Психология
обществе, рядом с людьми, способен воспринимать мир по-человечески.
Восприятие характеризуется следующими особенностями:
* Предметность (или акт объективации) - особенность восприятия, благодаря
которой мы способны воспринимать предметы окружающего мира как существующие
вне и независимо от нас. В течение длительного периода онтогенетического
(онтогенез - развитие человека в процессе взросления) развития ребенок
воспринимает окружающий мир как продолжение своего собственного тела.
Говоря иными словами, у него отсутствует способность к расчленению субъекта
и объекта. Только приблизительно к трем годам (а по мнению некоторых
исследователей - к 12 годам) ребенок в состоянии отчетливо сознавать
границы своего собственного существа, что связано с понятием "самости".
Выражается актуализация этой особенности в осознанном употреблении ребенком
местоимения "Я".
* Целостность - способность нашего восприятия объединять данные различных
ощущений в целостный образ предмета. Также целостность восприятия
выражается в возможности опознания предмета в тех случаях, когда какие-то
его части не видны или предмет предъявляется нам в непривычном ракурсе.
Так, например, мы без труда опознаем книгу, предъявленную нам не в
привычном виде, а виде прямоугольника со стороны корешка.
* Константность - способность нашего восприятия в течение некоторого
времени сохранять постоянство формы и размеров воспринимаемых предметов,
независимо от изменения расстояния до них и изменения угла зрения. В самой
значительной степени это свойство работает в отношении восприятия человека.
Даже на большом расстоянии мы правильно оцениваем рост и другие параметры
воспринимаемого человека.
* Структурность связана с целостностью и выражается в том. что мы
воспринимаем абстрагированную от разовых сиюминутных ощущений структуру
предмета или явления. Когда мы слушаем мелодию, мы фактически отражаем
отдельные звуки, из которых за счет структурности складывается весь
мелодический ряд.
* Осмысленность восприятия связана с апперцепцией и выражается в том, что
мы все воспринимаемое стремимся назвать, (т.е. выразить в понятии),
классифицировать, (т.е. отнести к определенному классу и таким образом
присвоить предмету определенные характеристики этого класса предметов).
Так, воспринимая большую собаку люди присваивают ей такие характеристики
как животное, способное покусать, которого нужно опасаться. Также
осмысленность восприятия связана с интеллектуальным багажом
воспринимающего, его знаниями о предмете восприятия. Обычному человеку
любая змея, которую он видит, кажется опасной, а герпетолог точно определит
название этого вида и степень его опасности.
Апперцепция и осмысленность восприятия тесно связаны с установками
субъекта.
Установками называют своего рода индивидуальные очки, через которые
мы смотрим на мир и которые влияют на наше восприятие. Выделяют следующие
виды установок: смысловые, целевые, операциональные. Особую категорию
составляют бессознательные установки, зависящие от содержимого личного
бессознательного. Также можно выделить эмоциональные установки, которые
преходящи и зависят от эмоционального состояния субъекта в данный момент.
Смысловые установки формируются в процессе онтогенеза и выражает
личностное отношение субъекта к значимым объектам и явлениям. Они содержат
информационный компонент (знания о предмете), эмоционально-оценочный
компонент (симпатии или антипатии по отношению к нему), поведенческий
компонент (готовность действовать тем или иным образом по отношению к этому
предмету или в этой ситуации). Фактически, в отношении любых воспринимаемых
предметов, людей или явлений мы действуем с позиций наших смысловых
установок.
Целевые установки также связаны с опытом, но не имеют такого
устойчивого характера, как смысловые. Целевые установки связаны с
восприятием событий, предметов и людей сквозь призму сегодняшних целей
индивида, и с изменением целей меняются и целевые установки.
Операциональные установки выражаются в готовности субъекта решать одну
и ту же задачу постоянно одним и тем же способом, вести себя в одних и тех
же ситуациях одинаково.
