Рефераты

Государственные ценные бумаги: сущность и значение

За счет активов Фонда выплачиваются вознаграждения кастодиану, регистратору, аудитору в размере и срок, предусмотренный в договорах между ними и Управляющей компанией, но не может превышать 1,5% от среднегодовой стоимости активов Фонда.

Кроме того, за счет активов Фонда, возмещаются расходы, связанные с доверительным управлением Фондом, в том числе:

3        с совершением сделок с активами Фонда;

4        расходы, связанные с содержанием активов Фонда;

5        расходы, связанные с публикацией документов и информации о Фонде, предусмотренной правилами Фонда, нормативными правовыми актами Уполномоченного органа или законодательством Республики Казахстан;

6        с оплатой юридических услуг, а также расходы, понесенные в связи с судебными разбирательствами от имени Фонда;

7        расходы, связанные с доставкой почтовой корреспонденции кастодиану, в отношении активов Фонда;

8        налоги, которыми могут облагаться активы Фонда или которые могут выплачиваться за счет активами Фонда, или любые другие налоги, которые могут возникнуть в будущем при изменении налогового законодательства Республики Казахстан;

9        расходы, связанные с оплатой комиссии банка по перечислению денежной компенсации в связи с выкупом паев;

10   расходы, связанные с раскрытием информации о Фонде в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Уполномоченного органа и настоящими правилами Фонда;

11. расходы, связанные с возмещением стоимости печатных работ и рекламных услуг.

Максимальный размер расходов, возмещаемых за счет активов Фонда, составляет 1% среднегодовой стоимости чистых активов Фонда, определяемой в порядке, установленном нормативными правовыми актами Уполномоченного органа.

Ниже представлена таблица 10 средней доходности различных форм ПИФов в 2005 году без учета фондов зарегистрированных в прошлом году.


Средняя доходность инвестиций в паевые фонды, %

Категория

Средний прирост стоимости пая

Открытые фонды облигаций

23.56

Открытые фонды смешанных инвестиций

26.36

Открытые фонды акций

28.98

Интервальные фонды облигаций

21.88

Интервальные фонды смешанных инвестиций

29.57

Интервальные фонды акций

27.4


Таблица наглядно показывает примерную доходность различных фондов. Однако, различия несущественны, и размещение денежных средств в паевый инвестиционный фонд приносит прибыль, гораздо большую, чем размещение денежных средств в депозиты банков второго уровня.


Доходность ПИФов в 2006 году


Из диаграммы видно, что доходность ПИФов за 2006 год составила – от 15,96% – до 87,75%. Именно благодаря высокой доходности паевых инвестиций наблюдается положительная динамика вложений.


Динамика вложений в паевые инвестиционные фонды



Таким образом, вложения населения в паевые инвестиционные фонды растут и можно заявить, что именно эти институты способны стать участниками рынка ценных бумаг, которые смогут решить часть проблем портфельного инвестирования.

Первоочередное значение, при инвестициях в паевые фонды, имеет проблема изучения рисков, которым подвергаются ценные бумаги. Знание предстоящих рисков, сопутствующих вложениям в ценные бумаги, может значительно обогатить «кошелек» инвестора.

Практика показывает, что неразвитость рынка ценных бумаг зачастую связана с недостаточным знанием финансовых рисков. Особенно это остро ощущается в нашей республике, где из-за существующей нестабильности политической, экономической жизни финансовые риски особенно ощутимы и инвесторы боятся вкладывать свободные средства в ценные бумаги. Необходимо понимать, что риски на казахстанском фондовом рынке, выше, чем на развитых фондовых рынках. Освещение этих вопросов только послужило бы развитию фондового рынка. Поэтому необходимой задачей является изучение и предложение некоторых рекомендаций при планировании фондового портфеля.

При появлении временно свободных денежных средств инвестор первым делом должен решить для себя, будет ли он вкладывать средства в недвижимость или в валюту, или в тезаврацию, или в депозиты банка, или же предпочтет спекулятивные финансовые инструменты, так как ценные бумаги даже наиболее устойчивых компаний могут подвести инвестора и он не только не поучит ожидаемой прибыли, но и может вследствие многих причин ощутить достаточно большую брешь в своем кармане. Эксперты по оценке и управлению финансовым риском называются актуариями.

Стратегия рисков является в целом важнейшим компонентом стратегического управления рынком ценных бумаг, поскольку инвестиционные вложения практически всегда подвержены рисковым явлениям. В принципе ни один из видов риска не может быть полностью устранен.

Риски относятся к понятиям вероятностных наступлений того или иного события. Под финансовыми рисками понимают риски, связанные с финансовыми потерями, или снижение предполагаемой доходности, возникающее в связи с влиянием множества неопределенных негативных факторов.

Инвестор должен знать, что существует систематический риск, который связан с риском падения рынка ценных бумаг в целом. Систематический риск не связан с конкретной ценной бумагой, присущ всем ценным бумагам в целом. Он является недиверсифицируемым и непонижаемым. Пользователь рынка ценных бумаг должен представить себе, что если он подвергнется систематическому риску, он не сможет высвободить свои средства, не понеся больших потерь.

Как только инвестор, проанализировав ситуацию на финансовом рынке, решился приобрести ценные бумаги, встает вопрос: какие ценные бумаги покупать, на какую сумму и когда. Следовательно, вторым важным шагом является изучение несистематических рисков, связанных с уже определенной ценной бумагой. Несистематические риски диверсифицируемы, понижаемы и конкретны. Здесь можно говорить о переливе капитала в макроэкономическом понимании, на который могут повлиять, например, страновой риск, риск законодательных изменений, а также риски в более мелких масштабах, касающиеся риска мошенничества, риска ликвидности и так далее.

Страновой риск представляет собой вложения в государство, которое находится в неустойчивом политическом, экономическом и социальном положении. На страновой риск влияет как общая ситуация в стране, так и отношение к ней со стороны мирового сообщества. Со страновым риском тесно связан риск законодательных изменений. Иногда новые законодательные акты приводят к тому, что выпущенные ранее ценные бумаги могут быть признаны недействительными или необходима перерегистрация ценных бумаг, или появляются новые требования к выпуску ценных бумаг, или вводятся новые налоговые правила, влияющие на стоимость ценных бумаг. Все это требует дополнительных затрат, что соответственно приводит к определенным финансовым потерям.

Отраслевой риск подразделяется на риск, зависящий от циклических колебаний и менее подверженный циклическим колебаниям, а также на риск, связанный с отраслями возникающими, молодыми, старыми, умирающими, стабильно работающими. Важно определение риска компании в выбранной отрасли, которое предполагает тщательный анализ состояния компании, включающий в себя: а) анализ финансового состояния предприятия; б) стратегия управления компанией; в) наличие предстоящих нововведений.

Процентный риск характеризуется колебанием движения рыночной цены, связанной с влиянием кредитного и валютного секторов финансового рынка, которые определенным образом определяют общий процент по вложенным в финансовые активы средствам.

С риском предприятия связан риск мошенничества, то есть риск создания «дутых» компаний для мошеннического привлечения средств. Региональный риск сопутствует монопродуктовым районам, поэтому при вложении, предположим, в те же самые высокоактивные ценные бумаги нефтяных компаний необходимо иметь информацию о достаточности ресурсов нефтяных скважин. Также этот риск может быть связан с различным экономическим положением районов, уровнем развития биржевой торговли, а также с действиями местной администрации.

Наиболее часто встречающийся риск – это ценовой риск, когда стоимость финансовых активов падает именно в тот момент, когда инвестор продает их.

Наблюдаются также технические риски, которые связаны с риском поставки продавцом обязательств по поставке ценных бумаг – это касается продаж «без покрытия», когда продавец реализует ценные бумаги, которых у него нет в наличии и он собирается приобрести их лишь в момент поставки; операционными рисками, то есть рисками, связанными с техническими неполадками в компьютерной, депозитарной и клиринговой системах, низким качеством деятельности технического персонала; управленческими рисками, которые могут возникнуть из-за низкой квалификации менеджеров, осуществляющих управление предприятием.

С ценовым риском связано понятие временного риска, обусловленное несвоевременной куплей–продажей ценных бумаг, когда большинство продает, а инвестор покупает, и наоборот, когда все покупают, а инвестор продает. Бытует также негласное правило, когда «нельзя покупать ценные бумаги при самом высоком курсе, и продавать при самом низком курсе».

Существует также так называемый риск неплатежеспособности или иногда его называют риск невыполнения обязательств. Сущность данного риска выражается в том, что эмитент, выпустивший долговые обязательства, оказывается неплатежеспособным в момент выплаты основного долга или процентных ставок. Данный риск может быть обусловлен двумя моментами, которые порождены коммерческим риском, связанным со снижением доходов эмитента из-за ухудшения экономических условий и повышения издержек, а также финансовым риском, связанным с несоответствием во времени поступления потока платежей и финансовых обязательств перед инвесторами.

Достаточно часто встречается инфляционный риск, который выражается в том, что доходность инвестора, полученная им через какой-то определенный промежуток времени будет ниже темпа инфляции за этот же самый период.

Инфляционные риски могут сопровождать не только ценные бумаги, но и вклады в любой денежный инструмент. Однако, особенностью влияния этих рисков является то, что достаточно сложно мгновенно перевести ценные бумаги в другие финансовые инструменты или же продать их, не причиняя большого ущерба себе. К тому же, доходы, получаемые инвесторами от ценных бумаг, обесцениваются при инфляции быстрее, чем растут.

В случае приобретения и продажи ценных бумаг иностранных государств инвестор может столкнуться с валютным риском. То есть это риск, связанный с вложениями в валютные ценные бумаги, обусловленный изменениями курса иностранной валюты.

Риск ликвидности связан с возможностью потерь при реализации ценных бумаг из-за снижения оценки стоимости этих бумаг. Исходя из вышеперечисленных характеристик финансовых рисков инвестор должен хорошо представить себе степень риска, которой он подвергнется, то есть должна быть разработана стратегия поведения на рынке ценных бумаг. Существует несколько вариантов определения рисков. Это статистический, экспертный и комбинированный методы. Статистический метод заключается в изучении статистики прибыли и убытков при данном и однотипном инвестиционном решении. При этом устанавливается размер и частота экономической отдачи и на основе этого проводится вероятный анализ и составляется прогноз для предстоящего инвестиционного вложения. Суть экспертного метода заключается в прислушивании к мнению опытных экспертов рынка ценных бумаг. Комбинированный метод использует два вышеперечисленных метода – и статистический, и экспертный.

Проблеме рисков посвящен ряд работ казахстанских исследователей.

В портфельном инвестировании, по мнению М. Кенжегузина, можно выделить три четко различающихся типа риска:

-   единичный риск, когда риск по ценной бумаге рассматривается изолированно, вне связи с другими ценными бумагами в портфеле;

-   корпорационный риск, когда риск по ценной бумаге рассматривается в его связи с портфелем ценных бумаг;

-   рыночный риск, когда риск рассматривается в контексте диверсификации.

По его мнению, международная диверсификация расширяет границы эффективности, т.е. совокупность портфелей, которые имеют наименьшее возможное стандартное отклонение при данном уровне доходности или максимальный уровень доходности при данном уровне риска. Это позволяет инвесторам одновременно снижать риск и увеличивать доходность.

В работе Н. Матакова подчеркивается, что с развитием национальных финансовых рынков и готовностью местных финансовых институтов проводить активные торговые операции с рыночными инструментами на внешних финансовых рынках становится актуальным вопрос измерения рыночного риска, связанного с позициями в различных рыночных инструментах. Автор рассматривает один из методов измерения уровня рыночного риска, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору.

Результаты исследований В. Додонова показывают, что предложенные параметры формируемого портфеля должны быть по возможности конкретизированы в виде системы ориентировочных показателей. Основными параметрами портфеля могут считаться уровни доходности и риска, взаимная сбалансированность которых является ключевой задачей рациональной инвестиционной политики. Показатели доходности, их оценка и прогнозирование могут быть определены более или менее достоверно на основе номинальной доходности инструментов, ретроспективного анализа динамики их котировок и пр. /30/.

Таким образом, тема управления финансовыми рисками весьма разнообразна и заслуживает самого пристального внимания. Сталкиваясь с риском, всегда следует помнить, что, как бы от него не спасались, какая–то его часть все равно останется.




3. Направления развития рынка ценных бумаг на современном этапе


3.1 Основные проблемы инвестирования в ценные бумаги


Мировой опыт свидетельствует: одной из фундаментальных основ уверенного и качественного экономического роста в современных условиях является наличие развитого финансового рынка, где особая роль принадлежит рынку ценных бумаг, или, как принято его называть, фондовому рынку. Наличие рынка ценных бумаг является необходимым условием функционирования экономики развитых стран. В нашей стране рынок ценных бумаг еще не получил должного развития, хотя, разумеется, и в этом секторе экономики налицо определенный прогресс.

История фондового рынка Казахстана началась в 1992 году. С тех пор отечественный рынок ценных бумаг прошел ряд этапов в своем развитии:

-        создана необходимая, отвечающая современным требованиям законодательная база;

-        рынок ценных бумаг РК обеспечен достаточно развитой технической инфраструктурой;

-        укрепился рынок государственных ценных бумаг;

-        начиная с 1999 года существенное развитие получил рынок негосударственных облигаций, где наблюдается значительный прогресс;

-        в 2005 году началось бурное развитие паевых инвестиционных фондов и акционерных инвестиционных фондов. Они продемонстрировали сверхвысокие темпы роста: если активы ПИФов на первое января 2005 года составляли 389 млн. тенге, то к 1.01.2006 года этот показатель вырос до 12311 млн. тенге – более чем в 31 раз. Активы акционерных инвестиционных фондов выросли также более чем в 31 раз – с 555 млн. тенге на 1.04.2005 г. до 17478 млн. тенге на 1.01.2006 года.

Однако несмотря на позитивные тенденции, рынок ценных бумаг Казахстана остается пока слаборазвитым. Высокие темпы роста в значительной степени можно объяснить небольшими масштабами рынка ценных бумаг Казахстана. На Казахстанской фондовой бирже объемы сделок с негосударственными ценными бумагами за весь 2006 год составили 974, 2 млрд. тенге, объем сделок с государственными ценными бумагами – 8111, 9 млрд. тенге. А к примеру, дневной оборот одной Нью-Йоркской фондовой биржи часто превышает три миллиарда долларов.

Пять-шесть лет назад существовало распространенное мнение, что финансовая система представляет собой некое автономно-суверенное образование, благополучие которого никоим образом не зависит от состояния других сфер экономической жизни общества. Эту иллюзию разделяли многие специалисты, полагавшие, будто можно без ущерба для общего дела сначала заняться укреплением финансовой системы, а уж затем перейти к стабилизации и подъему промышленного и сельскохозяйственного производства.

На протяжении 1993–1995 годов неуклонно сокращалось производство на отечественных предприятиях. В результате непродуманной налоговой политики уже к 1994 году промышленные предприятия в массе своей не только «проели» оборотный капитал, но и в ряде случаев их задолженность превысила стоимость основных фондов. А сельскохозяйственные производители в силу длительности оборотного цикла выбыли из сферы рентабельного банковского кредитования еще раньше. Одновременно снижались рентабельность, скорость и объемы оборота импортных операций, последовательно падала рентабельность торговой деятельности как таковой из-за уменьшения емкости внутреннего рынка и платежеспособного спроса на нем. Однако процесс сокращения сферы рентабельности хозяйственной деятельности и вытеснения за ее рамки ценных категорий хозяйствующих субъектов имел существенно разные результаты для производственной сферы и для финансового капитала. Если в результате накопления кризисных факторов производственные предприятия просто останавливались или существенно сокращали производство, то для субъектов финансового рынка достаточно своевременно оказалась сформирована ниша, обеспечившая их псевдорентабельное функционирование. Начиная с весны 1994 года практически единственной сферой достаточно надежного массового применения финансового капитала, кроме рентабельных в целом спекулятивных операций с валютой, стал фондовый рынок.

Характерно, что сейчас практически все инструменты фондового и денежного рынков по большей части утратили функцию обеспечения инвестиционной деятельности и используются преимущественно для обеспечения спекулятивного оборота капитала. Так, корпоративные ценные бумаги при нынешней модели приватизации обеспечивают поступление денежных ресурсов предприятиям – эмитентам в минимально возможных объемах, оставляя основную долю привлекаемого капитала во вторичном, спекулятивном обороте на фондовом рынке. Субъекты фондового рынка в настоящее время полностью ориентированы в качестве источника доходов от ценных бумаг не на дивиденд от прибыли хозяйствующего субъекта, а на рост курсовой стоимости акций. Вексельное и иное привлечение банками средств вкладчиков имеет целью опять-таки преимущественно расширение игры на фондовом и денежном рынках. Даже государство в лице Министерства финансов, выступая на денежном рынке в качестве эмитента ценных бумаг, вынуждено было ориентироваться на построение тривиальной «финансовой пирамиды», чтобы минимизировать бюджетные расходы на погашение внутреннего долга.

Сворачивание инвестиций и одновременно расширение объемов операций на фондовом и денежном рынках означает формирование тенденции накопления денежных ресурсов в национальной валюте в колоссальном спекулятивном масштабе. Будучи никак не связан с реальным производством и не обеспечен материальными активами, финансовый капитал в этой ситуации превращается просто в «воздух».

Текущее состояние фондового рынка Казахстана характеризуется отсутствием ликвидности вторичного рынка. Контрольные пакеты акций находятся в руках стратегических инвесторов, которые в основном не заинтересованы в продаже акций миноритарным акционерам. В то же время права миноритарных акционеров не являются достаточно защищенными. Кроме того, более половины сделок с акциями, совершаемых на Казахстанской Фондовой Бирже проходят в режиме прямых договорных сделок. Это указывает на нерыночный характер подобных операций. Прямые сделки являются удобным инструментом налогового планирования, в связи с освобождением от налогообложения дохода от прироста стоимости акций, входящих в листинг «А» и «В» биржи. Агентство и KASE предпринимают меры по борьбе с прямыми сделками, но их доля в объемном и количественном выражении остается высокой. По оценкам экспертов, рынок акций KASE – это прежде всего «схемный» рынок, на котором трудно работать розничному инвестору.

Несмотря на значительный объем первичных размещений облигаций на внутреннем рынке Казахстана, вторичный рынок остается неликвидным. Одной из главных причин низкой ликвидности рынка является доминирование на рынке институциональных инвесторов, стратегия которых заключается в том, чтобы держать долговые инструменты до погашения, не производя значительного объема активных спекулятивных операций.

Существующий на KASE институт маркет-мейкеров не решает задачи поддержания ликвидности. Брокеры, обладающие статусом маркет-мейкеров, не обладают достаточной капитализацией, что не позволяет им выставлять заявки значительного размера.

Кроме того, отсутствует рынок производных финансовых инструментов. Многие казахстанские банки и компании, между тем, имеют доступ к недорогим источникам финансирования за рубежом. Пенсионные фонды, будучи крупнейшими институциональными инвесторами, не имеют таких долгосрочных прибыльных инструментов, привлекательных для инвестирования. Мелких инвесторов на рынке практически не наблюдается.

При этом малые и средние предприятия испытывают трудности в доступе на фондовый рынок. Низкая конкурентоспособность промышленного сектора казахстанской экономики препятствует привлечению финансовых ресурсов с использованием фондового рынка. Также среди причин отказа казахстанских эмитентов от выхода на фондовый рынок следует отметить нежелание компаний раскрывать финансовую информацию и допускать к управлению предприятием внешних акционеров.

Около трети наименований акций официального списка недоступны на рынке. Среди них – ценные бумаги крупнейших компаний, которые являются флагманами казахстанской экономики.

Отраслевая структура оборота ценных бумаг не отвечает структуре официального списка KASE. Доля вторичного рынка акций в общем обороте фондовой биржи ничтожна мала. Несмотря на то, что казахстанский организованный рынок акций значительно вырос за последние годы в количественном выражении, но качественно он изменился мало. Котировки акций не адекватно реагируют на результаты деятельности эмитентов.

Из вышесказанного следует, что стоимость акций меняется в основном под влиянием факторов, непонятных розничному инвестору. Действие этих факторов часто невозможно прогнозировать. Поэтому участие в рынке розничного инвестора сопряжено с очень высоким риском. На данном этапе развития рынка необходимо использовать коллективные формы инвестирования и профессиональное управление активами.

Рынок ценных бумаг в развитых странах является одним из основных источников финансирования инвестиций в реальном секторе экономики. В последние годы эта роль рынка ценных бумаг возрастает ускоренными темпами, что выражается в значительном уменьшении доли банковского кредита в финансировании экономики и возрастании удельного веса инвестиций через приобретение инвесторами ценных бумаг корпораций. Причем главной фигурой в инвестиционном процессе в развитых странах выступают индивидуальные инвесторы.

Из всех вышеприведенных проблем необходимо выделить по своей серьезности проблему неразвитости рынка негосударственных акций. Это проблема не только самого рынка ценных бумаг, но и реального сектора экономики и, прежде всего, перерабатывающих отраслей. В настоящий момент в добывающий сектор экономики вливаются серьезные иностранные инвестиции в форме прямых инвестиций, в то время как в остальные отрасли народного хозяйства нашей страны иностранный капитал особо не торопится. И в этой ситуации привлечение инвестиций, как отечественных, так и иностранных, через размещение акций предприятий на рынке ценных бумаг стало бы альтернативным способом стимулирования развития отраслей недобывающего сектора экономики.

В результате развития рынка ценных бумаг создается все больше условий для деловой активности не только предпринимателей, но и других членов общества, которые могут выступать в роли частных инвесторов. Таким образом, будет ускоряться формирование среднего класса, который во всех развитых странах является устойчивой опорой общества. Человек, владеющий акциями предприятий, является не только получателем дохода в форме дивидендов, он практически совладелец предприятия. В этом случае граждане, во-первых, кровно заинтересованы в результатах деятельности предприятия, акциями которых они владеют; во-вторых, объективно вынуждены на постоянной основе повышать уровень своей экономической грамотности, что приводит к повышению развитости в целом населения страны. Вложения своего капитала в ценные бумаги заставляют человека быть более активным и неравнодушным к проблемам экономического развития своей страны.



3.2 Пути совершенствования управления инвестиционным процессом в РК


Государство продолжает принимать меры по ускорению развития рынка ценных бумаг. В декабре 2004 года Правительством утверждена Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005–2007 годы. В ней определены основные стратегические направления развития рынка ценных бумаг в стране, намечен комплекс мероприятий, реализация которых уже начала давать позитивные результаты. По данным Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, общая капитализация рынка по негосударственным ценным бумагам выросла более чем в два раза. Наблюдается постоянное увеличение доли акций в общем объеме негосударственных ценных бумаг: если на первое января 2005 года доля акций составляла 42,7 процента, а доля облигаций – 57,3 процента, то на первое января 2006 года удельный вес акций и облигаций составлял соответственно 53,9 и 46,1 процента. Предстоит решить еще много задач, прежде чем отечественный рынок ценных бумаг сможет приблизиться по своему уровню к рынкам передовых стран.

В целях снижения злоупотреблений налоговыми схемами путем проведения «прямых» сделок на Казахстанской фондовой бирже и спекулятивного влияния из-за таких операций на рыночные цены ценных бумаг в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» внесены изменения и дополнения, предусматривающие освобождение от налогообложения дохода от прироста стоимости при реализации методом открытых торгов на фондовой бирже акций и облигаций, находящихся на день реализации в официальных списках фондовой биржи по наивысшей и следующей за наивысшей категории листинга. Данное изменение будет введено в действие с 1 января 2007 года.

Как известно, интерес у серьезных инвесторов вызывают только акционерные общества, деятельность которых более прозрачна и механизм их деятельности значительно прост. Поэтому в целях установления обязательного требования по раскрытию эмитентами, ценные бумаги которых включены в официальный список организатора торгов, информации о применении ими норм корпоративного управления, разработан Кодекс корпоративного управления, который был одобрен на первом заседании Совета эмитентов 21 февраля 2005 года.

Совершенствование корпоративного управления способствует также повышению рыночной стоимости казахстанских корпораций, что ведет к увеличению емкости казахстанского рынка.

Внедрение корпоративного управления – долговременный процесс. В общественном сознании еще не сформировалось четкое представление о корпоративном управлении. Компании зачастую не до конца понимают необходимость внедрения системы корпоративного управления, не осознают тех преимуществ, которые предоставляет следование принципам корпоративного управления.

Многое предстоит сделать в целях эффективного корпоративного управления в области осведомленности акционеров о своих правах, обязанностях, а также для обучения директоров компаний с тем, чтобы управление компаниями осуществлялось на более прозрачной и эффективной основе.

Весной текущего года совместной рабочей группой Агентства и Национального Банка Республики Казахстан был разработан и внесен в Мажилис законопроект по защите прав миноритарных акционеров, который сейчас находится на рассмотрении. Принятие данного документа должно стать еще одним значимым шагом вперед на пути становления и развития системы корпоративного управления в Казахстане.

На сегодняшний день более 70 казахстанских компаний внедрили в свою деятельность кодекс корпоративного управления и их количество постепенно увеличивается.

Работа в этом направлении будет продолжаться и в этой связи, на предстоящий среднесрочный период основными направлениями развития корпоративного управления станут:

совершенствование законодательства в части урегулирования внутри корпоративных конфликтов и споров, предотвращения противоправных захватов корпоративной собственности и активов;

совершенствование корпоративного управления в сфере структуры органов управления компании, распределение компетенции и ответственность членов органов управления;

создание правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения оспариваемых корпоративных решений и сделок, компенсации ущерба акционерам и другим лицам, причиненного неправомочными действиями органов управления;

установление критериев публичных компаний и формирование соответствующей системы регулирования.

Ситуация, когда казахстанские компании упорно не хотели выходить на фондовый рынок постепенно меняется. Подтверждением тому является недавние IPO казахстанских компаний прошедшие как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что свидетельствует о большом рывке страны вперед в деле развития рыночных отношений.

В настоящее время государственные ценные бумаги выпускаются в недостаточном объеме и с очень скромной доходностью, что приводит к проблеме отсутствия бэнчмарков и соответствующих механизмов ценообразования, что в свою очередь делает проблематичным получение доходов от ценных бумаг, размещенных в проекты развития инфраструктуры. Дело в том, что в настоящее время правительственное заимствование осуществляется с учетом фактически сложившегося дефицита республиканского бюджета. При этом фактический объем правительственного заимствования на внутреннем рынке может снизиться по сравнению с запланированным в случае сокращения фактического уровня дефицита республиканского бюджета. В этой связи необходимо принятие мер по выпуску государственных ценных бумаг по заранее запланированным графику и объему, для установления ориентира на внутреннем фондовом рынке.

Положительным моментом в развитии рынка ценных бумаг является решение Правительства Республики Казахстан о выводе ценных бумаг национальных компаний на фондовый рынок. В настоящее время разработан план мероприятий по выводу ценных бумаг национальных компаний, входящих в состав акционерного общества «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» на фондовый рынок, предусматривающий реализацию на фондовом рынке в декабре 2006 года и в январе 2007 года 4,6% пакета акций АО «Казахтелеком» и 49% голосующих акций АО «Транстелеком». Данные мероприятия должны способствовать оживлению фондового рынка.

Внесены необходимые поправки в нормативные правовые акты для развития в Казахстане института инвестиционного банкинга. В соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными на IV Конгрессе финансистов Казахстана, было предусмотрено, что брокер и дилер может осуществлять отдельные виды банковских операций, при условии их осуществления в рамках деятельности на рынке ценных бумаг.

Приняты меры по внедрению в Казахстане механизмов секьюритизации активов, внедрены принципы государственно-частного партнерства, что в свою очередь должно способствовать увеличению числа эмитентов и обеспечению притока необходимого капитала в реальный сектор экономики.

Новым инвесторами на рынке ценных бумаг являются фонды недвижимости, появление которых связано с принятием Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам арендного жилья» от 7 июля 2006 года.

Накопительные пенсионные фонды являются стратегическими инвесторами на рынке ценных бумаг и успешность их деятельности напрямую связана с развитием фондового рынка. В октябре 2007 года Агентством были приняты меры по совершенствованию порядка осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами, в том числе, путем расширения перечня разрешенных финансовых инструментов, включая инструменты хеджирования, базовым активом которых является иностранная валюта и расчетные показатели, а также возможность заключения сделок своп, опцион и форвард на неорганизованном рынке при наличии у контрагента соответствующего рейтинга. В процессе инвестирования пенсионных активов наличие минимального уровня рейтинговой оценки установлено в качестве основного критерия выбора объекта инвестиций за счет пенсионных активов, как в отношении казахстанских финансовых инструментов, так и внешних.

Установлен порядок оценки акций организаций Республики Казахстан в целях исключения отражения на доходности пенсионных активов «нерыночных» колебаний котировок на акции.

В перспективе планируется вести работу по внедрению в рамках одного накопительного пенсионного фонда нескольких инвестиционных портфелей, отличающихся стратегиями инвестирования, с установлением в отношении каждого типа портфеля перечня разрешенных финансовых инструментов, что потребует существование широкого круга финансовых инструментов с целью удовлетворения инвестиционных потребностей каждого из типов инвестиционных портфелей.

Реализация указанных мер требует решения следующих задач:

наличие рейтинговой оценки у эмитента либо долговой ценной бумаги не ниже минимального уровня;

дальнейшее расширение перечня разрешенных финансовых инструментов, включая использование производных инструментов и структурных ценных бумаг;

создание благоприятных условий для потенциальных эмитентов с целью их активного привлечения на рынок ценных бумаг;

обеспечение наличия в постоянном обращении определенного количества ценных бумаг для консервативного инвестиционного портфеля;

стимулирование выпуска ценных бумаг со сроком обращения не менее 30 лет, в том числе в рамках ГЧП.

Важным шагом для развития фондового рынка является создание Регионального финансового центра в г. Алма-Аты как стратегического государственного проекта по активному привлечению большого числа инвесторов и эмитентов, включая нерезидентов, путем создания экономических стимулов в виде предоставления налоговых преференций, упрощенной процедуры лицензирования и допуска финансовых инструментов к обращению специальной торговой площадке.

Вопрос развития фондового рынка тесно связан с необходимостью привлечения средств мелких частных инвесторов на рынок ценных бумаг и повышение уровня финансовой культуры населения.

В этих целях необходимо разработать и дополнить отраслевые программы информированием и обучением населения Республики Казахстан в сфере образования о рынке ценных бумаг, в том числе путем внедрения в образовательные курсы предметов по рынку ценных бумаг.

Мобилизация индивидуальных накоплений населения, путем обучения инвесторов – физических лиц на казахстанском рынке ценных бумаг, в т.ч. через систему коллективных инвестиций – стимулирование использования населением институтов коллективного инвестирования невозможно без изменения психологии инвесторов, отдающих предпочтение не долгосрочным инвестициям, а краткосрочным вложениям в депозитные инструменты.

Известно, что высокий уровень доверия инвесторов к инструментам фондового рынка является одной из важнейших характеристик развитых финансовых рисков. Соответственно пропаганда коллективных инвестиций и информирование инвесторов является важными направлениями деятельности не только регулятора рынка ценных бумаг, но остальных министерств и ведомств Казахстана.

Широкое информирование инвесторов играет важную роль в эффективном регулировании отрасли коллективных инвестиций, поскольку большинство участников схем коллективного инвестирования являются частными инвесторами с низким уровнем финансовой грамотности.

Таким образом, несмотря на то, что проделана значительная работа в развитии фондового рынка, принятие мер по дальнейшему его совершенствованию с учетом современных задач экономики, международной практики, и собственного приобретенного опыта еще предстоит. В целях определения основных приоритетов развития финансового сектора, а также направлений и подходов к государственному регулированию отдельных его сегментов разработан проект Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007–2009 годы.

В рамках проекта Концепции предусмотрены меры по развитию фондового рынка на среднесрочный период.

В частности основными дальнейшими мерами по развитию рынка ценных бумаг являются:

1. Развитие рынка акций

В целях развития рынка акций предполагается проведение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию режима раскрытия информации, в полной мере соответствующей интересам и потребностям инвесторов, путем совершенствования корпоративного законодательства Республики Казахстан, внедрения Международных стандартов финансовой отчетности; создание действенного корпоративного законодательства, создание системы контроля за соблюдением законодательства в области корпоративного управления.

2. Расширение спектра предлагаемых финансовых инструментов.

Приоритетными направлениями для решения данного вопроса будут:

– дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг, в том числе рассмотрение возможности осуществления правительственного заимствования на стабильном уровне для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке, также построение реалистичной кривой доходности по всему спектру финансовых инструментов на внутреннем финансовом рынке республики;

– совершенствование законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг под государственные гарантии и поручительства государства в части реализации механизмов использования указанных поручительств и гарантий;

– запуск механизмов секьюритизации;

– развитие механизмов государственно-частного партнерства путем выпуска облигаций с гарантией государства;

– принятие эффективных мер по развитию рынка производных финансовых инструментов, планируется дальнейшее совершенствование законодательства и устранение законодательных норм, препятствующих развитию рынка деривативов.

Важным звеном создания активного рынка деривативов является формирование в Казахстане ликвидного рынка долгосрочных и краткосрочных государственных ценных бумаг.

В этой связи, Правительством, Национальным Банком и Агентством будут проработаны подходы к эмиссии государственных ценных бумаг и созданию ликвидного рынка, что позволит формировать индикаторы кривой доходности для субъектов рынка.

3. Совершенствование инфраструктуры рынка ценных бумаг

Будет осуществлена работа по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры рынка ценных бумаг. Особое внимание будет уделено совершенствованию технической инфраструктуры, в частности в связи с функционированием Регионального финансового центра города Алматы необходима организация специальной торговой площадкой финансового центра на торговой площадке фондовой биржи, функционирующей на территории города Алма-Аты. В связи с чем, необходимо проводить работу по адаптации торговой системы КФБ в соответствии со спецификой деятельности регионального финансового центра, а именно, обращение ценных бумаг иностранных эмитентов, а также допуск к торгам иностранных брокеров дилеров потребует рассмотреть возможность заключения сделок в торговой системе со сроком исполнения «Т+3», а также использования клиринговых систем. В деятельности центрального депозитария также необходимо проводить работу по приведению его программного обеспечения в соответствии с возможностями торговой системы КФБ.

Важным вопросом в развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг также будет являться создание единой базы учета прав на ценные бумаги, а также учета перехода прав собственности по ним, реализация которой благоприятно отразиться на снижении рисков, возникающих в процессе регистрации прав на ценные бумаги, и способствовать повышению уровня прозрачности структуры собственников ценных бумаг, защиты прав инвесторов.

Будет совершенствоваться практическое использование и применение методики определения справедливой стоимости финансовых инструментов по различным видам ценных бумаг.

4. Совершенствование пруденциального регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также внедрение системы управления рисками

В целях совершенствования вопросов управления рисками на рынке ценных бумаг будет совершенствоваться пруденциальное регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами пруденциального регулирования, ориентированными на надзор за риском и внедрение у них системы управления рисками.

5. Развитие рынка производных ценных бумаг

Необходимыми мерами для развития рынка производных финансовых инструментов станут:

-  определение понятия производных финансовых инструментов, порядка их обращения и налогообложения путем внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан;

-  построение кривой доходности по государственным ценным бумагам до 1 года;

-  осуществление на межбанковском валютном рынке котирования срочных контрактов сроком на 1 месяц с перспективой их котирования в дальнейшем по всей кривой доходности сроком до одного года.

Кроме того, дальнейшие меры по развитию фондового рынка будут направлены также на:

-  дальнейшую популяризацию интернет-трейдинга среди населения;

-  содействие внедрению новых финансовых инструментов, в том числе, на базе АО «Самрук» и АО «ФУР Казына»;

-  внедрение принципов исламских финансов;

-  создание условий для расширения числа эмитентов и инвесторов, включая физических лиц и нерезидентов;

-  дальнейшую интеграцию отечественного рынка ценных бумаг с рынками ценных бумаг стран СНГ и мирового финансового рынка.




Заключение


В работе были освещены основные моменты развития и становления рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Хозяйственная жизнь требует весьма значительной мобилизации обязательственных отношений, которые являются необходимым условием современного развития торгового оборота и кредита. Кроме того, характерное для настоящего времени массовое совершение однородных типовых сделок требует упрощенных способов удостоверения принадлежности права определенному субъекту.

Институт ценных бумаг служит для достижения этих целей. Он превращает юридический документ в средство легитимации субъекта соответствующего права. Благодаря тому, что предъявление документа является необходимым условием осуществления выраженного в нем права, должнику облегчается процесс определения того, кому он может осуществлять исполнение и, с другой стороны, кредитору облегчается обоснование его притязаний. Кроме того, нахождение документа у кредитора является для него гарантией того, что должник не исполнит обязательства другому лицу, а если и исполнит, то это исполнение не прекратит обязательства.

Хотелось бы подчеркнуть, что долговые ценные бумаги являются наиболее устойчивыми по сравнению с остальными видами ценных бумаг обращающихся на фондовом рынке Казахстана. В частности классификация долговых ценных бумаг открывает для кредитора широкие возможности выбора для вложения средств в ту или иную ценную бумагу. Так, облигации как долговые ценные бумаги имеют несколько видов выплаты долга кредитору, поэтому являются в данное время наиболее распространенной формой заключения сделок между должником и кредитором.

В работе были раскрыты основные цели и задачи, которые ставятся перед рынком ценных бумаг как эффективным регулятором рыночных, а также правовых отношений в Республике Казахстан.

Мировой финансовый рынок стал развитым и широкомасштабным в результате многолетней эволюции. Казахстан вынужден стремительно осваивать его законы. Рынок государственных облигаций, а также государственных казначейских векселей – пока единственный развитый сегмент финансового рынка. Такая ситуация вызвана тем, что в момент перехода экономики к рыночной форме хозяйствования, этот сегмент финансового рынка был уже относительно развит – многолетний опыт еще советских финансовых структур привел к наличию не только наработанной законодательной базы, но и хороших специалистов в этой отрасли знаний. Это нормальный экономический этап. Появление следующих зависит от нашей готовности к ним.

Процесс приватизации казахстанских предприятий повлек за собой не только выпуск, но и реализацию корпоративных ценных бумаг, однако дальше первичного их размещения дело пока что не пошло. И дело не в отсутствии необходимой для него инфраструктуры: и фондовые биржи, и депозитарии и даже потенциальные инвесторы в нашем государстве есть. Отсутствует пока самое первое звено – эмитент в виде развитых, привлекательных для инвестиций предприятий. Хотя это «медаль о двух сторонах» – для обеспечения промышленного подъема необходимо предпринять все возможные меры в целях эффективного использования внутренних накоплений страны и вытеснения капитала с рынка финансовых спекуляций в промышленное производство. Национальное хозяйство нуждается в «мостах», связывающих финансовый и производственный сектора экономики. Такой мост может быть построен путем формирования и функционирования рынка ценных бумаг. Важнейшей функцией рынка ценных бумаг является обеспечение доступа предприятий к новому капиталу. Наиболее перспективным и массовым источником инвестиций, но наименее используемым в сложившейся ситуации, является национальный частный капитал и сбережения населения. Оценка использования этих источников показала, что норма сбережений в республике резко упала в первые годы реформирования экономики вследствие инфляции и снижения реальных доходов. Начиная с 1995 г. накопление свободных денежных средств у населения стало возрастать, причем их реальная величина многократно превышает официальные банковские вклады. В Казахстане слабо прослеживается классическая связь между уровнем инвестиций и сбережениями, так как последние недостаточно активно аккумулируются, а механизм их трансформации в инвестиции в условиях перехода к рынку не отработан.

Для того, чтобы обеспечить массовые инвестиции в экономику, необходимо:

-        повысить надежность вкладов, обеспечив их гарантиями государства;

-        придать денежным средствам населения инвестиционную направленность, использовав возможности фондового рынка;

-        обеспечить повышение доходности вкладов по сравнению с темпами инфляции.

Для современного Казахстана характерно быстрое развитие финансовых рынков, особенно рынков ценных бумаг, и поддержка государства будет как нельзя кстати. Печальная практика показала, все страны, которые идут по пути прямых заимствований иностранной валюты, теряют внутренний финансовый рынок. Если страна хочет сохранить финансовую независимость, она должна балансировать между внутренними и внешними заимствованиями. Законодательство Казахстана в сфере ценных бумаг очень сходно с законодательствами стран с развитой рыночной экономикой. Что позволяет опираться на мировой опыт в сфере регулирования рынка ценных бумаг.

В Казахстане наиболее успешно развивающимся сегментом рынка ценных бумаг является рынок государственных ценных бумаг. Изучение всех возможных проблем, для решения которых используется выпуск государственных ценных бумаг, позволяет прийти к выводу о связи рынка государственных ценных бумаг с целями долгового финансирования. Теоретически можно выделить шесть основных целей подобного рода:

-   первая и основная – финансирование текущего дефицита бюджета;

-   вторая – погашение ранее размещенных займов;

-   третья – сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет;

-   четвертая – обеспечение финансовых структур ликвидными и высоконадежными вторичными резервными активами, не омертвляющими их капитал;

-   пятая, которая должна быть главной для стимулирования развития производства – финансирование капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов и государственных программ. Эта цель в настоящее время достигается лишь в некоторых случаях при реализации программ жилищного строительства;

-   шестая при соответствующих государственных гарантиях заключается в поддержке государственных учреждений и организаций, решающих общенациональные задачи.

Из приведенной классификации целей выпуска государственных ценных бумаг видно, что только последние две ориентированы на инвестирование экономики, остальные призваны оказать воздействие на денежную массу, а через нее на инфляцию. Таким образом рынок государственных ценных бумаг ориентирован преимущественно не на инвестирование экономики, а на покрытие дефицита бюджета и может привести к необоснованному росту внутреннего долга. Для того, чтобы увеличить инвестиционную направленность всех предпринимаемых в Казахстане займов, необходимо:

-        обеспечить реструктуризацию внутреннего государственного долга, увеличив долю долговременных долговых обязательств;

-        осуществить четкое разграничение займов по категориям в соответствии с единым установленным критерием;

-        обеспечить существенное развитие целевых инвестиционных займов, повысив требования к выпуску коммерческих займов;

-        установить жесткий контроль над использованием привлеченных средств в соответствии с продекларированными целями.

Путем размещения внутреннего государственного долга осуществляется покрытие бюджетного дефицита. По существу все государственные ценные бумаги, кроме ГКО, были выпущены в Казахстане не для целей инвестирования экономки, а для разрешения специфических финансовых проблем, и, большей частью, предназначались для отсрочки платежей со стороны государства, или являлись попыткой разрешения кризисных ситуаций без дополнительной эмиссии денежной массы.

Необходимость развития национального фондового рынка повышает для Казахстана актуальность мер, направленных на развитие внутренних источников финансирования, совершенствование правовой и институциональной инфраструктуры отечественного рынка ценных бумаг, что также является немаловажным аспектом в таких стратегических вопросах, как регулирование валового внешнего долга страны, предстоящее вступление Казахстана во Всемирную Торговую Организацию, создание необходимых предпосылок для обеспечения экономической и социальной безопасности государства, и, в целом, направлено на достижение поставленной Главой государства цели по выведению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.




Список использованной литературы


1.     Введение в рыночную экономику. – М.: Высшая школа, 1994.

2.     Материалы Национального Банка Республики Казахстан, 2006.

3.     Миловидов В.Д. Инвестиционные фонды и трасты: как управлять капиталом? – Москва: СО АНКИЛ, 1992.

4.     Общая теория денег и кредита. – М.: ЮНИТИ. – 1995.

5.     Закон РК «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года №461 – II.

6.     Закон РК «О лицензировании» от 17 апреля 1995 года №2200.

7.     Закон РК «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» от 6 марта 1997 г.

8.     Указ РК «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 5 апреля 1995 года.

9.     Материалы Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка, 2006.

10. Алексеев М. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1992.

11. Гражданский кодекс Республики Казахстан: общая часть. – Алматы: Жетi Жаргы, 1995. – 427 с.

12. Закон РК Об акционерных обществах. Ст. 36 // Казахстанская правда. 1998 г. 21–25 июля.

13. Мурзин Д.В. Ценные бумаги – бестелесные вещи. М.: Изд-во «Статус», 1998. С. 103.

14. Ческидов Б.М. Модели рынков ценных бумаг. – СПб.: Питер, 2006

15. А. Нургазина. Модели рынков ценных бумаг // РЦБК. – 2006 – №15. – с. 36–41.

16. Миркин Я.М. // Рынок ценных бумаг. – 2000. – №2. – с. 9–11.

17. Данилов А. «Оздоровление государственных финансов: Поучительный опыт Японии 80‑х-нач. 90‑х гг.». // «Экономические науки». 1991. №10.

18. Markowitz H. Porfolio Selection: Efficient Diversification of Investments. 1959.

19. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. – М.: ИНФРА‑М, 1999 – XII.

20. Сорос Д. Кризис мирового капитализма. – М.: Инфра. – 1999.

21. Fama E.F. Market efficiency, Long-Term Returns and Behavioral Finance. – University of Ghicago Graduate School of Bisiness, Social Science Research Network Electronic Library, June 1997.

22. Фельдман А.Б. Управление корпоративным капиталом. – М.: Финансовая Академия при правительстве РФ, 1999.

23. Меньшиков И.С. Финансовый анализ ценных бумаг. Курс лекций. М.: Финансы и статистика, 1998.

24. А. Нургазина. Деятельность инвестиционных фондов // РЦБК. – 2006. – №19–20. – с. 46–50.

25. Кенжегузин М., Атаниязов Ч. Международные портфельные инвестиции // Рынок ценных бумаг. – 1999 г. №11. – с. 13–15.

26. Матаков Н. Измерение рыночного риска портфеля финансовых инструментов // Рынок ценных бумаг Казахстана. – 2001. – №4. – с. 23–26.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты