Проблема эмоциональных состояний в психологии
человека — еще один пример печальной ситуации, над которой мы почти не
властны. Как уже говорилось, люди, часто переживавшие в детстве неудачи,
отличаются большей уязвимостью, большей предрасположенностью к печали и
депрессии.
г) характеристика эмоции гнева
Гнев — одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как
нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее.
Наверняка в вашей жизни бывали случаи, когда вы, вспоминая об испытанном
гневе, переживали смущение и стыд, особенно если вам не удалось сдержать
вспышку гнева перед человеком, которого уважаете и мнением которого
дорожите. Вы стыдитесь того, что «потеряли контроль над собой». Гневные
слова или другие проявления гнева могут стать причиной временного разлада
отношений между людьми. Как уже говорилось, гнев может быть связан с
печалью, а гневные чувства, которые человек испытывает по отношению к
самому себе, в комбинации с печалью и другими эмоциями могут способствовать
развитию депрессии. Гнев также может взаимодействовать с эмоциями вины и
страха.
Сдерживая гнев, человек может страдать от того, что не имеет возможности
свободно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его
стремлению к желанной цели. При определенных обстоятельствах сдерживание
гневных проявлений может вызывать патологическое повышение активности
вегетативной нервной системы, что выражается в повышении диастолического
давления, учащении сердечного ритма и в других физиологических нарушениях.
Регулярное повторение ситуаций, вызывающих подобные нарушения в сердечно-
сосудистой и других системах организма, может привести к психосоматическим
расстройствам.
Но если последствия гнева столь неблагоприятны для человека, то почему мы
считаем его одной из важнейших эмоций? Для того чтобы оценить
индивидуальное и социальное значение гнева, необходимо подробно рассмотреть
характеристики и функции данной эмоции, проанализировать ее взаимосвязь с
другими эмоциями, с позывами, с мыслительными процессами и поведением.
В ситуации фрустрации одновременно с эмоцией гнева часто активируются
такие эмоции, как отвращение и презрение, и тогда формируется комплекс
эмоций, который мы называем триадой враждебности. Эта триада негативных
эмоций может активироваться в самых разных ситуациях, и в крайних случаях
приводит к тому, что жизнь превращается в череду ссор и перебранок. Человек
может испытывать враждебные чувства к самому себе, к другим людям или он
может быть недоволен ситуацией, испытывая враждебность к «системе» в целом.
Хотя гнев, отвращение и презрение очень часто действуют в комбинации,
каждая из этих эмоций имеет свои отличительные особенности. Для того чтобы
контролировать свои эмоции, мы прежде всего должны уметь отличить одну
эмоцию от другой, уметь идентифицировать эмоцию и назвать ее.
ПРИЧИНЫ ГНЕВА
Ограничение свободы
Чувство физической или психологической несвободы, как правило, вызывает у
человека эмоцию гнева. Кампос и Стенберг (Campos, Stenberg, 1981)
обнаружили, что ограничение свободы движений рук вызывает у 4-месячных
младенцев реакцию гнева. По просьбе экспериментаторов мать придерживала
руки ребенка, не позволяя ему шевелить ими. Мимическая реакция, которую
демонстрировали 4-месячные младенцы на подобное ограничение свободы, была
оценена экспериментаторами как реакция гнева. Семимесячные дети отвечали на
него не только гневной мимикой, они уже могли установить его источник, о
чем свидетельствовал тот факт, что они направляли взгляд на мать.
Даже при отсутствии систематических исследований в рамках других культур
мы можем, по-видимому, утверждать, что ограничение физической свободы
является универсальным активатором эмоции гнева. Основанием для этого
утверждения может служить тот факт, что практически любое ограничение
свободы вызывает у человека гнев. Так, старшие дети и подростки реагируют
на вербальные ограничения и запреты, возможно, даже более бурно, чем на
физическую несвободу. Мы, взрослые, часто сердимся на всевозможные правила
и предписания, в силу которых чувствуем себя скованными рамками
условностей. Психологический смысл любого ограничения, как физического, так
и вербального, состоит в том, что оно ограничивает свободу деятельности
человека, препятствует достижению желанной цели.
Препятствия в достижении цели
Итак, для того чтобы понять причины гнева конкретного человека,
необходимо рассматривать их во взаимосвязи с его установками и целями.
Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у
человека гнев. В таких случаях вынужденная временная приостановка
деятельности воспринимается им как препятствие, ограничение, сбой. Если вы
обратитесь с посторонним вопросом к человеку, который с головой погружен в
решение сложной задачи или лихорадочно пытается выполнить работу к
намеченному сроку, вы рискуете навлечь на себя гнев. Разумеется, иногда
человек сам ищет возможности отвлечься от работы, но это бывает лишь в тех
случаях, когда он не чувствует острой необходимости поскорее завершить
начатое дело или когда на первый план выступает потребность в отдыхе.
д) характеристика эмоции стыда
Эмоция стыда занимает существенное место в человеческих отношениях, но
она не так тщательно изучена, как гнев или страх. Скрупулезные исследования
отдельных аспектов гнева и страха вызваны очевидной связью этих эмоций с
некоторыми видами агрессии и комплексным понятием тревоги. Гнев и страх
длительное время привлекали внимание исследователей благодаря их
воздействию как на нормальное, так и на патологическое поведение отдельных
индивидов и целых групп людей, благодаря социальной и клинической
значимости этого влияния. И в то же время стыду, несмотря на столь же
тесное взаимодействие с личностью и столь же существенное влияние на
общественные отношения, было практически отказано во внимании.
Биологические и психологические характеристики стыда.
Иногда стыд, смущение и вину рассматривают как различные проявления одной
и той же эмоции, иногда — как различные эмоции, не имеющие ничего общего
между собой, а иногда — как
различные эмоции, имеющие некоторые общие черты.
Дарвин (Darwin, 1872) пользовался всеми тремя понятиями; «стыд»,
«смущение» и «вина». При этом различия между стыдом и смущением он никогда
не определял специально и зачастую использовал эти термины как синонимы. Он
считал, что стыд принадлежит к большой группе родственных эмоций, в которую
кроме него входят смущение, вина, ревность, зависть, жадность,
мстительность, лживость, подозрительность, самонадеянность, тщеславие,
амбициозность, гордость, униженность. Большинство современных теоретиков
эмоций соглашаются с тем, что все эти понятия имеют эмоциональный компонент
и эмоциональное содержание, но
некоторые возражают против того, что каждое из них есть определенная
базовая эмоция со специфическим субстратом.
Объединяя такие понятия, как стыд, смущение и вина в одну группу —
«группу стыда» — Дарвин, как всегда, демонстрирует острую наблюдательность.
Робкая, с трудом вступающая в общение женщина, скорее всего, испытает
ревность, глядя на мужа, получающего удовольствие от встреч с людьми.
Пристыженный или оскорбленный человек может искать мщения. Лживость
зачастую скрывает чувство вины. Тщеславие и самомнение могут служить
защитой от стыда и застенчивости. Амбициозность и непомерная гордыня
нередко развиваются у человека, всеми способами избегающего стыда.
Униженность же можно считать прямо связанной со стыдом.
Дарвин считал, что каждое понятие из «группы стыда» представляет
отдельную эмоцию. По существу, он рассматривал перечень этих понятий как
перечень «душевных состояний» или «состояний разума». Несмотря на
расплывчатость термина «душевное состояние» он лучше, чем термин «эмоция»,
определяет такие понятия, как месть, самомнение, гордость, униженность, мы
же можем считать его прототипом понятия «аффективно-когнитивная структура».
9. Патология и эмоции
а) Причины эмоциональных расстройств
Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные
органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже.
Однако эти причины носят индивидуальный характер. Есть, однако, причины,
которые касаются целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как
отмечают А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян (1999), являются специфические
психологические факторы (табл. 17.1) и в частности, особые ценности и
установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях.
Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую
предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к
переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.
Холмогорова и Гаранян приводят в своей статье многочисленные факты,
подтверждающие это. Кросскультурные исследования депрессии показали, что
число депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы
индивидуальные достижения и успехи и соответствие самым высоким стандартам
и образцам (Eaton, Weil, 1955а, б; Parker, 1962; Ким, 1997). Особенно это
характерно для США, где депрессия стала бичом американского общества,
пропагандирующего культ успеха и благополучия. Недаром лозунгом
американской семьи является «Быть на одном уровне с Джонсами».
По данным Комитета по психическому здоровью США, каждый десятый житель
этой страны страдает или страдал тревожным расстройством в виде
генерализованного тревожного расстройства, агарофобии, приступов паники или
социальной фобии. Не менее 30 % людей, обращающихся за помощью к
терапевтам, кардиологам, невропатологам и другим специалистам, страдают
соматоморфными расстройствами, т. е. психическими расстройствами,
замаскированными соматическими жалобами, не имеющими достаточной физической
основы. У этих больных, как правило, значительно повышены показатели по
шкалам депрессии и тревоги, но они их не осознают.
Многофакторная модель эмоциональных расстройств
|Уровень |Объекты исследования |
|исследования | |
| |Эмоциональные расстройства |
| |депрессивные|тревожные |соматоморфны|
| | | |е |
|Макросоциальный |Социальные ценности и стереотипы, |
| |способствующие росту отрицательных |
| |эмоций и затрудняющие их переработку |
| |Культ успеха|Культ силы|Культ рацио |
| |и |и |и |
| |достижения |конкурентн|сдержанность|
| | |ость | |
|Семейный |Особенности семейной системы, |
| |способствующие индуцированию, |
| |фиксации и трудностям переработки |
| |отрицательных эмоций |
| |Закрытые семейные системы с |
| |симбиотическими связями |
| |Высокие |Недоверие |Игнорировани|
| |родительские|к другим |е |
| |требования и|людям (вне|'эмоций |
| | |семьи), |семейных |
| |ожидания, |изоляция, |отношений, |
| |высокий |сверхконтр|запрет на их|
| |уровень |оль |проявление |
| |критики | | |
|Межличностный |Трудности в построении близких |
| |отношений с людьми и получении |
| |эмоциональной поддержки |
| |Высокие |Негативные|Трудности |
| |требования и|ожидания |самовыражени|
| |ожидания от |от других |я и |
| |других людей|людей |понимания |
| | | |других |
|Личностный |Личностные установки, способствующие |
| |негативному восприятию жизни, себя, |
| |других и затрудняющие самопонимание |
| |Перфекциониз|Скрытая |«Жизнь во |
| |м |враждебнос|сне» |
| | |ть |(алекситимия|
| | | |) |
|Когнитивный |Когнитивные процессы, стимулирующие |
| |отрицательные эмоции и затрудняющие |
| |самопонимание |
| |Депрессивная|Тревожная |«Чувствовать|
| | |триада |опасность» |
| |триада | | |
| |Абсолютизаци|Преувеличе|Отрицание |
| |я |ние | |
| |Негативное |Операторное |
| |селектирование, |мышление |
| |поляризация, | |
| |сверхобобщеиие | |
| |и т. д. | |
|Поведенческий и |Тяжелые эмоциональные состояния, |
|симптоматический |неприятные физические ощущения и |
| |боли, социальная дезадаптация |
| |Пассивность|Поведение |Эмоции |
| |, тоска и |избегания,|суммируются, |
| |недовольств|ощущение |переживаются |
| |о собой, |беспомощно|на |
| |чувство |сти, |физиологическо|
| |разочарован|тревога, |м уровне без |
| |ности в |страх |психологически|
| |других |критическо|х жалоб |
| | |го | |
| | |отношения | |
| | |к себе | |
Еще К. Хорни (1936), создав социокультурную теорию неврозов, обратила
внимание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных
расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями,
проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально
существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного
конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на
других людей (враждебен и агрессивен не я, а те, кто меня окружают).
Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту
тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как
неспособного противостоять этой опасности вследствие запрета общества на
агрессию, т. е. на активное противодействие опасности. Этому способствует и
культ силы и рационализма, ведущий к запрету на переживание и выражение
негативных эмоций. В результате происходит их постоянное накопление и
психика работает по принципу «парового котла без клапана».
А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян с помощью разработанного ими опросника
выясняли наличие установок на запрет четырех базовых эмоций у здоровых и
больных мужчин и женщин. Полученные данные приведены в таблице.
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют, что больные отличаются по
уровню запрета на различные эмоции. У первых запрет на отрицательные эмоции
выражен больше.
Установки на запрет эмоций в норме и патологии, %
|Эмоция |Группа |
| |здоровые |больные |
| |женщины |мужчины |женщины |мужчины |
|Печаль |54 |62 |67 |87,5 |
|Гнев |74 |57 |88 |75 |
|Страх |40 |60 |82 |71 |
|Радость |44 |48 |71 |37,5 |
В то же время видны культуралъные различия при сравнении данных мужчин и
женщин. У мужчин выше запрет на страх (образ мужественного человека), а у
женщин — на гнев (образ мягкой женщины).
Как отмечают Холмогорова и Гаранян, «культ рационального отношения к
жизни, негативная установка по отношению к эмоциям как явлению внутренней
жизни человека находят выражение в современном эталоне супермена —
непрошибаемого и как бы лишенного эмоций человека. В лучшем случае эмоции
сбрасываются как в помойную яму на концертах панк-рока и дискотеках. Запрет
на эмоции ведет к вытеснению их из сознания, а расплата за это —
невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического
компонента в виде болей и неприятных ощущений различной локализации» (1999,
с. 64).
б) эмоционально обусловленные патологические изменения психического и
физического здоровья
Эмоциональные переживания могут приводить к различным нарушениям психики,
которые в различных культурах имеют свои особенности и названия. Описание
этих состояний приведено в книге Ц. П. Короленко и Г. В. Фроловой (1979).
В мексико-американской культуре это состояния «сусто» и «биллис».
Состояние «сусто» является следствием пережитого страха, причем источник
последнего может быть как естественным (катастрофа, несчастный случай,
внезапное нападение зверя и т. п.), так и «сверхъестественным», мистическим
— боязнь духов, призраков, колдовства. Поводом для возникновения этого
состояния может быть и переживание человека о том, что он не смог поступить
так, «как надо», не справился со своей социальной ролью.
В результате человеком овладевает беспокойство, он теряет аппетит,
интерес к близким и вообще к жизни. Возникает физическая слабость,
безразличие к своему внешнему виду, к приличиям и условностям, которые он
до сих пор чтил. Человек жалуется на недомогание, грустит, замыкается в
себе. Это похоже на депрессию людей из цивилизованного мира.
Это состояние особенно интенсивно проявляется у детей, вероятно, в связи
с их большей внушаемостью.
Состояние «биллис» вызывается, как предполагают, переживанием злости, в
результате чего происходит усиленное выделение желчи. Это состояние более
тяжелое, чем «сусто», так как сопровождается еще и расстройством
пищеварения и рвотой.
На Филиппинах и в различных областях Африки развивается состояние,
получившее название «амок». Оно похоже на состояние больных кататонической
шизофренией, но отличается от него наличием амнезии (больные не помнят
ничего из периода болезни) и отсутствием бредовых идей, галлюцинаций. В
состоянии «амока» больные могут нанести себе тяжелые телесные повреждения
или покончить с собой.
Считается, что это состояние является следствием накопившихся от долгого
сдерживания отрицательных эмоций гнева, протеста, которые скрывались под
внешне выражаемой апатией. Интересен факт, что «амок» развивался у
американских солдат, когда они оказались на Филиппинах.
У эскимосов на побережье бухты Хадсона и озера Онтарио развиваются два
других психоэмоциональных расстройства; «витико» и «виндиго». «Витико» —
это сверхъестественная фигура из поверья эскимосских племен, гигантский
скелет человека изо льда, который пожирает людей. Психоз типа «витико»
начинается со страха перед возможностью быть околдованным и превратиться в
пожирателя собственных детей и родных. От этого страха человек теряет сон,
у него появляется тошнота, рвота, кишечные расстройства. Настроение
становится мрачным. Облегчение наступает после традиционного шаманского
«лечения».
От внезапного испуга может развиться состояние, подобное истерии, —
«лита». Человек становится пугливым, тревожным, стремится к уединению.
Вначале он начинает повторять свои собственные слова и фразы других людей,
наиболее авторитетных для него. В дальнейшем больной начинает имитировать
жесты и действия других, даже если это опасно для его жизни. В других
случаях он воспроизводит жесты и действия, противоположные наблюдаемым у
других.
Для таких больных характерны озлобленность, цинизм, нецензурная брань.
Чаще всего это болезненное состояние психики характерно для женщин среднего
и пожилого возраста, но может иметь место и у мужчин.
Роль «отрицательных» эмоций в возникновении различных заболеваний.
Отрицательное влияние на здоровье человека сильных и устойчивых
«отрицательных» эмоций общеизвестно. Еще Конфуций
утверждал, что быть обманутым и ограбленным — это значительно меньше, чем
продолжать помнить об этом, а немецкий философ В. Гумбольдт утверждал, что
хранить в памяти негативные представления равносильно медленному
самоубийству.
Как писал академик К. М. Быков, печаль, которая не проявляется в слезах,
заставляет плакать другие органы. В 80 % случаев по данным медиков инфаркт
миокарда возникает либо после острой психической травмы, либо после
длительного психического (эмоционального) напряжения.
Сильные и длительные «отрицательные» эмоции (в том числе и долго сдержива-
емая злость) приводят к патологическим изменениям в организме: язвенной
болез-
ни, дискинезии желчных путей, заболеваниям выделительных систем,
гипертонии,
сердечному приступу, инсульту, развитию различного рода новообразований.
М. Селигман (Seligman, 1974), изучая смертные случаи у людей при
воздействии на
них шаманов, установил, что человек может умереть от страха в результате
останов-
ки сердца.
Принято считать, что сдерживание гнева приводит к повышению артериального
давления и в итоге, если это повторяется постоянно, к гипертонической
болезни. Это, казалось бы, аксиоматичное утверждение у ряда ученых вызывает
сомнение. Например, Хэрбург, Блейклок и Роупер (1979, цит. по: Мак-Кей и
др., 1997) опрашивали людей, как бы они вели себя с сердитым и деспотичным
начальником. Одни отвечали, что постарались бы смириться с такой ситуацией
(злость без разрядки), другие ответили, что они решительно бы протестовали
и пожаловались бы в высшие инстанции (злость с разрядкой), а третьи
заявили, что попытались бы найти общий язык с начальником, как только он
остынет (контроль над складывающейся ситуацией).
Оказалось, что самое высокое артериальное давление было у тех, кто готов
разряжать свою злость, а самое низкое — у тех, кто стал бы договариваться с
начальством. Из этих данных следует, что человек с повышенным артериальным
давлением чаще демонстрирует агрессивное поведение (и это логично, потому
что и злость, и повышенное артериальное давление обусловлены, очевидно,
повышенным содержанием адреналина в крови).
Думается, что эти факты не отменяют роль постоянного нервно-
эмоционального напряжения в возникновении гипертонии. Ошибка авторов в
оценке полученных данных состоит в том, что они слишком прямолинейно
рассматривают связь способа выражения гнева (злости) с артериальным
давлением. Полученные ими данные свидетельствуют лишь о конституциональной
предрасположенности человека к агрессивному поведению вследствие
превалирования адреналина над норадреналином, а повышенное артериальное
давление является лишь вторичным признаком этого превалирования и не влияет
на способ выражения злости. Но с другой стороны, эти данные нельзя
рассматривать и как доказательство того, что агрессивное поведение является
причиной высокого артериального давления.
Б. И. Додонов считает сильно преувеличенным мнение, что «отрицательные»
эмоции всегда приводят к патологическим изменениям в организме. Он
полагает, что все зависит от складывающейся ситуации. Однако скорее играет
роль не столько ситуация, сколько психологические особенности человека, его
реакция на те или иные обстоятельства. Так, среди людей не возникло
массового психоза по поводу предсказания «прорицателей» о том, что с
наступлением 2000 года наступит конец света, однако некоторые англичане-
невротики после встречи Нового года впали в депрессию от того, что «так
боялись, а ничего не случилось».
По поводу влияния «положительных» эмоций П. В. Симоновым высказывается
мнение об их безвредности. «Науке не известны психические заболевания,
неврозы, гипертония, болезни сердца, возникшие от избытка радости, — пишет
он. — Уникальные случаи вредного влияния радостного потрясения на уже
больной организм не могут служить опровержением этой закономерности» (1970,
с. 72).
10. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций.
В. К. Вилюнас справедливо отмечает, что «многое из того, что в учении об
эмоциях по традиции называют многообещающим словом «теория», по существу
представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности
приближающиеся к ...идеально исчерпывающей теории» (1984,
с. 6). Каждая из них выпячивает какой-то один аспект проблемы, тем самым,
рассматривая лишь
частный случай возникновения эмоции или какого-то ее компонента. Беда еще и
в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают
преемственностью. Да и может ли быть в принципе единая теория для хотя и
связанных друг с другом, но все же таких различных эмоциональных явлений,
как эмоциональный тон ощущений, эмоции и чувства.
С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез
задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные
позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее
четко обозначенную И.-Ф. Гербартом (1824-1825), утверждали, что
органические проявления эмоций — это следствие психических явлений. По
Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между
представлениями. Эмоция — это психическое нарушение, вызываемое
рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное
состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения.
Представители другой позиции — сенсуалисты, — наоборот, заявляли, что
органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур (Dufour, 1883)
писал по этому поводу: «Разве я недостаточно доказал, что источник нашей
естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со
способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею
возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции
кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком
случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникшие под влиянием
страстей» (с. 388).
Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и
в периферической теории эмоций У. Джемса — Г. Ланге.
а) Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина
Опубликовав в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных»,
Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал
происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит
в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки
(рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в
процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет,
тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории
всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных
сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения,
обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объянял тем, что
у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала
схватывание за ветки деревьев.
Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не
существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности,
он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных
детей имеется много общего.
Идеи, высказанные Дарвином, послужили толчком для создания других теорий
эмоций, в частности «периферической» теории У. Джемса — Г. Ланге.
б) «Ассоциативная» теория В. Вундта
Представления В. Вундта (1880) об эмоциях довольно эклектичны. С одной
стороны, он придерживался точки зрения Гербарта, что в некоторой степени
представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции —
это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным
влиянием чувств на течение представлений.
«Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вунд-
ту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как
от
ражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмо-
ции) развились позже. Однако когда в сознании человека возникает какая-то
эмоция,
то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по
содержа-
нию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения,
которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика
презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда
чело-
век выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.
в) Теория У. Кеннона — П. Барда
Еще проведенные физиологами в конце XIX века эксперименты с разрушением
структур, проводящих в мозг соматосенсорную и висцеросенсорную информацию,
дали повод Ч. Шеррингтону (Sherrington, 1900) заключить, что вегетативные
проявления эмоций вторичны по отношению к ее мозговому компоненту,
выражающемуся психическим состоянием. Теорию Джемса—Ланге резко критиковал
и физиолог У. Кен-нон (Cannon, 1927), и для этого у него тоже были
основания. Так, при исключении в эксперименте всех физиологических
проявлений (при рассечении нервных путей между внутренними органами и корой
головного мозга) субъективное переживание все равно сохранялось.
Физиологические же сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное
приспособительное явление, например для мобилизации резервных возможностей
организма при опасности и порождаемом ею страхе или как форма разрядки
возникшего в центральной нервной системе напряжения.
Кеннон отмечал два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги,
возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не
отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические
изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания
возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции.
Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения,
характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое
эмоциональное поведение. С точки зрения Кеннона, эмоции возникают
вследствие специфической реакции центральной нервной системы и в частности
— таламуса.
Таким образом, по Кеннону, схема этапов возникновения эмоций и
сопутствующих ей физиологических сдвигов выглядит так:
раздражитель —> возбуждение таламуса—> эмоция —>
физиологические
изменения.
(2)
В более поздних исследованиях П. Барда (Bard, 1934 а, б) было показано,
что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие,
возникают почти одновременно. Таким образом, схема (2) получает несколько
иной вид:
Эмоция
Раздражитель
Физиологические
изменения.
г) Психоаналитическая теория эмоций
3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и по сути
отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. Наиболее концентрированное
представление психоаналитиков о механизмах возникновения эмоций дано Д.
Рапапортом (Rapaport, 1960). Суть этих представлений в следующем:
воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в
ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной
энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности
человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в
данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде
непроизвольной активности; разными видами такой активности являются
«эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Они могут
проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга.
Фрейд и его последователи рассматривали только негативные эмоции,
возникающие в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в
аффекте три аспекта: энергетический компонент инстинктивного влечения
(«заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки
(ощущение, или переживание эмоции).
Фрейдовское понимание механизмов возникновения эмоций как бессознательных
инстинктивных влечений подверглось критике со стороны многих ученых (Holt,
1967 и др.)
Заключение
Рассмотрение различных эмоциональных явлений, отмечаемых в
психологической литературе, дает основание говорить о том, что
эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и
включает в себя (в порядке возрастания биологической и социальной
значимости) эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности,
чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы
людей.
Эмоциональный тон является первой и самой простой формой эмоционального
реагирования. Он имеет высший и низший уровни проявления. Низший
соответствует эмоциональному тону ощущений, высший - эмоциональному тону
впечатлений от воспринимаемого и представляемого. Если эмоциональный тон
ощущений возникает только при непосредственном воздействии раздражителя,
вызывающего ощущение, на бывшие когда-то события. И для одного, и для
другого вида эмоционального тона характерна двуполюсность (удовольствие-
неудовольствие). Эмоциональный тон может проявляться как самостоятельно,
так и в составе эмоций, определяя их положительную или отрицательную
субъективную окраску, т. е. знак эмоции.
Эмоция является следующим эмоциональным явлением, занимающим в
эволюционном развитии эмоциональной сферы значительно более высокое и
важное место. Это реакция организма и личности на эмоциогенную (значимую)
для человека ситуацию или событие, направленная на приспособление
(адаптацию) к ним. При этом, в отличие от эмоционального тона, являющегося
одинаковой реакцией на различные ощущения и впечатления (либо удовольствие,
либо неудовольствие), эмоция является специализированной реакцией на
конкретную ситуацию. Она включает в себя оценку ситуации и регуляцию
энергетического потока в соответствии с этой оценкой (его усиление или
ослабление). Эмоции могут быть безусловнорефлекторными и
условнорефлекторными. Существенно, что условнорефлекторная эмоция - это
эмоциональная реакция на предвидимый раздражи- тель, она дает
возможность заранее подготовиться к встрече или избежать его. Используемая
при появлении эмоции экспрессия выполняет две функции: сигнализации о своём
состоянии другому человеку и разрядки имеющегося нервного возбуждения.
Поскольку в эмоции участвуют психический, вегетативный и психомоторный
уровни реагирования, она есть не что иное, как психофизиологическое (или
эмоциональное) состояние.
Поскольку эмоции - это специфические реакции на значимые стимулы,
человек не может испытывать их постоянно. В самом деле, не все ситуации и
стимулы, с которыми человек встречается на протяжении дня, расцениваются им
как значимые. А раз так, то на них нет и эмоционального реагирования.
Возможность отсутствия эмоций постулируется и П. В. Симоновым, когда он
утверждает, что при равенстве наличной и необходимой информации эмоции
равны нулю. С этим решительно не согласны В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов
(2001), по мнению которых, "у человека такого состояния не бывает, ведь
даже чувство полного безразличия - это тоже эмоция или какое-то
эмоциональное расстройство. Эмоции равны нулю только у покойника" (с.78). С
моей точки зрения критиковать П. В. Симонова надо не за взгляд на
возможность безэмоционального состояния, а за его формулу. И для того,
чтобы не переживать эмоцию, вовсе не обязательно быть покойником.
Как и эмоциональный тон, эмоции характеризуются интенсивностью,
длительностью, инертностью. Аффект есть та же эмоция, но носящая характер
кратковременной и интенсивной вспышки. Настроение, как и аффект, не
является специфической (по модальности) формой эмоционального реагирования,
а характеризует эмоциональный фон человека на рассматриваемый промежуток
времени. Этот фон может быть обусловлен переживаемой эмоцией или следом от
нее, эмоциональным тоном ощущений и впечатлений (воспоминанием о чем-то
приятном или неприятном), а так же свидетельствовать об отсутствии в данный
момент эмоционального реагирования и его следов (нейтральный фон).
И эмоциональный тон, и эмоция обладают целым набором свойств:
универсальностью, динамичностью, адаптацией, пристрастностью,
пластичностью, удерживанием в памяти, иррадиацией, переносом,
амбивалентностью, переключаемостью. В то же время у эмоций есть свойство,
которым эмоциональный тон не наделен: это заразительность.
Эмоциональные свойства человека. Устойчивая индивидуальная выраженность
характеристик эмоций у того или иного человека (быстрое или медленное
возникновение эмоций, сила (глубина) эмоциональных переживаний, их
устойчивость (ригидность) или быстрая сменяемость, устойчивость поведения и
эффективности деятельности к влиянию эмоций, выраженность экспрессивности)
дает основание говорить об эмоциональных свойствах человека: эмоциональной
возбудимости, эмоциональной глубины, эмоциональной ригидности –
лабильности, эмоциональной устойчивости, экспрессивности. Что же касается
выделяемого в качестве интегральной эмоциональной характеристики человека и
его темперамента свойства эмоциональности, включающей помимо
экспрессивности и наличие того или иного преобладающего эмоционального
фона, то вопрос этот во многом остается еще не ясным, как и само понятие
эмоциональности.
Чувства являются следующим по иерархии и самым высоким уровнем
эмоциональной сферы человека. Чувство – это устойчивое пристрастное
отношение человека к какому либо одушевленному или абстрактному объекту,
это эмоциональная установка, определяющая готовность человека эмоционально
реагировать на те ситуации, в которые попадает объект чувства. Таким
образом, чувство привязано к объекту, а эмоция – к ситуации; чувство – это
отношение, а эмоция - реакция.
Эмоции и чувства вызывают различные виды эмоционального поведения:
увеселение, горевание, гедонизм и аскетизм, агрессию, проявление заботы,
ухаживания и т.д. Речь идет именно о поведении, а не об эмоциональных
реакциях (изменение вегетатики, экспрессии).
В зависимости от выраженности и доминирования эмоции и чувства той или
иной модальности можно выделять эмоциональные типы: оптимистов и
пессимистов, тревожных, застенчивых, обидчивых, мстительных, эмпатичных,
сентиментальных, совестливых, любознательных.
Что касается роли эмоции в управлении поведением и деятельностью
человека, то она весьма многообразна. Это и сигнализация о возникшей
потребности и испытываемых ощущениях от внешних раздражителей (здесь играет
роль эмоциональный тон ощущений), и сигнализация об имеющейся в момент
принятия решения ситуации (опасная – неопасная и т.д.), и реакция на
прогноз удовлетворения потребности и на само это удовлетворение,
способствующая угашению имевшейся потребности. Эмоциональное реагирование
также способствует регуляции энергетического потока, подпитывая им
мотивационный процесс и способствуя подготовке организма к действию в той
или иной значимой ситуации.
Список использованной литературы:
1. Анохин П.К. Значение ретикуляции для различных форм высшей нервной
деятельности // Физиологический журнал СССР – 1957 – №11 с. 1072-1085.
2. Анохин П.К Эмоции // Большая медицинская энциклопедия т.35 – М.,
1964, с.339
3. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии –
М., 1976.
4. Аристотель Сочинения. Метафизика – М., 1976 – т.3, с. 65-369.
5. Вундт В. Очерки психологии. М.,1912.
6. Изард К. Эмоции человека – М., 1980
7. Изард К. Психология эмоций – СПб Питер 2000
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб Питер 2002
9. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах – М., Наука 1995
10. Ланге Н.Н. Эмоции. Психологический этюд. – М., 1896
11. Леонгард К. Акцентуированные личности – М., 1989
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций – М.,
1971
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М., 1946
14. Симонов П.В. Что такое эмоция? – М., 1962
Страницы: 1, 2, 3, 4
|