Таким образом, в каждый момент времени наше восприятие мира
определяется различными установками, что обусловливает индивидуальность
нашего восприятия. Но необходимо проявлять терпимость к чужой точке зрения,
понимание, что у других людей на основе собственного опыта может сложиться
качественно иная система взглядов на мир. Стремление навязывать свою
мировоззренческую позицию, нетерпимость к инакомыслящим и
инаковоспринимающим называется эгоцентризмом.
3. Воображение.
Воображение - психический процесс, позволяющий нам построить образ
предмета или ситуации, которые мы никогда не воспринимали.
Функции воображения многообразны:
* оно позволяет представить результат выполняемой деятельности до ее начала
и таким образом служит основой творчества;
* оно позволяет составить программу поведения, когда нет достаточно
информации для осмысления проблемной ситуации;
* оно позволяет частично снять психическое напряжение, связанное с
отсутствием удовлетворения какой-либо потребности;
* оно позволяет нам создавать образы, соответствующие описанию и, таким
образом, способствует взаимопониманию в общении.
Виды воображения.
Пассивное воображение - уход от действительности, создание образа
поведения, которое никогда не воплотится в действительность.
Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение свойственно слабым людям, не
способным бороться с жизненными проблемами, имеющими трудности в принятии
волевых решений. Такие люди продуцируют воображаемый мир, в котором находят
удовлетворение своих насущных потребностей. Также этот вид воображения
свойственен для маленьких детей, что связано с особенностями
функционирования их психики.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении
сознательного контроля, т.е. в полудремотном состоянии, в состоянии сна,
при расстройствах сознания, связанных с болезнью или необычными состояниями
психики.
Активное воображение бывает творческим или воссоздающим.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов
и является неотъемлемой частью процесса творчества.
Воссоздающее воображение необходимо при чтении художественной
литературы, при работе с географическими картами или чертежами.
Механизмы воображения.
Сущность механизмов воображения состоит в преобразовании представлений
(ранее воспринимаемых образов) различными способами.
Агглютинация - склеивание частей ранее воспринимаемых образов в новых,
необычных сочетаниях (например, кентавр).
Гиперболизация - изменение размера предмета (карлик или великан) или
количества частей предмета (циклоп или двухголовый Янус).
Заострение - подчеркивание каких-либо признаков (карикатуры).
Схематизация или типизация - выделение нескольких характерных черт и
создание на их основе нового образа.
Особую роль фантазия играет в детском возрасте. Для детей
фантастические, создаваемые воображением образы ничем не отличаются от
образов восприятий - они столь же реальны и это нужно учитывать при общении
с ними. Необходимо поощрять творческие процессы, а это невозможно без
хорошо развитого воображения. Но иногда ребенок, сталкиваясь со сложными
проблемами, предпочитает не искать способы их разрешения, а уходит в
воображаемый мир, где эти проблемы разрешаются фантастическими способами.
Это обязательно отражается в поведении ребенка. Т.ч. если родители
замечают, что ребенок часто "отсутствует", если у него появляется
воображаемый друг - это должно насторожить их и заставить обдумать, почему
ребенок предпочитает жить в воображаемом, а не в реальном мире. Чрезмерная
мечтательность часто свидетельствует о ранимой психике и о неблагополучии
в жизни ребенка.
4. Представление.
Представление - образы предметов и событий, возникающие на основе их
припоминания или же продуктивного воображения.
Образы представления делят на два класса:
* представления на основе восприятия - это припоминание ранее
воспринимаемых образов (например, яблоко);
* представления на основе продуктивного воображения - это припоминание
ранее воображаемых образов (например, однажды созданного при помощи
воображения образа Змея Горыныча).
Образы представления играют важнейшую роль в механизмах памяти, а также
-в качестве обратной связи - в процессах восприятия: именно представления
лежат в основе апперцепции.
Также как ощущения и восприятия, представления делятся на
зрительные, обонятельные, осязательные, вкусовые и слуховые. Особую роль в
деятельности человека играют двигательные представления. У разных людей
интенсивность и отчетливость представлений различного вида выражена по-
разному: одни более способны припомнить зрительный образ, другие -
слуховой, а третьи - ощущения тела. Очень редко встречаются люди с хорошей
памятью на запахи и вкус - как правило, это дегустаторы духов, блюд, вин и
т.д.
5. Память.
Память - собирательное название процессов запоминания (записывания
информации), хранения (архивации), воспроизведения, узнавания и забывания.
Иными словами, память - способ организации прошлого опыта субъекта, лежащий
в основе возможности его дальнейшего использования. Целостность личности
человека, возможность обучения, целенаправленной деятельности, общения
связаны с памятью.
Теории памяти.
В психологии нет единого подхода к пониманию механизмов памяти.
Можно выделить собственно психологические теории памяти, физиологические
теории памяти и биохимические теории памяти.
Психологические теории памяти.
Ассоциативное направление.
Представители этого направления считают, что в основе механизмов памяти
лежат ассоциации - связи, возникающие между двумя (или несколькими)
одновременными или непосредственно друг за другом следующими впечатлениями,
при которых актуализация одного из них влечет появление другого (или
других). Т.е. запоминая событие, мы записываем в структурах памяти
зрительный образ, звучание, запахи, свои эмоциональные реакции на
воспринимаемое, двигательную реакцию, понятия, сопровождающие восприятие.
Позже, при актуализации хотя бы одной из частей этой структуры мы по
ассоциации вспоминаем многие другие детали события.
Сторонники этих теорий выделяют три группы ассоциаций:
* по пространственно-временной смежности (пошли в театр и встретили там
приятеля);
* по сходству (стол-стул);
* по контрасту (мальчик - девочка).
Принцип ассоциации прочно вошел в психологию, но различные
психологические школы по-разному объясняются механизмы возникновения
ассоциаций.
Гештальт-психология.
Гештальтисты в центр своей теории памяти ставят понятие гештальта (с
немецкого - образ) - целостной структуры, не сводимой к сумме частей,
которая по присущим ей законам (законам гештальта) упорядочивает
многообразие запоминаемых деталей явления. Припоминание в таком случае
вызывает с необходимостью весь гештальт целиком во всем многообразии его
деталей.
Психология деятельности.
Представители этого направления (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев)
считают деятельность личности фактором, детерминирующим всю ее психическую
жизнь. Согласно этой концепции эффективность запоминания зависит от того,
какое место запоминаемое событие занимает в деятельности субъекта, т.е.
зависит не от самого события, а от того, что с ним делает субъект.
Рефлексология.
Представители этой теории (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.) считают
основой памяти условный рефлекс как акт образования связи между новым и
ранее закрепленным материалом. Стойкость условно рефлекторных связей
зависит от целей деятельности и связанных с ними стимулов.
Физическая теория памяти.
Эта теория строится на утверждении, что прохождение любого нервного
импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя
определенный след, который становится еще более значительным при повторном
следовании импульса по этому же пути.
Биохимические теории памяти.
С точки зрения этой теории процесс запоминания делится на две фазы
На первой фазе в нервных клетках происходит кратковременная
электрохимическая реакция, вызывающая в них обратимые изменения. Считается,
что эта ступень лежит в основе кратковременной памяти.
Вторая фаза возникает непосредственно после первой. Во время второй
фазы в клетках происходят необратимые изменения, служащие основой
долговременной памяти.
Химическая теория.
По мнению сторонников этой теории любой стимул вызывает
перегруппировку белковых молекул нейронов - ДНК и РНК, увеличивая в них
содержание РНК, которая, как известно, служит основой онтогенетической
памяти. При повторном стимуле РНК резонирует на знакомый сигнал и это
служит основой памяти.
Видимо, наиболее правильным при таком многообразии объяснений
механизмов памяти будет эклектический подход, объединяющий наиболее
подтвержденные в экспериментах данные о работе мозга и психических
процессах, составляющих основу памяти.
Виды памяти.
Классификация различных видов памяти принята по трем основаниям: по
длительности хранения, по характеру психической активности, по степени
волевого регулирования, по характеру запоминания и хранения.
По длительности хранения информации выделяется:
* сенсорная память - это примитивный процесс, осуществляемый на уровне
рецепторов и сохраняющий информацию в течение 1/4 доли секунды; за это
время ретикулярная формация оценивает степень новизны раздражителя и решает
вопрос о том, нужно ли активизировать кору больших полушарий для
осуществления реакции на этот раздражитель. Если этого не происходит,
импульс теряется и сенсорный отдел занимается новыми сигналами.
* кратковременная память, длительность хранения информации в которой по
данным разных исследовательских групп от 20 сек до нескольких минут. По
мнению большинства исследователей, если не повторить информацию, она
стирается, т.е. воспроизвести ее невозможно. Емкость кратковременной памяти
составляет 5-7 единиц информации (т.е. мы способны запомнить ряд из 5-7
слов после однократного прочтения), но, что интересно, мозг способен
группировать большие объемы информации так, чтобы в результате уложиться в
это число (например, ряд из десяти слов - слон, стол, окно, яблоко, луна,
море, автомобиль, отец, пистолет, дракон запоминается, если мозг группирует
эту информацию следующим образом: слон, который залез на стол и смотрит в
окно (1 единица информации), луна над морем (вторая), автомобиль, в котором
едет отец с пистолетом, догоняющий дракона (третья единица).
* долговременная память, в которой информация в зависимости от значимости и
частоты использования хранится минуты-годы. Емкость долговременной памяти
практически безгранична.
По характеру психической активности выделяют:
* двигательную (или моторную) память - память на движения, когда либо
заученные: письмо, игра на музыкальных инструментах и т.д.;
* эмоциональную - память на эмоции, которые мы испытывали в той или иной
ситуации;
* образную память - память на различные образы (представления), которая
обычно хорошо развита у людей художественных профессий. Иногда встречаются
люди с эйдетической памятью. Их память отличается тем, что она практически
неотличима от восприятий, они как будто каждый раз вновь видят предмет в
мельчайших деталях и даже способны повернуть его в представлении и
рассмотреть с другой стороны.
* механическую память - основанную на многократном повторении материала без
его осмысливания;
* словесно-логическую память - вид памяти, основанный на установлении в
запоминаемом материале смысловых связей. Этот вид памяти эффективнее
механической в 20 раз.
По степени волевого регулирования память бывает:
* непроизвольной, когда мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо;
материал запоминается в силу своей новизны или значимости, или
эмоционального воздействия на человека. Этот вид памяти является
единственным в первые годы жизни. Непроизвольно ребенок в первые три года
жизни записывает такое количество информации, которое соизмеримо с объемом
информации, запомнившейся в течение всей последующей жизни (скажем, 72
лет).
* произвольной, когда мы специально прилагаем усилия для запоминания
материала.
По характеру запоминания и хранения подразделяют память:
* эпизодическую, в которой хранится информация о всех событиях нашей жизни,
о каждом ее мгновении, начиная в момента завершения эмбриогенезиса, т.е.
внутриутробного формирования плода;
* семантическую, в которой хранится информация, связанная с культурой,
языком,
Процессы памяти.
Запоминание.
Запоминание - процесс записывания информации в структурах памяти во
время которого происходит ее кодирование, т.е. выделяется, что именно будет
храниться и в каком виде.
Запоминание бывает произвольное и непроизвольное, а произвольное делят
на механическое и осмысленное.
При непроизвольном запоминании информация записывается сама собой, от нас
не требуется никакого усилия, чтобы ее запомнить. Этот процесс запоминания
преобладает в первые годы жизни и связано это, видимо, с тем, что для
ребенка всякая информация является новой и необходимой для лучшей адаптации
в среде. В более позднем возрасте процент непроизвольно запоминаемой
информации существенно уменьшается, уступая место произвольному
запоминанию. У взрослых людей непроизвольно запоминается та информация,
которая так или иначе затрагивает бессознательные установки, связанные с
направленностью личности, ее характерологическими особенностями.
Так, одни хорошо запоминают информацию, например, медицинского характера
(что позволяет предположить наличие ипохондрических черт), а другие
прекрасно запоминают анекдоты, но не в состоянии воспроизвести только что
прочитанный медицинский совет.
При произвольном механическом запоминании закрепление материала происходит
путем многократного повторения, заучивания.
При осмысленном запоминании мы прилагаем волевые усилия для записывания
материала, но не заучиваем его, а стараемся понять и связать с уже
известным.
Запоминание зависит от ряда факторов:
* от осмысленности материала: то, что мы поняли, осмыслили, запомнится
лучше того, что мы просто зазубрили;
* от эмоционального ответа личности: то, что волнует, запоминается лучше
индифферентного материала;
* от организации материала - поэзия запоминается лучше, чем проза; схемы -
лучше, чем текст и т.д. ;
* от установки на запоминание: запоминание напрямую зависит от того,
насколько необходим нам этот материал, как долго хотим мы хранить его в
памяти, как скоро он нам понадобится вновь - все это бессознательно или
более-менее осознанно отражается в нашей установке на запоминание, от
которой зависит мобилизация процессов кодирования информации. Если,
готовясь к экзамену, мы "настраиваем" себя на то, что материал нам
понадобится запомнить только для того, чтобы сдать экзамен и больше в жизни
он нам не пригодится, то, скорее всего, вскоре после сдачи экзамена извлечь
записанную с такой установкой информацию будет уже невозможно.
Улучшить запоминание можно:
* тренируя память как можно чаще;
* представляя материал в виде наглядного зрительного образа;
* четко формулируя цели запоминания, определяя временной период, во время
которого будет храниться этот материал;
* составляя предварительный план запоминаемого материала;
* устанавливая смысловые связи с известной информацией;
* используя специальные мнемонические приемы: так, запоминая расположение
цветов радужного спектра, достаточно выучить фразу : "Каждый охотник
желает знать, где сидит фазан", а запомнить число "пи" до десятого знака
поможет фраза: "Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число ужъ знает";
* используя реминисценцию - отсроченное воспоминание. Явление реминисценции
заключается в том, что если воспроизведение материала происходит не
непосредственно после запоминания, а через несколько дней, то качество
воспроизведения в этом случае намного выше. Связано это, видимо, с тем, что
материал, заложенный на хранение, продолжает бессознательно
обрабатываться, включается в структуру прошлого опыта, а также
устанавливаются многочисленные аналогические связи с другим материалом.
Хранение
Хранение (архивизация)- процесс накопления материала в памяти.
Хранение зависит от типа запоминания. При механическом заучивании материал
хранится в неизменном виде (пассивное хранение), а при осмысленном
запоминании устанавливаются многочисленные связи с ранее изученным и
материал подвергается дальнейшей бессознательной переработке (активное
хранение).
Выделяют три типа организации материала при хранении:
* пространственная организация, при которой мы связываем определенный
материал с какими-то внешними опорными точками. Такая организация материала
позволяет нам, например, находить нужное слово в словаре или назвать все
дни недели;
* ассоциативная организация, при которой материал связывается с теми
условиями, при которых произошло запоминание (пространственно-временные
ассоциации), со смежными понятиями (стол-стул, юбка-брюки) и контрастными
понятиями (черное-белое);
* иерархическая организация, при которой идет построение иерархических
понятийных структур, например:
человек
взрослые, дети и старики внутри кости, органы, кровь
мальчики и девочки сердце
НС ЦНС ПНС
Головной мозг Спинной мозг
мозжечок ствол передний
мозг
и т.д.
При записывании новой информации она отправляется сразу в определенное
"дерево", хранящее сведения по данному предмету (например, о человеке). По
каждой новой области знания образуется новое иерархическое "дерево"; между
"деревьями" при хранении могут возникать различные связи, которые
осознаются только при воспроизведении хранящейся информации.
Иерархическая организация обеспечивает возможность рациональных действий.
Можно предположить, что тот или иной тип организации хранения материала
зависит от доминирования полушарий: у левополушарных людей будет
превалировать иерархическая организация (научный тип), у правополушарных -
ассоциативная (художественный тип).
Воспроизведение.
Воспроизведение - процесс извлечения хранящейся в памяти информации.
Эффективность воспроизведения зависит от того, насколько хорошо организован
материал и, прежде всего, организован иерархически. Дело в том, что
информация всегда воспроизводится в контексте той структуры, в которую она
"встроена". Извлечь информацию сознательно, произвольно на основе
ассоциаций практически невозможно, а пространственная организация лишь
помогает ориентироваться в окружающем мире. Если вам необходимо вспомнить
значение понятия "вещь в себе", то вам придется вспомнить и все
то, что связано с именем Иммануила Канта, и наиболее подробно - его
гносеологию, потому что искомое понятие - отдельная веточка "дерева" под
кодовым названием "Иммануил Кант", а само это дерево, в свою очередь -
веточка более мощного дерева под кодовым названием "Немецкая классическая
философия" и т.д.
Воспроизведение также делят на произвольное и непроизвольное.
При непроизвольном воспроизведении мы не ставим себе специальной задачи
припомнить то, что знаем. Толчком для непроизвольного воспроизведения
служат какие-нибудь ассоциации вновь воспринимаемого материала с тем, что
хранится в памяти.
При произвольном воспроизведении мы восстанавливаем материал
целенаправленно, прилагая волевые усилия.
Узнавание.
Узнавание - сличение информации, хранящейся в памяти с вновь
воспринимаемой. Узнавание позволяет нам использовать опыт в восприятии
объектов, фактически обусловливает апперцепцию.
Узнавание различается по степени определенности, полноты, четкости и
произвольности.
* Произвольным узнавание бывает тогда, когда мы используем этот процесс для
проверки эффективности запоминания или заучивания.
* Непроизвольное узнавание возникает спонтанно и бывает часто неполным,
неопределенным.
* Также узнавание бывает ложным (так называемая парамнезия), когда
переживается чувство знакомости в отношении того человека или ситуации, с
которыми мы никогда не сталкивались.
Забывание.
Забывание - процесс стирания информации, хранившейся в памяти. В
собственном смысле этого слова забывание как полная потеря информации имеет
место лишь при разрушении мозговых структур при ранениях, дегенеративных
процессах мозговой ткани. Гораздо чаще этот термин используют в тех
случаях, когда хотят подчеркнуть невозможность повторного использования
информации в опыте.
Факторы, обусловливающие невозможность воспроизведения информации:
* Возрастные особенности.
События первых лет жизни практически невозможно воспроизвести в
обычном состоянии сознания, именно поэтому психологи называют этот период
"доисторической эпохой в жизни человека". Но, как свидетельствуют опыты
Станислава Гроффа, невозможность воспроизведения не означает отсутствие
информации. По мнению этого автора, под влиянием гипноза (транса), особой
дыхательной техники, некоторых фармакологических препаратов человек
способен вспомнить каждый прожитый миг, включая и внутриутробный период
жизни.
В пожилом возрасте нарушается воспроизведение вновь запоминаемой
информации при успешном воспроизводстве ранее записанной информации.
Причины неэффективного воспроизводства в пожилом возрасте связаны и с
нарушением организации материала, и, возможно, частично с дегенеративными
процессами в тканях мозга, в результате которых новая информация просто не
записывается.
* Неиспользование информации.
Действительно, воспроизвести информацию, которой мы не пользовались
многие годы, практически невозможно; она оказывается погребенной под
пластом новых впечатлений и новых знаний. Но это закономерность не
распространяется на двигательные навыки, навыки игры на музыкальных
инструментах, игру в шахматы или шашки. Также очень быстро
восстанавливается способность понимать, казалось, полностью забытый
иностранный язык, в особенности если изучение этого языка относится к
раннему детскому возрасту.
* Интерференция.
Интерференцией называют ухудшение сохранения материала под влиянием
наложения другой информации, с которой сталкивается человек до или
непосредственно после запоминания.
Если интерференция связана с событиями, произошедшими до запоминания,
говорят о проактивной интерференции. Проактивную интерференцию может
вызвать изучение похожего материала ( например, латинского языка, а
непосредственно вслед за ним - английского языка; в таком случае может
иметь место плохое усвоение английского вследствие наложения
предшествующего материала), перенос негативного эмоционального фона на
запоминаемый материал (например, отрицательное отношение к преподавателю
вызывает проактивную интерференцию в отношении изучаемого предмета).
Если интерференция вызвана событиями, происходящими непосредственно
после запоминания, то мы имеет дело с ретроактивной интерференцией.
* Вытеснение.
Ухудшить или вообще исключить возможность воспроизведения материала
может вытеснение - один из видов "психологической защиты", представляющий
собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида или
чрезвычайно травмирующие мысли, воспоминания, переживания "изгоняются" из
сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая оказывать
опосредованное влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме
тревоги, страха и т.п.
Так, опасаясь провала, мы можем "проспать" на ответственный экзамен,
забыв завести будильник; не можем вспомнить фамилию человека, который нам
чем-то неприятен и т.д.
6. Внимание.
Внимание - направленность психической деятельности человека на какой-
то объект. Благодаря этому процессу мы отчетливо осознаем воспринимаемое,
которое, выделяясь из общей массы, на некоторой время оказывается в центре
нашего восприятия. Также важной функцией внимания является то, что этот
процесс позволяет нам ориентироваться в среде, а также реагировать на
существенные изменения в организме.
Физиологические основы внимания.
Физиологической основой внимания является ориентировочный рефлекс "Что
такое?". При всяком значительном изменении в окружающей среде или в
собственном организме ретикулярная формация в ответ на новый раздражитель
активизирует работу мозга по осознанию его природы и обеспечению адекватной
реакции. Так, услышав звук при падении тяжелого предмета, мы мгновенно
реагируем напряжением всех мышц, готовясь при необходимости быстро
действовать, чтобы спасти собственную жизнь. В каждый момент времени наше
внимание отвлекается на новый объект - звук, зрительный образ, ощущения
холода, запах. Чем бы мы не были заняты, как бы мы не были увлечены своей
деятельностью, ориентировочный рефлекс обеспечит нашу реакцию на новый
необычный сигнал и, в конечном счете, выживание.
Виды внимания.
Непроизвольное внимание носит пассивный характер, т.е. не зависит от
нашего желания и воли. Предмет сам навязывает нам себя, отвлекая нас от
других видов деятельности.
Непроизвольное внимание зависит от двух видов причин: внешних и внутренних.
Внешние причины обусловлены силой, новизной, интенсивностью раздражителя.
Привлекает внимание сильный звук, необычный запах, яркий цвет. Особенно
сильным раздражителем является все движущееся, пульсирующее и, что
интересно то, что мы не сразу можем отчетливо идентифицировать. Так, если
находящийся достаточно далеко от нас источник звука недостаточно силен,
чтобы его отчетливо слышать, мы не сможем продолжать заниматься чем-то, а
будем постоянно вслушиваться в то, что доносится, пытаясь разобраться в
природе раздражителя, опознать его.
Внутренние причины - отношение личности к тем или иным явлениям, фактам.
Например, пугливый человек, находясь один в комнате, будет постоянно
отвлекаться на всякие поскрипывания, потрескивания, шорохи, в то время как
другой человек, оказавшись в таких же условиях, будет наслаждаться тишиной
или увлеченно, не отвлекаясь, заниматься своим делом.
Произвольное внимание - активный процесс, зависящий от наших волевых
усилий. Мы заставляем себя сосредоточиться на какой-либо деятельности или
на определенном предмете, следуем сознательно поставленной цели.
Сохранение произвольного внимания на высоком уровне требует значительного
усилия и поэтому в течение долгого времени сознательно сосредоточивать
внимание на чем-либо очень сложно. Помогает в этом четкое осознание мотивов
деятельности - зачем мне это нужно, каков будет результат деятельности. Но
и в этом случае посторонние раздражители, а очень скоро и усталость будут
влиять на нашу способность сосредоточения.
Постпроизвольное внимание возникает в случае, когда мы, заставив себя
заниматься чем-либо, увлекаемся, втягиваемся в работу. Дальнейшая
деятельность уже не требует волевых усилий - мы работаем, потому что нам
интересно. В этом случае наше внимание будет устойчивым, а работа -
продуктивной. Отвлечься мы сможем лишь тогда, когда исчерпаем интерес либо
в случае, когда в результате усталости, истощенности сработают защитные
механизмы психики - внимание начнет рассеиваться, т.е. отвлекаться на
раздражители, которые до сих пор не были заметны.
Свойства внимания.
1. Объем - количество одновременно отчетливо воспринимаемых предметов
(обычно 5-7) при их одновременном однократном предъявлении.
2. Распределение внимания - способность одновременно заниматься двумя или
несколькими делами сразу. В этом случае объем внимания как бы делится на
секторы, каждый из которых обеспечивает более или менее полноценную
деятельность.
3. Переключение внимания - способность быстрого переноса произвольного
внимания с одного вида деятельности на другой.
4. Устойчивость внимания - глубина, длительность и интенсивность внимания.
5. Избирательность внимания - возможность успешной настройки внимания на
восприятие информации или на деятельность, относящиеся к сознательно
поставленной цели.
Особенности внимания.
Одной из основных особенностей внимания является так называемые
колебания внимания - кратковременные непроизвольные изменения его
интенсивности или нарушения настройки на объект. Так, при попытке
подсчитать число ударов пульса за минуту мы в какой-то момент обнаружим,
что потеряли его. То же самое произойдет, если мы в течение, например,
минуты будем слушать тикание механических часов. Также легко наблюдать
колебания внимания, когда мы рассматриваем усеченную пирамиду, которая
кажется то выпуклой, то вогнутой.
Расстройства внимания.
Всем известен такой вид расстройства внимания как рассеянность -
нарушение устойчивости внимания, легкая отвлекаемость на посторонние
раздражители - так называемое "порхающее внимание". Очаг возбуждения,
возникающий при таком варианте внимания, слаб и неустойчив, легко
разрушается. У детей первых лет жизни рассеянность обусловлена
функциональной слабостью нервной системы, быстрой утомляемостью, а также
новизной раздражителей. Рассеянность у взрослых объясняется многими
причинами: от слабости волевых процессов, утомления, депрессии и стресса до
нарушения физиологических механизмов высшей нервной деятельности.
Также существует рассеянность как односторонняя сверхсосредоточенность
сознания на внутреннем объекте - так называемая "профессорская
рассеянность", при которой в коре головного мозга возникает сверхстойкий
очаг
возбуждения, "оттягивающий" на себя значительную часть сознательной
Страницы: 1, 2, 3, 4
|