Рефераты

Юридическая психология (лекции-шпора)

совершенных очень часто без очевидцев, которые могли бы дать связную

картину события. Чем подробнее «видит» следователь внутренним зрением

картину убийства, тем более правильными будут выдвинутые им на основании

этого «внутреннего видения» версии. О роли интуиции в процессе мыслительной

деятельности следователя Гранат и Ратинов пишут: «Следственная интуиция –

это основанная на опыте и знаниях интеллектуальная способность быстро

непосредственно находить решение творческой задачи при ограниченном

исходном материале. Она играет положительную роль в отыскании истины,

собирании доказательств, наиболее эффективных приемов расследования»*. При

осмотре места происшествия нельзя ограничиваться поиском следов,

соответствующих версии следователя, поскольку она может быть неверной.

Нужно исследователь любой обнаруженный факт, явление с разных точек зрения,

подвергать сомнению наблюдаемые признаки. Все это необходимо не только

потому, что первая выдвинутая следователем версия, его модель события могут

оказаться ошибочными. Нельзя сбрасывать со счетов возможность инсценировки,

подготовленной преступником на месте происшествия. А.Р. Ратинов в связи с

этим отмечает: «Значение места происшествия как источника сведений о

событии и его участниках понимают многие преступники, и потому нередко в

следственной практике приходится иметь дело с различными инсценировками на

месте происшествия. Искажая картину события, создавая фиктивную обстановку

и фабрикуя отдельные доказательства, преступник стремится направить

следствие по ложному пути»*. В ходе проверки версии может обнаружиться

несостоятельность первоначальной версии. Это приводит к двум существенным с

психологической точки зрения последствиям. Прежде всего ведутся поиски

недостающих данных. Бывают случаи, когда новой информации не поступает и

вместе с тем есть основание думать, что решение задачи находится внутри

данной совокупности фактов. В таких случаях созданную ранее систему

обстоятельств необходимо «расчленить» снова на отдельные элементы и еще раз

пересмотреть каждый из этих элементов по другим, не отраженным ранее

признакам и связям. В этом проявляется основное свойство мышления –

открывать новые признаки объекта через включение его в новые связи. В новых

связях те же предметы, как известно, выступают в новом качестве. На основе

этого анализа возникает новая система обстоятельств, а вместе с нею и новые

версии. К. сознался в убийстве С. В.Л. Васильев пишет, что для успешного

осмотра места происшествия рекомендуется решать следующие три задачи именно

в той последовательности, в которой они будут изложены. Задача первая –

собрать всю информацию, кот-ая может иметь отношение к расследуемому

событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под

влиянием только одной версии. Вторая задача – проанализировать собранную

информацию и на этой основе попытаться создать версии, которые бы объясняли

происшедшее событие. Задача третья заключается в сопоставлении каждой

выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. В ходе такого

сопоставления должны быть объективно отмечены все противоречия. Если при

решении второй задачи нет возможности выдвинуть хотя бы одну достаточно

обоснованную версию, следует признать, что следователь поторопился, и

вернуться к решению первой задачи (сбору информации). Если же при проверке

каждой выдвинутой версии выявляются противоречия, необходимо вернуться

вновь к решению сначала первой, а затем второй задачи*. Осмотр места

происшествия позволяет получить сведения не только о событиях преступления,

но и о многих особенностях личности преступника (физических, биологических,

психологических). Преступление как один из видов сознательной

целенаправленной деятельности человека отражает многие особенности личности

правонарушителя, поэтому при совершении преступления «доказательства

возникают неизбежно, а сам процесс их возникновения носит закономерный

характер»*. Между результатом преступных действий и личностью

правонарушителя прослеживается объективно существующая связь. Она может

проявляться в виде и способе совершенного преступления, в определенных

материальных изменениях обстановки места происшествия.

На основе анализа обстановки места происшествия рассмотрим возможности

определения особенностей личности преступника. Так, информация, получаемая

при осмотре места происшествия, во многих случаях позволяет с большой долей

вероятности судить о поле преступника. Известно, что некоторые виды

преступлений являются в большинстве случаев «мужскими» (например,

изнасилование, убийство с изнасилованием) либо «женскими» (убийство

новорожденных, некоторые виды мошенничества). На пол преступника при

проведении осмотра может ориентировать и способ совершения преступления.

Так, взлом дверей, сейфа, его перемещение, проломы стен, потолков, полов в

жилых помещениях требуют мужской силы. Установление при осмотре места

происшествия таких обстоятельств дает основание полагать, что преступник –

мужчина. Если же преступник не отличался физической силой, не применял

инструментов и орудий, используемых преимущественно в мужских профессиях

(слесарь, механик, электрик и т. д.), это дает в определенной степени

возможность предположить, что преступление совершено женщиной. На пол

преступника могут указывать и характерные следы и предметы, оставленные на

месте происшествия: следы губной помады на окурках, одежде, посуде,

шпильки, заколки и другие предметы женского туалета; портсигар, трубка,

зажигалка, мундштук для сигарет и прочие вещи, обычно принадлежащие

мужчинам. Место происшествия может содержать и отдельные данные о возрасте

преступника. Чаще всего они позволяют определить, взрослыми или

несовершеннолетними правонарушителями совершено преступление.

Психологические особенности личности взрослого человека и

несовершеннолетнего зачастую различны. Анализ следственной практики

показывает, что если взрослые преступники при кражах похищают обычно в

первую очередь деньги, самые дорогие и дефицитные веши (драгоценности,

хрусталь, ковры и т. п.), то интересы несовершеннолетних в первую очередь

направлены на сладости, спиртные напитки, спортивные и фототовары, часы и

т. д. При этом их действия не являются в достаточной степени

целенаправленными, иногда сопровождаются элементами озорства. По некот-м

следам и предметам можно судить о возрасте преступника и более однозначно

(следы рук, ног небольшого размера, следы зубов на продуктах, личные вещи

подростков, обнаруженные на месте происшествия: одежда, обувь, учебники,

письменно-школьные принадлежности и т. п.). Осмотр места происшествия может

дать определенную информацию о профессии, профессиональных навыках, знаниях

и умениях преступников, так как последние часто реализуются в способе

совершения преступления (например, слесарь может взломать сейф,

электромонтер – отключить охранную сигнализацию и т. п.). Проводимый в

процессе осмотра места происшествия психологический анализ позволяет

сделать вывод о мотиве совершенного преступления. В большинстве случае

мотив определяется характером преступления (например, совершение лицом

хищения, кражи, как правило, свидетельствует о наличии корыстного мотива и

т. д.). В преступлении могут найти отражение черты характера (жадность,

злобность, агрессивность, жестокость и пр.), волевые качества преступника

(осторожность, смелость, трусость, решительность и т. п.). К примеру,

дерзкие, смелые, решительные преступники чаще всего рассчитывают на

неожиданность, внезапность, применение физического насилия. Обстановка

места происшествия иногда способна отразить и определенные психологические,

в частности эмоциональные, состояния, испытываемые субъектом в момент

совершения им преступления. Если преступник точно выбрал время кражи,

действовал продуманно и последовательно, взял наиболее ценные вещи,

позаботился об уничтожении следов, от начала до конца преступления вел себя

предусмотрительно (не нарушил обстановки квартиры, погасил свет, запер за

собой дверь и т. п.), то это позволяет предположить, что он человек

хладнокровный, расчетливый, осмотрительный.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЫСКА.

В психологическом аспекте обыск является сложным и специфическим

следственным действием, одним из доминирующих элементов которого является

принуждение по отношению к обыскиваемому. В ходе обыска следователь и

другие участвующие в нем должностные лица осматривают и исследуют жилище,

различные постройки, участки местности, одежду и даже тело человека с целью

обнаружения информации, необходимой для расследования преступления. Для

обыска характерна противоположность целей следователя и других участников

обыска, с одной стороны, и обыскиваемого – с другой. Принудительный

характер обыска и противоречие целей у лиц, принимающих в нем участие,

обусловливают конфликтную ситуацию. Обыск как следственное действие носит

ярко выраженный поисковый характер. Следователю, работникам милиции

необходимо найти орудия преступления, предметы и ценности, как правило

спрятанные, укрытые обвиняемым. Следователь при проведении обыска

располагает обычно весьма ограниченными, неполными данными об условиях его

производства, объектах, подлежащих изъятию, местах их нахождения. Эти

факторы оказывают отрицательное воздействие на получение следователем

информации о местонахождении спрятанных предметов. Проведение обыска

предполагает проявление следователем разнообразных психологических качеств,

свойств, профессиональных знаний, умений и навыков. Он может и должен

использовать факторы, которые способствуют успеху обыска. К ним относятся:

подготовка к производству обыска; целенаправленное наблюдение и правильный

анализ обстановки на месте производства обыска, наблюдение за поведением

обыскиваемого и т. д. Положительные или отрицательные результаты обыска

очень часто зависят от надлежащей подготовки к этому следственному

действию. Хорошая подготовка обыска обеспечивает своевременное начало этого

действия, планомерность его проведения, уверенность в успехе, кот-ая

возникает у его участников. Плохая подготовка может привести к случайным,

бессистемным поискам, нескоординированности действий обыскивающих и в

конечном счете к чувству неуверенности в успехе. В.Л. Васильев пишет, что в

ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется получить ответы на

следующие вопросы. 1. Что следует искать. Как выглядят разыскиваемые

предметы (форма, цвет, запах и т. д.). 2. Что представляет собой объект,

подлежащий обыску: площадь объекта, рельеф объекта, его планировка,

количество помещений, количество дверей и окон и их расположение, мебель и

ее расположение и т. д. 3. Кто, кроме обыскиваемого, может находиться на

объекте в момент обыска. 4. Каково освещение объекта обыска: искусственное

и естественное. 5. Имеется ли на объекте телефон или другие средства связи

(рация, звонок, селектор и т. п.). 6. Где могут находиться искомые

предметы. 7. Кто будет производить обыск. 8. Какие технические средства и

другие материалы следует взять с собой. 9. Когда наиболее удобно начать

обыск. 10. Сколько времени может он продлиться. 11. Следует составить планы

обыскиваемого объекта и порядка производства обыска в нем с четким

распределением функций для каждого должностного лица. 12. Заранее подумать

о выборе понятых. 13. Предусмотреть способы связи со следственным

подразделением (телефон, радио, селектор). Чем подробнее следователь

ответит на указанные выше вопросы до обыска, тем меньше неожиданностей

будет его подстерегать в момент производства обыска и тем больше шансов на

успех при его проведении*.Успешное осуществление обыска в значительной мере

зависит от проявления следователем организаторских качеств. В

организационном аспекте обыск представляет сложное многоэтапное действие

требующее, как уже было сказано, подготовки и планирования, согласованных

действий между всеми его участниками. Вся организационная работа обычно

ложится на следователя. Он должен обеспечить четкость, последовательность и

эффективность как своих действий, так и действий других участников обыска.

Следователь, в частности выбирает время обыска, подбирает участников

следственного действия, готовит необходимые научно-технические средства,

приглашает в случае необходимости специалистов, организует предварительное

изучение личности обыскиваемых, определяет более рациональную тактику

обыска и т. д. Одним из основных способов получения информации при обыске

является наблюдение и анализ его результатов. Особенно много информации

может дать наблюдение за поведением обыскиваемого. Для получения наиболее

полных и достоверных результатов такого наблюдения надо знать основные

психологические закономерности поведения в конфликтной ситуации обыска. Во-

первых, находясь в такой ситуации, обыскиваемый прогнозирует свое будущее в

зависимости от результатов обыска. Это обстоятельство, как правило,

приводит обыскиваемого в состояние сильного эмоционального возбуждения,

которое он обычно стремится скрыть. Во-вторых, приближение обыскивающего к

месту хранения искомых предметов приводит к акцентированию в мозгу

обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событием преступления и его

последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться на поведении

обыскиваемого, так же как и удаление обыскивающего от «опасного места».

Наблюдать при этом рекомендуется за микродвижением рук и ног, мимикой лица,

изменением голоса, цветом кожных покровов, потоотделением и т. д. лица,

которое подвергается обыску. Помимо обыскиваемых предметов и объектов,

наблюдение может охватывать поведение животных и птиц, которые нередко

указывают на присутствие скрывающегося человека или местонахождение

спрятанных вещей. Известно, что многие из домашних животных проявляют

беспокойство в близком соседстве от трупа, собаки возбужденно ведут себя,

когда на их территории находится посторонний человек и т. д. Касаясь лиц,

производящих обыск, следует иметь в виду, что со стороны заметней многие

промахи и упущения человека, увлеченного определенной работой. Это

объясняется тем, что самоконтроль как психическое действие является задачей

более трудной, чем контроль за деятельностью другого лица. Поэтому очень

желательно при обыске иметь стороннего наблюдателя, кот-й фиксировал бы

промахи ищущего и незаметно указывал на них, например, подойдя к

обыскивающему, незаметно, заранее обусловленным способом, обратил бы

внимание на предмет, кот-й нуждается в дополнительной проверке (выдвинуть

ящик, открыть дверцу и т. п.). Эффективность обыска связана с наличием у

следователя целенаправленности и устойчивости внимания. Под вниманием в

психологии понимается направленность сознания на определенные объекты,

имеющие для личности значимость. Внимание в ходе обыска носит произвольный,

волевой характер, поскольку следователь использует его для достижения

намеченных целей, предпринимает определенные усилия для его сохранения,

сосредоточения, чтобы не отвлекаться на иные посторонние раздражители.

Существуют известные трудности длительного сохранения устойчивости

внимания. Однообразный характер поисковой работы, наличие отвлекающих

факторов приводят к постепенному накоплению усталости, к рассредоточению

внимания. Поэтому в случае длительности и трудоемкости обыска целесообразно

через определенные периоды времени устраивать короткие перерывы. Важно,

однако, в процессе обыска не отвлекаться, следовать намеченному плану.

Желательно, чтобы участники обыска время от времени меняли характер

поисковой работы (например, следователь после осмотра личной переписки

обвиняемого переходил к поискам возможных тайников среди предметов мебели и

т. п.). Лица, производящие обыск, должны учитывать, что при изготовлении

тайников и различных хранилищ преступники в некоторых случаях учитывают

целый ряд факторов психологического характера. К ним можно отнести

следующие: 1) расчет на появление фактора утомления и автоматизма. Так,

искомый документ часто кладут в книгу, находящуюся в середине книжной

полки. Расчет при этом основывается на том, что книги будут осматриваться с

того или другого края полки, а к середине полки уже появятся определенный

автоматизм, утомление, при которых следователь не будет перелистывать

каждую страницу; 2) расчет на брезгливость (закапывают предметы в навоз,

спускают в отхожее место и т.д.); 3) расчет на проявление такта и других

благородных побуждений со стороны следователя (сокрытие объектов в кровати

тяжелобольного, в кровати маленького ребенка, в могиле близких

родственников и т. д.); 4) нарочитая небрежность сокрытия предмета

(оставление его на виду); 5) отвлечение внимания изготовлением тайников-

двойников. Расчет на то, что при обнаружении первого пустого тайника

остальные такие же тайники осматриваться не будут; 6) расчет на организацию

конфликта во время обыска с целью отвлечения внимания для перепрятывания

искомого объекта. Предварительный сбор всей перечисленной информации,

тщательный анализ ее позволяют следователю успешно решить первую часть

задачи по производству обыска – мысленно разгадать действия

обыскиваемого*.. Для осуществления обыска необходимо привлекать и

специалистов, которые лучше знают сущность каждой вещи, ее назначение,

могут уловить имеющиеся отклонения от предназначения вещи, выявить ее

особенности. Так, в литературе приводится пример обыска, когда удалось

обнаружить тайник благодаря тому, что для участия в обыске были приглашены

столяр, строитель и сантехник. Восприятие объектов следователем дополнялось

восприятием этих объектов специалистами, которые помогали восстанавливать,

как давно и с какой целью производился тот или иной ремонт, устанавливали

действительное соотношение частей объектов и т. д. Для проведения обыска

желательно устанавливать освещение, создающее лучшие условия для восприятия

обстановки, чем то, каким обычно пользуется лицо, в квартире которого

производится обыск. Это позволяет обнаружить признаки и следы, которых при

обычном освещении, пряча объект, не видел обыскиваемый. Мы уже отмечали,

что на внимании следователя отрицательно сказывается его утомление. Когда

обыск носит длительный характер и сопряжен со значительной физической

нагрузкой, необходимо устраивать перерывы для отдыха. Следует иметь в виду,

что преступники нередко специально строят расчеты на утомление следователя.

В практике был случай, когда по одному делу производился обыск в комнате,

все стены которой были от пола до потолка устланы стеллажами с книгами.

Следователь искал могущие изобличить хозяина квартиры документы. После

длительных поисков, проверки каждой из нескольких тысяч книг документы были

найдены. Они оказались заклеенными в переплеты двух книг, стоящих посредине

третьей полки сверху и второй полки снизу. На допросе обыскиваемый

объяснил, что, предвидя возможность обыска, он полагал, что следователь

будет просматривать книги в определенному порядке: либо сверху вниз, либо

снизу вверх, либо начнет с тех полок, которые находятся на уровне

протянутой руки, и каждая полка будет проверяться от левого или правого

края. Исходя из этих соображении, он спрятал бумаги в книги, которые

расположил так, что дойдя до них, следователь (по мысли прячущего) не мог

сохранить должного внимания или вообще отказался бы от поисков. При

проведении обыска профессионально необходимыми качествами для следователя

являются выдержка, самообладание, эмоциональная устойчивость. Обыск в

квартире, личный обыск, а тем более задержание затрагивают существенные

права и интересы обыскиваемого, членов его семьи. Возможность обнаружения в

результате обыска орудий преступления, предметов и ценностей, добытых

преступным путем, чревата для обвиняемого задержанием, арестом, суровым

наказанием, увольнением от должности, а для его семьи – возможной

конфискацией имущества, ухудшением материального положения, формированием

отрицательного общественного мнения. Успешное проведение обыска означает

для виновного и его семьи крушение многих жизненно важных планов, вызывает

у обыскиваемых в этой связи значительные переживания. Все это

свидетельствует о том, что обыск во многих случаях происходит в довольно

острой конфликтной ситуации, может сопровождаться напряженностью, сложной

психологической атмосферой, проявлением неприязни, гнева, раздражения,

попыток оскорбления и т. д. Следователь и работники дознания, участвующие в

обыске, также не в состоянии оставаться эмоционально безразличными,

испытывают самые разнообразные чувства и переживания. К ним, в частности,

относятся гнев, возмущение, стремление найти изобличающие виновного

предметы, решимость преодолеть возникающие трудности и т.д. Конфликтные

отношения в результате воздействия следователя и включения обыскиваемых в

деятельность по осмотру отдельных объектов (открытие ящиков и шкафов,

перенос по просьбе следователя белья и т. д.) частично снимаются. В ряде

случаев снятие конфликтных отношений достигается разъяснением цели и

необходимости обыска в связи с определенными прошлыми действиями самого

обыскиваемого. В случае возникновения остроконфликтных ситуаций в процессе

обыска может применяться метод воздействия как внушение в форме приказа,

что даст возможность резко изменить поведение обыскиваемого, вывести

психическое отношение из состояния резкого конфликта. Вторая задача в

деятельности следователя – это установление речевого контакта с

обыскиваемым в процессе обыска. Речевой контакт позволяет решать несколько

задач: осуществлять убеждение, наблюдать за реакциями обыскиваемого,

выяснять взаимосвязь обнаруженных объектов с другими, их значение для

обыскиваемого и т. д. При производстве обыска надо как можно шире включать

обыскиваемого в беседу, практиковать постановку вопросов о назначении тех

или иных предметов и т. д. Его речь свидетельствует о его внутреннем

состоянии, о его отношении к действиям следователя или к отдельным

предметам. Тембр голоса, манера говорить могут скорее выдать действительное

отношение человека, чем другая внешняя реакция. Речевое общение в процессе

производства обыска использовано для разработки специфического приема

воздействия, кот-й был назван словесной разведкой. Суть его в том, что

следователь спрашивает обыскиваемого о расположении помещений, назначении

тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т. п. и при

этом наблюдает за его состоянием, психофизиологическими реакциями. При этом

в действие вступает новый дополнительный раздражитель – словесный, кот-й

еще более усиливает процессы эмоционального возбуждения обыскиваемого,

усложняет возможности контроля за собственным поведением и реакциями.

Словесный раздражитель усиливается, если задаваемые вопросы исходят из

ситуации обыска. Еще большее значение имеет наблюдение за поведенческими

актами обыскиваемого. Такого рода поведенческие акты можно классифицировать

как попытки, во-первых, отвлечь внимание участников обыска от осмотра

определенных участков и предметов; во-вторых, сорвать обыск или

приостановить его; в-третьих, замаскировать или закрыть доступ к каким-либо

участкам помещения, определенным предметам; в-четвертых внушить

представление о нецелесообразности поисков на определенных участках

помещения, о несущественности, незначительности каких-либо объектов

(например, на вопрос следователя: «Что находится в чулане?» – жена

обвиняемого отвечает, что там всякий хлам, что участники обыска зря

потеряют время на осмотр и т. п.). Целеустремленность и волевое поведение

следователя при производстве обыска могут оказаться решающими для

достижения успеха. Здесь нельзя рассчитывать на легкий успех. Не следует

опускать руки при первых неудачах. Нередко искомые предметы удается

обнаружить в самый последний момент. Поэтому важно сохранить «творческий

подъем» до конца обыска. Неверие в успех крайне отрицательно сказывается на

поисковой деятельности. Потеряв надежду, следователь ищет поверхностно, без

энергии, формально. Существенное значение для обеспечения эффективности

обыска имеет и проявление следователем такого волевого качества, как

настойчивость, кот-ая предполагает способность в течение длительного

времени стремиться к достижению поставленной цели, преодолевая возникшие

трудности. Для успешного осуществления обыска важным условием является

проявление следователем бдительности. Сложная психологическая атмосфера

обыска, серьезные неблагоприятные последствия, могущие наступить для

обвиняемого в случае обнаружения у него орудий преступления, предметов и

ценностей, добытых преступным путем, могут подтолкнуть обыскиваемого,

членов его семьи к противодействию, применению различного рода хитростей,

уловок, к провокациям. Отсутствие у следователя необходимой бдительности,

ослабление контроля за поведением обвиняемого, членов его семьи могут

привести к весьма нежелательным последствиям. Не должен следователь в

течение всего времени обыска забывать и о нравственно-этических принципах.

С начала и до конца обыска следователь обязан проявлять вежливость,

корректность, не допуская грубости, оскорблений, каких-либо угроз.

Следователь может испытывать чувства гнева, возмущения, осуждения по

отношению к лицу, у которого производится обыск, однако все это не

избавляет его от необходимости быть сдержанным, особенно к членам семьи

обыскиваемого. Большое чувство такта требуется от следователя при изучении

во время обыска документов, свидетельств личной, интимной жизни

обыскиваемых, переписки, фотографий, дневников. Длительность и трудоемкость

обыска делают также весьма желательным наличие у следователя

психологической и физической выносливости. Вопросы психологического

характера, как правило, возникают уже в самом начале производства обыска,

когда нужно решить вопрос о способе проникновения в квартиру обвиняемого

таким образом, чтобы исключить с его стороны возможность сопротивления,

уничтожения или перепрятывания орудий преступления, ценностей, важнейших

доказательств по делу. Можно, например, организовать какое-либо

«происшествие» на лестничной площадке: воспользоваться приходом к

обвиняемому знакомых; зная распорядок жизни членов семьи обвиняемого, войти

в квартиру в момент возвращении с работы одного из них и т. д.

Обыскиваемый, его соучастники, члены их семей и посторонние лица не должны

знать о предстоящем обыске. При проведении обыска нужно учитывать

образование, культурный уровень, профессию, знания, интеллектуальные

способности обыскиваемого, что имеет немалое значение при выборе места и

способа укрытия. Так, например, анализ уголовных дел о хищениях

промышленного золота, нарушениях правил разработки недр и сдачи золота

государству, спекуляции валютными ценностями показал, что расхитители,

валютчики, используя знание физико-химических свойств драгоценного металла,

для укрытия золота рассыпают его на определенном участке земли. Обнаружить

таким образом спрятанное золото при обыске довольно трудно. Преступники же

в случае необходимости могут легко извлечь его путем промывания земли

водой. Ориентируясь в основных психологических закономерностях, преступник

понимает, что у следователя выработана психологическая установка на

обязательный поиск, притуплено внимание к тому, что лежит на виду, и этим

старается воспользоваться. Культурный и образовательный уровень человека,

его профессия, интересы в значительной степени определяют условия жизни,

характер обстановки в квартире и тем самым объективно обусловливают

специфику объектов, предметов, подлежащих изучению при обыске. Поэтому все

эти социально-психологические особенности личности обвиняемого требуют

своего анализа при производстве обыска. Обыск в помещении, как правило,

сопровождается проведением личного обыска, так как искомые предметы могут

находиться непосредственно при обвиняемом, у отдельных членов его семьи.

Следует отметить, что личный обыск с целью изъятия оружия является одним из

необходимых средств обеспечения безопасности участников обыска и всех

присутствующих, а потому его следует провести безотлагательно перед началом

следственного действия. Что же касается более тщательного личного обыска

обвиняемого, членов его семьи с целью обнаружения предметов и документов,

могущих иметь значение для дела, то его целесообразнее провести на

заключительном этапе. При этом продолжают оставаться в силе уже

рассмотренные ранее основные нравственно-этические принципы, призванные

гарантировать безопасность, здоровье и личное достоинство обыскиваемых.

Обнаружение в ходе обыска изобличающих обвиняемого предметов ставит его в

трудное психологическое положение, приводя к дезорганизации многих

психических процессов, ослаблению волевых установок, направленных на

сокрытие причастности к совершению преступления- Учитывая это,

целесообразно сразу после обыска произвести допрос и очную ставку, чтобы

закрепить при обыске сведения новыми данными. На месте обыска должна быть

установлена строгая дисциплина, запрещены посторонние разговоры, ненужное

хождение и иные отвлекающие внимание действия, которые не вызываются

необходимостью. Полезно предусмотреть порядок решения текущих вопросов и

обмена информацией между участниками обыска. В этом же параграфе мы

остановимся на проблеме задержание подозреваемого. Рассмотрение психологии

двух таких самостоятельных следственных действий, как обыск и задержание, в

одном месте обусловлено следующими обстоятельствами. В большинстве случаев

обыск и задержание – одновременно осуществляемые следственные действия,

поскольку обыск в помещении преследует и цель обнаружения и задержания

разыскиваемых лиц, а задержание обязательно сопровождается личным обыском.

В психологическом плане обыск и задержание, несмотря на ряд различий, имеют

немало сходных особенностей. По сравнению с другими следственными

действиями задержание в наибольшей степени носит стрессовый характер. Он

выражается в реальной опасности для жизни и здоровья участников данного

следственного действия, окружающих, во внезапно меняющихся ситуациях

задержания, необходимости глубокого и всестороннего анализа обстановки и т.

д. В связи с этим при наличии названных выше факторов совсем иначе

протекают многие психические процессы у сотрудников, задействованных в

задержании. Определенная их дезорганизованность, нарушение

последовательности мышления, чувство страха, тревоги, опасности, уменьшение

объема внимания – все это требует учета, системы психической и физической

подготовки, определенных тренировок. Поэтому далеко не каждый следователь

или работник дознания может успешно провести задержание. В процессе

планирования и осуществления задержания большая роль принадлежит

рефлексивному управлению следователя, которое заключается в умении провести

это мероприятие с учетом особенностей личности подозреваемого, сложившейся

ситуации, вероятного повеления лица, чтобы лишить его возможности скрыться,

вынудить добровольно сдаться и т. д. Мы уже отмечали, что психологические

аспекты подготовки к задержанию и обыску во многом схожи. Они включают в

себя изучение личности подозреваемого, обстановки предполагаемого места

задержания. Данная информация необходима для решения вопроса о времени,

месте и способе задержания. Всегда следует иметь в виду, что даже при

наличии данных, положительно характеризующих подозреваемого, нельзя

исключить вероятность сопротивления, в том числе и вооруженного. Вот почему

столь необходимо в каждом случае сделать все для обеспечения безопасности

всех участников задержания. Вероятность сопротивления при задержании

особенно часто встречается у рецидивистов, которых характеризуют стойкая

антиобщественная направленность, злобность, агрессивность, стремление к

насилию, психопатические черты характера; крайние формы эгоизма, враждебное

отношение к работникам органов внутренних дел*.В стрессовых ситуациях

задержания поведение подозреваемого в значительной степени определяется его

эмоционально-волевыми особенностями. Агрессивность, злобность,

несдержанность, неумение владеть собой, развязность, истеричность,

склонность к аффектным вспышкам – все эти качества подозреваемого

увеличивают возможность оказания им сопротивления. Психологического анализа

требует и выбор момента задержания. В практике встречаются ситуации, когда

задержание приходится проводить без какой-либо предварительной подготовки,

к этому вынуждают обстоятельства. Однако во многих случаях есть возможность

выбора оптимального варианта задержания, к чему и следует стремиться. В

ситуациях, когда преступник лишен возможности скрыться, причинить вред

окружающим, но при этом находится в состоянии сильного возбуждения,

вызванного страхом, отчаянием, ненавистью, алкогольным опьянением,

наркотическими веществами, утратил способность к самоконтролю, – не следует

спешить с захватом. Разумнее дать преступнику возможность прийти в себя.

Эффективным средством психологического воздействия является убеждение

преступника в целесообразности добровольной сдачи. Здесь переговоры,

однако, могут принести пользу только при условии знания психологических

особенностей личности задерживаемого и умелого их использования. Для

участия в таких переговорах имеет смысл пригласить людей, к кот-м

задерживаемый питает добрые чувства, мнением которых он дорожит: его

родителей, детей, родственников, друзей. Большие психологические сложности

возникают в тех редких случаях, когда окруженный преступник (или группа)

отказывается сдаться, угрожая расправой с заложниками. В подобных случаях

задача оперативно-следственной группы в значительной мере осложняется

необходимостью обеспечить безопасность заложников.

63. ПСИХОЛОГИЯ ОБЫСКА, ВЫЕМКИ ---Психология выемки Уголовно-процессуальным

законодательством предусмотрено, что при необходимости изъятия

определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если

при этом точно известно, где и у кого они находятся, следователь

производит, выемку с санкции прокурора. Выемка проводится в

присутствии понятых и лица, у которого выемка проводится. Следует

учесть, что понятые приглашаются следователем только из числа

работников почтово-тслеграфных учреждений, что является гарантией

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты