Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах
Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах
Содержание:
Введение....................................................................
...............................................2
Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии
и агрессивности
............................................................................
..........3
Определение
понятия...................................................................
......................3
Причины
агрессивности.............................................................
.......................4
Социальные условия, способствующие закреплению
агрессии..................19
Подросток в
семье.......................................................................
.................19
Подросток в группе
сверстников...............................................................24
Биологический фактор провоцирования агрессии. Роль полового
созревания..................................................................
............................................27
Практическая часть.
1.Метод исследования.
2.Организация исследования.
3. Результаты исследования.
4. Второй этап исследования.
5.Общие выводы.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
Введение
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся
с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост
числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в
асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного
порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и
вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали
проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди
молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки
участвуют в военизированных формированиях политических организаций
экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и
сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких
преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов
агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей
социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения
по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности.
На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные
конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране
и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не
пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения
быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты
проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее
усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии,
индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы
предотвращения агрессии.
В теоретической части мы рассмотрели основные подходы к
пониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу ее становления и
возможные факторы ее провоцирования. В практической части - три этапа
планируемого лонгитюдного исследование школьников общеобразовательной
школы.
Объект исследования – агрессия и агрессивность.
Предмет – агрессия как личностное образование в старшем
подростковом и раннем юношеском возрасте.
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования
в старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возраста
агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное
образование.
Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем:
1. теоретический анализ литературы по проблеме;
2. эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9
и 10 классов;
3. выявление гендерных различий;
Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме
агрессии и агрессивности.
1.Определение понятия
В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь,
вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-
захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие
(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
С.18.)
Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для
обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры
всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой
силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В
понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты
поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и
убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного
поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость",
"озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние
враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние,
всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность
сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях,
однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без
враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не
питают.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие
авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.
Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие
группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях,
нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане
различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная
агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно,
но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив
существует, но он не осознается.
Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют
осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.
Этой же точки зрения придерживается и А.Р. Ратинов. Он считает,
что антиповедение – свойство агрессивной личности индивида полностью
принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.
Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии является
тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие
нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность
создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную
самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной
ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает
интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида.
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая
составляющая).
Например:
Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия- это
любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда
другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное,
целенаправленное причинение вреда жертве;
-в качестве агрессии может рассматриваться только такое
поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым
организмам;
-жертва должна обладать мотивацией избежания подобного
обращения с собой;
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г.
Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но
поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место
губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.
Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- это
поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение
физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность –
относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к
агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение
другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру
личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
В данной дипломной работе под агрессией мы подразумеваем
личностную черту, которая формируется под воздействием социально-
психологических факторов.
2. Причины агрессивного поведения и агрессивности
Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяется
значительное внимание во всех основных психологических направлениях.
В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается
как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он
приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной
работе, сложностей в окружающей его среде.
Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является
подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная
перестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые
образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый
период онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло
переплетаются противоречивые тенденции развития.
В отечественной психологии показано, что человек не рождается
эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким.
Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально
полезные, так и социально вредные черты (Макаренко А.С.).
Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия
взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди
сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция,
препятствующая развитию социальной позиции подростка – но ребенок и должен
слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет
психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным
формам поведения.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков
формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-
за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в
соответствующем поведении.
Если говорить о более глубинных причинах такого поведения, то
можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы
и кризисе личности (Ю.М. Можгинский). Не путать личностный кризис
личностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде болезненного
отношения к восприятию собственного "Я" окружающими людьми, одиночества и
оторванности о мира, несоответствия своего "Я" неким идеалам, ощущение
утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется
негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных
колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях,
мягкостью сомато-вегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное
поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не
нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием
лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств
личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в
системе ценностных ориентаций.
Зарубежные подходы к изучению агрессии
Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение,
имеющее отношение к агрессии, - это положение, согласно которому
агрессивное поведение по своей природе инстинктивное. Согласно этому
подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически
«запрограммированы» на подобные действия. Эту точку зрения разделяли ученые
психоаналитического и этологического подходов.
Основоположником психоаналитического подхода является З.Фрейд.
Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект
научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической
трактовке выступает Танатос – инстинктивное влечение к смерти и разрушению.
Эта концепция сложилась в поздних работах Фрейда, а первоначально он
придерживался иных взглядов. В своих ранних работах он утверждал, что все
человеческое проистекает из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого
направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом
контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование
либидонозных импульсов. Первоначально агрессия как таковая не трактовалась
Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.
Первым исследователем психоаналитической школы, заговорившим об
изначальной природе человеческой деструктивности, была С.Шпильрейн. Её идея
заключалась в следующем: чтобы создать новое, надо разрушить то, что ему
предшествовало, то есть во всяком акте созидания содержится процесс
разрушения. Инстинкт самовоспроизведения содержит в себе два равных
компонента – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Для любви и творчества
влечение к смерти и разрушению не является чем-то внешним. Напротив,
влечение к смерти является неотторжимой сущностью влечения к жизни.
По Фрейду, Танатос есть влечение к смерти. Энергия Танатоса
направлена на разрушение и прекращение жизни. Все человеческое поведение
является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом и
между ними существует постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между
сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы служат цели направлять
энергию Танатоса вовне, в направлении от Я. Таким образом, Танатос косвенно
способствует тому, что агрессия выводиться наружу и направляется на других.
Получается, что агрессивное поведение – не только врожденное,
берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но так же и
неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это
вскоре приведет к разрушению самого индивида. Но существует вероятность,
что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать
разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более
опасных действий. Вывод заключается в следующем: агрессивность как
неотъемлемая характеристика человека требует усмирения.
Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством
сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой
материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление
к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только
в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание
порождает различные формы агрессивного поведения – от открытого до
символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает
символические формы, связанные с причинением боли и унижением. Всякая
ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной
реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать
себя субъектом, а не объектом.
В русле психоаналитического подхода причиной возникновения
агрессивного поведения занимался и Д.Доллард. он разработал фрустрационно-
агрессивную теорию. Эта теория возникла в противовес концепциям инстинкта:
здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не
эволюционный процесс. Агрессия – это не автоматически возникающее в
организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть
препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия
и эмоционального равновесия. Агрессия всегда есть следствие фрустрации, а
фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Агрессия рассматривается как
попытка навредить другому своим действием. При чем степень фрустрации
зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности
препятствия и количества целенаправленных действия.
Помимо основных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых
неразрывно, теория оперирует также ключевыми понятиями торможения и
замещения. Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из-
за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение любого акта агрессии
прямопропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение
прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией,
которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновник
этого торможения.
Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях,
направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника
фрустрации.
Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии
является эффект катарсиса. Катарсис – это процесс освобождения возбуждения
или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть
этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение
враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего
достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии.
Но было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию,
но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники
фрустрационной теории согласились с этим и несколько видоизменили свою
позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обуславливания
агрессии фрустрацией является Л.Берковиц. Агрессия, по его мнению, -
функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными
реакциями. Он ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания,
возникающие в результате фрустрации, - гнев, как эмоциональную реакцию на
фрустрирующий раздражитель. Берковиц признавал также, что агрессия не
всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных
условиях может подавляться. В концептуальную схему «фрустрация-агрессия»
Берковиц ввел три существенных поправки:
1. фрустрация не обязательно реализуется в агрессиных
действиях, но она стимулирует готовность к ним;
2. даже при состоянии готовности агрессия не возникает без
надлежащих условий;
3. выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессиных
действий воспитывает у индивида привычку к подобным
действиям.
В более поздних работах отмечается, что при фрустрации личность
реагирует целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет
ведущую роль.
Противоположную позицию по пониманию агрессии занимает Э.
Фромм, представитель неофрейдизма.
Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности»
показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных,
палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке от
рождения заложен спонтанный само развивающийся инстинкт агрессивности. [c.
147]
Во-первых, Э. Фромм анализирует результаты исследования проблемы
отношений между функцией мозга и поведением индивида. Ряд исследователей,
таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо [c. 284],
утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разными
участками мозга. Так, например, экспериментально установлено, что,
стимулируя определенные участки мозга, можно усилить аффект гнева (и
соответствующую модель поведения), а можно и затормозить. Например,
активизация зависит от промежуточного мозга, латерального гипоталамуса,
центрального серого вещества. Подобные исследования демонстрируют тот факт,
что в одних зонах реакция активизируется, а в других сдерживается.
Вследствие дуальной (биполярной) организации полушарий мозга возникает и
двойственность рефлекса агрессии. Важен вопрос, какие факторы нарушают
равновесие и провоцируют открытую ярость и соответствующее разрушительное
(агрессивное) поведение. Эксперименты показывают, что нарушения подобного
рода могут произойти, с одной стороны, от электрического раздражителя, а с
другой стороны - наступить вследствие выведения из строя тормозящих
центров. Такие исследователи, как Марк и Эрвин, обращают внимание на то,
что нарушения равновесия могут быть вызваны еще и разного рода мозговыми
заболеваниями.
Э. Фромм отмечает, что данные антропологической науки показали, что
инстинктивистская интерпретация человеческой разрушительности не
выдерживает критики. По его мнению, жестокость и деструктивность в
большинстве обществ остается на таком низком уровне, что их объяснение с
помощью «врожденных страстей» не убедительно. Так, факты свидетельствуют,
что менее цивилизованные общества (охотники, собиратели и ранние
земледельцы) проявляют меньшую агрессивность, чем более развитые
цивилизации. [с .248]
Важно, по мнению Э. Фромма, исследовать социальные условия, нарушающие
равновесие рефлекса.
Э. Фромм анализирует различные типы агрессии и деструктивности, а
также их предпосылки.
Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которые причиняют
(или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому
объекту. Следовательно, под эту категорию подпадают нередко весьма
разнообразные типы реакций и импульсов; поэтому Э. Фромм выделяет, строго
различает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию
жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с
сохранением жизни-
Во-первых, он развивает идею «доброкачественной агрессии».
Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальным
интересам индивида; она заложена в филогенезе. Она свойственна и животным,
и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер,возникает спонтанно как
реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее
причины.
Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (то есть,
другими словами, деструктивность, жестокость) вовсе не является защитой от
нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессии
специфичен только человеку. Эта агрессия приносит биологический вред и
социальное разрушение. Главные ее проявления - убийство и жестокие
истязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия.
Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. В
основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, а некий
человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования
человека.
Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также использует такие термины
как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение»,
«оборонительная агрессия».
Под понятием «псевдоагрессия», Э. Фромм понимает те действия, в
результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали
злые намерения. Яркий пример псевдоагрессии -случайное ранение человека.
Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость
и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких
отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Например, фехтование, стрельба
из лука являются формами проявления игровой агрессии.
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к
самоутверждению. Концепция агрессии как самоутверждения находит
подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и
агрессивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужские
гормоны нередко вызывают агрессивность. Анатомические и физиологические
особенности мужчины обусловливают его активность и способность к вторжению
без промедления и без страха. Связь между агрессивностью самоутверждения и
мужскими гормонами настраивает на мысль, что мужчины в большей мере, чем
женщины, обладают высоким уровнем наступательной активности, необходимой
для самореализации личности, в то время как женщины обладают такими чертами
как склонность к защите слабого и уходу за другими. Касательно агрессии
самоутверждения имеется еще один интересный факт: установлено, что тот, кто
беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом
ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это
качество целеустремленной наступательности.
Основная идея Э.Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости и
деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животного
разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от
его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить,
насколько специфические условия существования человека ответственны за
возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит
характер и интенсивность удовольствия от этого.
В этом смысле понять феномен агрессии можно лишь учитывая
социальный фактор развития.
К.Лоренц, представитель этологического подхода, считает, что
агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за
выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ.
Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции,
в пользу чего свидетельствует три его важные функции. Во-первых, борьба
рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и
тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых
ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд виды за
счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и
энергичные. В-третьих, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают
выживание своего потомства.
Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме
спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с
течением времени.
Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является
совместной функцией:
1. количества накопленной агрессивной энергии;
2. силы особых, облегчающих разрядку агрессии стимулов в
непосредственном окружении.
Другими словами, чем больше количества агрессивной энергии
имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы
агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента последнего
агрессивного проявления прошло достаточно времени, подобное поведение может
развернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула.
В теории социального научения, ее автором является А.Бандура,
агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации
посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном
подкреплении. Образец поведения рассматривается как средство межличностного
воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния
первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей
агрессивному поведению.
Драйв – это сильный стимул, который побуждает организм к
действию. При рождении побуждается к действию относительно узких кругом
возбудителей – первичных или врожденных драйвов. Такие возбудители связаны
с основными физиологическими процессами, и уменьшение силы возбуждения
существенно для выживания организма. Таким образом, освобождение от
дистресса на ранних этапах жизни ребенка зависит от действия окружающих его
взрослых; именно эта связь других людей, особенно матери, со снижением силы
первичного драйва и составляет основу процесса социализации.
Дети научаются путем наблюдения за поведением других людей и
подражанием своим родителям. Этот процесс называется моделированием.
Позднее процесс моделирования переходит в процесс социализации, в ходе
которого формируются привычные модели реакций. Растущие дети подражают
различным примерам, взятым из их социального окружения. Он выделил 3
наиболее важных момента, которые нужно учитывать при изучении агрессии:
1. способ усвоения подобных действий
2. факторы, провоцирующие их проявление
3. условия, при которых они закрепляются
А.Бандура также вводит понятия замещения подкрепления и
самоподкрепления. Замещение подкрепления - положительные или отрицательные
последствия чужих поступков, наблюдаемые индивидом. Вероятность
агрессивного поведения возрастает, если он наблюдал, как другие люди были
вознаграждены за подобное поведение. Самоподкрепляющий эффект влияет на
поведение индивида как внешнее подкрепление. После того как желательная
модель реакции приобретает отрицательную оценку, роль самоподкрепления
начинает играть приятые ощущения, испытываемые подростком.
Остановимся подробнее на работе А.Бандуры и Р.Уолтерса, которая
полностью посвящена подростковой агрессии.
Основная концепция данной книги: процесс социализации состоит в
развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид
живет. Научение таким навыкам или ассоциациям требует наличие какого-нибудь
мотивационного процесса (драйв) и вознаграждения.
Из-за часто повторяющейся связи с освобождением от физического
дискомфорта такие воздействия окружающей среды, как поведение матери при
кормлении грудью приобретают ценность вторичного вознаграждения. К тому
времени, когда ребенок повзрослеет настолько, что сможет воспринимать
активное социальное обучение, мать, проявляя свою привязанность к нему,
сможет усилить воздействие на те реакции ребенка, которые она бы хотела
развить. Социализация значительно облегчается, если применяется система
поощрений, наград в процессе обучения. Награды, связанные с редуцированием
первичных драйвов, нельзя задерживать на длительное время, если ребенок не
страдает серьезными физическими недостатками, но вторичными наградами можно
пользоваться в процессе обучения свободно и эффективно.
Тревожность может вызвать значительную часть мотивационных
свойств всех вторичных мотивов. Роль, которую играет тревожность в создании
мотивационной составляющей, огромна. И если тревожность связанна с угрозой
физической боли и лишением вознаграждения, то у родителей есть много
дополнительных средств для воспитания ребенка и контроля за его
поведением[1].
Процесс научения. Воспитание родителей состоит из поощрения
социально приемлемых способов поведения, осуждение нежелательных привычек.
Искоренение социально неадекватного поведения может
осуществляться двумя путями:
1. такие поведенческие акты надо оставлять без подкрепления,
без награды;
2. такие поведенческие акты надо активно наказывать;
Если родители не обращают внимание на социально неадекватное
поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются
другие поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающиеся
поведенческие акты постепенно «отмирают» или угасают.
Активное наказание так же может привести к «исчезновению» социально
неадекватного поведения. Но его действие намного сложнее. Если ребенка
постоянно наказывают за социально неадекватное поведение, то импульс для
таких поведенческих актов ввиду его связи с наказанием будет стимулом для
тревожности. А тревожность затем мотивирует конкурирующие реакции,
которые, если они достаточно сильны, препятствуют или тормозят социально
неадекватное поведение. Но заторможенные реакции могут не потерять свою
силу и проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Наказание может
помешать угасанию привычки: если привычка полностью заторможена, она не
может реализовать и, таки образом, не может получить подкрепление.
Наказание может помешать научению таким формам поведения,
которые в какое-то время запрещаются под страхом наказания, но разрешаются
в более поздние периоды жизни.
Таким образом, сочетание наказания и подкрепления может
облегчить научение некоторым формам поведения.
Генерализация и дискриминация. В первые годы жизни формы
поведения генерализуются очень легко. Значительное место в научении ребенка
играет все возрастающая способность различать те или иные нормы поведения.
Научение различению достигается при одновременном действии
подкрепления и наказания. Этот процесс значительно облегчается при
применении вербальных сигналов. Ребенок, научившись соответствующим
реакциям на вербальные сигналы, может выгодно использовать опыт других, не
проходя длительного научения методом проб и ошибок.
Социализация начинается задолго до того, как ребенок овладеет
речью. В течение первых месяцев жизни ребенка родители часто вынуждены
прибегать к ограничительным мерам или наказания, чтобы ребенок не причинил
себе вреда.
Можно считать, что с этой доречевой стадии легко могут
возникнуть конфликтная ситуация. Могут возникнуть две подобные ситуации. По
причинам, которые ребенок не может понять, его в одном случае наказывают,
а в другой – поощряют. В любой новой ситуации возникнут конкурирующие
реакции. Одна из которых будет заставлять ребенка приближаться к цели, а
вторая – избегать этого. Такие невербальные конфликты способны вызвать в
будущем много проблем.
Условия для развития агрессии. Для того чтобы процесс
социализации был эффективен, необходимо соблюдение минимальных условий.
Первое условие состоит в развитии мотивации зависимости, посредством
которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих.
Это вторичное подкрепление может обуславливать приспособление ребенка к
требованиям и запретам, как со стороны родителей, так и со стороны
общества.
Установление зависимости хотя и является необходимым условием
социализации, но не является достаточным. Необходимо так же «давление»
социализации в форме требований и ограничений.
Страницы: 1, 2
|