Психогигиена стресса в организации как основа стабильности ее поведения. Курсовая работа.
| № | Способы материального стимулирования | Имеют место на предприятии |
|----+--------------------------------------+----------------------------|
| | | Да | Нет |
| 1 | 2 | | |
| | | 3 | 4 |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 1 | Заработная плата | + | |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 2 | Премии | | - |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 3 | Бонусы («тринадцатая зарплата») | | - |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 4 | Участие в прибылях | + | |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 5 | Планы дополнительных выплат | | - |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 6 | Участие в акционерном капитале | + | |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 7 | Оплаченный отпуск | | - |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 8 | Оплата кратковременной/ | + | |
| | долговременной нетрудоспособности | | |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 9 | Обеспечение работников рабочей | | - |
| | одеждой, обувью | | |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 10 | Оплата транспортных расходов | | - |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 11 | Доплаты на питание | | - |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 12 | Оплата питания | | - |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 13 | Скидки на покупку товаров компании | | - |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 14 | Компенсация расходов на образование | | - |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 15 | Предоставление беспроцентных | | - |
| | кредитов | | |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| | Загородные поездки, пикники, | | |
| 16 | оплаченные | | _ |
| | | | |
| | компанией | | |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| | Различные формы страхования | | |
| 17 | работников и | + | |
| | | | |
| | членов их семей | | |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| | Оплата медицинского и | | |
| 18 | стоматологического обслуживания | | - |
| | работников | | |
|----+--------------------------------------+-------------+--------------|
| 19 | Машина, предоставляемая компанией | + | |
+------------------------------------------------------------------------+
Согласно данным таблицы экономическое стимулирование на предприятии
присутствует, однако функция мотивации явно применяется нешироко.
В фирме используются такие стимулы как: премии, бонусы, оплаченный отпуск,
медицинское обслуживание и т.д., которые определенным образом могли бы
улучшить эффективность работы сотрудников. Следовательно, можно сделать
вывод, что предприятию требуется более совершенная система мотивации и
поощрения работников.
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия:
Эффективность использования основных фондов.
1) Фондоотдача (руб.)
Показатель фондоотдачи характеризует уровень товарооборота в расчете на
принятую стоимостную единицу основных фондов.
Фо=РТО/ОФ; Фо= 27375/390 = 70,19 тыс. руб
2) Фондоемкость (руб.)
Показатель фондоемкости характеризует насыщенность предприятия
техническими средствами, показывая какая величина основных фондов
использу-етсядля осуществления одного рубля товарооборота.
Фе=ОФ/РТО; Фе= 390/27375 =0,014 тыс.руб.
3) Фондорентабелъностъ (руб.)
Показывает рентабельность основных фондов предприятия.
Фр=П/ОФ;
фр= 10950/390 = 28,07 тыс. руб.
4) Фондовооруженность (руб.)
Характеризует величину основных производственных фондов, приходящуюся на
одного работника.
Фв=ОФ/Ч; Фв=390/15=26 тыс. руб.
5) Товарооборот на 1 кв. метр общей (торговой) площади (руб.)
ТО=РТО/St; ТО=27375/300 = 91,25 тыс. руб.
6) Прибыль на 1 кв. метр общей (торговой) площади (руб.)
Пр=П/St; ПР= 10950/300 = 36,5тыс. руб.
Эффективность использования оборотных средств.
1) Оборачиваемость оборотных средств (дни),
Об=ОС/Тоо; Об=750/450= 1,7 дней.
Эффективность использования трудовых ресурсов.
1) Производительность труда (руб.)
Пр=РТО/Ч; Пр=27375/15 = 1825 тыс. руб.
2) Товарооборот (реализованная продукция) па 1 рубль расходов на оплату
труда (руб.)
ТО=РТО/ФЗП; ТО=27375/450 = 60,83 тыс. руб.
3) Прибыль на 1 рубль расходов на опиату труда (руб,)
П=П/ФЗП: П= 10950/450 = 24,33 тыс. руб.
4) Коэффициент трудоемкости
К=Ч/РТО; К=15/27375 = 0,00055.
Эффективность текущих затрат.
1) Уровень издержек обращения.
Iио=ИО/РТО*100%; Iио=(432/27375)*100%=1,6
2) Затратоотдача (товарооборот на 1 рубль текущих затрат), (руб.)
Зо=РТО/ИО; Зо=27375/432=63,3 тыс. руб.
3) Рентабельность затрат.
Р=П/ИО; Р=10950/432=25,34
4) Коэффициент эффективности капитальных вложений.
Кэ=П/КП; Кэ=432/750 = 0,576
5) Срок окупаемости капитальных, вложений (лет).
