Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте
Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте
Курсовая работа
Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте
Оглавление
Введение 4
Основная часть 5
Социальная ситуация развития старшего школьника, и влияние мотивационно-
потребностной сферы старшего школьника на возникший конфликт. 4
Практическая часть 23
Заключение 28
Библиография 29
Введение
Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило
бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в
нем. Само существование его как организма предполагает обмен веществ между
ним и природой. Конечно, у каждого человека, вне зависимости от общества в
котором он живет, есть желания, чувства, симпатии и антипатии, память воля,
мышление, воображение, словом все то, что называется человеческой жизнью.
Необходимо понимать две элементарные и очевидные вещи:
а) Каждый человек в течение жизни постоянно играет социальные и
психологические роли;
б) Каждый человек всегда и во всех жизненных обстоятельствах находится
в определенном психологическом состоянии.
Психологическая позиция заставляет человека действовать строго
определенным образом. Люди действуют для того, чтобы сохранить или изменить
эти позиции. Они действуют таким образом, чтобы навязать другим людям
определенные позиции, и стараются избежать того, чтобы им навязывали или
навязали те психологические позиции, которые им невыгодны. Однако спектр
этих действий достаточно широк. Но в ситуации конфликта он чрезвычайно
сужается. Порождаясь типами взаимодействия людей, он развивается уже по
своим собственным законам, чисто психологическим законам, но по «железной
логике», заставляющих людей, втянутых в него, действовать так, а не иначе.
В действиях молодых людей, эта логика просматривается удивительно ясно и
отчетливо. И она неумолима. Конфликт можно сравнить с паровозом, несущимся
на всех парах по заранее проложенным рельсам. И вне зависимости от скорости
и количества угля в топке этот паровоз не сможет свернуть с рельсов, как бы
этого не хотел машинист и пассажиры. Свернуть не может, но может
остановиться. И целью нашей работы будет ответить на вопросы: На чем
строятся конфликты и различные конфликтные ситуации у старшеклассников и от
чего зависит их развитие. Мы должны выявить связи конфликтного поведения
старшеклассника с мотивационной сферой, потребностями, характером, уровнем
тревожности. Нашей задачей будет вывести гипотезу зависимости степени
выраженности реакции на сложную ситуацию и выяснить способы разрешения
конфликтных ситуаций в старшем школьном возрасте.
Объектом нашей работы является способы разрешения конфликтной ситуации
в старшем школьном возрасте. А субъектом является мотивационная сфера и
личность старшего школьника.
Основная часть
Старший школьный возраст, т.е. примерно от 15– 16 до 18–19 лет,
относится к ранней юности. Существует множество теорий юности.
Биологические теории рассматривает юность, прежде всего как определенный
этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста
детерминируют все остальные. Психологические теории фиксируют внимание на
закономерностях психической эволюции, характерных чертах вешнего мира и
самосознание. Психоаналитические теории выделяет в юности определенный этап
психо-сексуального развития. Указанные теории рассматривают юность, прежде
всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида
или как личности. Социологические теории юности рассматривает ее, прежде
всего как определенный этап социализации как переход от зависимого детства
к самостоятельной, ответственной деятельности взрослого.
В юности формируется мировоззрение как система взглядов на природу и
общество, как философское осмысление жизни. Как указывает Л.И. Бажович, в
этом возрасте у школьников уже имеется система собственных задачи
требований как некий нравственный образец, становящийся побудителем
поведения и организатором всех потребностей и стремлений. С началом
самостоятельной общественно- трудовой деятельности строится собственный
статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он
вышел. С формированием определенного мировоззрения, с ростом самосознания,
приобретением социального опыта развивается личность старшеклассника. Л.И.
Бажович определяет понятие личности следующим образом: «Личность( целостная
психологическая структура, возникающая в процессе жизни человека и
выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей
средой». Раскрывая определение, автор подчеркивает целостность структуры
личности, ее «единства как субъекта и объекта», т.е. активность является
атрибутом личности, а деятельность( ее основной границей и наиболее полной
объективизацией.
Итак, мы рассмотрели понятие личности и конкретно в юношеском возрасте.
Ведь тип реагирования юноши в сложной (конфликтной) ситуации зависит от
типа его личности и ее составляющих компонентов. Мы выяснили, что старший
школьный возраст( это возраст формирования собственных взглядов и
отношений, поисков своего самоопределения. Именно в этом выражаются теперь
самостоятельность старшеклассников. В этом возрасте важной сферой
самостоятельности является собственны взгляды, оценки, мнения и стремление
их отстаивать.
