Способы разрешения конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте
группировки. Ну и конечно, развитие конфликта во много зависит от
особенностей людей, в нем участвующих, их уровня культуры, социальной
воспитанности.
В поведении человека выражается сознательность в том, что он понимает
принципы и правила поведения, т.е. как надо себя вести, и он действительно
ведет себя согласно этим принципам и правилам, проявляя при этом немало
силы характера: настойчивости, выдержку и т.п. Факты, показывающие, что
один и тот же человек проявляет разные, а иногда и противоположные черты
характера (например, на работе и в семье), часто находят свое объяснение в
различных условиях осознанности, осмысливания человеком моральных
требований к себе в разных областях жизни.
Мыслительные процессы и другие проявления интеллекта, влияют на
деятельность и на черты характера человека. Для характера, его
направленности и волевых черт, очень важна ясность цели. Но нельзя сколько-
нибудь ясно ставить перед собой цель, понимая этой цели, не выделяя ее
среди многих других как объект своих стремлений. То, что на житейском языке
называют бесхарактерностью, часто оказывается прежде всего
непродуманностью, неосновательностью , своего рода случайностью стремлений,
не контролируемых рассудком.
Интеллект( свойство личности, выражающееся в способности глубоко
отражать в сознании предметы и явления объективной действительности в их
существенных связях и закономерностях, а также в творческом преобразовании
опыта. Интеллект проявляется во всех процессах, но в первую очередь в
мышлении и творческом воображении. Наиболее ярко он обнаруживается при
самостоятельном решении новых проблем.
Однако отношение между умственной и волевой сторонами личности сложное.
Действительно, люди с сильным характером нередко оказываются и умственно
развитыми людьми, и, наоборот, крайне слабохарактерные или «бесхитростные»
люди обычно не обладают высоким умственным развитием. Но, кроме этих крайне
положительных и отрицательных случаев, имеются случаи расхождения или
неполного соответствия между интеллектом и волей, объясняемые
неправительностями, чаще всего односторонностью воспитания.
В единстве с интеллектом, одаренностью характер приобретает силу.
Случаи расхождения между ними находят свое объяснение не в том, что это
своего рода закон природы, а прежде всего в условиях формирования
характера. При правильном воспитании характер развивается в единстве с
интеллектом.
Подытоживая рассмотрение роли интеллекта в становлении характера и как
следствие, типа реагирования в конфликтной ситуации следует отметить, что
существует интеллект познавательный, профессиональный, а также социальный.
Сознательный интеллект, умение решать проблемы межличностных отношений,
находить рациональный выход из ситуации. В нашем случае от социального
интеллекта старшеклассника зависит развитие конфликтной ситуации.
Мы подошли наконец, к самому субъекту нашего исследования( конфликту.
Для того чтобы разрешить конфликтную ситуацию, необходимо знать не только
личностные характеристики человека (рассмотренные ранее), но и, конечно,
знать понятие конфликта, но признаки и причины возникновения. И тогда,
сложив наши знания воедино, мы сможем:
правильно, психологически грамотно и точно анализировать любой групповой
конфликт;
находить и реализовать наиболее эффективные способы разрешения;
сохранить нормальный психологический климат в коллективе.
Но прежде чем обсуждать технику разрешения конфликтов, следует
разобраться в том, что такое конфликт.
В нашем сознании со словом «конфликт» ассоциируются такие малоприятные
вещи, как «ссора», «скандал», «спор», «конфронтация», «выяснение отношений»
и т.д.
Ссоры и скандалы, бесспорно связаны с конфликтами. Это( формы и виды
проявления конфликтных отношений. Это то, через что конфликтные отношения
между людьми иногда (но далеко не всегда) проявляются. Ссора или скандал
без конфликта не существует, они являются своеобразными показателями того,
что конфликт есть. А вот конфликты без ссор и скандалов( запросто.
Например, в тех случаях, когда человек желает сделать что-то, но это
желание вступает в конфликт со страхом перед наказанием, конфликт есть,
ссоры или скандала ( нет. И этот конфликт, как впрочем, и любой другой,
рано или поздно должен каким-то образом разрешиться. Человек либо
отказывается от своего желания, либо действует по принципу «Если нельзя, но
очень хочется, значит можно», либо действует, не задумываясь о последствиях
(побеждает желание). Здесь можно провести параллель с рассмотренной ранее,
мотивационной сферой старшеклассника.
Современная психология определяет конфликт, как «острое столкновение
противоположных позиций в процессе взаимодействия людей». Это наиболее
общее определение из всех имеющихся. Абсолютно любой конфликт «подпадает»
под это определение.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений,
взглядов, идей, интересов, точек зрения. А как мы выяснили, потребность в
выражении своих мнений и идей особенно актуальна в старшем школьном
возрасте. В возможности иметь и выражать различные мнения, выявлять больше
альтернатив при принятии решений и заключается позитивный смысл конфликта.
Это, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный
характер. Просто некоторые конфликты могут способствовать развитию
взаимоотношений и принятию обоснованных решений, также конфликты называют
функциональными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и
принятию решений, называют дисфункциональными. Так, что нужно не раз и
навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться
ими правильно управлять. Для этого надо понимать их причины, уметь их
анализировать.
Приспособление личности к деятельности( состояние динамического
неустойчивого равновесия. В процессе деятельности равновесие это постоянно
нарушается. Если при этом возникает состояние более или менее длительной
дезинтеграции личности, выражающегося в обострении существовавших ранее или
в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами,
отношениями и действиями личности, то такое психологическое состояние
обозначается как психологический конфликт. В психологическом конфликте
нарушение приспособления личности к деятельности приобретает длительный и
острый характер. Не всякое нарушение приспособления личности к деятельности
связано с психологическим конфликтом. Психологический конфликт возникает
лишь при определенных специфических условиях. Условия эти одновременно
внешние и внутренние.
Внешние условия конфликта в основном сводятся к тому, что
удовлетворение каких-то глубоких и активных мотивов и отношений личности
или становится вовсе невозможным, или становится под угрозу. Внешние
условия конфликта в жизни любого человека, в любом обществе возникают с
неизбежной необходимостью. Во-первых, уже в силу борьбы с природой
возникает неизбежные трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и
отношений личности. Во-вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбежностью
порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов. Этот вечный
рост и развитие не удовлетворенных еще мотивов необходимое условие
общественного развития . И, наконец, одним из наиболее важным внешних
источников конфликтов является то, что общественная жизнь с необходимостью
требует подавления или ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких
и активных, как например, стремление к сохранению жизни. Поэтому, хотя
содержание и характер внешних условий конфликта очень различны в
зависимости от общеисторических и биографических условий, их возникновение
неизбежно и необходимо.
Однако, сами по себе взятые, все перечисленные внешние условия,
препятствующие удовлетворению мотивов и отношений личности недостаточны для
возникновения психологического конфликта. Даже смертельная опасность может
не быть источником психологического конфликта. Психологический конфликт
возникает только тогда, когда эти внешние условия порождают определенные
внутренние условия.
Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию
между различными мотивами и отношениями личности, например, долга и личных
интересов, или к противоречию между возможностями и стремлениями личности.
Точно также трудности и препятствия при удовлетворении мотивов вызывает
конфликт лишь в том случае, если эти трудности порождают какие-либо новые
противоположные мотивы. Точно также и общественные запреты вызывают
психологический конфликт только тогда, когда они осознаются как должные,
справедливые, необходимые.
Итак, мы выявили условия возникновения конфликтов, но не обратили
внимания на признаки конфликта. А ведь только зная эти признаки, мы сможем
определить: есть в нашем коллективе, семье или в душе конфликт или нет.
Первым признаком конфликта является наличие, существование
противоположных позиций (позиция( это то, что заставляет человека
действовать: взгляды, точка зрения, цели, стремления, желание, мотивы,
убеждения и т.д.).
Понятно, что у разных членов коллектива разные стремления и интересы,
и, следовательно, разные позиции. Они могут частично или полностью
совпадать. Это нормально и сам по себе факт наличия в коллективе различных
позиций по каким-то вопросам еще не является признаком конфликта. А вот
когда позиции не просто разные, а противоположные, взаимоисключающие, то
дело принимает другой оборот.
Для того чтобы мы могли с уверенностью сказать, что конфликт есть, мало
зафиксировать наличие противоположных позиций. Нужно, чтобы произошло
столкновение между этими позициями.
Конечно, в какой форме будет проходить это столкновение, важно лишь
есть оно или нет. Вторым существенным признаком любого конфликта является
именно столкновение противоположных позиций.
Для того чтобы овладеть конфликтом мы совершаем определенные действия.
Они могут быть эффективными, а могут быть не эффективными. Наши действия по
овладению конфликтом будут эффективными при одном обязательном условии, а
именно, если в результате наших действий:
а) останавливается или прекращается столкновение противоположных
позиций;
б) позиции перестают быть противоположными.
Если мы, в ходе наших действий, сможем получить этот результат, то это
будет означать, что нам удалось остановить неблагоприятное развитие
ситуации и что мы овладели конфликтом.
Однако бывают ситуации, когда одни и те же действия по овладению
конфликтом, мы в одном случае, получаем результат и конфликт прекращается,
а в другом случае, эти действия остаются безрезультатными, а то и вовсе
«подливает масла в огонь», ухудшая и без того напряженную ситуацию. В чем
же дело?
Прежде всего, в том, что одинаковых конфликтов не существует, а значит
не существует и универсального способа их разрешения. И только лишь полный
анализ конфликта позволит активно воздействовать на ситуацию и изменить ее.
Ведь как бы не отличались друг от друга, например, 2 березовых листа(
цветом, величиной или формой, они остаются листьями березы, а не ольхи или
дуба. Они отличаются от листвы ольхи или дуба своими собственными, только
им присущими признаками. Если мы знаем эти характерные отличительные
признаки, то, после непродолжительной тренировки, мы без особого труда
сможем отличить лист березы от листа дуба или ольхи.
Точно также и конфликты. Дело в том, что существует несколько видов
конфликта, и каждого типа есть свои собственные устойчивые признаки и
черты, характерные только для этого типа.
Существует 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный,
между личностью и группой, и межгрупповой.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью
соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта
являются не люди, а различные психологические факторы, внутреннего мира
личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности,
мотивы, ценности, чувства и т.д.
«Две души живут в моей груди...»( писал Гете. И этот конфликт может
быть функциональным или дисфункциональным, в зависимости от того, как и
какое решение принимает человек и принимает ли его вообще. Буриданов осел,
например, так и не смог решить, из какого мешка поесть, из того, который
слева, или из того, который справа. Порой в жизни, не умея решать
внутренние конфликты, мы уподобляемся Буриданову ослу.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Часто
встречаются люди, которые из-за различия в характерах: взглядах, манере
поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более
глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные
причины. Чаще всего это( борьба за ограниченные ресурсы: материальные
средства, производственные площади, время использования оборудования,
рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах особенно нуждается
именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и
подчиненными, например, когда подчиненный убежден, что руководитель
предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что
подчиненный бездельник, не имеющий или не желающий работать.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы (организации)
устанавливают свои номы поведения, общения. Каждый член такой группы должен
их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как
негативное, возникает конфликт между личностью и группой. Другой
распространенный конфликт этого типа( конфликт между группой и
руководителем. Наиболее тяжелы такие конфликты протекают при авторитарном
стиле руководства.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и
неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например,
между руководителем и исполнителями, между неформальными группами внутри
подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Все действия участников конфликта, даже на 1й взгляд кажутся
непонятными, нелогичными или случайными, на самом деле вполне понятны,
логичны, и далеко не случайны, если их рассматривать не самих по себе, а в
рамках внутренней логики самого конфликта, как конкретные проявления его
общего механизма.
С точки зрения анатомии конфликта, столкновение противоположных позиций
может иметь 2 формы:
а) скрытое, неявное столкновение; и б) открытое явное столкновение
противоположных позиций.
Практически любой конфликт( и внутриличностный, и межличностный и
групповой( начинаются со скрытого столкновения противоположных позиций. В
том случае, его не удастся погасить, через некоторое время скрытое
столкновение переходит, перерастает в столкновение открытое. Каждый этот
этап имеет свое название. Первый этап( скрытое столкновение называется
конфликтной ситуацией, второй этап( открытое столкновение( называется
инцидентом.
В ходе конфликта инцидент не может произойти без предшествующей ему
конфликтной ситуации. Причем, инцидент не может начаться, пока конфликтная
ситуация не пройдет все необходимые стадии своего собственного развития и
пока внутри конфликтной ситуации не созреют все необходимые предпосылки для
начала инцидента. И, конечно, необходимо упомянуть то , что конфликт
является управляемым только до тех пор пока он находится на этапе
конфликтной ситуации. На этапе инцидента конфликт почти совершенно
неуправляем.
И если мы хотим овладеть им, то первая наша задача( научится
обнаруживать конфликтную ситуацию до того, пока конфликт не перешел на
уровень инцидента. А для этого необходимо знать с чего начинается
конфликтная ситуация и как она развивается.
Существует 3 разных стадии, этапа определяющие развитие отношений в
конфликтной ситуации:
Определение, осознание участниками ситуации как конфликтной. Зачастую
достаточно, чтобы осознание было совершенно одним из участников
взаимодействия. Понимание, что назрела конфликтная ситуация, требует
мобилизации имеющихся в распоряжении сил, чтобы либо добиться желаемой
цели, если речь идет о человеке, выступающем как активное начало, либо
обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном
участнике взаимодействия. Необходимо подчеркнуть, что определение
участником ситуации как конфликтной само по себе становится механизмом
отсекающим все стратегии поведения, не соответствующие этому состоянию
системы и «включающем» те альтернативы, которые могут нужным образом
структурировать взаимодействие при данном состоянии.
Выбор стратегии, структурирующий ход взаимодействия в конфликтной ситуации.
В этой фазе взаимодействия каждый из участников намечает определенную линию
поведения, которая несколько позже оформляется как общая стратегия. Именно
на этом этапе кто-то из участников может принять решение о выходе из
системы отношений, и таким образом, конфликтная ситуация будет
элиминирована за счет распада системы. Возможен и просто отказ от каких-то
условий, их «снижения», чтобы избежать обострения, или наоборот,
выбирается стратегия, направленная на получения максимума желаемого.
Выбор действий в рамках общей стратегии взаимодействия. Стратегия выбрана,
есть негласные правила, направляющие взаимодействие по тому или иному
руслу, на этой фазе начинается столкновение стратегий и тактик
индивидуального поведения.
Восприятие ситуации как конфликтной сопровождается рядом эмоциональных
переживаний: повышенная тревожность, переходящая в страх, желание
сопротивляться, враждебные чувства, предубежденность и т.д. Эти переживания
неизбежно влияют на поведение человека, что не остается незамеченным другим
участником взаимодействия, и тот начинает тоже воспринимать ситуацию как
конфликтную. Происходит обоюдный выбор поведения в коллективе.
Причиной конфликта могут стать только те события (действия, решения,
обстоятельства), которые затрагивают интересы членов коллектива. А интересы
членов коллектива (группы) выражаются в занимаемых членами группы
психологических позициях. Так вот, какое-либо событие может стать предметом
конфликта, т.е. породить конфликтную ситуацию, если в результате этого
события некоторые члены группы будут поставлены перед необходимостью
изменить свои психологические позиции на менее выгодное, т.е. если
пострадают, будут прямо или косвенно ущемлены их интересы.
Интересы весьма разнообразны, однако их можно представить в виде 4
типов.
Производственные интересы (связаны с конкретной деятельностью человека);
Социальные интересы (связаны с тем, что каждый член группы занимает в ней
определенную неформальную позиции);
Личностные интересы (связаны с представлением людей о жизни, о добре, зле,
жизненных ценностях);
Финансовые интересы (связаны с возможностью материального обеспечения).
Причиной конфликта становятся действия или обстоятельства, которые
привели к изменению интересов.
Одной из причин конфликта является взаимозависимость задач, т.к.
возможность конфликтов существует везде, где один человек зависит от
другого человека (или группы) в выполнении задачи.
Причинами также являются различия в целях и различия во взглядах и
представлениях.
Конфликты часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями (плохая
коммуникация препятствует управлению конфликтом).
И еще одна важная причина конфликтов( различия в психологических
особенностях (темперамент, характер, потребности, мотивы и т.п.).
Итак, зная признаки, причины и условия возникновения конфликта, мы
можем село перейти к анализу и разрешению конфликтной ситуации.
Известно 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий
поведения в конфликтной ситуации.
Уклонение. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремиться уйти от
конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не
представляет для человека большей ценности, если ситуация может разрешиться
сама собой, если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта,
но через некоторое время они появятся.
Сглаживание. Этот стиль основывается на тезисе: «Давайте жить дружно».
«Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта,
конфронтации, призывая к солидарности. Отрицательные эмоции не проявляются,
но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема
накопившиеся эмоции приведут к взрыву, последствия которого окажутся
дисфункциональными.
Принуждение. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния
на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и
традиционная власть.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой
стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в
управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает
недоброжелательность и позволяет быстро разрушить конфликт. Но через
некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия
компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми»
решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может
возникнуть вновь, т.к. осталась нерешенной породившая его проблема.
Решение проблемы (сотрудничество). Этот стиль основывается на
убежденности участников в том, что расхождение во взглядах( это неизбежный
результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что
правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг
друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность
проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
Так, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за
счет других, а ищет решение проблемы.
Заканчивая, хотелось бы напомнить, что: конфликты порождаются
определенным типом отношений между людьми, они являются вариантом развития
этих отношений в определенных условиях. Зная законы этих отношений, мы без
особого труда смоем обнаружить:
а) подлинные причины конфликта в отличие от мнимых, лежащих на
поверхности;
б) предсказать поведение старшеклассников в ходе конфликта, вне
зависимости от того что сами они об этом думают и как объясняют свои
действия;
в) предсказать последствия конфликта как для его участников, так и для
себя лично.
А если мы проведем параллель между развитием конфликта и мотивационной
сферой старшеклассника, которая значительно влияет на тип реагирования в
сложной ситуации, мы:
г) выберем наиболее подходящий вариант действий по овладению ситуацией;
д) и, наконец, будем действовать таким образом, чтобы негативных
последствий было как можно меньше.
Практическая часть
В нашей практической части мы попытались выявить связь характером,
темпераментом, мотивацией достижения, эмоциональным состоянием ученика, его
интеллектом и степенью реагирования в конфликтной ситуации.
Полученный при исследовании материал, конечно, не может дать
представления об этой связи, однако при помощи наших методов мы можем
довольно четко получить представление о типах мотивации и других личностных
характеристик школьников старшего школьного возраста.
Модель исследования.
В качестве метода исследования мы различные тесты, позволяющие наиболее
полно проследить психологические характеристики старшеклассника.
В нашем исследовании мы использовали 6 тестов:
Тест–Опроник Г. Айзенка, позволяющий выявить экстраверсии и интроверсии, а
также типы темперамента личности старшеклассника. Данный тест состоит из 57
вопросов, на каждый вопрос следовало быстро ответить «да» или «нет». Для
обработки результатов мы использовали «ключ» к опроснику, в котором
приведены 3 показателя: показатель экстраверсии, показатель нейротизма,
показатель искренности ответов. По каждому показателю считывают суму балов
(если ответ совпадает с указанным в «ключе», ему присваивается «1»). При
сумме баллов свыше 5 по показателю искренности ответов обработка
результатов не проводилась. Затем на чистом листе отчерчивают 2
пересекающихся в центре оси размером 24 см каждая. По горизонтали
откладывают показатели экстраверсии, по вертикальной нейротизма (каждый бал
равен один сантиметр). Пересечение линий, поведенных из отмеченных точек на
оси экстраверсии и оси нейротизма указывает на определенный темперамент
личности. Завершение обработки материалов оформляется в виде так
называемого «круга Айзенка», который приводится ниже:
схема 1.
|(нестабильный) |
| |24 |
|легко расстраивается, |чувствительный, возбудимый, |
|тревожный, ригидный, |беспокойный, изменчивый, |
|пессимистичный, сдержанный, |агрессивный, импульсивный, |
|необщительный, тихий |оптимистичный, активный, |
| | |
|меланхолик |холерик |
| | |
|(интровертированный) |(экстравертированный) |
|0 |24 |
| |12 |
| | |
|флегматик |сангвиник |
| | |
|пассивный, осмотрительный, |общительный, контактный, |
|рассудительный, |разговорчивый, |
|доброжелательный, миролюбивый, |отзывчивый, непринужденный, |
|управляемый, надежный, ровный, |жизнерадостный, не склонный к |
|спокойный, стабильный. |беспокойству, склонный к лидерству. |
| |0 |
|(стабильный) |
Тест-опросник К. Леонарда( Г. Шмишека. Он предназначен для диагностики
типа акцентуации личности. Данный вопросник измеряет сплав базовых свойств
индивидуальности: темперамента и характера.
Тест состоит из 88 вопросов, на которые надо быстро ответить «да» или
«нет». Для обработки результатов к каждой из 10 шкал, которые оценивают
типы личности: тип демонстративный, педантичный, ригидный, возбудимый,
гипертимичный, дистимический, сензитивный, циклотимический, аффективно–
экзальтированный, эмотивный, относят «свои» вопросы. Необходимо сопоставить
ответы школьника по каждой шкале с ответами. За каждое совпадение ставится
1 балл. Затем считаем, сколько баллов у нас набралось по каждой из 10 шкал.
Эту цифру необходимо умножить на поправочный коэффициент. Признаком
акцентуации (яркой выраженности) черты является величина больше 12 баллов.
Тест– опросник мотивации достижения А. Мехрабина (Адаптация М.Ш.
Магомедэминова).
Опросник служит для измерения результирующей тенденции мотивации
достижения, т.е. разницу между выраженностью мотивов стремления к успеху и
избегания неудачи. Опросник имеет 2 формы: для мужчин (форма А( 32
вопроса), и для женщин (форма Б( 30 вопросов).
Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон
характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций.
Чтобы оценить степень согласия или несогласия с каждым из утверждений,
необходимо использовать следующую шкалу:
+3 ( полностью согласен,
+2 ( согласен,
+1 ( скорее согласен, чем не согласен,
0 ( нейтрален,
–1 ( скорее не согласен, чем согласен,
–2 ( не согласен,
–3 ( полностью не согласен.
Для обработки данных мы используем «ключ» и соотношения данных в
опроснике. И на основе суммарного балла определяем, какая мотивационная
тенденция доминирует.
Тест Спилберга– Ханина для оценки эмоционального состояния.
При помощи данного вопросника мы оцениваем уровень тревожности на
момент заполнения вопросника (РТ( реактивной тревожности), отражающий
реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию, и уровень тревожности,
отражающий привычные (долговременные) для личности старшеклассника
состояние (ЛТ). Опросник состоит из 2 частей по 20 вопросов.
Показатели реактивной и личной тревожности подсчитывается по формулам,
данным в опроснике, и оцениваются по следующей шкале:
0– 30 баллов( низкая тревожность;
31– 45 баллов( умеренная тревожность;
выше 45( высокая тревожность.
Тест Штура на определение уровня интеллекта у школьника старшего школьного
возраста.
Существует несколько форм этого теста, мы же ориентировались на форму
А. Тест состоит из субтестов:
«Осведомленность 1»( содержит 20 заданий, время выполнения 8 мин.
«Осведомленность 2»( 20 заданий на 4 мин.
«Аналогия»( 25 заданий на 10 мин.
«Классификация»( 20 заданий на 7 мин.
«Обобщение»( 19 заданий на 8 мин.
«Числовые ряды»( 15 заданий на 7 мин.
Для обработки результатов мы использовали «ключ» с правильными
ответами. Индивидуальные показатели выполнения теста в целом являются сумма
баллов, полученных при сложении всех наборов заданий и процентная
характеристика.
Тест Томаса, направленный на определение ведущей стратегии поведения
старшеклассника в условиях противоречий.
Тест предлагает 30 пар утверждений, описывающих тот или иной вариант
выхода из абстрактной конфликтной ситуации. Задача школьника заключается в
том, чтобы из каждой пары выбрать тот вариант поведения, который наиболее
примелем для него.
Необходимо зафиксировать номер пары, шифр, соответствующий варианту
поведения, который он выбрал. И для обработки результатов мы подсчитали
каких цифр больше: 1...,2...,3...,4...,5...
1( обозначает стратегию поведения соперничество;
2( сотрудничество;
3( компромисс;
4( избегание;
5( уступчивость.
Данные тесты были предложены 7 школьникам 10-х и 11-х классов.
Полученные результаты мы занесли в таблицу.
| | | | | | | | |
|№ |Имя |Акцен–туа|Темпера–м|мотива–ци|эмоцио–на|интеллект|страте–г|
| | |ция |ент |я |льное | |ия |
| | |личности | |достижени|состояние| |поведени|
| | | | |я | | |я в |
| | | | | | | |конфлик-|
| | | | | | | |те |
|1. |Алена |гиперти- |холерик |стремлени|умеренная|63 %, |соперни–|
| | |мичный, | |е к |тревожнос|ближе к |чество |
| | |экзальтир| |успеху |ть |успеху | |
| | |о–ванный | | | | | |
|2. |Витя |возбудимы|холерик |избегание|высокая |57 % |компро–м|
| | |й, | |неудач |тревожнос|среднее |исс |
| | |экзальтир| | |ть | | |
| | |ованный | | | | | |
|3. |Олег |демонстра|сангвиник|стремлени|низкая |61 % |сотрудни|
| | |–тивный | |е к |тревожнос|ближе к |–чество |
| | | | |успеху |ть |успеху | |
|4. |Дима |гипертими|холерик |избегание|умеренная|60 % |сотрудни|
| | |чный, | |неудач |тревожнос|среднее |–чество |
| | |демонстра| | |ть | | |
| | |тивный | | | | | |
|5. |Таня |аффектив–|холерик |избегание|высокая |60 % |уступ–чи|
| | |ный, | |неудач |тревожнос|среднее |вость |
| | |экзальтир| | |ть | | |
| | |ованный | | | | | |
|6. |Алина |гипертими|холерик |стремлени|умеренная|60 % |компроми|
| | |чный, | |е к |тревожнос|среднее |сс |
| | |эмотивный| |успеху |ть | | |
|7. |Ира |демонстра|сангвиник|стремлени|умеренная|65 % |сотрудни|
| | |–тивный | |е к |тревожнос|наиболее |чество |
| | | | |успеху |ть |успешно | |
Анализ полученных результатов.
В старшем школьном возрасте превалируют гипертимический,
демонстративный, и аффективно- экзальтированный типы личности.
Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится к
холерическому темпераменту, можно встретить и не ярко выраженного
сангвиника. Мотивация достижения у школьников старшего школьного возрастав
основном характеризуется как стремление к успеху.
Рассматривая эмоциональное состояние, то здесь можно наблюдать все виды
тревожности, но умеренная тревожность превалирует.
Мы исследовали школьников, которые в школе учатся неплохо, но и не
отличники, кроме одной девочки, которая достигла наибольшего успеха в
прохождении теста Штура на интеллект. Остальные результаты: 2 результата(
близкие к успеху, остальные средние по успешности.
Самую разнообразную картину можно наблюдать в исследовании поведения в
конфликте.
Проводя данное исследование, мы заметили следующие особенности:
Стратегия поведения у старшеклассников, имеющих демонстративный тип
личности, который характеризуется стремлением выделиться, быть в центре
внимания, обладает способностью завоевывать расположение окружающих. Все
эти ученики экстравертированные с умеренной или даже низкой тревожностью, в
основном у них средние показатели интеллекта, однако мотивация достижения у
2х стремление к успеху, а у одной избегание неудачи, т.е. он проявляет
неуверенность в себе, не испытывает удовлетворения в деятельности, боится
критики.
Анализируя наши исследования дальше мы заметили, что 2 школьника имеют
стратегию поведения в конфликте( компромисс. Общее в типах личности этих
учеников их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая смена настроений; по
темпераменту оба этих ученика ярко выраженные холерики. У девушки умеренная
тревожность, а у юноши очень высокий уровень личностной и ситуативной
тревожности и как следствие мы можем наблюдать у него мотив избежания
неудач, так как боязнь неудачи, характерная черта высокотревожных людей и,
кроме того, они хуже работают в условиях дефицита времени, отведенного на
решение задачи. И если мы посмотрим в нашу таблицу, то увидим, что у этого
юноши самый низкий процент выполненных заданий.
Те же факты мы можем проследитьу девушки по имени Таня. У нее также
очень высокий уровень тревожности и мотив избегания неудачи, которые как
нельзя лучше оправдывают ее стратегию поведения в конфликте( уступчивость.
Проводя наши исследования мы столкнулись еще с одним типом поведения в
конфликте. Этот тип поведения у очень яркой девушки с гипертимичным типом
личности, который характеризуется высокой активностью и предприимчивостью,
общительностью, оптимизмом. Она яркий холерик с устойчивым
мотивом(стремление к успеху. У нее довольно высокий уровень интеллекта и за
счет своей напористости и агрессивности она заставляет принять ее точку
зрения.
Итак, проводя наши исследования мы выяснили, что тип поведения в
конфликте напрямую связан с акцентуацией личности, ее темпераментом. Очень
ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния школьника
зависит и его мотивы достижения и его работы в стрессовой ситуации.
Подведя итоги нашей практической части необходимо отметить, что от типа
мотивации, эмоционального состояния, темперамента и характера личности
зависит степень выраженности спожную ситуацию.
Заключение
В нашей работе мы рассматривали личность школьника старшего школьного
возраста и социальную ситуацию ее развития. Мы выяснили все новшества и
изменения в личностных характеристиках в этом возрасте.
Во второй части мы исследовали влияние мотивационно - потребностной
сферы старшего школьника на возникновение конфликта и выяснили, что от
личностных характеристик старшего школьника (характер, темперамент,
интеллект), от эмоционального состояния и типа мотивации зависит степень
выраженности реакции на ситуацию.
Здесь же мы рассмотрели конфликт, его виды, причины, признаки и
механизм его развития.
В ходе 2 главы мы выяснили, что для разрешения конфликта с наименьшими
негативными последствиями необходимо знать психические характеристики
личности; необходимо уметь анализировать конфликт и отличать конфликтную
ситуацию от инцидента. Также нужно помнить о межличностных стилях
разрешения конфликтов.
В нашей практической части мы на примерах доказали связь между
мотивационно - потребностной сферой старшего школьника и степенью его
реагирования в сложной ситуации. Моделью нашего исследования было
тестирование, которое позволяет наиболее глубоко исследовать личность
старшего школьника.
Проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. Ведь
с конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным.
Существует много литературы по данному вопросу, однако даже единого
определения конфликта мы найти не сможем. Исследовать конфликт и его связи
можно до бесконечности. В нашей работе была попытка глубоко и основательно
рассмотреть конфликт и его связь с мотивационно - потребностной сферой.
Библиография
1. Вересов, «Формула противостояния или как устранить конфликт в
коллективе», М., Изд-во «Флинта», 1998, 112 с.
2. Витис Кариса Вилинас, «Психологические механизмы мотивации человека»,
М., Изд-во МГУ, 1990.
3. Дамакин, Л.Я. Дяченко, В.И. Сперанский, «Конфликты и технологии их
предупреждения», Белгородский центр соц-х технологий, 1995,316 с.
4. Крошук, «Личность в конфликте на материале исследования шахматного
творчества», Саратов, 1976.
5. Левитов, «Психология характера», М., «Просвещение», 1969, 424с.
6. Немов , Психология, 1-й, 2-й том, М., Высшая школа, 1997.
7. Платонов, «Краткий словарь системы психологических понятий», М., Высшая
школа, 1984, 174 с.
8. Практическая психология, под ред. д-ра псих. наук, проф. акад. БПА, М.К.
Тутушкиной, Изд-во «Дидактика плюс», 1997, 336 с.
9. Хайнц Х., «Мотивация и деятельность», М., Педагогика, 1986.
10. Хрестоматия по психологии, под руководством А.В. Петровского.(М.,
«Просвещение», 1977, 528 с.
Страницы: 1, 2
|