Отношение к сексу подростков и юношей
Отношение к сексу подростков и юношей
Содержание
Содержание..................................................................
..........................................................….1
ВВЕДЕНИЕ....................................................................
.........................................................… 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ
ПОДРОСТКОВ..................................................................
.....................................................….6
1.1 Психологическое созревание
подростка.......................................................……………. 6
1.2 Психосексуальное развитие
............................................................................
...………….7
1.2.1 Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли ………………………. 7
1.2.2 Психология юношеской
сексуальности...........................................………………….. 10
1.2.3 Мастурбация и развитие
сексуальности.........................................…………………….12
1.2.4 Значение оргазма в психосексуальной
сфере................................. ……………………17
1.3 Отношение подростков к любви, сексу,
дружбе......................................………………. 30
1.4 Теоретические аспекты полового
воспитания............................................. ……………..35
1.4.1 Принципы и основные направления полового воспитания………………………….. 36
1.4.2 Практическое осуществление полового
воспитания................………………………. 38
1.4.3 Неправильные установки в половом воспитании.......................
………………………42
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
(СОБСТВЕННОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ)...............................................................
...............…… 52
2.1 Анализ результатов исследования
старшеклассников...........................………………… 52
2.1.1 Анализ результатов
анкетирования.................................................……………………. 52
2.1.2 Анализ
беседы......................................................................
........................……………… 55
2.1.3 Анализ результатов, полученных при проведении Ц.Т.О.....…………………………..
58
2.2 Анализ результатов исследования
родителей...........................................……………….. 59
2.2.1 Анализ результатов анкетирования
.................................................……………………..59
2.2.2 Анализ результатов
беседы.............................................................………………………
.61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................
..................................................……. 65
ЛИТЕРАТУРА..................................................................
.......................……………………….. 67
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе достигнуты положительные сдвиги в
массовом и педагогическом сознании по вопросам полового воспитания,
но это отнюдь не означает, что все проблемы в данной области решены.
Широкое обсуждение проблемы взаимоотношений полов в советском
обществе находилось под запретом.
С 1974 г. - проводятся международные сексологические конгрессы.
1-й конгресс состоялся в Париже, в 1976г. - конгресс прошел в Монреале, в
1978 г. в Риме, в конце 1979г. - в Мехико. На 3-м конгрессе в Риме
учреждена международная сексологическая ассоциация.
В нашей стране в 1973 г. при Московском НИИ психиатрии Мин-
здрава РСФСР функционирует всесоюзный научный методический центр
по вопросам сексопатологии.
Основным звеном сексологической службы является специализи-
рованное отделение врачебно-психологического семенного консульти-
рования, организуемое согласно приказу - МЗ СССР № 370 от 10 мая
1980г. в составе психоневрологических диспансеров в городах с на-
селением более 250 тыс. человек и наряду с отделением врачебно-
психологического консультирования сохраняются и кабинеты
сексопатологии, организованные в соответствии с приказом МЗ СССР
№920 от 22 ноября 1973 года и, № 463 от 30 апреля 1981г., которые пос-
тепенно утрачивают свое значение и реорганизуются в соответствии с
приказом 143 МЗ СССР № 30 от мая 1988г.
С 80-х годов в школе в старших классах был введен, предмет "этика
и психология семейной жизни", абстрактен и в конце 80-х годов подвергся
критике. Ныне социальные условия обуславливают актуальность темы
тем, что люди старшего поколения предлагают вновь наложить табу на
обсуждение этой проблемы в обществе. Однако проблемы секса уходят в
этих случаях вглубь сознания и становятся еще более острыми. Молодежь
должна иметь некий моральный противовес, никто не может решить эту задачу,
чем семья и школа[10].
Глубокое изучение полового воспитания подростков началось лишь
в XX в. Но эта проблема была актуальна во все времена. В краткой теме
трактовалась как подготовка подростков к зрелости. В древности половое
воспитание воспринималось как нормальное биологическое явление.
Позже на отношение к этому вопросу наложило отпечаток христианство,
возникли запреты. Складывается концепция десакримизации
сексуальности вообще. В реальной жизни повышенные половые влечения
продолжали появляться в подростковом возрасте, т.к. это было наложено в
генетическом материале подростков. В 19 в. телесность и половое
влечение широко табулировались. Ряд характерных примет того времени.
В Англии начала 19 в., в Германии конца 19 в, -нач. 20 в. считалось
неприлично любое упоминание о ногах, т.к.. слово "нога" - вызывает
сексуальные ассоциации. В отечественной науке разработана проблема
сексологии и повышенного полового влечения - представлена работами
И. С. Кона[21]. Появились работы и других исследователей, И конечно
3. Фрейд, который первый открыл роль сексуального поведения в жизни
человека, и роль гиперсексуальности подростков. Появилось половое
воспитание подростков и старшеклассников в нравственном отношении.
Эта тема актуальна сейчас тем, что она стала предметом
идеологической борьбы. Педагоги и воспитатели сталкиваются в
непосредственной близости с этой проблемой на практике и испытывают
большие трудности, связанные с непросвещенностью в данном вопросе.
Воспитателю направляют энергию подростков в нужное русло, дают
понять подросткам, что необходимо владеть своими влечениями. Среди
многих взрослых существует предубеждение, что невозможно влиять на
сексуальное поведение школьников. Более того, что раннее преподавание
в школе основ знаний о сексуальной жизни подталкивает детей к очень
пяннему сексу. Противники полового воспитания в нашей стране
многочисленны и сильны - это большая трудность для практических
работников. Имеются случаи, когда консервативные родственники
требовали привлечения к суду педагогов, развращающих детей своими
беседами на тему секса[25].
Опыт Англии свидетельствует об обратном. Серьезный, честный,
откровенный разговор с детьми и молодежью о сексе привел их к
сокращению экспериментирования в области эротической любви и
отодвиганию сроков начала половой жизни[21].
Выраженная сексуальность - это естественное и нормальное явление
в подростковом возрасте. Самое главное внутреннюю энергию подростка
направить в социальное русло. Сейчас много информации о сексе
поступает из средств массовой информации; причем она же не является
позитивной, культурно-развивающей, а, наоборот, развращает молодежь.
Пропагандирует извращения и жестокость. А это может привести к
необратимым последствиям.
От установившихся в этом возрасте взглядов, отношений к
противоположному полу зависит вся дальнейшая жизнь. От этого зависит,
сможет ли подросток в будущем, в браке, построить свои отношения с
противоположным полом.
Объектом исследования является личность старшеклассника.
Предмет исследования - отношение к сексу.
Цель исследования - изучить особенности отношения к сексу у
старшеклассников.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы.
2) Исследовать с помощью батарей методик отношения подростков к
сексу.
3) Изучение отношения родителей к половым отношениям своих детей.
4) Обобщить результаты исследования.
Методы исследования.
1) Изучение содержания литературных источников.
2) Анкетирование подростков.
3) Интервью с подростками.
4) Проведение методики Ц.Т.О.
5) Анкетирование родителей.
6) Интервью с родителями.
Гипотеза исследования.
Гипотеза заключается в предположении о том, что несмотря на
большое количество информации о сексе для подростков будет характерна
недостаточная информированность и возможно проявление негативных
чувств на фоне, в целом, позитивного отношения к сексу и любви, что в
частности создаётся отсутствием эффективного полового воспитания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психологическое созревание подростка
Подростковый возраст - возраст полового созревания - критический
период в анатомическом, психологическом и социальном развитии
человека. Отрочество, как никакой другой этап жизни, совмещает в своем
настоящем черты прошлого и будущего. В это время завершается
оформление той схемы поведения, которая будет существенно влиять на
физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и
личную жизнь[3].
Повышенное внимание к этой возрастной группе обусловлено, по
крайней мере, несколькими обстоятельствами.
Первое - в быстро развивающемся современном мире глубокие
изменения во всех сферах жизни происходят на протяжении жизни одного
поколения, и к психике подроста предъявляют большие требования.
Значение этого усиливается еще и тем, что представители разных
возрастных групп в ряде вопросов оказываются носителями разных
представлений о жизни.
Второе - акселерация и связанные с ней диспропорции проявляются
в более раннем возникновении специфических проблем подросткового
возраста, которые уже поэтому, хотя не только поэтому, требуют
уточнения совершенствования подходов и их разрешению.
Третье - предоставление молодежи все большей самостоятельности.
более раннее выделение из родительской семьи[12].
Взрослому человеку, даже уделяющему очень много внимания своей
внешности, трудно, а порой и невозможно прочувствовать все
происходящее с подростком в ходе физического развития часто,
сталкиваясь вплотную с напряженностью переживаний подростка, ее
объясняют особенностями подростковой психики, не видя за ним
специфических, психологических проблем. В самом общем виде их нужно
определить как проблемы реорганизации образа «физического я» и
формирования качественно новой телесной идентичности [9]. Тревожная
новизна интероцептивных ощущений, меняющихся женских форм,
появление непривычной неловкости, трудности управления ломающимся
голосом, необычные ощущения, связанные с сексуальным напряжением и
его разрядкой, - все это рискует стать проблемой, а потому тревожащей все
больше. Это время внутренне противоречиво и не редко конфликтного
состояния утраты привычного и приобретение нового «физического я»,
чтобы стать собой новым, надо перестать быть собой прежним.
Потребность убеждаться в нормальности своего развития, диктуется
все той же тревожностью, обретает силу доминирующей идеи. Прежде
всего это касается желания бесспорных преимуществ полового развития.
Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки
мужественности и женственности. Взаимные обмеры и сравнения своего
тела с телом сверстников и сверстниц - обычное и закономерное явление.
Одних подростков сравнивания успокаивают, других наоборот.
Откровенно трагические формы такие переживания принимают редко, со
стрессовыми и неврологическими реакциями на мнимую
«недоразвитость» телесной мужественности или женственности
сталкиваются много чаще [14].
1.2 Психосексуальное развитие
1.2.1 Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли
Половое созревание - центральный, стержневой процесс переход-
ного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических
изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление,
продукт совместного действия биологических и социальная сил [25].
Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид должен осознать
свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль. Половая
идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой
принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а
так же психосексуальных установок и ориентации /интерес к
противоположному полу/.
Хотя закономерности психологического развития личности еще
недостаточно изучены, психологи не сомневаются в том, что половая
идентификация - продукт социализации, воспитания и научения.
Социальное развитие мужчин и женщин, которые получают
одинаковое образование и занимаются одной и той не деятельностью,
неизбежно ослабляет поляризацию мужских и женских ролей, тем более,
что индивидуальные различия мужчин и женщин никогда не укладывались
в рамки этой поляризации. Это не означает, разумеется, полного
устранения половых различий в поведении и психике во
взаимоотношениях мужчин и женщин, но все чаще строятся не в
соответствии со стереотипными предписаниями половых ролей, а на
основе учета индивидуальных особенностей личности, это касается и
сексуального поведения. Так называемый "двойной стандарт" утверждает
разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть
сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут,
и даже после этого проявить сдержанность.
Сегодня такое представление уже не является безраздельно
господствующим; молодежь все больше ориентируется на принцип
равенства прав и обязанностей [24].
Все это преломляется в юношеской психологии. Половое созревание
заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос
о его половой идентичности в том случае, что подросток начинает в ней
сомневаться, но в том. что усложняются измерения «маскулинности» и
«феминности», в которых все большую роль приобретают собственно
сексуальные моменты /появление сексуальных интересов и т.д./ [31].
Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности-
феминности» служит главным критерием, по которому подросток
оценивает свое тело.
Волнующее переживание вызывает и сам процесс полового созре-
вания. Теперь это событие в большинстве случае» встречается с радостью.
Тем не менее подобные переживания весьма тревожны. Подростки /да и
юноши/ - настоящие рабы «нормы». Они с убеждением думают, что на все
случаи жизни должны быть универсальные правила и боятся в чем те
отстать от сверстников[15].
Половые стереотипы распространяются не только на внешность, но и
на поведение и черты характера. Особенно сложно обстоит дело с
«маскулинностью». Мужская роль в маскулинных качествах традиционно
принята всеми. Такая девочка принимается как нечто вполне естественное,
тогда как феминизированный, изнеженный мальчик вызывает отчуждение.
Кроме того процесс социализации мальчиков более противоречив. В
раннем детстве мальчики, как и девочки, теснее связаны с матерью, чем с
отцом. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют. Резкое обособление
мальчиков-подростков от женщин, принятое во многих обществах, равно
как и распространенные однополые мальчишеские компании, объективно
служат противовесом этой феминизации, помогают мальчику утвердиться
в мужской роли. Но одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя
неуверенность мальчика подростка в том, насколько он соответствует
завышенным требованиям «маскулинности», часто порождают
компенсаторное «гиперсексуальное» поведение /подчеркнутая
агрессивность, грубость, пренебрежение к женщине «женским» чертам
Имеющееся само определение мужской роли противоречиво.
В юношеском возрасте все эти проблемы переплетаются.
Старшеклассники еще сохраняют подростковую удаль и стереотипность
ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что он
«соответствует» этим требованиям. В тоже время он уже чувствует, что его
индивидуальность не вписывается в жесткие рамки, что мужские и
женские качества не обязательно альтернативны и что сочетание их может
быть разным [25].
1.2.2 Психология юношеской сексуальности
Изучение юношеской сексуальности имеет три главных предмета:
половое поведение, т.е. поступки, в которых проявляется и реализуетя
половое влечение /когда начинается половая жизнь, каковы стадии ее
развития, ее интенсивность и т.д./; психосексуальные установки и
ориентации, т.е. отношение людей к вопросам пола, нормам половой
морали; эти установки различаются по степени осознанности и
существуют как на уровне культуры, так и на уровне индивидуального
сознания; эротические фантазии и переживания, которые часто бывают
неосознанными.
Педагогов, разумеется, крайне интересуют возрастные нормы
полового поведения: когда ребенок начинает интересоваться вопросами
пола, в каком возрасте подросток впервые влюбляется, когда юноша
вступает в первую половую связь и т.д. Общего ответа на эти вопросы нет
и быть не может. Не говоря уже об индивидуальных вариациях и о том,
что одно и то же событие может иметь в разном возрасте совершенно
разный психологический смысл. Стереотипы массового сознания весьма
могущественны. Особенно строгой моральной цензуре подвергается нагота
и все, что связано с половой сферой. «Пережим» в половой сфере приводит
к тому, что все, связаннее с полом, отождествляется в сознании ребенка с
«постыдным» и «грязным», и когда в период созревания он волей -
неволей начинает интересоваться этой сферой жизни, она кажется ему не
имеющей ничего общего с возвышенными чувствами [2 б].
Дуализм «любви и секса» проявляется особенно резке у мальчиков.
С одной стороны, юношеская мечта о любви и образ идеалы возлюбленной
предельно десексуализированы. Когда подростки называют
зарождающуюся у них привязанность «дружбой», они не лицемерят; они и
вправду испытывают, прежде всего, потребность в коммуникации,
эмоциональном тепле. Прообраз первой возлюбленной бессознательно
является для мальчика мать, и мысль о половой близости с ней для него
равносильна святотатству. С другой стороны, подросток находится во
власти сильного диффузного эротизма, причем образ, на который
проецируются эти фантазии, нередко представляет собой только
«сексуальный объект», лишенный всех других характеристик. Иногда это
групповой образ реальный или воображаемый, общий для целой компании
мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические
картинки вызывают у многих подростков повышенный интерес, позволяют
им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к
которым они психологически и культурно не подготовлены.
Подростковый цинизм не может не покоробить взрослых. Но нужно
учитывать, что обсуждение конкретных вопросов со сверстниками
позволяет снять вызываемое ими напряжение и отчасти разрядить его
смехом.
Невозможно выразить, вербализовать эротические переживания,
например, из-за отсутствия общества сверстников или большой
застенчивости, может также отрицательно повлиять на развитие личности.
Поэтому воспитателю следует беспокоиться не только о тех, кто ведет
«грязные разговоры», но и о тех, кто мало слушает, именно эти ребята
неспособные выразить и «заземлить» волнующие их смутное переживание,
иногда оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.
Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты
сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться,
спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм,
подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой
чувственности, которая кажется подростку низменной и «грязной»
Другая типичная юношеская защитная установка -
«интеллектуализм», Сам «аскет» хочет избавиться от чувственности, так
как она «грязна», то интеллектуал «находит ее неинтересной».
Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе
положительны. Это их гипертрофия влечет за собой искусственную
самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе
которых лежит страх перед жизнью.
Важная особенность подростковой и юношеской сексуальности ее -
«экспериментальный характер»[23].
1.2.3 Мастурбация и развитие сексуальности
Половое влечение подростки удовлетворяют, несмотря на то, что
условий для этого может и не быть. Поэтому возникают заместительные
формы удовлетворения, наиболее распространенная из них мастурбация.
Мастурбация - стихийно выраженная защита организма против
возрастающего напряжения либидо. Мастурбация может возникнуть
спонтанно, как собственное открытие, в результате подражания, получения
информации из внешних источников. Чем моложе человек, тем больше
вероятность, что он сам откроет для себя этот способ удовлетворения. По
данным Кинси самостоятельно научились этому 77% опрошенных детей
до 10 лет и 27% людей в возрасте 21-30 лет. Причем девочки почти в 3 раза
чаще, чем мальчики, приходят к этому самостоятельно /75% и 25%
опрошенных/. В тоже время в результате подражания или получения
внешней информации этому научились 75% мужчин и лишь 43% женщин.
Иногда мастурбация возникает после спонтанного оргазма, который
человек испытал в эротических сновидениях или при других
обстоятельствах. Кинси обследовавший 16 тыс. женщин, сообщает о том,
что примерно 2% из них в состоянии испытать психический оргазм,
представляя эротические и сексуальные ситуации, что мужчинам
недоступно[10].
Если источник первого оргазма у мужчин чаще всего -
непроизвольные спонтанные манипуляции с собственными гениталиями,
эротические сновидения и ночные поллюций, то у женщин источником
первого оргазма нередко становятся мастурбация: 40% опрошенных
сообщили об этом. Приведенные данные позволяют думать, что
мастурбация - достаточно распространенный способ полового
удовлетворения.
Если рассматривать процесс интеграции самых разрозненных
функций, то оргазм оказывается той аффективно - когнитивной основой,
которая организует все эти функции в целостный процесс полового
влечения и полового поведения. В частности период юношеской
гиперсексуальности - важный этап в развитии психосексуальной сферы.
Именно переживания в период гиперсексуальности способствуют
обеспечению на основе доминанты всех вовлеченных в половое поведение
функций в функциональную единую систему. Без этих переживаний и
доминанты становление нормальной /доминанты/ сексуальности было бы
невозможным. Кинси указывает на то, что мастурбация имеет
приспособительное значение, снижая напряжение полового влечения до
нормы или ниже, она повышает эффективность жизнедеятельности во
внеполовой сфере. Если бы напряжение не снималось, это привело бы к
неврозам, раздражительности, переутомлению, неспособности
сосредоточиться на проблемах вне половых, затруднениях при общении с
людьми противоположного пола.
Особое значение для телесной сексуальности имеет первый оргазм.
Психологи пишут о том, что один и тот же раздражительно повторяясь
через определенные промежутки времени, способствуют переживанию
удовольствия. Происходит накопление раздражителей, вырабатываются
новые. Но не надо смешивать понятие способности получать наслаждение,
удовольствие с половой доминантой. Как раз из того, что у человека по
каким-то причинам нет возможности удовлетворить половые потребности,
может развиться гиперсексуальность, а интерес будет концентрироваться
на вопросах секса /как у подростков/озабоченность сексом, чрезмерное
половое воображение подростка вовсе не следствие его преждевременного
приобщения к сексу, а скорее следствие его неудовлетворительности и
напряжения либидовой энергией [13].
Половое влечение - физиологически закономерное явление, которое
требует нормального удовлетворения. Исследования психологов показали,
что оргазм как завершающая реакция полового поведения, протекает
одинаково и в мастурбации, и в нормальном половом акте, если
рассматривать их физиологические составляющие. Это исследование
убедило ученых в том, что онанизм сам по себе не причиняет
физиологического вреда [21].
Этой поворот в понимании сущности онанизма отчетливо
сформулировал философ И.С. Кон. Он отметил, что раньше, когда
мастурбация считалась причиной необщительности, замкнутости
подростка, все силы направлены на то, чтобы отучить его от этой
привычки. Результаты, как правило, были ничтожны и даже отрицательны.
Значение мастурбации легче понять, если рассматривать ее как вид
полового поведения, соответствующий определенной стадии развития
личности. Тот вред, который наносит мастурбация, могут нанести
нормальные с точки зрения обыденного сознания половые отношения и
конфликты в половых отношениях с такой же вероятностью могут вести и
неврозами, изоляции, замкнутости, фиксации на половой сфере,
импотенции, фригидности, а в некоторых случаях могут вести к
самомазохистским извращениям, увеличивают большую вероятность
гомосексуального совращения.
Однако может ли быть вредна мастурбация? Нисколько. Это
возможно тогда, когда сексуальная ситуация и поведение при
мастурбации, а так же воображения редко отличаются от реальной половой
ситуации. Это может быть вызвано несоответствием недостигаемой цели:
при мастурбации человек получает самоудовлетворение, а в половых
отношениях он должен доставить наслаждение другому и управлять своей
активностью в соответствии с этой целью, и ему надо подчиниться
коммуникативному влиянию другого.
Мастурбация вредна из-за фиксации на нереальных половых
объектах, что может привести к пигмаманизму.
Если мастурбация используется как защитное средство, или как
снотворное, или как средство разрешения конфликтов, вызванных стыдом,
чувством вины, обиды на взрослых, или как средство /разрешение
конфликтов/ избавиться от чувства одиночества, то постоянная, длящаяся
несколько лет практика не может не вызвать существенной деформации
личности, ее психосексуальной сферы.
Мастурбация опасна еще и тем, что доступна, а подростки склонны к
излишествам. Есть исследования показывающие, что во время
мастурбации устают больше, чем при нормальном коитусе. Некоторые
современные авторы считают, что при онанизме чувство полного
удовлетворения достигается раздражением лишь нервных периферических
окончаний, часть же нервных раздражении, присущих нормальному
половому акту выпадает, и полного удовлетворения юноша не получает.
Поэтому нервная система в этом процессе, остается напряженной [26]. Но
как было сказано выше, точно такие же деформации могут быть вызваны
не только мастурбацией, но реальными половыми отношениями. Однако,
несмотря на это, мы соглашаемся с утверждением сексолога Свядоща,
который считает, что умеренная мастурбация в юношеском возрасте
обычно имеет характер саморегуляции повышенной половой функции.
Она способствует снижению половой возбудимости и безвредна. Хотя при
этом надо говорить об условной безвредности.
Для того, чтобы мастурбация не причиняла вреда психосексуальному
развитию человека в нежный ювенальный подростковый период а,
наоборот, способствовала полноценной сексуальности, необходимо
самовоспитание и психосексологическое консультирование
мастурбирующих подростков.
Второй разновидностью полового поведения сексологи определяют
петтинг, в котором оргазм достигается при возбуждении эротических зон
без непосредственного контакта гениталий и коитуса. Различают
поверхностный петтинг, поцелуй, глубокий поцелуй, ласки, направленные
на эротические зоны, обычно обнаженные, и глубокий петтинг,
направленный на стимулирование гениталий. Взаимная мастурбация тоже
рассматривается как глубокий петтинг. Мастурбация не может дать
полного удовлетворения, так как при ней нет реального общения с другим
человеком. Неудовлетворенность тут от недостатка общения, а не от
недостаточного стимулирования. Женщина, овладевшая оргазмом, быстро
получает удовлетворение в мастурбации.
Значение петтинга в психосексуальном развитии достаточно велико.
По данным Кинси 46% обследованных женщин первый оргазм пережили в
петтинге. Это явно несколько больше, чем в мастурбации. Петтинг
способствует ее сексуальному развитию, в особенности женщин. Опыт
петтинга возрастает с возрастом, как среди мужчин, так и среди женщин. В
15 лет 39% мужчин и 50% женщин имеют опыт петтинга, в 18 -
соответственно 81% и 84%. Девочки чаще прибегают к петтингу, чем
мальчики.
Петтинг расшатывает сексуальные ригидные установки, внушенные
родителями, которые естественно, боятся преждевременной беременности
дочерей, помогает приспособиться в браке. Девочки приобретают опыт,
«проигрывая» элементы полового поведения с того момента, когда юноша
или девушка, влюбившись или даже просто чувствуя половое влечение,
обратились к петтингу, вероятность гомосексуального совращения,
извращений резко уменьшается. Это очень важно [42].
Половое влечение не находя удовлетворения, вызывает состояние
фрустракции, конфликт, которые разрешаются различными способами.
Одни из самих древних механизмов психики для разрешения конфликтов -
сновидения. По Имелинскому у 82% мальчиков бывают эротические
сновидения и поллюции: 30% из них сообщили, что это случается
примерно один раз в месяц, 20% опрошенных считали это явление
нормальным, а 43% были озабочены.
Частота сновидений возрастает после получения полового опыта.
Эротические сновидения, если они сопровождаются оргазмом,
снимая сексуальное напряжение, благоприятно воздействуют на организм
[33].
1.2,4 Значение оргазма в психосексуальной сфере
Вообще целью полового акта и заместительных форм
удовлетворения /мастурбация, петтинг, эротические сновидения/ - это
оргазм. Под оргазмом понимают высшую степень сладострастного
ощущения. Для того, чтобы понять роль этого переживания в развитии
психосексуальной сферы, недостаточно считать оргазм просто
ощущением. Ощущение - это отражение отдельных свойств явлений с
помощью органов чувств. Следовательно, оргазм - это некоторая
врожденная эмоция, возникающая в удачно протекающем половом акте.
Эмоции и ощущения - это реальные психические /реакции/ реальности.
Переживание оргазма не предполагает специального органа чувств,
который дает это переживание. Оргазм – многофункциональное психическое
образование[32].
Переживание оргазма проводит резкую границу в психосексуальном
развитии индивидуума до и после переживания оргазма, оргазм в
сексуальном опыте способствует отчетливому представлению о цели
полового акта. Большинство сексологов убеждены в его положительном
значении для развития полового влечения. Это сильное переживание
становится могучим эмоциональным подкреплением образов и поведений,
которые ассоциируются с этим переживанием. Психические процессы,
смежные во времени и пространстве с оргазмом приобретают
гедонические функции. Огромный клинический материал свидетельствует
об этом.
Для правильного понимания полового воспитания важно понимать
сущность этой могучей эмоции. Современная физиология и сексология
постепенно шли к признанию того, что нет специального анатомического
центра оргазма в центральной нервной системе, что привело к системному
пониманию, которое вырастало постепенно. Возникла энергетическая
концепция Рейха, согласно которой оргазм представляет собой
освобождение биоэнергии, которое сопровождается переживанием и
соответствующими реакциями. Г.С. Васильченко проанализировал эти
концепции и вывел системную теорию оргазма, в которой недостатки этих
концепций устранены. Оргазм рассматривается как фактор интеграции и
подкрепление разрозненных физиологических актов, взаимодействие
структурных различных образований. Этот подход основан на достаточно
убедительном клиническом материале, наблюдениях [33].
Любая эмоция проявляется как ее переживание, в физиологических
реакциях и в экспрессии, обращенной во вне.
Поведение, побуждаемое потребностью, завершается с помощью
техники удовлетворения. Так оргазм как бы завершает гедонистическое
поведение. Чем ближе поведение к своему завершению, тем оно
инстинктивно. Поведенческие реакции оргазма инстинктивны и, однажды
включившись, они завершаются без и даже вопреки работы сознания.
Завершающий акт поведения одновременно представляет собой
подкрепление данного поведения, и чем ближе к концу, тем выше его
либидинозное значение [5].
Оргазм образует комплекс переживаний, который сращен не только с
образами, но и с соответствующим поведением, его программой. Эти
переживания остаются в памяти, человек может их предчувствовать, и у
него вскоре возникает потребность вновь испытать оргазм. Эта
потребность лежит в основе полового поведения. Человек, не испытавший
оргазма, не имеет потребности в нем, его половое повеление определяется
переживаниями эротических удовольствий, полученных в своем опыте.
В оргазме как эмоции прочно сращиваются поведенческие реакции,
образы восприятия этого поведения, а также образы представлений
переживания оргазма становятся могучим эмоциональным подкреплением,
образующий единый комплекс эффективно - когнитивной и поведенческой
структуры оргазма. Поскольку влечение - это всегда стремление повторить
ранее испытанное переживание, это стремление уже определяется этим
аффективно - когнитивным комплексом, который чаще подчиняет себе и
сознание, применяя установки и даже систему ценностей. Поэтому имеет
очень большое значение, в результате нашего поведения и при каких
обстоятельствах, отразившихся в сознании, человек пережил оргазм. Если
оно возникло при нормальном половом поведении, это хорошо. Но, к
сожалению, очень часто оргазм переживают в условиях, которые ведут к
извращению.
Переживание оргазма способствует научению импринтингом. Сразу
же образуется аффективно - когнитивная матрица, и человеку хочется
повторить действия, «записывание» на этой матрице. Сексопатология дает
обширный материал, иллюстрирующий это положение. Поскольку
пережить оргазм можно и до полового созревания - это представляет
серьезную проблему в половом воспитании. По Кинси до 15 лет оргазм
испытали 20% девочек и 82% мальчиков, в возрасте до 13 лет - 14%
девочек, а до 11 лет - 9%. 6% - до 13 лет, часто в гомосексуальных
контактах. Однако чаще всего впервые почувствовали оргазм при
мастурбации [II].
Способность испытывать оргазм «распределена» среди людей
неравномерно: некоторые женщины и в сексе его не испытывают, а в
некоторых случаях он может возникнуть спонтанно, даже не при
несексуальном поведении, в играх, при испуге или сильном физическом
усилии.
Так если оргазм сопровождается сильным переживанием и имеет
большое подкрепляющее значение, то он может трансформировать
психологические процессы, придавая им интегрирующее начало и
превращаясь в самоцель [17].
Оргазм и эмоции в неполовом поведении. Эмоции взаимодействуют
между собой. Поэтому естественно рассмотреть то, как оргазм
взаимодействует с теми эмоциями, которые человек испытывает, когда
переживает оргазм. Ведь оргазм - тоже эмоция.
Либидозная энергия, связанная в эрогенных зонах и мышцах
человека, ребенка - мальчика или девочки, если она не освобождается при
эротических контактах, постепенно накапливается. Этому способствует и
Страницы: 1, 2, 3
|