Безусловно, иметь все это есть потребность старшеклассника.
Потребность( это, таким образом, высшая человеческая нужда в чем-то лежащим
вне его, в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его
зависимость от него.
Существует чрезвычайно много классификаций потребностей, лежащих в
основе мотивов человеческого поведения. Одна из наиболее известных
принадлежит А. Маслоу. Этот ученый выделил 2 основные группы потребностей
человека, высшие и низшие:
«Низшие потребности (потребности нужды)»:
Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальные потребности и т.д.(
в той мере, в какой они необходимы для поддержания нормальной
жизнедеятельности;
Потребность в безопасности: защите от боли, страха и т.д.;
«Высшие потребности (потребности роста)»:
Потребность в социальных контактах: любви, нежности, чувстве идентификации
(отождествление с кем-либо), чувство социальной присоединенности;
Потребность в самооценке, самоуважении, признании, одобрении;
Потребность самоактуализации: в реализации собственных возможностей и
способностей, в понимании и осмыслении.
Главный закон иерархии потребностей заключается в том, что «высшие
потребности» возникают только в том случае, если достаточно насыщены
«низшие», причем это насыщение должно носить достаточно длительный и
интенсивный характер. Это означает, что формирование потребностей как
отдельного человека, так и социальной группы и даже целого общества,
происходит последовательно и закономерно. Стойкая потребность более высшего
порядка возникает только на основе устойчиво насыщенной потребности
предыдущей ступени.
Потребности являются внутренней причиной активности личности, они чаще
и выраженнее других психических явлений бывают мотивами действий и
деятельности и чаще переживаются как эмоции и чувства, но могут быть и
только познаваемыми суждениями. Одной из важнейших потребностей в юности
является потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники
предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с
ними делятся своими мыслями. Никто не будет оспаривать того, что не
реализация данной потребности ведет к конфликту. Социальная потребность
само актуализации в отстаивании своих взглядов и идей также может привести
к конфликтной ситуации в группе. Так как, в любом коллективе могут
существовать различия во взглядах и представлениях.
Испытываемая или осознаваемая человеческая зависимость от того, в чем
он нуждается или в чем он заинтересован, что является для него
потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующий
предмет. Проблема направленности( это, прежде всего вопрос о динамических
тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую
деятельность, сами в свою очередь определяются ее целями и задачами.
Направленность включает в себя 2 тесно связанных между собой момента: а)
предметного содержания, поскольку направленность( это всегда направленность
на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет; б)
направления, которые при этом возникают.
Надо помнить, что направленность старшеклассника мы не можем определить
только по его отношению к окружающему. В общем, у человека и конкретно у
юноши отношение ко многим людям, вещам, фактам, мыслям может быть случайным
в том смысле, что не выражает его индивидуальный особенности. Почему,
например, даже после классной экскурсии в архитектурный музей некоторые
старшеклассники говорят, что не интересуются скульптурой. Но ничего
характеризующего человека в этом высказывании нет. Оно не вскрывает
направленности характера. Направленность означает содержание руководящих
целей и мотивов, включает в себя отношения значимые, действительно влияющие
на поведение человека. Например, в старших классах мы очень часто можем
встретить общественно направленного юношу( он руководствуется в своей
деятельности мотивами общественного порядка. Основой направленности
является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество.
Мировоззрение становится убеждением, поскольку оно делается внутренним
достоянием личности, глубоко воздействующим на ее деятельность. С
мировоззрением как содержанием направленности тесно вязано самоопределение
человека, т.е. цели, которые человек перед собой ставит, т.е. средства,
которые он предпочитает в борьбе за достижение цели. Итак, от мировоззрения
старшеклассника зависит, возникнет ли конфликтная ситуация или нет. Ну,
конечно от типа направленности ученика зависят пути разрешения конфликта.
Возникшая зависимость объясняется тем, что потребности и интересы
человека, которые оттеняют ту или иную психическую сторону направленности,
побуждают личность к активности, становятся внутренними побудителями его
деятельности( мотивами.
Если потребности определяют содержание человеческой активности, их
сущность, то мотивационная сфера (2-й параметр личности)( проявление этой
сущности. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем
термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в
двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих
поведение (сюда входят рассмотренные ранее потребности, мотивы, цели,
намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса,
который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном
уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом
значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено),
будем обращаться ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно
определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих
поведение человека, его начала, направленность (см. выше), и активность.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны повеления: его
возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и
прекращение после достижения поставленной цели и преднастройка на будущие
события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность
отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных
процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность,
эмоционально специфическая окрашенность.
Представление о мотивации возникают при попытке объяснения, а не
описания поведения. Это( поиск ответов на вопросы типа: «Почему?»,
«Зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и
описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о
мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и
внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пункта
объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во
втором, внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае
говорят о мотивах, потребностях, целях, желаниях, интересах и т.п., а во
втором( о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.
Итак, к изменению ситуации, а точнее, ее восприятия субъектом. Его
внимание в таком случае, становится избирательным, сам субъект предвзято
воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и
потребностей. Практически любое действие человека следует, поэтому
рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно.
Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми,
представляются довольно разнообразными, и это разнообразие трудно
объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на
одни и те же вопросы человек отвечает по разному в зависимости от того, где
и как эти вопросы ему задаются. В той связи есть смысл определить ситуацию
не физически, а психологически, так как она представляется субъекту в его
восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.
Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек
характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же
ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот
же человек в зависимости оттого, что в каком состоянии он находится, ту же
самую ситуацию может воспринимать по-разному (например, в нашей
практической части мы будем рассматривать уровень тревожности у
старшеклассников). Это особенно характерно для интеллектуального развития
людей, имеющий большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь
для себя много полезного, видеть ее под различными углами зрения и
действовать в ней различными способами.
Ситуационное, актуальное поведение человека следует рассматривать не
как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат
непрерывного взаимодействия его диспозиции с ситуацией. Это предполагает
рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного
воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно
влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое
поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного
выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и
устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение
определенной цели.
Мотив, в отличие от мотивации( это то, что принадлежит самому субъекту
поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри
побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно
определить как понятие, которое обобщенном виде представляет множество
диспозиций.
Наиболее важной диспозицией является понятие потребности, рассмотренное
ранее. Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие
цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который
в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью,
удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого
человеком в сложной мотивационной динамике его поведения в виде
своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный
спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней
освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание
зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то
мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается
человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат
деятельности.
Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы),
потребности и цели( являются основными составляющими мотивационной сферы
человека.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.
Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека
им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое
решение, как только отказываемся от представления о том, будто люди всегда
осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле,
их истинные мотивы не обязательно такие, какими они кажутся.
Существует много исследований мотиваций, связанных с попыткой понять,
каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на
достижение успехов, и как он реализует на постигающие его неудачи. Факты,
полученные в психологии, говорят о том, что мотивация достижения успехов и
избегания неудач, является важными и относительно независимыми видами
человеческой деятельности. От них во многом зависит судьба и положение
человека в обществе. Замечено, что люди сильно выраженным стремлением к
достижению успехов, добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого
такая мотивация слаба или отсутствует. Но насколько она влияет на степень
развития в конкретной ситуации? Мы проведем исследование и ответим на этот
вопрос в нашей практической части
Итак, в поведении человека есть 2 функционально взаимосвязанных
стороны: побудительная и регулятивная. Первую мы уже в основном мы
рассмотрели ранее, а теперь обратимся ко второй. Побуждение обеспечивает
активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно
складывается от начала до конца. В основном регуляцию поведения
обеспечивают психические процессы и состояния: ощущение, восприятие,
память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер
и эмоции.
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они учатся, общаются,
переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в
их поведении. Одни быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным
эмоциональным реакциям, другие( медлительны, спокойны, невозмутимы, с
незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в
темпераменте человека, присущем ему от рождения.
Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский врач
Гиппократ (V век до н.э.), который считал, что в теле человека имеются 4
основных жидкости: кровь, слизь, желчь, и черная желчь. Название
темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились и до наших дней:
холерический происходит от слова желчь, сангвинический, от слова кровь,
флегматический( слизь, и меланхолический( черная желчь. Преобладание той
или иной жидкости Гиппократ объясняет выраженность определенного типа
темперамента у конкретного человека.
Слово «темперамент» означает «надлежащее смещение черт». В современной
психологии термином обозначают динамические особенности психики человека,
т.е. только темп, ритм, интенсивность, протекание психических процессов, но
не их содержание. Именно поэтому темперамент, в отличие, например, от
характера человека, никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой».
Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан
на свойствах первой системы человека и связан со строением тела человека
(конституцией), обменом веществ в организме. Черты темперамента является
наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Основные
усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на
их изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента
с тем, чтобы знать, какие виды и способы деятельности больше соответствуют
его природной предрасположенности. Дело в том, что темперамент определяет
стиль поведения человека, способы, которые человек использует для своей
деятельности.
И.П. Павлов считал, что темперамент, как тип высшей нервной
деятельности выражается в природных особенностях деятельности не только
коры, но и подкорки, которые всегда считались Павловым и его учениками
материальной основой инстинктов и того эмоционального фонда, который, по
словам Павлова, дает импульс к деятельности.
Поэтому, стремясь описать «темперамент», который «просвечивается» через
многочисленные сложные связи, выработанные в жизненном опыте не
замаскированный этим опытом, психология выделяет эмоциональную
возбудимость, основанную на состоянии коры и подкорки, и темп протекания
психических процессов, поскольку темперамент зависит от силы,
уравновешенности процессов возбуждения и торможения, и тем самым в какой-то
мере связан с эмоциональной возбудимостью.
Понятие эмоциональной возбудимости имеет 2 связанных между собой
значения. Эмоционально-возбудимым можно назвать человека, отличающегося
быстротой и в известном смысле силой возбуждения эмоций. Этой чертой иногда
обладает человек, не отличающийся вообще эмоциональностью, но в тех редких
ситуациях, когда эмоции у него возникают, выражает их быстро и резко. Так,
спокойный, уравновешенный человек может при обсуждении какого-либо важного
вопроса на собрании эмоционально реагировать с большой быстротой и силой.
Эмоциональная возбудимость такого человека имеет избирательный характер.
Эмоционально- возбудимым можно назвать также человека, часто подверженного
эмоциям, весьма впечатлительным, на все реагирующего эмоционально, хотя
такая эмоциональность может быть поверхностной, неустойчивой.
Эмоциональная возбудимость первого типа чаще встречается у холериков,
чем у сангвиников, но она может быть присуща также и меланхоликам. Второй
тип возбудимости характерен для сангвиников, хотя к нему принадлежат и
некоторые меланхолики. Флегматики вообще редко проявляют эмоциональную
возбудимость.
В зарубежной психологической литературе довольно часто относят к
темпераменту черты характера. Так, Гилфорд считает чертами или свойствами
темперамента властность, скромность, общительность( замкнутость,
общественную интенсивность, пассивность, дружелюбие( враждебность. Такое
смешивание характера с темпераментом у Гилфорда находит объяснение в том,
что этот психолог определяет свойства темперамента как выражающие способ
действия человека.
Под темпераментом мы будем понимать ту основанную на свойствах высшей
нервной деятельности сторону, которая наиболее непосредственным образом
выражается в эмоциональной возбудимости (быстроте возникновения,
устойчивости, и яркости эмоций) и в связанной с состоянием процессов
возбуждения и торможения, динамике психических процессов и поведения
человека.
Ошибочно утверждать какую-нибудь однозначную связь между темпераментом
и направленностью личности, в частности между темпераментом и интересами и
идеалами человека. Известно, что среди людей, преданных своему делу, своей
профессии, встречаются при единстве направленности люди разных
темпераментов.
Однако существует эмоциональный стиль направленности, в котором
темперамент играет значительную роль. Темперамент внести в интересы и
идеалы человека страстность или же придать направленности более спокойную
форму. В темпераменте направленность человека находит соответствующее
данной личности эмоциональную форму и при прочих равных условиях влияет на
динамику психической деятельности.
Но тип нервной системы ни в какой мере не есть характер и мало того, он
(тип), даже не предопределяет характера. Однако, все те черты, которые
приобретаются в течение жизненного опыта и которые, по взглядам И.П.
Павлова, составляют главным образом характер, формируются не на пустом
месте, а связаны с определенным прирожденным типом, с некоторыми «данными»
силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Наибольшее же
значение для характера имеет воспитание и отсюда же не унаследованный тип,
а пластичность нервной организации. Никакими физиологическими основами
нельзя объяснить содержательную сторону характера, например, общественной
направленности человека, мужества, верности долгу. Следует считать, что
различия, относящиеся к содержательной стороне психической жизни, не имеют
прямого отношения к свойствам нервной системы. Свойства нервной системы не
представляют строго определенных форм поведения, но образуют почву, на
которой легче формируются одни формы поведения, труднее другие.
Итак, характер (греч. чеканка, отпечаток) есть совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в
деятельности и общении, обуславливающих типичные для нее способы поведения.
Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами
характера. Черты характера( это не случайные проявления личности, а
устойчивые особенности, которые стали свойствами самой личности.
Например, от характера человека в большей мере зависит то, как сложится
его жизнь в коллективе. Если человек честный, трудолюбивый, общительный,
чуткий, то очень много данных для того, чтобы он хорошо жил и работал в
коллективе. Наоборот, люди ленивые, эгоистически настроенные, высокомерные
обычно плохо уживаются в коллективе, с которыми входят в конфликт.
Существует выражение «Не сошлись характерами». Это значит, что
характеры данных людей таковы, что дают разное направлению и поступкам и
поэтому оказываются обычно несовместимыми.
Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества
личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и
поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в
достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со
слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей
слабовольный человек на сможет реализовать все свои возможности.
Французский философ Ларошфуко писал в своих знаменитых «Максимах»: «Нет
ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека».
Что мы имеем в виду, когда говорим о бесхарактерности? «Сильный» им
«слабый» характеры обычно определяют уровень развития волевых качеств
человека. «Тяжелым» называют характер, если в нем присутствует упрямство,
доходящее до негативизма, инертность поведения, косность,
раздражительность, несдержанность, злопамятность, большое самомнение.
«Легким» принято считать пластичный, приветливый, отзывчивый, общительный
характер. Однако это слишком упрощенное представления. На самом деле любая
черта характера при чрезмерном развитии, может делать характер человека
деформированным, несбалансированным, или, как говорят специалисты,
акцентуированным. Акцентуированные характеры, весьма разнообразны, но их
обладатели всегда «бросаются в глаза»: им присуща готовность к особенному,
т.е. как к социально положительному, так и к социально отрицательному
развитию (К. Леонард). Эти черты накладывают совершенно определенный
отпечаток на личность. При очень сильной выраженности этих черт человек с
трудом приспосабливается к условиям жизни. Однако они же определяют
своеобразие личности, то, что позволяет ей выделяться на общем фоне. Именно
в этом смысле говорил Ларошфуко о бесцветности бесхарактерного человека
(хотя слово «бесхарактерный» употребляется и в другом смысле: как
слабохарактерный, безвольный). Талантливый русский психиатр П.Б. Ганнушкин
вообще считал нонсенсом словосочетание «нормальный характер». «Ведь если бы
имели под наблюдением человека с идеально-нормальной психикой, ежели бы,
конечно таковой нашелся, то едва ли бы можно было говорить о наличии у него
того или другого «характера». Такого рода человек был бы, конечно,
«бесхарактерным» в том смысле, что он всегда действовал бы без предвзятости
и внутренние импульсы его деятельности постоянно регулировались бы внешними
моментами...». Г. Шелдон описывал «бесхарактерного» пациента следующим
образом: «В нем нет страсти и душевной силы. Он производит впечатление
абсолютного отсутствия душевной и эмоциональной работоспособности. Кажется,
что все его цели не идут дальше простого существования и комфорта. Он легко
подчиняется волевым людям. При рукопожатии его рука холодна и вяла, как
кусок жирной свинины».
Итак, влияние темперамента и характера на тип реагирования в сложной
ситуации бесспорно.
Можно представить, например, 4 человека с ярко выраженными различными
темпераментами опоздавших в театр. Холерик, скорее всего, будет спорить,
скандалить, доказывая, что он пришел вовремя, а спектакль начался раньше по
времени. Сангвиник быстро поймет, что спорить бесполезно, в партер уже не
попасть, и попытается пробраться хотя бы на верхний ярус, там контроллер
будет настойчивее– и вероятно, добьется своего. Флегматик увидит, что в зал
уже не пускают, побудет в буфете, чтобы переждать и попасть на второе
действие. А меланхолик вздохнет, почешет затылок: «Опять мне не повезло!»–
уйдет домой. Такова типичная реакция на ситуацию людей с различными
темпераментами, при условии, что эти темпераментами ярко выражены. Но у
реальных людей, как справедливо отмечал В.М. Пивоев, редко встречается один
темперамент в чистом виде, чаще это сочетание темпераментов, проявляющихся
в различных ситуациях. Темперамент является природной основой психических
качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у
человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Большое
значение при этом имеют социальные условия жизни человека, его воспитание и
умение заниматься самовоспитанием. Можно привести примеры, когда люди
холерического темперамента в критической ситуации сдержанны, а меланхолики
принимают ее без паники и находят выход из сложившегося положения. Конечно,
холерику сдержанность дается труднее, чем флегматику, сангвинику легче
пойти на риск, чем меланхолику. Конечно, важную роль здесь играет тип
характера. К. Леонард выделяет следующие основные типы характера:
демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.
Наиболее заметным, ярким является демонстративный тип, который получил
свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать
свои эмоции, с точки зрения окружающих( более сильно, чем они их переживают
в данный момент.
У всех людей более или менее развиты способности вытеснять из сознания
некоторые травмирующие представления, в этом проявляется один из защитных
механизмов человеческой психики. Однако у демонстративной личности это
становится основной формой поведения: она может лгать, не осознавая, что
лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи
притворяющегося человека. Демонстративная личность глубоко вживается в
требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении
любого чувства: горя, восхищения, и т.д. Ведущим мотивом поведения
демонстративного характера является самоутверждение, а также забота о
престиже в глазах окружающих.
Прекрасная приспособляемость этого характера часто обуславливает
хорошие отношения с начальством, с коллегами же отношения складываются
неоднородно, неровно: демонстративная личность очень склонна создавать
внутри коллектива фракции для борьбы с другой частью коллектива во имя
справедливости, «интересов дела» и т.д.
Противоположностью демонстративному является педантичный характер. У
людей с таким характером способность к вытеснению невысока, поэтому всякие
негативные образы долго задерживаются в их сознании. Если демонстративная
личность принимает решения стремительно, процесс обдумывания сведен
минимуму, то педантичная личность долго колеблется и после тщательного
обдумывания. Негативными чертами такого характера могут быть
нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает
необходимость постоянно проверять перепроверять свои действия, причем это
не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши
достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер
может выразиться в таких прекрасных качествах как: пунктуальность,
аккуратность, ответственность, предусмотрительность, избегание эксцессов(
словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.
Следующий тип характера назван застревающим. Для людей этого типа
характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов): ярости, гнева,
страха, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-
то внешних обстоятельств. Свои успехи застревающий человек переживает также
достаточно долго и ярко, вообще, этот характер наделен почти всегда большим
честолюбием, которое может реализоваться как положительная черта (если
успехи достигаются усердием), и как отрицательная (если честолюбие
удовлетворяется принижением окружающих или использованием в своих
интересах). В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей
исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно
реальное уважение и признание, которого он будет добиваться любым путем,
вплоть до судебных тяжб. Самыми распространенными «идеями» застревания
являются: ревность, преследование, месть со стороны недругов, социальная
(юридическая, административная или другая) несправедливость, непризнанные
идеи или изобретения. Леонард отмечает, что при благоприятном развитии
этого типа «достижения» застревающих личностей обычно бывает выше среднего
уровня.
У возбудимых личностей также, как у демонстративных и застревающих,
часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что
они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают
недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным
поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Особенно отчетливо их
возбудимость проявляется при глубоких аффектах. Неприятные события,
расстроенные чувства могут привести этих людей к крайне необдуманным
поступкам, но особенно характерна для них необдуманная возбудимость со
вспышками ярости. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.
Итак, любой человек с любым темпераментом и характером может попасть в
ситуацию конфликта, и это не всегда плохо, даже полезно, ибо без них
коллектив, (если конфликт, например, произошел там), остановился бы в своем
развитии, утратил творческий поиск. Конфликты по сути дела являются
толчком, стимулом для развития. Избежать их нельзя, да и не всегда имеет
смысл стремиться к этому. Задача состоит в том, чтобы не дать конфликтной
ситуации перерасти в вечные коллизии, разделяющие коллектив и любую другую
социальную общность, в которой находится индивид, на непримиримые
Страницы: 1, 2
|