
личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих
реактивную (РТ, высказывания № 1—20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-
40) тревожность (см. Приложение 2).
Обработка результатов:
1)по реактивной тревожности:
1 балл – нет, это не так;
2 балла – пожалуй, так;
3 балла – верно;
4 балла – совершенно верно.
РТ = Е1 – Е2 + 50,
где Е1 – сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12,
13, 14, 17, 18;
Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15,
16, 19, 20).
2) по личностной тревожности:
1 балл – почти никогда;
2 балла – иногда;
3 балла – часто;
4 балла – почти всегда.
ЛТ = Е1 – Е2 + 35,
Где Е1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24,
25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 21, 26, 27, 30, 33,
36, 39).
При интерпретации результат оценивается так:
до 30 - низкая тревожность,
31—45 - умеренная тревожность;
46 и более - высокая тревожность.
Образцы протоколов обследования контрольной и экспериментальной групп
с помощью этой методики представлены в Приложении 2.
Результаты тестирования по методике Спилберга экспериментальной
группы:
Из Таблицы 3 (см. Приложение 2) видно, что результаты тестирования,
проведенного в экспериментальной группе, распределились следующим образом:
Реактивная тревожность до Розен - воздействия:
Низкая – у 3-х испытуемых;
Умеренная – у 7-ми испытуемых;
Высокая – у 5-ти испытуемых.
Реактивная тревожность после Розен - воздействия:
Низкая – у 7-ми испытуемых;
Умеренная – у 8-ми испытуемых;
Высокая – не диагностирована.
Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента:
Сначала определили выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок
значений:
S1 = 180,73
S2 =106,06.
Поставили найденные значения дисперсий в формулу 1 и вычислили
показатель t :
, при n = 15.
Сравнили значение t с табличным для числа степеней свободы:
15+15 – 2 = 28.
Задали вероятность допустимой ошибки, равной 0,05 и убедились в том,
что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой
ошибки значение t должно быть не меньше числа 2,05.
У нас этот показатель оказался равным 2,09, то есть меньше табличного.
Следовательно, выборочные средние, равные 37,07 и 27,93 статистически
достоверно отличаются друг от друга.
Из Таблицы 4 (см. Приложение 2) видно, что результаты тестирования,
проведенного в экспериментальной группе, распределились следующим образом:
Личностная тревожность до Розен - воздействия:
Низкая – у 1-го испытуемого;
Умеренная – у 6-ти испытуемых;
Высокая – у 8-ми испытуемых.
Личностная тревожность после Розен - воздействия:
Низкая – не диагностирована;
Умеренная – у 9-ти испытуемых;
Высокая – у 5-ти испытуемых.
Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента.
Сначала определили выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок
значений:
S1 = 94,78
S2 = 55,42.
Поставили найденные значения дисперсий в формулу 1 и вычислили
показатель t :
, при n = 15.
Сравнили значение t с табличным для числа степеней свободы:
15+15-2= 28.
Задали вероятность допустимой ошибки, равной 0,05 и убедились в том,
что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой
ошибки значение t должно быть не меньше числа 2,05.
У нас этот показатель оказался равным 1,73, то есть меньше табличного.
Следовательно, выборочные средние 47,13 и 41,67 статистически недостоверно
отличаются друг от друга.
Результаты тестирования по методике Спилберга
контрольной группы:
Из Таблицы 5 (см. Приложение 2) видно, что результаты тестирования
контрольной группы распределились следующим образом:
Реактивная тревожность20.02.02:
Низкая – у 4-х испытуемых;
Умеренная – у 4-х испытуемых;
Высокая – у 7-ми испытуемых.
Реактивная тревожность 24.02.02:
Низкая – у 4-х испытуемых;
Умеренная – у 5-ти испытуемых;
Высокая – у 6-ти испытуемых.
Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента.
Сначала определили выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок
значений:
S1 = 223,26
S2 = 146,89.
Поставили найденные значения дисперсий в формулу 1 и вычислили
показатель t :
, при n = 15.
Сравнили значение t с табличным для числа степеней свободы 15+15-2=
28.
Задали вероятность допустимой ошибки, равной 0,05 и убедились в том,
что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой
ошибки значение t должно быть не меньше числа 2,05.
У нас этот показатель оказался равным 0,08, то есть меньше табличного.
Следовательно, выборочные средние 39,27 и 39,67 статистически недостоверно
отличаются друг от друга.
Из Таблицы 6 (см. Приложение 2) видно, что результаты тестирования
контрольной группы распределились следующим образом:
Личностная тревожность 20.02.02:
Низкая – у 2-х испытуемых;
Умеренная – у 6-ти испытуемых;
Высокая – у 7-ми испытуемых.
Личностная тревожность 24.02.02:
Низкая – у 3-х испытуемых;
Умеренная – у 6-ти испытуемых;
Высокая – у 6-ти испытуемых.
Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента:
Сначала определили выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок
значений:
S1 = 88,36
S2 = 93,93.
Поставили найденные значения дисперсий в формулу 1 и вычислили
показатель t :
при n = 15.
Сравнили значение t с табличным для числа степеней свободы
15+15 - 2 = 28.
Задали вероятность допустимой ошибки, равной 0,05 и убедились в том,
что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой
ошибки значение t должно быть не меньше числа 2,05.
У нас этот показатель оказался равным 0,40, то есть меньше табличного.
Следовательно, выборочные средние 88,36 и 93,93 статистически недостоверно
отличаются друг от друга.
3. Результаты эксперимента и их обсуждение.
Выводы по результатам тестирования по методике Тейлора контрольной и
экспериментальной групп:
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что сеансы
Розен – метода позволили снизить тревожность в экспериментальной группе.
Применение t – критерия Стьюдента для сопоставления показателей, полученных
в исследовании, позволило установить, что сдвиг в сторону уменьшения
тревожности в экспериментальной группе статистически достоверен.
Следовательно, Розен-метод оказался достаточно мощным фактором,
который повлиял на изменение уровня тревожности. Такой вывод оказалось
возможным сделать благодаря включению в схему эксперимента контрольной
группы – выборки, уравновешенной с экспериментальной группой по значимым
характеристикам (полу, возрасту, профессии), у которой измерялись те же
показатели, с тем же интервалом времени, но без воздействия Розен –
фактора. Изменения в контрольной группе оказались незначимыми.
Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза
подтвердилась. Действительно, с помощью сеансов Розен – метода можно
добиться снижения уровня тревожности.
Выводы по результатам тестирования по методике Спилберга контрольной и
экспериментальной групп:
Если обобщить результаты, полученные с помощью методики Спилберга,
можно увидеть, что сеансы Розен-метода в экспериментальной группе значимо
снизили показатели реактивной тревожности, а показатели личностной
тревожности изменились незначимо. Но, если проанализировать показатели
личностной тревожности, то можно заметить тенденцию к некоторому ее
снижению (в 11 случаях из 20). Это особенно заметно в случаях, когда
личностная тревожность до Розен – воздействия была высокой (показатели
достигали значений 46 и более). По Таблице 2 можно заметить разницу в
средних значениях (x1 и x2) по выборкам данных (до воздействия – 47, 13, а
после воздействия – 41,66), что говорит о тенденции к некоторому снижению
личностной тревожности.
Принимая во внимание тот факт, что личностная тревожность является
устойчивой чертой личности человека, можно предположить, что для получения
более значимых результатов необходимо более длительное Розен – воздействие.
Изменения в контрольной группе оказались определенно незначимыми и для
реактивной тревожности и для личностной.
Обобщая результаты тестирования по методике Спилберга, мы смогли
уточнить нашу гипотезу.
Итак, с помощью сеансов Розен – метода можно добиться снижения уровня
реактивной тревожности.
