Рефераты

Типы характеров и их акцентуация

Типы характеров и их акцентуация

Голицынский военный институт ФПС РФ

кафедра психологии и педагогики

Факультет заочного обучения

отделение психологии

Реферат студентки 3 курса Котовой Елены Михайловны.

Тема : “Типы характеров и их акцентуация”.

Научный руководитель:

Подполковник Скиба В.В.

Голицыно – 2001 год

План.

Введение.

1. Понятие “характер”. Характериология – учение о характере.

2.Типология характеров.

3. Основные типы акцентуаций характеров.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В реферате на тему “Типы характеров и их акцентуация” рассмотрены

такие вопросы, как: что представляет собой понятие “характер”, какое учение

занимается проблемами происхождения характера , рассмотрены типы характеров

и их акцентуация.

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 3

вопроса и заключения. В первом вопросе раскрывается понятие “характер”,

как в характерологии объясняется происхождение различных черт и типов

характера человека. Во втором вопросе раскрываются типы характера. В

третьем вопросе рассмотрены основные типы акцентуаций характеров.

В заключении сделаны выводы.

Понятие характер. Характериология – учение о характере.

Слово “характер” общеупотребительно. Когда же его употребляют?

Во-первых, когда хотят оценить поведение человека. Во-вторых, когда речь

идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о

постоянных, привычных для него формах поведения. В-третьих, когда речь идет

о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение

к миру.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих

отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в

деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека

специфический, характерный для него оттенок.

Учение о характере называется характерология. Она имеет длительную

историю своего развития. Главными проблемами характерологии на протяжении

веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям

с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как

характер является прижизненным образованием личности, большинство

существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними,

опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения

человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные

способы предсказания судьбы и характера человека получили название -

гороскопов. Все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной

период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых

присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается

через призму различных свойств этого символа.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем.

В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития.

Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени

человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны,

максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдается в первые

месяцы жизни, с другой - в это же время самой гаммой звуков, которую

наблюдает ребенок, является его собственное имя. Младенец не подражает

услышанным звукам, а подражает озвученной мимике. В результате у ребенка

рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех группах мышц -

мимических, артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в произнесение

имени. Обмен веществ в мышцах, где возникает импульс, ускоряется на фоне и

без того стремительного роста. В конце концов эти маленькие, но заметные в

своем влиянии на строение мышц лица мимические мышцы окажутся акцентировано

развитыми. Именно поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга.

Подобным образом формируется и характер.

Большое влияние на развитие характерологии оказала физиогномика -

учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к

определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть

установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и

Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности

черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер,

как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Например, по

Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими

ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы

тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у

львов и кабанов, - храбрость.

Но самым важным показателем характера считались глаза человека.

Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются

признаком глупости. Л.Н. Толстой различал, например, хитрые глаза,

лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал:

“Есть люди, у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть

люди, у которых рот смеются без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и

оба эти смеха неприятны”.[Общая психология \ Рогов Е.И. – М.: Гуманит. Изд.

ВЛАДОС, 1998 г., С – 396]

Знаменитую и богатую историю в характерологии имеет хиромантия.

Хиромантия- система предсказаний черт характера человека и его судьбы по

кожному рельефу ладоней. В своих истоках хиромантия тесно связана с

астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во

внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и

планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию,

однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с

наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания -

дерматоглифики. Было показано, что формирование рисунка ладоней каждого

человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного

развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или

хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать

скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она

может поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии,

ярким представителем которого был Э. Кречмер. Кречмер рассматривал характер

в связи со строением тела как психическую конституцию человека,

соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном

счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не

располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что

характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и

т.д.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно

получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и

действия, выполнение которых становится в определенных условиях

потребностью называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь,

становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение

человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других

людей.

Итак, в психологии понятие характер ( от греч. charakter -”печать”,

“чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей

личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении,

обуславливая типичные для нее способы поведения.

2. Типология характеров.

Попытки построения типологии характера неоднократно предпринимались на

протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из

них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким

психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку

предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм,

А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные

из них такие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на

протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее

устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не

являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие

выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть

разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа

строения тела и конституции человека: астенический, атлетический и

пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера.

1. Атлетический тип характеризует небольшая толщина тела в профиль при

среднем или выше среднего росте. Астеник – обычно худой или тонкий

человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на

самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие

руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой

мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.

2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура.

Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами,

мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается развитыми внутренними полостями тела,

склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном

аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между

плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти

подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики,

определенным образом коррелирует со склонностью к психическим

заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего

болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим

заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой “карикатуры

определенных нормальных типов личности” [Немов Р.С. Психология , М:1998.

– С. – 408]. Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим

особенностям напоминает шизофренников, Кречмер назвал ”шизотимным”; тех,

кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, -

“циклотимиками”. “Шизотимикам” свойственны такие черты характера, как

аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным

размышлениям и отчуждениям, холодность, эгоистичность и властность,

сухость и отсутствие эмоций. “Циклотимики” описываются им как люди,

обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью,

энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она

содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии

действительно обнаружилось, что люди с определенными типом строения тела

имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями

соответствующих черт поведения.

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых

отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего

обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода

психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к

другим.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе

не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой,

предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых

аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических

нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и

эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как

избирательная чувствительность к определенного рода психогенным

факторам, так и особенностям клинической картины.

При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут

играть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора

(шизоидная и сенситивная акцентуации в отношении вялотекущей шизофрении,

циклоидная — в отношении маниакально-депрессивного и шизоаффективного

психозов).

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации

характера — явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним

вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт

определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от

близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников

позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа

не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации.

Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В

подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при

действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего

сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в

поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно

выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним,

а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты

определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже

при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном

ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление о

типе характера. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под

влиянием ситуаций и травм, которые предъявляют повышенные требования к

“месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факторы иного рода, даже

тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не

выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило,

не приводит к заметной социальной дезадаптации.

3. Основные типы акцентуаций характера.

Одна из классификаций принадлежит известному отечественному психиатру

А.Е.Л ичко. Эта классификация построена на основе наблюдений за

подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном

на описаниях этих акцентуаций.

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных

черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы

отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются

в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор

классификации так: “При действии психогенных факторов, адресующихся к

“месту наименьшего сопротивления” могут наступать временные нарушения

адаптации, отклонения в поведении” [ Немов Р.С. Психология , М:1998. – С.

– 409]

Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства

отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной

самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни

застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства

дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками.

Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие

способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за

неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом

возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое

настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим

внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией,

всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка

солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными

противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную

энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на

поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и

независимость. Со взрослыми – родителями и педагогами – уних нередко

возникают конфликты. Крайне бурно реагируют на повседневную опеку,

наставления и нравоучения; плохо переносят жесткую дисциплину и строго

регламентированный режим. Но в необычных ситуациях не теряются, проявляют

находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам

представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя

проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.

Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят

одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к

формальному, а к фактическому—роли вожака и заводилы. При общительности в

выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной

компании. Любят риск и авантюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо

привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое

до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой,

требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда;

аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах,

легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое

будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но

неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат

с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому

возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная

девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не

обнаруживается.

Свои способности и возможности обычно переоценивают. Хотя большинство

особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не

скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем

есть на самом деле.

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее

фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные

патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое

поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может

быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому

и гипертимно-истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых

травм может сформироваться гипертимно-эксплозивный тип психопатии.

Гипертимный тип акцентуации встречается как нередкий преморбидный фон при

маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят

впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может

возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с

фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется

— сначала дни, потом 1—2 недели, с возрастом они могут удлиняться или,

наоборот, сглаживаться.

В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из

рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует больших усилий.

Труднее становится учиться. Общество окружающих людей начинает тяготить,

компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность. Подростки

в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи,

нередкие в этот период из-за падения работоспособности, переживаются

тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью,

но в глубине души впадают в еще большее уныние. Больше жалуются на скуку.

Однако, если в эти дни выпадают серьезные нарекания или большие неудачи,

особенно если они унижают самолюбие, легко могут возникнуть мысли о

собственном безволии, неполноценности, никчемности и быть спровоцированы

острые аффективные реакции с суицидными попытками.

Аппетит снижается. Даже любимые кушанья не доставляют прежнего

удовольствия. Бессонницы у подростков обычно не бывает. Иногда жалуются на

то, что стало трудно уснуть и почти всегда на вялость и разбитость по

утрам.

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в

глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание

везде и всюду острить.

Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта “хороших” и

“плохих” периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень

неточной.

Лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации,

промежуточную между типичными циклоидами и лабильными подростками. Фазы

здесь очень коротки — один — два дня. В “плохие” дни дурное настроение

обычно не сочетается с упадком сил или неудовлетворительным самочувствием.

В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные

соответствующими событиями или известиями. Но в отличие от описываемого

далее лабильного типа акцентуации нет чрезмерной эмоциональной

реактивности, постоянной готовности настроения круто меняться от

незначительных причин.

Циклоидной психопатии не существует. При резко выраженной

циклоидности возникает циклотимия, которую правомерно рассматривать как

легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация

может быть фоном для развития как этого, так и шизоаффективного психозов.

Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников или

обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в

подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется

слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для

окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд

случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа

без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная

беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но

малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и

даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят

о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть-то готовые

навернуться на глаза слезы, то радостную улыбку.

От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и

аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и

будущее - то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и

безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то

сплошь состоящим из неудач и несправедливостей. Повседневное окружение то

кажется милым и интересным, то безобразным и скучным.

Таких подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к

тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности

сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты

переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают

дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить,

отвлечь, при нападках — защитить, а в минуты подъема разделить радость и

веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, смену

обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в них не поле

деятельности, а только новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам

внимания, благодарности, похвалам и поощрениям, которые доставляют

искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.

Тяга к группированию со сверстниками целиком зависит от настроения. В

хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общения. В группе

сверстников на роль вожака не претендуют, охотно довольствуясь положением

опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются

информативно-коммуникативным типом, иногда художественной

самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно

привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций

при перепадах настроения).

Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким подросткам сразу

чувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя,

кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля

недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает

незамедлительно и без попыток его утаить.

Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить

черты своего характера.

“Слабым звеном” данного типа является отвержение со стороны

эмоционально значимых лиц, утрата близких, разлука с ними.

Акцентуация, по лабильному типу часто сочетается с гармоничным

психофизическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью и

склонностью к аллергическим заболеваниям. Этот тип акцентуации служит

почвой для острых аффективных реакций, неврозов, особенно неврастении,

реактивной депрессии и для психопатических развитий.

Астеноневротический тип. С детства нередко выявляются признаки

невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость,

иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях

детство проходит благополучно, и первые признаки астеноневротической

акцентуации возникают только в подростковом возрасте.

Главными чертами являются утомляемость, раздражительность,

мнительность и капризность. Утомляемость особенно проявляется при

умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях,

например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным

аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу.

Раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавших под руку, легко

сменяется раскаянием и слезами. Такие подростки внимательно прислушиваются

к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель,

подвергаются врачебным обследованиям.

Подростковые нарушения поведения типа алкоголизации этому типу не

свойственны. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают

и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Самооценка обычно

прежде всего отражает заботу о здоровье.

Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых

аффективных реакций, реактивных дегрессий, ипохондрических развитий. Срывы

часто возникают тогда, когда подросток осознает нереальность надежд и

желаний. Тяжелые болезни у близких и знакомых усиливают ипохондричность.

Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты,

сторонятся животных, боятся остаться одни, быть запертыми дома. Сторонятся

бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и

застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к легкому

общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о

замкнутости и отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети

достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с

малышами, чувствуя себя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким

бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются

послушанием. Слывут “домашними детьми”. Школа их пугает шумом, возней и

драками на переменах. Учатся обычно старательно. Страшатся всякого рода

контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски.

Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к новому классу и даже страдая от

преследований со стороны некоторых одноклассников; крайне неохотно

переходят в другой.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений.

Трудности начинаются в старшем подростковом возрасте, с момента вступления

в самостоятельную жизнь. Тогда выступают две главные черты этого типа:

чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе

видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и

волевых качеств. К родным сохраняется детская привязанность. Опеке близких

охотно подчиняются. Упреки и наказания с их стороны вызывают слезы и

отчаяние. Рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерные

моральные требования к себе и окружающим.

Выраженной бывает реакция гиперкомпенсации. Ищут утверждения себя не

там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где

чувствуют свою слабость. Робкие и стеснительные натягивают на себя личину

веселости, развязности, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро

пасуют. При доверительном контакте за спавшей маской “все нипочем”

открывается жизнь, полная самобичеваний, тонкая чувствительность и

непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное сочувствие может

сменить браваду на бурно хлынувшие слезы.

От сверстников не отгораживаются, стремятся к ним, но в выборе друзей

разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близкого друга предпочитают шумной

компании. Увлечения сенситивных подростков бывают двоякого рода. Одни носят

интеллектуально-эстетический характер (искусство, музыка, рисование,

домашние цветы, певчие птицы, и т.п.), причем удовольствие доставляет сам

процесс этих занятий; к особо высоким результатам вовсе не стремятся, даже

свои реальные успехи оценивают весьма скромно. Другой род увлечений

обусловлен реакцией гиперкомпенсации. Здесь важен достигаемый результат и

признание со стороны. Мальчики пытаются преодолеть “слабоволие” занятиями

силовыми видами спорта (борьба, атлетическая гимнастика и т. п.), а робость

и застенчивость стараются побороть, устремляясь на общественные посты, где

обычно тщательно выполняют формальную часть порученной функции, оставляя

фактическое лидерство другим.

В силу гиперкомпенсации признания в любви могут быть столь решительными

и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь утверждает в

мыслях о своей неполноценности. Могут возникнуть суицидные намерения.

Сенситивные юноши обычно не курят. В алкогольном опьянении вместо эйфории

нередко можно наблюдать депрессивные переживания.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться

не любят и не умеют. Отказ отвечать предпочитают неправде.

Ударом по “слабому звену” обычно оказывается ситуация, где подросток

становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или

подозрений в неблаговидных поступках, когда на репутацию падает тень, или

когда подросток подвергается несправедливым обвинениям.

Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффективных реакций

интрапунитивного типа, фобического невроза, реактивных депрессий,

эндореактивных психозов. По-видимому, сенситивная акцентуация сопряжена с

более высоким риском заболевания прогредиентной шизофренией.

Психастенический тип. В детстве, наряду с некоторой робостью и

пугливостью, рано проявляется моторная неловкость, склонность, к

рассуждательству и не по возрасту “интеллектуальные” интересы. Иногда уже в

детском возрасте начинаются фобии, т. е. боязнь незнакомых людей и новых

предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью.

Критическим периодом, когда психастенические черты начинают раскрываться

во всей полноте, обычно бывают первые классы школы, когда безмятежное

детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности.

Необходимость отвечать за себя и особенно за других представляет один из

самых чувствительных ударов для психастенической натуры.

В пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает.

Декомпенсации могут наступать в моменты предъявления высоких требований к

чувству ответственности (например, во время экзаменов).

Главными чертами психастенического типа являются нерешительность,

склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность в виде

опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к самоанализу,

самокопанию и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений,

действий, ритуалов, представлений, мыслей. Опасения адресуются к

возможному, даже к маловероятному, в будущем: как бы не случилось чего-

нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к

которым они обнаруживают чрезвычайно сильную привязанность. Невзгоды, уже

случившиеся, пугают их гораздо меньше. Мальчикам бывает особенно

свойственна тревога за мать: как бы она не заболела и не умерла, не попала

бы под транспорт и т. п. Если мать опаздывает, где-то без предупреждения

задержалась, такой подросток не находит себе места.

Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся выдуманные приметы и

ритуалы. Например, выходя из дома, переступать порог только левой ногой, на

контрольные и экзамены надевать одну и ту же “счастливую” рубашку и т.п.

Другой защитой является специально выработанные педантизм и формализм,

которые питаются мыслью, что если все заранее предусмотреть и не уклоняться

от намеченного плана, то ничего плохого не случится.

Нерешительность особенно проявляется в долгих и мучительных колебаниях,

когда надо сделать самостоятельный выбор. Однако уже принятое решение

должно быть немедленно исполнено, при этом вдруг обнаруживается

поразительная нетерпеливость. У психастенических подростков приходится

видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и

неуверенности. Она проявляется неожиданными самоуверенными и

безапелляционными высказываниями, утрированной решимостью и

скоропалительностью действий в моменты, когда как раз требуется

осмотрительность и осторожность. Постигающие при этом неудачи еще более

усиливают нерешительность и сомнения.

Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего. Все ручные навыки и

занятия спортом даются плохо. Исключение составляют лишь те виды спорта,

при занятиях которыми нагрузка падает на ноги (бег, прыжки, лыжи,

велосипед). В этих видах иногда достигаются лучшие результаты.

Подростковая реакция эмансипации выражена слабо и нередко замещена

патологической привязанностью, к кому-либо из близких. Тяга к сверстникам

проявляется в робких формах. Увлечения, как правило, ограничиваются

интеллектуально-эстетическими хобби. Сексуальное развитие зачастую

опережает общее физическое. Подростковые нарушения поведения

(делинквентность, побеги из дома, алкоголизация) психастеникам не присущи.

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты