Рефераты

Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка

13% годовых
Ежемесячный платеж от 2,324 руб

13% годовых
Ежемесячный платеж от 4,010 руб

13% годовых
Ежемесячный платеж от 6,590 руб


Кроме того, в Программе государственного регулирования ипотечного кредитования пересмотрена программа перекредитования.

Перекредитование - получение нового ипотечного кредита для погашения уже существующего.. Перекредитование может использоваться в случае снижения процентных ставок по ипотечным кредитам в будущем, а также предоставляется молодым семьям при рождении ребенка и получении целевых субсидий из федерального и регионального бюджетов на частичное погашение долга.

Перекредитование осуществляется не автоматическим снижением процентной ставки по существующему ипотечному кредиту, а путем погашения имеющегося кредита и получения нового кредита с меньшей процентной ставкой. При этом оформление нового кредита возможно как до, так и после государственной регистрации ипотеки.

На основании новых изменений законодательства в банке предусмотрено увеличение предельного размера ипотечного кредита по общефедеральным стандартам. Теперь максимально допустимая сумма ипотечного кредита в доступная гражданам Татарстана составляет 4 млн. рублей.

Таким образом на основании данной главы можно сделать следующие выводы, что от Центробанка России зависит работа АК БАРС банка.

Вопросы инспекти­рования кредитных организаций предусмотрены ст. 55 Федерального зако­на «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», а также Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка Рос­сии)».

Вопрос об основаниях проведения проверок достаточно формализован. Отчасти это связано с предположением о возможных злоупотреблениях (проведение проверок без достаточных оснований). Как показывает практи­ка, такие предположения не лишены оснований. Здесь может быть два вида злоупотреблений, одинаково опасных не только для банков, но и для обще­ства. Во-первых, некоторые банки годами не проверялись и есть все осно­вания предполагать о заинтересованности должностных лиц. Во-вторых, некоторые банки слишком часто проверяются, что, по мнению их руково­дителей, не имеет законных оснований. Такая проверка резко снижает рей­тинг кредитной организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основа­нии планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанны­ми в инструкции структурными подразделениями Банка России и его тер­риториальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориалього учреждения Банка России. Заметим, что как внеплановые, так и плано­вые проверки всегда могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг ини­циаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неус­тойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушени­ях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территори­альными учреждениями более двух лет». Инструкция не объясняет, что по­нимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.

Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным подразделением, уполномоченным проводить проверки. В распоряжении указываются: полное наименование, место нахождения и регистрационный номер проверяемой кредитной организации и ее филиалов, вид проверки, состав рабочей группы, даты начала и окончания проверки; задание для рабочей группы, участки деятельности кредитной организации (ее филиа­лов), подлежащие обязательной проверке. При необходимости в задании указываются: номера балансовых и внебалансовых счетов; операции, кото­рые должны быть проверены; перечень документов, подлежащих выбороч­ной проверке, период, за который эти документы и операции будут прове­ряться. В подготовке задания для рабочей группы по отдельным конкрет­ным направлениям могут участвовать другие подразделения Банка России и его территориальных учреждений. Распоряжением может быть установлено право руководителя рабочей группы в период проверки самостоятельно или по согласованию с руководителем, назначившим проверку, дополнять иди уточнять задание.

Банк активно участвует в ипотечном кредитовании в РТ. Предлагая не только свои, но и Федеральные программы ипотечного кредитования. Кроме того, банк участвует в Программе государственного регулирования ипотечного кредитования пересмотрена программа перекредитования.


ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ

 

§ 1. Проблемы государственного регулирования  Центробанка РФ

 

В этой части работы нам предстоит рассмотреть, проблемы государственного регулирования Центробанка и влияние  денежно-кредитной политики  на различные макроэкономические показатели и какие проблемы существуют в ее реализации.

Для России резкое ухудшение платежного баланса, вызванное падением мировых цен на энергоносители, остается одной из ключевых угроз финансовой стабильности. Причем проблема потенциально возможного дефицита платежного баланса осложняется непрекращающимся оттоком капитала из страны. Наруше­ние равновесия платежного баланса, как правило, приводит к серьезным макро­экономическим потерям независимо от режима валютного курса и степени транс­граничной мобильности капитала. Вместе с тем опыт показывает, что ограничить потери и ускорить восстановление экономики в этой ситуации помогает плаваю­щий валютный курс и ограниченная мобильность капитала.

Как известно, непосредственными объектами регулирования денежно-кредитной политики являются денежный рынок и рынок ценных бумаг, а воздей­ствие на экономическую конъюнктуру достигается посредством изменения коли­чества находящихся в обращении денег и регулирования процентных ставок. Ус­тоявшийся арсенал средств, применяемый центральными банками для проведения денежно-кредитной политики, уже рассмотрен автором в предыдущем разделе [27, с. 34 ].

Валютная политика позволяет воздействовать на курс национальной валю­ты и трансграничное движение капитала путем осуществления интервенций на валютном рынке и установления валютных ограничений. Определим наиболее эффективные инструменты валютной политики, способствующие стабилизации национальной экономики при фиксированном обменном курсе и ограниченной трансграничной мобильности капиталов. Ослабить спрос участников финансового рынка на иностранные активы, предотвратить спекулятивную игру на понижение курса национальной валюты и создать условия, способствующие уменьшению по­требления импорта, призвана рестриктивная денежно-кредитная политика. Уве­личение ставки рефинансирования и норм обязательного резервирования, особен­но ужесточение резервных требований к созданию активов в иностранной валюте и заключению валютных свопов, повышает издержки по игре против националь­ной валюты. В свою очередь продажа центральным банком средне- и долгосроч­ных государственных облигаций позволяет снизить уровень ликвидности на фи­нансовом рынке, и тем самым ограничить объем свободных денежных средств, которые могли бы быть вовлечены в спекулятивную игру против национальной валюты. Одновременно под влиянием возросших процентных ставок начинают сокращаться инвестиционные и потребительские расходы, в том числе потребле­ние импорта. Фактически рестриктивная денежно-кредитная политика усиливает действие рыночных механизмов, которые включаются при нарушении внешнего равновесия. В результате процесс стабилизации национальной экономики занима­ет меньше времени, так как участники рынка оперативнее пересматривают свои планы, быстрее сокращают потребление импорта, способствуя скорейшему вы­равниванию платежного баланса. Вместе с тем практика показывает, что регу­лирующие органы стремятся использовать процентные ставки только в качестве краткосрочного антикризисного инструмента. Высокие процентные ставки крайне негативно отражаются на инвестиционной активности и темпах экономического роста страны. Поэтому высокие процентные ставки устанавливаются лишь в пе­риод наиболее острой фазы кризиса платежного баланса. В среднесрочной пер­спективе денежно-кредитная политика направлена на стимулирование эконо­мического роста и снижение уровня процентных ставок в экономике.

Денежно-кредитная политика позволяет ускорить процесс выравнивания платежного баланса на первоначальном этапе. Мировая практика показывает, что в условиях растущего дефицита платежного баланса страны не спешат смягчать денежно-кредитную политику, хотя экономическая теория рекомендует им делать именно это. Используя меры рестриктивной денежно-кредитной политики, де­нежные власти стремятся предотвратить спекулятивную игру против национальной валюты и воспрепятствовать раскручиванию инфляционно-девальвационной спирали в экономике [27, с. 123 ].

По мере снятия спекулятивного давления с валютного курса и прекращения дальнейшего ухудшения состояния платежного баланса денежно-кредитная поли­тика переориентируется в сторону расширения денежного предложения, так как его излишнее ограничение начинает тормозить рост внутреннего спроса.

В свою очередь активная поддержка государством банковской системы ог­раничит масштабы возможной дестабилизации финансового сектора и позволит предотвратить снижение объемов кредитования экономики.

Чтобы смягчить негативное влияние рестриктивной денежно-кредитной по­литики на экономическую активность, многие государства идут на увеличение объемов заимствований и расширение бюджетных расходов. Однако в условиях плавающего валютного курса это обернется дополнительной девальвацией на­циональной валюты, стимулирующей экспорт и развитие импортозамещающих производств. Кроме того, снижение курса национальной валюты будет сдержи­вать рост потребления импорта, несмотря на увеличение внутреннего спроса [ 27, с. 89].

В условиях высокой трансграничной мобильности капитала инструменты денежно-кредитной политики частично теряют свою эффективность. Ужесточение денежно-кредитного регулирования позволит связать избыточную ликвид­ность на финансовом рынке и ограничить спекулятивную игру на чрезмерную де­вальвацию валютного курса. Повышение процентных ставок может не только за­тормозить отток капитала из страны, но и вызвать его дополнительный приток, что позволит улучшить состояние платежного баланса. Однако высокие процент­ные ставки способны вызвать нежелательное укрепление национальной валюты, что может затянуть процесс выравнивания платежного баланса, препятствуя ско­рейшему росту экспорта и развитию импортозамещающих производств. В резуль­тате дальнейшее сохранение дефицита торгового баланса может через какое-то время обернуться более серьезной дестабилизацией валютно-финансовой сферы. С другой стороны, из-за опасений, связанных с возможностью значительного обесценения национальной валюты и серьезной дестабилизацией финансового сектора экономики, капитал может не отреагировать на повышение процентных ставок и продолжать утекать из страны.

Если же государство не пойдет на ужесточение денежно-кредитной полити­ки и не повысит процентных ставок, отток капитала из страны может усилиться и одним из наиболее вероятных сценариев может стать раскручивание инфляционно-девальвационной спирали. Увеличение оттока капитала обернется снижением курса национальной валюты. Рост инфляционных ожиданий и продолжающееся обесценение активов, номинированных в национальной валюте, усилят спрос на иностранную валюту, провоцируя новую волну девальвации и повышения цен. В случае мягкой денежно-кредитной политики сокращение потребления импорта вследствие усилившейся девальвации национальной валюты может оказаться не­достаточным, чтобы компенсировать ухудшение платежного баланса, вызванного увеличением оттока капитала и ростом спроса на иностранную валюту [21, с. 41].

Вопрос о выборе оптимального режима политики валютного курса является одним из наиболее дискуссионных в современной макроэкономической теории. От того, насколько данный режим будет адекватен существующим тенденциям развития экономики, внутренним и внешнем факторам, определяющим экономи­ческую динамику, во многом зависит эффективность денежно-кредитной и эко­номической политики в целом [16, с. 60].

Не менее важен и вопрос о взаимосвязи денежно-кредитной политики и уровня инфляции. Напомним, что снижение темпов инфляции без ущерба для ус­тойчивости экономического роста оставалось и будет оставаться главной целью денежно-кредитной политики РФ [4]. Эффективным путем снижения инфляции является повышение курса национальной валюты. В связи с тем, что при этом снижается стоимость импортируемых товаров, это оказывает на инфляцию пря­мое понижающее влияние. Напротив, снижение курса национальной валюты все­гда оказывает повышающее влияние на инфляцию. Однако, любое повышение курса национальной валюты оказывает еще более мощное влияние на конкурен­тоспособность производимых в стране товаров по сравнению с импортными. По­этому эффективное снижение инфляции этим путем ведет к еще более эффективному торможению экономического роста.

В свою очередь, Центральный банк, который реально регулирует и прово­дит валютные операции, должен, прежде всего, поддерживать такой курс рубля, который бы обеспечивал конкурентоспособность российских товаров и опреде­ленную стабильность в инвестиционной политике. При этом совместной с Прави­тельством сферой ответственности является, прежде всего, процентная и кредит­ная политика, а не курс рубля [14, с.64].

По счастливой случайности, в России именно это и следует из буквального прочтения Конституции [1], согласно которой Центральный банк отвечает за ста­бильность рубля и, совместно с Правительством, за единую кредитно-денежную политику.

Теперь следует сказать пару слов об управлении рублевой ликвидностью банковской системы при помощи денежно-кредитной политики ЦБ. Под ликвид­ностью в данном случае понимается сумма остатков средств банков на коррес­пондентских и депозитных счетах в ЦБ РФ [12, с. 37]. Управление уровнем рубле­вой ликвидности банков - одна из основных задач денежно-кредитной политики Банка России. Так, стимулируя рост свободных рублевых остатков, Центральный банк способствует росту денежного предложения со стороны кредитных органи­заций (росту объемов кредитования населения и реального сектора экономики), что в свою очередь напрямую связано с уровнем инфляции - базовым ориентиром экономической политики российских денежных властей.

Уровень банковской ликвидности напрямую влияет на устойчивость бан­ковской системы, одной из первостепенных задач которой является осуществле­ние расчетных функций, проведение платежей между различными субъектами экономики. Низкий уровень рублевой ликвидности ограничивает плате­жеспособность кредитных организаций вплоть до полного прекращения деятель­ности платежных систем, что может парализовать функционирование экономики.

Уровень рублевой ликвидности банков непосредственно связан с доверием населения к кредитным организациям. Банки, неспособные своевременно рассчи­таться по обязательствам вкладчиков, обречены на потерю репутации, что косвенным образом неизбежно сказывается на доверии граждан к банковской системе в целом. В настоящее время ширится число коммерческих банков — участников системы страхования депозитов.

Полноценное функционирование банковской системы невозможно без раз­витой структуры межбанковских отношений и прежде всего рынка межбанков­ского кредитования. Именно «схлопывание» рынка МБК, спровоцированное пре­цедентом отзыва лицензии у «Содбизнесбанка», перевело развитие банковского кризиса лета 2004 г. в активную фазу.

Анализ кредитных рисков и оценка финансового состояния банков -контрагентов по рынку МБК немыслим без контроля общего уровня рисков соот­ветствующего сегмента финансового рынка, а значит, качественно функциони­рующий банковский риск-менеджмент обязан отслеживать уровень рублевой лик­видности банковской системы.

Из сказанного следует, что анализ рисков банковской системы неразрывно связан с оценкой достаточности уровня рублевой ликвидности кредитных органи­заций. Вместе с тем проведение такого анализа требует привлечения математи­ческих методов для количественных оценок оптимального уровня ликвидности банковской системы, что необходимо для обеспечения устойчивости и эффектив­ности ее функционирования. Именно на обеспечение такого оптимального уровня ликвидности должна быть направлена денежно-кредитная политика Банка России.

От чего зависит уровень оптимальной ликвидности банковской системы? Как представляется, прежде всего данный показатель должен зависеть от двух факторов.

Во-первых, ликвидность банковской системы должна соответствовать ак­тивности деятельности кредитных организаций, которая задается потребностями экономики, а именно спросом на банковские услуги со стороны населения и ре­ального сектора экономики. Так, для летнего периода, как правило, характерна низкая банковская активность, связанная с сезоном отпусков, тогда как начало осени обычно связано с резким ростом числа и объемов банковских платежей. Поэтому оптимальный уровень ликвидности банковской системы в летний период при прочих равных должен быть существенно ниже, чем в осенние месяцы.

Во-вторых, уровень оптимальной ликвидности банковской системы сущест­венно зависит от ее структуры, а точнее, от структуры межбанковских отноше­ний. В ситуации неработающего рынка МБК и низкого уровня межбанковского доверия требуется завышенный уровень оптимальной ликвидности, тогда как в условиях развитой системы межбанковских отношений данный показатель в тео­рии может стремиться к нулю. В основе расчета значений оптимальной ликвидно­сти банковской системы лежит выявленное эмпирическое соотношение между ак­тивностью и ликвидностью кредитных организаций. Так, наиболее доступным для анализа в качестве показателя активности работы банков является сумма кредито­вых оборотов кредитных организаций по корреспондентским счетам в банке Рос­сии. Необходимо учесть, что в условиях сформированной в России расчетной системы львиная доля рублевых банковских платежей (более 60%) проводится через платежную систему ЦБ РФ. Таким образом, большая часть банковских опе­раций неизбежно затрагивает счета в банке России, а значит, активность работы банков обязана тесно коррелировать с динамикой оборотов по корреспондент­ским счетам в Центробанке [13, с. 3].

После рассмотрения этих проблем мы видим, насколько неоднозначно дей­ствие денежно-кредитной политики государства и как многосторонне могут про­являться ее последствия. На сегодняшний день автор полагает, что одной из при­оритетных целей монетарной политики Банка России должно стать содействие развитию отечественной промышленности. В данном случае необходимо исполь­зовать комплекс инструментов:

во-первых, это дальнейшее укрепление курса национальной валюты, кото­рое будет способствовать снижению потоков импорта из-за рубежа и повышению конкурентоспособности российских товаров;

во-вторых, необходимо повысить доступность кредита путем постепенного снижения ставки рефинансирования, а инфляцию сдерживать с помощью регули­рования покупки и продажи ценных бумаг Центральным Банком на открытом рынке. Однако здесь имеет место еще один важный аспект - как уже было отмечено, изменение ставки рефинансирования мало коррелирует с динамикой процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками, в связи с чем целесообразно проводить также активную политику установления норм обязательных резервов. Развитие рынка МБК будет способствовать усилению роли рефинансирования. Ориентиры роста денежной массы в стране также должны соответствовать по­ставленной задаче.

Последнее важно еще и потому, что темпы инфляции в стране превышают прогнозные значения, хотя автор не склонен винить в этом Банк России. Уже в сентябре 2005г. по отношению к декабрю 2004г. индекс потребительских цен со­ставил 110,9% [8], в ноябре  2006 года  индекс потребительских цен составил  108,2%  [8], тогда как в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики показатель инфляции был заложен на уровне 7-8,5% в год.  Рост деловой активности и ограничение темпов инфляции возможны только при нахождении баланса между политикой повышения доступности де­нежных ресурсов и контролем увеличения объема денежной массы. Напомним, что наиболее легко поддающаяся регулированию часть денежных ресурсов, т.е. наличные деньги, составляют лишь около 40% от их общего объема.


§ 2. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования

 

Для выполнения своих функций в области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных недостатков и взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев [9].

При невыполнении в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право взыскать с коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто применяемая санкция).

По требованию Банка России коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей ликвидности, в том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка Центральный банк Российской Федерации имеет право потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка; утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов.

Когда руководство коммерческого банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, Центральный банк России может назначать временную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной администрации и ее рабочих групп привлекаются высококвалифицированные работники Банка России. С момента назначения временной администрации полномочия правления банка приостанавливаются и переходят к временной администрации.

Задачей временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.

Если руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации временная администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка.

Деятельность временной администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.

Как крайнюю меру Центральный банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

На 01.01.2003 количество кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, составляло 502. К концу 2003 года данный показатель сократился  составил 487 , а к концу  2006 года – уже 403. Однако следует отметить, что в это же время растет число банков, которые ликвидированы как юридические лица, причем в среднем 35% банков ликвидируются в связи с реорганизацией, а именно путем преобразования в филиалы других банков.

Как и в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд проблем и «белых пятен». Обозначим их.

1. В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» говорится, что «главная цель банковского регулиро­вания и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в опера­тивную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принима­ется Советом директоров». Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом). Правда, в 1997г. были предусмотрены так называемые региональные центры Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансо­вых рынках [11], однако никаких сведений об их деятельности нет, а по резуль­татам кризиса 1998 г., который как раз и разразился на финансовом рынке, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо успехов на этом поприще.

2. Совещательный орган, на котором обсуждаются результаты проверки кредитной организации законом, не предусмотрен. Банк России никакого нормативного акта на сей счет не опубликовал. Как показывает практика, за созданием разных комиссий зачастую скрывается желание «растворить» персональную ответственность должностных лиц за принимаемые ими ре­шения. Между тем при принятии решений о применении к кредитным ор­ганизациям тех или иных санкций, в частности об отзыве лицензий (последнее ощутимо сказывается не только на кредитной организации, но и на интересах вкладчиков, общества в целом), необходимо точно знать, кто и по чьей инициативе принял решение. Персональная ответственность яв­ляется гарантией законности и обоснованности принимаемого, решения.

3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» пре­дусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России. В части четвертой ст. 55 Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосред­ственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Реше­ние о создании данного органа принимается Советом директоров. Однако Банк России создал Комитет банковского надзора как совещательный ор­ган, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям ст. 55, грамматиче­ская конструкция которой такова, что в ней используется союз «или», и по­этому не предусматривается совместное осуществление функций Банком России и органом банковского надзора. Здесь должно быть что-то одно: либо Банк России, либо Комитет банковского надзора.

4. По своей природе бан­ковская деятельность во многих случаях имеет международный характер, что обусловлено, прежде всего, расширением международных экономиче­ских связей. Банки обеспечивают международные расчеты, платежи и дру­гие банковские операции. Поэтому их деятельность регулируется не только внутригосударственным, но в соответствующих случаях и международным правом. В интересах сохранения и развития многосторонних производст­венных, торговых и финансовых отношений, руководствуясь нормами меж­дународного публичного права, государства могут заключать договоры о создании межгосударственных банков. Однако ни в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», ни в Федеральном законе «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)» вопрос о банков­ском надзоре над межгосударственными банками, созданными на террито­рии Российской Федерации, не предусмотрен. Для таких банков примени­мы только общие нормы законодательства и международные договоры. Между тем многие вопросы банковской деятельности регулируются специ­альными нормами. В связи с этим появляется необходимость в совершенст­вовании банковского законодательства. В данном случае речь идет о надзо­ре.

Международный банк, которому в соответствии с данным соглашением разрешено проведение банковских операций, в том числе валютных, не подпадает под надзор Банка России. Заметим, что согласно ст. 15 Конституции РФ правила, установленные ме­ждународным договором, имеют приоритет над правилами внутригосудар­ственного законодательства. Одновременно с этим в пп. 1-2 ст. 75 Консти­туции РФ записано: «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации» и «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов госу­дарственной власти». Но коль скоро это так, то для управления денежной эмиссией, денежным обращением Банк России должен проверять кредит­ные организации, через которые проходит денежное обращение. Поэтому он имеет право осуществлять надзор. На наш взгляд, необходимо внести соответствующее изменение в законодательство и предусмотреть в Феде­ральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» механизм осуществления надзора за межгосударственными банками, созданными на территории нашей страны [14].

5. Предметом банковского надзора, и в частности банковских прове­рок, является соблюдение кредитной организацией законодательства и пра­вил, установленных Банком России. В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Специалисты во внимание принимают в лучшем случае сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», хотя банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права. В этом отношении очевидной становится роль юридиче­ских подразделений в Банке России, способных определить весь состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской дея­тельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в дея­тельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не загляды­вает Банк России. Отсюда берут начало самые распространенные наруше­ния в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причи­ной их краха.

6. Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских пра­вил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает сотни различных актов. Эти акты, как уже говори­лось, далеко не безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. Возникают проблемы их дос­тупности не только для широкого потребителя, но и для работников Банка России. Во-вторых, нет четкой специализации в самом банковском надзоре, а главное - в инспектировании кредитных организаций.

7.Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы; во- вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую выяснить ее влияние на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные. В законе эти цели определены: соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгал­терского учета и отчетности. Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

а) кредитная организация как таковая;

б) системные связи кредитных организаций.

В каждом из этих объектов, в соответствии с частными целями, можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: а) пра­вовые отношения; б) финансовые отношения; в) бухгалтерский учет и от­четность.

К сожалению, на практике банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организацией как таковой. Практически не изучен второй объект - банков­ская система, т. е. связи между конкретными кредитными организациями.

Системные связи между кредитными организациями повышают воз­можности банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности. Однако системные связи - всегда возможность системного кризиса. Поэтому правильно организованное инспектирование системных связей между кредитными организациями могло бы уменьшить риск кризи­са не только в банковской системе, но и в системе экономики в целом.

8. Следующий аспект - предмет инспектирования. Банк России в лучшем случае инспектирует постановку бухгалтерского учета в кредитных органи­зациях. Это самая легкая задача. Нужно лишь сопоставить проводки с пра­вилами бухгалтерского учета, с письмами Банка России. Иногда делаются попытки проанализировать финансовое состояние кредитной организации в смысле ее доходов и расходов, прибыли и перспектив развития.

Недооценка юридических аспектов в банковском надзоре и в инспекти­ровании коммерческих банков еще раз свидетельствует о необходимости создания специальной организации (Банковской комиссии) при Правитель­стве РФ, которая могла бы инспектировать соблюдение законодательства в банковской системе. Тогда будет меньше таких злоупотреблений, как, на­пример, обман вкладчиков банками или «утечки капитала». Что же касается проверки финансовых нормативов и соблюдения правил учета, то эти вопросы должны быть предметом инспектирования со сторо­ны Банка России.

9. В инструкции Банка России № 34 предусматриваются цели инспектирования кре­дитных организаций. Естественно, что цели инспектирования должны быть согласованы с целями банковского надзора, закрепленными в Федеральном законе. На наш взгляд, такая согласованность отсутствует. В Федеральном законе на первое место поставлена цель - проверка соблюдения законов. В инструкции она занимает третье место. И этот момент весьма показате­лен. Как уже говорилось, роль законности явно недооценивается. Таким образом, мы видим, что есть опре­деленное расхождение между законом и нормативным актом Банка России в части целей проводимых проверок. На практике это непосредственно ска­зывается не только на эффективности надзора за банками, но и на состоя­нии защищенности банковских вкладов, сбережений населения. Так или иначе, это затрагивает интересы всех банковских клиентов.

10.  Банк России имеет довольно широкий набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с законодательством является Центральный Банк. Объясняется это, прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно.

Банковский надзор представляет собой  совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.

Банковский надзор выступает наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций, выполняемых Банком России, и осуществляется им, главным образом, на основании двух федеральных законов: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.

Одним из основных полномочий Банка России в области банковского надзора или его начальной стадией является осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования по трем основным направлениям:

−минимальные требования к капиталу;

требования к качеству руководящего состава;

−антимонопольные ограничения.

Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера.

В отличие от лицензирования, текущий надзор занимается угрозами здоровью кредитных организаций, обусловленных их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей среды. В процессе решения указанной задачи первостепенное внимание надзорного органа направлено на анализ и оценку текущего и перспективного финансового состояния кредитной организации.

Банк России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя кредитными организациями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты