Рефераты

Развитие музыкальной и моторно-двигательной памяти через синтез искусств

искусства. Являясь наиболее аналитическим из всех видов искусства,

литература при помощи слова создает реальное живое бытие, или то, что

называется «художественная действительность». Литературные произведения

делятся на три рода: эпос, лирику и драму. К эпической литературе относят

жанры романа, повести, рассказа, очерка. К лирическим произведениям

относятся стихотворные жанры, такие как: элегия, сонет, ода, мадригал,

стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К

драматическим жанрам относятся: собственно драма, трагедия, комедия, фарс,

трагикомедия и другие.

Музыка — вид художественного творчества, использующий в качестве

средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы.

Музыкальный звук — это результат творческой деятельности как человеческого

сознания, так и определенного развития художественной культуры общества.

Содержанием музыки выступают художественно-интонационные образы, которые

проявляются через мысль и чувство музыканта. Интонационная природа является

главным выразительным средством музыки.

Синтез искусств

Под синтезом искусств понимается добровольное соединение, сочетание,

органический союз равноправных, окончательно сформировавшихся,

самостоятельных видов искусства. Синтез искусств — это результат

взаимодействия противоположных начал, которые, вступая в конфликт между

собой, преодолевают его и сочетаются в новую художественно-синтетическую

реальность. Всеобщей закономерностью синтеза искусств является

противоречие, конфликт, преодоление.

Принципиальным основанием синтеза искусств как художественного

творчества стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. Синтез

искусств необходимо понимать в двух смыслах:

1) как историческую категорию, отражающую содержание

художественных целостностей, сложившихся на определенном

этапе развития искусства в результате постоянного процесса

интеграции (наряду с процессом дифференциации);

2) как вполне определенную целостность, доступную созерцанию и

анализу.

Синтез искусств осуществляется под эгидой одного вида искусства и

опирается на свойственную ему образность. Отсюда типологически синтезы

различаются на пластический, театральный и кинематографический. Некоторые

синтезы – в Приложении 1.

В основу пластического синтеза искусств заложено архитектурное

сооружение (здание, архитектурный комплекс). Оно дополняется монументально-

декоративной скульптурой (статуи, рельефы, лепной декор и т. д.), живописью

(фрески, панно, мозаики, витражи, орнаменты и т. д.), а также

произведениями декоративно-прикладного искусства (народные промыслы и

промышленный дизайн), которые развивают и конкретизируют собственно

архитектурный образ.

Синтез искусств все время расширяется, что в свою очередь предоставляет

художественному творчеству новые возможности и резервы в освоении мира, в

эстетической организации среды обитания человека, в создании качественно

новых духовных ценностей.

Изучение различных видов искусств, занятия искусством, художественной

деятельностью во многом способствует решению общего психологического,

творческого развития личности ребенка, развития его способностей и

индивидуальности и, конечно, формирования эмоционально-эстетического

отношения к действительности.

Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания

современных учащихся предполагает развитие у них чувства прекрасного,

формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить

произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и

богатство родной природы.

Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются

врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания.

Уже грудной младенец тянется к блестящему и к красочным предметам, со

второй половины первого года жизни начинает проявлять чувство радости при

восприятии различных игрушек и действий с ними, особенно, если эти игрушки

служат для игрового общения со взрослыми на появление которого ребенок

реагирует общим комплексом оживления.

Ребенок преддошкольного возраста живет, как бы на поверхности явлений,

находится во власти внешний впечатлений. Его легко привлечь, но также легко

отвлечь. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции не

устойчивы, что объясняется общим не высоким развитием ребенка. Но к концу

преддошкольного возраста дети уже могут переживать элементарные

эстетические чувства. Начальная творческая деятельность ребенка относится

примерно к 3хлетнему возрасту. Способность и потребность в художественном

творчестве появляются раньше, чем к научному, техническому и другим видам

творческой деятельности. Следовательно, именно художественное творчество,

точнее, его отдельные виды, дает ребенку раннего возраста возможность

наиболее легко выразить то, что им владеет. В этом отношении онтогенез

обнаруживает определенное сходство с филогенезом. Раньше всего ребенок

обычно проявляет склонность к рисованию, лепке, песенно-музыкальному,

танцевальному, а также к поэтическому искусству.

За годы школьного детства, благодаря целенаправленному обучению

происходят серьезные сдвиги в развитии эмоций ребенка, начинают проявляться

устойчивые чувства и привязанности, расширяются связи с окружающим миром,

становятся более разнообразными формы эмоционального отклика. Т.е., когда

ребенок становится школьником, у него возникает новый период в формировании

и развитии эстетических чувств. Дети 7летнего возраста чрезвычайно

эмоциональны, впечатлительны, непосредственны. Яркие впечатления оставляют

у них глубокий след надолго. Детям этого возраста свойственно конкретно-

образное мышление. Эта особенность младших школьников создает особо

благоприятные условия для воздействия на них доступными средствами

искусства.

Эмоциональная, эстетическая сторона обучения всегда должна быть в поле

зрения учителя, недопустимо «засушивать» учебный процесс. Если это

допустить, уже в младших классах угаснут любознательность ребенка и его

желание учиться. Другой пагубный результат недооценки эмоционального и

эстетического развития – то, что человек при значительном запасе знаний

может оказаться по характеру своих чувств и эстетических вкусов отсталым.

Без интенсивности и глубины переживаний, без утонченности эмоциональных

реакций, без развития эстетических чувств невозможен полноценный

мыслительный процесс, невозможно подлинное творчество. В результате

эстетического развития у младших школьников формируется чувство

прекрасного, которое существенным образом определяет его поведение,

отношение к людям, к труду, к жизни в целом. Не только природа, человек, но

и произведения искусства, явления жизни будут восприниматься им не в черно-

белом варианте, а многоцветно, многогранно, со всеми оттенками проявлений.

Для детей младшего школьного возраста характерна подвижность восприятия,

фантазирование, для нас иногда кажущееся непонятным, странным. Такое

фантазирование развивает творческие способности. Без детского

фантазирования путь к произведениям искусства может оказаться закрытым.

Содержание эстетического восприятия у младших школьников зависит от

следующих факторов.

Во-1х, содержание эстетического восприятия зависит от индивидуальных

качеств школьника как субъекта восприятия, от типа нервной системы и

соответствующего ей темперамента, от уровня эстетического и общего развития

школьника. В соответствии с этим содержанием эстетического восприятия на

разных его этапах у детей будет разное, как будут неодинаковыми и возникшие

в процессе восприятия представления.

Во-2х, от физических и эстетических свойств объекта восприятия. Цвет

предмета, его окраска, форма, очертание, его физические свойства

воспринимаются и оцениваются эстетически.

В-3х, содержание эстетического восприятия зависит от тех условий, в

которых совершается этот процесс. Сама соответствующая обстановка создает у

детей определенный психологический настрой, подготавливает их к восприятию

и тем самым способствует появлению яркого и содержательного восприятия.

В-4х, в содержательности восприятия существенную роль играет

произвольность или непроизвольность внимания, направленного на объект

восприятия, намеренность или случайность выбора данного объекта. Если

учителем возбужден интерес к объекту восприятия и направлено внимание

именно на него, то и сам процесс восприятия проходит эффективней.

В-5х, большое значение имеет временной фактор. Восприятие совершается

во времени. Этапы эстетического восприятия ребенком объекта,

последовательность, одновременная или частичная повторяемость, краткость

или продолжительность процесса восприятия делают в сочетании с другими

условиями восприятия или более богатым, эстетически полноценным, или

эстетически обедненным.

В-6х, от содержания учебного материала на уроках искусства, от методов,

приемов и средств обучения, применяемых педагогом. Они должны быть

насколько активными, максимально развивающими и настолько же корректными,

учитывая специфику художественного творчества и детскую психологию.

Характеристики эмоционально-эстетического отношения к музыке как

отношения общения и действия.

Чтобы обеспечить развивающий эффект экспериментального обучения важно

выделить исходную детскую деятельность, соответствующую показателям

развитого эмоционально-эстетического отношения к музыке. Для этого мы

обратимся к анализу эстетической основы художественного произведения. Эта

основа, согласно экспрессивной концепции искусства, понимается как

эстетическое переживание. При таком подходе музыкальная форма, как любая

другая художественная форма, выступает выражением особого типа

эмоциональных отношений личности к миру. Следовательно, произведение

искусства может быть представлено как содержательная форма - не только

причина, вызывающая у ребенка эстетические чувства, но источник и исходная

форма детского эстетического чувства, его материальное выражение. Иными

словами, содержательной художественную форму делает способ деятельности

творца произведения - способ эмоционально-эстетического самовыражения.

Музыковедческие и эстетические работы позволяют представить музыкальное

произведение как особую форму эмоциональной деятельности людей. Она

складывается из двух взаимодополняющих компонентов: самовыражения и

сопереживания. Опосредованность эмоционального общения музыкальным

произведением выражается в специфике эстетического музыкального действия,

слушания и исполнения музыки. Оно становится средством эмоционального

общения. Важным моментом при этом выступает рефлексия на способ общения.

Исходной деятельностью по формированию эмоционально-эстетического отношения

к произведениям искусства у детей является сопереживание художественному

произведению и самовыражение в нем посредством элементов художественного

языка. Сопереживание и самовыражение проявляются как выразительные

движения детей. Для музыки они выступают в интонационной вокализации, в

ритмических движениях. Кроме того, сопереживание и самовыражение

проявляются как символы эмоционального содержания произведения искусства.

Эстетическое чувство как форма общения. В исследованиях М.И.Лисиной и

ее сотрудников можно почерпнуть некоторые представления об особенностях

эмоционального общения. Эмоциональное общение выступает как проявление

одной из фундаментальных потребностей человека в себе подобном, потребности

в личностном отношении. Предметом общения выступает другой человек. Общение

в этом понимании, согласно М.И.Лисиной, не сливается с его пониманием как

совместной деятельности самих детей или детей со взрослым и не

отождествляет ее с различными формами (труд, ученье, игра). Оно выступает

аффективной (мотивационной) частью. Эмоциональное общение - это «обмен

энергиями». Оно характеризуется особой потребностью в человеке как

личности. Эта нужда в универсальности, богатстве и уникальности другого

выступает как любовь, нежность, тревога, сомнения, ласка, радость и другие

чувства в их собственно человеческом выражении. Форма выражения делает

чувства, возникающие в процессе общения, эстетическими. Чувства людей,

воплощенные в музыкальной форме на протяжении истории культуры, становятся

предметом общения современников, обогащая их собственные чувства, тем самым

развиваясь на уровне родовых.

Эмоциональное общение предполагает способность к сопереживанию и

самовыражению людей. Эстетическое эмоциональное общение опосредуется

художественным предметом (музыкой) и имеет выработанные культурой формы

(пение, исполнение, слушание).

Эстетическое чувство как способ деятельности. Способы

художественной деятельности - это пение, исполнение и слушание музыки. Если

представить их как эстетически содержательные, то они должны стать для

ребенка формами выражения его сопереживания (слушание) и самовыражения

(пение, исполнение).

Исполнение музыки детьми может проявляться в выразительных движениях

руками в воздухе, цветными карандашами по бумаге в момент звучания музыки.

Психологическим обоснованием связи музыки и цвета в жесте послужило явление

синестезии.

Синестезия понимается как взаимодействие ощущений, когда под влиянием

раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого.

При воздействии музыки у детей возникают зрительные образы.

Использование движения при восприятии музыки - широко

распространенный в музыкальной педагогике прием. Он активно применяется при

формировании музыкального слуха в релятивной системе. В новом контексте

известные приемы стали нести новую развивающуюся нагрузку, стали формами

эмоционально-эстетической деятельности.

Эстетическое чувство как рефлексия. Эстетическое чувство как рефлексия

выступает в нескольких моментах, главным из которых является осознание

собственного сопереживания. Перевод непосредственного сопереживания ребенка

в опосредованное происходит благодаря символизации, которая превращает

чувство в эстетическое суждение и эстетическую оценку.

Ребенок начинает осознавать себя партнером по эмоциональному общению.

Предметом общения становится его собственное чувство. Устанавливается связь

между музыкой композитора и детским чувством. Устанавливается связь между

чувством и слухом - между эмоциональными, сенсорными и двигательными

компонентами воспроизведения музыкальной формы.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности

подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее

формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного

воспитания в социальном воспроизводстве человека.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для проверки гипотезы я проводила констатирующий эксперимент,

включавший в себя диагностические методики, в результате которых

определились проблемы и недостатки у детей, которые я пыталась решить и

корректировать в формирующем эксперименте. Он включал в себя ряд заданий,

направленных на решение определенных задач. Для определения роста детей,

возможности синтезов, их значимость и полезность был проведен последний,

контрольный эксперимент.

КОНСТАТИРУЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

1. А) Интервьюирование родителей с вопросами об интересах, склонностях

детей в различных видах художественной деятельности (Приложение 2).

Цель: выявить роль родителей и родительского слова в жизни младшего

школьника. Большинство родителей считают, что их дети с охотой ходят в

школу, т.к. нравится учитель, учиться, интересно, хорошие отношения с

одноклассниками. Любимыми предметами считают чтение и физ-ру, а способности

проявляются в математике, чтении. Дети, по словам родителей, артистичные,

танцевальные. Они посещают художественную школу, танцевальную, спортивные

секции и родители утверждают, что мнение ребенка в этом учитывалось. В

свободное время дети читают, рисуют, играют на компьютере.

Б) Предлагалась тест – анкета для родителей для обследования

предрасположенности детей к различным видам деятельности (Приложение 3).

Цель: определить уровень музыкальных, литературных, художественных и

артистических способностей детей.

Вывод по тесту – анкете вы сможете посмотреть в приложении 4. Низкий

уровень способностей у Сережи. Остальные дети в большей или меньшей

степени предрасположены к различным видам деятельности.

2. Анкетирование детей с вопросами о любимых предметах, о том, чего не

хватает в школьной программе, какие предметы добавил и почему (Приложение

5).

Цель: выявит отношение детей к школе, к школьным предметам. Узнать

мнение детей о школьной программе, ее плюсы и минусы. Так же сравнить

полученные ответы детей с ответами родителей и определить степень

информированности родителей о своем ребенке.

Большинство детей любимыми предметами считают ИЗО, труд и музыку и

всего 10% детей любят исключительно все предметы. Приведу несколько ответов

детей:

- я люблю школу

- это интересно

- на ИЗО развиваем руки, а на физ-ре становимся сильными

- на чтении учимся быстро читать, а на математике решаем интересные

примеры и задачи

В школьную программу добавили бы такие предметы как ПДД, Лимпопо,

спортивные секции, естествознание и хотели бы сами ставить отметки. Лишние

предметы, по мнению детей русский язык, чтение, математика.

Вывод: из всех предметов школьной программы дети любят ИЗО и музыку, а

родители считают, что чтение и математику. Они выдавали желаемое за

действительное, родители прагматичные, более приземленные, чем их дети.

Младшие школьники стремятся к высокому, к искусству и дело здесь совсем не

в «легкости» этих предметов, ведь любимыми эти предметы были выбраны и

детьми прекрасно успевающим и по русскому и по математике. А значит, уроки

ИЗО и музыки воздействуют на чувства детей, на их эмоциональный план.

3.Тестирование детей на предрасположенность к различным видам

деятельности.

Цель: определить уровень художественных способностей детей.

А) особенности восприятия музыкального произведения. Детям давался

инструктаж: после прослушивания произведения Сен-Санса «Карнавал животных»

попробуйте передать характер, замысел этого музыкального произведения на

бумаге.

Вика – Гуси. Мама учит плавать гусят утром на озере. Они широко

размахивают крыльями.

Ира – Рыбкины песни. Разные рыбки резвятся в воде, очень быстро

плавают. Они выпрыгивают из воды, и на солнце сверкает их чешуя.

Настя – Праздник во дворце: родился сын у царя. Прыгают шуты, играет

музыка – все веселятся.

Остальные дети рисовали не по теме музыкального произведения. Их

работы очень далеки от характера музыки и замысла композитора.

Вывод: не все дети услышали музыку, прониклись в нее, поняли смысл

музыкального произведения. Но стоит отметить работу Насти. Она

почувствовала настроение музыки, а это первый признак музыкальности.

Б) тест на гибкость позвоночника.

- стоя прямо, ноги вместе, наклониться как можно ниже, руки опустить

вниз, кончики пальцев должны коснуться пальцев ног.

- стоя спиной к стене, ноги на расстоянии друг от друга на 30 см.

