Рефераты

Организация международных грузовых автомобильных перевозок

Организация международных грузовых автомобильных перевозок

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И

ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6

1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы

Республики Беларусь…………………………………………6

2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24

1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24

2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ПЕРЕВОЗОК……………………………………41

3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41

3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48

3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых

перевозок……………………………………………………………………...52

3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64

ВВЕДЕНИЕ

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших

признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в

высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в

европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом

для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем

места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Объективные условия трансформационных процессов в развитии Республики

Беларусь обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую

систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими

западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к

росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того,

геостратегическое расположение Беларуси позволяет ей быть выгодным мостом

для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы,

Азии и Ближнего Востока.

Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские

перевозки на территории Республики Беларусь, является транспортная система,

к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении

качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов

и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В

соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Республики Беларусь

должно отвечать требованиям европейской интеграции.

Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Республики

Беларусь является рациональное использование существующих транспортных

сетей, реализация преимуществ их географического расположения и

коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским

странам с Восточным и Азиатским континентами. Но чтобы транспортные системы

Республики Беларусь как можно быстрее преобразились в транспортные системы

мирового уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей

транспортной отрасли.

В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг

является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные

условия представляется возможным с применением логистики, т. е.

управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-

математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов

транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.

Недостаточное развитие в Беларуси логистических прогрессивных транспортно-

технологических систем перевозок приводит к увеличению транспортных

расходов, следовательно, к потере рынка.

Не простая экономическая ситуация в нашей стране, требует от

работников автомобильного транспорта повышенного внимания при решении

вопросов организации и управления автомобильными перевозками. При решении

этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности

планирования, анализа и экономической оценки работы как крупных

транспортных систем, так и отдельных автомобилей. Только на основе точных

расчетов и анализа возможна разработка рациональных ресурсосберегающих схем

перевозки грузов. Верное экономическое решение является залогом успешного

развития автотранспортного предприятия и получения им стабильной прибыли.

Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.

Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных

перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.

Исходя из поставленной цели, предметом работы является система

грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.

В работе использованы монографии таких авторов, как Ковалев В.П. [11],

Ходош М.С [22] и ряда других авторов. При написании работы использовались

также различные справочники и периодические издания.

Данная работа исследует существующую организацию грузовых перевозок в

Республике Беларусь и предлагает пути совершенствования грузовых перевозок.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

И ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы РБ.

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию

своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только

обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с

городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью

инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и

развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние

на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных

регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль народного хозяйства, необходимо

отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы

экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а

только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами,

оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю,

увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек,

которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям

промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в

лесной промышленности, где они могут достигать 50%. [3, стр. 35]

Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере

производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта

страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости

продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он

играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной

организации производительных сил.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических

проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой

является одним из факторов привлечения населения и производства, служит

важным преимуществом для размещения производительных сил и дает

интеграционный эффект.

Транспортный фактор имеет немаловажное значение в нашей стране с ее

географическим положением и неравномерным размещением ресурсов, населения и

основных производственных фондов. Транспорт создает условия для

формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к

рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной

стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия,

что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой

стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без

транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому

транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Важной особенностью транспортной системы Республики Беларусь является

её тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три

стадии.

На первой стадии производство и транспорт находились в

непосредственном единстве, между ними нельзя было провести

разграничительную черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные системы,

функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт

выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся

устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация

пропускной способности транспортных магистралей – и показателями работы –

учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах).

Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная

система Беларуси.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую

производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют

в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции

обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план

выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии. [7, стр. 15]

Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как

активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует

перевозки с учётом изменяющихся потребностей производства, но и само

производство активно упорядочивает связи и формирует свои программы

развития, исходя из возможностей и потребностей транспорта. Функция

транспорта в таком взаимодействии заключается не только в полном

обеспечении потребностей производства в перевозках, но и в качественном и

своевременном транспортном обслуживании поставщиков и потребителей с

колеблющимися ритмами работы, т. е. С учетом постоянно изменяющихся и в

перспективе в условиях рыночной экономики часто неопределенных потребностей

производства в транспортных услугах.

Таким образом, гибкость, эластичность транспорта, возможность работать

в разных, в том числе вероятностных, режимах, реализовывать «пиковые»

потребности в перевозках — вот те требования, которые предъявляются

современным транспортным системам.

Перечисленные выше особенности транспортной системы страны ставят

целый ряд проблем его территориальной организации. Важную роль в их решении

призвано сыграть изучение территориальной организации транспортных систем,

особенностей и закономерностей становления и развития территориальных

транспортных структур и формируемой ими системы транспортно-географичеких

отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-

экономическими системами.

Интенсивный путь расширенного производства ставит перед транспортом

ряд важных проблем, требующих неотложного решения:

. комплексное развитие транспортной системы;

. замена малопроизводительных транспортных средств более

производительными;

. создание современной техники для погрузочно-разгрузочных работ;

. совершенствование структуры автомобильного транспорта (по типу

кузова и грузоподъемности);

. подготовка и повышение квалификации работников, занятых не

только эксплуатацией новой техники, но и техническим

обслуживанием, и текущим ремонтом;

. совершенствование организации производства и труда;

. сокращение внутрисменных простоев транспортных средств, потерь

сырья и топлива, рабочего времени;

. ускорение темпов строительства дорог с твердым покрытием.

При этом отрасли, наиболее активно использующие транспорт, так

называемые транспортоемкие, предъявляют к нему новые требования по

повышению скоростей и увеличению тоннажа доставляемых грузов. Конструкция

транспортных средств должна обеспечивать необходимую грузоподъемность,

улучшение технико-эксплуатационных параметров их работы.

Транспортная система представляет собой большой и сложный

народнохозяйственный комплекс, рассредоточенный на всей территории страны.

В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной

(внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Далеко не последнее место в транспортной системе принадлежит железным

дорогам. Их роль определяется высокой провозной способностью,

независимостью от климата и условий погоды. На их долю приходится более 35

% перевозок. В 2002 г. удельный вес железных дорог в грузообороте всех

видов транспорта составлял 30,6 %. [13, стр. 7]

Трубопроводами выполняется значительный объем работ по транспортировке

сырой нефти и нефтепродуктов. И это неудивительно: перекачка нефти по

трубопроводам обходится в 2—3 раза дешевле, чем перевозка ее по железной

дороге. Преимущества этого вида транспорта по сравнению с другими

заключаются также в меньшем объеме капиталовложений, более низком удельном

расходе металла, электроэнергии и топлива на единицу полезной работы. Кроме

того, на трубопроводном транспорте можно при относительно небольших

затратах быстрее осуществить автоматизацию производственных процессов и

добиться высокой производительности труда. Поэтому тенденция роста

удельного веса трубопроводного транспорта сохранится и на перспективу.

Однако необходимо иметь в виду, что строительство трубопроводов

экономически обосновано только при наличии мощных и устойчивых потоков

нефти или нефтепродуктов.

Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее

массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте

занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.

Протяженность автомобильных дорог республики составляет 74,2 тысяч

километров, в том числе с твердым покрытием - 67 тысяч километров, при этом

плотность автомобильных дорог на 1 000 квадратных километров территории

республики составляет 357 километров. Среди развитых в дорожном отношении

стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности на 1 000

жителей и пятнадцатое место по плотности национальных дорог.

Характерной особенностью развития транспортного комплекса Республики

Беларусь является повышение удельного веса автомобильного транспорта как в

грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что

автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие

расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается

объем погрузочно-разгрузочных работ, значительно повышается степень

сохранности перевозимых грузов и др.

При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в

сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар

перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом

транспорт как бы продолжает процесс производства товара в в пределах

сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене),

стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.

Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических

отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике,

выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.

В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных

услуг, в том числе железнодорожный транспорт - 20,5%, автомобильный

транспорт- 12,0% и воздушный транспорт - 1,9%.

Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие

указанных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и

развитой транспортной инфраструктурой. Так, в период с 1993 года по 2000

год, экспорт услуг от международных автоперевозок увеличился в 5,4 раза и

достиг 123,3 млн. долларов. [13, стр. 135]

Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в

следующем:

. маневренность — возможность концентрации транспорта там, где

требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без

перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно

эта характеристика в большей степени, чем любая другая,

принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают

предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми

другими видами транспорта;

. срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов

может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для

погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие

груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка

может быть организована по системе «just in time» — точно в

срок;

. большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с

перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и

загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель,

осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность

перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших

объемах или даже не требуется поскольку, как правило,

отсутствует перевалка грузов.

Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на

внешние рынки, усиление международной производственной кооперации и

специализации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые

связи требуют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного

обслуживания становится одним из факторов, влияющих на конечные результаты

работы предприятий, объединений и фирм, работающих на условиях

самофинансирования и валютной окупаемости.

В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 12000

субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на выполнение международных

автомобильных перевозок.

Активный выход перевозчиков Беларуси на международный транспортный

рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных

и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке

высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать устойчивую

работу предприятий в условиях жесткой конкуренции на транспортных рынках

Западной Европы, стран Балтии и СНГ.

1.2. Структура организации автомобильных перевозок в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь автомобильные перевозки – лицензируемый вид

деятельности. В частности, в настоящее время в Республике Беларусь на

автомобильном транспорте лицензируемыми видами деятельности являются

международные и междугородные перевозки грузов и пассажиров,

внутригородские (лицензии на внутригородские перевозки выдаются районными и

городскими исполнительными комитетами), транспортно-экспедиционная

деятельность, а также оценка стоимости транспортных средств автомобильного

транспорта (кроме подлежащих декларированию транспортных средств, оценка

стоимости которых осуществляется в порядке, предусмотренном Советом

Министров Республики Беларусь от 12.03.97 № 190). Указанные виды

деятельности (исключая перевозки на собственные технологические нужды и

внутригородские) лицензируются Министерством транспорта и коммуникаций

Республики Беларусь через лицензионный орган - Транспортную инспекцию

республиканского унитарного предприятия международных автомобильных

сообщений «Интеравтотранс».

В системе лицензирования к внутригородским относятся перевозки грузов

и пассажиров, осуществляемые автотранспортом в пределах населенного пункта

и на расстоянии от его черты до 50 километров. Перевозки, осуществляемые за

пределами населенного пункта на расстоянии более 50 километров в пределах

Республики Беларусь, относятся к междугородным. Автомобильные перевозки,

осуществляемые за пределы Республики Беларусь, относятся к международным

перевозкам.

К транспортно-экспедиционной деятельности относится хозяйственная

деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и

получение, а также выполнение других связанных с перевозкой операций, по

договору транспортной экспедиции.

На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается одна

лицензия, сроком на пять лет.

В зависимости от вида лицензируемой деятельности лицензии имеют

следующие серии:

. АА - междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом (в

пределах Республики Беларусь);

. АВ - междугородные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (в

пределах Республики Беларусь);

. АЕ - международные перевозки грузов автомобильным транспортом (за

пределы Республики Беларусь);

. АК - международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за

пределы Республики Беларусь);

. МА - транспортно-экспедиционная деятельность;

. ОА - оценка стоимости транспортных средств автомобильного транспорта.

Министерство транспорта и коммуникаций начало выдавать лицензии на

лицензируемые виды деятельности в 1992 году.

В 1995 году выдача лицензий была передана государственному предприятию

«Интеравтотранс», а после создания 5 июня 1997 года Транспортной инспекции

эти функции перешли к ней.

Оформление лицензий и лицензионных карточек осуществляется

юридическими и физическими лицами в указанной последовательности:

1. Получение перечня документов, необходимых для оформления

лицензии.

2. Подготовка пакета документов для получения лицензии по перечню.

3. Подача пакета документов в Транспортную инспекцию для

предварительной проверки и проверка готовности предприятия,

индивидуального предпринимателя.

4. В случае если весь пакет документов соответствует предъявляемым

требованиям, юридическое или физическое лицо заполняет заявление

и подает документы. При несоответствии предъявляемым требованиям

- документы не принимаются.

5. Получение лицензии.

6. Подготовка пакета для получения лицензионных карточек (при

первичном обращении не требуется, за исключением документов,

связанных с регистрацией индивидуального предпринимателя).

7. Получение лицензионных карточек (в случае, если все поданные

документы соответствуют предъявляемым требованиям).

Требования (условия), предъявляемые к юридическому или физическому

лицу при получении лицензии, должны выполняться (соблюдаться) субъектом

хозяйствования на транспорте (владельцем лицензии) на протяжении всего

срока лицензируемой деятельности. Продление срока действия лицензии

осуществляется в порядке, предусмотренном для ее выдачи. Субъект

хозяйствования на транспорте, имеющий лицензию на международные перевозки

пассажиров и грузов автомобильным транспортом, вправе осуществлять

междугородные перевозки пассажиров и грузов на основании этой лицензии.

Оформление и выдача лицензии производится после изучения всех

представленных документов, а при необходимости - после проверки готовности

юридического или физического лица к осуществлению лицензируемой

деятельности на транспорте.

В случае изменения наименования (без реорганизации или смены

собственника) или юридического адреса владельца лицензии, а также в случае

утраты лицензии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок подать заявление

о внесении изменений в лицензию или выдаче ее дубликата. [8, стр. 74]

Внесение изменений в лицензию осуществляется путем оформления нового

бланка лицензии. В случае изменения других сведений, указанных в документах

при получении лицензии, субъект хозяйствования на транспорте в месячный

срок обязан письменно сообщить об этом в Транспортную инспекцию по области.

Необходимо иметь в виду, что согласно приказу МВД Республики Беларусь

от 19 марта 1999 года № 45 к управлению транспортными средствами, занятыми

на перевозках опасных грузов, допускаются водители не моложе 21 года,

имеющие стаж работы на транспортных средствах категорий «В», «С» не менее

трех лет, а также удостоверение о профессиональной пригодности,

подтверждающее окончание ими курсов подготовки водителей по перевозке таких

грузов.

К управлению грузовыми автомобилями, занятыми на перевозке грузов на

международном сообщении, допускаются водители, имеющие общий стаж работы не

менее трех лет в качестве водителя транспортных средств категории «С».

К управлению составами транспортных средств с тягачами, участвующими в

перевозке грузов в международном сообщении, допускаются водители, имеющие

общий стаж работы не менее трех лет в качестве водителя категорий «С» и

«Е», в т.ч. не менее одного года в качестве водителя категории «Е».

При использовании подвижного состава по договору сублизинга необходимо

предоставить разрешение основного лизингодателя. Договор сублизинга должен

соответствовать требованиям «Положения о лизинге на территории Республики

Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики

Беларусь от 31 декабря 1997 года № 1769.

Контроль за юридическими и физическими лицами при осуществлении ими

лицензируемой на автомобильном транспорте деятельности осуществляет

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через

Транспортную инспекцию Республиканского унитарного предприятия

международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».

Контроль за лицензируемой деятельностью на транспорте осуществляется

непосредственно по месту расположения субъекта хозяйствования на

транспорте, а также на линии. [8, стр. 35]

Субъект хозяйствования на транспорте обязан в указанный срок устранить

нарушения и в трехдневный срок после устранения сообщить об этом в

Транспортную инспекцию по области.

При выявлении нарушений лицензируемой деятельности на транспорте могут

применяться следующие меры воздействия:

. сообщение соответствующим территориальным органам надзора и контроля

по месту регистрации субъекта хозяйствования на транспорте;

. предписание субъекту хозяйствования на транспорте об устранении

выявленных нарушений;

. приостановление действия лицензии на определенный срок или до

устранения выявленных нарушений;

. аннулирование лицензии;

. изъятие (аннулирование) лицензионной карточки.

В случае осуществления юридическими или физическими лицами

лицензируемой деятельности на транспорте без лицензии они несут

ответственность в соответствии с действующим законодательством.

С 1 января 2002 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об

автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Закон определяет

правовые, экономические и организационные основы деятельности на

автомобильном транспорте в Республике Беларусь.

В соответствии со статьей 34 Закона в целях повышения эффективности и

качества представляемых транспортных услуг Министерство транспорта и

коммуникаций может устанавливать дополнительные лицензионные требования и

вводить ограничения (квотирование) числа лицензий на отдельные виды

перевозок. В соответствии со статьей 34 Закона в настоящее время

разрабатывается проект дополнений и изменений в порядок лицензирования

автомобильных перевозок.

В первую очередь будут ужесточены требования по допуску владельцев

лицензий к рынку международных автомобильных перевозок.

Перевозка грузов автомобильным транспортом является сложным

производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий

технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителей к

получателям состоит из трех основных элементов:

. погрузки груза на автомобильное средство в пунктах отправления;

. перемещение груза автомобильным средством от пунктов отправления

до пунктов назначения;

. выгрузки груза с подвижного состава в пунктах назначения.

При доставке груза возникает также необходимость выполнения различных

других работ, связанных с транспортным процессом (прием груза у

грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза

во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т. д.).

Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, выполняемых с

момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте

назначения, называется транспортно-экспедиционной работой.

В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы

могут быть комплексными и местными.

Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза у

отправителя до момента сдачи его получателю.

Местные разделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в

пути следования и по месту прибытия.

Транспортно-экспедиционная работа может выполняться как самими

грузоотправителями и грузополучателями, так и специальными организациями,

специализирующимися на транспортной логистике.

Цель транспортно-экспедиционной работы, выполняемой предприятиями и

организациями автомобильного транспорта, — организация доставки груза от

складов отправителей до складов получателей с освобождением грузовладельцев

(отправителей и получателей) от несвойственных им функций, связанных с

процессом перевозки — получение груза в пункте отправления, охрана груза в

пути следования, сдача груза в пункте назначения.

Основными показателями транспортно-экспедиционной работы для

специализированных транспортно-экспедиционных предприятий и организаций

являются: количество выполненных транспортно-экспедиционных услуг

(операций); завоз и вывоз груза (в отправках и тоннах); экспедиция и

сопровождение груза (в тоннах и операциях); погрузочно-разгрузочные работы,

характеризуемые количеством погруженных и выгруженных тонн.

Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка

подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы

документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д.

От уровня организации перевозок зависит качество перевозочного

процесса, т. е. сохранность грузов, своевременность (надежность) и

экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок (рис. 1).

Взаимоотношения между грузоотправителями и грузополучателями

регулируются основными действующими нормативными актами и отражаются в

договорах на перевозку груза, заключаемых между автотранспортными

организациями и заказчиками автомобильного транспорта. [12, стр. 76]

Перевозки грузов должны осуществляться при количественном учете объема

перевозимого груза, т. е. работа подвижного состава должна учитываться в

тоннах и тонно-километрах.

[pic]

Рисунок 1.

Непосредственно сама грузоперевозка должна осуществляться в

соответствии с Постановлением Министерства Транспорта и коммуникаций

Республики Беларусь от 19 июля 2002 года № 22 «Об утверждении правил

организации безопасной перевозки пассажиров и грузов».

В соответствии с Правилами перевозчик обязан:

организовать работу по недопущению нарушения требований

нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности

дорожного движения, требований по безопасной перевозке грузов и требований

Правил;

назначать на должность, связанную с обеспечением безопасной

перевозки грузов лиц, прошедших специальную подготовку в порядке,

установленном законодательством;

установить постоянный контроль за выполнением должностными

лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению

безопасной перевозки грузов;

обеспечить постоянный контроль за соблюдением установленного

режима труда и отдыха водителей;

обеспечить соответствие транспортных средств виду перевозки,

объемам и характеристикам перевозимых грузов;

обеспечить соответствие технического состояния транспортных

средств требованиям безопасности дорожного движения, не допуская к

эксплуатации транспортные средства с неисправностями, угрожающими

безопасности дорожного движения;

организовать проведение служебного расследования, учета и

анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали

транспортные средства перевозчика, а также организовать выявление

причин, способствующих их возникновению;

обеспечить учет данных о квалификации водителей, их стаже

работы на определенных типах транспортных средств, сроках

прохождения медицинского освидетельствования, участии в

дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил

дорожного движения и требований безопасной перевозки грузов;

ежегодно планировать и проводить мероприятия, направленные на

соблюдение требований Правил дорожного движения и требований

безопасной перевозки грузов;

оперативно доводить до водителей сведения о причинах и

обстоятельствах известных ему дорожно-транспортных происшествий;

проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение

профессионального мастерства водителей;

организовать и оснастить соответствующим оборудованием,

литературой и наглядными материалами помещение или место для

проведения профилактических мероприятий по предупреждению

дорожно-транспортных происшествий;

иметь нормативные правовые акты, методические и информационные

материалы для проведения профилактической работы по организации

безопасной перевозки грузов;

организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и

послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров

водителей автотранспортных средств в порядке, определяемом

Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с

Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и

Министерством внутренних дел Республики Беларусь. Водитель,

осуществляющий деятельность в качестве индивидуального

предпринимателя, обязан проходить предрейсовый медицинский контроль в

предприятии, имеющем соответствующие полномочия на проведение этой

работы;

обеспечить учет и анализ данных медицинского осмотра водителей,

склонных к употреблению алкогольных напитков, наркотиков или

страдающих хроническими заболеваниями;

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты