Психодинамическая теория личности
Психодинамическая теория личности
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия педагогики
Факультет психологии
Реферат по курсу “Психология личности”
“Психодинамическое направление в теории личности”
Фамилия, и.о. студента
Студенческий билет
Преподаватель ______________________
Рецензент ______________________
1999
Содержание
Нормативная часть
Психология личности как наука о человеке
Исторические представления о характере и темпераменте
Исследования личности в дореволюционный и советский периоды
Индивидуальная теория личности
Теории личности в эго-психологии
Диспозициональное направление
Гуманистическое направление
Феноменологическое направление
Типологические модели социальных характеров
Типологические модели индивидуальных характеров
Типологическая модель Э. Кречмера
Типологические модели акцентуаций характера и психопатий
Психоаналитические типологические модели (модель Лоуэна)
Творческая часть
“Психодинамическое направление в теории личности”
Топографическая модель уровней сознания
Структура личности
Движущие силы поведения
Психосексуальные стадии развития личности
Природа и типы тревоги
Защитные механизмы эго
Заключение
Список использованной литературы
Психология личности как наука о человеке
Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология
– это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания
человеческой индивидуальности путём использования различных
исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь
научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе
человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность – это прежде всего абстрактное понятие, которое объединяет собой
многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли,
переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности
охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих
особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности
сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто
подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках
психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько,
сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных
особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и
общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер –
качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и
поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства
личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные
подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а
только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в
течение всей жизни человека. Большую роль здесь играют общественные условия
и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь
человека.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,
составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и
духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность
личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной
активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для
него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели
его действий, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между
общественно и личностно значимым для человека. В основе единства,
цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями
жизни — главное условие образования характера. Однако характер и
направленность личности — не одно то же. Направленность личности
накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение
определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то
выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека
своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система
убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения
человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в
справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не
предполагает аналогичных особенностей характера.
Различие теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл
Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную,
долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон
Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом
деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия
человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому
индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон
представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в
течение жизни человека.
Исторические представления о характере и темпераменте
С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие
поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических
функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так
возникли самые различные типологии темпераментов.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач
Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4
основных “соков” жизни, – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,
входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после
Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую
типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De
temperamentum”. Им были выделены темпераменты, которые в наше время
пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. “кровь”), флегматика
(от греч. “флегма”), холерика (от греч.”желчь”), и меланхолика (от греч.
“черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на
ученых на протяжении многих столетий.
Иммануил Кант (1724-1804) говорил, что с физиологической точки зрения,
когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию и
комплекцию. Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души
(способности чувства и желания), эти выражения касающиеся свойств крови,
определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими
причинами (из которых кровь самая главная).
Главное деление учения о темпераментах следующее: темпераменты чувства и
темпераменты действия каждый делятся на два вида, что в совокупности дает
четыре темперамента. К темпераментам чувств Кант причислил сангвинический и
его противоположность – меланхолический. Первый имеет особенность, что на
ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает
не глубоко (не бывает продолжительным), во втором же темпераменте ощущение
бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.
В психологической науке большинство конституционных концепций стало
объектом критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в
них недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных
условий в формировании психических свойств индивида. Свойства темперамента,
например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским
излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать
наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Такие
свойства формируются под воздействием воспитания и общественной среды. На
самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и
поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей
доминирующую и управляющую роль в организме.
Исследования личности в дореволюционный и советский периоды
П. Лесгафт в конце прошлого века в работе “Семейное воспитание ребёнка и
его значение” провёл исследование характеров школьников и создал типологию
детских характеров в количестве шести. Эта работа имела особое значение для
отечественной психологии не столько точностью наблюдений или
содержательностью типологии, сколько своей основополагающей тенденцией.
В начале ХХ века отечественный психолог А. Лазурский (1874-1917) высказал
идею, что целью систематического изучения индивидуальных характеров
является прежде всего составление их общепринятой классификации. “Идеальной
классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов
давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его
мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его
характером.” (А. Лазурский. “Очерк науки о характерах”). В основу
классификации им был положен принцип активного приспособления личности к
окружающей среде (куда включались, помимо природы и человеческих
взаимоотношений, ещё идеи, духовные блага, эстетические, моральные и
религиозные ценности и т.п.)
Следующая модель – типологическая модель психопатий и акцентуаций
характера у подростков, разработанная А. Личко. Чрезмерную выраженность
отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты
нормы, принято называть акцентуацией характера. Акцентуации характера
свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим
воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего
сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.
Различают явные и скрытые акцентуации характера: первые отличаются
постоянными чертами определенного типа характера, а вторые представляет
собой обычный вариант нормы, не выраженный или выраженный слабо.
Типологическая модель А. Личко состоит из 11 типов:
Гипертимный тип (подвижность, общительность, неусидчивость, приподнятое
настроение, множество поверхностных увлечений, излишняя самоуверенность и
стремление произвести на окружающих впечатление).
Циклоидный тип (повышенная раздражительность и склонностью к апатии, тяжело
переживает даже незначительные неприятности, настроение периодически
меняется).
Лабильный тип очень изменчив в настроении. От сиюминутного настроения этих
подростков зависит многое в их психологии и поведении.
Астено-невротический тип (повышенная мнительность и капризность,
утомляемость и раздражительность, особенно при выполнении трудной задачи;
склонность к ипохондрии).
Сенситивный тип (повышенная чувствительность ко всему, застенчивость,
послушание и привязанность к родителям, моральные требования к себе и
окружающим людям, большая привязанность в дружбе).
Психастенический тип характеризуется ранним интеллектуальным развитием,
склонностью к размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения других.
Самоуверенность сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность
суждений со скоропалительными действиями.
Шизоидный тип (замкнутость, внешнее безразличие к другим людям, плохо
понимают состояния других людей, неумение сочувствовать, наполненность
внутреннего мира различными фантазиями, сдержанность во внешнем проявлении
своих чувств).
Эпилептоидный тип (часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем
детстве; в условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя
нередко на высоте).
Истероидный тип (эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, выражена
склонность к театральности, позерству).
Неустойчивый тип (повышенная склонность и тяга к развлечениям, а также к
безделью и праздности, отсутствие серьезных интересов, они почти не думают
о своем будущем).
Конформный тип (демонстрирует бездумное, некритическое подчинение
авторитетам, большинству в группе; склонность к морализаторству и
консерватизму; главное жизненное кредо – “быть как все”).
Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может
привести к нарушениям и изменениям поведения личности.
Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым
указывают на известную однобокость его психической организации, известную
дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя
сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой
реакцией на внешние воздействия.
Наконец, хочется сказать ещё об одной типологии – Б. Братусь. Им был
выделен в отдельную категорию “тип личности пересторечной эпохи”.
Применительно к личности состояние этого типа обозначается как переходное
потребностно-мотивационное состояние. Б. Братусь пишет: “В нём есть
желание, стремление, но нет устойчивого, определённого предмета, ему
отвечающего. (…) Человек в подобном состоянии может ещё сказать о том, чего
он не хочет, но не о том, что ему действительно потребно.” (Б. Братусь.
“Психология. Нравственность. Культура”. М, 1994).
Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых
принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы:
1) человек является единым, самомогласующимся и целостным;
2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;
3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
4) социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной
неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая
неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек
вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к
достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или
совершенство. (С этим связано понятие “фикционный финализм” – идея о том,
что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении
будущего). Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в
установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных
жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени
выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим
трём задачам, Адлер различал типа установки, сопутствующих стилю жизни:
управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный
интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в
отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень
активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса,
опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный
(сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью,
забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности
сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие
других).
Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе
индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком
рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).
Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый
социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в
создании идеального общества.
Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”.
В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что
придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта
творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию
социального интереса.
Теории личности в эго-психологии
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные
способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология,
относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на
протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая
роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением
культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.
Эго-психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от
психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго;
подчёркивание исторических условий формирования эго у ребёнка; его теория
охватывает всё жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды на
природу и разрешение психосексуальных конфликтов отличались от таковых у
Фрейда.
Центральным для эриксоновской теории развития эго является
эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит
через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность
развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён
готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество
устроено так, что развитие социальных возможностей принимается
одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию
её темпа и последовательности развития.
Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:
младенчество (базальное доверие – базальное недоверие); раннее детство
(автономия – стыд и сомнение); возраст игры (инициативность – вина);
школьный возраст (трудолюбие – неполноценность); юность (эго-идентичность –
ролевое смешение); ранняя зрелость (интимность – изоляция); средняя
зрелость (продуктивность – инертность); наконец, поздняя зрелость (эго-
интеграция – отчаяние).
Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия
определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим
фактором в развитии личности является характер социальных отношений между
родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются
потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не
способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к
возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной
тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение
беспомощности во враждебном мире.
Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют
с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью,
порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики
опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации.
Десять невротических потребностей следующие: в любви и одобрении; в
руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании
других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в
самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.
Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых
представляет стратегию оптимизации межличностных отношений с целью
достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует
определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и
против людей.
Также Хорни выдвигала феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие
значение культуры и половых ролей. Ей принадлежат многочисленные статьи по
психологии женщины.
Диспозициональное направление
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две
общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором
предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях
(то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое
постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с
тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических
систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и
мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.
С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как
предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне
ситуаций.
Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой
Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или
морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции,
в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя
понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное
изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп
индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально
существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть
выведены из поведения.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки,
мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин
“проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство
человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие
формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных
аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение
самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя;
рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить
в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное
время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”,
заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью
чертами:
1) зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
2) зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и
самоприятие;
4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и
притязания;
5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство
юмора;
6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел.
Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов
исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам
предсказать поведение человека в данной ситуации. Р. Кеттел рассматривает
личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по
преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта
– наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является
различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает
исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно
разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.
В завершение темы рассмотрю подход ещё одного представителя
диспозиционального направления – Ганса Айзенка. Теория типов личности
Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель
структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и
специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между
двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк
подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По
Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты):
интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм. Рассмотрены явные
особенности поведения, являющимися результатом комбинаций этих двух типов.
Также рассматривается третья суперчерта: психотизм – сила суперэго При этом
Айзенк придаёт большое значение генетическому фактору. Им было разработано
несколько вопросников для оценки трёх основных суперчерт.
Гуманистическое направление
Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе
с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы,
противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции
свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных
принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность
исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и
созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.
Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей.
Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем
потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении
человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая: 1)
физиологические; 2) безопасности и защиты; 3) принадлежности и любви; 4)
самоуважение; 5) самоактуализации.
Маслоу различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы
роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые – на повышение
напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу
предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.
Им было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота
или справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей.
Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например,
апатия, цинизм и отчуждение).
Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции
самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди – “цвет” человечества, люди,
живущие полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного
развития. Их характеристики следующие: более эффективное восприятие
реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и
естественность; центрированность на проблеме; независимость: потребность в
уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть
восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие
межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и
целей; философское чувство юмора; креативность (творческие способности);
сопротивление окультуриванию.
Феноменологическое направление
В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном
Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение
человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также
подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути
являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и
самосовершенствующимися.
С точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность –
личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит
Я-концепции. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются
потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное
позитивное внимание. Роджерс утверждал, что большей частью люди ведут себя
в соответствии со своей Я-концепцией. Угроза возникает, если человек
ощущает несоответствие между ней и общим организмическим переживанием, и
тогда он пытается защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания
восприятия.
Роджерс важное место уделяет открытости переживанию (способности человека
переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы),
организмическому доверию (способности полагаться на внутренние переживания
и чувства как на основу для принятия важных решений), эмпирической свободе
(субъективному чувству того, что можно жить именно так, как хочешь). Также
среди характеристик полноценно функционирующего человека – креативность, то
есть творческая способность, способность продуцировать новые идеи,
результаты и способы решения проблем.
Типологические модели социальных характеров
Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности,
акцентируя внимание на влияние на личность социально-культурных факторов.
Фромм утверждал, что определённой частью людей движет желание бегства от
свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма,
деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения по Фромму – в
обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.
Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку: в
установлении связей; в преодолении; в корнях; в идентичности; в системе
взглядов и преданности.
Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием
способа удовлетворения экзистенциальных потребностей. Непродуктивные типы
характера: рецептивный (сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий,
что надо быть любимым, а не любить), эксплуатирующий (человек, который
добивается от других желаемого силой и обманом), накапливающий (скупой,
упрямый и ориентированный на прошлое) и рыночный (человек, определяющий
себя как товар, который можно выгодно продать/обменять; предельно
отчуждённый от других). Продуктивный характер только один; согласно Фромму,
он представляет собой цель развития человечества, и в его основе лежат
разум, любовь и труд. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий,
творческий и совершающий социально-полезные поступки.
Типологические модели индивидуальных характеров
Аналитическая психология – одна из школ глубинной психологии,
базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных
швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. В результате переработки
Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из разных областей
знаний: психологии, философии, археологии, мифологии, теологии, литературы.
Рассмотрим структуру личности по Юнгу. Он утверждал, что душа состоит из
трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и
коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и
включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря
которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего
самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и
воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг
ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей,
чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или
наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг
самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал,
что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.
Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное
бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти
человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих
существ. Эта концепция была основной причиной расхождений взглядов Юнга и
Фрейда. Также принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является
толкование “либидо”, или психической энергии.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из
мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные
идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать,
переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это
универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то
объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок,
герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы –
персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности),
анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний
образ мжчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой
организованы и объединены все другие элементы).
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две
основные эго-направленности: экстраверсия и интроверсия. Идея психической
энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической
психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются несколько
таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте,
интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся
в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать
специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа:
экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою
психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним
миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет
внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и
благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет
дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается
беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной
однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним
миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться
недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как
эгоистические.
Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться
вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром
мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам
с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться
к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой
“тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.
Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки
в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится
недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так
сказать, “зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым
приспособленцем или лицемером.
Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита
несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют
закону противоположностей – т.е. чрезмерное проявление одной установки
неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей
человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре
функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление,
чувство, ощущение, интуиция.
Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать
дискретные данные путем концептуального обобщения. Чувство – функция,
определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие
взаимоотношения. Мышление и чувство – функции рациональные, поскольку
Страницы: 1, 2
|