Психология
расставаться ни с чем, принадлежащим мне), чрезмерная чистоплотность
(стремление убрать все грязное) и упрямство (отказ подчиниться требованиям
других);
* на фаллической стадии (2-5 лет) ребенок обнаруживает различие между
полами; в этом возрасте проявляется комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры
(у девочек), выражающийся в подсознательном стремлении устранить родителя
своего пола, чтобы остаться с горячо любимым родителем противоположного
пола; разрешение этого конфликта приводит к отождествлению себя с родителем
своего пола и появлению совести, чувства вины, моральных установок;
задержка на этой стадии приводит к гомосексуальной ориентации (при
отождествлении себя с родителем своего пола) либо к поиску в будущем замены
для родителя (поиск жены-матери, мужа-отца);
* латентный период (5-11 лет) характеризуется снижением интереса к
проблемам сексуальных различий;
* генитальная стадия (12- и дальше) характеризуется сексуальной ориентацией
на партнера противоположного пола и завершается эта стадия выработкой
"взрослого" отношения к жизни, характеризующегося стремлением найти
самовыражение в деятельности, в способности любить другого человека ради
него самого, а не ради удовлетворения собственных сексуальных интересов
("работать и любить").
Индивидуальная психология Альфреда Адлера.
Адлер придает основное значение в развитии личности "воле к власти",
которая изначально, от рождения присутствует в каждом человеке. Именно воля
к власти или универсальное стремление доказать свое превосходство оказывает
главное влияние на формирование определенного стиля взаимодействия человека
с миром и другими людьми, а также на формирование "комплекса
неполноценности" или "комплекса превосходства" ("комплекса Наполеона") в
случае физической неполноценности ребенка, маленького роста, чрезмерной
опеки или подавления самостоятельности в детстве.
Аналитическая психология по К.Г. Юнгу.
Юнг, будучи вначале учеником Фрейда, создал позже свою теорию
личности, в которой кроме личного бессознательного, вводит понятие
"коллективного" бессознательного, которое является врожденным и имеет
всеобщий характер. Содержанием коллективного бессознательного являются
архетипы "Я", "Тень"(вытесненные представления о себе, все те наши
качества, которые мы не приемлем на сознательном уровне или же те
качества, которые не смогли развиться), "Самость" (самопознание смысла
жизни), "Анима" (женское начало - источник ласки и влечений) и "Анимус"
(мужское начало - источник непререкаемых суждений).
Неофрейдизм (Карен Хорни).
К. Хорни основную мотивацию поведения человека связывает с чувством
беспокойства -"коренной тревоги", которая возникает у ребенка из-за
"изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире". Это
чувство заставляет человека стремиться к безопасности, к самореализации,
которая представляет собой приемы адаптации, самозащиты человека. В случае,
когда это естественное стремление сталкивается с негативным влиянием среды
( подавление, невозможность самовыражения), возникает невротический
конфликт. Чтобы подавить его, человек использует защитные механизмы в виде
определенных стратегий поведения в отношении других людей.
Гуманистическая психология.
Это направление признает своим главным предметом человеческую личность
как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто
заранее данное, а "открытую возможность самоактуализации", присущую только
человеку.
Основные положения гуманистической психологии:
* человеческая жизнь - это единый процесс становления и бытия человека;
* человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации,
которые являются частью человеческой природы;
* человек обладает определенной степенью свободы от внешней обусловленности
благодаря ценностям и смыслам, которыми он руководствуется в своей
деятельности;
* человек открыт миру, переживания человеком мира и себя и себя в мире
являются главной психологической реальностью;
* каждый человек уникален, это активное, творческое, интенциональное
(направленное) существо.
Теория самоактуализации Роджерса.
По мнению К.Р. Роджерса фундаментальным компонентом структуры личности
является "Я-концепция", включающая представление ребенка, а потом и
взрослого о самом себе. Представление о себе или "Реальное Я" формируется
на основе разнообразного опыта, который переживается человеком при общении
с разными людьми, при их поведении в отношении него.
Вместе с тем, у человека есть "Идеальное Я" - то, каким бы он хотел быть.
Разлад между "Реальным Я" и "Идеальным Я", а также отказ от некоторой части
"Реального Я" из-за несоответствия наших мыслей и чувств требованиям,
предъявляемым нам другими людьми, ведет к тревоге, включению механизмов
психологической защиты. Суть самоактуализации заключается в приближении
"Реального Я" и "Идеального Я". Это возможно при определенной гибкости
концепции "Реального Я", способности к совершенствованию, принятию нового,
а также в том случае, когда окружающие принимают нас такими, какие мы есть
и мы получим при таких условиях возможность открыто выражать наши эмоции,
мысли, чувства.
Иерархическая теория потребностей А. Маслоу.
Маслоу выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его
высших духовных сущностей -любви, творчества, духовных ценностей.
По мнению Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций,
актуализируются под влиянием социальных условий. Причем реализация высших
потенций возможна лишь при полной реализации более низших потребностей.
потребности в самоактуализации - реализации потенций
способностей и талантов
(
потребности в признании и оценке
(
потребность в любви и привязанности
(
потребность в безопасности
(
физиологические потребности
Самоактуализация как способность присутствует у большинства людей, но лишь
немногие способны актуализировать, реализовать ее. Такие люди -
самоактуализирующиеся личности - максимально полно воплощают человеческую
сущность.
Теория интенциональности (по Ш . Бюлер)
По мнению Бюлер, в основе природы человека лежит бессознательное
намерение ("интенция"), которое проявляется в совершаемых на протяжении
жизни выборах для достижения целей.
Человеческая жизнь характеризуется четырьмя базисными тенденциями:
удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой
экспансией и установлением внутренней гармонии. В разные периоды жизни
преобладает одна из них.
Бюлер рассматривает пять главных фаз жизненного цикла:
* 1 фаза продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие
у человека каких либо точных целей. Ребенок живет в настоящем, имея весьма
смутное представление о будущем.
* 2 фаза длится от 15 до 25 лет. В этот период человек осознает свои
потребности, способности, интересы. Он вынашивает планы связанные с выбором
профессии и вообще смысла собственной жизни.
* 3 фаза длится с 25 до 40-45 лет. Главный период корректировки и
реализации целей: цели становятся четкими и точными, выполнимыми.
* 4 фаза длится с 45 до 65 лет. Период оценки степени достижения целей,
поставленных в юности. Новый пересмотр целей, связанный с необходимостью
учитывать свой статус, физическое состояние, положение дел в семье.
* 5 фаза - после 65 лет. Человек перестает преследовать цели, поставленные
перед собой в юности. Оставшееся время тратится на различные формы досуга,
во время которого проводится оценка прожитой жизни как целого.
Теория психосоциального развития (по Эри???????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????
*
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????ием физиологических потребностей ребенка, потребности в общении
и безопасности. Результатом этого кризиса может быть либо глубокое доверие
к окружающему миру либо недоверчивость и скрытность;
* второй кризис связан с приучением к чистоплотности. Последовательность и
непротиворечивость действий родителей в этот период позволяют ребенку
получить опыт автономии (независимости), а чрезмерная строгость или
непоследовательный внешний контроль приводит к формированию чувства стыда
или сомнений, связанных со страхом потерять контроль над собственным телом;
* третий кризис соответствует второму детству и заключается в возможности и
способности ребенка реализовать свои планы. Если ребенок получает
возможность для реализации планов, то он утверждается в дальнейшем как
инициативный человек, если же его инициативу подавляют либо он не пытается
реализовать свои планы, то это может привести к развитию покорности и
чувства вины;
* четвертый кризис связан с младшей школой. Атмосфера в школе может
способствовать выработке работоспособности, а может вызвать к жизни чувство
неполноценности, если ребенок не справляется с заданиями и его статус среди
товарищей поэтому невысок;
* пятый кризис переживается в подростковом возрасте и связан с успешностью
идентификации (т.е. усвоения присущих данному полу ролей). Неблагоприятное
течение может привести к распылению роли или путанице ролей;
* шестой кризис характерен для молодых людей; он связан с поиском любимого
человека, с которым предстоит растить детей и который будет опорой в
старости; если этот этап незавершен, то человек изолируется, замыкается на
самом себе;
* седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте; он
характеризуется развитием генеративности (чувства сохранения рода),
повышенным вниманием к детям и их успехам, что сплачивает семью и ведет к
развитию близости. При неблагоприятном течении кризиса семья "застывает" в
псевдоблизких отношениях;
* восьмой кризис переживается во время старения и связан с подведением
итога жизни; на этом этапе исходом может быть достижение чувства цельности
жизни либо отчаяния, связанного с мыслью, что ничего нельзя изменить.
Последователь Эриксона Пекк детализирует содержание восьмого кризиса. Он
указывает, что чувство цельности жизни может развиться только в случае,
если человек преодолевает три подкризиса:
- переоценку собственного "Я" помимо профессиональной роли;
- осознание и принятие факта ухудшения здоровья и старения тела;
- исчезновение самоозабоченности, что позволяет без ужаса принять
мысль о близкой смерти.
Теории личностных черт.
Юнг предлагает классифицировать личности по двум главным признакам -
экстраверсии или интроверсии. Экстравертированный тип, по его мнению,
характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого
"подобно магниту" притягивают к себе интересы, "жизненную энергию"
человека, что ведет к его существованию за пределами себя, вовне, к
отчуждению человека от себя самого. Экстравертам свойственна
импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность хорошая
социальная адаптация. Для интровертированного типа характерна фиксация
интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она
придает высшую ценность - а отсюда замкнутость, склонность к самоанализу,
социальная пассивность, затрудненная социальная адаптация.
Айзенк предложил дополнить типологию Юнга еще двумя параметрами:
степенью нейротизма (эмоционально-волевая неустойчивость, склонность к
повышенной тревожности) или эмоциональной стабильности. С учетом этих
факторов, он получил следующее распределение личностных характеристик
(так называемый "круг Айзенка"):
нестабильный
и легко расстраивающийся
чувствительный э
н тревожный
беспокойный к
т ригидный
агрессивный с
р склонный к рассуждениям возбудимый
т
о пессимистичный
непостоянный р
в сдержанный
импульсивный а
е необщительный
оптимистичный в
р тихий
активный е
т
р
и
т
р пассивный
общительный и
о осмотрительный
контактный р
в рассудительный
разговорчивый о
а доброжелательный
отзывчивый в
н миролюбивый
непринужденный а
н управляемый
жизнерадостный н
ы надежный
не склонный к бес- н
й ровный
покойству ы
спокойный
доминирующий й
стабильный
Кэттел определил 16 измерений, по которым можно оценивать личность:
1. Скрытный -открытый
2. Менее сообразительный -более сообразительный
3. Подверженный эмоциям - эмоционально устойчивый
4. Подчиняющийся - доминирующий
5. Серьезный - беспечный
6. Полагающийся на случай - добросовестный
7. Застенчивый - дерзкий
8. Твердый - чувствительный
9. Доверчивый - недоверчивый
10. Практичный - романтичный
11. Прямой - хитрый
12. Самоуверенный - боязливый
13. Консервативный - авантюрный
14. Стадный - независимый
15. Неконтролируемый - контролируемый
16. Спокойный - напряженный.
В отечественной психологии оценивают обычно личность с точки зрения ее
активности, направленности, устойчивости и изменчивости.
Направленность - совокупность устойчивых мотивов к деятельности,
относительно независимых от конкретной ситуации. Направленность личности
конкретизируется через ее интересы, склонности, убеждения, ценности.
Интересы формируются на основе потребностей и зависят от них. По сути дела,
интерес - это положительная мотивация в достижении целей деятельности,
направленной на удовлетворение потребности.
Активность личности, т.е. стремление выходить за пределы наличного
бытия, стремление к творчеству, обусловлена прежде всего наличием
потребностей, требующих удовлетворения. Потребности, в свою очередь, это -
осознание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания
жизнеспособности организма и развития личности. Потребности могут быть
органическими (связанными с нуждой в пище, кислороде, продолжении рода и
т.д.) и духовными (связанными с личностной организацией - в общении,
информации, самореализации и т.д.)
Устойчивость - своего рода каркас личности, позволяющий ей в различных
ситуациях, при исполнении различных ролей оставаться самой собой.
Изменчивость - способность адекватно реагировать на различные
ситуации, выбирать тип поведения, соответствующий требованиям среды.
Очевидно, что должно быть определенное соотношение устойчивости и
изменчивости личности: если устойчивость преобладает, человек неспособен
регулировать свое поведение и реакции, не способен понять и принять чужую
точку зрения; при преобладании изменчивости отсутствие стержневых качеств
личности приводит к зависимости от окружения, несамостоятельности решений и
поступков. Набор устойчивых качеств увеличивается с возрастом и достигает
максимума к старости, именно поэтому лишь немногие люди в пожилом возрасте
сохраняют способность воспринимать новое.
2. Индивидуальные особенности человека.
2.1. Темперамент.
Темперамент - природно-обусловленная совокупность динамических
особенностей психики.
Первые представления о темпераменте появились еще в Древней Греции. В
5 веке до н.э. Гиппократ разделил всех людей на четыре типа в зависимости
от того, какая жидкость преобладает в их организме:
- у сангвиников преобладает кровь ("сангвис");
- у холериков - желтая желчь ("холе");
- у флегматиков - слизь или лимфа ("флегма");
- у меланхоликов - черная желчь ("меланхоле").
Термин temperamentum означает: надлежащее соотношение частей.
В эпоху Просвещения уточнил эту
класс????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????ны и на них нельзя
рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, которые
не воплощает в жизнь.
- у меланхолика господствующей наклонностью является печаль. Его желания
носят грустный оттенок, ему кажется, что все им пренебрегают и страдания
его кажутся ему невыносимыми.
- холерик очень деятелен, энергичен и настойчив, когда находится под
влиянием какой-нибудь страсти. Он горд, мстителен, честолюбив, мало
размышляет и быстро действует.
- флегматик же хладнокровен, медлителен, мало чувствителен. Он трудно
раздражается, вынослив, почти никогда не жалуется.
Новый этап в теории темперамента связан с именем И.П. Павлова. Павлов
в основу различия темпераментов положил особенности высшей нервной
деятельности человека:
* силу нервной системы, под которой понимают способность нервной клетки
выдерживать большие нагрузки;
* уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
* подвижность нервных процессов, т.е. их способность быстро сменять друг
друга.
Павлов пришел к выводу, что в основе типов темпераментов лежит
различное соотношение этих трех свойств:
* холерик в этом случае - сильный, неуравновешенный (с преобладанием
процесса возбуждения), безудержный;
* сангвиник - сильный уравновешенный, подвижный ("живой");
* флегматик - сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный");
* меланхолик - слабый тип высшей нервной деятельности.
Дальнейшие исследования школы Б. Теплова - В. Небылицина обнаружили
сложный и многомерный характер свойств нервной системы. Они дополнили
классификацию свойств нервной системы, предложенную Павловым, такими
характеристиками, как:
* сензитивность (или чувствительность); о ней судят по силе сигнала,
вызывающего ответную психическую реакцию;
* реактивность - сила, с которой человек реагирует на раздражители;
* активность - энергичность, с которой человек воздействует на окружающий
мир;
* эмотивность (эмоциональная возбудимость);
* темп психических реакций;
* пластичность, т.е. способность приспосабливаться к среде;
* ригидность - противоположное свойство, отражающее большую устойчивость
психики.
Также часто для характеристики темпераментов используют предложенное
Юнгом деление людей на экстравертов и интровертов.
В.С. Мерлином предложена сводная таблица, в которой обобщается все,
что известно о психологических проявлениях темпераментов:
Сангвиник
Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет.
Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением
откликается на все, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные
движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его
отношение к предмету или человеку. Быстро сесредоточивает внимание.
Пониженная сензитивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые
звуки и световые раздражители не замечает.
Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, может долго
работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело.
Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисциплинировать. Он
хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции.
Быстрые движения, быстрый темп речи. Быстрота ума, находчивость.
Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень
изменчивы. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым
требованиям и новой обстановке. Быстро переключается с одной работы на
другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума.
Экстравертирован.
Холерик
Как и сангвиник, отличается малой сензитивностью, высокой
реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью,
поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и
более фрегиден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость интересов,
большая настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый
психический темп.
Флегматик
Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать
или расстроить. Невозмутим. При больших неприятностях остается спокойным.
Мимика бедная. Движения невыразительны. Энергичен, отличается высокой
работоспособностью. Высокая активность значительно преобладает над малой
реактивностью. Терпелив, хорошая выдержка, самообладание. Медленный темп
движения и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание, медленно
его переносит. С трудом приспосабливается к новой обстановке, сложности с
перестройкой навыков и привычек. Ригиден. Интровертирован. С трудом
сходится с новыми людьми, с трудом откликается на новые впечатления.
Меланхолик
Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность. Незначительный
повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно
чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос
тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная
активность. Не любит находиться в центре внимания. Неуверен в себе, робок.
Малейшая трудность заставляет опускать руки, ненастойчив, неэнергичен,
легко утомляется и малоработоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое
внимание. Медленный психических тип. Ригиден. Интровертирован.
У каждого темперамента существует сугубо индивидуальное отношение к
объективному времени. Исследования, проведенный Б.И. Цукановым, позволили
получить следующие результаты:
у холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение
реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее, прошлое
его не интересует, всегда испытывает острый дефицит времени. Его
субъективное время равно 0, 7 времени реального;
у сангвиника субъективно переживаемое время не так сильно опережает течение
времени реального, но этот тип тоже "спешит жить" и также испытывает
дефицит времени, хотя и не такой значительный как у холерика. Его
субъективное время равно 0,88 реального времени;
у меланхолика нет ни опережения, ни отставания; он как бы привязан к
объективному времени и обездвижен в нем, его жизнь течет вместе с ним.
Иными словами, этот тип "стоит во времени" и если его не подвергать каким-
то внешним изменениям, то движения времени для него не существует.
Обездвиженности во времени соответствует внешняя обездвиженность,
замкнутость и постоянная тревога. Он привязан к прошлому. Его субъективное
время равно 1;
у флегматика субъективное время отстает от отстает от объективного, поэтому
времени всегда хватает, его даже в избытке. Он также ориентирован в
прошлое. Субъективное время равно 1,1 времени реального.
Необходимо подчеркнуть, что не бывает плохих или хороших
темпераментов. У каждого типа есть слабые и сильные стороны и каждый из них
необходим обществу. Так, из сангвиников получаются хорошие работники в
сфере "человек-человек", холерики успешно реализовывают себя в сфере науки,
флегматикам лучше всего подходит деятельность, требующая кропотливости,
усидчивости, не предъявляющая жестких временных рамок. Меланхолики в силу
высокой чувствительности часто находят себя в художественном творчестве:
литературе, музыке, изобразительном искусстве. Но вместе с тем жесткой
заданности темперамента и выбираемой деятельности нет: так, например, А.В.
Суворов был холериком, М.И. Кутузов - флегматиком, а Наполеон -
сангвиником; А.С. Пушкин был холериком, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский
-меланхоликами, а М.Ю. Лермонтов - сангвиником.
Холериков часто называют двигателями прогресса, т.к. они часто
нонконформны, т.е. идут вразрез с устоявшимися взглядами; сангвиники -
деятели, это - энергия общества; флегматики обеспечивают устойчивость
общества на данном этапе, а меланхолики - совесть общества.
Темперамент не изменяется под внешним воздействием, но может
измениться в онтогенезе, т.к. нервная система ребенка имеет функциональную
слабость, которая проходит с возрастом. Поэтому ребенок, имеющий черты,
характерные для холерика или меланхолика, с возрастом может несколько
изменить реакции, их выраженность может быть менее значительной.
Кроме того, нужно отметить, что "чистые" темпераменты встречаются
редко, и любой человек в той или иной ситуации может проявлять реакции,
более характерные для другого типа.
2.2. Характер.
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей
личности, складывающаяся в процессе взросления и обусловливающая типичные
для индивида способы поведения.
Характер представляет собой единство биологического и социального,
т.е.
врожденных особенностей и приобретенного опыта в процессе взросления.
К врожденным особенностям относят темперамент, задатки, функциональное
состояние организма, на приобретенные оказывают влияние условия воспитания,
среда, мировоззренческие установки, успешность социализации.
Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как
ведущие, другие - как второстепенные. Второстепенные могут гармонировать с
ведущими, тогда образуется цельная, гармоничная личность. Но также
второстепенные могут резко контрастировать с ведущими, в этом случае
индивид будет обладать сложным, противоречивым характером, что будет
отражаться в его поведении.
Характер проявляет себя в ряде отношений:
* в отношениях к другим людям - как честность, открытость, общительность,
тактичность или лживость, замкнутость, подозрительность, нелюдимость,
грубость и т.д.;
* в отношении к себе - как уверенность, реалистическая самооценка, чувство
собственного достоинства или неуверенность в себе, низкая самооценка,
себялюбие и эгоцентризм;
* в отношении к делу - как целеустремленность, исполнительность,
добросовестность или ленность, недобросовестность и т.д.;
* в отношении к вещам, животным, природе и т.д.
Акцентуации характера.
Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у
конкретного индивиды, другие - менее. Наиболее выраженные черты характера,
крайние варианты нормы называются акцентуациями характера.
Характер является акцентуированным, если индивид устойчив по отношению к
воздействиям одних стрессоров, но крайне уязвим по отношении к другим.
Акцентуация - это "слабое звено" в характере. Индивид может в течение
долгого времени выдерживать значительные нагрузки, если они не затрагивают
этого слабого звена, но испытывает существенное напряжение или срывается
при возникновении трудных ситуаций, требующих проявления акцентуированной
черты.
Акцентуации граничат с патологией и при сильном прессинге
обстоятельств могут перейти в соответствующую психопатию. Акцентуации могут
быть явными (проявляющими себя в поведении) и скрытыми (латентными), они
могут переходить одна в другую. Оформляются обычно акцентуации к
подростковому возрасту, с возрастом могут сгладиться, компенсироваться, но
могут и усилиться, как, например, педантичность.
Выделяют следующие основные типы акцентуаций:
* циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным
периодом;
* гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая
активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить
дело до конца;
* лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
* астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к
депрессии и ипохондрии;
* сензитивный - повышенная впечатлительность, тревожность, обостренное
чувство собственной неполноценности;
* психастенический - высокая тревожность, мнительность, склонность к
самоанализу, постоянным сомнениям, нерешительность, склонность к обсессиям
( страхам - например, перед числом 3, потому что в слове "рак" три буквы,
страхом наступить на черту, боязнью заразиться через грязные руки) и
ритуальным действиям, когда человек не может приступить выполнению
определенной работы не совершив ритуальных действий, направленных на
обусловливание ее успешности;
* шизоидный - отгороженность, замкнутость, холодность, эмоциональная
холодность (отсутствие эмотивности);
* эпилептоидный - проявляющийся в злобно-тоскливом настроениис
накапливающейся агрессией, проявляющей в виде приступов ярости, гнева,
конфликтность, педантичность;
* застревающий (паранойяльный) - повышенная подозрительность, болезненная
обидчивость, склонность к отрицательным эмоциям, стремление доминировать,
неприятие мнения других;
* демонстративный (истероидный) -выраженная тенденция к вытеснению
неприятных событий и фактов (человек "забывает" неприятные для него
поручения, события), лживость, фантазерство и притворство, используемые для
привлечения к себе внимания, склонность к авантюрам, иппохондрии при
неудовлетворении потребности в признании;
* дистимный - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии,
сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;
* неустойчивый - легко поддающийся влиянию окружающих, постоянно ищущий
новые компании, легко устанавливающий отношения, носящие поверхностный
характер;
* конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других,
недостаток инициативы и критичности, склонность к консерватизму.
2.3. Способности, талант, гениальность.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности,
являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том,
насколько индивид при прочих равных условиях легко, быстро и вместе с тем
основательно усваивает способы ее организации и осуществления.
Способности формируются на основе задатков - врожденных особенностей
нервной системы человека, в частности, его головного мозга. Так, на основе
особым образом организованного зрительного анализатора, в особенности, его
мозгового отдела, могут возникнуть различные способности, требующие
различения оттенков цвета, яркости и т.д. А на основе доминирования
левополушарных процессов могут выстроиться самые различные способности - к
шахматной игре, юридической, инженерной деятельности. Таким образом,
задатки многозначны, каждый из них может привести к развитию различных
способностей.
Однако наличие задатков не означает автоматического появления
способностей. Для того, чтобы задатки актуализировались, превратились в
способности, необходимо дать ребенку возможность испробовать свои силы в
различных областях деятельности и сделать это в том возрасте, который
является наиболее благоприятным для развития определенных способностей.
Дело в том, что ребенок, проходя различные возрастные этапы, в
различной степени способен к той или иной деятельности: так, например,
чтобы впоследствии развить художественные способности, мы должны ребенку
дать возможность рисовать в раннем детстве; если время будет упущено, вряд
ли он впоследствии добьется успехов. Но вместе с тем, нельзя требовать от
ребенка невозможного: так, например, если мы решим сделать из него
вундеркинда и начнем форсированно обучать его математике без учета
возрастных особенностей мышления, мы рискуем вызвать невротические или даже
психотические реакции.
Но вместе с тем, справедливым является утверждение, что способности
нужно развивать на ранних возрастных этапах и это не противоречит
вышеизложенному.
Виды способностей.
Способности не однородны - есть так называемые общие и специальные
способности.
К общим способностям относят такие свойства личности, которые
обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и
осуществлении различных видов деятельности. Это любознательность,
внимательность, последовательность, способность поставить цели и
осуществить их. Общие способности тесно связаны с направленностью личности,
с устойчивостью интересов.
Специальные способности формируются на основе общих. К ним относят
способности к определенным видам деятельности: музыкальные, математические,
организаторские, художественные.
Уровни способностей.
Выделяют два вида развития способностей: репродуктивный и творческий.
Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, хорошо
усваивает знания, алгоритмы решения задач. Второй уровень развития
способностей предполагает создание чего-то нового, оригинального. К этому
уровню способностей относят талант и гениальность.
Талант - такой уровень развития способностей, который предполагает
исключительное мастерство и вместе с тем оригинальное, творческое решение
задач в определенной области, т.е. талантливым считается человек,
овладевший всеми секретами профессии ( репродуктивный уровень) и вместе с
тем способный не просто к исключительно успешному усвоению знаний и
навыков, но и предлагающий новые, нестандартные приемы использования их
(творческий уровень).
Гениальность - высшая степень творческой одаренности, способность
оригинально, нестандартно воспринимать окружающий мир. Гением обычно
называют человека, открытия которого заставляют все человечество взглянуть
на мир по-новому.
Гениальность часто сопровождается неспособностью к успешной адаптации
к среде в обычном смысле слова. В большинстве своем гениальные люди с
детства проявляли себя неспособными к восприятию мира обычными способами и,
следовательно, неспособными к "нормальному" научению.
Также известно, что многие гениальные люди впадали в безумие (Тассо,
Свифт, Ленау, Шуман, Галлер, Ницше, Паскаль и др.). Именно поэтому в
истории предпринимались попытки поставить гениальность в один ряд с
сумашествием (Платон - теория "божественного безумия" поэтов, Ч. Ломброзо
"Гениальность и помешательство"). Действительно, у гения иногда возникает
внезапная непреодолимая жажда творчества, сходная по некоторым признакам с
течением некоторых психопатологий. Но огромная разница в социальной
значимости этих состояний не позволяет свести гениальность к
помешательству.
Словарь психологических терминов:
АДАПТАЦИЯ - приспособление к изменившимся условиям.
АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ - реакция, соответствующая значению и величине стимула.
АДЕКВАТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ - сигнал из среды, генетически соотнесенный с
соответствующим раздражителем. Например, молекула пахучего вещества
является адекватным раздражителем для обонятельного анализатора.
АКТУАЛИЗАЦИЯ - переход психического явления из потенциального (не
проявленного) в актуальное (проявленное).
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - одновременное сосуществование противопо-ложных чувств или
эмоций (смех и плач, любовь и ненависть) по отношению к одному и тому же
объекту.
АМНЕЗИЯ - потеря памяти.
АНАЛИЗАТОР - орган, осуществляющий тонкий анализ окружающей среды или
внутреннего состояния организма и обеспечивающий процессы ощущения и
восприятия.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность неосознаваемых психических процессов,
влияющих на установки и поведение индивида.
БОЛЬ - состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных
воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности.
ВЕРБАЛЬНЫЙ - речевой, выраженный словами во внутренней или внешней речи.
ВЛЕЧЕНИЕ - неосознаваемая потребность.
ГИПНОЗ - измененное состояние сознания, внешне напоминающее сон, при
котором индивид внушения гипнотизера некритически воспринимает как
явления действительности.
ДОМИНАНТА - временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая
работу нервных центров и тем самым придающая поведению определенную
направленность.
ДОМИНИРУЮЩИЙ - господствующий.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ - уподобление, отождествление себя с кем-либо или чем-либо.
ИНТЕНЦИЯ - направленность сознания на какой-либо объект.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - переход внешних состояний во внутренние, включение их в
структуру личности. Например, интериоризация внешней речи представляет
собой переход от внешней к внутренней речи.
КОГНИТИВНЫЙ - имеющий отношение к познавательной деятельности.
КОММУНИКАЦИЯ - передача информации в процессе общения.
КОНФОРМНЫЙ ИНДИВИД - человек, усвоивший в процессе воспитания определенные
групповые нормы, ценности и жестко подчиняющийся им.
МОТИВ - психическое явление, побуждающее к действию.
ОНТОГЕНЕЗ - развитие отдельного человека.
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ - относящийся к восприятию ( от перцепция - восприятие)
РЕФЛЕКСИЯ - представление о том, как другие воспринимают меня.
САМОРЕФЛЕКСИЯ - осознание факта собственного существования, восприятие
себя.
САМОСТЬ - осознание себя как целостного образования, несводимого к сумме
отдельных частей, к организму.
СЕНСОРНЫЙ - относящийся к ощущениям ( от сенсус - ощущения)
СЕНЗИТИВНОСТЬ - повышенная чувствительность к воздействию раздражителей.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - отсутствие или снижение реакции на раздражитель в
результате снижения чувствительности к его воздействию.
ФИЛОГЕНЕЗ - процесс исторического развития человечества.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность направленная на создание
принципиально нового, творчество (от "Эврика!").
ЭМОТИВНОСТЬ - эмоциональная чувствительность.
ЭМПАТИЯ - способность постижения эмоционального состояния другого человека
путем сопереживания, вчуствования, проникновения в его переживания без
участия рефлексии.
Я - осознание себя как целого, существующего самостоятельно и отдельно от
окружающей среды и других людей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Айзенк Г.Ю. проверьте свои способности. - СПб., 1994
2. Ананьев А.А. Человек как предмет познания .- Л.. 1968
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.,
1984
4. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. - М., 1964
5. Блум Ф. и др. Мозг, разум и поведение. - М., 1988
6. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977
7. Восприятие. Механизмы и модели. - М., 1974
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960
9. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л., 1076
10. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992, в 2-х т.
11. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию
активности. - М., 1987
12. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. - М., 1978
13. Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1970
14. Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1980
15. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979
16. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1997
17. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986
18. Психология. Словарь. - М., 1990
19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973
20. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1968
21. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М., 1975
22. Узнадзе Д.Н. психологические исследования. - М., 1966
23. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1990
24. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. - М., 1990
25. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - М., 1992
26. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. - М., 1971
32
Страницы: 1, 2, 3, 4
|