Организация международных грузовых автомобильных перевозок
контролировать сроки прохождения водителями обязательного
периодического медицинского обследования, которое осуществляется в
специализированных лечебных учреждениях в порядке, установленном
законодательством;
проводить соответствующие инструктажи водителей.
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА
2.1. Роль автомобильных грузовых перевозок
Стабильная и эффективная работа транспортного комплекса является
важнейшим условием жизнеобеспечения многоотраслевой экономики и реализации
основных направлений программы социально-экономического развития Республики
Беларусь.
Одним из важных явлений прошлого века является объединение европейских
стран в экономический союз, направленный на интеграцию и глобализацию
экономики, формируя и используя общую базу накопленных знаний, образования
и культуры. Это стратегическое направление развития человечества. Наиболее
активно на интеграцию экономики влияет коммуникационная система стран.
Поэтому мировое сообщество интенсивно формирует единую транспортную
систему, используя пространственное расположение и ресурсный потенциал
государств, обеспечив их интегральное обслуживание.
Под единством транспортной системы понимается особое структурное
построение, позволяющее с наименьшими затратами, рационально используя
преимущества каждого вида транспорта, достигать главной цели - формирования
рынка транспортных услуг, полностью удовлетворяющего потребительский спрос.
В связи с этим, общегосударственные мероприятия, направленные на вступление
Республики Беларусь в международные интеграционные институты, являются
актуальными.
Географическое положение Республики Беларусь в центре Европы
предопределяет ее транспортную политику. Не имея прямого выхода к морю,
являясь внутриконтинентальным государством, республика призвана играть роль
транзитного коридора. Самые короткие дороги, соединяющие страны Западной
Европы со странами СНГ, а также Южную и Центральную Европу с Северо-
Западными регионами России и странами Скандинавии проходят через территорию
республики.
Транзитное геополитическое положение Республики Беларусь признано
Европейским Союзом, которое, определяя существующие и будущие грузопотоки,
выделило на территории страны два (названных Критскими) транзитных коридора
— II и IX.
В направлении Запад-Восток республику пересекает Критский коридор II:
Берлин (Германия) - Варшава (Польша) - Минск (Белоруссия) - Москва (Россия)
- Нижний Новгород (Россия), соединяющий Западную Европу, Польшу, Беларусь и
Россию. Европейским Союзом определен высший приоритет для данного
транспортного коридора в связи с важным значением перемещающихся по нему
торговых потоков между Западом и Востоком.
На территории республики участником коридора является автомобильная
дорога М1 /ЕЗО Брест — Минск — Орша — граница Российской Федерации,
протяженностью 606 км и двухпутная электрифицированная железнодорожная
линия Брест — Минск — Орша — граница Российской Федерации протяженностью
615 км.
В направлении Север — Юг республику пересекает IX Критский коридор,
соединяющий города Хельсинки (Финляндия) — Ст-Петербург (Россия) —
Москва/Псков (Россия) — Киев (Украина) — Любашевка (Украина) - Кишинев
(Молдавия) — Бухарест (Румыния) - Пловдив (Болгария). Автомобильная дорога
М8 граница Российской Федерации - Витебск - Гомель - граница Украины
является участком IX Критского коридора и имеет протяженность по территории
республики 456 км.
Важную роль играет и ответвление коридора 1ХВ Киев - Минск — Вильнюс —
Каунас — Клайпеда, в которое входят автомобильные дороги М5 Минск - Гомель,
М6 Минск - Гродно и Р28 Першай - Ошмяны - граница Литовской республики (на
Вильнюс), протяженностью 468 км. Ответвление 1ХВ обеспечивает выход
грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к
специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда. [9,
стр. 8]
Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических
отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике,
выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.
В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных
услуг, в том числе железнодорожный транспорт-20,5%, автомобильный транспорт-
12,0% и воздушный транспорт — 1,9%.
Автомобильный транспорт является единственным в мире видом транспорта,
способным обеспечивать доставку грузов в прямом сообщении «от двери до
двери» - дополнительных погрузочно-разгрузочных операций. Эта его
специфическая особенность дополняется еще одним важным фактором -
способностью обеспечивать быструю и сохранную доставку грузов в пункты
назначения.
Последний фактор реализуется тем лучше, чем четче будет организовано
выполнение всех работ по подготовке и обеспечению перевозочного процесса.
Однако организация автомобильных перевозок грузов из одной страны в другую
- процесс сложный, требующий соблюдения международных конвенций и
соглашений по перевозкам и транзиту, высокого качества обслуживания,
точного исполнения условий контракта, соблюдения таможенных и
государственных законов. Сложность управления международными перевозками
заключается в том, что необходимо управлять объектом (грузом), находящимся
за тысячи километров от управляющего, который должен принимать оперативные
решения с учетом постоянно меняющейся обстановки и необходимости
своевременной и сохранной доставки груза.
Поэтому эффективность и качество всего транспортного процесса в
большой степени зависит не только от грузоотправителя и перевозчика, но и
от ряда посредников, принимающих участие в международных перевозках. Такими
посредниками в международных транспортных операциях являются
специализированные предприятия, фирмы, объединения, осуществляющие
разнообразные функции по поручению владельца груза при его перемещении с
момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его
потребителю.
Посредничество в области международных перевозок все больше охватывает
необходимый комплекс услуг и операций, называемый транспортно-
экспедиционное обслуживание (ТЭО). В международной практике под ТЭО
понимается особый вид специализированной деятельности по организации
доставки грузов и выполнению соответствующих этому услуг, осуществляемый
экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему
экспедиционное вознаграждение.
Темпы развития промышленного и сельскохозяйственного производства,
значительные объемы капитального строительства, возросший товарооборот
повысили роль междугородных перевозок грузов в регионе. Автомобильный
транспорт в этом виде перевозок имеет ряд преимуществ по сравнению с
другими видами транспорта:
. ускорение доставки грузов,
. сокращение количества перевалок,
. повышение степени сохранности грузов.
Использование автомобильного транспорта для междугородных перевозок
позволяет исключить нерациональные, т.е. на короткие расстояния, перевозки
железнодорожным транспортом.
Широкая специализация и кооперирование производства, концентрация баз
снабжения в крупных городах потребовали организации устойчивого, ритмичного
и в короткие сроки перевозочного процесса в междугородном сообщении. В
республике проводится систематическая работа по оптимизации перевозок
грузов. Основные перевозки и грузооборот в междугородном сообщении
осуществляются автомобильным транспортом.
Всевозрастающие объемы междугородных перевозок привели к необходимости
организации их по принципу, который обеспечил бы ускорение доставки и
сохранность грузов, наилучшее обслуживание грузоотправителей-
грузополучателей с учетом режимов их работы по приемке-выдаче грузов и
высокоэффективное использование подвижного состава.
Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Республики
Беларусь является рациональное использование существующих транспортных
сетей, реализация преимуществ их географического расположения и
коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским
странам с Восточным и Азиатским континентами. Но чтобы транспортные системы
Беларуси как можно быстрее преобразились в транспортные системы мирового
уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей транспортной
отрасли. В основу модернизации должен быть положен принцип системного
построения рационального транспортного комплекса с использованием
современных знаний, упреждающего выполнение комплексных фундаментальных
исследований, направленных на решение первоочередных проблем формирования
национального транспортного комплекса.
Первой такой проблемой является поиск наиболее рациональных вариантов
структурной организации транспортной системы страны как единого целого.
Настала объективная необходимость в системном осмыслении глубоких
структурных преобразований на транспорте и создании новой структурной
организации, обеспечивающей управление направленным развитием всей
транспортной системы страны.
Вторая проблема, которая требует разрешения, - транспортные ресурсы и
их рациональное использование в единой транспортной системе страны. Как
известно, к числу транспортных ресурсов, как основных системных качеств,
относятся: пропускная способность транспортных сетей всех видов транспорта
и провозная способность транспортных средств, которые используют эти сети.
Создать и реализовать в современных условиях эффективную стратегию
управления направленным развитием отрасли без наличия достаточно глубокой
научной разработки фундаментальных проблем организации, механизмов
разрешения противоречий, рационального комплексного использования ресурсов,
практически невозможно. Это обусловлено тем, что в процессе современного
развития возникают принципиально новые проблемы, не имеющие аналогов в
прошлом, для решения которых требуется поиск новых методологических
подходов и новых средств их разрешения. Потребность в таких новых подходах
проявляется и имеет особую значимость в переходных периодах развития
социальных формаций, при переходе к новым рыночным отношениям, когда роль
государственного регулирования не только не должна снижаться, а значительно
усиливается в целях повышения уровня организации общества и государства, но
не исключает активизацию процессов самоорганизации.
2.2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта.
Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового
автомобильного транспорта применяется система показателей, позволяющая
оценивать степень эффективности использования подвижного состава и
результаты его работы.
Объемными показателями работы автомобильного транспорта являются
выполненный объем перевозок в тоннах (т) и грузооборот в тонно-километрах
(ткм).
Показатель, характеризующий среднее расстояние перевозки 1 т груза:
[pic],
где Р – грузооборот, ткм;
Q – выполненный объем перевозок, т.
Технико-эксплуатационные показатели, характеризующие интенсивность
использования подвижного состава, можно разделить на четыре группы:
1. использование подвижного состава во времени (дни, автомобиле-дни
эксплуатации, коэффициент выпуска подвижного состава, время на
маршруте и в наряде, время простоя под погрузкой-разгрузкой или
остановочных пунктах и коэффициент использования рабочего времени);
2. использование скоростных свойств подвижного состава (скорости движения
— техническая и эксплуатационная);
3. использование пробега подвижного состава (коэффициенты использования
пробега за различные периоды времени работы на линии);
4. использование грузоподъемности подвижного состава (коэффициенты
использования грузоподъемности— статический и динамический).
Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта подразделяются
на:
. единичные — коэффициент использования парка, скорость движения,
коэффициент использования пробега, коэффициенты использования
вместимости подвижного состава;
. комплексные — время цикла процесса перемещения, скорость
доставки (сообщения) грузов или пассажиров, производительный
пробег и производительность за анализируемый период времени.
Коэффициент использования парка показывает долю рабочего времени парка
подвижного состава от всего календарного времени; определяется отношением
суммарного времени нахождения транспортных средств в работе к суммарному
времени нахождения их на балансе транспортного предприятия.
Скорость движения характеризуется отношением пройденного пути к
затраченному времени без учета простоев под коммерческими и техническими
операциями (техническая скорость) или с учетом этих простоев
(эксплуатационная или коммерческая скорость).
Коэффициент использования пробега определяется отношением
производительного пробега транспорта (с грузом, пассажирами) к общему
пробегу за тот же период времени.
Степень использования грузоподъемности характеризуется статическим и
динамическим коэффициентами.
Статический коэффициент использования определяется отношением
физически выполненного объема перевозок за данное число операций
транспортирования к возможному за то же число операций при полной загрузке
подвижного состава; динамический коэффициент использования — отношением
фактически выполненной транспортной работы за данный производительный
пробег к возможной за этот же пробег при полной загрузке подвижного
состава.
Время цикла процесса перемещения включает производительный пробег,
простои под коммерческими и грузовыми операциями, непроизводительный пробег
по подаче подвижного состава под очередную загрузку; определяется
расстоянием транспортирования, длиной непроизводительного пробега,
технической скоростью движения и простоями в погрузочно-разгрузочных
пунктах и в пути движения. Ускорение цикла перемещения за счет повышения
скорости транспортирования и сокращения простоев является одной из важных
задач на транспорте. [18, стр. 43]
Скорость доставки (сообщения) определяется отношением расстояния
транспортирования к затраченному на это времени, которое состоит из времени
движения и простоев в пути подвижного состава как под коммерческими,
техническими операциями, так и во время отдыха водителей.
Производительный пробег и производительность указывают на
интенсивность эксплуатации подвижного состава транспорта; определяются
пробегом (км), объемом перевозок (т) и транспортной работой (ткм),
выполненными за конкретный период рабочего или календарного времени (час,
сутки, месяц, год) парком или единицей подвижного состава.
Производительность подвижного состава может быть выражена в пересчете на 1
т грузоподъемности.
Основными технико-экономическими показателями работы транспорта
являются себестоимость перевозок и производительность труда.
Себестоимость грузовых или пассажирских перевозок определяется
величиной эксплуатационных затрат, приходящихся на единицу транспортной
продукции:
[pic],
где ЗЭ – эксплуатационные затраты;
Р – транспортная работа, ткм.
Производительность труда определяется в натуральном или денежном
выражении и представляет собой отношение выполненной транспортной продукции
(ткм или руб.) к трудовым затратам. За календарный период (например, за
год) она определяется как отношение транспортной продукции к численности
работников.
При планировании и организации перевозок основными задачами являются:
повышение технико-эксплуатационных показателей (кроме простоев) подвижного
состава; сокращение простоев под погрузкой-разгрузкой (посадкой-высадкой);
снижение себестоимости перевозок.
Своевременный анализ технико-эксплуатационных показателей позволяет
принимать меры по управлению транспортным процессом с целью повышения его
эффективности.
Рассмотрим, какие технико-экономические показатели применяются для
описания процесса перемещения грузов.
Перемещение — это совокупность операций, связанных с движением грузов
в пространстве.
В результате перемещения груз Q транспортируется на определенное
расстояние lr и при этом совершается транспортная работа Р (ткм), равная:
[pic],
Операция перемещения — часть процесса, выполняемая с помощью одного
или системы совместно действующих механизмов или вручную. Транспортирование
- операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до
места разгрузки или перегрузки.
Перемещение включает операцию транспортирования груза и начально-
конечные операции: подготовку, погрузку, разгрузку, подачу транспортных
средств, перегрузку, складирование.
Погрузка — операция перемещения груза с места постоянного хранения или
временного накопления на транспортное средство, а разгрузка — с
транспортного средства — на место постоянного хранения или временного
накопления.
Перегрузка — операция перемещения груза с одного транспортного
средства на другое или с одного места хранения на другое.
Складирование — операция размещения грузов в определенном порядке для
хранения или временного накопления.
Перемещение выполняется в соответствии с транспортно-технологической
схемой (ТТС). Это схема производственного процесса или его части, в которой
все производственные операции, в том числе перемещения, даны в
последовательности и взаимосвязи.
Циклом процесса перемещения называется законченный комплекс операций
по доставке груза с момента погрузки до следующей погрузки.
На автомобильном транспорте под циклом процесса перемещения понимается
время ездки
[pic],
где [pic] – время погрузки, ч;
[pic] - время перевозки (движение с грузом), ч;
[pic] - время разгрузки, ч;
[pic] - время подачи транспортных средств для следующей погрузки
(время на движение без груза), ч;
[pic] - время на движение за ездку, ч;
[pic] - время погрузки – разгрузки, ч.
Объем перевозок груза за оборот
[pic],
где qi – количество перевозимого груза за i-ую поездку;
m – число поездок с грузом за оборот.
Рассмотрим показатель общей грузоподъемности автомобильного парка
предприятия:
[pic],
где [pic]- общая грузоподъемность автомобильного парка предприятия;
ni – количество автомобилей с i-ой грузоподъемностью;
(qобщ)i – грузоподъемность автомобилей i-ого вида;
k – количество видов автомобилей в автомобильном парке.
Рассмотрим технико-экономические показатели, описывающие работу парка
подвижного состава.
Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства
(автомобили, тягачи, прицепы) автомобильного транспортного предприятия.
Списочный (инвентарный) парк подвижного состава — это парк, числящийся на
балансе предприятия на данный период. По своему техническому состоянию он
подразделяется на парк, готовый к эксплуатации Ат, и парк, находящийся в ТО
и ремонтах Ар:
[pic].
Часть парка Ат используется на перевозках, а другая часть находится в
простое:
[pic],
где АЭ – число автомобилей на линии;
АП – число автомобилей в простое.
Для каждой единицы парка подвижного состава число календарных дней:
[pic],
где ДЭ – дни в эксплуатации;
ДР – дни в ТО и ремонтах;
ДП – дни в простое в готовом к эксплуатации состоянии.
Для определения дней эксплуатации, ремонта или простоя парка
подвижного состава пользуются показателем автомобиле-дни:
[pic],
где АД - суммарное число автомобиле-дней парка автомобилей в
рассматриваемом состоянии;
АДк - суммарное число автомобиле-дней k-й группы автомобилей
(например, одной грузоподъемности);
n - число групп автомобилей.
Погрузочно-разгрузочными работами называется комплекс операций,
связанных с погрузкой груза на подвижной состав в пунктах отправления и
разгрузкой в пунктах назначения.
Общее время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой за
одну ездку включает следующие элементы: ожидание погрузки-разгрузки;
маневрирование подвижного состава в пунктах погрузки-разгрузки; выполнение
непосредственно погрузочно-разгрузочных работ; оформление документов.
Время непосредственного выполнения погрузочно-разгрузочных работ
является основным элементом общего времени простоя и состоит из времени,
затрачиваемого на открытие и закрытие бортов и дверей кузова, увязку груза,
укрепление брезента, взвешивание и пересчет груза, навешивание пломбы и т.
д.
Продолжительность погрузочно-разгрузочных работ зависит от способа их
выполнения, грузоподъемности и типа подвижного состава, рода груза.
Величина общего времени определяется предельными нормами простоя подвижного
состава под погрузкой-разгрузкой, которые устанавливаются тарифами на
грузовые перевозки.
Норма времени на погрузочно-разгрузочные работы делится на основную
(механизированный способ выполнения работ) и дополнительную (связана с
ручным производством работ или дополнительными операциями — взвешивание
груза, пересчет грузовых мест, производство лабораторных анализов и т. п.).
Сокращение времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями
достигается: повышением уровня механизации работ и применением
производительных погрузочно-разгрузочных машин и механизмов; использованием
специализированного подвижного состава (самосвалов, самопогрузчиков);
укрупнением грузовых мест; равномерным поступлением подвижного состава на
пункты погрузки-разгрузки; организацией работы автомобилей-тягачей со
сменным (оборотным) прицепным составом; четкой организацией работ.
Производительность грузового автомобильного транспортного средства
определяется количеством выполненных тонно-километров или перевезенных тонн
груза за единицу времени. Она может быть отнесена к грузоподъемности
автомобиля. Наиболее часто при расчетах пользуются часовой и суточной
производительностью.
Поскольку за средневзвешенную ездку единицы подвижного состава
перевозится [pic]тонн груза и выполняется [pic]тонно-километров, то часовая
производительность:
[pic] или [pic],
где Qe – среднее количество перевезенного груза;
Ре – среднее количество транспортной работы;
te – среднее время одной полной ездки.
Себестоимость перевозок является обобщающим показателем работы
транспорта, представляющим собой затраты на выполнение единицы транспортной
продукции Таким образом, для определения себестоимости грузовых перевозок
необходимо затраты, связанные с осуществлением транспортной работы за
определенный период, разделить на выполненную за то же время транспортную
работу, т. е.
С = З/Р.
В полную себестоимость автомобильных перевозок грузов (транспортные
народнохозяйственные издержки) входят затраты на транспортирование,
учитываемые предприятием, на подготовку груза к перевозке, на погрузочно-
разгрузочные работы, а также дорожная составляющая. Затраты на
транспортирование можно разделить на переменные расходы, связанные с
движением подвижного состава (топливо, эксплуатационные материалы, шины, ТО
и ремонт, амортизационные отчисления на капитальный ремонт и восстановление
подвижного состава) и постоянные, практически не зависящие от пробега
автомобиля (накладные расходы и условно заработная плата водителей).
Переменные расходы устанавливают на 1 км пробега подвижного состава, а
постоянные—на 1 ч его работы.
Величина затрат на перевозки зависит от многих факторов. Главными из
них являются:
грузоподъемность автомобилей, применение автопоездов, тягачей с
полуприцепами и прицепами, конструктивные и динамические качества
транспортных средств;
условия эксплуатации, использование экономико-математических методов и
вычислительной техники при рационализации перевозок, расстояние перевозок,
структура груза, использование грузоподъемности транспортных средств;
концентрация и специализация парка автомобилей на предприятии, уровень
централизованных перевозок;
уровень агрегатно-участкового метода текущего ремонта и технического
обслуживания транспортных средств, состояние производственно-технической
базы для их ремонта и обслуживания, соблюдение амортизационных сроков
службы подвижного состава;
уровень оплаты и стимулирования труда водителей, ремонтных рабочих и
инженерно-технических работников;
уровень цен на транспортные средства, оборудование, топливо, запасные
части, тепловую и электрическую энергию, воду, использование вторичных
ресурсов;
развитие и состояние дорожной сети.
Снижение себестоимости перевозок достигается за счет уменьшения
удельных переменных Зпер и постоянных Зпост затрат, а также повышения
коэффициента использования пробега, коэффициента использования
грузоподъемности и сокращения времени простоев под погрузкой-разгрузкой.
Важным мероприятием по снижению себестоимости перевозок является
повышение коэффициента использования пробега. С помощью экономико-
математических методов и электронно-вычислительной техники осуществляется
оптимальное планирование перевозок грузов, что обеспечивает рост
коэффициента использования пробега это, в свою очередь, оказывает влияние
на снижение переменных и части постоянных расходов. Повышение коэффициента
приводит к росту производительности автомобилей без увеличения пробега, а,
следовательно, без увеличения переменных расходов. Остаются неизменными и
постоянные расходы.
Снижению себестоимости способствует повышение показателей
использования подвижного состава: коэффициента выпуска автомобилей на
линию, продолжительности их пребывания в наряде, технической скорости и
времени простоя под загрузкой и разгрузкой.
Повышение технического состояния транспортных средств оказывает
существенное влияние на снижение транспортных расходов. Оно во многом
зависит от принятой системы технического обслуживания и текущего ремонта.
[18, стр. 135]
Существенное влияние на снижение себестоимости грузовых перевозок
оказывают дорожные условия. При работе в плохих дорожных условиях
увеличивается расход топлива и смазочных материалов, износ шин, сокращается
периодичность проведения технического обслуживания подвижного состава, чаще
возникает необходимость в текущем ремонте. Себестоимость перевозок на
дорогах с усовершенствованным покрытием снижается на 12-15%.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
3.1. Совершенствование организационных структур
Особенность автомобильного транспорта (равно как и других его видов)
состоит в том, что производственный процесс в этой отрасли складывается из
работы подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных
средств. Производственный процесс выходит за рамки непосредственно
предприятия. Он требует более четкого взаимодействия отдельных служб и
подразделений по обеспечению перевозок грузов, хранению, техническому
обслуживанию и ремонту подвижного состава, а точнее, по эффективному
использованию подвижного состава, материальных и денежных ресурсов,
выполнению перевозок в установленные сроки и качественно.
Совершенствование управления технической службой автотранспортного
предприятия — один из факторов, позволяющих улучшить техническое состояние
транспортных средств без значительных затрат.
Повышение технической готовности во многом зависит от рациональной
организации обслуживания и ремонта подвижного состава.
Служба эксплуатации является главным структурным подразделением
автотранспортного предприятия. Основные задачи службы — организация и
осуществление перевозок грузов в установленные сроки и по номенклатуре при
минимальных расходах, рациональное и эффективное использование транспортных
средств в процессе перевозок.
В Министерстве Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь накоплен
положительный опыт по организации и управлению службой эксплуатации
автотранспортного предприятия и транспортного управления. Суть опыта
заключается в четком определении задач организации и планирования грузовых
перевозок, структуры грузовой службы. Такими задачами являются выполнение
оперативного плана в определенные сроки; высокопроизводительное
использование подвижного состава за счет сокращения порожних пробегов
автомобилей и времени простоя их под погрузочно-разгрузочными операциями.
На грузовую службу предприятий возложены следующие функции:
. заключение договоров с клиентурой на все виды перевозок и
расчеты за выполненные перевозки;
. оперативное планирование и диспетчерское руководство работой
подвижного состава предприятий на линии;
. контроль за осуществлением перевозок грузов.