Наклониться как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены. Тоже в

другую сторону. Кончики пальцев рук должны опуститься чуть ниже

коленных чашечек.

- сидя на стуле спиной к спинке стула, упереться руками в колени

разведенных ног. Не меняя положения таза и ног, запрокинуть голову

назад. Сидящий должен увидеть поднятые руки над головой стоящего

сзади на расстоянии 2 метра.

- Лежа на животе с закрепленными стопами, прогнуться, отрывая грудь от

пола. Расстояние между грудной костью и полом должно составлять 10-

20 см.

С тестом справились двое детей (Настя и Вика), тогда как двое (Саша и

Ира) осилили его на половину, а один (Сережа) - выполнил только одно

задание.

Вывод: не все дети подвижны и пластичны, а это как раз та проблема на

Севере, о которой я говорила раньше – гиподинамия. Имеются некоторые

проблемы с позвоночником.

В результате проведенных диагностирующих методик были выявлены

проблемы и трудности, а именно: не все дети пластичны, умеют вслушиваться

музыку и передавать ее настроение, характер на бумаге, дети стремятся к

искусству по средствам школьных предметов, но у них не хватает

способностей. Значит, необходимо их развивать через синтез искусств. Был

намечен план формирующих экспериментов.

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

1. Моделирование темпа, метра и размера.

Цель: развивать музыкальный слух у детей, чувство темпа, метра и

размера.

В этом эксперименте использовались различные виды моделирования:

Речевое – декламация всех текстов в различных темпах, от очень медленного,

до очень быстрого.

Тактирование – показать, касаясь разных частей своего тела двухдольный,

трехдольный и четырехдольный размеры. Сильная доля и слабые исполняются

неодинаково.

Графическое – использование рисунков, карточек или записи.

Двигательное – исполнение любого движения соответственно длительностям.

Детям предлагались два медведя: старый и молодой. Выясняли, что старый

ходит медленно, а молодой - быстро. Как понятия «хорошо – плохо»

осознаются одновременно в процессе их столкновения, так и любая ритмическая

формула воспринимается детьми на основе сопоставления длительностей. В виде

длительностей я брала апельсины (графическая модель). 1 апельсин (целая) =

2 половинкам апельсина (половинная), а 2 апельсина (2 целых) = 4 половинкам

апельсина (4 половинных). Т.е. когда старый медведь делает 2 шага, то

молодой за это же время делает 4 шага.

Первое задание – проговаривание (речевая модель). Старый – Ох! Ох!,

молодой – ля-ля-ля-ля! Проговариваем сначала все вместе, а затем несколько

детей говорят за старого, а несколько за молодого. Детям очень нравится эта

игра, они с удовольствием в нее играют и у всех получается.

Второе задание – тактирование. Старый – 2 шлепка по коленям, молодой -

4 притопа. Главное – держать ритм и темп. Все дети справились с заданием.

Третье задание – показать медведей в продвижении вперед. Сначала шагаем

все вместе чередуя: 2 медленных шага, 4 быстрых. Затем один ребенок шагает

только за старого, другой только за молодого. Соотношение длительностей,

шагов старого и молодого – это сложно для детей. Но в результате

многократных повторений и упражнений у детей стало получаться.

Вывод: дети стали лучше разбираться в длительностях, научились

выдерживать темп и ритм, а следовательно у них развились музыкальные

способности.

2. Мануальная или пальчиковая игра.

Цель: развивать речь, научить убирать напряжение с рук, губ, снимать

умственную усталость.

Детям предлагалась игра со словом, сопровождающаяся движениями пальцев

и рук.

Где ладошка? Тут? Из-за спины протягивают руки вперед

-Тут. ладонями вверх.

На ладошке пруд? Показывают на ладошке пруд, рисуя

-Пруд. круг.

Палец большой – Рука сжата в кулачок, показывают

Это гусь молодой. большой палец.

Указательный поймал, Показывают указательный, средний

Средний – гуся ощипал. и щипают пальцы рук.

Этот палец – печь топил, Показывают безымянный.

Этот палец – суп варил. Показывают, как мизинец варит суп.

Полетел гусь в рот, Собирают пальцы в кулачки и подносят

А оттуда – в живот! ко рту, затем показывают ладошки.

Вот! Хлопок.

3. Пластическая импровизация или речевой и метроритмический тренаж.

Цель: развивать согласование слов и движений.

Один ребенок выучил слова, придумал к ним движения и показал всем

остальным детям.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз: это – брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Дети должны были повторить и слова, и движения. Все это способствует

развитию гибкости, пластичности, координации движений.

Результат этого речевого и метроритмического тренажа вы можете

посмотреть на видеокассете.

Вывод: влияние мануальных действий на развитие мозга человека было

известно давно. Манипуляция рук влияет на функции нервной деятельности,

развитие речи. Движения рук помогают убрать напряжение не только с самих

рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить

произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка, а также

успешно овладеть навыками письма.

4. Моделирование звуковысотных отношений и динамики.

Цель: развивать музыкальный слух у детей, звуковысотный, ритмический,

динамический.

В этом эксперименте использовались различные виды моделирования:

Речевое - подражая голосам животных, дети знакомятся с контрастными

тембрами звучания. А также в речевых упражнениях: крик – шепот.

Графическое – использование рисунков, карточек или записи.

Двигательное – исполнение любого движения соответственно выбранному

животному.

Детям предлагаются картинки с волком и мышкой. Выясняем, у кого низкий

голос, у кого высокий. Ставим картинки: с волком – вниз, с мышкой – вверх.

Я на пианино играю в малой октаве песенку волка: Я серый волк, зубами щелк.

И во 2 октаве – песенку мышки: Я мышка – норушка.

Первое задание – послушать мелодию и назвать того животного, к какому

она относится (слово).

Второе задание – также послушать мелодию и показать картинку с тем

животным, чья песенка звучит (ИЗО).

Третье задание – послушать, чья песенка звучит, того животного и

изобразить. Волк – широко ходит, размахивая руками. Мышка – мелко бежит

(танец).

Переходим на моделирование динамики.

Выясняем, кто будит в деревне по утрам (петух) и кого можно услышать

вечером (кузнечик). Петух громко будит, а кузнечик тихо стрекочет.

Определяемся в движениях: петух – хлопки, кузнечик – щелканье пальцами. Я

включаю музыку и меняю громкость, а дети, соответственно динамике музыки

выполняют движения. Сначала – все вместе, а затем распределяем роли между

двумя детьми: один делает за петуха, другой – за кузнечика. Это более

сложное задание, т.к. ответственность падает на одного, ребенку никто не

помогает, он должен думать перед тем, как показывать движения.

Вывод: динамический слух у детей более развит, чем звуковысотный, над

развитием которого и проводилась тщательная работа. По итогам видно, что

музыкальные способности детей развились в большей степени.

5.Тест креативности Торранса (Приложение 6).

Цель: развивать творческое мышление, воображение, способность

переходить от одного аспекта к другому.

Детям предлагалось 5 незаконченных рисунков.

Инструктаж: если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя

получаться интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать

картинку или историю, сделать ее полной и интересной, придумай название к

ней.

Незаконченные рисунки:

Интерпретация: Гибкость – разнообразие идей и стратегий, число

различных категорий ответов. Если испытуемый имеет низкий показатель

гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне

информированности интеллектуального потенциала или низкой мотивации. В

данном случае это оказались Ира и Сережа.

Оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать

идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или

твердо установленных. Тот, кто получает высокое значение этого показателя,

обычно характеризуется высокой интеллектуальной активностью. К числу таких

детей относятся Настя, Саша и Вика.

Разработанность. Высокое значение этого показателя характерны для

учащихся с высокой успеваемость, способных к изобретательной и

конструктивной деятельность. Это Настя и Саша.

Результаты этого эксперимента вы можете увидеть в приложении 7.

5. Прослушивание музыкального произведения и придумывание названия к нему.

Цель: развивать у детей умение слушать музыку, понимать ее характер,

замысел, смысл.

Для этого эксперимента я взяла музыкальное произведение Брамса

«Венгерский танец». Дети прослушали его дважды и придумали свое название.

Настя – «Снежный вальс». Летают снежинки то быстро, то медленно.

Ира – «Погоня»

Саша – «Пурга»

Вика – «В подводном царстве». Рыбки плавают одни быстро, другие

медленно, одни громко проплывают, другие тихо.

Сережа – «Настроение». Меняется настроение у человека часто и быстро.

Вывод: все названия детей соответствовали характеру музыки, значит,

дети стали глубже понимать смысл музыкального произведения.

В ходе формирующего эксперимента я пыталась решить проблемы, которые

были выявлены по средствам констатирующего эксперимента, а также развивала

художественные способности детей, воображение, творческое мышление. Для

определения роста детей, их способностей, для определения возможностей

синтезов и их значимости был проведен последний эксперимент.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

1. Прослушивание музыкального произведения, придумывание сказки к нему

и драматизация ее. Это творческое комплексное задание, включающее в себя

несколько видов художественной деятельности.

Цель: определить рост музыкальных, артистических, литературных,

художественных способностей, умение слушать и понимать музыку.

Детям предлагалось для прослушивания произведение Грига «Шествие

гномов», после чего они должны были сочинить сказку.

Саша – Сказка про Бабу-Ягу. Она подкралась к спящей принцессе и украла

ее, а потом принц спас ее.

Вика – Жил злой король, он любил охоту и убивал животных. А однажды он

выслеживали оленя, и погнался за ним. Но олень взмолился и попросил не

убивать его. Тогда король забрал его к себе в замок и олень превратился в

красивую девушку. Они сыграли свадьбу и жили счастливо, а король больше не

любил охоту.

Ира – Злой дракон ел людей из деревни. Люди очень страдали из-за него,

но однажды приехал принц и убил дракона. И все зажили счастливо.

Настя – Девочка спит. К ней тихо подбираются тролли и крадут ее. Все

плачут, но ее друг спасает девочку и все заканчивается хорошо.

Сережа – Ночь во дворце, тихо. Вдруг начинают потихоньку собираться

злые духи и устраивают свой бал, но наступает утро, и они все исчезают.

Затем дети выбирают лучшую сказку – Викину - и выстраивают систему

образов: Король, стража, олень, девушка. Распределяются роли и каждый, в

соответствии со своей ролью, делает себе элемент костюма: Король – корона,

стража – орудие для охоты, олень – рога, девушка – кокошник. Следующий этап

– драматизация этой сказки. Дети должны обыграть, показать сказку, т.е.

должны делать движения в соответствии с характером музыки, образом

персонажа и содержанием сказки.

В процессе работы детям предоставлялась творческая свобода в выборе

персонажа, в изготовлении костюма, в пластической импровизации.

Вывод: дети стали эмоционально отзывчивее, более раскрепощенными,

гибкими и пластичными. Рост их художественных способностей очевиден.

2. Придумывание танца детьми под музыку, предложенную мной.

Цель: определить уровень умения применять исполнительские навыки в

творческой деятельности.

Детям предлагалось задание: показать школьную жизнь через пластические

интерпретации, через движение под песню «Учат в школе». Это самое сложное

задание. Результат вы можете увидеть на видеокассете.

Вывод: дети проявили способность к творческой деятельности, к

творческому подходу к выполнению поставленной, довольно сложной для их

возраста задачи.

Рост их способностей виден в таблице (Приложение 3).

ВЫВОД: У детей развились чувства эмоциональной отзывчивости,

воображение, фантазия. Они стали более раскрепощенными, гармоничными.

Гармония всех видов искусства, их взаимодействие усилило впечатления детей,

помогло еще глубже, точнее понять, почувствовать содержание, характер

произведений искусства. Ответы детей стали более грамотными, оригинальными,

разнообразными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя гипотеза о том, что виды искусства влияют на всестороннее,

эстетическое развитие ребенка, подтвердилась. Эстетическое, и в первую

очередь синтез искусств, пробуждает и развивает в ребенке добрые

человеческие качества, нравственность, формирует моральный облик. А наша

задача - задача педагога – воспитывать людей ищущих, неравнодушных,

способных к преобразовательной деятельности. Хочется верить, что моя работа

– еще одно доказательство того, что искусство, а именно синтез искусств,

является важным звеном в системе эстетического воспитания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

1. Как вы думаете, ваш ребенок охотно ходит в школу? Почему?

2. Какие предметы он больше любит?

3. К каким предметам у него проявляются способности?

4. Какие способности еще проявляются?

5. Посещает ли секции вне школы? Какие?

6. Ребенок по своему выбору пошел в этот кружок или вы отправили?

7. Чем любит заниматься в свободное время?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕСТ – АНКЕТА.

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ДЕТЕЙ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ребенок имеет музыкальный талант если он:

- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно

послушать музыку

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно

вслушивается в них, легко и запоминает

- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в

исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение

- сочиняет свои собственные мелодии

- научился или учится играть на каком – либо музыкальном инструменте

Если у ребенка литературное дарование, то он:

- рассказывая о чем – либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не

теряя основную мысль

- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного

события, причем придает событию что – то новое и необычное

- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными,

очеловеченными

- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать

роман о собственной жизни

Если у ребенка художественные способности, то он:

- не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для

того, чтобы выразить свои чувства или настроение

- в своих рисунках и картинках отражается все разнообразие предметов,

людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего –

либо вполне удавшегося

- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и

очень серьезным, когда его внимание привлекает какое – либо

произведение искусства или пейзаж

- стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее очевидное

прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь

подобное

- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует

материалы и краски

- не робеет высказывать собственное мнение о классических произведениях,

причем может пробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы

Артистический талант проявляется у ребенка, если он:

- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой,

жестами, движениями

- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о

чем-то рассказывает

- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы

его зрители были взрослые

- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая

человеку, о котором рассказывает

- с удивительной легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы,

выражения

- любит и понимает значение красивой или характерной одежды

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ДИНАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АНКЕТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

1. Какие предметы нравятся в школе? Почему?

Математика, русский, чтение, труд, Ознакомление с окружающим миром,

ИЗО, физкультура, музыка.

_______________________________________________________________________

_________________________________________

2. Какие бы ты предметы добавил ещё? Почему?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________

3. Посещаешь ли ты какие-нибудь кружки? Какие?

__________________________________________________________________________

__________________________________________

4. Пофантазируй и придумай школу будущего. Какие бы ты добавил предметы,

а какие – убрал? Почему?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ТОРРАНСА

ЗАКОНЧИ РИСУНОК.

На странице нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним

дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные

картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 мин. Постарайся придумать

такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать.

Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу

под картинкой.

ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Беглость. Или продуктивность. Этот показатель не является

специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что

позволяет понять другие показатели КТГМ. Данные показывают, что большинство

детей 1-8 классов выполняют от 7-10 заданий, а старшеклассники – от 8-10

заданий. Минимальное количество выполненных заданий встречается чаще всего

у подростков.

Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий,

способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель

полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем

деления показателя гибкости на показатель беглости и умножить на 100%. Если

испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о

ригидности его мышления, низком уровне информированности интеллектуального

потенциала или низкой мотивации.

Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать

идеи. Отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или

твердо установленных. Тот, кто получает высокое значение этого показателя,

обычно характеризуется высокой интеллектуальной активностью и

неконфортностью. Оригинальность решения предполагает способность избегать

легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность

можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса,

вычисляемого описанным высокими способности.

Разработанность. Высокое значение этого показателя характерны для

учащихся с высокой успеваемость, способных к изобретательной и

конструктивной деятельность. Низкое – для отстающих, недисциплинированных и

нерадивых учеников. Показатель разработанности ответов отражается как бы

другой тип беглости мышления и в определенных ситуаций. Может быть как

преимущество, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество

проявляется.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Результаты теста креативности Торранса.

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

Наиболее часто встречающиеся рисунки детей.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. "Начальная Школа: плюс минус" №1 2000 г.

2. Ред. сост. В.Сомов. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски,

находки. Сборник статей по теории и практике эстетического

воспитания. - М., 1994 г.

3. "Педагогическое образование и наука" №3 2001 г.

4. Под редакцией А.А.Радугина. Эстетика. - М., 1994 г.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965 г.

7. Ильенков З.В. Философия и культура. – М., 1991 г.

8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983

г.

9. Под ред. А.Петровского. Психология. Словарь. – М., 1990 г.

10. Вахнянская И.Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших

школьников в учебной деятельности. – М., 1996 г.

11. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. - М., 1965 г.

12. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. -

М., 1975 г.

13. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980 г.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты