Актуальность исследования
тех основных положений, на которых основывается страхование, анализ договора
страхования, объясняется тем, что в настоящее время российские граждане все
чаще сталкиваются с необходимостью страхования.
В гражданском обороте,
основанном на рыночных отношениях, страхование занимает особое место. Уменьшая
возможные имущественные потери участников, этот институт служит важной правовой
гарантией охраны их интересов. Вместе с тем, страхование как способ аккумуляции
и последующего использования огромных денежных средств само является разновидностью
предпринимательской деятельности в финансовой сфере. Не случайно специальный
закон о страховании был принят в числе первых основных законов «рыночной
волны». Одним из самых распространенных и сложных видов договоров является
договор страхования. Данная сфера деятельности в настоящее время находится в
постоянном развитии, как в практическом, так и в плане правового регулирования.
Законодательство о
страховании постоянно обновляется. За последнее время приняты такие законы, как
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств",
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации", Федеральный закон от 29
июля 2004 г. N 96-ФЗ "О выплатах банка России по вкладам физических лиц в
признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного
страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В
базовый Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового
дела в Российской Федерации" неоднократно вносились существенные
изменения.
Для современной России
ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов
лиц становится особенно значимым.
Правильное применение
норм права, регулирующих правоотношения, возникающие между страховщиком,
страхователем и выгодоприобретателем, позволяет данным субъектам избежать
негативных последствий, связанных с нарушением законодательства, в том числе и
привлечения их к ответственности.
Степень научной
разработанности темы. Данной проблемой занимались такие ученые как Брагинский
М.И., Витрянский В.В., Гогин А.А., Граве К.А., Демидова Г.С., Иоффе О.С.,
Кавелин К.Д., Крюков В.П., Лунц Л.А., Мамсуров М.Б., Мейер Д.И., Мелехин А.И.,
Новоселова Л.А., Овчинникова Ю.С., Райхер В.К., Розенберг М.Г., Серебровский
В.И., Сокол П.В., Степанов И.И., Суденко В.В., Тамазян Т.Г., Тимофеев В.В.,
Уксусова Е.Е., Фогельсон Ю.Б., Шершеневич Г.Ф. и другие.
Из выше изложенного можно
сказать, что данная тема на сегодня актуальна, об этом говорит и количество
статей, опубликованных в юридической периодической печати. К сожалению
большинство статей посвящены какому либо отдельному вопросу, и нет полного
изложения всех аспектов данной темы.
Объектом исследования
дипломной работы
являются общественные отношения, возникающие в области страхования и его видов.
В прямой зависимости от
объекта находится предмет исследования, который составляют:
• нормы гражданского и
смежного законодательства;
• практика реализации
норм, предусматривающих применение договора страхования;
Целью исследования
является выявление основных проблем в развитии договора страхования,
определение пробелов и недостатков правового регулирования.
Задачи работы
проанализировать законодательство в сфере страхования, выявить проблемные
вопросы, раскрыть доктринальное и практическое толкование законодательства о
страховании, предложить некоторые пути совершенствования данного института.
Методы исследования
составляют положения об исторической и геополитической обусловленности
социальных процессов, объективных закономерностей развития и взаимосвязи
явлений общественной жизни в рамках страхования, а также о взаимосвязи
общества, государства и личности в сфере правового регулирования. Использованы также
историко-юридический, социологический, формально-логические, системный и другие
методы исследования.
Структура работы
определяется целями и задачами исследования. Данная работа состоит из введения,
трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка.
Страхование как система
защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства — это
необходимый элемент социально-экономической системы общества. Страхование не
только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении
страховых случаев, но является одним из стабильных источников долгосрочных
инвестиций. Страхование в России еще не занимает такой стратегической позиции,
как в странах с развитой рыночной экономикой, что обусловлено особенностями
становления национальной системы страхования. В нынешний период развитие
страхового рынка в России тормозится рядом факторов, связанных со сложной
ситуацией в экономике нашей страны. Одной из важнейших задач национальной
системы страхования является совершенствование нормативной базы страховой деятельности[1].
Существует несколько
понятий страхования. Согласно законодательству, страхование - отношения по
защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных
страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из
уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств
страховщиков. По утверждению других, страхование является одним из методов
создания централизованного страхового фонда для возмещения за счет страховых
взносов потерь в народном хозяйстве от стихийных бедствий и несчастных случаев,
а также для выплат соответствующих сумм в связи с наступлением определенных
событий, связанных с жизнью и трудоспособностью застрахованных лиц.
Господствующим является
взгляд на страхование как на систему экономических отношений, включающую
совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их
использование на возмещение ущерба при различных, непредвиденных
неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при
наступлении определенных событий в их жизни. В качестве примера можно привести мнение
коллектива авторов учебного пособия «Страхование: теория, практика и зарубежный
опыт». Авторы полагают, что страхование есть особые договорные экономические
отношения между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и
организационными структурами, специализирующимися на предоставлении страховых
услуг, с другой[2].
В зависимости от объекта
страхового интереса действующее законодательство различает два вида
страхования: 1) личное; 2) имущественное. Необходимость разграничения
перечисленных видов страхования объясняется различием в характере
правоотношений, обеспечивающих страховую защиту имущественных интересов
страхователей или выгодоприобретателей, ими назначаемых. Сущность любого
договора страхования как сделки, порождающей правоотношения, связанные с не
противоречащими законодательству РФ имущественными интересами, проявляется в
направленности имущественного интереса по отношению к определенному
правоохраняемому благу в связи с угрозой его уменьшения или уничтожения в
результате наступления указанного в договоре события.
Так, в результате пожара
или иного стихийного бедствия имущество определенного лица может быть
значительно повреждено или полностью уничтожено. Следовательно, можно говорить
о возможной угрозе уменьшения его ценности, а последняя и служит тем
правоохраняемым благом, необходимость сохранения которого приводит к заключению
договора страхования. Производственная травма или увечье (причиной которых
стала потеря или снижение трудоспособности лица, иногда невосстановимый ущерб
его здоровью) наносят вред правоохраняемому благу личности, что влечет за собой
необходимость компенсации затрат на лечение, осуществления выплат за потерю
трудоспособности и т.д. Разумеется, не всякое благо имеет исключительно
имущественное выражение, так как в ряде случаев ущерб причиняется не только
имущественным интересам. Однако страховое право ограничивается защитой лишь
имущественных интересов, т.е. тех, убытки причиненные которым могут быть
распределены между подверженными аналогичному риску группами людей, хозяйств,
экономических структур.
В качестве подтверждения
подобной идеи страхования можно было бы привести определение страхования с
экономической точки зрения, данное западноевропейскими исследователями этого
вопроса в конце XIX в.: «Под страхованием следует понимать устранение или, по
крайней мере, ослабление вредных для частного имущества последствий от
отдельных событий, случайных для потерпевшего хозяйства и непредусмотренных в
каждом отдельном случае их наступления, достигаемое разложением убытков на
целый ряд случаев, в которых существует подобная же опасность, но не всегда в
действительности наступает». Несмотря на явно выраженный имущественный акцент
данного определения, оно подчеркивает главную мысль идеи страхования вообще:
распределение убытков, причиненных событием, риск наступления которого угрожает
нескольким субъектам» — отмечает Д.Г. Лавров[3].
Страхование в России —
отрасль развивающаяся. В связи с этим представляет интерес рассмотрение
показателей страхования в нашей стране на современном этапе. Как считает А.А.
Цыганов, «...российский страховой рынок вступил в пору устойчивого
поступательного развития, нарушить которое в сторону увеличения темпов роста
могут изменения в законодательстве, влекущие увеличение страхового поля»[4].
С этим можно согласиться, так как здесь имеются в виду ближайшие изменения, которые
намечаются в связи с полномасштабным внедрением недавно принятого закона об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
автотранспортных средств.
Идея страхования
неразрывно связана с его универсальным значением как средства, способного устранить
или, во всяком случае, сделать менее имущественно ощутимым (минимизировать)
неблагоприятный результат воздействия отдельных обстоятельств, затрагивающих ту
или иную сферу хозяйственной деятельности. Непрерывное изменение самой среды
жизнедеятельности человека объективно вызывает все большее разнообразие
неблагоприятных факторов: не только природные силы стихийного характера
(наводнения, бури, землетрясения и т.п.), а также несчастные случаи
(транспортные аварии и катастрофы, эпидемии и т.п.), но и открытые и освоенные
человеком новые свойства материи (ядерные материалы, ионизирующее излучение).
Возникающие при этом широкомасштабные непредвиденные убытки не могут быть
предупреждены ни совершенствованием системы общественных отношений, ни общей высокой
культурой и профессионализмом осуществления той или иной деятельности.
Возможность решения
задачи освобождения, преодоления и защиты от угрозы наступления подобных
последствий первоначально была найдена в экономической природе страхования[5].
Страхование в современных
экономических условиях представляет собой экономический механизм, основанный на
принципе распределения убытка, понесенного в одном случае, между некоторым
множеством других, которые подвержены аналогичной (однородной) опасности.
Обеспечивая таким образом восстановление имущественной сферы отдельного
хозяйства или определенного лица, экономическая сторона страхования выполняет
двуединую функцию: позволяет участникам экономического оборота уверенно
действовать в настоящем, а также обоснованно прогнозировать свое будущее, что,
в свою очередь, создает основу устойчивого развития всего
общественно-экономического строя. Поэтому именно в страховании идея разложения
вреда, используемая и в других институтах (в частности, общей аварии), получила
свое максимально полное и наиболее совершенное воплощение.
Страховые экономические
отношения выступают в форме создания и распределения денежного фонда,
находящегося в управлении специальной организации (страховщика), путем
предварительной аккумуляции денежных средств (взносов) заинтересованных
участников экономического оборота (страхователей). Страховой фонд как
материальная основа страхования по источнику своего образования носит
децентрализованный характер (взносы отдельных его участников), однако
управляемый страховой организацией становится централизованным фондом, сохраняя
свои строго целевые направленность и назначение — возмещение имущественных
потерь, возникающих у лиц, участвующих в его создании[6].
С точки зрения экономической
сущности страхование — система (совокупность) экономических отношений,
основанная на принципе распределения (разложения) имущественных потерь,
вызываемых экстраординарными обстоятельствами, материальной формой которых
выступает страховой фонд, используемый в целях возмещения (покрытия)
непредвиденных (случайных) убытков, возникающих у лиц, участвующих в его
создании[7].
В экономическом развитии
определяющее значение приобретает состояние финансово-кредитной и инвестиционной
инфраструктуры, где страховые компании — влиятельный компонент, обеспечивающий
ее насыщение финансовыми ресурсами. Особое значение реально наполненного
источника внутренних инвестиций принадлежит резервам, формируемым компаниями по
страхованию жизни, особенно при развитии накопительных (капитализационных) видов
страхования жизни.
Возрастает роль
страхования как эффективного экономического средства осуществления жилищной,
образовательной и пенсионной реформ посредством разработки долгосрочных страховых
программ.
Историческое
происхождение современного страхования связывается с морским займом (foenus nauticum) — бодмереей — как простейшей (элементарной)
формой обеспечения от опасностей торгового мореплавания, угрожавших его
участникам. В последующие исторические эпохи морское страхование развивалось
наряду с имущественным страхованием, при этом в силу своей специфики существуя
и развиваясь как самостоятельная отрасль страхования. Имущественное страхование
достаточно быстро превратилось в процветающий вид страхового бизнеса, учитывая
все новые потребности в страховой защите растущих имущественных ценностей[8].
Появившись значительно
позже имущественного, личное страхование (его возникновение относят к средним
векам) получило возможность широкого распространения (опережая даже показатели
имущественного страхования) благодаря развитию страховой математики и страховой
статистики, заложивших научные основы проведения данных страховых операций.
Современный этап развития личного страхования позволяет заключить, что оно
представляет собой стройную систему обеспечения разнообразных интересов
личности, и, прежде всего, жизни и здоровья.
Страхование, выполняя
универсальную обеспечительную функцию в сохранении материальных благ и
физических, а также духовных сил или жизни человека, тем самым приобретает
важнейшую социальную ценность. Однако это не приводит к смешению его с
социальным страхованием, обслуживающим интересы лиц, находящихся в трудовых
отношениях, и осуществляемым в публичном порядке. Разграничение между данными
страхованиями проведено легально (п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об
организации страхового дела в Российской Федерации»).
Страхование является
однородной категорией, одинаково проявляющей механизм страховой защиты, как в
отношениях гражданского оборота, так и в его специальной сфере — торговом
(предпринимательском) обороте. Такой вывод следует на том основании, что риск
несения имущественных потерь, преодоление которого с наибольшей полнотой
достигается с помощью страхования, в равной степени присутствует в обеих
сферах. Поэтому теряют какой-либо теоретический и практический смысл попытки
регулирования страховых отношений в торговых правовых актах.
Страхование — регулируемый
нормами гражданского права особый вид предпринимательской деятельности,
осуществляемой в рамках единого гражданского оборота профессиональными
коммерсантами-страховщиками — с целью систематического извлечения прибыли от
проведения страховых операций и оказания, связанных с ними услуг.
В развитии
законодательства России о страховании можно выделить три периода: первый
охватывает временной отрезок с 1781 по 1917 г.; второй можно назвать советским периодом, так как большая его часть приходится на время существования Советского
Союза и он длился вплоть до распада СССР в 1991 г.; третий связан с возрождением национального страхового рынка в начале 90-х годов и
продолжается до сих пор[9].
Первый период начинается
с издания в 1781 г. «Устава купеческого водоходства»,
в котором содержались нормы морского страхования. В 1786 г. Манифестом от 28 июня был учрежден Государственный заемный банк и введен запрет на
страхование имущества в иностранных компаниях. В принятых в 1798 и 1799 гг.
уставах столиц Санкт-Петербурга и Москвы содержались нормы, согласно которым
страхование недвижимого имущества в этих городах передавалось в ведение
ассекуранц- конторы при камеральном департаменте, т. е. под контроль
государства. Но это новшество потерпело крах так же, как и сама идея
существования в России государственной страховой компании. Как справедливо
отмечается в цивилистической литературе, «...источники страхового права в
дореволюционной России были очень разнообразны»[10].
В Своде гражданских
законов определению договора о торговом страховании были посвящены только две
статьи — 2199 и 2200. Так, в соответствии со ст. 2199 под торговым страхованием
понимался договор, в силу которого одно лицо за определенную плату обязывается
возместить такой ущерб, какой может понести имущество другого от известной
случайности; под взаимным страхованием понимался договор, в силу которого все
контрагенты обязываются возместить такой ущерб, какой может понести имущество одного
из них от известной случайности.
Более развитым было
законодательство о морском страховании. Так, в т. XI, ч. 2 Устава Торгового
целая часть посвящена морскому страхованию (ст. 558, 606). Как уже отмечалось,
морское страхование было первым в России. Кроме того, В. И. Серебровский — один
из корифеев отечественной цивилистики, к источникам страхового права в
дореволюционной России, и в частности морского страхования, относил полисы
морского страхования, уставы страховых обществ и даже иностранные законы (Устав
Торговый ст. 561)[11]. Однако он же утверждал,
что «...отнесение уставов акционерных обществ и полисных правил к источникам
страхового права было вызвано скудностью законодательных норм. В литературе и
судебной практике того времени постоянно велись дебаты об их юридической силе и
значении»[12].
Так, Г.Ф. Шершеневич
указывал на то, что многочисленные правила, которые содержались в акционерных
уставах страховых обществ, имели в глазах практики силу закона. Новейшие
уставы, однако, почти не содержали правил страхования, которые представлялись к
утверждению министром внутренних дел. Но такие правила, бесспорно, могли иметь
законную силу лишь при условии соответствия общим законам, хотя практика
показывала, как отмечал Г.Ф. Шершеневич, что «и здесь она готова видеть
специальные законы»[13].
Д.И. Мейер же указывал на
то, что «положения о страховании от огня, от «скотского» падежа и тому подобное
излагаются в уставах страховых обществ и они пока служат главным источником для
изучения договора страхования»[14]. Он также отмечал, что
«уставы российских страховых обществ начертаны по образцу уставов подобных
страховых обществ, существующих в западных государствах, где дело страхования
опередило устройство этих учреждений в нашем Отечестве, потому что западные
уставы страховых обществ основаны на действующих там законах. Оттого-то и у нас
договор страхования, можно сказать, пропитан чужеземными элементами, в особенности
французскими, так как французское торговое право оказало наибольшее влияние на
уставы страховых обществ»[15].
В качестве источников
страхового права в дореволюционной России можно назвать и следующие законы: «О
порядке помещения и хранения средств акционерных страховых обществ» (1898 г.), «О надзоре за деятельностью страховых обществ и учреждений» (1899 г.), «О страховании жизни через государственные сберегательные кассы» (1906 г.). Действовали и законодательные акты, содержавшие правила о губернском и земском страховании.
Как отмечает Н.В. Щербак «по Положению о взаимном земском страховании 1864 г. каждое губернское земство должно было проводить операции только в пределах своей губернии.
Кроме того, лица сельского состояния подлежали принудительному страхованию,
имевшему характер взаимного губернского страхования»[16].
Законом от 1 июня 1910 г. министру внутренних дел было предоставлено право
вводить в городских поселениях тех губерний, в которых действуют правила о
губернском взаимном страховании, обязательное взаимное страхование общественных
и частных строений[17].
Некоторые цивилисты в
качестве источника правового регулирования страхования в дореволюционной России
выделяют и судебную практику, что представляется спорным, так как судебный
прецедент имел и имеет важное значение в регулировании страховых отношений в
таких странах, как Англия и США. Россия же относится к государствам с
континентальной системой права, в которой судебная практика не признавалась и
не признается источником права. Хотя в некоторых странах, принадлежащих к
романо-германской правовой семье, судебная практика признается источником
права, но только в узких рамках применительно к тем отношениям, которые не
урегулированы или не полностью урегулированы законом.
Кроме того, во второй
половине XIX в. в России была создана система страхового надзора. В 1894 г. Министерство внутренних дел было наделено функциями органа государственного страхового
надзора за деятельностью страховых компаний.
Второй период в развитии
страхового законодательства в России начинается с октябрьской революции 1917 г. Одной из составляющих экономической программы партии большевиков была идея национализации
банков и страхового дела, которая была претворена в жизнь. 23 марта 1918 г. В. И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров (далее — СНК) «Об установлении
государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального».
Согласно Декрету все дивиденды акционеров акционерных страховых обществ и
пайщиков обществ взаимного страхования, начисленные за 1917 г., были конфискованы в доход государства. Кроме того, в связи с введением государственного
контроля над страхованием доходы от страховых операций подверглись
прогрессивному налогообложению на общегосударственные нужды, плательщиками
которых выступили центральные правления страховых обществ. Была упразднена
акционерная форма страхования. Личное страхование граждан осуществлялось
сберегательными кассами Народного банка РСФСР.
В эти же годы был
организован Совет по делам страхования, который возглавлялся Комиссариатом по
делам страхования во главе с комиссаром. А так как была осуществлена
перестройка всех органов власти и управления, то это коснулось и организации
страхового дела, в частности. «Земское и взаимное страхование были переданы в
ведение страховых органов исполнительных комитетов местных советов и
совнархозов, а все земские страховые агентства, а их насчитывалось до 1500,
были включены в структуру советско-народного страхования»[18].
Следующим шагом на пути
всеобщей национализации страхового дела стало принятие Декрета СНК РСФСР «Об
организации страхового дела в Российской Республике» от 28 ноября 1918 г., согласно нормам, которого страховое дело объявлялось государственной монополией во всех его
видах. Все частные страховые компании и общества были ликвидированы, сохранялось
только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных
организаций. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных
касс, а договоры, заключенные на сумму свыше 10 000 руб., были аннулированы без
каких-либо возвратов страхователям накопившихся резервов взносов.
Если Декрет СНК РСФСР от
23 марта 1918 г. знаменует начало первого этапа в развитии страхования в
послереволюционный период, то с принятием Декрета СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. связано начало второго этапа. На данном этапе были приняты декреты СНК от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г., которыми отменялось имущественное страхование. Фактически идея
страховой монополии в то время не была претворена в жизнь и даже не была
создана государственная страховая специализированная организация, а государством
использовалась сохранившаяся система частного и земского страхования. Поэтому,
по мнению В.И. Серебровского, «вплоть до начала третьего этапа, связанного с
объявлением страхования во всех его видах государственной монополией СССР в 1925 г., источники советского страхового права представляли собой весьма пеструю картину»[19].
Действовавшие тогда источники страхового права можно разбить на шесть групп.
Первая группа —
нормативно-правовые акты, изданные центральными общесоюзными органами всеобщей
компетенции. Хотя в ст. 1 Конституции СССР, посвященной предмету ведения Союза
ССР, страховое законодательство не было упомянуто, правоведы относили область
страхования к сфере федеративной, так как, с одной стороны, страховое дело
весьма технично и требует постановки, которая более всего обеспечивается
центральным руководством, а с другой — страхование тем устойчивее, чем на
большее количество объектов оно простирается, т.е. и территория, и население,
им обслуживаемые, должны быть по возможности больше. Доводы юристов получили
развитие в решении III сессии ЦИК СССР 1-го созыва. Этим решением к предметам
ведения Наркомфина СССР было отнесено регулирование вопросов государственного
страхования на территории СССР, а, кроме того, в состав НКФ СССР было включено
Главное правление государственного страхования, которое осуществляло
государственную страховую монополию на территории СССР и руководило
деятельностью государственного страхования в союзных республиках.
Вторая группа —
нормативно-правовые акты, изданные центральными органами союзных республик.
Особое место среди нормативно-правовых актов этой группы занимали правила о
страховании, которые детально регулировали договорное страховое право. К данной
группе относились такие акты, как Декрет СНК РСФСР «О государственном
имущественном страховании» от 6 октября 1921 г., Декрет СНК РСФСР «О государственном страховании» от 6 июля 1922 г. и некоторые другие. Украинская, Белорусская
и Забайкальская союзные республики в законодательном порядке подтвердили
основные декреты о страховании, изданные РСФСР, и приняли свои законодательные
акты в развитие основных декретов.
Третью и четвертую
группу, соответственно, составили нормативно-правовые акты, изданные НКФ СССР и
другими наркоматами, а также Госстрахом СССР.
В пятую группу вошли
нормативно-правовые акты, изданные местными органами управления, а именно
Моссоветом, Ленсоветом и др. Шестая группа — это нормы иностранного страхового
права, которые играли роль субсидиарного источника права при морском
страховании. К данной группе относятся Гамбургские общие правила морского
страхования 1867 г., на основании которых совершались сделки по морскому
страхованию обществами на Северном море.
Указанная система
источников страхового права просуществовала до 18 сентября 1925 г. С этой датой связано начало третьего этапа второго периода. Последним нормативным актом
второго этапа, имеющим общесоюзное значение, является Постановление СНК СССР «О
государственном гарантийном страховании» от 16 декабря 1924 г. 18 сентября 1925 г. ЦИК и СНК было утверждено Положение «О Государственном страховании Союза
ССР», которое закрепило государственную монополию СССР на страхование за
исключением кооперации. В этом Положении перечислены действующие виды страховых
операций в области имущественного и личного перестрахования, создана вертикальная
система органов государственного страхования. Одно из ключевых положений этого
закона — отнесение страхового законодательства к предмету ведения СССР. Союзные
республики могли издавать законы, регулирующие страхование, только в развитие
общесоюзного страхового законодательства. Поэтому с принятием Положения о
Госстрахе изменилась и система источников страхового права. Она стала включать
согласно ст. 4 Положения о Госстрахе, во-первых, общесоюзное страховое законодательство,
во-вторых, законы, регулирующие страхование, издаваемые союзными республиками в
развитие общесоюзного законодательства, и, в-третьих, общие правила страхования
и тарифов премий, утверждаемых НКФ СССР.
Из числа нормативных
актов, принятых в тот период и имеющих общесоюзное значение, кроме Положения о
Госстрахе, необходимо отметить Постановление ЦИК и СНК СССР «О
выгодоприобретателях по договорам личного страхования и их правах» от 16 января
1925 г.
Несмотря на наличие
нормативной базы, страхование носило во многом формальный характер, что было
обусловлено экономическим укладом жизни людей. Поэтому в 1934 г. государство пошло на увеличение числа объектов обязательного страхования, повышение
страхового обеспечения. Кроме того, было восстановлено добровольное страхование
имущества граждан, отмененное в 1931 г., а 4 апреля 1940 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «Об обязательном окладном страховании», ставший
важной вехой в развитии обязательного имущественного страхования.
Как уже отмечалось,
Положением о Госстрахе была установлена централизованная система органов,
возглавляемая Главным управлением государственного страхования в СССР. В 1947 г. из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах). В
1958 г. часть системы Госстраха СССР была передана в ведение Министерства
финансов союзных республик. Кроме того, в Положении 1958 г. не было нормы, закрепляющей государственную страховую монополию, что фактически
свидетельствовало об ее отмене, хотя она продолжала существовать, так как ни одной организацией не нарушалась. С 1967 по 1991 г. система Госстраха СССР являлась союзно-республиканской, возглавляемой Правлением
Госстраха СССР, которое подчинялось Министерству финансов СССР.
Реальная демонополизация
страхового дела в нашей стране началась с принятия Верховным Советом СССР
Закона «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. Согласно нормам этого Закона кооперативы могли страховать свое имущество и другие имущественные интересы в
органах государственного страхования, а также создавать для этого кооперативные
страховые организации. Большую роль в создании конкурентной среды на страховом
рынке сыграли Положение «Об акционерных обществах и товариществах с ограниченной
ответственностью» от 19 июня 1990 г., утвержденное Советом Министров СССР, а
также Постановление Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного
хозяйства» от 16 августа 1990 г.
Распад СССР в 1991 г. привел к тому, что на грань банкротства были поставлены государственные страховые
организации, что было вызвано явной недооценкой роли государственного
страхования, особенно социального. Прежде чем перейти к характеристике
страхового законодательства в третий период, отметим, что оно как часть
гражданского законодательства является предметом исключительной компетенции
Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), а потому не подлежит
регулированию законами или другими правовыми
актами, принимаемыми субъектами Федерации или органами местного самоуправления.
Вместе с тем многие нормативные акты, регулирующие страховые отношения,
содержат нормы, посвященные надзору и контролю за деятельностью страховой
компании, требованиям к структуре ее капиталов и т.п., а это
регулируется и нормами административного права. Правовой основой страховой
деятельности стал Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 13 января 1993 г.[20] Этим Законом были
урегулированы отношения в области страхования между страховыми организациями и
гражданами, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также
установлены основные принципы государственной страховой деятельности. Закон
устанавливал, что отношения в области страхования могут регулироваться и
другими актами законодательства, принимаемыми на основе данного Закона. Закон
РФ «О страховании» заложил законодательную основу правового регулирования
страховых отношений на территории России, так как действовавший на момент
принятия Закона ГК РСФСР 1964 г. содержал лишь пять статей, посвященных
государственному страхованию. Кроме того, страховые отношения регулировались
главой 14 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, которая
включала три статьи, а также несколькими специальными законами, например
Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28
июня 1991 г.[21], Законом РФ «О статусе
судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г[22].
В настоящее время
сложилась система страхового законодательства, источники которого можно
классифицировать по юридической силе, по кругу лиц, на которые эти акты
распространяются, и др. Как указывает И.А. Новиков, «в настоящее время в
Российской Федерации действуют несколько сотен нормативных актов, регулирующих
страховую деятельность, среди которых одни посвящены непосредственно страхованию,
другие затрагивают страховую деятельность лишь частично. Кроме того, Россия
несет обязательства по целому ряду межгосударственных соглашений, в той или
иной степени связанных со страховой деятельностью непосредственно на территории
РФ»[23].
Гражданско-правовые
источники страхового права представляют собой определенную систему, центральное
место в которой занимает ГК.
Нормы ГК регулируют лишь
гражданско-правовые страховые отношения - обязательства по страхованию,
устанавливая для любой их разновидности общие правила. При этом страховые
обязательства урегулированы ГК исчерпывающе, и, таким образом, они не могут
включаться в предметную сферу каких-либо иных законов.
Поэтому Закон РФ от 27
ноября 1992 г. «О страховании», действующий с 4 января 1998 г., в новом редакционном названии - Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской
Федерации», не содержит более правил о договоре страхования, сохранив действие
норм, регулирующих отношения, связанные с обеспечением финансовой устойчивости
страховщиков и осуществлением государственных надзорных функций, за страховой
деятельностью. Общие положения о страховании, включенные в данный Закон,
подлежат применению лишь при условии их соответствия нормам ГК. Вместе с тем,
именно в Федеральном законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
содержатся определения основных страховых понятий и категорий — страхового
риска, страхового случая, страховой выплаты (ст. 9, 10, 11), отказ от закрепления
которых непосредственно в самом ГК нельзя признать удачным и оправданным.
Договор страхования
возведен ГК в ранг практически универсальной формы осуществления всех видов
обязательств по страхованию (за двумя исключениями - абз. 1 п. 3 ст. 968 и п. 2
ст. 969), что устранило какое-либо основание противопоставления договорного и
обязательного страхования. Правила ГК о страховании применяются в субсидиарном
порядке к специальным видам страхования, установленным отдельными специальными
законами (с безусловным соответствием их содержания нормам ГК), принятие которых
прямо предусмотрено ГК (п. 2, 3 ст. 927, абз. 2 п. 2 ст. 968, п. 2 ст. 969, ст.
970). В настоящее время урегулированы вопросы о морском страховании (гл. XV
КТМ) и медицинском страховании (Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»).
Немаловажную роль в системе
источников страхового права играют иные правовые акты - указы Президента РФ и
постановления Правительства РФ. Ряд из них закладывает основы будущего
регулирования страховых отношений на законодательном уровне, в частности Указы
Президента РФ от 26 февраля 1993 г. № 282 «О создании Международного агентства
по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих
рисков»[24] и от 6 апреля 1994 г. №667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»[25],
постановление Правительства РФ от 22 ноября 1996 г. №1387 «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации»[26].
Особое место занимают
нормативные правовые акты специального органа - Федеральной службы страхового
надзора России, регулирующие важные публично-правовые стороны осуществления
страховой деятельности: порядок и условия лицензирования, правила размещения
страховых резервов и др.[27].
ГК, закрепляя общее
правило о возникновении страховых обязательств из договора и возможность
определения его условий в стандартных правилах страхования соответствующего
вида, тем самым выдвигает данные правила в разряд специфических регулятивных
норм (п. 1 ст. 943). Правила страхования (полисные правила) не могут быть
признаны источником страхового права в строгом смысле слова, так как не
обладают общеобязательной для страховщика и страхователя силой. Однако нельзя
отрицать их регулятивного значения для конкретных страховых отношений, когда на
их применение прямо указывается в самом договоре (страховом полисе) и когда они
изложены в одном документе с договором (страховым полисом) либо приложены к
нему, что должно быть удостоверено соответствующей записью в договоре (п. 2 ст.
943 ГК). При этом по соглашению сторон отдельные положения правил могут быть
изменены, дополнены или исключены (п. 3 ст. 943 ГК).