Рефераты

Основы банковского дела

-    центральный аппарат ЦБ (22 департамента);

-    территориальные учреждения ЦБ, в т.ч. национальные банки республик;

-    расчетно-кассовые центры (РКЦ);

-    вычислительные центры;

-    полевые учреждения (организуются для обслуживания воинских частей);

-    учебные заведения.

По решению Совета директоров ЦБ РФ территориальные учреждения могут образовываться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ (в настоящее время это и осуществлено). Территориальные органы ЦБ не являются юридическими лицами, их права ограничены инструкциями и указаниями, едиными для всей России.

Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров, в его состав входят Председатель Банка России и 12 членов. Возглавляет Совет Председатель ЦБ РФ, который назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента России. Члены Совета директоров назначаются на должность по представлению Председателя ЦБ также на 4 года, они работают в ЦБ РФ на постоянной основе Члены Совета не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, других законодательных и представительных органов, членами правительства.

Основными функциями Совета директоров являются:

а) разработка и обеспечение выполнения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

б) рассмотрение и утверждение сметы расходов ЦБ на отчетный год;

в) определение и утверждение структуры ЦБ РФ и его подразделений, порядка своей работы;

г) назначение главного аудитора ЦБ РФ;

д) принятие решения:

-    о создании и ликвидации учреждений ЦБ РФ;

-    о величине обязательных резервных требований, обязательных нормативов, учетной ставки ЦБ РФ;

-    о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;

-    и другие.

Для координации работы Банка с другими органами, совершенствования денежно-кредитной системы при Совете директоров создан Национальный банковский совет. В его состав входят 15 членов, в т.ч. два представителя от Совета Федерации РФ, по 3 представителя от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр Финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные его члены назначаются Государственной Думой по представлению Председателя ЦБ РФ, который и возглавляет Национальный совет.

ЦБ РФ имеет уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств, за счет прибыли он может создавать фонды различного назначения, резервы. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.

До завершения отчетного года Государственная Дума принимает решение об аудите годового отчета ЦБ и назначает аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ.

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе. Председатель ЦБ ежегодно, не позднее 15 мая, представляет отчет за прошедший год на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу.

По результатам рассмотрения годового отчета в Государственной Думе дается заключение, которое вместе с годовым отчетом направляется Правительству и Президенту.

Внутренний аудит ЦБ РФ осуществляется службой главного аудита, непосредственно подчиненной Председателю ЦБ РФ.

ЦБ РФ ежемесячно публикует свой баланс и данные о денежном обращении («Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Деньги и кредит» и другие издания).


3.4 Функции и операции Банка России


 Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.


3.5 Денежно-кредитная политика Банка России


Денежно-кредитная политика ЦБ РФ является составной частью государственного регулирования экономики.

Основные цели ее проведения:

-    достижение финансовой стабилизации;

-    снижение темпов инфляции;

-    укрепление курса национальной валюты;

-    обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

-    создание условий для стимулирования экономического роста.

Денежно-кредитные методы регулирования применяются в России с 1991 года, после принятия Закона «О Центральном Банке».

Ежегодно, не позднее 1 декабря, ЦБ РФ представляет в Государственную Думу «Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год», проект которых предварительно рассматривался в Государственной Думе и представлялся Президенту и Правительству.

Согласно «Закона о Центральном Банке РФ» (редакция: июль 2002 г.) данный документ должен содержать:

-    краткую характеристику состояния экономики России;

-    прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

-    количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленные банком на текущий год;

-    сценарий (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусмотренные каждым вариантом;

-    прогноз основных показателей платежного баланса;

-    целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики на предстоящий год; инструменты для достижения этих целей;

-    основные показатели денежной программы на предстоящий год.

После рассмотрения проекта основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящий год он принимает силу закона.

В практике Банка России и Центральных банков других стран применяется два типа денежно-кредитной политики:

1. Рестрикционная – направлена на увеличение процентных ставок, ограничение объемов кредитных операций, увеличение налогов. Эти меры ЦБ отрицательно скажутся на развитии производства, но он вынужден проводить эту политику в периоды высоких темпов роста инфляции, т.к. в этот период на первый план выдвигается задача по ее снижению. Проведение вышеуказанных мероприятий приведет к сокращению объема денежной массы в обращении, что будет способствовать снижению инфляции.

2. Экспансионистская – проводится в периоды низких темпов инфляции, сопровождается:

-    расширением масштабов кредитования;

-    понижением уровня процентных ставок;

-    сокращением налоговых ставок;

-    ослаблением контроля за количеством денег в обращении.

Все вышеуказанные меры приведут к определенному увеличению денежной массы в обращении, но при низких темпах инфляции Банк России, проводя вышеуказанные мероприятия, на первое место ставит теперь другие задачи, в частности, стимулирование предприятий для расширения объемов производства товаров и в этом случае увеличение денежной массы будет оправдано.

В соответствующие периоды финансового состояния страны (или высоких или низких темпах инфляции) ЦБ РФ применяет или первый, или второй тип денежно-кредитной политики.


3.6 Инструменты и методы денежно-кредитной политики


Для поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, влияния на рыночные процентные ставки, регулирования ликвидности коммерческих банков, укрепления национальной валюты, стимулирование роста производства, снижения уровня инфляции ЦБ РФ использует различные инструменты и методы денежно-кредитной политики.

Согласно Закона «О Центральном Банке» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:

1.      Процентные ставки по операциям Банка России.

2.      Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

3.      Операции на открытом рынке.

4.      Рефинансирование кредитных организаций.

5.      Валютные интервенции.

6.      Установление ориентиров роста денежной массы.

7.      Прямые количественные ограничения.

8.      Эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки по операциям Банка России

Банк России, регулируя общий объем выдаваемых им кредитов, устанавливает одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводит процентную политику без фиксации процентных ставок.

Процентная политика используется БР для воздействия на рыночные процентные ставки, в частности на ставки по кредитам в коммерческих банках (хотя процент коммерческими банками устанавливается самостоятельно).

В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей (по этим операциям может быть установлена обязательная ставка - учетная).

Уменьшая или увеличивая (регулируя) уровень ставки рефинансирования, ЦБ влияет на:

-    объем кредитных ресурсов коммерческих банков (увеличиваются или уменьшаются);

-    возможности предоставления кредитов клиентам банков (расширяются или сужаются);

-    процентные ставки по кредитам в коммерческих банках (повышаются или снижаются);

-    повышение или сокращение спроса клиентов банка на кредит;

-    возможности проводить расчетные операции предприятиями;

-    возможности расширения производства товаров (снижения);

-    приток (отток) иностранной валюты в страну (из страны);

-    другие показатели;

-    и, в конечном итоге, на величину денежной массы в обращении (увеличивается или сужается).

На протяжении 1991-2000 годах ЦБ РФ неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке России. Начиная с 2000 г. ЦБ РФ понижает ставку рефинансирования. На сегодняшний день она составляет 13% (в промышленно развитых странах этот показатель составляет 6-8 % годовых).

Но следует отметить, что в настоящее время Банк России, изменяя ставку рефинансирования, не оказывает непосредственного влияния на рыночные процентные ставки, ставка рефинансирования для коммерческих банков является лишь ориентиром и индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики.

Нормативы обязательных резервов

Резервные требования представляют собой обязательные отчисления, производимые коммерческими банками от суммы привлеченных ими средств на специальный счет ЦБ РФ.

Эти средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками при отзыве у коммерческого банка лицензии.

Депонируя часть привлеченных ресурсов на отдельном счете ЦБ РФ «замораживает» часть кредитных ресурсов коммерческого банка, т.е. происходит изъятие этой суммы из банка, со всеми исходящими из этого последствиями.

При высоких темпах инфляции ЦБ РФ вынужден был увеличивать размер отчислений в обязательные резервы (максимальный допустимый размер отчислений – 20 %). При благоприятной обстановке на денежном рынке России нормы отчислений снижаются. Последние годы данный метод регулирования ДКП Центральным банком не применяется, нормы отчислений не изменяются.

Операции на открытом рынке

Под этой операцией понимается купля-продажа Банком России на вторичном рынке казначейских векселей, государственных облигаций, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с последующим совершением обратной сделки («РЭПО»).

Суть данной операции: на первичном рынке коммерческие банки купили государственные (или другие выше перечисленные) ценные бумаги, таким образом, их ресурсы уменьшились, ухудшилась ликвидность. С целью увеличения ресурсов, улучшения ликвидности банка он может продать ранее купленные ценные бумаги на вторичном рынке и, в данной ситуации с целью регулирования, подключается к торгам Центральный Банк России. Центральный Банк увеличивает (при покупке ценных бумаг) или уменьшает (при продаже ценных бумаг коммерческому банку) объем собственных ресурсов коммерческих банков (каждого банка и в целом банковской системы), что вызывает изменение процентной ставки за кредит, спроса на кредит со стороны заемщиков и в, конечном итоге, влияет на объем денежной массы в обращении (денежная масса или увеличивается или уменьшается); улучшается (или ухудшается) ликвидность коммерческих банков.

Операции ЦБ с ценными бумагами могут быть прямыми и обратными.

Под прямыми операциями понимаются обычные операции по покупке-продаже ценных бумаг.

Под обратными операциями (операция «РЭПО») понимается заключение сделки по покупке-продаже ценных бумаг с условием совершения обратной сделки: продажи-покупки ценных бумаг на короткие сроки с условием их обратного выкупа по истечении этого срока.

Рефинансирование кредитных организаций

Под рефинансированием понимается кредитование БР кредитных организаций, когда они испытывают временные финансовые затруднения.

Банки могут получить в ЦБ:

-    внутридневной кредит (в течение операционного дня его выдача и погашение);

-    ломбардный кредит (от 1 до 30 календарных дней), это ссуды под залог ценных бумаг, котируемых на бирже, а также залог векселей;

-    кредиты Овернайт;

-    переучет векселей.

Уменьшая или расширяя объемы кредитов ЦБ РФ уменьшает (и увеличивает) объемы кредитных ресурсов коммерческих банков, таким образом, влияет на денежную массу в обороте.

Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями.

Цель этих операций – изъятие излишней ликвидности коммерческих банков путем привлечения во вклады в ЦБ свободные денежные средства кредитных организаций.

Валютные интервенции

ЦБ РФ является основным органом валютного регулирования и валютного контроля. Одним из основных направлений валютного регулирования является регулирование валютного курса, создание официальных золотовалютных ресурсов и управления ими.

Одной из основных задач в этом направлении регулирования: поддержание того значения валютного курса национальной валюты, который в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства.

С целью воздействия на суммарный спрос и предложение денег на валютной бирже в случае резких отклонений валютного курса или удержания его на определенном уровне ЦБ может производить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты.

Суть данной операции:

а) если спрос предложению

 на иностранную = иностранной

 валюту валюты

тогда курс остается на прежнем уровне.

б) если спрос предложения

 на иностранную > иностранной

 валюту валюты

тогда курс иностранной валюты будет расти, в случае резких отклонений курса ЦБ выступает в роли продавца иностранной валюты (производит валютную интервенцию – выброс на рынок недостающей валюты).

Если складывается обратная ситуация ЦБ выступает в роли покупателя иностранной валюты.

Валютные интервенции производятся за счет золотовалютных резервов ЦБ РФ.

ЦБ РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Под прямыми количественными ограничениями БР понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций или отдельных банковских операций (эта мера применяется ЦБ только после консультаций с Правительством РФ).

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций (в настоящее время данное право ЦБ активно реализуется).

Практическое занятие по теме 3

«Основы организации и деятельности Центральных банков»


 Задание 1

Исходя из следующих условий составьте схему применения ЦБР инструментов и методов денежно-кредитной политики:

Положение на финансовом рынке страны

Высокие темпы

инфляции

Низкие темпы

инфляции

1

2

3

Первоочередные задачи соответствующего периода

-

-

-

Тип применяемой денежно-кредитной политики

-

-

Инструменты денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики

1.        Процентные ставки по операциям Банка России

Вывод

-

----

-

-

-

-

2.        Нормативы обязательных резервов

Вывод

--

-

-

--

-

-

3. Рефинансирование кредитных организаций

Вывод

--

-

-

--

-

-

4. Операции на открытом рынке

Вывод

-

-

-

-


 Задание 2

 На валютной бирже сложились следующие соотношения:

 1) Спрос 100 000 у.е. = Предложение 100 000 у.е.

 2) Спрос 100 000 у.е. > Предложение 80 000 у.е.

 3) Спрос 80 000 у.е. < Предложение 100 000 у.е.

Необходимо:

 1) Сделать вывод: как будет изменяться валютный курс в зависимости от спроса и предложения валюты?

2)     Какие действия в каждом случае должен предпринять ЦБР с целью регулирования валютного курса?


Вопросы для самоконтроля:

1. Когда и где возникли первые центральные банки?

2. Назовите основные цели деятельности Банка России? К какому уровню банковской системы он относится?

3.      Назовите структуру системы Центрального Банка России?

4. Какой орган руководит деятельностью Центрального Банка, его состав и функции.

5. Состав и функции Национального банковского совета.

6. Кому подотчетен Центральный Банк России и в чем это проявляется?

7. Назовите основные функции Банка России.

8. Основные цели проведения денежно-кредитной политики?

9. Типы денежно-кредитной политики, их сущность.

10.  Назовите основные инструменты денежно-кредитной политики.

11.  Каким образом изменение процентной ставки по операциям Банка России окажет влияние на денежную массу в обращении?

12.  В чем суть операции «РЭПО»?

13.  Какова основная цель установления ЦБР нормативов обязательных резервов?

14.  Оказывает ли влияние на денежную массу в обращении рефинансирование ЦБ коммерческих банков и каким образом?

15.  В чем состоит суть валютных интервенций ЦБР?

Тема 4. Организация деятельности коммерческих банков. Банковские операции и услуги


4.1 Понятие, классификация коммерческих банков. Их

организационная, правовая и управленческая структура


Банки – основное звено финансового рынка, центры финансово-кредитной системы; единственные организации способные реализовать в своей деятельности полный набор рыночных финансовых отношений (операций).

Банк – это коммерческое учреждение, созданное для привлечения денежных средств от юридических и физических лиц и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществления иных банковских операций.

Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег и платежных средств.

Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков.


Классификация коммерческих банков

1. По характеру собственности

2. По территориальному признаку

3. По отраслевой ориентации

государственные

акционерные

кооперативные

частные

муниципальные

смешанные

международные

республиканские (национальные)

региональные (местные)

обслуживающие несколько регионов (межрегиональные)

промышленные

сельскохозяйственные

строительные

торговые

4. По видам операций

универсальные

специализированные

банки, выполняющие широкий круг операций и оказывающие различные услуги как юридическим, так и физическим лицам в различных регионах страны.

 банки, выполняющие определенный круг операций это:

- банки реконструкции и развития;

- инвестиционные банки;

- ипотечные банки;

- сберегательные и др.

5. По масштабам деятельности

6. По числу филиалов

7. В зависимости от обслуживания банками отраслей

- консорциумы

- крупные

- средние

- малые банки

- бесфилиальные

- многофилиальные

- многоотраслевые

- обслуживающие одну отрасль


Свою деятельность банки осуществляют согласно «Закона о банках и банковской деятельности».

Стартовым началом деятельности банка является законодательные нормы, определяющие статус кредитного учреждения, перечень выполняемых ими операций (устав банка), разрешение на совершение им определенных операций – лицензии на проведение банковских операций и т.д.

На организационную структуру банка оказывает влияние прежде всего характер банковской деятельности и регламентируется структура Уставом банка.

Высшим органом управления банком является общее собрание акционеров банка, которому подотчетны избираемые им ревизионная комиссия и совет директоров, осуществляющий общее руководство деятельностью банка в периоды между общими собраниями.

Исполнительным органом управления выступает правление банка, возглавляемое его председателем, в непосредственном ведении которого могут находиться центральные отделы (планирования, аналитический, юридический, маркетинговый и другие), а также вспомогательные службы (канцелярия, службы безопасности и другие).

Совещательным органом при правлении банка является кредитный комитет.

В ведении соответствующих заместителей председателя правления обычно находятся коммерческие отделы, деятельность которых связана с получением доходов (кредитный, валютный, ценных бумаг, расчетно-кассового обслуживания и т.д.).

По мере роста банковских операций, расширения операций на финансовом рынке и освоения новых рынков, внедрения новых банковских продуктов и технологий коммерческие банки совершенствуют свои организационные структуры с учетом изменившихся условий банковской деятельности.

Более подробно структура коммерческого банка представлена на схеме (на примере Сбербанка России).


 4.2 Основные задачи и функции коммерческих банков



Основными функциями коммерческих банков являются:

1)     мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

2)     кредитование предприятий, государства и населения;

3)     выпуск кредитных орудий обращения (кредитных денег);

4)     осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

5)     эмиссионно-учредительская деятельность.

Выполняя первую функцию, банки аккумулируют денежные средства в виде вкладов. Вкладчики получают вознаграждение в виде процента. Сконцентрированные на вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, который банки используют как источник кредитов предприятиям, предпринимателям, населению. Использование кредита обеспечивает развитие производительных сил страны, заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости, потребительские товары, таким образом, с помощью банков сбережения, в конечном счете, превращаются в капитал.

Банк, мобилизовав временно свободные денежные средства, выступает в качестве посредника, выдавая эти денежные средства в кредит заемщикам, таким образом, выполняя вторую функцию – кредитование предприятий и населения.

Механизм денежной эмиссии связан с двумя понятиями: банкнотная и депозитная эмиссия. Денежная масса выступает как в наличной, так и безналичной форме (денежные средства на счетах и депозитах в банке).

Банкнотную эмиссию осуществляет эмиссионный (центральный) банк, имеющий монопольное право выпуска денег.

Депозитная эмиссия осуществляется коммерческими банками.

Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда возвращаются ссуды в банк. Выданная ссуда зачисляется на расчетные счета, таким образом, создается депозит, с которого можно получить или наличные деньги или перечислить за товары и услуги, таким образом, денежная масса в обороте увеличивается за счет выданного кредита. Депозит является для банка источником кредитных ресурсов и пока он временно свободен на счете предприятия он может быть снова выдан в кредит, и снова зачислен на счета предприятий, образуя депозит. Этот процесс получил название «мультипликации депозитов» или по-другому «депозиты множатся».

С целью регулирования депозитной эмиссии ЦБР часть депозитов в виде отчислений забирает у коммерческих банков в резервы Центрального Банка.

Таким образом, в зависимости от финансового состояния страны ЦБ может уменьшать (увеличивать) сумму средств, направленных на кредитование путем уменьшения ресурсной базы (суммы депозитов), т.к. экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег.

Одной из основных функций коммерческих банков является обеспечение расчетно-платежного механизма.

Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей. От банков зависит скорость, бесперебойность, законность проведения расчетов, правильность оформления платежных документов. Эффективное функционирование системы расчетов в странах с развитой банковской инфраструктурой базируется на постоянном улучшении технологии расчетных операций, введении электронных расчетов, расчетов в режиме реального времени, внедрении системы расчетов «Клиент-банк».

Эмиссионно-учредительская функция осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, финансовых векселей).

Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем, таким как, операции с ценными бумагами, работа фондовых и валютных рынков, международные расчеты, валютные операции, инвестиционные операции и т.д.

В последнее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.


4.3 Порядок создания банка, прекращение его деятельности


Для того чтобы заниматься банковской деятельностью, необходимо создать банк, т.е. создать его уставный капитал, зарегистрировать банк и получить лицензию на право проведения банковских операций.

Учредители (согласно закона) – это юридические и физические лица, участие которых в создании кредитной организации не запрещено законодательством РФ.

Юридические лица должны:

- быть зарегистрированы в установленном законом порядке;

- иметь устойчивое финансовое состояние, действовать не менее 3-х лет;

- выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года.

         Физические лица должны иметь законные, легальные источники дохода.

         Не могут быть использованы для формирования уставного капитала:

1)     привлеченные денежные средства;

2)     средства федеральных бюджетов, внебюджетных фондов и других видов собственности федеральных бюджетов;

3)     средства органов местного самоуправления и государственных органов власти (если нет специальных указаний).

Платой в уставный капитал банков могут быть в виде:

- денежных средств;

- материальных активов (может выступать только здание банка, но предельный размер не денежной части должен быть не более 20%).

Если одно юридическое или физическое лицо, или группа лиц, связанных между собой, приобретают более 5 % акций кредитной организации, то требуется уведомление ЦБР, а если 20 % и более процентов, то предварительное уведомление.

Для того, чтобы получить лицензию и зарегистрироваться, необходимо, подать в территориальное управление БР следующие документы:

1.      заявление (ходатайство);

2. учредительный договор;

3. устав;

4. протокол собрания учредителей;

5. свидетельство об уплате государственной пошлины;

6. копия свидетельства о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности, сведения о расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами, физ. лицо должно предоставить декларацию о доходах;

7. анкеты кандидатов на должность руководителей (наличие у них высшего образования - юридического или экономического; опыт работы как руководителя не менее 2-х лет; отсутствие судимости, другие требования).

 8. расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первых 3 годах их деятельности (отдельно за каждый год);

 9. список учредителей банка.

Порядок выдачи лицензий:

1) предоставление документов в территориальное управление ЦБР, которое проверяет их, дает заключение, направляет в ЦБР.

2) выдача ЦБР письменного подтверждения о получении документа;

3) рассмотрение документов в ЦБР;

4) принятие решения о возможности государственной регистрации кредитной организации, регистрация банка в «книге государственной регистрации кредитных учреждений», выписка свидетельства о государственной регистрации;

5) высылка свидетельства о регистрации кредитной организации в территориальное управление ЦБР (оно ведет реестр выданных свидетельств);

6) в трехдневный срок уведомляются учредители банка о решении и требовании ЦБР оплатить в месячный срок 100% уставного капитала предусмотренного в учредительных документах;

7) открытие накопительного корсчета для банка, куда учредители должны перечислить определенную сумму своей доли уставного капитала; сообщение и предоставление в ЦБР документа об оплате 100% суммы объявленного уставного капитала;

8) после чего, ЦБР выдает лицензию на проведение банковских операций;

9) включение выданных лицензии в реестр выданных лицензий;

Если в период работы меняется руководящий состав банка, то об этом сообщается в ЦБР и он в месячный срок, письменно, после проверки, дает согласие или мотивированный отказ.

Виды банковских лицензий:

Вновь созданная кредитная организация может получить:

- первую лицензию на осуществлении банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физ. лиц);

- вторую лицензию на осуществлении банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

- третью лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (драгметаллов), она может быть выдана одновременно или при наличии лицензии 2-го вида.

При выполнении требований ЦБ коммерческий банк может расширить круг выполняемых операций. В зависимости от вида ранее полученной лицензии, можно получить дополнительную лицензию:

- если была первая лицензия, то можно дополнительно получить лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях (но данная лицензия может быть выдана по истечении двух лет с даты регистрации кредитной организации и успешной ее работы по первой лицензии);

- если была первая лицензия и вторая лицензия, то можно получить лицензию для проведения операций с физическими лицами в рублях и иностранной валюте (при условии функционирования не менее 2-х лет);

- генеральная лицензия выдается банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте. Данная лицензия дает право на выполнение всех валютных операций.

В целях обеспечения устойчивости кредитной организации, ЦБР устанавливает обязательные экономические нормативы ее деятельности.

Соблюдение экономических нормативов коммерческими банками проверяется ЦБР и его учреждениями.

В случае их не соблюдения, нарушения других указаний ЦБР, он в праве взыскать с кредитной организации штраф, потребовать устранение недостатков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Современные рефераты