Организация международных грузовых автомобильных перевозок
Организация международных грузовых автомобильных перевозок
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И
ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы
Республики Беларусь…………………………………………6
2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых
перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64
ВВЕДЕНИЕ
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших
признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в
высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в
европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом
для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем
места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в развитии Республики
Беларусь обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую
систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими
западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к
росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того,
геостратегическое расположение Беларуси позволяет ей быть выгодным мостом
для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы,
Азии и Ближнего Востока.
Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские
перевозки на территории Республики Беларусь, является транспортная система,
к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении
качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов
и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В
соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Республики Беларусь
должно отвечать требованиям европейской интеграции.
Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Республики
Беларусь является рациональное использование существующих транспортных
сетей, реализация преимуществ их географического расположения и
коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским
странам с Восточным и Азиатским континентами. Но чтобы транспортные системы
Республики Беларусь как можно быстрее преобразились в транспортные системы
мирового уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей
транспортной отрасли.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг
является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные
условия представляется возможным с применением логистики, т. е.
управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-
математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов
транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.
Недостаточное развитие в Беларуси логистических прогрессивных транспортно-
технологических систем перевозок приводит к увеличению транспортных
расходов, следовательно, к потере рынка.
Не простая экономическая ситуация в нашей стране, требует от
работников автомобильного транспорта повышенного внимания при решении
вопросов организации и управления автомобильными перевозками. При решении
этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности
планирования, анализа и экономической оценки работы как крупных
транспортных систем, так и отдельных автомобилей. Только на основе точных
расчетов и анализа возможна разработка рациональных ресурсосберегающих схем
перевозки грузов. Верное экономическое решение является залогом успешного
развития автотранспортного предприятия и получения им стабильной прибыли.
Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.
Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных
перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.
Исходя из поставленной цели, предметом работы является система
грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.
В работе использованы монографии таких авторов, как Ковалев В.П. [11],
Ходош М.С [22] и ряда других авторов. При написании работы использовались
также различные справочники и периодические издания.
Данная работа исследует существующую организацию грузовых перевозок в
Республике Беларусь и предлагает пути совершенствования грузовых перевозок.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
И ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы РБ.
Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию
своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только
обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с
городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью
инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и
развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние
на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных
регионов и страны в целом.
Рассматривая транспорт как отрасль народного хозяйства, необходимо
отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы
экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а
только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами,
оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю,
увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек,
которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям
промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в
лесной промышленности, где они могут достигать 50%. [3, стр. 35]
Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере
производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта
страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости
продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он
играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной
организации производительных сил.
Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических
проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой
является одним из факторов привлечения населения и производства, служит
важным преимуществом для размещения производительных сил и дает
интеграционный эффект.
Транспортный фактор имеет немаловажное значение в нашей стране с ее
географическим положением и неравномерным размещением ресурсов, населения и
основных производственных фондов. Транспорт создает условия для
формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к
рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной
стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия,
что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой
стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без
транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому
транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Важной особенностью транспортной системы Республики Беларусь является
её тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три
стадии.
На первой стадии производство и транспорт находились в
непосредственном единстве, между ними нельзя было провести
разграничительную черту.
На второй стадии они сформировали самостоятельные системы,
функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт
выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся
устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация
пропускной способности транспортных магистралей – и показателями работы –
учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах).
Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная
система Беларуси.
На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую
производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют
в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции
обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план
выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии. [7, стр. 15]
Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как
активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует
перевозки с учётом изменяющихся потребностей производства, но и само
производство активно упорядочивает связи и формирует свои программы
развития, исходя из возможностей и потребностей транспорта. Функция
транспорта в таком взаимодействии заключается не только в полном
обеспечении потребностей производства в перевозках, но и в качественном и
своевременном транспортном обслуживании поставщиков и потребителей с
колеблющимися ритмами работы, т. е. С учетом постоянно изменяющихся и в
перспективе в условиях рыночной экономики часто неопределенных потребностей
производства в транспортных услугах.
Таким образом, гибкость, эластичность транспорта, возможность работать
в разных, в том числе вероятностных, режимах, реализовывать «пиковые»
потребности в перевозках — вот те требования, которые предъявляются
современным транспортным системам.
Перечисленные выше особенности транспортной системы страны ставят
целый ряд проблем его территориальной организации. Важную роль в их решении
призвано сыграть изучение территориальной организации транспортных систем,
особенностей и закономерностей становления и развития территориальных
транспортных структур и формируемой ими системы транспортно-географичеких
отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-
экономическими системами.
Интенсивный путь расширенного производства ставит перед транспортом
ряд важных проблем, требующих неотложного решения:
. комплексное развитие транспортной системы;
. замена малопроизводительных транспортных средств более
производительными;
. создание современной техники для погрузочно-разгрузочных работ;
. совершенствование структуры автомобильного транспорта (по типу
кузова и грузоподъемности);
. подготовка и повышение квалификации работников, занятых не
только эксплуатацией новой техники, но и техническим
обслуживанием, и текущим ремонтом;
. совершенствование организации производства и труда;
. сокращение внутрисменных простоев транспортных средств, потерь
сырья и топлива, рабочего времени;
. ускорение темпов строительства дорог с твердым покрытием.
При этом отрасли, наиболее активно использующие транспорт, так
называемые транспортоемкие, предъявляют к нему новые требования по
повышению скоростей и увеличению тоннажа доставляемых грузов. Конструкция
транспортных средств должна обеспечивать необходимую грузоподъемность,
улучшение технико-эксплуатационных параметров их работы.
Транспортная система представляет собой большой и сложный
народнохозяйственный комплекс, рассредоточенный на всей территории страны.
В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной
(внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Далеко не последнее место в транспортной системе принадлежит железным
дорогам. Их роль определяется высокой провозной способностью,
независимостью от климата и условий погоды. На их долю приходится более 35
% перевозок. В 2002 г. удельный вес железных дорог в грузообороте всех
видов транспорта составлял 30,6 %. [13, стр. 7]
Трубопроводами выполняется значительный объем работ по транспортировке
сырой нефти и нефтепродуктов. И это неудивительно: перекачка нефти по
трубопроводам обходится в 2—3 раза дешевле, чем перевозка ее по железной
дороге. Преимущества этого вида транспорта по сравнению с другими
заключаются также в меньшем объеме капиталовложений, более низком удельном
расходе металла, электроэнергии и топлива на единицу полезной работы. Кроме
того, на трубопроводном транспорте можно при относительно небольших
затратах быстрее осуществить автоматизацию производственных процессов и
добиться высокой производительности труда. Поэтому тенденция роста
удельного веса трубопроводного транспорта сохранится и на перспективу.
Однако необходимо иметь в виду, что строительство трубопроводов
экономически обосновано только при наличии мощных и устойчивых потоков
нефти или нефтепродуктов.
Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее
массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте
занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.
Протяженность автомобильных дорог республики составляет 74,2 тысяч
километров, в том числе с твердым покрытием - 67 тысяч километров, при этом
плотность автомобильных дорог на 1 000 квадратных километров территории
республики составляет 357 километров. Среди развитых в дорожном отношении
стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности на 1 000
жителей и пятнадцатое место по плотности национальных дорог.
Характерной особенностью развития транспортного комплекса Республики
Беларусь является повышение удельного веса автомобильного транспорта как в
грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что
автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие
расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается
объем погрузочно-разгрузочных работ, значительно повышается степень
сохранности перевозимых грузов и др.
При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в
сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар
перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом
транспорт как бы продолжает процесс производства товара в в пределах
сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене),
стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.
Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических
отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике,
выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.
В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных
услуг, в том числе железнодорожный транспорт - 20,5%, автомобильный
транспорт- 12,0% и воздушный транспорт - 1,9%.
Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие
указанных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и
развитой транспортной инфраструктурой. Так, в период с 1993 года по 2000
год, экспорт услуг от международных автоперевозок увеличился в 5,4 раза и
достиг 123,3 млн. долларов. [13, стр. 135]
Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в
следующем:
. маневренность — возможность концентрации транспорта там, где
требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без
перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно
эта характеристика в большей степени, чем любая другая,
принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают
предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми
другими видами транспорта;
. срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов
может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для
погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие
груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка
может быть организована по системе «just in time» — точно в
срок;
. большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с
перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и
загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель,
осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность
перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших
объемах или даже не требуется поскольку, как правило,
отсутствует перевалка грузов.
Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на
внешние рынки, усиление международной производственной кооперации и
специализации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые
связи требуют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного
обслуживания становится одним из факторов, влияющих на конечные результаты
работы предприятий, объединений и фирм, работающих на условиях
самофинансирования и валютной окупаемости.
В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 12000
субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на выполнение международных
автомобильных перевозок.
Активный выход перевозчиков Беларуси на международный транспортный
рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных
и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке
высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать устойчивую
работу предприятий в условиях жесткой конкуренции на транспортных рынках
Западной Европы, стран Балтии и СНГ.
1.2. Структура организации автомобильных перевозок в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь автомобильные перевозки – лицензируемый вид
деятельности. В частности, в настоящее время в Республике Беларусь на
автомобильном транспорте лицензируемыми видами деятельности являются
международные и междугородные перевозки грузов и пассажиров,
внутригородские (лицензии на внутригородские перевозки выдаются районными и
городскими исполнительными комитетами), транспортно-экспедиционная
деятельность, а также оценка стоимости транспортных средств автомобильного
транспорта (кроме подлежащих декларированию транспортных средств, оценка
стоимости которых осуществляется в порядке, предусмотренном Советом
Министров Республики Беларусь от 12.03.97 № 190). Указанные виды
деятельности (исключая перевозки на собственные технологические нужды и
внутригородские) лицензируются Министерством транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь через лицензионный орган - Транспортную инспекцию
республиканского унитарного предприятия международных автомобильных
сообщений «Интеравтотранс».
В системе лицензирования к внутригородским относятся перевозки грузов
и пассажиров, осуществляемые автотранспортом в пределах населенного пункта
и на расстоянии от его черты до 50 километров. Перевозки, осуществляемые за
пределами населенного пункта на расстоянии более 50 километров в пределах
Республики Беларусь, относятся к междугородным. Автомобильные перевозки,
осуществляемые за пределы Республики Беларусь, относятся к международным
перевозкам.
К транспортно-экспедиционной деятельности относится хозяйственная
деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и
получение, а также выполнение других связанных с перевозкой операций, по
договору транспортной экспедиции.
На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается одна
лицензия, сроком на пять лет.
В зависимости от вида лицензируемой деятельности лицензии имеют
следующие серии:
. АА - междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом (в
пределах Республики Беларусь);
. АВ - междугородные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (в
пределах Республики Беларусь);
. АЕ - международные перевозки грузов автомобильным транспортом (за
пределы Республики Беларусь);
. АК - международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за
пределы Республики Беларусь);
. МА - транспортно-экспедиционная деятельность;
. ОА - оценка стоимости транспортных средств автомобильного транспорта.
Министерство транспорта и коммуникаций начало выдавать лицензии на
лицензируемые виды деятельности в 1992 году.
В 1995 году выдача лицензий была передана государственному предприятию
«Интеравтотранс», а после создания 5 июня 1997 года Транспортной инспекции
эти функции перешли к ней.
Оформление лицензий и лицензионных карточек осуществляется
юридическими и физическими лицами в указанной последовательности:
1. Получение перечня документов, необходимых для оформления
лицензии.
2. Подготовка пакета документов для получения лицензии по перечню.
3. Подача пакета документов в Транспортную инспекцию для
предварительной проверки и проверка готовности предприятия,
индивидуального предпринимателя.
4. В случае если весь пакет документов соответствует предъявляемым
требованиям, юридическое или физическое лицо заполняет заявление
и подает документы. При несоответствии предъявляемым требованиям
- документы не принимаются.
5. Получение лицензии.
6. Подготовка пакета для получения лицензионных карточек (при
первичном обращении не требуется, за исключением документов,
связанных с регистрацией индивидуального предпринимателя).
7. Получение лицензионных карточек (в случае, если все поданные
документы соответствуют предъявляемым требованиям).
Требования (условия), предъявляемые к юридическому или физическому
лицу при получении лицензии, должны выполняться (соблюдаться) субъектом
хозяйствования на транспорте (владельцем лицензии) на протяжении всего
срока лицензируемой деятельности. Продление срока действия лицензии
осуществляется в порядке, предусмотренном для ее выдачи. Субъект
хозяйствования на транспорте, имеющий лицензию на международные перевозки
пассажиров и грузов автомобильным транспортом, вправе осуществлять
междугородные перевозки пассажиров и грузов на основании этой лицензии.
Оформление и выдача лицензии производится после изучения всех
представленных документов, а при необходимости - после проверки готовности
юридического или физического лица к осуществлению лицензируемой
деятельности на транспорте.
В случае изменения наименования (без реорганизации или смены
собственника) или юридического адреса владельца лицензии, а также в случае
утраты лицензии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок подать заявление
о внесении изменений в лицензию или выдаче ее дубликата. [8, стр. 74]
Внесение изменений в лицензию осуществляется путем оформления нового
бланка лицензии. В случае изменения других сведений, указанных в документах
при получении лицензии, субъект хозяйствования на транспорте в месячный
срок обязан письменно сообщить об этом в Транспортную инспекцию по области.
Необходимо иметь в виду, что согласно приказу МВД Республики Беларусь
от 19 марта 1999 года № 45 к управлению транспортными средствами, занятыми
на перевозках опасных грузов, допускаются водители не моложе 21 года,
имеющие стаж работы на транспортных средствах категорий «В», «С» не менее
трех лет, а также удостоверение о профессиональной пригодности,
подтверждающее окончание ими курсов подготовки водителей по перевозке таких
грузов.
К управлению грузовыми автомобилями, занятыми на перевозке грузов на
международном сообщении, допускаются водители, имеющие общий стаж работы не
менее трех лет в качестве водителя транспортных средств категории «С».
К управлению составами транспортных средств с тягачами, участвующими в
перевозке грузов в международном сообщении, допускаются водители, имеющие
общий стаж работы не менее трех лет в качестве водителя категорий «С» и
«Е», в т.ч. не менее одного года в качестве водителя категории «Е».
При использовании подвижного состава по договору сублизинга необходимо
предоставить разрешение основного лизингодателя. Договор сублизинга должен
соответствовать требованиям «Положения о лизинге на территории Республики
Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 31 декабря 1997 года № 1769.
Контроль за юридическими и физическими лицами при осуществлении ими
лицензируемой на автомобильном транспорте деятельности осуществляет
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через
Транспортную инспекцию Республиканского унитарного предприятия
международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».
Контроль за лицензируемой деятельностью на транспорте осуществляется
непосредственно по месту расположения субъекта хозяйствования на
транспорте, а также на линии. [8, стр. 35]
Субъект хозяйствования на транспорте обязан в указанный срок устранить
нарушения и в трехдневный срок после устранения сообщить об этом в
Транспортную инспекцию по области.
При выявлении нарушений лицензируемой деятельности на транспорте могут
применяться следующие меры воздействия:
. сообщение соответствующим территориальным органам надзора и контроля
по месту регистрации субъекта хозяйствования на транспорте;
. предписание субъекту хозяйствования на транспорте об устранении
выявленных нарушений;
. приостановление действия лицензии на определенный срок или до
устранения выявленных нарушений;
. аннулирование лицензии;
. изъятие (аннулирование) лицензионной карточки.
В случае осуществления юридическими или физическими лицами
лицензируемой деятельности на транспорте без лицензии они несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
С 1 января 2002 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об
автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Закон определяет
правовые, экономические и организационные основы деятельности на
автомобильном транспорте в Республике Беларусь.
В соответствии со статьей 34 Закона в целях повышения эффективности и
качества представляемых транспортных услуг Министерство транспорта и
коммуникаций может устанавливать дополнительные лицензионные требования и
вводить ограничения (квотирование) числа лицензий на отдельные виды
перевозок. В соответствии со статьей 34 Закона в настоящее время
разрабатывается проект дополнений и изменений в порядок лицензирования
автомобильных перевозок.
В первую очередь будут ужесточены требования по допуску владельцев
лицензий к рынку международных автомобильных перевозок.
Перевозка грузов автомобильным транспортом является сложным
производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий
технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителей к
получателям состоит из трех основных элементов:
. погрузки груза на автомобильное средство в пунктах отправления;
. перемещение груза автомобильным средством от пунктов отправления
до пунктов назначения;
. выгрузки груза с подвижного состава в пунктах назначения.
При доставке груза возникает также необходимость выполнения различных
других работ, связанных с транспортным процессом (прием груза у
грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза
во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т. д.).
Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, выполняемых с
момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте
назначения, называется транспортно-экспедиционной работой.
В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы
могут быть комплексными и местными.
Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза у
отправителя до момента сдачи его получателю.
Местные разделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в
пути следования и по месту прибытия.
Транспортно-экспедиционная работа может выполняться как самими
грузоотправителями и грузополучателями, так и специальными организациями,
специализирующимися на транспортной логистике.
Цель транспортно-экспедиционной работы, выполняемой предприятиями и
организациями автомобильного транспорта, — организация доставки груза от
складов отправителей до складов получателей с освобождением грузовладельцев
(отправителей и получателей) от несвойственных им функций, связанных с
процессом перевозки — получение груза в пункте отправления, охрана груза в
пути следования, сдача груза в пункте назначения.
Основными показателями транспортно-экспедиционной работы для
специализированных транспортно-экспедиционных предприятий и организаций
являются: количество выполненных транспортно-экспедиционных услуг
(операций); завоз и вывоз груза (в отправках и тоннах); экспедиция и
сопровождение груза (в тоннах и операциях); погрузочно-разгрузочные работы,
характеризуемые количеством погруженных и выгруженных тонн.
Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка
подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы
документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д.
От уровня организации перевозок зависит качество перевозочного
процесса, т. е. сохранность грузов, своевременность (надежность) и
экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок (рис. 1).
Взаимоотношения между грузоотправителями и грузополучателями
регулируются основными действующими нормативными актами и отражаются в
договорах на перевозку груза, заключаемых между автотранспортными
организациями и заказчиками автомобильного транспорта. [12, стр. 76]
Перевозки грузов должны осуществляться при количественном учете объема
перевозимого груза, т. е. работа подвижного состава должна учитываться в
тоннах и тонно-километрах.
[pic]
Рисунок 1.
Непосредственно сама грузоперевозка должна осуществляться в
соответствии с Постановлением Министерства Транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь от 19 июля 2002 года № 22 «Об утверждении правил
организации безопасной перевозки пассажиров и грузов».
В соответствии с Правилами перевозчик обязан:
организовать работу по недопущению нарушения требований
нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности
дорожного движения, требований по безопасной перевозке грузов и требований
Правил;
назначать на должность, связанную с обеспечением безопасной
перевозки грузов лиц, прошедших специальную подготовку в порядке,
установленном законодательством;
установить постоянный контроль за выполнением должностными
лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению
безопасной перевозки грузов;
обеспечить постоянный контроль за соблюдением установленного
режима труда и отдыха водителей;
обеспечить соответствие транспортных средств виду перевозки,
объемам и характеристикам перевозимых грузов;
обеспечить соответствие технического состояния транспортных
средств требованиям безопасности дорожного движения, не допуская к
эксплуатации транспортные средства с неисправностями, угрожающими
безопасности дорожного движения;
организовать проведение служебного расследования, учета и
анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали
транспортные средства перевозчика, а также организовать выявление
причин, способствующих их возникновению;
обеспечить учет данных о квалификации водителей, их стаже
работы на определенных типах транспортных средств, сроках
прохождения медицинского освидетельствования, участии в
дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил
дорожного движения и требований безопасной перевозки грузов;
ежегодно планировать и проводить мероприятия, направленные на
соблюдение требований Правил дорожного движения и требований
безопасной перевозки грузов;
оперативно доводить до водителей сведения о причинах и
обстоятельствах известных ему дорожно-транспортных происшествий;
проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение
профессионального мастерства водителей;
организовать и оснастить соответствующим оборудованием,
литературой и наглядными материалами помещение или место для
проведения профилактических мероприятий по предупреждению
дорожно-транспортных происшествий;
иметь нормативные правовые акты, методические и информационные
материалы для проведения профилактической работы по организации
безопасной перевозки грузов;
организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и
послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров
водителей автотранспортных средств в порядке, определяемом
Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с
Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и
Министерством внутренних дел Республики Беларусь. Водитель,
осуществляющий деятельность в качестве индивидуального
предпринимателя, обязан проходить предрейсовый медицинский контроль в
предприятии, имеющем соответствующие полномочия на проведение этой
работы;
обеспечить учет и анализ данных медицинского осмотра водителей,
склонных к употреблению алкогольных напитков, наркотиков или
страдающих хроническими заболеваниями;
Страницы: 1, 2, 3
|