Рефераты

Юридическая психология (лекции-шпора)

сохранения такого конституционного права, как тайна переписки, а также

необходимостью квалифицированного отбора нужных документов. Основным

психологическим фактором выемки является психическое воздействие на

подозреваемого или обвиняемого. Вторым очевидно, что изобличающие их

принадлежность к совершенному преступлению документы, поступят в

распоряжение следователя в качестве вещественных доказательств.

Производство обыска В отличие от выемки, основанием для производства

обыска является предположение следователя, что в каком-то месте или у

какого-то лица находятся орудия преступления, предметы и ценности,

добытые преступным путем. Обыск производится на основании

мотивированного постановления следователя и только с санкции

прокурора. Как и выемка, он проводится в присутствии понятых и лица, у

которого обыск производится. При обыске следователь, осуществляя

поиск, должен постоянно психологически воздействовать на

обыскиваемого. Для этого следователь перед началом обыска должен

сообщить обыскиваемому, с какой целью он проводит данное следственное

действие, и предлагает ему добровольно выдать искомые веши или

документы, используя при этом такие психологические средства внушения,

как убеждение и разъяснение такой необходимости. Во время производства

обыска запрещено обмениваться информацией между обыскивающими.

Действия, требующие специальных навыков, производят специалисты.

Важнейшим психологическим процессом во время обыска считается

наблюдение, при помощи которого следователь должен предполагать

действия обыскиваемого лица. Для достижения положительных результатов

обыска необходимо помнить о том, что: нельзя приступать к нему в

усталом состоянии; не вступать в конфликт с обыскиваемым, вести себя с

ним и членами его семьи корректно и вежливо; устранять все отвлекающие

факторы (посторонние разговоры, ненужное хождение по помещению и

т.п.); не приступать к осмотру нового объекта, не закончив полного

обследования предыдущего; прерываться для отдыха при необходимости,

чтобы избежать непроизвольного отвлечения внимания; обращать особое

внимание на профессию прячущего и предметы его увлечения: наблюдать за

поведением обыскиваемого лица и его непроизвольными реакциями,

чествуют и этические нормы для следователя, производящего обыск;

нельзя прибегать к действиям, унижающим честь и достоинство

обыскиваемого лица; проводить это следственное действие в ночное

время, кроме случаев, не терпящих отлагательства; следователь должен

относиться бережно к имуществу обыскиваемого лица; не оглашать писем и

документов, не относящихся к обыску; не делать замечания членам семьи

обыскиваемого по поводу образа жизни последнего.

64. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ.

Психология предъявления для опознания и следственного эксперимента

Психология предъявления для опознания В соответствии со ст. 164 УПК РФ, в

случае необходимости, следователь может предъявить для опзнания лицо или

предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Опознаюшие

предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они наблюдали

ответствующее лицо или предмет, и о приметах и особенностях, по кот-м они

могут произвести опознание. Дознание как психический процесс зависит от:

прочности хранящего в памяти образа; от психического развития опознающегося

общей направленности его личности, см менее психически и интеллектуально

такая личность развита, тем больше вероятность ощибочного опознания и выше

вероятность опознания по надуманным или второстепенным знакам. Поэтому так

важен допрос перед началом этого следственного действия, кот-й выделит

индивидуальные признаки лица или предмета, которые необходимо опознать. При

“возможности предъявления лица к опознанию его опознание следователь

проводит по фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других

лиц в количестве не менее хх. Если у следователя возникнут обоснованные

сомнения в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить

воспринятое ранее, то назначается судебно-психопогическая экспертиза.

Вопрос 62, Психология следственного эксперимента Следственный эксперимент

как следственное действие проводится с целью воспроизведения определенного

действия или обстановки, при которых было совершено преступление. В ходе го

проведения проверяется возможность видеть, слышать определенные действия,

опознавать определенные вещи и предметы при их удаленности и слабой

освещенности, ри проведении следственного эксперимента следователь

устанавливает: возможно ли совершить определенные действия при конкретных

условиях; возможно ли провести определенное действие за определенное время;

имелась ли возможность слышать и различать определенные слова или звуки; "

наделено ли данное лицо проверяемыми способностями, навыками ли умением.

закон запрещает проведение следственного эксперимента, если он унижает

человеческое достоинство или создает опасность для окружающих. Содержание

следственного эксперимента заключается в проведении опытов и организации

посредственного наблюдения за имевшими место во время преступления

реальными явлениями и процессами.

65. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И

ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ.

Следственный эксперимент – это самостоятельное процессуальное действие,

направленное на проверку имеющихся и получение новых доказательств.

Содержанием его является производство различных опытов с целью установления

возможности какого-либо события, действия или явления в определенной

обстановке и при известных условиях. Сущностью следственного эксперимента

является производство опытных действий, с помощью которых проверяется

возможность существования в прошлом каких-либо событий, явлений, имеющих

значение для установления истины по делу. Следственный эксперимент является

сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку

его результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности или

невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их

подозреваемому, обвиняемому бывает довольно трудно. Так, обвиняемый в краже

из магазина путем проникновения в помещение через форточку заявил на

допросе, что совершил это преступление в одиночку, без соучастников. Был

проведен следственный эксперимент. Все попытки обвиняемого проникнуть таким

способом в помещение оказались безуспешными, причем это было очевидно для

всех участников следственного эксперимента. Обвиняемый вынужден был

признаться, что у него имелся соучастник – несовершеннолетний, кот-й по его

просьбе проник через форточку в магазин и изнутри открыл ему дверь. Важен

подбор участников следственного эксперимента. К проведению экспериментов

обычно привлекается значительный круг лиц. Кроме следователя и понятых, в

экспериментах могут принять участие: обвиняемый, потерпевший, свидетель,

специалисты различных отраслей знания, а также технический персонал,

помогающий практически выполнить те или иные опытные действия. Недопустимо

в ходе эксперимента воспроизводить само событие преступления. Также нельзя

при подготовке следственного эксперимента и его проведении допускать

действия, унижающие честь и достоинство его участников, назначать

следственный эксперимент с участием потерпевшей по делу об изнасиловании.

По своему содержанию большинство видов следственного эксперимента

представляют исследование и оценку тех или иных возможностей человека:

восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (увидеть

объекты, услышать голос человека, почувствовать запах и т. п.); совершение

тех или иных действий (проникновение через отверстие и т. п.). Проверяются

также умения, навыки (изготовить клише, поддельную печать, открыть замок

определенным способом и т. д.). При определении условий следственного

эксперимента и оценке полученных результатов надо исходить из знания

психофизиологических особенностей человека. Немаловажен вопрос о

возможности проведения следственного эксперимента. Следователю необходимо

обеспечить; 1) воссоздание материальной обстановки, максимально сходной с

той, в которой происходили проверяемые действия или события; 2)

воспроизведение субъективных психофизиологических факторов; 3)

моделирование самих опытных действий. Если в обычной жизни человек

действует, как правило, непроизвольно, то в условиях следственного

эксперимента у него появляется состояние психологической готовности,

которое также мобилизует его психические процессы, увеличивает

сосредоточенность; он предпринимает волевые усилия, чтобы лучше увидеть,

услышать, запомнить. В обычной ситуации человек, погруженный в свои мысли,

переживания, может не слышать какой-либо звук, разговор, не обратить

внимания на происходящие события, не заметить каких-либо изменений в

обстановке. С другой стороны, в необычной ситуации преступления, испытывая

сильное душевное волнение, потрясение, страх, человек в состоянии

действовать так, как он не сможет в обстановке следственного эксперимента.

Так, убегая с места происшествия, преступник может перепрыгнуть через

широкий ров, преодолеть высокий забор, но не сумеет повторить эти действия

в процессе следственного эксперимента. Обвиняемый, а иногда и потерпевший

при наличии у них определенной заинтересованности могут дать согласие на

участие в следственном эксперименте, однако постараются не проявить свои

знания, навыки, умения; скрыть возможность правильного восприятия каких-

либо явлений. Полученный в ходе таких опытов результат не будет

способствовать установлению истины по делу. Нужно очень осторожно подходить

к оценке результатов следственного эксперимента. Это, однако, не означает,

что в ходе следственного эксперимента не могут быть получены данные,

правильно отражающие реально существовавшие явления. Следственным

экспериментом руководит следователь. Именно он принимает решение о

проведении следственного эксперимента, выдвигает версии, гипотезы,

определяет условия проведения, круг участников, содержание,

последовательность опытов, оценивает полученные результаты и т. д. Однако

это не означает, что следователь должен принимать непосредственное участие

в опытных действиях, находиться на всех участках. При наборе понятых

следователь исходит из сложности опытов, оценки получаемых результатов. В

случае необходимости могут приглашаться понятые, обладающие определенными

профессиональными знаниями, физическими данными. Психологического подхода

требует решение вопроса о приглашении для участия в следственном

эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.

Следователь по прибытии на место эксперимента выполняет организационную

работу: размешает участников, распределяет между ними функции, задания,

создает условия, максимально сходные с теми, в которых происходили

проверяемые события, и т. п. Проведение эксперимента на том же месте

позволяет смоделировать ситуацию с большей степенью достоверности. Кроме

того, проведение следственного эксперимента на том же самом месте

способствует оживлению ассоциативных связей, лучшему припоминанию

существенных обстоятельств события преступления*. Эксперимент проводят

иногда и вне места события (например, если надо проверить профессиональные

знания и умения обвиняемого). Моделирование материальных факторов допускает

использование как подлинных, так и сходных с ними орудий, предметов,

материалов. Следует учитывать, что использование подлинных объектов

оказывает более сильное психологическое воздействие на участников

эксперимента, делает полученные результаты более убедительными. Важны и

условия, при которых проводится эксперимент (время года, суток,

освещенность, наличие осадков и т. д.). В самом начале эксперимента надо

еще раз проверить меры безопасности. а затем напомнить всем участникам

следственного эксперимента их задачи, последовательность и содержание

опытных действий. В условиях эксперимента участники этого следственного

действия находятся в сложном психологическом состоянии, что существенно

влияет на характер их действий, речь, голос. Обстановка следственного

действия, особая значимость ситуации, присутствие кроме следователя еще и

ряда других лиц вызывает порой у участника эксперимента напряженное

состояние, весьма отличное от того, в котором находился тот же человек в

момент происшествия. Подъем, испытанный во время действительного события,

может смениться подавленным состоянием, или, наоборот, вместо растерянности

наступит нервное возбуждение*. Главным в следственном эксперименте является

проведение опытов и правильная оценка полученных результатов. Задача

следователя – организовать производство опытов, осуществлять контроль за

ними, фиксировать ход эксперимента, оценивать получаемые результаты.

Следователь определяет количество опытов, их содержание, при необходимости

повторяет опыты. Опыты, как правило, проводятся многократно. Неоднократное

повторение одних и тех же опытов в процессе одного следственного

эксперимента позволяет более тщательно изучить исследуемое явление,

убедиться в том, что полученные результаты не являются случайными и что они

достоверны*. Дублирующие опытные действия должны быть повторены столько

раз, сколько необходимо, чтобы исключить возможность случайных результатов,

доказать их закономерность. Многократность – первый принцип следственного

эксперимента. Второй принцип – вариативность, т. е. осуществление каждого

последующего опыта в несколько измененных условиях. Так, при проверке

возможности свидетеля услышать и понять содержание разговора, происходящего

в соседней комнате, обвиняемому предлагают говорить обычным голосом,

громко, тихо, при плотно закрытой двери между комнатами, полузакрытой,

открытой, расположив свидетеля близко к двери, посредине комнаты, в ее

противоположной части и т. п. Такая смена вариантов опытных действий

позволит выяснить объективно существующую возможность свидетеля услышать

разговор. Вариативность может быть связана и с изменением психологического

состояния испытуемых. Различные варианты опытов могут быть следствием

изменения темпа, скорости выполнения опытных действий или их отдельных

элементов*. Диагностические эксперименты целесообразно проводить с участием

и при консультации психолога, кот-й поможет следователю учесть все

многообразие психических явлений, способных оказать влияние на результаты

опытов.

66. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДОПРОСА И ЗАДАЧИ ДОПРОСА.

Психология допрос и других следственных действий в судебном заседании

Судебное следствие построено на допросе всех участников процесса, поэтому

недопустимы: невнимательность со стороны председатсльствуюшего его

длительные переговоры с судьями проявления нетерпимости, иронии или

элементарного неуважения к окружающим. Все вопросы, задаваемые участникам

процесса, должны в обязательном порядке контролироваться членами суда.

Судья всегда должен помнить о том, насколько может быть субъективен в своих

показаниях потерпевший, кот-й является весьма заинтересованным лицом,

поэтому показаниям потерпевшего необходимо уделять самое пристальное

внимание. Психологические особенности потерпевшего очень важны для

выяснения степени ответственности обвиняемого, поэтому суд должен учитывать

также и провоцирующее поведение потерпевшего, которое признается как

смягчающее вину подсудимого обстоятельство. Суд должен оказывать всем

участвующим в процессе ынемическую помощь, напоминая об отправных событиях

преступления, их последовательностя, а также привязки к жизненно важным для

данного участника процесса событиям. Особое внимание в процессе судебного

следствия должно уделяться допросу эксперта, кот-й тщательно допрашивается

судом о методах своих исследований. Психология судебных прений и судебной

речи В соответствии с уголовно-процессуальным законом, судебные прения

состоят из речей: обвинителей; гражданского иска; гражданского ответчика

или их представителей защитника подсудимого. Законом продолжительность

судебных прений не ограничивается, однако председательствующий вправе

остановить участвующих в судебных прениях, в случае когда они затрагивают

ряд обстоятельств, не имеющих отношения к делу. По окончании прений их

участники имеют право на реплику. Судебные прения проходят посредством

судебной речи, теснейшим образом связанной с результатами судебного

следствия, и полученными в ходе судебного следствия доказательствами. Целью

судебной речи является убедительное воздействие на суд через

соответствующие аргументы. Речь оратора должна быть ясной, грамотной с

точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия.

Говоря о психологической характеристике подсудимого, нельзя небрежно

относиться к его личности и психотравмируюцшм факторам его поведения.

Искусство судебной речи заключается в том, чтобы вызвать у судей

солидарность со сказанным путем предоставления соответствующих доводов,

подкрепленных имеющимися в деле доказательствами. Основным приемом

ораторского искусства является воздействие на окружающих к самостоятельному

развитию их мысли. Раздел 9. Психология допроса и очной ставки ложно

занятой позиции, потгому следователь должен правильно определять, когда

защитник может задавать вопросы в процессе допроса Участие защитника тем не

менее, не должно ослаблять внимания следователя к смягчающим вину

обвиняемого обстоятельствам. Психология допроса свидетелей В соответствии с

законом, качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое

лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие

успшевлс-нию по данному делу. Показания свидетеля как источник

доказательств подразделяются на: прямые — основанные на непосредственном

восприятии существенных для данного дела обстоятельств; косвенные —

основанные на сообщениях других лиц. с указанием такого источника

информации. Очевидно, что вначале должны быть допрошены свидетели,

способные дать наиболее достоверные показания. В процессе свободного

рассказа следователь слушает свидетеля. Не прерывая его, затем задает

свидетелю вопросы для выяснения условий формирования у свидетеля образных

представлений и установления фактических данных, которые легли в основу

оценочных суждений свидетеля. Законом запрещены наводящие вопросы,

содержащие прямую подсказку ответа. Особое внимание следователь должен

обращать на оправдательный или обвинительный уклон свидетельских показаний.

Обвинительные показания свидетеля выступают в виде активной лжи, а

оправдательные — в виде умалчивания, т.е, пассивной лжи, кот-ая зачастую

связана с нежеланием свидетеля общаться с правоохранительными органами.

Такому обстоятельству могут содействовать частые и необоснованные вызовы к

следователю, его некорректное поведение по отношению к свидетелю и т.п.

Следователь должен отличать ложные показания от заблуждения, с этой целью

необходимо детально выяснить условия восприятия событий непосредственно

свидетелем, его сенсорные возможности.

67. ПСИХОЛОГО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОПРАШИВАЕМЫХ ОБВИНЯЕМЫХ.

ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА ЛИЦ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТИПОВ.

68. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА МАЛОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ.

Психология допроса несовершеннолетних Особенности допроса

несовершеннолетних заключаться в том, что они имеют меньший объем

восприятия и долговременной памяти. Чтобы установить психологический

контакт с несовершеннолетним, следователь должен предварительно

ознакомиться с условиями его жизни, связями, составом семьи и особенностями

воспитания. Такие сведения следователь может получить из бесед с

родителями, участковыми инспекторами и в инспекции по делам

несовершеннолетних. В процессе знакомства с условиями жизни

несовершеннолетнего следователь выявляет состав его семьи, взаимоотношения

в ней, занятия родителей, их культурный и моральный уровни и т.п. Допрос

несовершеннолетнего обвиняемого проводится при обязательном участии

родителей и защитника и не может продолжаться более одного часа. Если

следователь сомневается в способности несовершеннолетнего правильно

воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания,

а также осознавать значение своих противоправовых действий, то он назначает

судебно-психологическую экспертизу.

69. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще

всего может совершить преступление под непосредственным воздействием

сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы*. У большинства

таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества:

лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т. п.

Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве

случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или

родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда

искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают

любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной

педагогической культурой родители. Для трудновоспитуемых подростков, как

правило, характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном

счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п. В

подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей

попадают те, которые не нашли себя в школьном коллективе в связи с

отрицательными отношениями с ними. Антисоциальное поведение

несовершеннолетнего, таким образом взаимообусловлено влиянием факторов в

первую очередь внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также

индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его

индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи. Подростковый

возраст (11–15 лет) является переходным главным образом в биологическом

смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому

достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В

плане социальном подростковая фаза – это продолжение первичной

социализации. Как правило, все подростки этого возраста – школьники.

Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически

этот возраст крайне противоречив. Отсюда – типичные возрастные конфликты и

их преломление в самосознании подростка. Юношеский возраст (14–18 лет)

представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и

взрослостью. В биологическом плане этот этап – период полного физического

созревания. Юность - это завершающий этап первичной социализации.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и

особенности его психики. Перед ними стоит задача социального и личностного

самоопределения, кот-ая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую

ориентировку и определение своею места во взрослом мире*. Процессе усвоения

моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к

14–16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, кот-й установил

частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную

ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, –

с 16 лет. Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким

уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах

его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на

производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне

большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, уличные группы,

склонные к совершению правонарушений. Под трудновоспитуемостью прежде всего

понимают негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям, которое

может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, выходящими за рамки

педагогической и социальной запущенности. Конфликтность в отношениях со

взрослыми, родителями и учителями очень часто проявляется в подростковом

возрасте и объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что

меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками.

Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток

становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает

обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы

и мнения, высказывания старших. Кризисность подросткового возраста с более

или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется и в том, что у

подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в

этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками,

стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение

сверстников. Следует отметить, что в подростковом возрасте закладываются

самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, играющие решающую

роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования.

Формирование самооценки, самосознания происходит прежде всего в общении в

процессе активного взаимодействия с себе подобными. «Личность становится

для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для

других. Это и есть процесс становления личности»*. Потребность общения и

самоутверждения подростка должна быть реализована в благоприятных условиях,

на основе социально-значимой полезной деятельности. Если этого по каким-то

причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных

подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений

(выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и т. п.), оно может стать

опасным криминализирующим фактором. Социальную адаптацию детей и подростков

могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения.

Поэтому в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции,

необходимы вмешательство и помощь психиатров, невропатологов,

психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих

медицинскую коррекцию, а также проводящих специальные консультации для

педагогов и родителей. Как правило, на практике неучет биологического

фактора приводит к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении

психически неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными

методами воспитательного воздействия пытаются исправить того, кто прежде

всего нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной

степени детерминировано аномалией психики*. Однако вмешательство врача

далеко не всегда способно привести к желаемым результатам, поскольку оно не

может устранить всех причин, вызывающих нервно-психические расстройства.

Первое место занимают все-таки причины социального характера, различные

психотравмирующие ситуации, которые переживает трудный подросток в семье и

школе, а также наследственная алкогольная отягощенность, приводящая к

патологическому отставанию в интеллектуальном и психофизиологическом

развитии детей. Наряду с отклонениями нервно-психического характера особую

проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей,

имбецилов и дебилов. Исследования показывают, что у олигофренов отсутствует

фатальная предрасположенность к преступлениям*. Однако же умственная

неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию,

при особых неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они

могут легко попадать под влияние более взрослых, опытных преступников и

быть слепым орудием в их руках. Эти обстоятельства нельзя не учитывать в

деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных

учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов. _

Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве

случаев являются отрицательные семейные условия. Скандалы родителей,

физические наказания подростков, естественно приводят к разрушению

тормозных процессов, к воспитанию вспыльчивости, повышенной возбудимости,

несдержанности. Тепличные условия, создаваемые детям в некоторых семьях,

отстранение их от любой активной деятельности приводят к инфантильности и

неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации,

которые порой бывают довольно банальны: не прошел в вуз по конкурсу и

другие. Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его

неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной

самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают

некоторые исследователи, дети с заниженной самооценкой не могут нормально

развиваться из-за повышенной самокритичности*. Для несовершеннолетних

правонарушителей характерно совершение преступлений в группе, так как

многие преступления технически невыполнимы для одиночного подростка; кроме

того, некоторые подростки, участвуя в действиях группы, смелеют и даже

наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом. В.Л. Васильев

считает, что криминальную направленность группы характеризуют следующие

количественные и качественные характеристики: участие в группе ранее

судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или

наркотиками, занимаются азартными играми, а также наличие в группе

осознанного лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно

криминальная направленность группы, формирование субкультуры группы

(жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т. д.). В дальнейшем

при систематической преступной деятельности в группе происходит

распределение ролей и функций при совершении преступлений*. В центре

внимания внутренней картины преступления подростка находится его личность,

в процессе изучения которой необходимо выделение психологических

детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его

формирования. При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено

четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является:

а) случайным, противоречит общей направленности личности; б) возможным с

учетом общей неустойчивости личностной направленности но ситуативным с

точки зрения повода и ситуации: в) результатом общей отрицательной

ориентации личности, обуславливающей выбор среды, времяпрепровождения и

непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера

преступного поведения и т. п.; г) результатом преступной установки

личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для

преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы

антисоциальных оценок и отношений. Предложенная типология не только

фиксирует основные варианты возможной направленности личности

несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного

формирования социально негативных черт личности, переход от единичных

деформаций к их цепочке. В результате взаимодействия неблагоприятных

внешних условий с определенными пробелами или искажениями в психике

подростка возникает трудновоспитуемость. Неблагоприятными условиями могут

быть аморальное поведение родителей, кризис в семейных отношениях, ошибки в

школьном и семейном воспитании. Однако ни в коем случае не следует считать,

что у плохих родителей плохие дети, что типичные неблагоприятные условия

порождают типичные недостатки любого подростка. Часто у пьющих родителей и

взрослые дети не притрагиваются к вину, у отцов-грубиянов вырастают очень

тактичные сыновья и т. д. Подросток, как правило, непросто воспринимает и

усваивает неблагоприятные внешние воздействия. Он может их и не

воспринимать, отвергнуть, а может с ними бороться. И тогда в борьбе с

неблагоприятными условиями формируются положительные качества личности. §

2. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков

способствует правильному решению задач расследования преступлений и

перевоспитания несовершеннолетних преступников. Работники

правоохранительных органов, используя эти знания, обеспечивают правильную

диагностику личности несовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему,

выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и

т. д. Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя на

предварительном следствии, как правило, проводится по схеме: 1)

наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или

психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность,

ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребления

наркотиков и др.; 2) ближайшее социальное окружение подростка: семья,

социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные

ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков,

школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в

классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное

положение, статус подростка в группе друзей; 3) личностные характеристики

подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный

блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и

возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии:

сознательность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы

на будущее; 4) правосознание подростка*. Для познания условий жизни и

воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого необходимо

также изучать и другие сферы – семью, место работы и учебы. Необходимо

выяснить условия жизни несовершеннолетнего до и после совершения

преступления, состав семьи, выяснить, интересовались ли родители или другие

взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых, друзей, среди

которых несовершеннолетний проводил свободное время, замечали ли негативное

поведение несовершеннолетнего и как реагировали на это, какие применялись

меры наказания к нему за нарушения требований морали, например в случаях

распития спиртных напитков, драк и т. д. Важно установить, посещал ли этот

подросток занятия во время совершения преступления, чем он увлекался, учась

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты