Рефераты

Психодинамическая теория личности

мышление оценивает вещи под углом зрения “истина – ложь”, а чувство –

“приемлемо – неприемлемо”. Эти функции образуют пару противоположностей, и

если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает

чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и

затормозить.

Ощущение – функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не

говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В

ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в

действительности. Интуиция определяется как восприятие через

бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности,

происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и

интуиции являются иррациональными – внешним и внутренним восприятием,

независимым от каких либо оценок.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют

взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами

противоположностей: мышление – чувство, ощущение – интуиция. Хотя каждый

индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна

из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют

ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило,

пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной. Зачастую

еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени

активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой

противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей

функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный,

чувственный, сенсорный, интуитивный.

Мыслительный тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не

осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их; его

мышление носит автократический характер, интеллектуальные формулы сковывают

целостное проявление жизни. Чувство оказывается подчиненной функцией.

Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор,

пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех

иных случаях они легко приносятся в жертву.

Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение

и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются

здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других

являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое

большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта

с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может

вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по

поводу личных дел других. Мышление оказывается функцией подчиненной, как

таковое обслуживая интересы чувственных взаимоотношений.

Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной

сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”. Ощущающий тип выглядит

устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в

данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Ощущающий тип

фактически подавляет интуитивные проявления как нереалистические фантазии и

таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней

неуклюжести, инертности.

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых

видений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного

восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются

приманкой для данного типа. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи

между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум

работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если

попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать

своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство

у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек

остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они

оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими

людьми.

Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту

проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку

согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована

либо интровертно, либо экстравертно. Возможные типы впечатляюще описаны в

одноимённом томе из собрания сочинений К.Г. Юнга – “Психологические типы”,

а также в книге Р. Робертсона “Введение в психологию Юнга” (Ростов-на-Дону,

1999).

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с

тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные

запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается

желанной целью, определяя таким образом одну из главных задач аналитической

психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в

развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь

психической целостности.

Типологическая модель Э. Кречмера

Существует целый ряд концепций, в которых свойства темперамента,

понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными

различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название

конституционных типологий. Наибольшее распространение получила

типологическая модель, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г.

опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная идея

заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют

определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений

частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:

Лептосоматик – характеризуется хрупким телосложением высоким ростом,

плоской грудной клеткой; плечи узкие, нижние конечности – длинные и худые;

Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный.

характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с

большим животом и круглой головой на короткой шее;

Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением,

характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра;

Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строение; индивиды этого

типа характеризуются различными деформациями телосложения (например,

чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит 2 главных типа

темперамента, которые он называет шизотимический и циклотимический.

Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям

эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом

приспосабливается к окружению. Циклотимик имеет пикническое телосложение,

его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с

людьми и реалистичен во взглядах.

Кречмер развивает свою теорию темпераментов, отдельно выделяя таблицей

“специальные дарования”, свойственные полноценным социальным вариантам

темпераментов. Например, поэт-циклотимик для него “реалист, юморист”, а

шизотимик – скорее романтик, художник формы. Подобным образом разделяет он

он характеры исследователей и вождей.

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела

популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х

годах нашего столетия.

Типологические модели акцентуаций характера и психопатий

Типологическая модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов

акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы: акцентуации

характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и

акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-

боязливый, циклотимический, аффективный). (Эта типология подробным образом

описана в книге К. Леонгард. “Акцентуированные личности” М, 1989).

Леонгард считает, что люди отличаются не только акцентуированными

чертами, но и особенностями, индивидуальными чертами. Черты, определяющие

индивидуальность, относятся к разным психическим сферам:

1) к сфере направленности интересов и склонностей;

2) к сфере чувств и воли;

3) к сфере ассоциативно-интеллектуальной.

Не всегда легко, считает Леонгард, провести разницу между

акцентуированными чертами и чертами, определяющими вариации

индивидуальности человека.

При знании отдельных черт, можно проследить и их сочетаемость. Леонгард

отмечает, что сочетание акцентуированных черт отличается явственными

особенностями обычно в области характера.

Психоаналитические типологические модели

В завершение рассмотрю типологическую модель А. Лоуэна. По мнению Лоуэна,

личность и характер отражаются в физическом строении, а неврозы проявляются

в телесном облике, в строении тела и движениях. Предпосылкой созданного

Лоуэном биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения,

которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в

движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Система

психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от

напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения.

Лоуэн выделил пять типов человеческого характера, основываясь на тех

физических и психологических проявлениях, которые можно заметить, если

человек принимает защитную (в психологическом смысле) позицию.

Для “шизоидного” типа характера характерна слабая связь мысли с

чувствами; их энергия блокирована в центре тела; они испытывают затруднения

в спонтанных действиях, имеют пониженную самооценку, не чувствуют связи с

телом.

Люди с “оральным” характером нуждаются в поддержке от окружающих; они

нетвердо стоят на ногах в прямом и переносном смыслах; склонны к депрессии.

“Психопатический” характер даёт владельцу стремление доминировать и

озабоченность социальным имиджем; энергетический потенциал у них смещён к

голове; они часто испытывают беспокойство из-за стремления сохранять

контроль над людьми и обстановкой.

Человек с “мазохистским” характером – вечный страдалец, неспособный к

активным действиям при решении проблем. Они энергетически заряжены, но

стремятся сдерживать чувства. Тело их пребывает в постоянном напряжении.

Наконец, “ригидный” характер свойственен людям с большими амбициями и

реалистичным взглядом на мир. Для них характерен контроль над собственным

поведением; в качестве самозащиты они используют высокомерие; им сложно

раскрепоститься и отдаться удовольствиям. Для их эмоций характерны свобода

возникновения и ограниченность выражения.

Творческая часть

“Психодинамическое направление в теории личности”

Разработанная Зигмундом Фрейдом теория личности шокировала представления

своего времени, так как представила человека не как homo sapiens, который

осознаёт свое поведение, а как существо, находящееся в конфликте, корни

которого лежат в сфере бессознательного. Фрейд первым охарактеризовал

психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и

сознанием.

Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического

подхода. Динамика здесь означает то, что поведение человека

детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое

значение в регуляции поведения человека. Психодинамическая теория личности

Фрейда является основой дальнейших практик – например, психоанализа.

Топографическая модель уровней сознания

Сначала я рассмотрю взгляды Фрейда на организацию психики, т.н.

“топографическую модель”. Согласно этой модели, в психике выделется три

уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в

данный момент времени. Сознание вмещает в себя малый процент всей

информации, хранящейся в мозге, которая быстро опускается в область

предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на

другие сигналы.

Область предсознательного, область “доступной памяти”, включает в себя

опыт, который не является востребованным прямо сейчас, но который способен

вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное

является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно

представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также

эмоций и воспоминаний, которые в результате ряда причин были вытеснены из

сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное

функционирование.

Структура личности

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель

психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид

(оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, при

этом Фрейд был склонен считать их скорее процессами, чем структурами. Фрейд

предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается

психоаналитическая теория»

Термин Ид происходит от латинского “оно” и означает примитивные,

инстинктивные и врожденные аспекты личности (сон, еда, дефекация,

копуляция), а также наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое

центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет

каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид

выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку

психической энергии, сдерживание которой приводит к напряжению в личностном

функционировании. Эта разрядка получила название принцип удовольствия.

Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид может

представлять опасность для индивидуума и общества. Также “оно” играет роль

посредника между соматическими и психическими процессами.

Фрейдом были описаны два процесса, посредством которых ид избавляет

личность от напряжения: рефлекторные действия (например, кашель в ответ на

раздражение дыхательных путей) и первичные процессы (которые формируют

психические образы, непосредственно связанные с удовлетворением основной

потребности). Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма

человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять

импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как

первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся

внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению

Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И

только после осознания ими существования внешнего мира, появляется

способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента

появления этого знания возникает следующая структура – эго.

Эго (от латинского “я”) – это компонент психического аппарата, отвечающий

за принятие решений. С целью преобразования и реализации потребностей в

социально приемлемом контексте, эго черпает из “ид” часть энергии,

обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует

стратегии осмысления и восприятия в своем стремлении удовлетворять желания

и потребности “оно”. Эго в своих проявления руководствуется принципом

реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки

удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или

соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным

процессом. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения

проблем на более высоком уровне психики является одной из основных целей

психоаналитической терапии.

Происхождение понятия суперэго можно проиллюстрировать цитатой из “Лекций

по психоанализу”, где Фрейд пишет, что “Я может взять себя в качестве

объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя… Итак,

Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере,

на время. Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю

различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту

инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее

функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной

деятельности совести, является другой ее функцией”.

Итак, суперэго – последний компонент развивающейся личности,

функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно

совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. Будучи морально-

этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной

зависимости от родителей. Далее функцию развития берет социум (школа,

сверстники и т.д.).

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть

приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность

к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение

чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он

формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к

установлению у себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью

сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль.

Важно отметить – принцип самоконтроля не служит принципу реальности:

суперэго направляет человека к совершенству в мыслях, словах и поступках,

пытаясь убедить эго в преимуществе идеалистических идей над

реалистическими.

Движущие силы поведения

Движущими силами поведения Фрейд называл инстинкты – психические образы

телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Трактуя закон сохранения

энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит

нейрофизиологическое состояние возбуждения. Каждый человек имеет

ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является

снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким

образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения,

производимого телесными потребностями. Количество инстинктов неограниченно,

но Фрейд делил их на две группы: инстинкты жизни и инстинкты смерти.

Первая группа инстинктов (Эрос) включает в себя силы, служащие цели

поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида.

Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих;

энергия этого инстинкта получила название либидо (энергия либидо) – термин,

употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо

может находить разрядку только в сексуальном поведении. Но т.к. сексуальные

инстинкты разнообразны в проявлении, Фрейд предположил, что каждый из них

связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре

участка: рот, анус и половые органы.

Вторая группа инстинктов – инстинкты смерти (Танатос), которые лежат в

основе проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и

стимул. Источник – это состояние организма или потребность, вызывающая это

состояние. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции

возбуждения. Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде

или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Стимул

представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели,

удовлетворения инстинкта.

Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе

объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции,

высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности.

Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по

какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества

или домашних конфликтов из-за проблем на работе. По мнению Фрейда, многие

социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух

первичных инстинктов: сексуального и агрессивного.

Психосексуальные стадии развития личности

Одна из предпосылок психодинамической теории состоит в том, что человек

рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем

развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития.

Психосексуальное развитие происходит в неизменном порядке и присуще всем

людям вне зависимости от культуры.

Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной,

фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще

несколько факторов, введенных Фрейдом: фрустрация, сверхзаботливость,

регрессия и фиксация. В случае фрустации психосексуальные потребности

ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят

оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости ребенок не имеет

возможности сам управлять своими внутренними функциями, что в зрелые годы

может привести к “остаточному” поведению, связанного с той стадией, на

которую пришлась фрустрация или регрессия. Регрессия – это возврат в

наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для

этого периода. Наконец, фиксацией называется задержка или остановка

развития на определенной стадии.

Теперь я рассмотрю стадии психосексуального развития подробнее.

Оральная стадия длится от рождения примерно до 18 месяцев. В этот период

ребёнок полностью зависим от родителей, и область рта связана с

сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических

потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на

протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда

прекращается кормление грудью. Фрейдом определены два типа личности при

фиксации на этой стадии: орально-пассивный и орально-агрессивный. Орально-

пассивный весел и оптимистичен, ожидает “материнского” отношения к себе,

характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной

зависимостью. Орально-агрессивный выражается в таких чертах как любовь к

спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно

эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения

своих нужд.

Анальная стадия начинается в возрасте 18-ти месяцев, продолжаясь до

третьего года жизни. В течение периода дети получают значительное

удовольствие от задерживания выталкивания фекалий. В этой стадии приучения

к туалету ребенок учится разграничивать требования ид (удовольствие от

немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей

(самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие

формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии. В результате

фрустации в этот период возможно формирование анально-удеживающего типа

личности (во взрослом возрасте он чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и

упрям). Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий тип

(склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и временами

жестокость).

Между тремя и шестью годами интересы, обусловленные либидо, смещаются в

зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития

дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес

в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. По предположению

Фрейда, дети имеют смутное представление о сексуальных отношениях и

понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.

Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется эдиповым

комплексом, и аналогичный у девочек – комплексом Электры. Суть этих

комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать

родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола.

Комплексы эти развиваются по-разному у мальчиков и девочек. У мальчиков

он проявляется следующим образом. С момента рождения главным источником

удовлетворения для ребёнка является фигура матери. Мальчик хочет обладать

матерью, выражать свои эротические чувства точно так же, как делают

старшие. В тоже время отец воспринимается как препятствие к получению

генитального удовлетворения. Из-за соперничества или вражды с отцом мальчик

понимает, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в

результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации.

Это заставляет отказаться от стремления к инцесту с матерью. Разрешение

эдипова комплекса происходит на более поздней стадии развития, примерно

между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои сексуальные

желания и начинает идентифицировать себя с отцом. Ребёнок приобретает

ценности, моральные нормы и модели полового поведения. Мальчик может

удержать мать путём замещения, ибо он обладает теми же качествами, что и

отец. Главным моментом является усвоение родительских норм и запретов, что

создаёт почву для развития совести (суперэго).

Версия эдипова комплекса у девочек называется комплексом Электры. Вступая

в фаллическую стадию, девочка обнаруживает отсутствие пениса (что может

символизировать отсутствие силы), как у брата и отца. По Фрейду, у девочек

развивается зависть к пенису, выражающаяся во враждебности к матери, в

упреках, что та родила её без пениса. (Некоторые представители

психодинамического направления не согласны с такой трактовкой – например,

Карен Хорни). Стремление к отцу формируется на представлении о нем как

обладателя этого органа. Разрешение комплекса Электры у девочек идёт тем же

путем что у мальчиков –а именно идентификацией с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они

хвастливы и опрометчивы, добиваются успеха (символическую победу над

родителем), “донжуанский” стиль поведения. Фаллическая фиксация у женщины

приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым

связям, хотя могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Согласно психодинамической теории, неразрешённые комплексы могут вести к

невротическим моделям поведения.

Возвращаясь к психосексуальным стадиям развития. В промежутке от 6-7 лет

до начала подросткового возраста находится фаза сексуального затишья,

латентный период. По мнению Фрейда, сексуальный инстинкт в это время

предположительно дремлет.

Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости

до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в

организме. Их результатом является характерное для подростков усиление

возбудимости и повышение сексуальной активности. Вступление в генитальную

стадию отмечено наиболее полным удовлетворения сексуального инстинкта.

Нормальное развитие приводит к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальный характер – идеальный тип личности в психодинамической теории.

Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического

контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Согласно Фрейду,

для формирования нормального генитального типа характера, человек должен

отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы

удовлетворения давались легко.

Природа и типы тревоги

Фрейд заявлял, что тревога является функцией эго. Её предназначение

состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, дать

возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать соответствующим

образом. Психодинамическая теория выделяет три типа тревоги в зависимости

от того, откуда исходит угроза.

Реалистическая тревога – это эмоциональный ответ на угрозу и/или

понимание реальных опасностей внешнего мира. Она выполняет функцию

самосохранения.

Невротическая тревога – это эмоциональный ответ на опасность того, что

неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Невротическая

тревога первоначально переживается как реалистическая, но когда возникает

реальная возможность импульсам ид прорваться через контроль эго, возникает

тревога невротическая.

Возникновение моральной тревоги объясняется ответом на угрозу наказания

эго со стороны суперэго. Моральная тревога возникает тогда, когда ид

стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и

суперэго отвечает на это чувством вины и стыда.

Защитные механизмы эго

Основная функция тревоги – избежание неприемлемых проявлений

инстинктивных импульсов и поощрение их удовлетворения в надлежащей форме и

в подходящее время. Защитные механизмы помогают осуществлению этой

функции. По мнению Фрейда, эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид

двумя способами:

. блокированием выражения импульсов в сознательном поведении;

. искажением их, чтобы их интенсивность снизилась или отклонилась в

сторону.

Ниже я рассмотрю только некоторые основные защитные стратегии.

Вытеснение считается первичной защитой эго, потому что обеспечивает

наиболее прямой путь ухода от тревоги, являясь также основой для построения

более сложных механизмов. Вытеснение или “мотивированное забывание”

представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств,

причиняющих страдания. Проекция представляет собой процесс, посредством

которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и

поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и

явления типа “козла отпущения”, поскольку этнические и расовые стереотипы

представляют собой удобную мишень для ее проявления. Замещение происходит,

когда проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более

угрожающего объекта к менее угрожающему. Рационализация – это способ

справиться с фрустрацией и тревогой путём искажения реальности.

Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой

иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит

разумным. Реактивное образование действует в две стадии: неприемлемый

импульс подавляется, далее в сознании проявляется противоположенный. Фрейд

писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле

защищаются от собственных гомосексуальных побуждений. Регрессия – когда

происходит возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ

смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более

безопасному и приятному. Отрицание включается, когда человек отказывается

признать, что произошло неприятное событие. Отрицание наиболее типично для

маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным

интеллектом. Наконец, сублимация как механизм защиты даёт возможность

человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их

можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий.

Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия

обуздания нежелательных инстинктов.

Все защитные механизмы эго, помимо сублимации, искажают картины наших

потребностей, поэтому эго теряет энергию и гибкость. Согласно Фрейду,

генезис серьёзных психологических проблем – в искажении реальности.

Заключение

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример

психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает

поведение человека детерминированным, зависимым от внутренних

психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как

целое. Фрейд был привержен идее неизменяемости, будучи убеждён, что

личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки

зрения, происходящие изменения в поведении взрослого человека не глубинные

и не затрагивают изменения структуры личности. Фрейд предположил что,

поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное

возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего

раздражителя.

Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии,

успешно применяемой и по сей день.

Список использованной литературы:

1. Л. Хьелл, Д. Зиглер. “Теории личности”. СПб, 1999.

2. “Психология и психоанализ характера” / Хрестоматия. Самара, 1998.

3. Ю. Гиппенрейтер. “Введение в общую психологию”. М, 1996.

4. Р. Робертсон. “Введение в психологию Юнга”. Ростов-на-Дону, 1999.

5. “Психотерапевтическая энциклопедия”. СПб, 1998.

6. Р. Мэй. “Искусство психологического консультирования”. М, 1999.

7. “Психология индивидуальных различий. Тексты” / Хрестоматия. М, 1982.

8. З. Фрейд. “Психология бессознательного”. М, 1990.

9. З. Фрейд. “Лекции по психоанализу”.

10. К.Г. Юнг. “Аналитическая психология. Прошлое и настоящее”. М, 1995.

11. “Общая психология” /Состав. Е.И. Рогов. М, 1995.

12. Е. Соколова. “Тринадцать диалогов о психологии”. М, 1995.

13. К. Холл, Г. Линдсей. “Теории личности”. М, 1997.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты