Рефераты

Стресс и его особенности

Стресс и его особенности

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики И Информатики

Реферат

“Стресс и стрессовые состояния”

Выполнила:

Мигура Е. С., ДММ-201

Москва, 2004

Содержание

Введение 3

Понятие стресса 3

Причины и признаки стрессового состояния 6

Организационные факторы 6

Личностные факторы 7

Адаптация к стрессу 9

Стадии стресса 10

Способы борьбы со стрессом 13

Релаксация 14

Концентрация 15

Регуляция дыхания 15

Профилактика стресса 16

Стресс – стиль жизни? 17

Стрессовый стиль жизни 17

Нестрессовый стиль жизни 18

Стресс-менеджмент или управление стрессом 18

Коучинг, или работа с первым лицом организации 18

Выравнивание микроклимата в коллективе 19

Заключение 20

Приложение 21

Список использованной литературы 22

Введение

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами

испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда

встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или

бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы

неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для

индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью

человеческого существования, надо только научиться различать допустимую

степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это

состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью.

При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя

неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может

трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в

состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно

снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и

органов, истощение энергетических ресурсов.

Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или

физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим

признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине,

артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают

раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к

межличностным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс

дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые

отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и

благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо

и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает

качество жизни для большого числа трудящихся.

Понятие стресса

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является

стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на

поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с

окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно

сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у

человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс -

это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и

психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие

стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности,

несомненно.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать

стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и

вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды,

травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые

эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу

человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово,

незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.

При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит

не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий,

уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка

угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от

объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого

человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем,

что от него требуется, и т.д.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки

зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы,

которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение

им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и

повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей

организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями

персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а

значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно

из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе

рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин

появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма -

стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а

дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс

есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ

организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему

приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая

неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть

причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения,

приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение

лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве

примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели

в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если

много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно

войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что

потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В

настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный

(физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным

существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет

психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается

наиболее значимым для процесса регуляции.

Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно

различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое

требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.

В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс,

который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс

(отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эвстрессе

происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания,

осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей

обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое

накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно

компенсировать в рабочее время. Наиболее общей и полной является

классификация жизненного стресса, один из вариантов которого предложен Р.

Т. Wong и показан на рисунке 1.

Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования,

которую называют "Я сила", "умственная сила", психическая энергия, или

внутренние ресурсы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризисы

жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса

способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом,

расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

Следующая область – внутриличностный стресс. Большинство наших

требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом

стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает

влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой,

то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном

отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные

взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся

ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность

поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Рис. 1. Области стресса в повседневной жизни

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными

областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать

разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с

другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше

восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами

отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что

происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные

социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он

проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие

привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и

отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между

поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод

и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием

самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым

конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки

труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают,

переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность,

банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных

условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий

– загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные

соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить

счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга,

несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение

дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие

обстоятельства могут являться причиной стресса.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только

потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем,

что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на

особенности отношения к ним и поведение индивида.

Причины и признаки стрессового состояния

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс

дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые

отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и

благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо

и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает

качество жизни для большого числа трудящихся.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и

деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Организационные факторы

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые

вызывают стресс:

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое

следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или

необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом

случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а

также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может

вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы,

соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство

относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации

и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют

противоречивые требования. Например, продавец может получить задание

немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят

разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки

товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа

единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые

указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха

максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела

технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между

нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой

ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому

что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования

руководства - с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в

том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не

будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь

правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать,

как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более

интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены

физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако

взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что кажется

интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно

другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий,

например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или

чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и

ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и

необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать

стресс.

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на

возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы

достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны

научиться справляться со стрессом в самих себе.

Личностные факторы

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные

вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и

благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка,

успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и

другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы,

института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь,

творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного

результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как

положительные, так и отрицательные ситуации.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть.

Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически

обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие

ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные

случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще

ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных

решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места

жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный

дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности,

которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых

жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем

в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.

Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно

подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их

негативное воздействие на организм.

6. Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности

наступления подобных ситуаций.

7. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не

возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы

ее смягчения.

8. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не

принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до

того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого

события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения

- ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество

материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное

решение.

9. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны

решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

10. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения

сложных ситуаций - это одно из главных условий активной

сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не

впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки,

покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в

ситуацию, вызывающую стресс.

11. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и

негативные, - неотъемлемая часть жизни.

12. Помните, что стрессовыми ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто

умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ

подготовки борьбы с ними.

13. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона

против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных

организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для

развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для

самостоятельного овладения стрессом.

14. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы

надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в

себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

15. Преодолеть стрессовые ситуации могут помочь некоторые социальные

институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей,

консультации для молодых супругов и т.д.

16. Анализ процесса реагирования

17. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ

процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный

механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных

этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная

стадия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным

воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости

организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией

адаптационных возможностей; стадия “истощения”, которой соответствует

стойкое снижение резервов организма. При анализе достаточно сложных

жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с

необходимостью обогащается психологическим содержанием. Развернутый

процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен

спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным

проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности

каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых

реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими

особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что

экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние

на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было

бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении

условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к

дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь

неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой

этиологии” — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические

расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для

различных современных видов производства и управленческой деятельности. В

этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости

человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических

состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ

поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники,

инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими

выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчивых к

стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным

поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще

наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению

цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность,

экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство

постоянной нехватки времени и повышенной активности”. Платой за это

является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные

социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность работой,

снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров —

акцентируют внимание на необходимости изучения состояний психологического

стресса, ставших одной из характерных особенностей современной жизни.

Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса

профилактических мер, направленных на исключение или максимальное

ограничение причин возникновения стресса.

Адаптация к стрессу

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные

системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают

устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции,

обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся

условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при

взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации

включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и

поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс

адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда”

возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового

гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной

эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку

организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии,

их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен

осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку.

Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в

процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в

ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая

адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности

целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”),

подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении

картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие

потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей

является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного

процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс

установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе

осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс)

позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать

связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие

максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с

собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического

гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

. оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

. установление адекватного соответствия между психическими и

физиологическими характеристиками.

Стадии стресса

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного

учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии

стресса как процесса:

1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного

процесса.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность,

которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы

человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных

было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении,

тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь

квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

. стресс — состояние организма, его возникновение предполагает

взаимодействие между организмом и средой;

. стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно

требует для своего возникновения восприятия угрозы;

. явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция

недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то

его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным

причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора

личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень

эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между

условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся.

Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в

силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям

эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность

психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения

актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей

является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

— ощущение неопределенной угрозы;

— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

— неопределенное беспокойство,

Представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического

стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое

представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее

биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую

с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой

активности, изменение характера поведения или включение механизмов

интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать

активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных

поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами

поведения.

В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не

реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а

в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный

фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность

тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную

значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации,

препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению

поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким

образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и

поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет

существенный элемент процесса психической адаптации:

1. ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка

угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный

душевный дискомфорт;

2. гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные

стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3. собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда.

Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак:

невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее

возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в

результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4. страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя

объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у

субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить

определенными действиями;

5. ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание

интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению

о невозможности предотвращения грядущего события;

6. тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация

достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности

исчезает.

При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно

наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена

происходит постепенно.

Для изучения тревоги набиралась группа испытуемых-добровольцев, у

которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо.

Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства используемых, что

наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при

низком (I) и высоком (II) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б)

возрасте.

| |Эффективная |Неустойчивая |Стойкие |

| |адаптация |адаптация |нарушения |

| | | |адаптации |

| |Адаптивность при низком уровне тревоги (I) |

|Испытуемые |54% |36% |10% |

|зрелого возраста| | | |

|Испытуемые |73% |24% |3% |

|юно-шеского | | | |

|возраста | | | |

| |Адаптивность при высоком уровне тревоги (II) |

|Испытуемые |4% |44% |52% |

|зрелого возраста| | | |

|Испытуемые |19% |38% |41% |

|юно-шеского | | | |

|возраста | | | |

Таким образом, мы видим, что молодёжь более адаптивна и менее

подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из

этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-

психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от

предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно

переносятся стрессовые ситуации.

Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о

том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в

течение своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего

адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой

ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный

бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические

изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно

тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но

успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий

старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить,

если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух

взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация

поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из

нее.

2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря

переориентации личности.

Существует несколько типов защит, которые используются

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты