Банковское дело – одна из важнейших
и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного
производства их обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось.
При этом банки, проводя денежные расчеты и кредитуя хозяйства, выступая
посредниками в перераспределении капитала, существенно повышает общую
эффективность производства, способствуют росту производительности общественного
труда. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура
банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых
учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.
Коммерческие
банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название
финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие
свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности,
и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам,
которые нуждаются в дополнительном капитале. По состоянию на 01.01.2007 года
количество коммерческих банков второго уровня в Казахстане составляло 34 (без
учета АО «Банк развития Казахстана»), из них 14 банков с иностранным участием,
1 банк со 100% участия государства в уставном капитале (АО «Жилищный
строительный сберегательный банк Казахстана»).
Практика банковской деятельности за
рубежом представляет большой интерес для складывающейся в Казахстане и других
странах СНГ новой хозяйственной системы. Создание устойчивой, гибкой и
эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в тоже время
чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.
Построение нового механизма
организации банковского дела возможно лишь путем восстановления утраченных
рациональных принципов функционирования банковских учреждений, принятых в
цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных финансовых
структур. Поэтому столь велико значение вдумчивого и последующего изучения
зарубежной практики, приемов и форм аккумуляции денежных ресурсов, кредитования
и расчетов, которые являются продуктами длительного исторического отбора в
жестких условиях конкурентной борьбы и которые продемонстрировали свою высокую
эффективность и приспособляемость к разным условиям хозяйственного развития.
Разумеется, все указанные методы работы, институты и стратегии хозяйственного
поведения не могут быть скопированы и пересажены в другом виде на казахстанскую
почву. Попытки такой имплантации чреваты большими потерями и дискредитацией
самой идеи освоения чужого опыта. Новые формы следует предлагать после
тщательно изучения как потребностей клиентов банка, их способность воспринять
финансовые инновации, так и рентабельность новых технологий, новых видов услуг
для самих банков, подготовленности их персонала.
Во всех странах банковское дело в
течение нескольких лет испытывает глубокие изменения. Экономический кризис с
одной стороной, технологический прогресс, с другой, усиливает воздействие
конкуренции, которая довлеет над банковским миром. Чтобы приспособиться к
эволюции условий окружающей их среды банки должны прибегнуть к беспрецедентной
модернизации. Причем, это характерно не только для современных банков, но и для
всей истории банковского дела.
Актуальность исследования
отечественного и зарубежного опыта организации банковского дела усиливается в
условиях подготовки вступления Казахстана в ВТО, интеграции банковской системы
в мировую. Поэтому казахстанские коммерческие банки, стремятся к мировым
стандартам ведения банковского дела. В этих условиях весьма своевременным
является изучение и адаптация мирового опыта к специфическим условиям
деятельности отечественных банков второго уровня. Возникает необходимость
постоянного исследования банковских рисков с целью сохранения стабильности
банковской системы и повышения её эффективности в современных условиях.
Цель дипломной работы – исследовать
отечественный и зарубежный опыт организации банковского дела.
В соответствии с целью
сформулированы основные задачи дипломной работы:
-
исследовать теоретические аспекты организации банковского дела;
-
изучить действующую практику банковской деятельности на материалах
коммерческого банка;
-
исследовать международный опыт управления рисками банковской
деятельности.
Объектом исследования
послужило Акционерное Общество
"Альянс Банк", который является одним из самых
динамично развивающихся казахстанских банков второго уровня и успешно работает
на рынке банковских услуг вот уже более 10 лет. В рейтинге банков 2-го уровня
по Республике Казахстан АО «Альянс-банк находится на 5-м месте.
Клиентская база АО
«Альянс-банк» составляет более 11 тыс. юридических и физических лиц. На
сегодняшний день финансовые активы АО «Альянс-банк выросли до 1,5 млрд.тенге.
Депозитный портфель АО «Альянс-банк» вырос почти в 2 раза за счет вкладов
физических и юридических лиц. Кредитный портфель Альянс-банк вырос почти на
71%.
Теоретическую и
методологическую основу составляют нормативные и законодательные акты
Республики Казахстан, статистические данные Национального банка Республики
Казахстан, труды отечественных и зарубежных учёных, материалы периодической
печати.
Банковское дело Казахстана, пройдя
в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности Казахской ССР от
07.12.1999 года прошло стадию реформирования, модель банковской деятельности
перешла от чисто государственной модели к смешенной. В республике была
сформирована так называемая двухуровневая банковская система, где верхний
уровень был представлен государственным банком Казахской ССР, а нижний
остальными банками, в состав которых вошли как существовавшие на тот момент
государственные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк,
Жилсоцбанк, Внешнеэкономбанк), так и вновь создаваемые негосударственные банки
(акционерные, кооперативные, в форме хозяйственных товариществ и т.д.). Все
банки нижнего уровня, включая государственные, были уравнены в своем статусе и
объединены общей категорией «коммерческие». В дальнейшем госбанки
преобразовались в акционерные (кооперативные, частные), приобрели новых
участников, т.е. фактически утратили статус государственных. В этой части
банковская реформа оказалась не совсем удачной, что побудило Правительство
создать новые государственные специализированные банки: Экспортно-импортный
банк (1994г.) для обслуживания внешнеэкономической деятельности государства,
Государственный реабилитационный банк (1995г.) для свертывания деятельности
предприятия до жизнеспособного уровня и восстановления его платежеспособности,
Республиканский бюджетный банк (1996г.) для обслуживания бюджетных организаций,
исполнения функций расчетно-кассовых центров, сбора общегосударственных налогов
– фактического исполнения функций Казначейства.
После распада СССР и обретения
Казахстаном в 1991 году статуса суверенного государства возникла необходимость
дальнейшего реформирования банковской системы республики, создание ее правовой
основы, принятие новых законодательных актов, регулирующих банковскую
деятельность. Данным обстоятельством было продиктовано принятие 13.04.1993г.
Закона Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» и
14.04.1993г. Закон Республики Казахстан «О банках в Республике Казахстан».
Принятие указанных нормативных актов закрепило двухуровневую банковскую систему
и определило порядок взаимоотношений Национального банка Республики Казахстан с
банками второго уровня. Кроме того, это способствовало созданию в Казахстане
большого количества банков второго уровня, что отвечало на первоначальном этапе
экономических реформ требованиям развития рыночных отношений и формирования
благоприятной конкурентной макроэкономической среды. В дальнейшем, в связи с
усилением в государстве роли центральных органов исполнительной власти в лице
Президента и Правительства, требования по выводу страны из глубокого
экономического кризиса и приобретением важного атрибута суверенности –
введением 15.11.1993 года национальной валюты - казахстанского тенге, а так же
введением в действие с 01.03.1995 года Гражданского кодекса Республики
Казахстан (общая часть), возникла необходимость и было принято новое банковское
законодательство. 30.03.1995 года был принят Указ Президента Республики
Казахстан, имеющий силу Закона «О Национальном банке Республики Казахстан», а
31.08.1995 года – Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О
банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».
Основной целью принятия Указа «О
Национальном банке Республики Казахстан» явилось более полное отражение роли
Национального банка в осуществлении денежно-кредитной политики и адаптация
закона к международным стандартам. Отсутствие законодательно установленного
механизма подотчетности Нацбанка перед Президентом Казахстана и высшими
представительными органами республики порождало проблемы в правоприменительной
практике, в связи с чем в Указе «О Национальном банке Республики Казахстан» четко
и подробно изложен порядок взаимодействия Национального банка с Президентом и
Парламентом. В частности, определена подотчетность Нацбанка только Президенту
Республики Казахстан, с согласия и по поручению которого может осуществляться
проверка деятельности Национального банка.
Указ «О банках и банковской
деятельности в Республике Казахстан» имеет существенные отличия от старого
закона РК «О банках в Республике Казахстан»:
-
определены виды банков второго уровня – государственные,
депозитные, инвестиционные, банки с иностранным участием, межгосударственные
банки;
-
все банки, кроме государственных, создаются толь в форме
акционерных обществ;
-
разрешено создание ассоциация (союзов) банков;
-
впервые дано понятие небанковского финансового учреждения, которое
не является «банком», но на основании лицензии Нацбанка правомочно проводить
отдельные виды банковских операций;
-
более подробно и четко изложен порядок создания, реорганизации и
ликвидации банков;
-
введено новое понятие – «консервация банков», которое
представляет собой проведение по решению Национального банка принудительных
мероприятий и процедур в отношении банка в целях оздоровления его финансового
положения и улучшения качества работы;
-
предусмотрены новые виды банковских операций – клиринговые, ломбардные,
выпуск платежных карточек и др.;
-
установлены определенные требования к работникам, занимающим
руководящие должности в банке;
-
введен запрет на предоставление льготных условий лицам, связанным
с банком особыми отношениями;
-
принятие новых законодательных актов в банковской сфере;
-
ужесточение контроля и требований со стороны Национального банка
РК к созданию и функционированию банков второго уровня – установленного с
15.04.1995 года минимального размера уставного фонда эквивалентного 1,5 млн. долларов
США для банков, получающих лицензию на проведение валютных операций,
привлечение вкладов населения и открытие филиалов;
-
утверждение Правлением Нацбанка РК (с дальнейшими изменениями и
дополнениями) Положение о ликвидации банков в Республике Казахстан от
09.02.1996г., правил выдачи, отзыва разрешения на создание, реорганизацию
банка, лицензии на проведение банковских операций и иной банковской
деятельности, их аннулирования и приостановления, дачи, отзыва, согласия на
открытие, слияние филиалов и открытие представительств банка от 29.02.1996г.,
положения о пруденциальных нормативах от 29.02.1996г., положения о консервации
банков в РК от 29.02.1996г., положения об основных условиях деятельности
инвестиционных банков и операций банков с ценными бумагами от 28.03.1996г.,
положения об условиях приобретения и осуществления права контроля над банком от
28.03.1996г., положения о порядке перехода банков второго уровня к
международным стандартам от 10.05.1996г. (в новой редакции от 12.12.1996г.),
положения о порядке принудительного выкупа и продажи акций банка, имеющего
отрицательный размер капитала, от 31.12.1996г. – все это подтвердило стремление
государства усилить контроль над банковским сектором и привело к тому, что
количество банков в Казахстане стало сокращаться.
Нестабильное финансовое
состояние банков Казахстана в настоящее время вынуждает Национальный банк и
Центральные органы власти Республики Казахстан осуществлять вмешательство в
банковскую среду с целью поиска путей выхода из кризиса. Центральными органами
власти Республики Казахстан было произведены ликвидация и объединение
неплатежеспособных и находящихся в кризисном положении крупных банков
республики, имеющих широкую сеть филиалов – это, в целом, с одной стороны
вызывает определенные опасения в плане ограничения прав собственников, а с
другой – внушает надежду на скорый выход из финансового и банковского кризиса.
Сущность и функции банковской
системы. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их
действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе
банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только
организуют денежный оборот и кредитные операции, через них осуществляется
финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных
бумаг, посреднические сделки, управление имуществом и множество других
операций. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в
обсуждении народнохазяйственных программ, ведут статистику, имеют свои
подсобные предприятия.
Банк – это автономное, независимое,
коммерческое предприятие. В этом главное в понимании его сущности. Конечно,
банк – это не завод, не фабрика, но у него, как у любого предприятия есть свой
продукт. Продуктом банка является, прежде всего, формирование платежных средств
(денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов,
гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность
банка носит производительный характер.
В условиях рынка банки являются
ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными
ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они
являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе
всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок
неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов
экономического регулирования.
На сегодняшний день банк
определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно
свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование
в виде кредитов (ссуд, займов), посредничает во взаимных платежах и расчетах
между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное
обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Проще говоря, банки –
это организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от
имени на условиях возвратности, платности и срочности.
Банковская система – совокупность
различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в
рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть
коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк
проводит государственную эмиссионную и валютную политику, регулирует экономику
и является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют различные
виды банковских операций и услуг.
Таким образом, можно сказать, что
основная функция банковской системы – посредничество в перемещении денежных
средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.
В создании новой рыночной экономики
с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика, с
помощью нее осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов,
регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки и т.д. Банки
призваны выполнять множество специальных функций. К их числу также относится
проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование,
хранение денежных и других средств и управление ими, т.е. те услуги, без
которых сегодня не обойтись деловому человеку.
Кейнс сравнивал банковскую систему
с кровеносной системой организма, а капиталы – с кровью, питающей различные его
части. Он считал, что государство, регулируя с помощью банков движение потоков
финансовых средств, может воздействовать на национальную экономику и оказывать
поддержку тем отраслям, которые отстают от общего развития.
Таким образом, мы подходим к более
глубокому пониманию роли банковской системы, т.е. к тому, что важнейшая ее
задача – создание и функционирование рынка капитала, как основного звена
национальной экономики, определяющего в целом ее развитие.
Структура банковской системы. В
странах с развитой рыночной экономикой сложилась следующая структура банковской
системы:
-
Центральный (эмиссионный) банк;
-
Коммерческие банки:
-
Универсальные банки;
-
Специализированные банки;
-
Инвестиционные банки;
-
Сберегательные банки;
-
Инновационные банки;
-
Ипотечные банки;
-
Банки потребительского кредита;
-
Внутрипроизводственные банки;
-
Небанковские кредитно-финансовые институты;
-
Инвестиционные компании;
-
Инвестиционные фонды;
-
Страховые компании;
-
Пенсионные фонды;
-
Ломбарды;
-
Трастовые компании и др.
Эту структуру принято называть
двухуровневой, так как основными уровнями являются ЦБ и КБ.
Центральный (эмиссионный) банк в
большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально
не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия
– 50%, Япония – 55%), центральный банк выполняет функции государственного
органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение
(эмиссию) банкнот – основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит
официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику,
регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк
участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетные
обслуживание бюджета государства.
По своему положению в кредитной
системе центральный банк играет роль «банка банков», т.е. хранит обязательные
резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений,
предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции»,
организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств, либо
непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.
Коммерческие банки – основное звено
кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций.
Исторически сложившимися функциями коммерческих банков является прием вкладов
на текущие счета, осуществление расчетов между ними.
Коммерческие банки создаются на
паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования
уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по
специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д.
Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставной фонд, резервный
фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах
предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).
Специализированные
кредитно-финансовые учреждения. Кроме банков, перемещения денежных средств на
рынке осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения:
инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но
банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака,
отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен
двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные
долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные
сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в
долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки
от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на
финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие
на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед
юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на
счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Эти банки
отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе
выпуска собственных акций. Финансирование по сумме долга обязательства несут в
себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в
полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная
компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов,
распределяет среди своих акционеров.
Развитие банковской системы в РК и
принципы организации коммерческих банков. Нижнее звено кредитной системы
состоит из сети самостоятельных учреждений, непосредственно обслуживающих
народное хозяйство и предоставляющих широкий диапазон финансовых услуг на
коммерческих началах.
Это коммерческие, кооперативные и частные банки, объединенные в
банковских законодательствах под общим названием коммерческих банков.
Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского
дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции
и платежи. Основной клиентурой были торговцы (отсюда и название «коммерческий
банк»). Но с развитием промышленности и других отраслей банки стали обслуживать
другие сферы экономики и постепенно термин «коммерческий» в названии банка
утратил свой первоначальный смысл.
Он обозначает «деловой» характер банка, его ориентированность на
обслуживание всех видов деятельности хозяйственных агентов, независимо от рода
их деятельности.
Как и во всех государствах постсоветского пространства в Казахстане
существует двухуровневая банковская система, которая основывается на построении
взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и горизонтали. По
вертикали - отношения подчинения между центральным банком (Национальным банком)
как руководящим, управляющим и низовыми звеньями коммерческими и
специализированными банками. По горизонтали отношения равноправного партнерства
между различными банками.
Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов:
1. На первом этапе (1988-1991гг.) были реорганизованы государственные
отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились
первые коммерческие банки;
2. Этот этап (1992-конец 1993гг.) характеризовался экстенсивным ростом
банковской системы в условиях инфляции. Данный период сопровождался
отрицательным значением реальных процентных ставок и стремительными темпами
падения рубля. Это создало предпосылки к формированию многочисленных
банков-однодневок, извлекавших доходы из краткосрочных спекулятивных операций.
Этому способствовал и относительно легкий доступ к получению лицензий на
совершение банковских операций и небольшой размер уставного фонда. В результате
роль банковского сектора в воспроизводственном процессе деградировала.
Основными чертами второго этапа были: постепенный переход Национального банка к
выполнению функций центрального банка, экстенсивное формирование и развитие
коммерческих банков.
3. Третий этап развития банковской системы, начавшийся в 1994г. и
продолжающийся в настоящее время, характеризуется адаптацией банковской системы
к меняющимся условиям деятельности, обусловленным развитием стабилизационных
процессов сначала в финансовой сфере, а затем и в экономике в целом.
На современном этапе развития банковская система характеризуется
следующими тенденциями:
- консолидация банковского капитала, повышения уровня капитализации банков
второго уровня;
- рост количественных показателей деятельности коммерческих банков;
- сокращение количества финансово неустойчивых банков;
- сокращение доли иностранного капитала в банковском секторе, а также
уменьшение государственной доли в банковском капитале;
- приближение банков к международным стандартам деятельности.
Коммерческий банк является элементом банковской системы. Это означает,
что он должен:
1) обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть
органичной частью целого (иметь статус банка, лицензию на право совершения
банковских операций), функционировать по общим правилам игры;
2) функционировать в рамках общих и специфических законов, юридических
норм общества;
3) быть способным к саморегулированию (реагированию и приспособлению к
окружающей среде), развитию и совершенствованию;
4) взаимодействовать с другими элементами банковской системы. Казахстан
наследовал из бывшего СССР монополизированную банковскую систему.
Бывшие специализированные банки (Туранбанк, Кредсоцбанк, Агропромбанк,
Алембанк, Народный банк) имеют широкую сеть отделений по всей территории
республики, вновь появившиеся коммерческие банки также создают свои филиалы
(например, Казкоммерцбанк, Центркредит, Темирбанк и другие).
Все коммерческие банки, созданные в Казахстане за последнее время,
бесфилиальные, то есть все виды банковских операций сосредоточены в одном
банке.
Вышеперечисленные банки имеют сложную иерархическую структуру. У них
головная контора находится в городе Алматы, ей подчиняются областные управления,
а последним - отделения в районах.
Самым серьезным изъяном в философии создания современной банковской
системы на этапе перехода от командной экономики к рынку была однозначная
наполненность основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих
банков, так называемым «макро содержанием», взглядом сверху, при котором
коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления,
исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач.
Наибольшее беспокойство в их деятельности вызывает непонимание существа,
целей задач коммерческого банка, выражающегося в отсутствии четко
сформулированной и явно обозначенной стратегии развития. Расчет делается на
сиюминутную выгоду, что диктует необходимость получения доходов сразу же и
любой ценой, чаще всего за счет своих клиентов.
Наличие комплекса монополизированного мышления у бывших государственных
банковских структур, с одной стороны, и преобладание чисто коммерческих,
зачастую несвойственных банкам функций и операций у вновь образованных коммерческих
банков, с другой стороны, дает повод утверждать, что тем самым выхолащивается
суть банка как важнейшего звена в цепи взаимосвязанных экономических
институтов.
Необходим новый взгляд на коммерческие банки. В качестве феномена эпохи
перехода от государственно-административной экономики к рыночным отношениям они
должны получить трезвую оценку как изнутри, так и извне.
Коммерческий банк как живой организм со своими закономерностями и
особенностями должен соответствовать пониманию его предназначенности, его
существа и социально экономических функций.
Принципы организации коммерческих банков.
Коммерческий банк является особым предприятием, он выступает как
денежно-кредитный институт, поэтому структура аппарата его управления несет на
себе отпечаток той специфической деятельности, которую он совершает. Это можно
заметить на примере определенных принципов организации его работы.
Под ними понимаются такие исходные положения его деятельности, которые
дают предпосылки для реализации присущих банку функций и выполнения банковских
операций.
Банки, как правило, организованы по функциональному признаку. Это
означает, что структура кредитного учреждения должна быть привязана к той
конкретной его деятельности, которую он выполняет.
К принципам организации банка относится также принцип соответствия
поставленных целей. Как известно, целью банка является получение прибыли. Это
означает, что в банке должны быть структуры, зарабатывающие деньги (ищут
покупателей банковского продукта, продают его по цене выше собственных затрат).
Для управления прибылью создаются отделы. Планирующие доходы и расходы,
составляющие бюджет в целом по банку и по его подразделениям, обеспечивающие
экономию затрат.
Среди принципов организации банк можно выделить и принцип иерархии
властных полномочий его отдельных подразделений. Существуют два эшелона власти:
высшее звено управления и прочие подразделения банка. К высшему звену относятся
Совет банка, Правление банка, ревизионная комиссия, различного рода комитеты,
объединяющие наиболее квалифицированную часть банковского персонала и решающие
наиболее принципиальные вопросы банковской системы.
Ко второму эшелону в системе соподчинения подразделений банка по
отношению друг к другу относятся все другие управления (отделы), занятые
обслуживанием клиентов, выполнением других работ.
Не менее важным принципом построения аппарата управления банком является
обеспечение совместных и координированных действий. Если то или иное
предприятие имеет статус банка, то неизбежно оно должно содержать в своем
составе такие подразделения, которые, с одной стороны, как бы изнутри
обеспечивают выполнение им соответствующих операций, с другой стороны,
соответствие его деятельности условиям окружающей среды. Некоторые банки в
целях реализации данного принципа создают специальный административный комитет,
который обеспечивает координацию и взаимодействие различных подразделений
банка.
В принципах организации банка выделяется также принцип рационализации
управления. В соответствии с данным принципом работа банка должна быть организована
таким образом, чтобы обеспечить развитие банка (по линии, например, внедрения
новых услуг, сокращения затрат, повышения производительности труда и т.д.).
С позиции организации банка важно обеспечение целостности и соответствия
условиям окружающей среды. Это означает, что в рамках единой стратегии
развития, принятой в банке, между его подразделениями устанавливается тесное
взаимодействие, каждое подразделение совершенствует свою деятельность
соответствии с изменений условий окружающей среды.
Чрезвычайно важно, чтобы система организации банка отвечала также
принципу обеспечения контроля. Обязательным элементом здесь выступают
внутренний и внешний аудит. Аудиторские проверки организовываются как в рамках
головного банка, так и по отношению к его филиалам (внутренний аудит). Внешний
аудит обеспечивается специальными аудиторскими фирмами, обладающими лицензией
на проверку деятельности кредитных учреждений.
Внутренняя упорядоченность, согласование внутренних подразделений банка
обеспечиваются также посредством подчинения правилам регламентации деятельности
работников, для реализации данного принципа банки разрабатывают отдельные
предписания (устав, положения об определенных отделах и службах,
квалификационные характеристики). Каждый сотрудник должен знать свои
обязанности, обладать определенными знаниями и умением выполнять правила,
отраженные в этих и других документах.
Наконец, немаловажно, чтобы банк был обеспечен оперативной и достаточной
информацией, новыми методами ее обработки с тем, чтобы своевременно принимать
необходимые организационные и экономические меры по обеспечению стабильности,
надежности кредитного учреждения. Информационное обеспечение, будучи системным
элементом банковской инфраструктуры, в организационном отношении реализуется
путем создания в банке особых подразделений (группы людей), занимающихся сбором
и обработкой соответствующей информации.
Конечной целью формирования структуры банка являются удобство управления
всем комплексом банковской деятельности, повышение качества предоставляемых
клиентам банковских услуг, производительности труда банковских служащих,
достижение прибыльного хозяйствования как предприятия.
Структура управления коммерческим банком.
Создание коммерческих банков на паевых и акционерных началах
осуществляется с целью аккумуляции временно свободных денежных средств
предприятий, организаций и учреждений и их рационального использования на нужды
развития отрасли, подотрасли народного хозяйства, группы предприятий или
региона.
Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой
схеме управления Акционерным обществом. Высшим органом коммерческого банка
является общее собрание акционеров (участников), которое должно проходить не
реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка
на основании доверенности. Для участия руководителей предприятий акционеров
доверенности не требуется. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его
рассмотрение вопросы, если в заседании принимают участие не менее трех
четвертей акционеров банка.
Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него
возлагается также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав
совета, порядок и сроки выборов его членов определяются уставом коммерческого
банка. Совет банка определяет общие направления деятельности банка,
рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов
и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии
филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, и
взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.
Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление.
Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка.
Правление состоит из председателя правления, его заместителей и других членов.
В состав правлений коммерческих банков обычно входит представители наиболее
крупных участников банка.
Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются
большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя правления
является решающим. Если члены правления или его председатель не согласны с
решением правления, они могут сообщить свое мнение совету или общему собранию.
Окончательным в этом случае является решение совета банка. Решения правления
проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. Ревизионная комиссия
избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка. Правление
банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для
проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия
направляет правлению банка. Основная задача ревизионной комиссии коммерческого
банка создать обстановку, предупреждающую злоупотребления.
Ревизионная комиссия составляет заключения по годовым отчетам и балансам
банка. Без заключения ревизионной комиссии баланс банка не может быть утвержден
общим собранием акционеров.
Крупные банки обычно состоят из департаментов, управлений и отделов,
которые создаются по функциональному признаку. Их руководители обеспечивают
нормальную работу этих подразделений. Директора департаментов, начальники
управлений и их заместители координируют деятельность отделов и служб,
определяют конкретные их цели и программы, консультируют, контролируют и
оценивают их работу. Количество отделов зависит от величины и характера
деятельности банка, объемов и сложности банковских операций и разнообразия
предоставляемых клиентам услуг.
Учет в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами,
установленными Национальным банком Республики Казахстан. Банки представляют
Национальному банку или его управлению по месту нахождения коммерческого банка
баланс на первое число месяца, квартальную оборотную ведомость и годовой
бухгалтерский отчет.
В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности
информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим
собранием акционеров, а также в счет прибыли и убытков должны публиковаться в
печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений
аудиторской организацией).
В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и
организаций - клиентов банка, территориально удаленных от места расположения
коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При
этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка
должен быть согласован с Главным управлением Национального банка Республики
Казахстан по месту открытия филиала или представительства.
Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные
вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не
является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком
операции в пределах, предусмотренных лицензией Национального банка. Он
заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени
коммерческого банка, его создавшего.
Представительство является обособленным подразделением коммерческого
банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами
юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для
обеспечения представительских функций банка, совершение сделок и иных правовых
действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием
клиентов и не имеет корреспондентского субсчета. Для осуществления
хозяйственных расходов ему открывается текущий счет.
Таким образом, в данной главе были
рассмотрены теоретические основы организации банковского дела в Казахстане и
развитых странах.
Далее, в следующих главах
рассмотрим действующую практику банковской деятельности на примере АО
«Альянс-банк».
Банковская
система Казахстана на сегодня является самой динамично развивающейся в СНГ.
Банковская система Казахстана на сегодня является самой динамично развивающейся
в СНГ. На 1 января 2007 года функционировало 34 банка, (без учета АО «Банк
развития Казахстана»), из них 14 банков с иностранным участием, 1 банк со 100%
участия государства в уставном капитале (АО «Жилищный строительный
сберегательный банк Казахстана»).