Следовательно, можно сформулировать следующие практические
рекомендации:
- Розен - метод можно использовать как самостоятельный или дополнительный
метод телесно – ориентированной терапии для снижения уровня реактивной
тревожности клиентов;
- возможно проведение дополнительного исследования Розен – метода для
уточнения его воздействия на личностную тревожность и другие психические
свойства личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, телесно-ориентированная терапия – это одно из направлений
психотерапии, имеющее свою длительную историю, различные теоретические и
методологические подходы к лечению психики через изменения, производимые с
телом. Разработано большое число техник телесной терапии, в которых
используется взаимодействие с телом: движения, прикосновения, дыхание. Она
используется как оригинальный метод или как метод, дополняющий вербально
ориентированные групповые подходы. Группы телесной терапии используют
дыхательные упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения
чувств. Проблемы подвижности могут быть диагностированы с помощью
применения напряженных поз, таких, например, как арка Лоуэна. Двигательные
упражнения поощряют высвобождение примитивных чувств. Многие телесные
терапевты используют физический контакт, такой, как массаж, для снятия
напряжения. Например, метод Фельденкрайса сосредоточивается на позе тела и
имеет целью формирование лучших телесных привычек, рост самосознания и
утверждение образа «Я». Метод Александера направлен на исследование
привычных телесных поз и осанки и их изменение путем поощрения адекватных
психических установок. Структурная интеграция (рольфинг) использует прямое
манипулирование для изменения мышечных фасций и перестройки телесных
функций. Первичная терапия А. Янова направляет усилия участников на
«разрядку» примитивных чувств, которые были заблокированы в раннем детстве.
В этой дипломной работе проведен обзор теорий и техник основных
представителей телесно-ориентированной терапии, рассказано о вкладе в
становление телесной терапии ее пионеров (С.Ференци, А.Адлера, Г.Гроддека,
В.Райха, К.Юнга). Например, Вильгельм Райх описал, как защитное поведение
выражается в напряжении мышц (телесной броне) и стесненном дыхании.
Основные понятия телесной терапии введены учеником Райха Александром
Лоуэном, основателем биоэнергетики, и включают энергию, мышечную броню и
почву под ногами, и описание того, как хронические блокировки спонтанного
течения энергии отражаются в телесной позе, движении и физическом строении.
Итак, телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и
предлагает альтернативу чрезмерно когнитивным и рассудочным групповым
методам и является сильным методом высвобождения эмоций, но, в настоящее
время, остается одним из самых противоречивых психотерапевтических методов.
Поэтому становится понятной тенденция современных представителей телесной
терапии к поиску новых форм и направлений.
В данной дипломной работе особое внимание уделено наименее известной в
нашей стране технике телесно-ориентированной терапии – Розен-методу, его
особенностям и воздействию на психическое состояние человека. В этом методе
объединены индивидуальный подход, мягкие, гуманные телесные прикосновения и
вербализация переживаний, что позволяет избегать нежелательных последствий
телесной терапии (например, появление напряжения вместо ожидаемой
релаксации, панических состояний, а также состояния, когда без последующей
вербализации переживания пациента становятся декомпенсирующими). К
сожалению, в России Розен-метод недостаточно известен, литературы на
русском языке, описывающей эту технику телесной терапии чрезвычайно мало,
исследования не проводились.
Поэтому для экспериментального изучения особенностей воздействия
телесной терапии на психические состояния человека был выбран именно Розен-
метод.
Мы предположили, что при помощи Розен-сеансов можно добиться снижения
тревожности. В ходе исследования гипотеза подтвердилась, но с уточнением,
что с помощью Розен-метода телесно-ориентированной терапии можно добиться
снижения уровня реактивной тревожности гипотеза подтвердилась, но с
уточнением, что с помощью Розен-метода телесно-ориентированной терапии
можно добиться снижения уровня реактивной тревожности.
Исследование проводилось на базе Московской Школы Розен-метода. В нем
принимали участие 30 человек (15 студенток, обучающихся Розен-методу и
получающих Розен-сеансы – в качестве экспериментальной группы и 15
студенток 5-го курса психологического факультета московского вуза – в
качестве контрольной группы).
Не решенным остался вопрос о личностной тревожности. В ходе исследования
наблюдалось некоторое снижение уровня личностной тревожности после Розен-
воздействия, о чем свидетельствуют полученные экспериментальные данные. Мы
предположили, что для того, чтобы получить более значимые результаты,
возможно, необходимо более длительное Розен-воздействие. Следовательно,
нужно провести дополнительное, более протяженное по времени, исследование
влияния Розен-метода на личностную тревожность, а также на другие
психические свойства личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. - М., 1997.
2. Бинсвангер Л. Бытие в мире. - М., 1999.
3. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М., 1997.
4. Бреннан Р. Пособие по применению методики Александера. - СПб.,
1998.
5. Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок.
- Мн., 1999.
6. Вутен С. Прикасаясь к телу, трогаешь душу. - Пер. с англ. Н.А.Клима-
новой и А.М.Галимулина - М., 1998.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь справоч-
ник. - Мн., 2001.
8. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. - М.,2000.
9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. - Мн., 1993.
10. Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства, тревоги / Вопросы
психологии. - 1969, №1.
11. Лоуэн А. Биоэнергетика. - СПб., 1998.
12. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер. с
англ. С.Коледа - М., 2000.
13. Лоуэн А. Радость / Пер. с англ. Е.Г.Гендель. - М., 2000.
14. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта / Пер. с англ.
С. Коледа. - М., 2000.
15. Лоуэн А. Терапия, которая использует язык тела. - СПб., 2000.
16. Мак - Нили Д. Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия /
Пер. с англ. П.Андавов. - М., 1999.
17. Нарицын Н. Я и ты - ты не я. - М., 2001.
18. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1998.
19. Основы психологии. Практикум / Ред. - сост. Л.Д.Столяренко. Ростов
Н/Д., 1999.
20. Перлз Ф. Опыты психологии самосознания. - М., 1993.
21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:
Учебное пособие / Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. -
СПб., 2000.
22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. - сост. Д.Я.
Райгородский. Самара, 2000.
23. Психологические методы обретения здоровья: Хрестоматия - Сост.
К.В. Сельченок. - М., 2001.
24. Руководство по телесно-ориентированной терапии. - СПб., 2000.
25. Свободное тело / Ред.- сост. В.Ю. Баскаков. - М., 2001.
26. Семенова Н.Д.Телесно-ориентированные методы в психотерапии боль-
ных бронхиальной астмой / Социальная и клиническая психиатрия. -
1995, №2.
27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -
СПб., 2000.
28. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. - М., 2001.
29. Современный словарь по психологии / Авт. - сост. В.В. Юрчук. - Мн.,
2000.
30. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -
М., 1989.
31. Уилбер К. Никаких границ. - М., 1998.
32. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., РОУ,
1991.
33. Фельденкрайц М. Осознание через движение. - СПб., 1998.
34. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. - Мн., 1991.
35. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1990.
36. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб.,
1998.
37. Этевенон М. Дорога тела. - СПб., 1996.
38. Юнг К. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. - М., 1995.
39. Янов А. Первобытный крик. - М., 1997.
40. Erikson, Milton H. Edited by Rossi, Ernest L. & Ryan, Margaret O.
Mind -
Body in Hypnosis Communication, The seminares. Workshops
and
Lectures of Milton H. Erickson. Vol. III. Irvington Publishers,
Inc. New
York, 1986.
41. Havens, Ronald A. The Wisdom of Milton H. Erickson: Hipnosis & Hipno-
therapy. Volume One. Paragon House Publishers. New York, 1985.
42. Kenen Joanne. Science Healing Hand: The Benefits of Massage. The
San
Francisco Chronicle. February 19, 1993.
43. Montagu, Ashley. Touching. Harper & Row. New York, 1971.
44. Rossi, Ernest L. The Psychoboilogy of Mind-Body Healing: New Concepts
of Therapeutic Hypnosis. W.W. Norton & Company. New York, 1986.
45. Rossi, Ernest L., Ph. D, with Nimmons, David. The 20 - Minute
Break.
Jeremy P. Tarcher, Inc. Los Angeles, 1991.
46. Verny, Thomas, M.D. & Kelly, John. The Secret Life of the Unborn
Child.
Dell Pubhshing. New York, 1988.
Приложение 1
Методика измерения уровня тревожности Тейлора
1. Я могу долго работать не уставая.
2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне
это или нет.
3. Обычно руки и ноги у меня теплые.
4. У меня редко болит голова.
5. Я уверен в своих силах.
6. Ожидание меня нервирует.
7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.
10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что
мне поручали.
11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других
людей.
14. Я не слишком застенчив.
15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
17. Я краснею не чаще, чем другие.
18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.
20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.
23. Меня часто мучают ночные кошмары.
24. Я склонен все принимать слишком всерьез.
25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.
28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.
29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно,
довольны другие.
31. Мой желудок сильно беспокоит меня.
32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными
делами.
33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что
они
не могут причинить мне вреда.
34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие
трудности, которых мне не преодолеть.
35. Я легко прихожу в замешательство.
36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это
мешает
мне заснуть.
37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных
положений.
38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
39. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.
40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.
41. Иногда мне хочется выругаться.
42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-
либо.
43. Меня беспокоят возможные неудачи.
44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
45. Меня нередко охватывает отчаяние.
46. Я — человек нервный и легко возбудимый.
47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-
нибудь сделать.
48. Я почти всегда испытываю чувство голода.
49. Мне не хватает уверенности в себе.
50. Я легко потею даже в прохладные дни.
51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не
рассказывать.
52. У меня очень редко болит живот.
53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо
задаче или работе.
54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не
могу долго усидеть на одном месте.
55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.
56. Я легко расстраиваюсь.
57. Практически я никогда не краснею.
58. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у
моих друзей и знакомых.
59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать
сегодня.
60. Обычно я работаю с большим напряжением.
Протокол №1.
Ф.И.О.: М.
Возраст: 30 лет
Дата проведения: 20.02.2002г.
Социальное положение: студентка
Название методики: «Методика измерения уровня тревожности
Тейлора»
Цель: измерение уровня тревоги
Самочувствие: жалоб нет
Обработка результатов:
подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о
тревожности.
В 1 балл оцениваются:
ответы «Да» к высказываниям 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24,
25,
26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47,
48, 49,
50, 53, 54, 56, 60;
ответы «Нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43,
52,
57, 58.
Лживыми считаются:
ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55;
ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Суммарная оценка:
40–50 баллов – показатель очень высокого уровня тревоги;
25-40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;
5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;
0-15 баллов – о низком уровне тревоги.
У испытуемой совпали с ключом следующие ответы:
«Да» – 6, 9,13,18,21,25,30,32,34,37,44,47,48,50,54.
«Нет» – 8,14,17,22,39,43,57.
Анализ полученных результатов:
Итак, суммарное количество баллов, определяющее уровень тревоги,
у испытуемой равно 22, что говорит о среднем (с тенденцией к
высокому) уровне тревоги.
Лживых ответов нет.
Вывод:
У испытуемой средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги.
Приложение 2
Протокол №2
Ф.И.О: М.
Возраст: 30 лет
Дата проведения: 20.02.2002г.
Социальное положение: студентка
Название методики: «Шкала самооценки Ч.Д.Спилбергера,
Ю.Л.Ханина»
Цель: исследование реактивной и личностной тревожности
Самочувствие: жалоб нет.
Обработка результатов:
1) по реактивной тревожности:
1 балл – нет, это не так;
2 балла – пожалуй, так ;
3 балла - верно;
4 балла – совершенно верно.
РТ = Е1 –Е2 + 50,
Где Е1 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14,
17, 18;
Е2 – сумма остальных цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19,
20.
РТ = 19 – 16 + 35 = 38
2) по личностной тревожности:
1 балл – почти никогда;
2 балла – иногда;
3 балла – часто;
4 балла – почти всегда.
ЛТ = Е1 – Е2 +35,
Где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25,
28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Е2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
ЛТ =39 – 17 + 35 = 57
Нормы для двух серий:
До 30 баллов – тревожность низкая;
31 – 45 – умеренная тревожность;
46 и больше – высокий уровень тревожности.
Анализ результатов:
Набранные баллы свидетельствуют об умеренной реактивной тревожности (38
баллов) и высокой личностной тревожности (57 баллов).
Вывод:
У обследуемой умеренная реактивная тревожность и высокий уровень личностной
тревожности.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2
|