Ок=КП/П;
Ок=750/432 = 1, 74 (года).
Анализируя показатели, характеризующие эффективность деятельности
предприятия ОАО «Терцея», можно сделать вывод, что его финансовое
положение находится на достаточно высоком уровне, т. к. уровень издержек
обращения достаточно низок, по сравнению с получаемой прибылью.
Эффективность использования основных фондов очень высока, об этом
свидетельствуют высокие показатели фондоотдачи, фондоемкости,
фондорентабильности. Фондоотдача за 2004г. выросла на 26 тыс. руб. И
продолжает оставаться примерно на том же уровне. Оборачиваемость оборотных
средств практически не изменилась, оставаясь приемлемого уровня.
Производительность труда за 2004г. выросла на 1825 тыс. руб., за счет
высокой квалификации работников и огромного интереса и желания работать.
Коэффициент эффективности капитальных вложений, возросший и составляющий
0,576 при сроке окупаемости в среднем 1 год, очень ярко описывает
положение фирмы в данный момент. Т. е. реализация продукции большими
объемами и в короткий срок позволяет окупить все произведенные затраты.
На практике, более целесообразно сочетать использование системы
показателей оценки эффективности деятельности с расчетом обобщающих
показателей.
В качестве обобщающей оценки эффективности хозяйственной деятельности
торгового предприятия могут быть использованы следующие комплексные
показатели.
1) Показатель эффективности использования торгового потенциала
предприятия.
Эити=РТО/(ФЗП+(ОС+ОФ)*Кпривед);
Данный показатель позволяет оценить эффективность использования
экономического потенциала предприятия и сравнить имеющиеся у него ресурсы
с основным конечным результатом деятельности - розничным товарооборотом.
Чем выше значимость этого показателя, тем лучше выполняется предприятием
его основная функция.
Эити = 27375/(450+(750+390)*018) = 46,25
Значение этого показателя достаточно высоко, т. е. функция предприятия
выполняется им полностью, а именно удовлетворение потребностей населения
Кузбасса наиболее качественными товарами;
2) Показатель эффективности финансовой деятельности,
Эфд=Пв/(ФЗП+(ОС+ОФ)*Кпривед);
С помощью этого показателя можно оценить, при каких ресурсах будет
достигнут основной финансовой результат деятельности предприятия и
насколько эффективно используются эти ресурсы.
Эфд=10950/(450+(390+750)*0,12) = 18,66.
ОАО «Терцея» достигла высокого финансового результата в своей сфере,
благодаря только собственным средствам, обходясь без заемных. Предприятие
было образовано, когда у учредителей уже имелась достаточная сумма денег,
и соответственно инвестиции из других финансовых учреждений не
понадобилось. Более того, эффективность его настолько высока, что компания
является кредитором у многих других.
3) Показатель оценки трудовой деятельности.
Этд=РТО/Ч/СЗ;
Этот показатель характеризует прирост производительности труда на 1 рубль
увеличения средней заработной платы.
Этд=75/15/450=16,6.
Прирост производительности труда на 1 рубль увеличения заработной платы
достаточен для эффективного выполнения работы компании.
4) Интегрированный показатель экономической эффективности хозяйственной
деятельности,
Iэдх отч =41,18 ; Iэдх баз.=37,249
Интегрированный показатель экономической эффективности хозяйственной
деятельности целесообразно анализировать в динамике, в этом случае
определяются темпы его изменения и по полученным результатам можно делать
выводы о повышении или снижении всей хозяйственной деятельности ОАО
«Терцея» Тэдх = Iэдх отч./Тэдх баз.* 100%;
Тэдх = 41,18/37,249*100%=110,57.
5) Показатель темпа интенсивности развития торгового предприятия.
Тинт = (Тит*Тоос*Тфо)/(Тфзп*Тос*Тоф)*100%;
Тинт = (1,65*1,53*1,444)7(1,875*1,65*1,725)*100%=68%.
Темп интенсивности развития ОАО «Терцея» значительно высок. Руководство
фирмы старается использовать все свои возможности для увеличения и
расширения.
6) Показатель темпа экономического роста предприятия.
В процессе поведения комплексного экономического анализа необходимо
изучить темпы роста ОАО «Терцея»». Оценку уровня экономического роста
предприятия можно дать на основании качественных показателей хозяйственной
деятельности торгового предприятия.
Тэр=1,0074.
Показатели характеризующие деятельность предприятия (в динамике), в
тыс.руб.
2.3. Выводы и предложения по улучшению деятельности предприятия, оценка
экономической эффективности предлагаемых мероприятий:
В результате проведенной комплексной оценки системы управления
организацией возможно осуществление рекомендаций по устранению узких мест
в организации и системе управления, совершенствования организационной
структуры, отдельных управленческих процессов и процедур.
Как уже было видно из нашего исследования один из недостатков на
предприятии - это малая мотивация работников к труду, одной заработной
платы явно недостаточно в настоящее время для того, чтобы человек работал
усердно и отдавал почти всего себя организации. Поэтому нужно ввести
дополнительные средства стимулирования, поощрять за хорошую работу отдыхом
на природе или в другом приятном для них месте.
Из проведенного исследования видно, что предприятие работает с прибылью,
для того чтобы ее приумножить нужно расширять свой бизнес, следовательно,
нужно подумать о том, чтобы увеличить площадь сдаваемую в аренду. Это и
принесет нужный эффект. Тем более, что фирма имеет свои свободные средства
и ей не нужно прибегать к заемному капиталу.
В результате чрезмерной загруженности работников следует предусмотреть в
офисе небольшие комнаты отдыха, где сотрудники смогли бы просто выпить
чашечку чая и отдохнуть буквально несколько минут.
Также для более эффективной работы фирмы нужно мотивировать работников на
повышение своей квалификации вне стен организации, возможно, оплатить
какие - то курсы, которые могут дать новые знания, информацию. Тот, кто
владеет новейшей информацией, практически владеет всем миром, поэтому это
очень важный аспект для предприятия.
Глава 3. Анализ проведения мероприятий по психогигиене стресса в
организации
Анализ проведения мероприятий по психогигиене стресса был проведен
на предприятии ООО «Капитель-Т». Это производственное предприятие,
основное направление деятельности - монтаж, демонтаж козловых, мостовых
кранов, подкрановых путей; сервисное обслуживание вагонно-ремонтных депо
Западно-Сибирской железной дороги. В основном заказы предприятия
сосредоточены в городах Кемеровской области, и Центрального округа РФ, но
бывает разовые заказы из ближнего и дальнего зарубежья. В фирме есть
небольшое торговое подразделение, состоящее из четырех торговых точек, где
осуществляется торговля продуктами питания.
Таким образом, в ООО «Капитель-Т» 3 структурных подразделения:
административно-управленческое, производственное, торговое. Всего по
штатному расписанию числится 43 человека.
В административно-управленческом подразделении 6 человек: директор,
заместитель директора по управлению персоналом, главный бухгалтер, главный
инженер, менеджер по строительству, инженер по проектно-сметной работе.
Необходимо отметить, что директора по управлению персоналом приняли
недавно - 11 января 2005 года. Необходимость введения данной должности в
штатное расписание обоснована производственным расширением, и для
необходимо подобрать работников ИТР.
В производственном подразделении числится 30 человек: мастер (3 человека),
техник-геодезист, водитель (2 человека), монтажники подъемно-транспортного
оборудования (22 человека), электромонтажники (2 человека).
В торговом подразделении числится 7 человек: менеджер по торговле,
продавец продовольственных товаров (6 человека).
Поскольку заместитель директора по управлению персоналом на данном этапе
занимается подбором специалистов, то мероприятия по психогигиене не
запланированы. Но поскольку работа на ООО «Капитель-Т» напряженная, т.к.
есть запланированные работы по графику, но иногда бывают экстренные
аварийные ситуации, когда необходим выезд нескольких бригад. В связи с
напряженным графиком работы, всем работникам предприятия к основному
ежегодно оплачиваемому отпуску добавляется 4 дня.
Основными факторами социально-экономического развития и повышения
конкурентоспособности любого предприятия является обеспеченность его
квалифицированной рабочей силой, степень ее мотивации. Выработке стратегии
развития предприятия логически должен предшествовать анализ трудового
потенциала работников. Оценка состояния трудового потенциала предприятия
стала задачей исследования, запланированная на 2005 год.
При этом запланированы важнейшие структурные компоненты:
1) профессионально-квалификационный потенциал: характеристики работников
по профессиям, образованию, стажу, уровню квалификации и т. д.; 2)
психофизиологический, характеризующийся такими показателями как пол,
возраст, состояние здоровья, стрессоустойчивость работников.
3) мотивационный, представляющий уровень удовлетворенности работников
трудом, структуру мотивов трудовой деятельности и
профессионально-квалификационного роста.
На данном этапе своей деятельности заместитель директора по управлению
персоналом провел анализ профессионально-квалификационного потенциала
работников, и занимается подбором персонала, т.к. в третьем квартале 2005
года запланирован новый график работы предприятия, связанный с расширением
сферы деятельности ООО «Капитель-Т».
Представим ряд характеристик, который дает общее представление о
профессионально-квалификационном потенциале предприятия.
Более 70,0% персонала - рабочие, в основном среди которых преобладают
рабочие по обслуживанию технологических систем - 30,5% и рабочие по
ремонтному обслуживанию технологических установок - 26,6%. Средний разряд
в этой категории работников - 4,2.
Уровень образования не слишком высок - удельный вес руководителей и
специалистов с высшим образованием невелик (главный инженер и один из
мастеров имеют только начальное профессиональное образование), а среди
рабочих более половины имеют лишь общее среднее образование, хотя для
использования сложных технологий рабочим необходима специальная
профессиональная подготовка (а в ряде случаев - и высшее образование).
Ранее около 35% рабочих принимались на предприятие по вольному найму,
среди этой категории принятых 45,5% имеют лишь среднее общее образование.
Они, естественно, нуждаются в определенной профессиональной подготовке или
переподготовке. Поэтому в феврале 2005 г. был составлен график повышения
квалификации работников. На апрель месяц прошли аттестационную
квалификацию 10% рабочего персонала.
В связи с расширением предприятия, у многих работников наблюдается
стрессовое состояние, связанное с тем, что в организации была повышена
требовательность к состоянию дисциплины и профессионального мастерства.
Так, например, раньше некоторые работники могли выйти не вовремя на работу
или появлялись в нетрезвом состоянии, то сейчас это не наблюдается, тем
более, что было расторгнуто 3 трудовых договора с работниками, которые
устроили пьянку во время обеденного перерыва. Обеспокоены своим будущим, и
новые рабочие, принятые в феврале, марте 2005 у которых заканчивается
испытательный срок в апреле-мае месяце.
Поскольку заместитель директора по управлению персоналом занимается на
данном этапе аттестационной работой работников и подбором необходимых
специалистов и рабочих, то мероприятия по психогигиене стресса не
проводились. Но со слов заместителя директора по управлению персоналом,
которая является кандидатом психологических наук, на предприятии
конфликтов не наблюдается, а стрессовые ситуации наблюдаются у работников
рабочих профессий. Но реструктуризации предприятия было объявлено всем
работникам предприятия, поэтому было принято решение об укреплении
производственной дисциплины и объявлен график аттестации. Что касается
стрессового состояния среди менеджеров и специалистов, то картина
следующая - по наблюдениям из беседы с работниками, то обеспокоенность
больше за подготовку организации работы, намеченную на 3 квартал.
Поэтому мной было проведено тестирование работников ООО «Капитель-Т» на
определение степени стрессоустойчивости.
Описание тестовой методики. Признаки стрессового напряжения у разных
профессиональных категорий людей одни и те же. Но причины стрессового
напряжения у них могут отличаться. Ученые Холмс и Раге на основе
длительных исследований составили перечень событий, имеющих определенную
значимость, и выразили это в баллах. В этом перечне перемен в жизни,
способных вызвать стресс, на первом месте по значимости стоит «смерть
супруги (супруга)» - 100 баллов, затем «развод» - 73 балла, затем
«отбывание наказания в тюрьме» - 63 балла и т.д. Всего 36 пунктов
(Приложение 2). Итоговая сумма и определяет степень сопротивляемости
стрессу. Чем выше количество баллов, тем больше сигнал тревоги,
предупреждающий об опасности. Подсчитанная сумма выражает степень
стрессовой нагрузки, которую можно оценить по табл. 1.
Таблица 1
Оценка соответствия суммы баллов степени сопротивляемости стрессу по
Холмсу и Раге
+-------------------------------------------------------+
| Общая сумма баллов | Степень сопротивляемости стрессу |
|--------------------+----------------------------------|
| 150 - 199 | Высокая |
| | |
| 200 - 299 | Пороговая |
| | |
| 300 и более | Низкая (ранимость) |
+-------------------------------------------------------+
Благодаря таблице «Перемены жизни, которые могут вызвать стресс»,
помещенной в Приложении 2, можно предвидеть некоторые жизненные ситуации,
вызывающие стресс, и подготовиться к ним - принять активные
противострессовые меры, благодаря чему негативные последствия
стрессогенных ситуаций значительно уменьшатся.
Указанные причины стресса сформулированы с точки зрения личных ощущений и
настроения человека, его эмоционального состояния и др. Известно, что
полноценная жизнь в обществе зависит от двух важных факторов: наличия
спокойной и надежной обстановки дома и удовлетворенности работой. Наличие
этих факторов является косвенным показателем относительной
стрессоустойчивости человека, его социально-психологической
сбалансированности.
На жизненном пути каждого человека поджидает множество событий и
потрясений. Они являются неизбежной частью личной жизни человека и его
профессии, избежать или обойти которые порой просто невозможно, но снизить
уровень их стрессогенности можно. Поэтому важно знать, какие именно
наиболее общие и распространенные события в жизни особенно стрессогенны.
Это поможет предупреждать негативные последствия - возникновение
возникновение психических отклонений и психосоматических заболеваний.
Обработка и интерпретация результатов тестирования работников ООО
«Капитель-Т». По результатам тестирования, в целом степень
сопротивляемости стрессу на предприятии нельзя считать низкой.
Количество работников, имеющих высокую степень сопротивляемости,
незначительно - 13%.
Количество работников, имеющих низкую степень сопротивляемости, - 35%.
Количество работников, имеющих пороговую степень сопротивляемости, - 52%.
После ранжирования ответов, нами были выявлены жизненные ситуации,
вызывающие стресс у работников. Результаты ранжирования представлены в
виде диаграммы.
Из диаграммы 1 видно, что у работников, имеющих высокую степень
сопротивляемости, всего 3 жизненных ситуации могут вызвать стресс. На
первом месте - смерть близкого родственника (58%), на втором месте -
смерть близкого друга (37%), на третьем - болезнь члена семьи (7%).
0x01 graphic
Диаграмма 1. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у
работников, имеющих высокую степень сопротивляемости.
0x01 graphic
Диаграмма 2. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у
работников, имеющих пороговую степень сопротивляемости.
Из диаграммы 2 видно, что для данной выборки работников жизненные
ситуации, которые могут вызвать стресс гораздо больше - 7. На первом месте
- смерть близкого родственника - (35%), на втором - изменение финансового
положения (25%), на третьем - смена места работы (15%), далее - повышение
служебной ответственности (8%), болезнь члена семьи (7%), раздоры с
родителями мужа или жены (6%), и на последнем месте - сексуальные
затруднения (4%).
0x01 graphic
Диаграмма 3. Жизненные ситуации, которые могут вызвать стресс у
работников, имеющих низкую степень сопротивляемости.
В данной выборке работников 8 жизненных ситуаций, которые могут вызвать
стресс. На первом месте смерть близкого родственника (24 %), на втором -
смерть супруги (супруга) (19%), на третьем - изменение финансового
положения (17%), на четвертом - растущие долги (16%), далее - травма или
болезнь (12%), болезнь члена семьи (10%), смена места работы (8%),
изменение жилищных условий (7%).
Далее мы решили проанализировать степень сопротивляемости стрессу в каждом
структурном подразделении. Анализ тестирования представлен в диаграммах 4,
5, 6.
0x01 graphic
Диаграмма 4. Степень сопротивляемости стрессу в
административно-управленческом подразделении
Диаграмма 4 свидетельствует, что наибольшая степень сопротивляемости
стресса в административно-управленческом подразделении, т.к. всего лишь
один человек - главный инженер имеет пороговую степень сопротивляемости
стрессам. В процентном отношении это выглядит следующим образом: высокая
сопротивляемость стрессу - 83,6 %, пороговая сопротивляемость стрессу -
16, 6 %, низкая сопротивляемость - 0%. Это можно объяснить следующим -
фирма довольно устойчива в финансовом отношении, разработаны новые
направления деятельности, увеличивающие объем дохода. Единственно кто
обеспокоен, так это главный инженер, у которого нет высшего образования.
Аттестацию главный инженер прошел, но возникли проблемы с получением
лицензии, где требовалось не только наличие высшего образования, но и
большого стажа работы на занимаемой должности. Работник, который занимает
должность главного инженера проработал прорабом 2 года, а главным
инженером - 1,5 года. Данные факторы естественно вызывают обеспокоенность
у главного инженера, связанную с тем, что его могут понизить в должности и
принять более квалифицированного специалиста. Заместитель директора по
управлению персоналом отметила, что и в поведении главного инженера
появились некоторые черты, которые ранее так не проявлялись, например,
стал болезненно реагировать на то, если кто-нибудь из
административно-управленческого подразделения не задерживается после
работы или совершает небольшие промахи, в отличие от него, тем самым
демонстрируя всем, что он хороший работник, хоть имеет небольшой опыт
руководящей работы.
0x01 graphic
Диаграмма 5. Степень сопротивляемости стрессу в производственном
подразделении
Самая низкая сопротивляемость стрессовым ситуациям в производственном
подразделении. В процентном отношении выглядит следующим образом: высокая
сопротивляемость - 9,9 % (3 человека), пороговая сопротивляемость - 33,3 %
(10 человек), низкая сопротивляемость - 56,8 % (17 человек). Данное
положение может объяснить, тем, что в фирме открывается новое направление,
а это требует более высокой квалификации рабочей профессии, хотя рабочие
проходят согласно графику аттестацию, но это все равно вызывает тревожное
состояние.
0x01 graphic
Диаграмма 6. Степень сопротивляемости стрессу в торговом подразделении.
В торговом подразделении более благоприятная ситуация стрессоустойчивости.
Так высокий уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям составляет 28,5%
(2 человека), пороговый уровень - 57,3 % (4 человека), низкий уровень -
14,2 % (1 человек). Данная ситуация объясняется тем, что продавцы уже
давно работают, уже знают своих покупателей, но если посмотреть ситуации,
которые могут вызвать стресс, то они носят личный характер, т.к. продавцы
- это женщины, у которых семьи, дети, то проблемы больше связаны с личной
жизнью. Например, у некоторых продавщиц дети в этом году заканчивают
школу, и естественно проблемы связаны с поступление детей в ВУЗы, у
кого-то сын женился и возникли проблемы со снохой и т. п.
Не смотря на простоту теста, нами были сопоставлены результаты тестов с
данными из личной карточки работника, что позволило выявить некоторую
взаимозависимость факторов. Следует отметить, что между
стрессоустойчивостью и стажем работы по профессии установлена
отрицательная зависимость, т.е. у работников у которых большой стаж на
данном предприятия больше уверенности и стрессоустойчивость.
Аналогичная зависимость наблюдается в отношении возрастных групп - с
увеличением возраста данный показатель снижается.
Характеристики стрессоустойчивости работников на предприятии обнаружили
прямую связь с возрастом. Увереннее всего на предприятии чувствуют себя
работники в возрасте от 30 до 40 лет - более 43%, которые считают, что при
любых обстоятельствах им не грозит сокращение. В возрастной группе до 30
лет 34,3% опрошенных опасаются изменения финансового положения, которое
может возникнуть из-за потери работы.
Данные тестирования подтверждают наблюдения заместителя директора по
управлению персоналом, что в основном на работе причиной стресса является
реструктуризация производственного подразделения предприятия.
В качестве практических рекомендаций мной было предложено организовать
обучение работников методам обеспечения стрессоустойчивости
предполагающее: передачу в процессе групповых занятий заинтересованным
работникам знаний о всей системе методов стрессоустойчивости; применение
специальных методов работы, которые существенно уменьшают нервную
(психическую) напряженность благодаря тому, что позволяют наилучшим
образом и пользовать основной ресурс управления - время; создание
«технического» обеспечения стрессоустойчивости - 1 раз в неделю проводить
аутогенные тренировки или психологическое консультирование, разместить в
комнате отдыха соответствующую научно-популярную литературу, направленную
на обучение методам личной психогигиены, каталог стрессозащитных
установок.
Заключение
Усиление стрессового давления отмечено учеными и практиками разного
профиля многих стран мира.
Социально-политическая напряженность, трудности переходного периода в
экономике, резкая ломка общественного сознания, глубокие преобразования во
многих общественных институтах являются мощным стрессогенным фактором. Его
воздействие требует всестороннего комплексного научного изучения, в
котором психологические исследования имеют первостепенное значение.
Организационную психогигиену необходимо рассматривать как составную часть
работы с кадрами. Заметим, что, к сожалению, в современной России
целенаправленная психогигиеническая практика на уровне организации скорее
исключение, чем правило. На любом современном предприятии должна
действовать психологическая служба. Задачи такой службы могут выполнять и
специалисты, находящиеся в штате организации, и сторонние специалисты,
работающие по договору. В число задач психологической службы организации
должно входить повышение психогигиенической компетентности сотрудников.
Подведем в заключение некоторые итоги проведенному обсуждению проблемы
трудового стресса и психогигиены на предприятии.
Место работы и должность, избранная профессия и профессиональный рост,
психологический климат в организации и видение своей роли в общем деле
могут быть основой чувства удовлетворенности своим местом в жизни,
инициировать переживания полноты самоотдачи, удовлетворенности ходом
самореализации, могут давать желаемое эмоциональное насыщение от
межличностных отношений на работе. Вместе с тем, все эти аспекты в
неблагоприятных качествах приводят к общему чувству неудовлетворенности
жизнью, размыванию смысла жизни, обесцениванию труда, приводят к затяжному
стрессу со многими вытекающими последствиями для личности и организма. То
или другое положение возникает как следствие взаимодействия большой
совокупности объективных и субъективных факторов, внешних обстоятельств и
особенностей личности. Возникающий в трудовой деятельности стресс имеет
разную природу.
Это следует учитывать как в выборе направлений, подходов к его
преодолению, так и выборе конкретных методик, отдельных приемов снижения
стресса. Одни причины стрессового состояния могут быть нейтрализованы
личными усилиями субъекта по преодолению трудностей, по совершенствованию
им умений совладания со стрессом.
Другие - требуют организационных решений: изменения организационной
политики и организационной структуры, перехода на новый этап
организационного развития, технологической модернизация предприятия,
улучшения условий труда и т.д. Причины стрессовых состояний могут быть
ослаблены при соответствующих изменениях в общественном сознании, при
существенных изменениях во взглядах на профессию, а также профилактике
стрессов на предприятии, систематическом использовании методов
психогигиены.
Список использованной литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. М.: Педагогика,
1982.
2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация
человека. М.: Прогресс, 1988.
3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию
активности. - М.: Политиздат, 1989.
4. Колодзин Б. Как выжить после психической травмы. Перевод с английского
Савельевой. С-Пб.: Питер, 2003.
5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1988.
6. Красовский Ю.Д. Организационное поведение в фирме: эффекты и парадоксы.
Учебное пособие.- М.: Юнити, 1999.
7. Мескон М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”,
1994.
8. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.
9. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.
(О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.). -
Спб, ТОО “Лейла”, 1994.
10. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. О.Г.
Газенко. - М.: Наука, 1988.
11. Управление персоналом организации: учебник /под ред. А.Я Кибанова.-М.:
Инфра-М, 2000.
12. Уткин Э.А. Справочник по менеджменту. М.: Финансы и статистика, 1999.
13. Янценевская А.Я. Организационное поведение в фирме. М.: Инфра-М, 1998.
14. Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические
аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы
психологии /Ред. А.А. Крылов. СПб., Вьп.1, Ч.2, 2004.
15. Анцыферова Л.И. Приемы приспособления: изменение собственных
характеристик и отношений к ситуации // Психол.журнал. 2004. № 1.
16. Виханский О. С. « Менеджмент», М: 1998г.
17. Дашков Е. С. «Оптовая торговля», М:1997 г. 4= Булатов «Экономика»,
М;1996г,
18. Радугин А. А. «Основы менеджмента». М: 1997г.
19. Григорьева Т. Т., Усольцева Т. П. « Основы конструктивного общения»,
Н: 1997г.
20. Кричевский Р.Л,, Дубровская Е. М. «Психология малой группы», М: 1997г.
21. Щур Д. Л. «Основы торговли. Розничная торговля», М:2000г.
22. Румянцева 3. П., Саломатина Н. А. «Менеджмент организации», М: 1995г,
23. Справочник предпринимателя, М: 1999г.
24. Устав предприятия;
25. Баланс бухгалтерской отчетности;
26. Структура технико-экономических показателей.
27. Волкова К.А., Дежкина И. П. Предприятие: стратегия, структура,
положения об отделах и службах, должностные инструкции/. - М.: ОАО
«Издательство «Экономика», НОРМА, 1997.
28. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия.- М: Финансы и
Статистика, 1996.
29. И.А. Бланк «Управление торговым предприятием» М. 1998 «Тандем»
Приложение 1
Каталог стрессозащитных установок
(представлен в сокращенном варианте)
* Отбрось мысли о том, как ты смотришься (выглядишь), главное - дело.
* Проверь состояние спины.
* Посмотри на себя в зеркало и улыбнись себе.
* Вспомни главную цель своей жизни.
* Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
* Нельзя здесь и сейчас - сделаю в другом месте и в другое время.
* Расслабь плечи.
* Продолжай работать, как будто ничего не случилось.
* Не фантазируешь ли ты?
* Ищи другой вариант.
* Охолонись, прежде чем что-либо предпринимать.
* Положись на закон ЗС - «Само собой сделается».
* Ты выше события потому, что ты понял, в чем ты выше.
* У всякого минуса есть плюс; отыщи его.
* Подумай, не принимаешь ли ты мелочи за главное?
* Выпей чашку зеленого чая.
* Используй формулу: «Беспокоиться я начну после работы, сейчас
некогда».
* Посмотри в зеркало - исправь выражение лица.
* Вспомни пять НЕ: не раздражайся, не теряйся, не распыляйся, не проси и
не бойся.
* Доведи дело до конца.
* Не бойся - боятся невыгодно.
* Отдели случайное от главного.
* Будь бдителен к хвалящим тебя; ищи мотивы их действий.
* Попробуй понять то, что не высказано.
* Критика в мой адрес - мой личный резерв самосовершенствования.
* Используй неудачу в интересах дела.
* Демонстрируй полное самообладание.
* Вспомни смешное.
* Вспомни хорошее.
* Проверь, как сидишь.
* Поморгай.
* Закрой глаза на минуту.
* Поправь одежду.
* Иногда отступить - поступить мудро.
* Не все сразу.
* Определи приоритеты - выясни главное.
* Вспомни основной закон бытия - закон маятника.
* Не возлагай особых надежд ни на что и ни на кого.
* Раздраженный человек - не защищен.
* Бесполезно биться головой об стенку.
* Побеждает тот, у кого больше терпения.
* Не торопись, отсрочить действие бывает не менее важно, чем
среагировать стремительно.
* Начни составлять программу своих действий, чтобы не допустить
повторения того, что произошло.
* Расслабь кисти.
* Меня критикуют - значит, верят в мои способности работать
успешно.
* Прислушайся к слабым звукам.
* Успокойся - ведь все, что произошло, от тебя не зависело.
* Проверь мышцы лица.
* Не втягивайся в проблему.
* Забудь!
* Вспомни самое плохое. Сравни с тем, что беспокоит.
* Все это совершенно не имеет значения.
* Найди в ближайшем будущем что-нибудь приятное.
* То, что, кажется сейчас неудачей, завтра может оказаться наилучшим
подарком судьбы.
* Ищи другой вариант.
* Другим еще хуже.
* У всех бывают ошибки.
* Не ошибается тот, кто ничего не делает.
* Человек никогда не в состоянии определить в настоящий момент, повезло
ему или нет.
* Заготовь вариант на случай неудачи; воспользуйся им.
* Даже если ты убежден, что твоя неудача - следствие действий твоих
врагов, попробуй найти свою ошибку.
* Вспомни, что почти любой вред можно превратить в пользу.
* Мысленно усиль неудачу до предела, а теперь найди место тому, что
случилось.
/////// Приложение 2
Тест на определение степени сопротивляемости стресса
«Вам предложено ознакомиться с ситуациями, которые могут произойти в жизни
любого человека. Отметьте на бланке перемены в жизни, которые способны у
Вас вызвать стресс. На основании данного тестирования служба управления
персоналом разработает мероприятия, которые помогут более эффективно
заботиться о своих сотрудниках»
Перемены в жизни, способные вызвать стресс
+------------------------------------------------------------------------+
| События в жизни | Единицы значимости |
| | (баллы) |
|---------------------------------------------------+--------------------|
| | 100 |
| 1. Смерть супруги (супруга) | |
| | 73 |
| 2. Развод | |
| | 65 |
| 3. Разрыв с партнером | |
| | 63 |
| 4. Отбывание наказания в тюрьме | |
| | 63 |
| 5. Смерть близкого родственника | |
| | 53 |
| 6. Травма или болезнь | |
| | 50 |
| 7. Свадьба | |
| | 47 |
| 8. Перемещение по службе | |
| | 45 |
| 9. Примирение с партнером (партнершей) или мужем | |
| (женой) | 45 |
| | |
| 10. Уход на пенсию | 44 |
| | |
| 11. Болезнь члена семьи | 40 |
| | |
| 12. Беременность партнерши | 39 |
| | |
| 13. Сексуальные затруднения | 39 |
| | |
| 14. Рождение ребенка | 38 |
| | |
| 15. Изменение финансового положения | 37 |
| | |
| 16. Смерть близкого друга | 36 |
| | |
| 17. Смена места работы | 35 |
| | |
| 18. Увеличение числа супружеских (партнерских) | 31 |
| ссор | |
| | 30 |
| 19. Получение денежной ссуды | |
| | 29 |
| 20. Растущие долги | |
| | 29 |
| 21. Повышение служебной ответственности | |
| | 29 |
| 22. Уход сына или дочери из родительского дома | |
| | 28 |
| 23. Раздоры с родителями мужа или жены | |
| | 26 |
| 24. Головокружительный личный успех | |
| | 26 |
| 25. Выход жены на работу или уход с работы | |
| | 25 |
| 26. Окончание школы и поступление в институт | |
| | 24 |
| 27. Изменение жилищных условий | |
| | 23 |
| 28. Изменение сложившихся привычек (стереотипов) | |
| | 20 |
| 29. Конфликты с начальством | |
| | 20 |
| 30. Изменение условий работы или рабочего времени | |
| | 20 |
| 31. Перемена места жительства | |
| | 19 |
| 32. Экзамены в школе (институте); | |
| квалификационная аттестация на работе | 18 |
| | |
| 33. Смена привычного места отдыха | 16 |
| | |
| 34. Изменения в отношениях с окружающими | 15 |
| (друзьями, коллегами и т.д.) | |
| | 15 |
| 35. Нарушения сна | |
| | 12 |
| 36. Изменения характера и частоты встреч с | |
| другими членами семьи (или близкими | 14 |
| родственниками) | |
| | 12 |
+------------------------------------------------------------------------+
- 49 -
Страницы: 1, 2
|