Предусмотрительное поведение: явления и механизмы
1978.
3. Асмолов А.Г. «Проблема установки в необихевиоризме: прошлое и настоящее»
с.60-111 // «Вероятностное прогнозирование в деятельности человека» М:
Наука 1977.
4. Ахунджанова С.А. «Развитие речи старшего дошкольник в совместных со
сверстниками видах деятельности» // «Проблемы возрастной психологии:
тезисы докладов к 7 съезду общества психологов» М. 1989.
5. Блок О.Г. «Становление интеллектуальной саморегуляции в онтогенезе» //
«Проблемы возрастной психологии: тезисы докладов к 7 съезду общества
психологов» М.1989.
6. Брушлинский А.В. «О природных предпосылках психического развития
человека» М. 1977.
7. Брушлинский А.В. «Культурно – историческая теория мышления» М: Высшая
школа 1968.
8. Брушлинский А.В., Воловикова М.И. «О мышлении как прогнозировании» с.32-
41 // Вопросы психологии 1976 №4
9. Бюлер К. «Очерк духовного развития ребенка» М. 1930.
10. Валлон А. «Психическое развитие ребенка» М: Просвещение 1967.
11. Венгер А.А. «Развитие понимания причинности у дошкольников» с.87-99 //
Вопросы психологии 1958 №2.
12. Венгер Л.А. «Овладение опосредованным решением познавательных задач»
с.43-50 // Вопросы психологии 1983 №2.
13. Веракс Н.Е. «Особенности преобразования противоречивых проблемных
ситуаций дошкольниками» с.123-127 // Вопросы психологии 1981 №3.
14. Выготский Л.С. Собр. Сочинений в 6томах / т.3 М: Педагогика 1983.
15. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций» Из неопубл. трудов
М.1960.
16. Гальперин П.Я. «Умственные действия как основа формирования мысли и
образа» с.58-69 // Вопросы психологии 1957 №6.
17. Герцен А.И. «Избранные философские сочинения» М. 1940.
18. Гофаров А.З. «К проблеме перцептивной экстраполяции» с.237-243 //
«Сенсорные и сенсомоторные процессы» М: Педагогика 1972.
19. Давыдов В.В. «Теории развивающего обучения» М. 1996.
20. Ерахтин А.В., Портнов А.Н. «Философские проблемы этологии и
зоопсихологии» М: Знание 1984.
21. Запорожец А.В. «Развитие логического мышления у детей в дошкольном
возрасте» с.81-91 // «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» М.-
Л. 1948.
22. Кестер Э. «Антиципация в решении новых задач» с.35-37 // Новые
исследования в психологии 1974 №1.
23. Кликсе Ф. «Пробуждающееся мышление» М: Прогресс 1983
24. Кочеткова В.И. «Палеоневрология» М: МГУ 1973.
25. Крушинский Л.В. «Биологические основы рассудочной деятельности» 2-е
изд. М: МГУ 1986.
26. Крушинский Л.В., Молодкина Л.М. «Экспресс-информационные ассоциации как
основа некоторых сложных форм поведения животных» с.58-63 // «Сложные
формы поведения» М.-Л. Наука 1965.
27. Ладыгина-Котс Н.Н. «Исследование познавательной способности антрапоида»
М. 1923
28. Ладыгина-Котс Н.Н. «Конструктивная и орудийная деятельность высших
обезьян» М. 1959.
29. Ладыгина-Котс Н.Н. «Особенности элементарного мышления животных» с.13-
24 // Вопросы психологии 1955 №3.
30. Леви-Стросс К. «Первобытное мышление» М: Республика 1994.
31. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики» 3-е изд. М: МГУ 1981.
32. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии 1984 №1 с.159-162.
33. Леонтьев А.Н. «Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте» с.4-
15 // «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста М.-Л. 1948.
34. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. «Антиципация в структуре деятельности» М: Наука
1980.
35. Лосев А.Ф. «Бытие, имя, космос» М.
36. Лурия А.Р. «Об историческом развитии познавательных процессов» М: Наука
1974.
37. Новоселова С.Л. «Развитие мышления в раннем возрасте» М: Педагогика
1978.
38. Обухова Л.Ф. «Этапы развития детского мышления» М. 1972.
39. Першиц А.И. «История первобытного общества» М.
40. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка» М: Педагогика-Пресс 1994
41. Поддьяков А.Н. «Проблемы изучения исследовательского поведения» М.
1998.
42. Поддьяков А.Н. «Исследовательское поведение: стратегии познания,
помощь, противодействие, конфликт» М. 2000.
43. Психологический словарь 2-е издание ред. Петровский А.В.,
М.Г.Ярошевский М. 1990.
44. «Психологическая наука в России ХХ столетия» ред. Брушлинский А.В. и
др. М. 2000.
45. «Психология детей дошкольного возраста» ред. А.В.Запорожец,
Д.Б.Эльконин М: Просвещение 1964.
46. Пузырей А.А. «Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и
современная психология» М: МГУ 1986.
47. Регуш Л.А. «Структура и возростная динамика способности к
прогнозированию» с.106-115 // Психологический журнал 1981 Т.2 №5.
48. Рогинский Г.З. «Навыки и зачатки интеллектуальных действий у
антропоидов» Л. 1948.
49. Рогинский Я.Я. «Проблема антропогенеза» М: Высшая школа 1969
50. «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности
человека» М: Педагогика 1988.
51. Северцев А.Н. «Эволюция и психика» М. 1922.
52. Сергиенко Е.А. «Генезис элементарных форм антиципации» с.73-82 //
Психологический журнал 1988. Т.9 №6.
53. Сергиенко Е.А. «Антиципация в раннем онтогенезе человека» М: Наука
1992.
54. Степанский В.И. и др. «Применение нормированных коэффицентов в
исследовании вероятностного прогнозирования» с.116-120 // Вопросы
психологии 1980 №1.
55. Тульвисте П. «Культурно-историческое развитие вербального мышления»
Таллин: Валгус 1988.
56. Фабри К.Э. «Основы зоопсихологии» М: МГУ 1993.
57. Фейгенберг И.М. «Видеть, предвидеть, действовать» М: Знание 1986.
58. Фейгенберг И.М. «Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга»
с.59-67 // Вопросы психологии 1963 №2.
59. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. «Взаимоотношение условной и
ориентировочной реакции» с.39-47 // Вопросы психологии 1996 №5.
60. Фейгенберг И.М. «Память и вероятностное прогнозирование» с.37-47 //
Вопросы психологии 1973 №1.
61. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. «Вероятностное прогнозирование и
преднастройка к движениям» М: МГУ 1978.
62. Философский энциклопедический словарь 2-е издание М: Советская
энциклопедия 1989.
63. Хрустов Г.Ф. «Критерий человека» М, 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Средняя группа , речевые высказывания по ходу эксперимента.
Первая попытка (столы сдвинуты):
Все дети поняли задание. Прокатили мячики по двум столам (от
маленького до большого) с первого раза.
Вторая попытка (столы раздвинуты на 2см.):
Дети не отреагировали на дырку между столами. Также как и в первой
попытке прокатили мячики до финиша (от маленького до большого).
Третья попытка (столы раздвинуты на 4см.):
«Я подглядывал, вы мячики прятали».
«Я хочу первым бросать, у меня лучше получается их катать».
На промежуток между столами дети не отреагировали. С увлечением
пытались докатывать мячики до финиша.
Четвертая попытка (столы раздвинуты на 6см.):
«Я подглядывал».
«Я тоже подглядывал»
Детям не нравятся раздвинутые столы, каждый из них, когда кидает
мячики, пытается их сдвинуть (приходится незаметно возвращать их в нужное
положение). Однако, в спонтанных высказываниях дети не обнаруживают реакции
на раздвинутые столы.
Пятая попытка (столы раздвинуты на 8см.):
«Гол!»
«У меня получилось!»
«Я знаю, что надо, надо вот так катить» (меняет позу).
Другой ребенок, отнимая мячик, кричит: «Дай я тебе покажу как надо».
«Вот у меня получилось ровно».
Шестая попытка (столы раздвинуты на 10см.):
«Ты не правильно кидаешь, надо потихоньку».
«Нет, надо быстрее его толкать».
«Мадин, ты не так мячик толкаешь, надо по-другому».
В высказываниях заметно, что дети начинают менять тактику действий,
однако, прямых указаний на то, что это связано с увеличением расстояния
между столами нет.
Седьмая попытка (столы раздвинуты на 12см.):
«Средний мячик легко катать, а большой еще легче».
«А маленький не получается».
«Маленький падает, надо столы сдвинуть».
«А зачем вы столы раздвигаете?»
В этой попытке все дети отреагировали на расстояние между столами.
Следствием этого стали их высказывания и так же попытки предпринять
что-либо, для облегчения выполнения условий игры. Однако, на данный момент,
дети ограничивались попытками сдвинуть столы, что своевременно пресекалось.
Восьмая попытка (столы раздвинуты на 14см.):
«Я хочу кидать, я знаю как надо, надо сильнее толкать».
«Во, у меня получилось».
«Полина, ты не так мячик держишь».
«Тогда вот так (Полина меняет положение рук относительно стола), у
меня получилось».
В этой попытке по высказываниям заметно, что некоторые дети сделали
определенные выводы из сложившихся затруднений в игре. Так как детям не
позволялось сдвигать столы для облегчения выполнения задания, некоторые из
них нашли другой выход: попытки быстрее катать мячики.
Девятая попытка (столы раздвинуты на 16см.):
«Сдвиньте столы, а то у меня не получается, мячик падает».
«Сильнее вперед надо толкать, Аня».
Вопрос экспериментатора: «Почему мячик у тебя скачет, ведь надо чтобы
он катился?»
Ответ: «А так проще, он перескакивает дырку».
«Зачем такая большая дырка?»
Определенно можно сказать, что дети заметили связь между дыркой и
причиной падения мячика.
Десятая попытка (столы раздвинуты на 18см.):
«Я не хочу маленький кидать, он падает».
Вопрос экспериментатора: «Почему он падает?»
Ответ: «Дырка большая».
«Вот опять упал».
«Нет, у меня не получается».
«О, у тебя опять упал, ты не так катаешь».
«А у тебя тоже не получилось».
Одиннадцатая попытка (столы раздвинуты на 20см.):
«Сильней толкай, а то упадет».
«Полина, ты каши мало ела, ха».
«У меня перескочил маленький, ура получилось, я теперь знаю как надо».
«Дима давай сильней».
«После Димы я, у меня получится».
Дети нашли новый выход из трудной ситуации: быстрей катить мячик,
чтобы он не провалился в промежуток между столами.
Двенадцатая попытка (столы раздвинуты на 22см.):
«У меня не получается катить, а перекидывать легче».
«Я больше не хочу, они все равно падают, я не буду их катать».
«Не докатится».
Тринадцатая попытка (столы раздвинуты на 24см.):
«Если захочу, у меня получится».
«Не получилось, а я просто не хочу».
«Мячик падает в дырку, надо столы сдвинуть».
«Да, если не сдвинуть, все будут падать».
Четырнадцатая попытка (столы раздвинуты на 26см.):
«Саша не умеет, она не так кидает».
«У нее не получится».
«Толкай по другому».
«Ты очень тихо толкаешь, так не докатится».
Пятнадцатая попытка (столы раздвинуты на 28 см.):
«Такая большая дырка, большой мячик тоже проваливается».
«Большой застрял в дырке, его надо перекинуть».
«Надо прицелиться».
«Сильней толкайте, а то провалится».
Шестнадцатая попытка (столы раздвинуты на 30см.):
«Надо быстро».
«Нет не быстро, а чуть-чуть быстрее».
«Она не сможет через такую дырку перекатить».
«Только большой и получилось, потому что его легче».
«Не, я не смогу, дырка большая, не хочу больше играть».
Семнадцатая попытка (столы раздвинуты на 32см.):
«Я плохо ударил, вот и не получилось».
«Не, через такую дырку не получится».
«Я не буду, мячики падают».
«И большой проваливается».
«Да, и большой не докатится до финиша».
Восемнадцатая попытка (столы раздвинуты на 34см.):
«Такая большая дырка, мячики не докатятся».
«Они все падают в дырку».
«Надо сдвинуть столы».
«А маленький вообще никуда не докатывается».
Девятнадцатая попытка (столы раздвинуты на 36см.):
«Если нельзя сдвинуть столы, надо дырку чем-то закрыть».
«Я не хочу через такую дырку кидать».
«О, у меня большой получилось, это потому что я его сильно толкнул».
«Э, не так надо как я».
«Нет, я больше не буду».
Двадцатая попытка (столы раздвинуты на 38см.):
«Все, я больше не буду, это не интересно, они падают».
«И я не хочу, у меня не получается».
«Вы уберите дырку, тогда я буду».
«Я не знаю что делать, они все падают, и большой тоже».
«Я их буду перекидывать через дырку, тогда они докатятся до финиша».
На этом эксперимент пришлось завершить, так как дети категорически
отказывались катать мячики, потому что они у них падали, объясняя этот факт
слишком большим расстоянием между двумя столами. Дети высказывали желание
продолжить игру если убрать дырку, или хотя бы немного сдвинуть столы.
Протоколы бесед со средней группой.
1. Козлова Ольга.
В чем были условия игры?
- «Мячики до финиша докатить».
А что было самое сложное в игре?
- «Бросать маленький мячик».
А почему?
- «Потому что он все время падал в это, в расстояние».
Что ты делала, чтобы он не падал?
- «Катила быстренько, чтобы он не падал».
А средний и большой мячики прокатывались через расстояние?
- «Да».
Почему?
- «Потому что они были большие и в дырку не падали».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики не падали?
- «Тоже быстренько катили».
2. Фашахова Анна.
В чем были условия игры?
- «Мячики катать».
Что было самое сложное в игре?
- «Маленький катать».
Почему?
- «Потому что он маленький и попадает в дырку».
Что ты делала, чтобы маленький мячик докатывался до финиша?
- «Не знаю».
У тебя же получалось прокатывать его через дырку, что ты делала?
- «Я его толкала сильно, и он быстро прокатывался, пока он не упал».
А средний и большой мячики тоже быстро толкала?
- «Нет».
Почему?
- «Они большие и не попадали в дырку».
А что остальные ребята делали, чтобы мячики не падали в дырку?
- «Не знаю».
3. Меринг Грета.
В чем были условия игры?
- «Перекатывать мячики через дырку».
Что было самое сложное в игре?
- «Маленький катить».
Почему?
- «Он в дырку падал, а большой и средний они мягкие и хорошо
прокатывались».
Что ты делала, чтобы маленький мячик перекатывался через дырку?
- «Я его вот так сильно, очень сильно толкала».
А что остальные ребята делали, чтобы у них мячики в дырку не падали?
- «Тоже сильно катили».
4. Шахнозаров Вася.
В чем были условия игры?
- «Мячики катать до финиша».
Что было самое сложное в игре?
- «Прокатывать мячики через дырку».
Какой мячик сложнее всего было перекатывать через дырку?
- «Маленький».
Почему?
- «Он маленький, а дырка большая».
Что ты делал, чтобы мячики не падали в дырку?
- «Толкал их».
А как толкал?
- «Вот так быстро».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики не падали?
- «Тоже толкали».
Как толкали?
- «Ну… как я».
5. Бумакова Саша.
В чем были условия игры?
- «Мячики катать».
Что было сложное в игре?
- «Маленький мячик было не легко».
Почему?
- «Попадал в дырку».
Что ты делала, чтобы он не проваливался в дырку?
- «Быстро толкала».
Какие мячики было легче катать?
- «Средний и большой».
Почему?
- «Они мягкие и большие и прокатывались через дырку».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики прокатывались?
- «Тоже быстро толкали».
6. Максумов Тимур.
В чем были условия игры?
- «Катать мячики до финиша».
Что было самое сложное в игре?
- «Маленький, он в дырку падал».
А большой и средний мячики трудно было катать?
- «Нет, для них нужна очень большая дырка, чтобы они падали».
Что ты делал, чтобы маленький мячик не падал?
- «Я вот так размахивался и толкал, и он пролетал».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики не падали?
- «Не знаю, наверное, тоже толкали».
7. Исханов Висхан.
В чем были условия игры?
- «А… мячики катать».
Что было самое сложное в игре?
- «Не знаю, маленький, наверное, катать».
Почему?
- «В дырку падал».
Что ты делал, чтобы маленький мячик не падал?
- «Не знаю, толкал».
Как толкал?
- «Сильно, наверное, и он пролетал».
А остальные мячики падали?
- «Нет».
Почему?
- «Они большие и перекатывались».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики не падали?
- «Не знаю, толкали, наверное».
8. Новикова Полина.
В чем были условия игры?
- «Катать мячики».
Что было сложного в игре?
- «Ничего».
А когда расстояние между столами увеличивалось, что происходило?
- «Мячики в него падали».
Что ты делала, чтобы они не падали?
- «Толкала».
Как?
- «Вот так руками». /показывает положение рук, какое было при игре/.
Что остальные ребята делали, чтобы у них мячики не падали?
- «Не знаю, ничего».
9. Дженинс Саша.
В чем были условия игры?
- «Перекатывать мячики через дырку».
Что было сложного в игре?
- «Маленький мячик перекатывать через дырку».
А большой и средний?
- «Нет, они большие и прокатывались через дырку, а средний иногда
падал».
Что ты делала, чтобы мячик не падал в дырку?
- «Очень сильно толкала, и тогда он перелетал».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики не падали?
- «Очень сильно толкали».
10. Жуков Петя.
В чем были условия игры?
- «Катать мячики по столам».
Что было сложного в игре?
- «Чтобы мячики в дырку не провалились».
Все мячики в дырку проваливались?
- «Нет, маленький почти всегда, а средний и большой только когда дырка
стала очень большой».
Что ты делал, чтобы мячики не проваливались в дырку?
- «Я их сильно катил, а когда очень сильно, то и маленький
прокатывался».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики не падали в дырку?
- «Не знаю, я не смотрел, наверное, тоже быстро катили».
11. Демичев Аристарх.
В чем были условия игры?
- «Мячики до финиша докатить».
Ччто было самое сложное в игре?
- «Не знаю, наверное маленький катить».
Почему тебе сложно было его катить?
- «Ну… он маленький и в дырку падал».
А большой и средний мячики трудно было катить?
- «Нет они большие и не падали, только средний иногда застревал».
Что ты делал, чтобы маленький мячик не падал?
- «Я его толкал».
А как ты его толкал?
- «Ну… я размахивался и толкал, и он перелетал через дырку».
А средний и большой мячики ты также толкал?
- «Нет, я их тихо толкал, а маленький сильно».
Что остальные ребята делали, чтобы у них мячики прокатывались?
- «Не знаю, тоже толкали».
12. Жуков Дима.
В чем были условия игры?
- «Перекатывать мячики через дырку».
Что было самое сложное в игре?
- «Маленький мячик перекатывать».
Почему?
- «Он все время в дырку падал».
Как тебе кажется, почему маленький мячик в дырку падал?
- «Потому что он маленький, а дырка большая».
А большой и средний мячики прокатывались хорошо?
- «Нет, средний тоже падал, а большой нет».
Скажи, что ты делал, чтобы мячики не падали в дырку?
- «Я очень сильно толкал и они не падали, но иногда все равно
падали».
Как ты думаешь, что нужно было сделать, чтобы они не падали?
- «Еще сильнее толкать».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики докатывались до финиша?
- «Тоже сильно толкали».
13. Трусов Коля.
В чем были условия игры?
- «Мячики до финиша докатить».
Что было самое сложное?
- «Чтобы они до финиша докатывались».
Почему?
- «Они в сторону укатывались».
Что ты делал, чтобы они не укатывались?
- «Я целился».
Что происходило, когда между столами расстояние увеличивалось?
- «А… в дырку мячики падали».
Все мячики в дырку падали?
- «Нет, сначала маленький, а потом и большой».
Что ты делал, чтобы они не падали?
- «Кидал их».
А как кидал?
- «Не знаю».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики в дырку не падали?
- «Не знаю, я не смотрел».
14. Ахильгова Мадина.
В чем были условия игры?
- «Мячики перекатывать через дырку».
Что было сложного в игре?
- «А ничего».
А когда между столами расстояние увеличивалось, что происходило?
- «Мячики туда падали, а у меня не падали».
Что ты делала, чтобы они у тебя не падали?
- «Ничеко, толкала».
А как толкала?
- «Просто толкала и все».
А что остальные ребята делали, чтобы мячики не падали?
- «Ничего, у них мячики все время падали».
/Создалось впечатление, что Мадина просто не хотела разговаривать.
Хотя во время эксперимента она одна из первых обратила внимание на
расстояние между столами и успешно выполняла задание./
15. Карякин Кирилл.
В чем были условия игры?
- «Мячики до финиша докатить».
Что было сложного в игре?
- «Маленький мячик катить».
Как ты думаешь, почему?
- «Он в дырку падал».
Что ты делал, чтобы он не падал в дырку?
- «Катил быстро и он не падал, а когда дырка стала очень большой он
все равно падал».
А большой и средний мячики падали в дырку?
- «Нет, только когда дырка стала очень большой».
А что ты делал, чтобы они не падали?
- «Тоже быстро катил».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики до финиша докатывались?
- «Тоже сильно катили».
16. Голубева Вероника.
В чем были условия игры?
- «Мячики прокатывать».
Что было сложного в игре?
- «Что?»
Было что-нибудь сложное для тебя в игре?
- «Мячики катать».
Почему?
- «Они в дырку падали».
Все мячики падали в дырку?
- «Да, все только большой иногда не падал».
Почему мячики падали?
- «Дырка была очень большая».
Что ты делала, чтобы они не падали?
- «Я их кидала».
Как кидала?
- «Вот так (показывает положение рук, какое у нее было во время
игры)».
Что остальные ребята делали, чтобы у них мячики докатывались до
финиша?
- «Не знаю».
17. Елашвили Аня.
В чем были условия игры?
- «Мячики катать».
Что было самое сложное в игре?
- «Маленький мячик сложно было катать».
Почему?
- «Он маленький, а дырка большая».
А остальные мячики падали в дырку?
- «Да, иногда».
Когда они падали?
- «Когда дырка стала очень большой».
Что ты делала, чтобы мячики не падали?
- «Я их сильно толкала и они перепрыгивали через дырку».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики не падали?
- «Наверное тоже сильно толкали».
18. Фашанов Эдик.
В чем были условия игры?
- «Мячики до финиша катать».
Что было сложного в игре?
- «Чтобы они в дырку не падали».
Все мячики в дырку падали?
- «Да, все, только большой иногда не падал».
Когда большой мячик не падал?
- «Когда дырка была маленькая».
Что ты делал, чтобы мячики не падали в дырку и докатывались до финиша?
- «Ничего, они все равно падали».
Как ты думаешь, что нужно было сделать, чтобы мячики докатывались?
- «Дырку убрать».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики докатывались до финиша?
- «Не знаю, я не видел».
19. Мурашев Коля.
В чем были условия игры?
- «Катить мячики».
Что было сложного в игре?
- «Ну… не знаю, наверное, маленький мячик катить».
Почему?
- «Он все время в это растояние падал».
А другие мячики падали?
- «Нет, они большие и пролетали».
Что ты делал, чтобы маленький мячик не падал?
- «Я бил его сильнее».
И что происходило?
- «Он перепрыгивал дырку».
Что остальные делали, чтобы мячики не падали?
- «Тоже били, как и я».
Как били?
- «Сильно очень».
20. Палиашвили Яша.
В чем были условия игры?
- «А я не помню».
Что ты делал с мячиками?
- «Я их катал».
Все мячики хорошо катались?
- «Да, все».
Что происходило, когда растояние между столами увеличивалось?
- «Не знаю, ничего».
Тебе легко все мячики было катать или, может быть, какой-то было
сложней?
- «Ну… большой, он тяжелый, тяжело было толкать».
А маленький мячик всегда легко катался?
- «Ну… иногда падал в дырку».
Что ты делал, чтобы он не падал?
- «Ничего, катал».
Как катал?
- «Просто катал».
Что остальные ребята делали, чтобы мячики докатывались до финиша?
- «Ничего».
Подготовительная группа, речевые высказывания по ходу эксперимента.
Первая попытка (столы сдвинуты):
«Просто катить мячики?»
«Надо прямо катить».
«У него руки крюки».
«Мазила».
«Мячик попрыгунчик».
«Это как в футболе надо, точно в цель».
«Нет как баскетбол».
«Нет не как баскетбол, в баскетболе надо кидать, а здесь катать как в
футболе».
Все дети приняли и поняли условия игры.
Вторая попытка (столы раздвинуты на 2см.):
«Первая Маша».
«Теперь я».
«Миша! Миша! Ой Миша не получится».
«Глеб у тебя не получилось, давай еще раз».
«Петь, ты прямо кати».
«Зачем вы дырку сделали? Я знаю, чтобы мячики застревали».
Здесь мы можем отметить, что в старшей группе дети уже со второй
попытки отметили раздвинутые столы и предположили для чего это делается.
Третья попытка (столы раздвинуты на 4см.):
«Я знаю, сейчас маленький в дырке застрянет».
«А средний пролетит и большой тоже».
«Надо побыстрей катить, чтобы докатывался».
Изменение своих действий с целью успешного выполнения задания.
Четвертая попытка (столы раздвинуты на 6см.):
«Нужно прицелиться».
«Я хочу быть футболистом».
«А я дипломатом».
Дети увлеченно играют, мало высказываясь по ходу игры.
Пятая попытка (столы раздвинуты на 8см.):
«Ну, все теперь маленький мячик обязательно провалится».
«Да, точно провалится».
«Я знаю, надо быструю скорость, а то может в дырку упасть».
«А средний мячик пролетит».
«А большой тем более».
«Ап, у меня получилось».
«Я так и думал, что не докатится».
В данной попытке можно видеть, что дети определенно сориентировались в
ситуации, соответственно выявившимся новым условиям и изменили тактику.
Шестая попытка (столы раздвинуты на 10см.):
«Надо еще быстрее кидать, а то не получится».
«Быстрей кидай».
«Во видишь, пролетел».
«Так и надо, очень быстро».
Седьмая попытка (столы раздвинуты на 12см.):
«Мячик с божьими коровками».
«А этот тигровый».
«А перекидывать легче».
«Нет, катить легче».
Восьмая попытка (столы раздвинуты на 14см.):
«В дырку упал».
«Дырка очень большая».
«С большим - легко, а с маленьким - трудно».
«Надо сильно толкать, очень сильно, чтобы не упал».
«Ты не сильно толкаешь, а надо сильно, со всей силой».
«Ты очень тихо кидаешь, сильнее, сильнее».
Некоторые пытаются перекидывать маленький мячик через дырку, при
напоминании им, что надо прокатывать мячик, успешно выполняют задание.
Девятая попытка (столы раздвинуты на 16см.):
«Со всей силой надо».
Все кричат: «Бей со всей силой».
«Ты не правильно кидаешь».
Уменьшение спонтанных высказываний, так как дети очень увлечены
прокатыванием мячиков через дырку.
Десятая попытка (столы раздвинуты на 18см.):
«Давай со всей силой».
«Не получилось, потому что здесь дырка, мячик может упасть».
«Дырка стала еще больше».
«Большой проще всего катить».
«Со всей силой давай».
Одиннадцатая попытка (столы раздвинуты на 20см.):
«А я знаю, что вы делаете, вы столы опять раздвигаете еще больше».
«И я знаю, что вы делаете, вы столы раздвигаете, и мячики
проваливаются».
«Вы не честно играете» (обращение к экспериментатору).
«Маленький невозможно уже катать он все время проваливается».
«У меня не получается».
Двенадцатая попытка (столы раздвинуты на 22см.):
«Вы опять столы раздвинули».
«Давай, надо очень сильно толкать».
«Еще сильнее, а то упадет в дырку».
«Не кидай, а кати».
«А вы почему не кидаете» (вопрос к экспериментатору).
Тринадцатая попытка (столы раздвинуты на 24см.):
«А теперь и средний проваливается».
«Маша, ты прицелься и сильнее».
«Вот как надо сильно» (показывает).
«А большой очень тяжелый, его тяжело сильно катить».
«А ты сильнее, чем я кидаешь».
Четырнадцатая попытка (столы раздвинуты на 26см.):
«А я очень сильно кидаю, поэтому и пролетает».
«А у меня тоже получается, я еще сильнее кидаю».
«Ника, ты не так кидаешь, надо целиться и сильнее».
Пятнадцатая попытка (столы раздвинуты на 28см.):
«У меня получается, потому что я целюсь и сильно бросаю».
«Они проваливаются».
«Они отскакивают от дырки».
«У меня лучше получается, я умею».
Шестнадцатая попытка (столы раздвинуты на 30см.):
«Я быстрее качу мячики, чем другие, поэтому они докатываются до
финиша».
«Я тоже сильно кидаю».
«И я сильно».
Дети начинают соревноваться между собой, у кого лучше получится
докатить мячики до финиша, поэтому уменьшение спонтанных высказываний.
Однако, дети при этом активно меняют позы и положения рук, «подбирая»
удачные для лучшего результата.
Семнадцатая попытка (столы раздвинуты на 32см.):
«Надо столы сдвинуть, дырка очень большая».
«Марьям, сильнее надо, делай как я».
«Вот так надо».
Восемнадцатая попытка (столы раздвинуты на 34см.):
«Очень тяжело, но можно прокатить».
«А мне не тяжело, просто надо очень сильно по мячику ударить».
«Смотрите, у меня тоже получилось».
«А можно столы сдвинуть, хоть чуть-чуть».
Девятнадцатая попытка (столы раздвинуты на 36см.):
«Очень дырка большая, они все падают».
«Да, даже большой».
«А у меня маленький лучше получается, потому что он легче, чем
большой. Я маленький могу очень сильно ударить, а большой не получается».
«Средний тоже можно сильно ударить и он пролетит».
Двадцатая попытка (столы раздвинуты на 38см.):
«Нет, я больше не хочу у меня не получается, они все равно падают».
«Смотри как надо».
«Они все равно падают».
«А у меня получается, только большой плохо, он тяжелый».
Двадцать первая попытка (столы раздвинуты на 40см.):
«Они все проваливаются, тяжело через дырку».
«Надо столы сдвинуть, а то не получится».
«Я уже не хочу играть, они все равно все падают».
«Очень дырка большая».
«И я не буду кидать, у меня тоже не получается».
«Да, надо дырку закрыть, хоть немножечко».
«А у меня все равно получится, я могу очень сильно толкать».
«Смотрите, как я могу».
«Не получилось, просто надо еще сильней».
Почти все дети отказались продолжить игру, объясняя это тем, что дырка
очень большая и через нее не возможно перекатить мячики, только
перекидывать, или надо сдвинуть столы, или закрыть чем-нибудь дырку, а
иначе ничего не выйдет.
Протоколы бесед с детьми по окончании эксперимента.
Подготовительная группа.
1. Жуков Глеб.
В чем состояли условия игры?
- «Через дырку прокатить мячик».
Что ты делал, чтобы мячики не проваливались в дырку?
- «Я очень сильно их катил».
Скажи, все мячики проваливались в дырку?
- «Нет, только маленький иногда».
Скажи, пожалуйста, в небольшую дырку, какие мячики проваливались?
- «Маленький и средний, а большой мячик чтобы провалился, нужна большая
дырка».
Что ты делал, чтобы маленький мячик не проваливался в дырку?
- «Очень быстро надо катить, чтобы он не упал, а чтобы упал надо
медленно. А я сильно и быстро катил, чтобы не упал».
Ты наблюдал за остальными ребятами, что ты заметил?
- «Они, так же как и я, бросали мячики, сильно и тогда они не падали в
дырку. И целились они, так же как и я».
А для чего ты целился?
- «Чтобы не попасть в дырку».
Чтобы мячик до финиша дошел, что нужно делать?
- «Быстро катить и целиться, чтобы в дырку не упал и не скатился со
стола.
2. Абрамян Оганез.
В чем были условия игры?
- «Надо мячики было толкать, чтобы до финиша дошли».
Что ты делал, чтобы мячики не проваливались в дырку?
- «Быстро катил».
Какой мячик чаще проваливался?
- «Маленький, его было трудно катить».
Что ты делал, чтобы маленький мячик не проваливался?
- «Целился и быстрее кидал».
Ты наблюдал за другими ребятами, что они делали, чтобы мячики не
проваливались?
- «Они били».
Как били?
- «Сильно очень били и мячики прокатывались».
Скажи, в маленькую дырку, какой мячик скорее провалится?
- «Маленький, а в большую и большой тоже».
3. Ахильгов Магомед.
В чем были условия игры?
- «Надо чтобы мячик до финиша докатился».
Что ты делал, чтобы они до финиша докатывались?
- «Я сильно катал».
Какой мячик тяжелее всего было катать?
- «Маленький».
А почему?
- «Потому что он маленький, а дырка большая».
А что ты делал, чтобы маленький мячик не проваливался?
- «Со всей силой бил, и тогда он пролетал дырку».
А остальные мячики как ты катал?
- «Большой просто катал, а средний тоже со всей силы, чтобы тоже не
провалился».
Скажи, а как остальные катали мячики?
- «Плохо, у них мячики падали в дырку».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|