Рефераты

Проблема эмоциональных состояний в психологии

фазы развития эмоции: фазу кумуляции (накопления, суммации), взрыв,

уменьшение напряжения и угасание.

Доминантиость. Сильные эмоции обладают способностью подавлять

противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека. По

существу об этом свойстве писал А. Ф. Лазурский, обсуждая свойство взаимной

согласованности чувствований: «Человек, у которого действие отдельных

чувств достаточно между собой согласовано, всецело бывает охвачен известным

настроением или эмоцией. Будучи сильно огорчен, он уже не рассмеется

внезапной шутке; находясь в приподнятом, торжественном настроении, он не

захочет слушать пошлостей» (1995, с. 154).

Суммация и «упрочение». Вл. Витвицкий (Witwicki, 1946) отмечает, что

наиболее сильное удовольствие или неудовольствие обычно человек испытывает

не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя.

В. С. Дерябин указывает на еще одно свойство эмоций — их способность к

суммации. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в

течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению

чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится

сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость этого процесса:

он происходит незаметно для человека, не отдающего себе отчета в том, на

чем это основано. Наличие этого свойства подтвердилось при изучении страха:

реакция на опасную ситуацию у лиц с низким уровнем смелости при повторном

попадании в нее была больше, чем в первый раз (Скрябин, 1972; Смирнов,

Брегман, Киселев, 1970). Правда, затем происходит адаптация к опасности,

уровень страха снижается, так что это свойство проявляется, очевидно,

только при первых предъявлениях эмоциогенного раздражителя.

Адаптация. Эмоциям, а эмоциональному тону ощущений в особенности,

свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом

повторении одних и тех же впечатлений. Как писал Н. Н. Ланге, «чувство

выдыхается». Так, длительное действие приятного раздражителя вызывает

ослабление переживания удовольствия, вплоть до полного его исчезновения.

Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к

тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения. В то же

время перерыв в действии раздражителя может снова вызвать удовольствие. По

данным Вл. Витвицкого, адаптации подвержена и отрицательная эмоция,

например, неудовольствие умеренной интенсивности, однако адаптации к боли

не наступает.

Возможно, эффект адаптации к страху проявляется в таком странном на

первый взгляд явлении: парашютистами прыжок с парашютной вышки переживается

сильнее, чем прыжок с самолета. Вероятно, близость земли в первом случае

делает восприятие высоты более конкретным («разве парашют успеет

раскрыться, если земля уже так близко?» — очевидно, говорит им

подсознание). Поэтому и прыгать боязно, хотя рассудок говорит о полной

безопасности.

Пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных (вкусов,

интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей

людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина

может вызывать у них разные эмоции. Опасность у одних вызывает страх, у

других — радостное, приподнятое настроение.

Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно

передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним.

Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или

паника. Социальные психологи по-разному относятся к этому свойству эмоций.

Одни говорят о «деинтеллектуализации» толпы, ее эмоциональной лабильности

(взлеты и спады ярости и умиления), другие видят в этом свойстве основу

коллективистского воспитания человека. Приведу по этому поводу выдержку из

работы В. К. Васильева (1998): «Авторами не без брезгливости описывается

"заразительность" массовых эмоций. Московичи приводит цитату из Флобера, в

которой главный герой обнаруживает на себе действие психического заражения

в толпе: "Он трепетал от нахлынувшего чувства безмерной любви и

всеобъемлющего, возвышенного умиления, как если бы сердце всего

человечества билось в его груди". Если без предвзятости оценить эту фразу,

то она говорит о том, что именно в толпе (сообществе, группе) человек

учится возвышаться над мелочными личными интересами, становится способен

что-то делать для других людей даже вопреки своему страху, жадности,

ленивости. Только чувства, пробуждаемые в группе (группой), ограничивают

так называемый животный индивидуализм» (с. 8-9).

Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с

различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или

неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при

определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая

«острые ощущения».

Удержание в памяти. Еще одним свойством эмоций считается их способность

долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти

— эмоциональный. Устойчивость эмоциональной памяти хорошо выразил русский

поэт К. Батюшков: «О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!»

Иррадиация. Это свойство означает возможность распространения настроения

(эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все,

что человеком воспринимается. Счастливому «все улыбается», кажется приятным

и радостным.

Обозленного человека, как и раздосадованного, раздражает все и вся:

довольное лицо другого человека, невинный вопрос (одного подростка мать

спросила, хочет ли он кушать, на что тот закричал: «Да что ты мне все в

душу лезешь!») и т. д.

Перенос. Близким к иррадиации является свойство чувств переноситься на

другие объекты. У влюбленного способностью вызвать сентиментальные эмоции

обладает не только вид любимого человека, но и предметы, с ним

соприкасавшиеся (платок любимой, ее перчатка, прядь волос, письмо,

записка), с которыми человек может проделывать такие же действия, как и с

самим объектом любви (гладить, целовать). Поскольку положительные чувства

детства связаны с «малой родиной», они переносятся и на встретившихся вдали

от нее земляков.

С другой стороны, ребенок, у которого возникла отрицательная реакция на

крысу, начинает так же реагировать на сходные объекты (кролика, собаку,

шубу).

Амбивалентность. Это свойство выражается в том, что человек может

одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное

состояние (в связи с чем П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях). А. Н.

Леонтьев (1971) подвергает сомнению наличие этого свойства и отмечает, что

представления психологов об этом свойстве возникли в результате

несовпадения чувства и эмоции, противоречия между ними.

И действительно; «любовь никогда не бывает без грусти»,

«мне грустно потому, что я тебя люблю» — этот мотив постоянно встречается в

сти-

хотворной лирике, романсах, песнях. Но очевидно, что эмоция грусти

возникает на

фоне чувства любви. Можно ли в этом случае говорить об истинной

амбивалентно-

сти эмоции грусти?

«Переключаемость». Это свойство означает, что предметом (объектом) одной

эмоции становится другая эмоция: мне стыдно своей радости; я наслаждаюсь

страхом; я упиваюсь своей грустью и т. п.

Порождение одних эмоций другими. Неразделение эмоций и чувств привело, с

моей точки зрения, к созданию мифа о еще одном свойстве эмоций, а именно о

том, что одни эмоции способны порождать другие. Так, В. К. Вилюнас (1984)

пишет: «В комплексе эмоциональных переживаний, соединяющихся в более

сложные образования, иногда можно найти элементы, связанные причинно-

следственными отношениями. Такая способность эмоций порождать и

обусловливать друг друга является еще одним и, пожалуй, самым интересным

моментом, характеризующим их динамику» (с. 24). Далее он пишет, что

наибольший вклад в доказательство этой идеи внес Б. Спиноза. Приводимый

материал, с точки зрения Вилюнаса, показывает, что эмоциональные отношения,

развивающиеся при различных обстоятельствах из некоторой исходной эмоции, в

отдельных случаях могут быть весьма сложными и разнообразными. Так,

субъект, охваченный любовью, сопереживает аффекты того, кого он любит. Если

любовь не взаимная, то она порождает неудовольствие.

Однако чувство любви является не эмоцией, а отношением, которое в

зависимости от попадания объекта любви в ту или иную ситуацию рождает у

любящего те или иные эмоции. Следовательно, не эмоция порождает другие

эмоции, а чувство. И речь должна идти даже не о порождении эмоций, а о

проявлении чувства через различные эмоции.

7. Роль и функции эмоций

Целесообразность эмоций

Обсуждая вопрос о значении эмоций для существования животных и человека, П.

В. Симонов (1966) пишет: «Трудно допустить, чтобы их (эмоций) наличие было

биологически бессмысленным, хотя определить значение эмоций в

приспособительном поведении живых существ гораздо труднее, чем может

показаться на первый взгляд. Внесению ясности в этот действительно трудный

и спорный вопрос немало мешает существующая терминологическая неразбериха.

Многие авторы склонны отождествлять эмоции с разнообразными потребностями

живых организмов. Менее всего повезло термину "мотивация" (влечение,

побуждение, желание). Этот термин совершенно произвольно употребляется то

как синоним потребности, то как слово, почти совпадающее с понятием

"эмоция". Особенно запутана эта проблема в физиологии, хотя, казалось бы,

именно физиологи должны строго и последовательно классифицировать изучаемые

явления. С точки зрения некоторых физиологов, "эмоция", "инстинкт",

"безусловный (врожденный) рефлекс" — практически совпадающие понятия. Все

ясно и просто: пищевой рефлекс — пищевая эмоция, голод. Оборонительный

рефлекс — оборонительная эмоция, агрессия, страх, ярость. Половой рефлекс —

половое влечение...

К сожалению, вся эта схема далека от действительности и крайне

непродуктивна в теоретическом отношении» (с. 8-9). С этим нельзя не

согласиться.

К. Изард (2000) полагает, что человеческие эмоции возникли для закрепления

взаимной привязанности матери и ребенка. «По мере эволюции наших предков

период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным

— им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу,

заботиться о себе. Для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком,

заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная

взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом она возникла и как

трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных

исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором

взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции» (с. 19). Читая

это, хочется повторить приведенные выше слова П. В. Симонова: к сожалению,

вся эта схема тоже далека от действительности. Почему все эмоции сведены

только к привязанности и только между людьми? Разве нет привязанности у

животных к человеку и разве эта привязанность нужна животным, чтобы

научиться выживать?

Функции и роль эмоций. Говоря о том, для чего человеку и животным нужны

эмоции, следует, с моей точки зрения, различать их функции и роль. Функция

эмоций — это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в

организме, а их роль (обобщенное значение) — это характер и степень участия

эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то

помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт

их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть

положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их

целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе,

зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут

оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с

чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в

организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его

интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны

для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или

отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции

«не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения.

Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая

эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье

человека и т. д.

Именно о роли эмоций, а не об их функции, спорили еще стоики и

эпикурейцы, обсуждая вопрос об их полезности или вредности. Спор этот

продолжается и в наше время, так как имеются данные как за, так и против

каждой точки зрения.

Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

«Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более важную

биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно

механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней

появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно

позднее (Макарова, 1968). «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги,

опасности для организма. «Положительная» эмоция — это сигнал возвращенного

благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго,

поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же

тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена.

Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции.

При этих условиях здоровье человека действительно страдает. «Отрицательные»

эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму (в том

числе и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность

обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают

сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т, д. (Лукьянов, 1966).

О полезности «отрицательных» эмоций умеренной интенсивности

свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом (1975): из

трех групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически

подвергали стрессовым воздействиям средней силы — пугали, брали в руки и т.

д.

Опираясь на положение Э. Гельгорна и Дж. Луфборроу (1966) о динамическом

равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы,

связанного с «положительными» эмоциями, и симпатического отдела

вегетативной нервной системы, связанного с «отрицательными» эмоциями, Б. И.

Додонов заключает, что «для организма важно не сохранение однообразно

положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках

определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности» (1978, с.

82).

В то же время имеются данные (Янкина, 1999), что уровень развития

интеллекта выше у дошкольников с преобладанием «положительных» эмоций и

ниже — с преобладанием «отрицательных». Правда преобладание «отрицательных»

эмоций и средний уровень интеллекта по тесту Д. Векслера был у детей с

эмоциональными нарушениями. Как обстоит дело у детей с нормальным развитием

эмоциональной сферы, остается неясным,

С точки зрения П. В. Симонова, нервные механизмы положительных

эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. Он

считает, что «положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное

значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных»

эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать

достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль

положительных эмоций — активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого

"уравновешивания организма с внешней средой"» (1970, с. 52).

«Отрицательные эмоции, — пишет Симонов, — как правило, обеспечивают

сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием

субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать

новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо

наслаждение.

Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они

могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально

неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы, несомненно, отдадим

предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого

человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью.

Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни»

(1970, с. 63).

Без «положительных» эмоций, отмечает Симонов, трудно себе представить те

формы освоения действительности, которые не продиктованы непосредственным

утилитарным эффектом: игру, художественное творчество и восприятие

произведе-

ний искусства, теоретическое познание. Он полагает, что в этих областях

деятельно-

сти человека побуждающее влияние «отрицательных» эмоций ничтожно, если оно

вообще имеется.

Думается, что это заявление излишне категорично. Ему противоречит

проявление экстрапунитивной формы фрустрации как стремление доказать себе и

другим случайность творческой неудачи. А разве люди воспринимают

произведения искусства только ради положительных переживаний? Почему же

тогда зрители плачут на спектаклях и в кино?

Говоря о роли эмоций в жизни человека неправомерно ставить вопрос, для

чего, с какой целью некто переживает эмоции, как это имеет место у Л. М.

Аболина (1987). Такие вопросы правомерны в отношении сознательно ставящихся

целей. Эмоции же возникают чаще всего непроизвольно. Поэтому по отношению к

ним можно поставить только вопрос: какая польза или вред может быть

человеку от возникновения той или иной эмоции (исходя из предназначенных им

природой функций)?

Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что положительная роль эмоций

не связывается прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль — с

«отрицательными». Последние могут служить стимулом для

самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для благодушия.

Многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания.

Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся.

Однако несомненна главная функция эмоций — их участие в управлении

поведением человека и животных.

8. Характеристика эмоций

а) Характеристика эмоции интереса

Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие

эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в

формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес —

единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека.

Кроме того, он насущно необходим для творчества.

Следует различать эмоцию интереса и ориентировочный рефлекс. Если к щеке

голодного младенца прикасается сосок материнской груди, ребенок рефлекторно

потянется к нему губами. Слуховые раздражители вызывают ориентировочную

реакцию у младенцев уже в 1-5-й дни жизни (Sameroff, 1971). Если же

говорить о зрительной системе, то любой яркий объект обычно вызывает

ориентировочную реакцию как у ребенка, так и у взрослого. Существуют также

непроизвольные ориентировочные рефлексы на слуховые и тактильные

раздражители, Все эти рефлексы могут запускать эмоцию интереса и

способствовать ей. Интерес в сочетании с ориентировочными рефлексами

«позволяет индивиду удерживать внимание на сложных объектах» (Tomkins,

1962, р. 338).

Уже в первые недели и месяцы жизни ребенок реагирует на человеческие лица и

на человеческий голос, и этот интерес, по-видимому, имеет врожденную

природу. Человеческое лицо, даже незнакомое, вызывает у двухмесячного

ребенка больший интерес, чем лицо искусно сделанного манекена, но он дольше

задержит взгляд на лице манекена, чем на любом другом неживом объекте, не

имеющем лица, и этот факт свидетельствует о том, что человеческое лицо

пробуждает в ребенке зачаточный интерес (Langsdorf, Нard, Rayias, Hembree,

1983).

Таким образом, интерес — это нечто иное или нечто большее, чем внимание.

В некоторых случаях ориентировочный рефлекс инициируется эмоцией

интереса, роль которого в этом случае сводится к тому, чтобы побудить

ребенка повернуть голову или направить взгляд на объект, вызвавший интерес.

Но эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса хотя бы тем, что

она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не

зависят от внешней стимуляции. Кроме того, интенсивная эмоция интереса

может вызывать даже обратную реакцию — иногда она заставляет человека

отвести взгляд от заинтересовавшего его объекта, так как зрительная

информация мешает представлять объект и осмыслять его (Meskin, Singer,

1974). И наконец, интерес человека к идее может и не сопровождаться

специфическими поворотами головы.

Не следует путать эмоцию интереса с реакцией удивления и изумления, хотя

внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса: человек

кажется всецело поглощенным объектом, мгновенно реагирует на него,

стремится познать его.

Эмоция интереса, как и другие фундаментальные эмоции, усиливается

неспецифическими влияниями ретикулярной формации ствола мозга. Для

понимания интереса (и любой другой базовой эмоции) нужно научиться отличать

эмоцию от факторов, способствующих ее появлению и усилению, то есть

отличать эмоцию от активации центральной нервной системы (arousal).

В тех случаях, когда эмоция интереса задействует зрительную систему,

взгляд человека либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается,

исследуя объект. Фиксация взгляда указывает на то, что человек всецело

поглощен, заворожен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект,

свидетельствует о том, что человек активно работает, стремясь понять и

прочувствовать объект (Tomkins, 1962, р. 340). В принципе, такая же

закономерность справедлива и для других сенсорных систем, задействованных

эмоцией интереса.

Эту селективность восприятия и внимания ни в коем случае нельзя

рассматривать как достояние исключительно младенческого возраста. Влияние

эмоции интереса на нашу жизнь огромно. Чтобы понять это, достаточно

представить, как по-разному могут увидеть и воспринять происходящие события

хотя бы два человека, сидящие на одной скамейке в городском саду. Интерес в

буквальном смысле определяет наши мысли и воспоминания, ибо он в

значительной степени обусловливает содержание нашего восприятия, внимания и

памяти.

Основное различие между эмоцией интереса и когнитивными процессами

внимания и обработки информации станет наиболее очевидным, если вспомнить

ранее сформулированное нами определение эмоции. Мы говорили о том, что

эмоция складывается из трех компонентов — физиологического процесса,

экспрессивного поведения и переживания. Когда вы увлечены интересной

книгой, разговором с приятным человеком или присутствуете на совещании, от

решений которого зависит ваше будущее, вы обязательно переживете эмоцию

интереса и, возможно, даже осознаете свое переживание. И напротив, те

процессы восприятия и внимания, которые связаны с объектами или событиями,

не имеющими особого значения или эмоционально не важными для вас,

характеризуются минимальным переживательным компонентом. Именно поэтому

когнитивные психологи, исследуя в лабораторных условиях различные аспекты

восприятия, используют в качестве стимульного материала разнообразные

геометрические формы или отдельные буквы алфавита, стараясь таким образом

если не исключить вовсе, то по крайней мере минимизировать возможность

эмоциональных переживаний. Испытуемый, принимающий участие в таких

экспериментах, наверное, должен испытывать некоторый интерес к

происходящему, — иначе он плохо справится с заданием. Но в данном случае

интерес к сотрудничеству искусственно подогревается экспериментатором или

экспериментальным заданием, но не стимульным материалом как таковым.

Интерес как стабилизирующий фактор сексуальных и семейных отношений

Рассматривая эволюционное значение эмоции интереса, необходимо отметить,

что интерес не только повышает сексуальное удовольствие, но также играет

важную роль в поддержании длительных отношений между представителями

противоположных полов. Только те супруги и сексуальные партнеры, которые не

утрачивают интерес друг к другу как к человеческим существам, будут

счастливыми в браке, окажутся в состоянии получать удовольствие от общения

друг с другом.

Интерес и развитие интеллекта

К этой теме мы вернемся при рассмотрении роли эмоций в творчестве, но,

обозревая эволюционную перспективу, следует отметить, что именно эмоция

интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься

определенным видом деятельности или выработкой определенного навыка.

Приобретенные знания и навыки пополняют резервные фонды интеллекта. Эмоция

интереса также заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты

мира, которые он хотел бы познать и исследовать

Функции эмоции интереса.

Биологические функции интереса

Наверное, правомерно будет сказать, что эмоции служат источником энергии

для поведения. Конечно, сами по себе эмоции не вырабатывают энергию,

человека снабжают энергией процессы пищеварения и метаболизма. Но эмоции

организуют и направляют выработанную энергию, создают специфические и

вполне определенные тенденции к действию, и именно поэтому мы вправе

рассматривать эмоции в качестве источника энергии для поведения.

Это управление энергией осуществляется прежде всего на биологическом

уровне. Так, например, одни эмоции по сравнению с другими обеспечивают

большее кровоснабжение мышц, задействованных в инструментальной активности.

Исследование с предъявлением новорожденным детям человеческих лиц

обнаружило, что ориентировочная реакция ребенка сопровождается снижением

частоты сердечных сокращений. Брадикардия отмечается и у взрослого человека

при смещении внимания, вызванном необходимостью сбора информации из

окружающей среды (Lacey, Lacey, 1970). По-видимому, замедление сердечного

ритма создает оптимальные условия для приема сенсорной информации. Так, у

младенцев падение частоты сердечных сокращений является своего рода

успокаивающим фактором. Этот относительный физиологический покой необходим

новорожденному ребенку для оптимального приема и обработки информации и

адекватной реакции на нее. Умеренный уровень интереса необходим для

энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности.

Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать

интерес нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные

эмоции и он плохо справится с ней.

б) характеристика эмоции радости

В последние десятилетия было проведено несколько эмпирических

исследований позитивной эмоциональности как личностной черты, и результаты

этих исследований подтвердили предположение о существовании индивидуальных

различий в количестве и частоте переживания людьми позитивных эмоций. Было

обнаружено, что способность к переживанию позитивных эмоций не подвержена

изменениям на протяжении всей человеческой жизни. Кроме того, эти

исследования показали, что позитивная эмоциональность как личностная черта

относительно независима от негативной эмоциональности как личностной черты.

Человек может иметь высокие или низкие показатели как по одной из них, так

и по обеим (Diener, Emmons,1984; Tellegen,1982). Так, например, было

выявлено, что именно позитивная, а не негативная эмоциональность помогает

дифференцировать тревогу и депрессию — два синдрома, которые имеют ряд

общих характеристик (Blumberg, Izard, 1986; Watson, Clark, Carey, 1988).

Концепция позитивной эмоциональности, несомненно, включает в себя такие

эмоции, как интерес и радость. Мы располагаем результатами нескольких

экспериментальных исследований, изучавших главным образом эмоцию радости.

Последние разработки могут значительно облегчить эмпирическое изучение

эмоции удовольствия—радости. По крайней мере одна из методик, разработанных

для изучения темперамента у новорожденных детей, включает в себя такой

параметр, как предрасположенность к улыбке и смеху (Rothbart, 1973), есть

также методы для объективного измерения улыбки у новорожденных и маленьких

детей (например, Izard, 1978). Результаты отдельных исследований с

применением этих методов позволяют предположить, что способы выражения

радости у младенцев относительно постоянны. Однако было бы преждевременно

интерпретировать эти данные как аргумент в пользу утверждения, что уже в

раннем развитии индивида радость выступает в качестве индивидуальной черты.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИИ РАДОСТИ У РЕБЕНКА

Поскольку радость не может быть непосредственным результатом волевого

усилия или целью деятельности, процесс развития эмоции радости у ребенка

протекает несколько иначе, чем процесс развития эмоции

интереса—возбуждения. Родители не могут «обучить» ребенка радости, не могут

выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущую его к счастью.

Они могут лишь развлекать и забавлять ребенка, вовлекать его в игры,

способствующие пробуждению эмоции радости. Подобные переживания радости

очень важны для нормального развития ребенка, но они кратковременны и

зависят от душевной щедрости окружающих его людей. Родители могут и должны

делиться своей радостью с ребенком, позволяя ему переживать эту эмоцию

косвенно, но в конечном итоге человек должен сам открыть для себя радость —

только тогда она станет частью его жизненного стиля.

в) характеристика эмоции печали

Печаль обычно относят к негативным переживаниям, однако нужно отметить,

что это очень специфическая эмоция. Деление эмоций на «позитивные» и

«негативные» — вопрос удобства; подобная классификация не может адекватно

передать всех характеристик дискретных эмоций. Мы уже отмечали, что такая

позитивная эмоция, как радость—возбуждение, может не только вызывать

бессонницу, но и имеет отношение к маниакальным нарушениям.

Выражение, переживание и функции печали.

Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека.

Представьте только, какибыл бы наш мир без этой важнейшей человеческой

эмоции. Разве были бы мы способны к формирова-

нию крепких, устойчивых связей с людьми, разве дорожили бы ими, если бы

возможность разрыва

этих связей не вызывала у нас печали? И насколько «человечными» были бы мы,

если бы не умели скорбеть о смерти любимого человека или сопереживать его

горю?

Причины печали

Уже отмечалось, что любая базовая эмоция имеет под собой естественные

основания. Говоря о естественных причинах эмоции, имеются в виду такие

причины, которые являются общими для всех людей, независимо от их

национальности, культурных и социально-экономических условий жизни, уровня

образования. Так, новизна и перемены являются универсальными активаторами

эмоции интереса. В определенных обстоятельствах лицо знакомого человека

может стать источником радости, и этот фактор радости преодолевает

культурные и этнические ограничения. Точно так же эмоция печали имеет свои

универсальные активаторы.

Разлука, или отделение, как физическое, так и психологическое, является

одним из основных и наиболее распространенных активаторов печали.

Вынужденная разлука с семьей или близким другом вызывает у нас печаль, но

человек может ощущать одиночество, испытывать печаль, даже находясь в

толпе. Психологическая изоляция может принимать самые разные формы, это

может быть неспособность к общению, к искреннему выражению своих чувств,

неумение завоевать симпатию окружающих. У человека при этом отсутствует

чувство принадлежности, он чувствует себя одиноким, покинутым людьми.

Пожалуй, самую глубокую печаль у нас вызывает смерть. Смерть близкого

друга или члена семьи — это невосполнимая утрата. Мы теряем человека, с

которым были связаны долгими и прочными узами, которому посвятили многие

часы своей жизни, с которым делили свои радости и беды. Подобная утрата

дружеских, любовных отношений вызывает у нас горе.

Другой универсальной причиной печали является разочарование, особенно

когда оно вызвано крушением надежд. Подобно разлуке, разочарование иногда

приводит к чувству психологической изоляции, одиночества, утраты. Так,

человек чувствует себя одиноким, когда ему долгое время не звонит близкий

друг, когда любимый человек забывает поздравить его с днем рождения, не

приходит на назначенное свидание или не считает нужным поделиться с ним

своей радостью. Хотя в подобных случаях человек испытывает множество

эмоций, одной из них непременно будет эмоция печали.

Неудача в достижении поставленной цели также может вызывать у человека

печаль. Однако нужно помнить о том, что установки и стремления людей очень

различны. Так, например, один студент будет счастлив, получив на экзамене

«хорошо» или даже «удовлетворительно», тогда как для другого эти же оценки

будут означать провал.

Бек (Beck, 1967), один из выдающийся психиатров, выдвинул убедительные

доводы в пользу когнитивных механизмов формирования депрессии. Говоря об

эмоциях, в данном случае об эмоции печали, нужно всегда учитывать, как

индивид воспринимает и оценивает себя, каким он видит этот мир и свое

будущее в нем. Если ребенок часто оказывается в ситуациях, с которыми

объективно не способен совладать, если часто переживает неудачи, то в конце

концов он может начать винить в этом самого себя, может утвердиться в мысли

о своей несостоятельности. В таких случаях большое значение имеет реакция

родителей и старших детей в семье. Если отец ругает себя за то, что потерял

работу, хотя истинной причиной его увольнения была общая экономическая

ситуация в стране, то его сын, усвоив это отношение к неудачам, может

винить себя за любое случившееся с ним несчастье.

Предрасположенность к печали. Индивидуальные различия

Как и в случае с любой другой эмоцией, предрасположенность к печальным

переживаниям индивидуальна и зависит от двух факторов — биологического и

социального. Нейрофизиологические исследования выявили отдельные нейронные,

химические и физиологические механизмы, участвующие в процессе

эмоциональной регуляции (Puig-Antich, 1986). Мы располагаем также данными,

свидетельствующими о том, что депрессия — психическое расстройство, в

котором ключевую роль играет эмоция печали, — может иметь наследственную

природу. Но предрасположенность к печали детерминирована не только

биологическими предпосылками, но и уникальным жизненным опытом индивида.

Есть множество ситуаций, которыми мы не состоянии управлять и которые

вызывают у нас печаль. Так, вы можете быть хорошим работником, но вас могут

уволить в связи со сложившейся экономической ситуацией. Болезнь близкого

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты