Здоровый образ жизни и психология
Здоровый образ жизни и психология
Содержание
Введение....................................................................
....................... 2
1. Проблема здорового образа жизни в психологии...................... 4
1.1. Понятие о здоровье и его
критерии....................................... 6
1.2. Понятие о здоровом образе
жизни......................................... 15
2. Изучение социальных представлений в социальной психологии 25
3. Анализ результатов
исследования............................................... 30
2.1. Описание методики и организации исследования................ 30
2.2. Анализ результатов и их
обсуждение..................................... 32
Заключение..................................................................
..................... 45
Литература..................................................................
...................... 47
Приложения..................................................................
..................... 51
Введение
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и
смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства
технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап
развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением
продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья
населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов
(6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную
направленность действующей системы здравоохранения на выявление,
определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей
социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что
медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно
влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает
необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и
развития здоровья.
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов:
наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности
системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с
последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 %
его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни
человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и
формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни,
его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и
отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве
случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он
фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье
своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою
душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а
лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время
увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности
же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью
каждого человека.
Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании,
загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи.
Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет
прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий
над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной
задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а
сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и
развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за
собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.
“Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В.
Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в
отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья (20).
Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений
о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их
корректировки, а также формирования новых представлений и установок на
здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет
значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное
здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали
представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для
плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в
направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие
соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом
образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у
медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также
практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа.
Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные
исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того,
даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному.
Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования,
посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни,
так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в
направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и
создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.
Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более
соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у
студентов – немедиков.
1. Проблема здорового образа жизни в психологии
1.1. Понятие здоровья и его критерии
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и
общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в
древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной
деятельности человека, его совершенства.
Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие
“здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в
настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом,
большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский,
1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991;
В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь
в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное
понятие “здоровье индивида” (54).
Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет
своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония
противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как
правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы
ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению
ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это
полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.
Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность
реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания".
Существует и другие формулировки: здоровье — обретение человеком своей
самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в
сообщество людей (12). К.Роджерс также воспринимает здорового человека как
подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции,
независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально
актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни.
Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям,
терпим к другим, эмоционален и рефлексивен (46).
Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что
психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в
способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному
поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за
самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне
свободна.
З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто
способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По
К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего
бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки
В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как
следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние
характеризуется свободным протеканием энергии.
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что
здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических
дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В
соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние
организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с
внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу
данного определения положена категория состояния здоровья, которое
оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному
(Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме,
гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей
среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности,
деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает
стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни
(32). И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего
развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с
окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все
время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с
условиями окружающей среды (10). Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая
человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся
пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и
духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной
системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы
(3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие
определения здоровья исходят из того, что организм человека должен
сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои
возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья
человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в
агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не
порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то
такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи
предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма
человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы,
инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и
приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может
быть определено как способность взаимодействующих систем организма
обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных,
инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и
фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы
жизни (32).
Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно
отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это
случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная
медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не
здоровьем, являющимся закономерным и необходимым (9).
И.А.Гундаров и В.А.Палесский отмечают: “При определении здоровья
следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой
по принципу дихотомии: либо есть, либо нет; либо человек здоров, либо
болен. Здоровье предстает в виде жизненного континуума от 0 до 1, на
котором оно присутствует всегда, хотя и в разном количестве. Даже у
тяжелобольного есть некое количество здоровья, хотя его очень мало.
Абсолютно полное исчезновение здоровья равнозначно смерти” (10, с. 27).
В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что абсолютное
здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико-
биологической, но прежде всего социальной категорией, определяемой в
конечном счете природой и характером общественных отношений, социальными
условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.
Н.В.Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья,
прослеживающихся в прикладных иследованиях (54). Одним из них является
подход “от противного”, в котором здоровье рассматривается как отсутствие
болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицинской
психологии и психологии личности, особенно выполненные медиками.
Естественно, такое рассмотрение феномена “здоровье” не может быть
исчерпывающим. Разные авторы приводят следующие недостатки такого
понимания здоровья: 1) в рассмотрении здоровья как неболезни изначально
заложена логическая ошибка, так как определение понятия через отрицание не
может считаться полным; 2) данный подход - субъективен, так как в нем
здоровье видится как отрицание всех известных болезней, но при этом за
бортом остаются все неизвестные болезни; 3) такое определение имеет
описательный и механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность
феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику ( 32; 54). Ю.
П. Лисицын отмечает: “Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем
отсутствие болезней и повреждений, это - возможность полноценно трудиться,
отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно
жить” (32; с. 13).
Второй подход характеризуется Н. В. Яковлевой как комплексно-
аналитический. В данном случае при изучении здоровья путем подсчета
корреляционных связей выделяются отдельные факторы, оказывающие влияние на
здоровье. Затем анализируется частота встречаемости данного фактора в
жизненной среде конкретного человека и на основании этого делается
заключение о его здоровье. Автор указывает на следующие минусы такого
подхода: возможность недостаточности конкретного фактора для заключения о
здоровье человека; отсутствие единого абстрактного эталона здоровья как
суммы набора факторов; отсутствие единой количественной выраженности
отдельного признака, характеризующей здоровье человека.
В качестве альтернативы предыдущим подходам к исследованию проблем
здоровья рассматривается системный подход, принципами которого являются:
отказ от определения здоровья как неболезни; выделение системных, а не
изолированных критериев здоровья (гештальт-критериев системы здороья
человека); обязательное изучение динамики системы, выделение зоны
ближайшего развития, показывающей, насколько пластична система при
различных воздействиях, т.е. насколько возможна ее самокоррекция или
коррекция; переход от выделения определенных типов к индивидуальному
моделированию (54).
А.Я.Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1)
биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство
саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как
следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой
социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3)
личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее
отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не
только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека” (27).
I. Illich отмечает, что “здоровье определяет процесс адаптации:
...создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде, к росту
и старению, к лечению при нарушениях, страданиям и мирному ожиданию смерти”
(9, с. 26). Здоровье как способность адаптироваться к условиям окружающей
среды, являющуюся результатом взаимодействия со средой рассматривают Р. М.
Баевский и А. П. Берсенева (5). В общем, в отечественной литературе стало
традицией связывать состояние здоровья, болезни и переходных между ними
состояний с уровнем адаптации. Л. Х. Гаркави и Е. Б. Квакина рассматривают
здоровье, донозологические состояния и переходные между ними состояния с
позиции теории неспецифических адаптационных реакций. Состояние здоровья в
данном случае характеризуется гармоничными антистрессорными реакциями
спокойной и повышенной активации (16).
И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней,
а физическая, социальная и психологическая гармония человека,
доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой (8).
Он пишет, что “здоровье человека - это способность сохранять
соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений
количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной,
вербальной и структурной информации” (9, с. 27).
Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между
адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно
меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко (1997).
Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье
характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и
реализуется или не реализуется человеком (1).
При определении понятия “здоровье” часто возникает вопрос о его норме.
При этом, само понятие нормы является дискуссионным. Так, в статье “норма”,
опубликованной во втором издании БМЭ, этот феномен рассматривается как
условное обозначение равновесия организма человека, отдельных его органов и
функций в условиях внешней среды. Тогда здоровье определяется как
равновесие организма и его среды, а болезнь - как нарушение равновесия со
средой. Но, как замечает И. И. Брехман, организм никогда не находится в
состоянии равновесия со средой, так как в противном случае прекратилось бы
развитие, а значит, и возможность дальнейшей жизни. В. П. Петленко,
критикуя данное определение нормы, предлагает понимать ее как биологический
оптимум живой системы, т.е. интервал ее оптимального функционирования,
который имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется оптимальная
связь со средой и согласованность всех функций организма. И тогда
нормальным следует считать функционирование в пределах оптимума, что и
будет рассматриваться как здоровье организма (9). По мнению В. М. Дильмана,
говорить о здоровье организма и его норме в принципе невозможно, т.к.
индивидуальное развитие является патологией, отклонением от нормы, которую
можно относить только к 20-25-летнему возрасту, характеризующемуся
минимальной частотой главных болезней человека (19). И. И. Брехман,
рассматривая проблему здоровья как одну из глобальных проблем человечества,
указывает на неправомерность такого подхода. Он отмечает, что понятие нормы
остается абстрактным потому, что означает состояние, предшествующее
заболеванию, а оно может быть неодинаковым у разных людей. При определении
здоровья автор отходит от относительной и противоречивой категории нормы в
сторону понимания здоровья с позиций качества. Он говорит о том, что
проблема здоровья, как и все глобальные проблемы, возникает в кризисной
ситуации. По мнению А. Печчеи, “... источники этого кризиса лежат внутри, а
не вне человеческого существа, рассматриваемого как индивидуальность и как
коллектив. И решение всех этих проблем должно исходить прежде всего из
изменений самого человека, его внутренней сущности (9, с.23).
П. Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного
общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению
заболеваний, преступности и наркомании (9).
Н. М. Амосов обратил внимание на то, что здоровье организма
определяется его количеством, оценить которое можно максимальной
производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций
(2). Но максимальная производительность может быть достигнута за счет
высоких энергетических затрат и работы на выносливость, т.е. через
преодоление утомления и может иметь отрицательные последствия для
организма. Кроме того, еще не разработаны соответствующие критерии,
позволяющие судить о качественных пределах функционирования различных
органов и их систем. Таким образом, такое определение требует уточнения
(9). Сходный подход к пониманию здоровья предлагают М. Е. Телешевская и Н.
И. Погибко, рассматривающие данный феномен как способность человеческого
организма преломлять всю совокупность природных и социальных факторов,
составляющих условия жизни человека, без нарушения гармонии физиологических
механизмов и систем, которые обеспечивают нормальное функционирование
человека (51). Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков определяют здоровье как
структурную и функциональную сохранность органов и систем человека, высокую
индивидуальную приспособляемость организма к физической и социальной среде
и как сохранность привычного самочувствия (51).
В. П. Казначеев указывает, что здоровье индивида “может быть
определено как динамическое состояние (процесс) сохранения и развития
биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной
трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности
жизни” (30, с. 9), как “валеологичекий процесс формирования организма и
личности” (29). По его мнению, в этом определении учтена полноценность
выполнения основных социально-биологических функций и жизненных целей
индивида. Наряду со здоровьем отдельного человека В.П.Казначеев предлагает
рассматривать здоровье популяции, которое он понимает “как процесс
социально-исторического развития жизнеспособности - биологической и
психосоциальной - населения в ряду поколений, повышение трудоспособности и
производительности коллективного труда, роста экологического доминирования,
совершенствования вида Homo sapiens” (30, с. 86). Критерии здоровья
человеческой популяции кроме индивидуальных свойств составляюших ее людей
включают уровень рождаемости, здоровье потомства, генетическое
разнообразие, приспособленность населения к климато - географическим
условиям, готовность к выполнению многообразных социальных ролей,
возрастную структуру и т.п.
И. И. Брехман, говоря о проблеме здоровья, отмечает, что оно очень
часто занимает в иерархии ценностей человека далеко не первое место,
которое отводится материальным благам жизни, карьере, успеху и т.д. (9). В.
П. Казначеев рассматривает возможную иерархию потребностей (целей) у
животных и человека, указывая, что у человека на первом месте стоит “...
выполнение социально-трудовой деятельности при максимальной
продолжительности активной жизни. Сохранение генетического материала.
Воспроизведение полноценного потомства. Обеспечение сохранения и развития
здоровья данного и будущих поколений (30, с.153). Таким образом, автор
подчеркивает, что здоровью должно принадлежать первое место в иерархии
потребностей человека.
Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика
личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие
взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический,
социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между
адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями
среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь
средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.
Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям
разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и
социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании
человека как существа биосоциального. Медиками прежде всего к числу
социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального
обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов
выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности
протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при
рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат
действия биологических и социальных факторов (24). Ю.П.Лисицын,
рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки
(курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды
обитания, а также на “психологическое загрязнение” (сильные эмоциональные
переживания, дистрессы) и генетические факторы (34). Так, например,
выявлено, что длительный дистресс подавляет иммунитет, делая их более
уязвимыми к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того при стрессе у
реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое
количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс
образования бляшек на стенках коронарных артерий (39).
Г. А. Апанасенко предлагает различать несколько групп факторов
здоровья, определяющих соответственно его воспроизводство, формирование,
функционирование, потребление и восстановление, а также характеризующих
здоровье как процесс и как состояние. Так, к факторам (показателям)
воспроизводства здоровья относятся: состояние генофонда, состояние
репродуктивной функции родителей, ее реализация, здоровье родителей,
наличие правовых актов, охраняющих генофонд и беремееных и т.д. К факторам
формирования здоровья автор причисляет образ жизни, к которому относит
уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения
материальных и культурных потребностей; общеобразовательный и культурный
уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных
отношений; вредные привычки и т.д., а также состояние окружающей среды. В
качестве факторов потребления здоровья автор рассматривает культуру и
характер производства, социальную активность индивида, состояние
нравственной среды и т.д. Восстановлению здоровья служат рекреация,
лечение, реабилитация (4).
Как отмечает И. И. Брехман, в условиях современной научно-технической
революции большое количество причин приводят к определенной дезорганизации
природных основ эффективной жизни личности, кризису эмоциональности,
основными проявлениями чего являются эмоциональная дисгармония,
отчужденность и незрелость чувств, ведущие к ухудшению здоровья и
заболеваниям. Автор констатирует, что большое значения для здоровья имеет
установка человека на долгую здоровую жизнь. Для сохранения и
совершенствования здоровья человеку следует еще в большей степени, чем для
избавления от болезней, принять новое отношение к своей жизни, к труду (9).
Как уже отмечалось, в качестве одного из факторов здоровья можно
рассматривать культуру. Согласно В. С. Семенову, культура выражает меру
осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к
обществу, природе, а также степень и уровень саморегуляции его сущностных
потенций (47). Если наши предки были в значительной степени беззащитны
перед различными заболеваниями в силу своего незнания, и такое положение
дел отчасти спасали лишь различные табу, то современный человек знает
несоизмеримо больше своих предшественников о природе, собственном
организме, болезнях, факторах риска здоровья, живет в гораздо лучших
условиях. Но несмотря на это уровень заболеваемости является довольно
высоким, причем довольно часто люди болеют теми болезнями, для профилактики
которых достаточно вести определенный образ жизни. Такую ситуацию И. И.
Брехман объясняет тем, что “очень часто люди не знают, что они способны
сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и
психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их,
вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни” (9, с.
50). Автор указывает, что несмотря на общую грамотность, люди многого
просто не знают, а если и знают, то не следуют правилам здоровой жизни. Он
пишет: “Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием” (9, с.
50).
В.Солоухин проблему связи культуры и здоровья рассматривает следующим
образом: культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно,
высокий уровень заболеваемости населения (в особенности такими
хроническиими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца,
диабет и др.), рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих,
употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры
(9).
О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья,
в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное
здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на
каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое
здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок,
закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую
очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни
в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное
здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального
самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости
жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации
(экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на
духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая
нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и
гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор
подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на
каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся
в тесной взаимосвязи (12).
Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих
факторов: наследственных, социально-экономических, экологических,
деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает
образ жизни человека. Более подробному рассмотрению значения образа жизни
для здоровья посвящена следующая часть данной работы.
1.2. Понятие о здоровом образе жизни
Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит
от его образа жизни (13; 32; 52). Д. У. Нистрян пишет: “Как считают
некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа
жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины” ( 40, с.
40). По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и
образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно
обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % - деятельностью
системы здравоохранения (6).
Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”.
Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная
категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной
сферах жизни человека (32; 43; 49). Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни -
определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или
определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной)
сферах жизнедеятельности людей” (32, с. 6). В данном случае образ жизни
понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы
материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с
природными и социальными условиями.
В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный
способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире (21), как “система
взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где
система взаимоотношений человека с самиим собой представляет собой
сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек,
укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его
(50).
Большинство западных исследователей определяют образ жизни как
“широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и
реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных
обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу” (23;
с. 39).
А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют
в виде следующих элементов: “1) преобразовательная деятельность,
направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы
удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей
в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4)
познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и
ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность,
включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс,
семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на
физическое и духовное развитие человека” (28, с.20). Ю. П. Лисицын, Н. В.
Полунина, Е. Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты)
образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая,
медицинская активность (32; 34). Другие авторы в понятие образ жизни
включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную,
двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения (52), привычки,
режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения (11).
Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И .В. Бестужева-
Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе
жизни четыре категории: “... экономическую - ”уровень жизни”,
социологическую - “качество жизни”, социально-психологическую - “стиль
жизни” и социально-экономическую - “уклад жизни” (32, с. 9). Уровень жизни
или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру
материальных и духовных потребностей, таким образом количественную,
поддающуюся измерению сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается
порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит
Страницы: 1, 2, 3
|