Основными техническими мероприятиями повышения эффективности грузового
автомобильного транспорта являются: подготовка водителей и ремонтных
рабочих к приему новой техники; создание производственно-технической базы
для обслуживания и текущего ремонта транспортных средств; совершенствование
структуры транспортных средств.
Подготовка водительского состава. Правильная эксплуатация новых
моделей автомобилей требует от работников глубоких знаний и
производственного опыта. Приобретение навыков правильного выбора передач
позволяет создать оптимальный режим работы двигателя, повысить срок службы
трансмиссии и тормозов. [10, стр. 54]
Подготовка ремонтных рабочих. Техническое состояние транспортных
средств, их надежность в эксплуатации во многом зависят от квалификации
ремонтных рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом
подвижного состава.
Увеличение продолжительности работы подвижного состава на линии
является одним из главных технико-эксплуатационных показателей,
способствующих росту объемов перевозок.
Рациональный выбор маршрутов позволяет увеличить пробег автомобилей с
грузом.
Улучшение использования грузоподъемности автомобилей позволяет
увеличить объемы перевозок при неизменной численности водительского
состава. Снижение веса строительных конструкций, комплектующих изделий
способствует изысканию эффективных методов более полного использования
грузоподъемности автомобиля и прицепа.
Большим резервом повышения эффективности перевозок является дальнейшая
механизация погрузочно-разгрузочных работ и тарно-штучных грузов. Уровень
механизации этих работ на автомобильном транспорте составляет лишь 3 %.
Повысить его можно путем применения специализированных транспортных средств
с автономными перегрузочными устройствами: подъемными бортами, консольными
и портальными кранами. Как показывает зарубежный опыт, полуприцепы-
контейнеры грузоподъемностью от 8 до 30 т оборудуются автономными
перегрузочными устройствами.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг
является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные
условия представляется возможным с применением логистики, т. е.
управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-
математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов
транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.
Недостаточное развитие в Республике Беларусь логистических прогрессивных
транспортно-технологических систем перевозок приводит к увеличению
транспортных расходов, следовательно, к потере рынка.
Для большинства грузовладельцев транспорт является одной из важнейших
статей затрат в общей логистической цепочке. Действительно, на транспорт
приходится около половины всех остальных затрат, включая производство, сбыт
и пр. Производители и покупатели, поставщики и потребители обычно весьма
далеки территориально друг от друга, что вызывает необходимость построения
так называемой "цепочки поставок", системы связей между местами хранения
товаров. В этой системе транспортировка выполняет роль своеобразного моста.
Таким образом, основной задачей экспедиторских компаний,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с продажей
транспортных услуг, является обеспечение непрерывного транспортного
процесса от места погрузки до места выгрузки товара с минимальными сроками
доставки и обеспечением сохранности грузов.
В этой связи экспедиторские и операторские компании должны постоянно
искать новые пути снижения себестоимости перевозок за счет привлечения
большого объема грузопотока и более четкой координации работы всех
участников перевозки.
Министерство Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь также
предпринимает ряд мер, направленных на повышение эффективности грузопотоков
на территории Республики Беларусь. В частности, Министерством Транспорта и
Коммуникаций Республики Беларусь была разработана инвестиционная программа.
[10, стр. 55]
Главная цель Программы, рассчитанной на 2003 год, состоит в том, чтобы
обеспечить оживление производства и экономический рост организаций,
подведомственных Министерству и открытых акционерных обществ в которых
Министерство осуществляет владельческий надзор. С помощью использования
такого инструмента инвестиционной политики, как привлечение эффективных
иностранных инвестиций. Минтранс намерен создать для этого максимально
благоприятный климат.
В 2003 году основной задачей Программы является привлечение не менее 20
млн. долларов США в виде прямых и портфельных инвестиций, зарубежных
кредитных ресурсов.
Достижение этого результата возможно через осуществление
дополнительного комплекса мероприятий по созданию благоприятного
инвестиционного климата, реализацию всех установленных заданий
Страницы: 1, 2, 3
|