Отношение к сексу подростков и юношей
гормональная активность, особенно при сексуальном преждевременном
развитии. Поэтому оргастическая разрядка возможна в различных случаях
[39].
С позиции полового воспитания перенасыщенность оргазма
мальчика и девочки /подростков/ либидинозной энергией, конечно
неблагоприятна. Такая перенасыщенность повышает возможность
оргастической разрядки в самых неподходящих условиях и в состояниях,
что может вести к извращениям. Лучше если эти разрядки происходят во
сне, в эротических сновидениях или даже при мастурбации. Ведь
неожиданный в неподходящих условиях оргазм может вести к самому
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неблагоприятные
оргазма с другими эмоциями и состояниями, которые вызывают
неудобства [33].
Ужас и оргазм. Испуг вызывает резкое перераспределение энергии в
оргазме, и в этом случае возможна оргастическая разрядка.
Обычно это бывает при чрезмерном испуге, а умеренный страх
подавляет половое влечение. Сильный страх тоже, согласно
исследованиям психологов, подавляет половое поведение. Однако
внезапный испуг может оказать обратное действие.
Когда образуется связь двух сильных эмоций, то ключевой эмоцией
становится одна из них, наиболее интенсивная или желанная. Так, если
связываются ужас и оргазм, то возникает связь, в которой желание
испытать оргазм непроизвольно связывается с ужасом, и нужно пережить
нечто похожее на ужас, страх, чтобы получить оргазм /особенно, если
впервые оргазм произошел вместе с этой эмоцией/. Если появляется нечто,
вызывающее страх или ужас, то это поведение получает неожиданное и
сильное подкрепление. В особых случаях это может положить начало
мазохистской установке.
Соединение ужаса и отвращение, которое возникает, когда ребенка
запугивают покойниками, с оргастической разрядкой может
способствовать некрофилией. Однако для этого требуется ослабление или
раскрепление «Я», когда сознание теряет контроль и управление над
оргастическими позитивно-эффективным комплексом [28].
Бегство, нападение и оргазм. В подвижных играх одни гоняются за
другими. Бегство, страх быть пойманными, азарт - все это пробудившиеся
древние охотничьи инстинкты. Несмотря на то, что это - игра, дети
испытывают реальные эмоции, которые приносят удовлетворение. Если
при этом произойдет оргастическая разрядка, то эти схемы поведения,
эмоций включаются в единый позитивно-эффективный комплекс, и
ситуации. Такие игры могут моделироваться и в половом поведении.
Человек создает реальные и символические ситуации, которые ранее
сопровождались сильными эмоциями, оргазмом. Поскольку элементарная
реакция бегства, избежание в психике человека может приобретать
причудливый символический характер, то некоторые странности в
долевом поведении вполне можно объяснить в терминах первоначального
научения. Практика консультирования дает обильные клинические
.данные о том, что сексуальное наслаждение, в частности его вершина -
оргазм, базируется на основе «объединения» первичного получения с
различными эмоциями и программами поведения, которые лишь с
большой натяжкой можно считать элементами сексуального поведения,
например сопротивление или бегство [II].
Страх и оргазм - полярно противоположные эмоции. И если
эмоциональная реакция оргазма превосходит по силе страх /а обычно так и
бывает/, страх вплетается как элемент в аффективно-позитивную
структуру оргазма. Это обусловлено тем, что переживание оргазма
подавляет страх, подчиняет его и тем самым превращает в элемент
переживания оргазма.
Страх быть обнаруженным, связанный со спонтанным оргазмом,
создает тенденцию к «рискованным сексуальными ситуациями», в которых
человек испытывает полноту наслаждения. «Странности» в сексуальном
поведении женщины, которая «обычно холодная», но испытывает сильное
сексуальные эмоции в неподходящих ситуациях говоря о синтезе «страха
обнаружения» с эмоцией оргазма, который, как правило, человек
переживает подростком или в ранней юности.
В страхе, ужасе, обычно человек чувствует оргазм вне сексуальной
ситуации, т.е. половые органы в это время не в том состоянии, которое
соответствует половому поведению /нет эрекции пениса или клитора/, а
так же других эротичных зон/, а воздействие происходит энергетически
непосредственно. Оргазм в дальнейшем может разрушить функции
половых органов и даже привести к «психической импотенции».
Оргазм при физических упражнениях.
Физическое упражнение вызывает энергетическое
перераспределение лидируемой энергии. Например, борьба, лазание по
канату, езда верхом стимулируют гениталии, что может привести к
оргазму. Если это бывает на пике усилий, то оргазм становится наградой
не за репродуктивное поведение, а за усилие. Это может способствовать
тенденции достигать результата в половом поведении, преодолевая
препятствия, сопротивления, а при отклонениях в психике - к садизму [14].
Оргазм и эмоции в половом поведении.
Мастурбацию можно рассматривать как половое поведение, в
котором гениталии стимулируются с целью получить оргазм. У подростка,
который, мастурбируя, снимает напряжение, меньше шансов испытать
сложнейший оргазм в неполовом поведении. Поэтому мастурбацию можно
назвать приспособительным поведением, которое в целом причиняет
меньше вреда, чем спонтанный оргазм, полученный в первый раз в
неполовом поведении, особенно если он сочетается со страхом, ужасом,
связан с бегством, преследованием, насилием. Однако и мастурбация
может оказать очень большое влияние на психосексуальную сферу.
Подростки, у которых либидозная энергия накапливается медленно,
гораздо реже испытывают спонтанный оргаз во внеполовой ситуации.
Мастурбация для них оказывается искусственным средством получить
удовольствие. Они могли бы без нее обойтись, но если они предаются ей
излишне навязчиво мастурбация начинает разрушать психосексуальную
сферу. Конечно, это связано и с тем, какие эмоции сочетаются с
переживанием первого оргазма.
Оргазм и чувство отвращения.
Повышенное половое влечение заставляет искать возможность
удовлетворения. Если взрослые внушают подростку отвращение к половой
25
жизни, вступление в половую связь, как правило, будет связано с
отвращением. Если, преодолевая его, подросток чувствует оргазм, это
сочетание может закрепиться в сознании, и в дальнейшем человек будет
бессознательно стремиться вновь испытать это состояние, т.е. будет искать
такого полового партнера, который вызывает у него отвращение: с людьми
низменными, опустившимися, проститутками и т.п. Тоже самое может
происходить при опьянении, потере контроля над собой. При достаточной
силе личности человек сдерживает, подавляет эту тенденцию, однако она,
не обнаруживая себя, мешает сексуальному приспособлению. Эта
тенденция часто бывает причиной пигмалионизма - влечения к
недосягаемому, идеальному, воображаемому. Установка «секс - грязен»
закрепляет этот комплекс социально[33].
Презрение и гнев. Если эти эмоции сочетаются с оргазмом, то
возникающие при этом аффективно - когнитивная структура формирует
садистские тенденции, которые могут проявляться явно или скрыто,
«прорабатываться» в воображении. Человек может испытать исчезновение
чувства любви к половому партнеру, но стать грубым в половых
отношениях. Садистская установка не дает развиться половой любви.
Слишком четкая клиническая картина этого комплекса проявляется в
склонности провоцировать ссоры, выяснение отношений, обвинять друг
друга в измене или низменных придирчивых качествах. После скандала
происходит "сладкое" примирение в спальне. Приступы ревности
возникают у таких людей как раз в ситуациях, когда нужно половое
удовлетворение. Более того, вспышки гнева становятся пусковым
механизмом полового влечения. Чаще всего это проявляется в семьях,
когда привычные отношения уже не возбуждают[9].
Вина и половое влечение.
Общепризнанно представление о том, что чувство вины подавляет половое
влечение, так тем оно чаще используется ка аффективное средство контроля в
половом поведении. Многие психологи чувство вины
рассматривают как фактор, блокирующий сексуальное поведение.
Психокоррекция нарушений в половых отношениях всегда стремится
ослабить чувство вины. Однако половое влечение часто оказывается
сильнее запретов. Поскольку сила оргазма значительно превосходит
относительно постоянное и не такое уж сильное чувство вины, сочетание
этих двух эмоций ведет к возникновению аффективно - когнитивного,
комплекса - полового влечения и оргазму с сильной компонентой чувства
вины. В этих случаях надо ожидать, что чувство вины будет, наоборот,
усиливать влечение к оргазму, недостаток же чувства вины - уменьшает
переживание оргазма. Клиническая картина этого комплекса, однако, есть
специфический симптом - стремление человека в половой ситуации
вызывать в себе чувство вины. Этим объясняются неожиданные признания
в измене, странные исповеди, в которых раскаяние, вызываемое чувство
вины усиливает половое влечение. Если у партнера "противоположного"
колебание и ему, наоборот, для удовольствия нужно чувствовать себя
обиженным, отношения этих двух людей могут складываться неплохо.
Однако если партнер реагирует иначе, то такого рода исповеди приводят к
не разрешаемым конфликтам[22].
Поскольку чувство вины всегда возникает как отражение обиды,
которая причинена любимому человеку, то половое возбуждение
вызывает потребность пережить чувство вины, и человек, по неясным для
него причинам, склонен обижать своего партнера, без чего не может
получить полного наслаждения [32].
Обида и половое удовлетворение.
Обида, в общем подавляет половое влечение. Она вызывает гнев,
агрессию или уход. Однако если обида достаточно часто предшествует
половому удовлетворению, оргазму, что бывает у лиц с повышенным
половым влечением, то она включается в аффективно-когнитивный
комплекс оргазма. В интимных отношениях человек желает вспоминать обиды,
окоторых в обычном состоянии не помнит. Такая исправленная
«памятливость» говорит о наличии комплекса, в котором вина другого и
собственная обида «входят» в половое влечение. Люди деликатные,
предусмотрительные и даже любящие друг друга неожиданно для самих
себя становятся чрезвычайно обидчивыми и памятливыми на обиды.
Комплекс может проявлять себя где и когда угодно, если в воображении,
мыслях в то время создается половая ситуация. Причиной такого
комплекса может быть также и то, что дети, обидевшись на родителей,
уединяются и избавляются от этого чувства мастурбации Тоже самое
может происходить и тогда , когда ребенок хочет избавиться от чувства
вины.
Стыд и застенчивость.
Застенчивость - специфическое женское поведение, которое
психологи определяют как вынужденный ответ женщины на желание
мужчины, уступка ему «демонстрация женской рецептивности».
Застенчивое поведение становится стимулом для ухаживания.
Застенчивость, которая связывается с половым влечением, соответствует
требованиям культуры и может рассматриваться как элемент аффективно -
когнитивного комплекса полового влечения. Однако если она
закрепляется оргазмом, такое поведение становится относительно
самостоятельным и плохо корректируется ситуациями и даже возрастом. В
некоторых случаях очень скоро оно может стать навязчивым.
Когнитивная структура стыда состоит в эмоциональной реакции на
рассогласование между собственным поведением, состоянием, свойствами
и тем, какими они, по представлениям человека должны быть. Стыдясь
человек, чувствует себя объектом презрения. Застенчивость и стыд
обеспечивают более высокий, уровень самоконтроля, но возникают они
как раз тогда, когда самоконтроль, самоуважение потеряны. Стыд -
мощное аффективное средство процесса социализации, которое делает его
автоматическим. Однако сейчас нас интересует связь стыда с половым
влечением. Большинство сексологов утверждает, что стыд подавляет
половое влечение. Сочетаясь с оргазмом, стыд постепенно включается в
оргазмический комплекс и может, усиливать влечение к оргазму. Но
поскольку сам по себе он обладает свойством подавлять любое поведение,
включая и половое, этот комплекс с одной стороны, способствует тому,
что человек начинает придавать ему исключительное значение в половом
удовлетворении, а с другой - стыд определяющим образом действует
/подавляет/ сами способы достижения оргазма. Большинство
психотерапевтов, занятых в сексуальной терапии, считают, что
фетишизация оргазма обедняет половое поведение. Поведенческая основа
фетишизации оргазма - установка на немедленное его получение. Такая
установка создается при мастурбации, если подросток строго осуждает
себя за это, но не может прекратить. Если подросток часто испытывает
оргазм, чувствуя при этом стыд, это не пройдет бесследно для
психосексуальной сферы. Клинически такой комплекс проявляется в том,
что мужчине или женщине для удовлетворения нужно, чтобы «было
стыдно» в интимной ситуации, а когда сила этой чуждой сексуальности
эмоции ослабевает, человек жалуется на отсутствие «пряности и приправ в
любовном блюде», на скуку и однообразие.
Мастурбация как средство устранить стыд, который подросток
испытывает вовне сексуальной ситуации, придает поведению свойства
псевдоповедения. В его основе - оборонительная формула, которая
становится компонентой чувства неполноценности. В этом случае половое
поведение обычно теряет свое гедонистическое значение и приобретает
защитный характер как способ компенсировать чувство неполноценности.
Понятно, что отсюда закономерно «вытекают» различные деформации
характера [34].
Страдание и половое удовлетворение.
Страдание и страх связаны. Как уже было показано, страдание-это
«здесь и теперь» а страх предвосхищение, ожидание страдания. Страдание
двояко воздействует на половое влечение, может подавлять его или
усиливать. Страдание порождает апеллирующее поведение, призыв на
помощь. Плач как символ и жест страдания привлекает внимание и
требует утешения. Эротические контакты - нежность, забота секс -
становятся сильнодействующими утешителями. Когнитивная структура
страдания, а также ее причины многообразны: боль, стыд, вина,
отвращение и т.п., но в данном случае мы рассматриваем прежде всего
внешнее выражение страдания и соответствующее поведение, а с другой -
страдание как общее состояние, безотносительно с его источниками.
В некоторых случаях матери обращают внимание на детей только
тогда, когда ребенку плохо, когда он плачет или болен. Такое материнское
подкрепление не проходит бесследно: возникает «бегство в болезнь»,
стремление к страданию, чтобы получить вознаграждение. Эта связь
между страданием и наслаждением закрепляется благодаря эротическим
контактам и может объединяться в аффективно - когнитивный комплекс
оргазма. Клинически это проявляется в экспрессивном выражении оргазма;
некоторые женщины реагируют на эту эмоцию слезами.
Мастурбация, используемая как защитный механизм против
страдания, в конечном счете, приводит к тому, что потребность в оргазме
произвольно включает автоматические внешние и внутренние реакции,
обычно при страдании.
Если в аффективно - когнитивном комплексе полового наслаждения
страдание входит как элемент, то человек может непроизвольно
стремиться к страданию, после которого идет наслаждение. Этот комплекс
может привести к мазохистской установке, если у полового партнера будет
установка садистская.
Проявление этого комплекса зависит также от характера средств, с
помощью которых люди справляются со страданием. Если же родители не
реагируют на страдание ребенка, не утешают его: «Пусть приучается», а,
наоборот. или наказывают /матери чаше шлепают плачущего ребенка/.
или выражают к нему презрение, то такое отношение подавляет поведение,
обращенное вовсе, к окружающим [37].
Радость и половое влечение.
Радость - результат мышления, воображения и действий, связанных с
ситуациями, в которых в прошлом человек чувствовал удовлетворение.
Психологически радость возникает при избавлении от страдания, а также
при воспоминании о прежних удовольствиях. Радость возникает, как
осуществление желания овладеть объектом, как переживание триумфа,
предвидение переживаний и т.д. Можно видеть два вида радости:
основанную на предвидении удовлетворения и радость «здесь и теперь».
Чем сильнее влечение, тем больше человек предвосхищает радость
или вспоминает о прежнем удовлетворении. Поэтому половое влечение
вершина удовлетворения - оргазм наиболее адекватны состоянию радости.
Если радость входит в аффективно-когнитивный комплекс оргазма, это
самое оптимальное психическое новообразование оргазма, связанное с
радостью, с любовными переживаниями, развивает здоровую,
полноценную сексуальность.
Именно способность испытывать любовное переживание как
отраженную радость, удовольствие другого очень важно для любовных
отношений. Когда это переживание связывается с оргазмом или
воспоминанием об оргазме, то это как раз и создает могучий аффективно-
когнитивный комплекс любовного поведения, определяющий и
направляющий половое влечение в соответствие с требованиями культуры.
Любовный комплекс радости проявляется при уходе за детьми, когда
эмоциональные контакты возникают на фоне радости, ребенка умеют
успокоить, обласкать. Радость освобождает много либидиозной энергии,
поэтому благополучный ребенок гораздо реже мастурбирует, а если и
делает это, то затем, чтобы получить дополнительную радость. Половые
контакты, возникающие на почве подлинной любви, а не только для того,
чтобы устранить дискомфорт полового напряжения, формирует сильную
половую установку [31].
1.2 Отношение подростков к любви, сексу, дружбе.
Любовь - это активность, а не пассивный эффект, это помощь - а не
увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно
описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего
давать, а не брать.
Давание - это высшее проявление силы. В каждом акте давание
осуществляется сила, богатство и власть. Такое переживание высокой
жизнеспособности и силы наполняет человека радостью. Он чувствует
себя уверенным, способным на большие затраты сил, наполнен жизнью, а
потому и радостен,
Наиболее важная сфера давания это однако не сфера материальных
вещей, а специфическая человеческая сфера. Человек отдает себя, самое
драгоценное из того, что имеет, он дает свою жизнь. Он дает ему то, что
есть в нем живого, он дает ему свою радость, свой интерес, свое
понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль-все переживания и все
проявление того, что есть в нем живого.
Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба
разделяют радость, которую внесли в жизнь. В акте давания что -то
рождается, и оба вовлечение в этот акт человека благодарны и жизни за
то, что она рождает для них обоих. В случае любви это означает, что
любовь это сила, которая рождает любовь, и бессилие-это невозможность
породить любовь.
Любовь - эта активная заинтересованность в жизни и развитие того,
что мы любим. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту
любви: к ответственности. Ответственность сегодня часто понимается как
налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность
в ее истинном смысле - это от начала и до конца добросовестный, акт.
Ответственность могла бы лично выразиться в желании
превосходства господства, если бы не было компонента любви: уважения.
Уважение это не страх и благовоние, оно означает в соответствии с корнем
слова способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его
уникальную индивидуальность. Уважение предполагает отсутствие
эксплуатации.
Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность
были бы слепы, если бы их не направило бы знание.
Знание было бы пустым, если бы его мотивом не было
заинтересованность. Есть много видов знания: знание, которое являемся
элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает
в самую сущность.
Знание имеет еще одно, и более основательное, отношение к
проблеме любви. Фундаментальная потребность в соединении с другим
человеком таким образом, чтобы мог освободиться из темницы
собственной изоляции, тесно связана с другими специфическими
человеческими желаниями, желание познать «тайну человека».
Есть один, отчаянный путь познать тайну: это путь полного
господства над другим человеком, господства, которое сделает его таким,
как мы хотим, заставить чувствовать то, что мы хотим; превратить его в
вещь, собственность. Высшая степень такой попытки познания
обнаруживается в крайностях садизма, в желании и способности
причинять страдание человеческому существу; пытать его, мучениями
заставить выдать свою тайну [41].
Другой путь по знания «тайны» - это любовь. Любовь представляет
собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в
котором желание познания удовлетворяется благодаря единению. В акте
слияния один человек познает другого человека. Благодаря переживанию
единства обретается знание о том, что человек жив и на что он способен, но
это знание невозможно получить благодаря силе. Эротическую любовь
часто путают с бурными переживаниями «влюбленности», внезапного
крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя
чужими людьми. Но, тем не менее, отмечено, что переживание внезапной
близости по самой своей природе кратковременно. После того, как чужой
станет близким, нет больше барьеров для преодоления, нет больше
неожиданного сближения, любимого человека познаешь также хорошо,
как самого себя. Или, может, лучше сказать - познаешь также мало, как
самого себя. Если бы познание другого человека шло вглубь, если бы
познавалась бесконечность его личности, но другого человека никогда
нельзя было познать окончательно - и чудо преодоления барьеров могло
бы повторяться каждый день заново. Но у большинства людей познание
собственной личности, так же как и познание других личностей, слишком
поспешное, слишком быстро исчерпывается. Для них близость
утверждается, прежде всего, через половой контакт. Поскольку они
ощущают отчужденность другого человека, прежде всего как физическую
отчужденность, то физическое единство принимают и преодоление
отчужденности. Как часто это и бывает в подростковом возрасте. Очень
часто они путают «любовь» и «влюбленность», которая в большинстве
завершается половым актом, который не приносит желаемого
удовлетворения [28].
Вопрос о психологической природе любви и ее соотношения с
другими несексуальными привязанностями издавна вызывает споры.
Хотя сексуальность и влияет на характер межличностных
привязанностей, она не является их аффективной единственной основой и
даже ее собственные проявления зависят от конкретных социальных
условий [2].
Иначе говоря, характер любовных чувств и привязанностей личности
/их избирательность, сила, глубина, длительность/ зависит от ее общих
коммуникативных качеств. С одной стороны, любовь мыслится как
потребность и жажда обладания; это страстное чувство соответствует
тому, что древние греки называли «эросом». С другой стороны, любовь
есть потребность в бескорыстной самоотдаче, растворение любящего в
заботе о любимом; этот вид любви обозначают словом «агапе». Любовь
эрос и любовь агапе в каком-то смысле противоположны.
Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая
форма человеческих взаимоотношений, предполагающая максимальную
интимность, близость.
Переходной возраст в этом смысле весьма противоречив.
Юношеские мечты о любви выражает, прежде всего, потребность в
эмоциональном контакте, понимания душевной близости; эротические
мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в
самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-
эротическое желание очень часто не совпадают и могут быть направлены
на разные объекты.
Упрощенность чувственно - эротического «нежного» влечения
особенно типично для мальчиков. Отчасти, это связано с тем, что бурный
темп полового созревания опережает у многих из них развитие таких
коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме
того, сказывается влияние традиционного стереотипа «маскулинности»
согласно которому мужчина подходит к женщине «с позиции силы».
Старшеклассник этой силы в себе не ощущает, а попытки стимулировать
ее, чтобы быть на уровне стереотипа, только увеличивают его затруднение.
Жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя»,
«подчиниться» и т.д.
Девочки, которым «сила не предписана», свободны от этой заботы,
зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и
репутацию.
Разрешение этих внутри личностных противоречий во многом
зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в
мальчиками и девочками, преодолеть которую не так то просто.
Психологическая близость вначале легче достигается с человеком,
собственного пола, с которым подросток связывает широкий крут общих
значимых переживаний, включая и эротические [25].
Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную
проблему. С одной стороны эти отношения кажутся более или менее
альтернативными. По данным И. С. Кона и В. П. Лосенкова, юноши,
ориентированные на экстенсивное групповое общение, как правило, не
выбирают в качестве идеального друга девушку и в первом круге их
реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве
идеального друга представляет девушку, обычно имеет меньше друзей
своего пола, склонен считать «настоящую дружбу» редкой и отличается
повышенной рефлексивностью. Появление любимой девушки снижает
эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым
товарищем.
С другой стороны, любовь предполагает большую степень интим-
ности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Сочетание
духовного общения с физической близостью допускает максимальное
самораскрытие, на которое только способна личность. Юноша 16-18 лет
еще может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более
старшем возрасте отсутствие истинного контакта с девушкой уже не
компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он
отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее
откровенен и с друзьями, замыкается в себе.
Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством
моральных проблем, начиная с ритуала ухаживания и объяснения в любви
и кончая проблемами нравственной самодисциплины и ответственности.
Любовь - это врожденное свойство человека. Она возникает в
процессе воспитания в любовных отношениях. Половое просвещение
должно создать нравственное представление о сущности любви и ее
значение в жизни человека [23].
Ведь ни одно переживание не остается без следа, а любовное тем
более. Это нетрудно понять, если представить подлинную сущность
любви. Когда человек радуется поведению другого /человека/, его
любящего, ответное переживание закрепляет это поведение, каким бы оно
не было. Разумная и нравственная любовь развивает разумное и
нравственное поведение.
Любовь формирует общее' отношение к миру. Для влюбленных мир
становится прекрасным, ярким, радостным. Для человека, живущего в
страхе и ненависти, мир тесен, мрачен, грозен и бесцветен. Любя одного -
любят весь мир, а ненавидя - ненавидят все вокруг [8].
Любовь - это мощный генератор чувств. Возможности
биологической системы в получении радости ограничены. Любовь же
благодаря эмпатии и отражению аффективного состояния другого
усиливает их; как бы суммируются эффекты, сосредоточение во всем
прошлом гедонистическом опыте. Возможности насаждения в сексе
ограничены. Они безгранично усиливаются, возрастают благодаря любви.
Поэтому воспитание способности любить - это воспитание способности
быть неограниченно радостными. Об этом важно знать подросткам,
которые только прикоснулись к таинственным переживаниям, которые
может давать их организм [20].
1.3 Теоретические аспекты полового воспитания
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного
воспитания и связано с рядом педагогических и специальных мер,
проблем.
Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с
возрастом, правильные сведения о проявлениях пола будут
способствовать уменьшению невежественности, запретности,
таинственности касающейся этих проявлений [12].
1.4.1 Принципы и основные направления полового воспитания.
Принцип реалистичности имеет в виду построение полового
воспитания на основе реалистичного понимания половой
дифференциации, половых различий и человеческой сексуальности, а не
на основе обывательских суждений.
Принцип оптимизации задач диктует необходимость чистого и
аперативного соответствия целей полового воспитания с неизбежными
ограничениями его возможностей.
Принцип перспективной сексуальности исходит из того, что
разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое
воспитание направлено на подготовку к будущему, а потому должна
учитывать актуальные для подрастающего поколения перспективы.
Принцип активности побуждает не ждать возникновения
проблемных ситуаций, а пользоваться всеми существующими ситуациями
и при необходимости создавать их, чтобы снабжать подрастающее
поколение установками и сведениями.
Принцип выработки индивидуальных и социальных значений имеет
в виду, что нравственность отношений мужчин и женщин во всех сферах
достигается через интериорезацию социальных норм и выработку на их
основе индивидуально приемлемых ориентации и мотивов.
Принцип адресности подразумевает обращение к конкретной
аудитории с учетом физического и психического развития, социального и
культурного уровня, состава по полу, ценностных ориентации, этнических
особенностей.
процесса, который начинается с раннего возраста и каждый этап которого
является базой уже последующего этапа.
Принцип понятности и ясности ориентирован на учет реальных
возможностей понятия и осмысления преподносимого материала детьми и
подростками.
Принцип доверия предполагает доверие к ребенку как к партнеру,
серьезное отношение к его переживаниям, интересам и проблемам с
желанием понять и помочь. Он исключает «презумпцию виновности»
ребенка в проявлении его пола.
Принцип деловитости определяет тональность работы -
недопустимость многозначительных, тем более двусмысленных намеков,
жестов, и интонаций, смущения и беспокойства, взрослых при обсуждении
проблемы пола.
Принцип чистоты предполагает нравственное наполнение и
оформление сведений о поле и отношения людей разного пола, но не
подмену половой нравственности.
Принцип контроля и поддержки. Контроль не должен означать
диктатуру взрослых. Поддержка должна отвечать актуальным
потребностям ребенка.
Исходя из общих задач полового воспитания, можно выделить
несколько основных его направлений:
1. Половое воспитание, помогающее формированию
психологической мужественности и женственности, и
установление оптимальных коммуникативных установок мужчин
и женщин.
2. Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию
формирования сексуально-эротических ориентации и
сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и
нравственных требований.
3. Подготовка к ответственному супружеству, как
формирование супружеских ролей и выработка установок
взаимно ответственного партнерства.
4. Подготовка к ответственному родительству,
предполагающая формирование ролевого поведения матери и
отца по отношению к детям и выработку оптимальных
репродуктивных установок.
5. Формирование здорового образа жизни через
разъяснение зависимости сексуальности, супружества и
родительства от таких вредны привычек, как курение, алкоголизм,
наркомания, от венерических заболеваний [34].
1.4.2 Практическое осуществление полового воспитания.
Эти направления не отдельные части, а взаимосвязанные и
взаимоосуществляемые составляющие целостного процесса,
начинающиеся с первых дней жизни.
Для полового воспитания важное значение имеет определенная
реакция взрослых на те или иные проявления сексуального развития
ребенка, на особенности его отношения к детям другого пола. Важно,
чтобы взрослые не были безразличны к этим проявлениям, знали их
природу, оценивали правильно и соответствующим образом реагировали.
Большое воспитательное значение имеют также примеры
нравственного отношения взрослых к представителям другого пола,
основанного на уважении к человеку вообще, а также на знании и
уважении специфических особенностей представителей другого пола.
Родителям не следует доводить до сведения детей свои конфликты,
выяснять при них свои отношения, проявлять взаимный негативизм [18].
Родители должны обращать внимание ребенка на положительное отношение
детей разного пола друг к другу, на проявление любви,
внимания и заботы друг о друге взрослых мужчин и женщин, обязательно
сопровождая их соответствующими комментариями.
Характер семейных отношении непосредственно сказывается на
воспитании. Для подростков и юношей из семей с хорошими
взаимоотношениями супругов часто характерны возвышенные взгляды на
женщин и на любовь; подростки и юноши из семей с неустойчивыми
отношениями любовь или отрицают, или считают простой привычкой;
подростки и юноши из семей с плохими взаимоотношениями чаще
отождествляют любовь с «физиологией», скептически смотрят на жизнь и
на взаимоотношения мужчин и женщин, не осуждают ранних половых
связей и потенциально подготовлены к повторению неблаговидных
поступков своих родителей. Важное воспитательное значение имеет
информация, которую ребенок получает от родителей,—как в ответ на его
вопросы, так и по собственной их инициативе (предварительное
осведомление). Сюда же относится и контроль за тем, что он читает.
Что нужно для того, чтобы полнее использовать воспитательные
возможности ответов на вопросы ребенка? Во-первых, родители должны
считать законным правом ребенка задавать любые вопросы, какими бы
«неприличными» они ни показались, и своим долгом отвечать на любой из
таких вопросов. Во-вторых, им следует ценить тот факт, что ребенок с
таким вопросом обращается именно к ним. В-третьих, необходимо
использовать каждый свой ответ в интересах полового воспитания [37].
Вопрос ребенка может показаться «неприличным» только потому,
что родители вкладывают в него свой смысл. Не надо ставить ребенка на
место. Чем грамотнее родители будут отвечать на вопросы, тем лучше для
ребенка. Обязательно постарайтесь выяснить, какой «приличный» смысл
мог бы быть заключен в вопросе, и ориентируйтесь при ответе именно на
него. Тот факт, что ребенок обращается с вопросом именно к вам,—
доказательство его доверия, и это нужно ценить. Кроме того, если ребенок
вопросе для него еще нет, иначе он постарался бы потихоньку выяснить
это у товарищей, без всякого риска порицания с вашей стороны. Какую
пользу для полового воспитания можно навлечь, отвечая на вопросы
ребенка? Во-первых, родители дают ему не просто информацию, но
информацию, определенным образом ориентированную по содержанию и
оформленную эмоционально. Та же информация, но в искаженном виде
или в другом сопоставлении, с другой ее эмоциональной оценкой может
быть вредной.
Во-вторых, получая всегда удовлетворяющий его ответ, ребенок
будет постоянно обращаться с вопросами именно к родителям [б].
Благодаря этому родители всегда будут иметь возможность для
воздействия на него в нужном направлении, контролировать содержание и
способы его информации, вносить своевременно необходимые
коррективы.
В-третьих, благодаря тому что ребенок будет встречать со стороны
родителей понимание и уважительное отношение к его интересам, его
доверие к родителям будет возрастать.
Страницы: 1, 2, 3
|