Рефераты

Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

Недостатки социализации не всегда проявляются в деструктивных

формах поведения. Представляется, что существенным условием развития

асоциальной агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии

родительской любви и при постоянном применении наказания со стороны либо

одного, либо обоих родителей. Если оба родителя постоянно наказывают

ребенка, его социализация может совсем не осуществиться.

Другим условием, которое может быть причиной неудачи с

социализацией, а также вызвать враждебность и чувство обиды, является

несогласованность в требованиях к ребенку со стороны родителей.

В своей работе Бандура рассматривал агрессию в ряде параметров:

Зависимость. Фрустрация детской потребности в зависимости,

происходящая вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы и

привязанности со стороны родителей приводит к чувству агрессивности. Это

разрушение зависимости имеет значение для процесса социализации. Если у

ребенка нет тесной зависимости от своих родителей, у него немного будет

возможностей подражать им и воспринимать формы поведения.

Тревожность при зависимости как реакция на неприятие и

наказание. Подросток с асоциальной агрессией не способен формировать и

поддерживать эмоциональные отношения со сверстниками. Они склонны к

эмоциональной замкнутости или безразличию.

При рождении ребенок слаб и не в состоянии сам удовлетворить

основные потребности - для этого ему необходим взрослый. Поэтому почти у

всех детей до некоторой степени развивается мотивация зависимости. Если

атмосфера любви при воспитании малыша отсутствовала, его стремление к

зависимости развивается слабо.

Агрессивность как реакция на фрустрацию зависимости. Фрустрация,

которая создается при пренебрежительном и негативном отношении к ребенку,

часто рождает страх и агрессивность. Агрессивность, в данном случае,

приносит ему временное облегчение и в то же время может заставить

окружающих обратить на него внимание.

Развитие агрессивности. Агрессивность по своей сути полностью

инструментальна, это средство получения желаемого или избавления от

неприятного. Агрессивность может быть наученной реакцией на условия

напряжения и может возникать даже тогда, когда напряженная ситуация в зоне

агрессии не порождает конфликта.

По мере того как проходит процесс социализации, ребенок

научается замещать физические формы агрессивности легче переносимыми

вербальными. Этот процесс, в котором заменяет более тяжело переносимую

форму, представляет собой реакцию переноса.

Агрессивные импульсы, первоначально направленные против

родителей, которые вынуждены создавать фрустрирующие ситуации в процессе

воспитания и контроля ребенка, должны направляться на других людей и даже

на неодушевленные объекты. Это вторая форма переноса, при которой

агрессивный акт переносится с вызвавшего этот акт объекта на другой объект,

называется объектным переносом.

Процесс социализации агрессивности включает воспитание у ребенка

способности реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

В результате исследований было выяснено, что

непоследовательность родителей агрессивных мальчиков в управлении

агрессивным поведением своих сыновей, является важным фактором, который

способствует развитию асоциальных ориентации у мальчиков.

Ограничения, требования и дисциплинарные методы. В младенчестве

и раннем детстве все потребности ребенка удовлетворяются, и от него почти

ничего не требуется. По мере того, как он овладевает моторикой и все больше

становится способен управлять своим поведением, его родители начинают

ограничивать и направлять его активность. Определенные ограничения

необходимы, чтобы обеспечить его безопасность.

В целом ограничения предъявляются детям с целью не допустить

нежелательного поведения. Родительские требования призваны способствовать

поведению, которое они считают социально значимым. Ограничения нужны, чтобы

сдерживать нежелательное спонтанное поведение, которое иначе могло бы иметь

место; требования нужны, чтобы сформировать желаемое поведение, которое

иначе не возникнет, и способствовать развитию вторичной социальной

мотивации.

Дисциплинарные меры являются действиями, которые должны

обеспечивать выполнение требований и ограничений. Некоторые нацелены на

усиление желательного поведения, другие обеспечивают контроль в ситуации

неподчинения. Если требования в направлении социализации предъявляются ему

в тот период, когда родительское внимание и одобрение исключительно важны

для ребенка, у него будет сильная мотивация делать то, что от него ожидают

родители, чтобы чувствовать себя уверенно в зависимой роли. Чем раньше

оказывается воздействие, тем сильнее это отражается на развитии совести и,

соответственно, на развитии вины.

Идентификация и интериоризация контроля. Для успешной

социализации необходимо постепенное замещение внешних санкций и требований

внутренними контролем и управлением. При отсутствии самоконтроля и

интериоризированной системы ценностей индивидуальное поведение, подобно

флюгеру, становится слишком подверженным внешним влияниям, и, если при этом

желании индивидуума вступают в конфликт с требованиями и ограничениями

общества, необходимо застраховаться от возможности того, что он полностью

не считается с правами и желаниями других.

Агрессивные мальчики показали значительно меньшую идентификацию

со своими отцами, чем мальчики из контрольной группы. Также агрессивные

мальчики практически не чувствуют вины за допущенное нарушение. Для

мальчиков из контрольной группы избегание вины было сильным мотивирующим

фактором, удерживающим их поведение в рамках социально приемлемого,

поведение же агрессивных мальчиков управляется, в основном, страхом перед

внешним наказанием.

Развитие совести рассматривалось как постепенное замещение

контроля, основанного целиком на страхе перед последствиями,

интериоризированной системой ценностей, которая должна предупреждать

нарушения социальных норм, даже если нет опасности разоблачения.

Вышеприведенные данные представлены в сводной таблице

(А.Бандура):

| |Агрессивные мальчики |Мальчики из контрольной |

| | |группы |

|ЗАВИСИМОСТЬ |В детстве эти дети |В детстве они получали |

| |получали достаточно |много эмоционального |

| |эмоционального тепла, |тепла, внимания со |

| |чтобы у них сформировался|стороны обоих родителей.|

| |мотив зависимости. Но в |Чем старше становились |

| |дальнейшем за проявление |мальчики, тем больше |

| |зависимости их |совместной деятельности |

| |наказывали. Отцы |у них было с отцами. |

| |отвергали своих сыновей. |Если у подростка |

| |Матери относились к ним с|возникала проблема, и он|

| |большей теплотой, чем |обращался за помощью к |

| |отцы, но и в этом были |родителям, то он получал|

| |непоследовательны. Если |совет и поддержку. В |

| |ребенок обращался к ним |итоге у него была |

| |за помощью, то он не |сформирована в нужной |

| |только не получал ее, но |степени зависимость. |

| |и был наказан. Вследствие| |

| |этого у подростка не была| |

| |сформирована зависимость.| |

| |Более того, он всячески | |

| |избегал ситуации, которые| |

| |могли бы привести к | |

| |зависимости. | |

| РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ |Отцы и матери наказывали |Агрессию проявляли в |

| |своих детей за |редких случаях. |

| |агрессивное поведение |Родителями этих |

| |(тем самым, подавая |подростков никогда не |

| |пример агрессивного |поощряли агрессию своих |

| |поведения), особенно если|сыновей. При агрессивном|

| |оно было направленно |поведении они |

| |против взрослых. Но в |руководствовались |

| |некоторых случаях они |чувством вины. |

| |поощряли агрессию своих | |

| |сыновей, когда это | |

| |касалось защиты своих | |

| |интересов. | |

| |Подростки | |

| |руководствовались страхом| |

| |наказания за агрессивное | |

| |поведение, а не чувством | |

| |вины. | |

|ОГРАНИЧЕНИЯ, |Сильно сопротивлялись |При воспитании |

|ТРЕБОВАНИЯ |ограничениям и требования|внутреннего контроля |

| |со стороны родителей. |использовали метод |

| |Отцы часто прибегали к |объяснения. |

| |наказанию, матери | |

| |попустительствовали | |

| |сыновьям, не следили за | |

| |выполнением своих | |

| |требований. При | |

| |воспитании внутреннего | |

| |контроля родители | |

| |использовали методы | |

| |принуждения и наказания. | |

|ИДЕНТИФИКАЦИЯ, |Мальчики из этой группы |Не воспринимали своих |

|ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ |показали гораздо меньшую |родителей и других |

| |идентификацию со своими |взрослых наделенных |

| |отцами. |властью, а как тех к |

| | |кому можно обратиться за|

| | |поддержкой и опорой. Их |

| | |поведение не зависит от |

| | |ситуативных воздействий,|

| | |поскольку они опирались |

| | |на интериоризированные, |

| | |четкие формы поведения. |

Эту же точку зрения разделяют и отечественные психологи.

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят

агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи.

Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны

воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по

отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений с братьями

и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети

вырастает и вступают в брак, они используют отрепетированные способы

разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством

создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и

внутри самой личности ( принцип спирали). Достоверно установлено, что

жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его

поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию

склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию

в жизненный стиль личности. А.А. Реан в относительно недавних исследованиях

выявил высокий уровень агрессии в группе внешних вполне благополучных

старшеклассников. 53 % участников эксперимента дали высокие показатели по

параметру спонтанная агрессия, а достоверно низкие - только 9%. Спонтанная

агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность

наблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствие

демонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанно возникающее,

немотивированное желание испортить кому-то настроение, разозлить досадить,

поставить в тупик своим вопросом или ответом. По параметре реактивная

агрессия высокие показатели имели чуть менее половины испытуемых, а низкие

только 4%. Реактивная агрессия проявляется в недоверчивости к людям; обид

они просто гак, как правило, не прощают и долго их помнят. Очевидна

конфликтность личности, агрессивность в отстаивания своих интересов, высок

показатель раздражительности как эмоциональной неустойчивости, быстрая

потеря самообладания, неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи.

Целесообразно различать типы ординарной и парадоксальной социализации

агрессии. Ординарная социализация агрессии - это непосредственное усвоение

навыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности личности

либо в результате деятельного опыта, либо как следствие наблюдения

агрессии. При парадоксальной социализации агрессии изменения личности

происходит независимо от вышеупомянутых факторов. Агрессивность как

устойчивая личностная характеристика формируется вследствие значительного

опыта подавления возможностей самореализации. Подавление осуществляется вне

агрессивного контекста, напротив, блокирование актуальных личностных

потребностей чаще всего связано с излишней заботой о личности, в рамках

воспитательной стратегии, описываемой как "гипер-опека". Парадоксальную

социализацию агрессии можно рассматривать как агрессивный след социального

опыта, лишающего личность самостоятельности. Подтверждением этого подхода

являются полученные данные о прямой связи таких личностных качеств, как

"застенчивость" и "спонтанная агрессивность".

3.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии

Подросток в семье

Э. Фромм говорил: «Семья – есть своего рода «психологический

посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует

характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения

различных социальных проблем».

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То,

что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем,

что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по

длительности своего воздействия на личность ни один из институтов

воспитания не может сравниться с семьей.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов

развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18

лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.

Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование

характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от

опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного

школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная

гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и

податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать

свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля

родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к

отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.

С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной

работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются

неправильные взаимоотношения в семье. Становление как положительных, так и

отрицательных черт, напрямую зависит от стиля родительского воспитания (в

равной степени и отцовского, и материнского), от характера и количества

дисциплинарных взысканий и наказаний.

Стиль и поведение родителей – это относительная устойчивость

целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности

ребенка.

М.Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные

наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как

правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль

взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:

мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с

матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно

суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по

отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате,

формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная

агрессивность, эгоизм и жестокость.

Эрон и др., проведя обширное обследование, выявили черты

родителей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено,

что такие родители, как правило, имеют склонность к агрессивности по

отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные).

А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его

действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка

взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и

строят свое поведение. Передавая социально полезный опыт, родители передают

и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным

“руководством к действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не в

состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с

объективной реальностью.

Сами же родители, как заметил Э.Берн, всегда довольны, хотя

могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом

дурном отношении.

Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где

появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не

противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Бочкарёва Г.П. выделяет семьи

1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не

только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её

членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности

отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые

отношения вне семьи;

3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются

социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный

образ жизни.

Дубровина как значимый фактор риска выделяет дисгармоничную

семью. Это понятие включает в себя несколько разнородных вариантов

психологического неблагополучия:

. семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или

химической зависимостью. К наследственному фактору, делающеющему более

вероятным возникновение расстройств у детей, прибавляются

непредсказуемость семейной ситуации;

. собственно дисгармоничные семьи, где основной проблемой являются

отношения между членами семьи;

. семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания;

Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:

1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником

всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до

семейной тирании; излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей

его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к

пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность; подросткам

позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется.

Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не

бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец

взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы

ориентироваться.

3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к

любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

4) ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось много

семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Уровни родительских отношений:

i. Безразличное отношение к детям, их чувствам, переживаниям, отсутствие

полной привязанности к детям, чувства долга и ответственности перед

детьми. Уровень индифферентного отношения.

ii. Авторитарные родители: показное уважение к детям, любовь, за которым

стоит безразличие и лицемерие. Это уровень демонстрации своей власти

над ребенком, постоянного подавления мыслей и чувств собственных детей.

iii. Угождение капризам ребенка, потакание эгоистическим потребностям.

Недоверие к ребенку, чрезмерный контроль за его поведением. Борьба за

лидерство, за влияние на ребенка. Игнорируют мнение ребенка, его право

на поступок, манипулируют им как вещью. Агрессивный стиль поведения.

iv. Доверие между родителями и детьми, общность интересов семейных и

общественных. Совместное обсуждение проблем, участие в их решении,

чувство ответственности.

Таким образом, формирование агрессивных тенденций у детей

происходит несколькими путями:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо

показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим

и окружающей среде.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из

исследований видно, что:

· Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих

детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.

· Родители, которые не наказывают своих детей за проявление

агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.

· Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как

правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих

агрессивное поведение.

В.И.Гарбузов ( ) выделил три типа негативных отношений

родителей к ребенку:

1. Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного

отношения)

2. Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная

критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)

3. Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое

отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно

действовать.

Первый тип формирует у ребенка ощущение покинутости,

незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки,

“стены” за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает

механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При

холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих

моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка.

Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет

ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой

личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности,

стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны

родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к

положительнм результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство

неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего, как

отмечали Е.Гаспарова ( ), Т.В.Роял ( ), ребенок, занимающий такое

положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять

высокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, что

агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.

Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное

развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения

родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к

инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и

противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляци.

Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И,

учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная

агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах

(рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к

формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания,

которые способствуют появлению агрессивных качеств личности ребенка

(Копченова Е.Е.):

. Недостаток тепла и ласки со стороны родителей;

. Незаинтересованность детьми, безразличие к детям;

. Явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании,

жестокости, избегания контактов родителей с ребенком;

. Отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со

снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному

поведению;

. Непоследовательность в применении наказаний;

. Использование строгих, в том числе физических, наказаний;

Семья должна приспосабливаться к растущей независимости

подростка по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни.

Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и

взрослеющих детей, в большей степени зависит от стиля родительского

поведения и динамики семьи.

Подросток в группе сверстников

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и

особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким

чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность,

отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как

правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость,

подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща

эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против

окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка

(либо максимально положительная, либо максимально отрицательная),

повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами,

эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание

защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо

интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает

средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности,

взрослости.

Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает

ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется

самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между

воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых

он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается

окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремиться

стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей

социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки

вне семьи, он входит в отрочество.

По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль

сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от

товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто

такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их

потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба –

«дорога жизни» для подростка.

Было проведено много исследований агрессии в межличностных

взаимодействиях. Так, в работе Н.Г. Самсоновой, показано, что для юношей

агрессия – возрастная норма, которая носит демонстративный характер. У

девушек же совсем другая ситуация. Девушки в условиях конфликта

ориентированны на отношенческую сторону взаимодействия, чем на решение

задачи. Для них важно не поссориться и сохранить отношения, т.к. агрессия

чаще всего выступает как деструктивное поведение и ведет к нарушению

совместных действий и отношений.

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют

подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже

культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное

влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их

поведения. В данном контексте существует понятие «сдвиг к риску» - это

возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после

проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями

членов группы. Каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое

решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту. Утрачиваемое

подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого

приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых

характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную

защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других.

Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению,

плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая

выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние

задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед

лицом большого количества "лишнего времени". Но для этих подростков

характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего

большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные

увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки

и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не

выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно

проводимое время толкает подростков на поиск новых "острых ощущений ".

Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру

девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного

как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки,

драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют

неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости,

храбрости.

Для подростков существует вероятность связаться с плохой

компанией и перейти в разряд малолетних правонарушителей. Агрессивность,

жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в

процессе стихийно-группового общения, складывающегося в компаниях. Но это

общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких

законов асоциальных подростковых групп, является лишь как ситуация

замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений

взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.

Принадлежность к компании не только сталкивает отдельных подростка с

определенными ожиданиями, но и ставит его перед необходимостью предъявления

доказательств своего соответствия и самоконтроля. Повинуясь законам группы,

порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на

невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется,

восстановить жизненно важную для них связь собственного "Я" с группой. В

работе Ю.В. Гущина были получены любопытные результаты. Дело в том, уровень

агрессивности в выборке подростков – правонарушителей не больше, чем в

выборке социально адаптированных подростков и агрессивность в данном случае

не является обязательным свойством подростка – правонарушителя.

Способы общения друг с другом у подростков, т.е. их групповая

культура, связанны с переходом в мир взрослых. Взрослые снова и снова

оценивает многообразие форм проявления таких культур с точки зрения их

тесного соответствия моральным соответствиям и целям общества. Но две темы

при этом всегда выносятся за скобки: во-первых, все связанное с

сексуальностью, во-вторых, связанных с насилием. Агрессия и насилие

остаются прерогативой родителей (насилие в воспитательных целях) и

государства (государственное насилие), поэтому они как бы автоматически

становятся первым пробным камнем для аниткультуры.

Но если у подростка присутствует такая личностная черта как

агрессивность, то его стратегии поведения можно дать следующую

характеристику (Л.А.Регуш):

- Такие подростки активно стремятся защищать свои позиции и интересы,

проявляют эмоциональность и агрессивность в общении, ведут себя

импульсивно.

- Для них характерно эмоциональное принятие себя, недостаточная

самокритичность и некоторое самодовольство при оценке собственных

поступков, отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств,

невыраженность установки на само изменение.

- Характерна целостность и установленность образа «Я», удовлетворенность

им, что определяет эгоизм, стремление к самодостаточности, лидерству, без

боязни вызвать чувство отчуждения.

- Отношения в семье и со школьными учителями расценивается этими ребятами

как основные сферы конфликтов.

- Агрессивность, свойственная им при защите своих интересов, провоцирует

эскалацию конфликта и мешает конструктивному решению проблемы.

4.Биологический фактор провоцирования агрессии

Американские учёные Медник и Мойлер утверждают, что гены играют

важнейшую роль в формировании агрессивного поведения, нежели окружающая

обстановка. Для подтверждения этого они проанализировали степень

наследуемости детьми черт своих биологических и приёмных родителей. Если

приёмный ребёнок больше похож на своих биологических родителей, то мы имеем

дело с проявлением биологических детерминант. Большее же сходство между

ребёнком и его приёмными родителями является свидетельством влияния

окружающей среды (например, научения). Изучив судебные дела отцов (приёмных

и не приёмных) и их сыновей, исследователи выяснили, что мальчики имеющие

осуждённых биологических отцов, скорее всего сами будут осуждены за

нарушение закона. В конце своего исследования учёные стали придавать

большую значимость роли социального фактора. Мойер приходит к заключению,

что

«… человек, унаследовавший сильную агрессивность, в фрустрационной и

стрессовой ситуации будет склонен к проявлению гнева и враждебности. С

другой стороны, если этот же человек будет окружён любовью и в значительной

степени защищён от жестокости и насилия, а так же не будет часто

провоцироваться на агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному

поведению».

Психогенетические данные убедительно свидетельствуют о том, что

генетические особенности вносят существенный вклад в межиндивидуальные

различия в агрессивности. При этом нельзя не согласиться с мнением,

высказанным, в частности, Х.Г. Бруннером, о том, что концепция одного «гена

агрессии» нереалистична. Как показывают проведенные исследования, на

«склонность» к агрессии могут влиять многие гены и сложные взаимодействия

между ними. Это влияние, по-видимому, опосредствовано главным образом

особенностями эмоциональной реактивности и способностью контролировать свои

импульсы. Следует подчеркнуть, что на разных этапах развития и в разных

группах лиц в сложную иерархическую систему индивидуально-психологических и

ситуационных факторов, определяющих вероятность агрессивных действий,

включены, очевидно, различные биологические (в том числе генетические) и

психологические процессы. Кроме того, средовые факторы объясняют не менее

половины межиндивидуальных различий по агрессивности как онтогенетически

устойчивой характеристике. Что касается отдельных агрессивных действий, то,

как подчеркивают большинство исследователей, социальный контекст играет

определяющую роль в их возникновении не только у здоровых лиц, но и при

патологических состояниях. Тем не менее, учитывая, что генетические

различия вносят существенный вклад в формирование склонности к агрессивному

поведению, со временем, когда индивидуальная генетическая диагностика

станет доступной, генетические данные можно будет использовать для оценки

индивидуальной реактивности на различные средовые воздействия,

провоцирующие агрессию, а значит — и для прогноза и профилактики агрессии.

В подростковом возрасте в процессе полового развития происходит

изменение гормонального статуса. С одной, стороны все изменения в организме

подростка происходит под стимулирующим и контролирующим воздействием

гипоталамуса и эндокринной железы. Секреция тестостерона и эстрогена

регулируется посредством обратной связи между этими гормонами, с помощью

которых гипоаламус и гонады получают сигнал о том, что гормоны выделены в

достаточном количестве.

С другой стороны, многие биохимики утверждают, что есть связь

между уровнем гормонов и агрессией. Так, в ряде работ говорилось о том, что

избыточное выделение тестостерона у лиц мужского пола вызывает

неконтролируемую агрессию. Но изменение гормонального статуса происходит и

у девушек в предменструальный период. У многих повышается

раздражительность, общее самочувствие, отек лица и ног, ухудшение аппетита.

К.Мойер утверждает, что этот отрезок времени опасен, согласно его

исследованиям 62% насильственных преступлений совершается в течении

предменструальный недели и только 2% в конце периода. Эта связь очень

значительна, так что в некоторых странах закон признает менструацию как

смягчающее обстоятельство.

Американский ученый Дж. Уайт считает, что "Даже в том случае,

если биология увеличивает готовность к агрессии, очевидно, что факторы

среды могут действовать таким образом, чтобы свести к минимуму или довести

до максимума всплеск агрессии". Исследования биохимиков имеют большое

значение, но не стоит их абсолютизировать.

В работах отечественных психологов показано, что половое

созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма

оказывает свое влияние на психическое развитие ребенка, но эти влияния

опосредованы к окружающему миру, сравнение себя со взрослыми и

сверстниками, а так же не биологические особенности являются определяющими

в развитии растущего человека как личность.

Резюмируя все вышесказанное можно отметить, что единой точки

зрения на определение агрессии, ее природы так и не найдено, что заметно

усложняет понимание этой проблемы. Кроме того, обзор литературы показал,

что такой параметр агрессвности как устойчивость не разработан.В

становлении агрессивного поведения могут играть заметную роль возрастные

особенности подростка и социальные факторы, но их не стоит переоценивать.

У части подростков агрессивность формируется как достаточно

устойчивое личностное образование – качество личности. Основные механизмы:

усвоение агрессии как поведенческий акт идеала или в результате закрепления

агрессии как защитной реакции, связанной с неудовлетворением значимых

потребностей ребенка.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических,

семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ

жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных

отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние

подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных

ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют

развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место

отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение

отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков,

стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт

объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения,

агрессивности и разрушительных действий.

Практическая часть. Эмпирическое исследование агрессии: 8-10

класс.

1.Методика исследования

Обзор литературы по теме показал, что аспект устойчивости

агрессивности как личностного образования освещен недостаточно.

В данной части представлены три этапа лонгитюдного исследования.

Был проведен эксперимент по выявлению агрессивности у подростков

8, 9 и 10 классов (на одной и той же выборке). Основная методика, которая

использовалась в данном эксперименте – Тест руки. Тест создан американским

психологом Эдвином Вагнером в 1971. Стимульный материал представляет собой

9 карточек с изображением кисти человеческой руки в различных положениях,

10 карточка пустая. Испытуемый должен сказать, что делает рука,

изображенная на каждой карточке.

Процедура исследования: Эксперимент проводился индивидуально с

каждым учащимся. Испытуемому в стандартной последовательности предъявляют

все 10 карточек и просят ответить на вопрос: что, по вашему мнению, делает

эта рука? Если он затрудняется с ответом, ему предлагается следующий

вопрос: как вы думаете, что делает человек, к которому принадлежит рука?

Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

Рекомендуется во всех возможных случаях максимально снимать

неопределенность ответов, наполняя смыслом высказывания типа «кто-то, что-

то, кому-то». Все испытуемые, без исключения, отнеслись к эксперименту

положительно.

Для статистической обработки использовался критерий Фишера

(сравнение данных по дисперсиям). Все ответы испытуемых были условно

распределены пг 3 группам: I группа от -2 до -1; II группа от 0 до 1; III

группа от 2 до 3.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы испытуемых подвергаются категоризации и классифицируется

по 11 категориям:

1. Агрессивность: рука является доминирующей, оскорбляющей, активно

хватающей другой организм или объект.

2. Директивность: рука является ведущей, руководящей, активно влияющей на

другое лицо.

3. Страх: ответы выражают страх перед возмездием или агрессией. Рука

является жертвой чьей-либо агрессии.

4. Эмоциональность: ответы выражают привязанность, положительное отношение,

благожелательность.

5. Коммуникация: в высказываниях рука представляется пытающаяся общаться с

кем-то. При этом общающееся лицо нуждается в партнере так же или больше,

чем партнер в нем, то есть находится с партнером в положении равенства.

6. Зависимость: эта категория включает ответы, в которых выполнение

действия зависит от благожелательного отношения другой стороны.

7. Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя нарочито

демонстративно тем или иным способом.

8. Ущербность: рука представляется больной, деформированной, поврежденной.

9. Активность: ответы, выражающие безличные тенденции к действию, в которых

рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести.

10. Пассивность: ответы, в которых рука не изменяет своего положения или

пассивно подчиняется силе тяжести.

Основные используемые категории - страх, эмоциональность,

коммуникация и зависимость включают в себя реакции, активно уменьшающие

вероятность агрессии. Общая агрессивность вычисляется путем вычитания сумы

ответов по этим категориям их суммы ответов по категориям агрессия и

директивность: А=(агр.+дир.)- (срах+эмоц.+коммуникац.+ завис.).

Категории Демонстративность, Ущербность, Пассивность, Активность

и Описание не участвуют в подсчете баллов, поскольку их роль в оценке

вероятности поведения считается неоднозначной. Согласно данным методики

результат выше +1 считается показателем уровня агрессивности.

Примеры интерпретации ответов испытуемых:

|№ карточки |Ответ испытуемого |Интерпретация |

| |Хочет ущипнуть |Агрессивность |

| |Привет |Коммуникат |

| |Защищается от удара |Страх |

| |Учитель выгоняет |Директивность |

| |Всо окей |Коммуникативность |

Так же рассматривалась насыщенность категорий ответов.

2. Организация исследования.

Исследлование проводилось на протяжнении 3 лет, на одних и тех

же учениках. Срез делался примерно в одно и то же время. На начало

иссследования девочкам было 14, 2 г, мальчикам 14 лет. По покончании

исследования девочкам было 15, 8 лет, мальчикам 15,6 лет.

Характеристика выборки

Испытуемыми были ученики общеобразовательной школы № 347. Никто

из испытуемых не состоял на учете детской комнаты милиции и на учете

психиатра. Выборка на проятжении 3-х лет была одна и та же. Ответы, данные

на предыдущем этапе испытуемые не помнили.

3. Результаты исследования

Показатели агрессивности

Рассмострим показатели агрессивности в выборке у мальчиков и у

девочек по разным классам.

1 этап

Таблица 1. Показатели агрессивности, 8 класс, 2001 г

| |Испытуемые |Возраст |Показат. агрессивности |

| |Кол-во чел |% |Ср. Знач. |Кол-во чел. |% |

|Девочки |10 |47,5 |14,2 г |4 |40 |

|Мальчики |11 |52,5 |14 |7 |63, 63 |

Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет

выражнность агрессивности.

2 этап

Таблица 2. Показатели агрессивности, 9 класс, 2002 г

| |Испытуемые |Возраст |Показат. агрессивности |

| |Кол-во чел |% |Ср. Знач. |Кол-во чел. |% |

|Девочки |10 |47,5 |15,2 |4 |40 |

|Мальчики |11 |52,5 |15 |6 |54,54 |

Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет

выражнность агрессивности.

3 этап

Таблица 3. Показатели агрессивности, 10 класс, 2003 г

| |Испытуемые |Возраст |Показат. агрессивности |

| |Кол-во чел |% |Ср. Знач. |Кол-во чел. |% |

|Девочки |10 |47,5 |15,8 |5 |50 |

|Мальчики |11 |52,5 |15,6 |5 |45,45 |

Из таблицы видно, что примерно половина выборки имеет

выражнонсть агрессивности.

[pic]

Анализ результатов: на протяжении 8 и 9 классов процент

«агрессиных» девочек оставался неизменным, но на 3 год исследования процент

незначитально вырос с 40% до 50%. У мальчиков ситуация иная. С каждым годом

процент «агрессивных» мальчиков постепенно снижался с 63,63% до 45,45%.

При применении статистического критерия Фишера было достоверно

установлено снижение агрессивности у мальчиков по группе в 2002 г. (р=0,02)

и в 2003 г. (р=0,016)

Насыщенность категорий

Теперь рассмотрим показатели насыщенности категорий ответов

испытуемых по отдельным классам. Три н аиболее насыщенные категории

выделены в таблицах жирным шрифтом.

1 этап

Таблица 4. Насыщенность категорий, 8 класс, 2001 г

|Категории |Девочки |Мальчики |

|Агрессивность |9 |11% |8 |9 % |

|Директивность |18 |21% |27 |29% |

|Страх |1 |1% |- |- |

|Эмоциональность |2 |2 % |7 |7 % |

|Коммуникация |15 |18 % |12 |13 % |

|Зависимость |- |- |1 |1 % |

|Демонстративность |10 |12 % |4 |4 % |

|Активность |23 |27 % |25 |27 % |

|Пассивность |1 |1% |1 |1 % |

|Описание |5 |6 % |7 |7 % |

|Ущербность |- |- |- |- |

[pic]

Наиболее насыщенными категориями являются Активность (27%),

Директивность (22 %), Коммуникация (18 %) для девочек; Директивность (29

%), Активность (27 %), Коммуникация (13%) для мальчиков. Из приведенных

данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная

активность, на втором месте стоит директивность, т.е. управление,

руководство, на третьем - коммуникация, а именно межличностное общение. У

мальчиков иная ситуация. Категории те же, а значимость иная. На первом

месте директивность, на втором - активность, на третьем - коммуникация.

При проведении эксперимента было замечено, что чем ниже учебная

успеваемость ученика, тем труднее он интерпретирует жест.

2 этап

Таблица 5.Насыщенность категорий, 9 класс, 2002 г

|Категории |Девочки |Мальчики |

|Агрессивность |5 |6% |5 |5 % |

|Директивность |20 |22% |22 |24% |

|Страх |- |- |- |- |

|Эмоциональность |9 |10 % |11 |12% |

|Коммуникация |15 |17 % |9 |10% |

|Зависимость |1 |1 % |1 |1 % |

|Демонстративность |5 |6% |8 |9 % |

|Активность |30 |34% |31 |34 % |

|Пассивность |2 |2 % |3 |3 % |

|Описание |2 |2 % |1 |1 % |

|Ущербность |- |- |1 |1 % |

[pic]

Первых три места значимых категорий для девочек не изменились:

Активность (33,7%), Директивность (22,47%), Коммуникация (16,8%). Для

мальчиков ситуация немного изменилась, три первых места занимают:

Активность (33,69%), Директивность (23,91%), Эмоциональность (11,95%). За

прошедший год для девочек возросла значимость активности, директивности, и

менее стала насыщенной категория коммуникации. Для мальчиков изменилось не

только насыщенность категории, но и их значимость. Снизилась насыщенность

директивности, повысилась насыщенность активности и в ранг значимой

категории вышла эмоциональность.

Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой

агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.

За прошедший год коэффициент агрессивности у девочек не

изменился, а у мальчиков резко снизился на 0,91. Коэффициент корреляции для

агрессии для мальчиков (0,43) и девочек (0,4) не является значимым, т.к.

меньше 0,5.

3 этап

Тадлица 6. Насыщенность категорий, 10 класс, 2003 г

|Категории |Девочки |Мальчики |

|Агрессивность |10 |11 % |9 |9 % |

|Директивность |19 |21 % |24 |24 % |

|Страх |2 |2 % |- |- |

|Эмоциональность |2 |2 % |5 |5 % |

|Коммуникация |12 |13 % |17 |17 % |

|Зависимость |4 |4 % |2 |2 % |

|Демонстративность |16 |18 % |7 |7 % |

|Активность |22 |2 % |28 |29 % |

|Пассивность |3 |3 % |3 |3 % |

|Описание |1 |1 % |3 |3 % |

|Ущербность |- |- |- |- |

[pic]

Первых три места значимых категорий для девочек изменились не

значительно: Активность (24,17%), Директивность (20,87%), Демонстративность

(17,58%). Для мальчиков ситуация тоже изменилась, три первых места

занимают: Активность (28,57%), Директивность (24,48%), Коммуникативность

(17,34%). За прошедший год для девочек резко снизилась значимость

активности, немного снизилась значимость директивности, и появилась

категория демонстративности. У мальчиков снизилась насыщенность активности,

повысилась насыщенность директивности и в ранг значимой категории вошла

коммуникативность.

Анализируя ответы испытуемых, можно отметить отсутствие прямой

агрессии, т.к. насыщенность данной категории мала.

Рассмотрим динамику исследуемых категорий.

[pic]

По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми

насыщенными категориями были: Активность, Директивность и

Коммуникативность. Пик насыщенности приходиться на 2002 год.

[pic]

По данным диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет самыми

насыщенными категориями были: Активность, Директивность и

Коммуникативность.

Можно сделать следующие выводы: на протяжении подросткового возраста у

девочек уровень агрессивности немного изменяется, а у мальчиков уровень

агрессивности достоверно снижается. Наиболее насыщенными категориями

ответов как у девочек, так и у мальчиков являются: Активность,

Директивность, Комуникативность.

Индивидуальная динамика

Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе девочек

[pic] По данным диаграммы видно, что для каждой девочки

существует определенный тип динамики агрессивности (Шванцара Й. и кол.,

1978).

Таблица 7

|Тренд |Кол-во чел. |% |

|Положи|Положительный тренд |0 |0 |

|т | | | |

| |Акцелерационный тренд |1 |10 |

| |Положительный |3 |30 |

| |ассимптотический | | |

| |Выпуклый тренд |2 |20 |

|Отрица|Отрицательный тренд |0 |0 |

|т. | | | |

| |Ретардационный тренд |0 |0 |

| |Отрицательный |0 |0 |

| |ассимптотический тренд | | |

| |Вогнутый тренд |4 |40 |

|Нейтра|Константное протекание |0 |0 |

|л | | | |

Как видно из данной классификации, наибольшее количество девочек

относится к таким траекториям развития как вогнутый тренд (40%) и

развитие по положительному ассимптотическому тренду (30%)

Применяя статистический критерий Фишера, достоверных различий не

установлено.

Индивидуальная возрастная динамика уровня агрессивности в группе мальчиков

[pic]

|Тренд |Кол-во чел. |% |

|Положи|Положительный тренд |2 |18,18 |

|т | | | |

| |Акцелерационный тренд |0 |0 |

| |Положительный |1 |9,09 |

| |ассимптотический | | |

| |Выпуклый тренд |0 |0 |

|Отрица|Отрицательный тренд |1 |9,09 |

|т. | | | |

| |Ретардационный тренд |1 |9,09 |

| |Отрицательный |3 |27,27 |

| |ассимптотический тренд | | |

| |Вогнутый тренд |2 |18,18 |

|Нейтра|Константное протекание |1 |9,09 |

|л | | | |

Как видно из данной классификации, наибольшее количество

мальчиков относится к таким траекториям развития как отрицательный

ассимптомтический тренд (27%).

Выводы

Заключение

Исследование было посвящено изучению устойчивости агрессии и

агрессивности в старшем подрастковом и раннем юношеском возрасте. Цель

исследования – анализ динамики агрессивности как личностного образования в

старшем подрастковом возрасте. Гипотеза- на протяжении старшего

подросткового возраста агрессивность выступает как относительно

устойчивое личностное образование. Методика, которая наиболее отвечала

поставленным задачам, являлся Тест руки Вагнера.

Обзор литературы в теоретической части диплома показал то, что

единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет

понимание данной проблемы. Кроме того мало изучен такой аспект агрессии,

как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков

формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-

за неудовлетворенности своим положение м в обществе, что проявляется и в

соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка

могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть

вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в

ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В

подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей

растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать

ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая

предпосылки для возникновения и проявления агрессивности

В практической части мы попытались ответить на вопрос: на

сколько агрессивность устойчива как личностное образование? Эмпирическое

исследование показало:

1. Исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что на

протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как

относительно устойчивое личностное образование.

2. Во всех возрастных группах примерно половина выборки имеет

выраженность агрессивности как личностного образования.

3. Уровень агрессивности на протяжении трех лет эксперимента

претерпевает существенную динамику. Наибольшие изменения происходят в

14 лет (9 класс).

4. Были обнаружены гендерные различия: у девочек уровень агрессии

сохраняется, у мальчиков достоверно снижается. Наиболее насыщенными

категориями ответов были: Активность, Директивность, Коммуникативность.у

мальчиков на протяжении трех лет процент «агрессиных» снижался с 63,63% до

45,45. Насыщенность категорий ответов такая же как и у девочек, а именно,

самыми насыщенными стали: Активность, Директивность, Коммуникативность.

Были обнаружены гендерные различия: у девочек уровень агрессии сохраняется,

у мальчиков достоверно снижается.

5. Практич. рекомендации. Необходимо научить детей навыкам

позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения

находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому

следует особое внимание, в частности в рамках школы.

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и

подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и

педагогов, и, разумеется, психологов

-----------------------

[1] Далее акценты, сделанные автором будут выделяться курсивом

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты