Рефераты

Отечественный и зарубежный опыт организации банковского дела

В результате осуществления банковской деятельности АО «Альянс-банк» подвергается всем видам банковских рисков. Прежде всего, деятельность банка связана с кредитным риском, то есть риском несвоевременной уплаты или неуплаты обязательств по кредиту.

АО «Альянс Банк» стало абсолютным лидером по кредитованию физических лиц в Казахстане. Размер кредитного портфеля по состоянию на 1 сентября 2006 года составил 208, 4 млрд. тенге, увеличившись с начала года в 3,8 раз. Доля АО «Альянс Банк» на рынке кредитов физическим лицам составляет 18,2%.

Кредитование населения растет быстрее, чем кредитование корпоративного сектора. Однако предприятия также увеличивают свои заимствования: они привлекают преимущественно краткосрочные ссуды на пополнение оборотного капитала, а также и долгосрочные кредиты для финансирования инвестиций. Стремительный рост кредитования, а также растущий уровень задолженности домашних хозяйств и предприятий несырьевого сектора повышают уровень кредитных рисков АО «Альянс-банк».

Уменьшение кредитных рисков является частью системы управления кредитным риском, используемой риск-менеджмент АО «Альянс-банк», практика которого предусматривает следующие меры по ограничению кредитных рисков: установление требований к системам управления рисками и внутреннего контроля, в том числе классификация кредитов и формирование провизии и установление пруденциальных нормативов.

Быстрый рост объемов кредитования увеличивает доходы банка, однако в целом рост капитализации за счет внутренних источников отстает от роста рисковых активов, что ведет к ухудшению показателей достаточности капитала. Для финансирования своих кредитных портфелей АО «Альянс-банк» все активнее пользуется относительно хорошим доступом к иностранному капиталу: об этом свидетельствует рост их заимствований на международных рынках. Только за период с марта 2006 года по декабрь 2006 года АО «Альянс-банк» привлекло 3 синдицированных займа:

- в марте 2006 г. АО «Альянс Банк» подписало соглашение с Bankgesellschaft Berlin AG о синдицированном займе Schuldschein (Шульдшайн) в размере 46 млн. долларов США, сроком на 2 года и маржей 1,85% - согласно законодательству Германии. В сделке участвовали 17 инвесторов, и она была оформлена через дочернюю компанию ALB Finance B.V. (Нидерланды);

- 1 ноября 2006 г. АО «Альянс Банк» было подписано очередное соглашение о привлечении синдицированного займа на общую сумму 300 миллионов долларов США. Заем был структурирован из трёх траншей: транш А со сроком 370 дней по ставке 110 базисных пунктов сверх ЛИБОР, транш B со сроком на два года по ставке 130 базисных пунктов сверх ЛИБОР и транш С cо сроком на три года по ставке 175 базисных пунктов сверх ЛИБОР с возможностью пролонгации траншей А и Б на один и два года. Ведущими организаторами займа выступили Citibank N.A., ING Bank N.V. и Standard Bank Plc;

- 13 ноября 2006 года АО «Альянс Банк» успешно провело эмиссию двух траншей долговых облигаций на сумму 200 миллионов долларов США в рамках новой Программы секьюритизации диверсифицированных платежных прав. Выпуск состоит из транша облигаций Серии 2006А на сумму 100 миллионов долларов США, и транша облигаций Серии 2006В, также на сумму 100 миллионов долларов США. Срок погашения для обоих траншей составляет 7 лет. Наиболее важным аспектом данной сделки является то, что эта транзакция открывает новых потенциальных гаранторов, способных конкурировать с лидирующими страховыми организациями, поскольку это первая в истории секьюритизация диверсифицированных платежных прав, которая была гарантирована таким мультинациональным банком развития как Азиатский Банк Развития (АБР);

- 28 декабря 2006 года Альянс Банк подписал кредитное соглашение с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР). Кредитная линия ЕБРР предназначена для предоставления ипотечных займов физическим лицам. Сумма кредитной линии составляет 3 миллиарда тенге сроком на 10 лет. Это пятый по счету заем, предоставленный ЕБРР для Альянс Банка.

Несмотря на то, что финансирование АБР и ЕБРР позволит Альянс Банку увеличить свой портфель займов резидентам и улучшить стандарты кредитования, данный процесс может привести к высокой концентрации обязательств по срокам выплат и рискам рефинансирования.

Риски, связанные с непрозрачной структурой собственности банка не являются значимыми для АО «Альянс-банка». Основной акционер АО «Альянс Банк» – Инвестиционная Группа Сеймар, одна из наиболее успешных инвестиционных компаний Казахстана.

Seimar I.G. на сегодняшний день располагает контрольным пакетом акций АО «Альянс Банк» и является его основным собственником: владеет 72,8% голосующих акций АО «Альянс Банк» и планируется увеличение ее доли за счет дальнейшего выкупа акций у миноритарных акционеров. Таким образом, Seimar I.G. уже несколько лет имело возможность влиять на политику АО «Альянс Банк» через аффилированные компании, входящие в состав консорциума, выкупившего в 2001 г. крупный пакет акций банка.

В феврале 2006 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций присвоило Seimar Investment Group статус банковского холдинга.

Банковский холдинг - это юридическое лицо - резидент или нерезидент Республики Казахстан, которое владеет прямо или косвенно двадцатью пятью или более процентами голосующих акций банка или имеет возможность:

-     голосовать прямо или косвенно двадцатью пятью или более процентами голосующих акций банка;

-     определять решения, принимаемые банком, в силу договора либо иным образом.

В феврале 2006 года Seimar Investment Group создала новый финансовый холдинг SAFC (Seimar Alliance Financial Corporation). SAFC – это классическая холдинговая компания, созданная в форме акционерного общества с собственным капиталом 690 млн. долларов США и владеющая контрольными пакетами акций (долями) в дочерних компаниях, которые предоставляют различные финансовые услуги населению и юридическим лицам.

Основные стратегические цели SAFC: стать к 2010 году лидирующей финансовой группой в Казахстане и Средней Азии по размеру активов, капитализации и прибыльности, иметь самую большую рыночную долю в розничном сегменте, предоставлять своим клиентам полный набор банковских и других финансовых услуг и создать крупнейшую многоканальную сеть дистрибуции финансовых продуктов.

Таким образом, основными рисками АО «Альянс-банк» являются:

-     экономические риски, связанные с сильно концентрированной экономикой Республики Казахстан, чувствительной к внешним потрясениям и колебаниям цен на сырьевые товары;

-     риски, связанные с недостаточной прозрачностью и высокой концентрацией структуры собственности;

-     риски ликвидности, связанные с давлением на капитал банка, вызванные очень быстрым ростом активов банка;

-     риски кредитования, связанные со значительным ростом кредитования при том, что возвратность кредитов не проверена в стрессовых экономических и политических условиях и в период экономического спада;

-     высокая концентрация кредитных портфелей и ресурсной базы.

Принимая во внимание структуру казахстанской экономики, при внедрении системы управления рисками необходимо отдать предпочтение отдельным рискам. Наиболее ярким примером является зависимость казахстанской банковской системы и финансового сектора от мировых цен на нефть. Сокращение данного товарного риска требует разработки сложных моделей для тестирования в предельных режимах влияния различных цен на нефть на портфель ценных бумаг банков. Банки должны быть готовы ответить, насколько значительное падение цен на нефть, скажем до 95% доверительного уровня, повлияет на их балансовый отчет, потребность в капитальных резервах, портфель выданных займов, прибыль и т.д.

Рассмотрим основные проблемы системы управления банковскими рисками в АО «Альянс-Банк». Управление рисками - это определение существующих и потенциальных рисков банков и их ограничение.

Согласно решения Правления Национального Банка от 20 декабря 2001 года №568 коммерческие банки должны предоставлять Национальному Банку ежегодный аудиторский отчет международной аудиторской организации, включающий оценку и подтверждение соответствия систем управления рисками международным стандартам.

АО «Альянс-банк», стремясь выполнить данное требование, стал внедрять свои системы управления банковскими рисками, исходя из своего опыта и опыта зарубежных коллег. При внедрении таких систем банковские специалисты столкнулись с различными проблемами. В первую очередь такой проблемой является то, что не существует единого универсального определения «Международных стандартов» для систем управления рисками. Тем не менее, большинство банков применяет в качестве международных стандартов Базельское соглашение и его публикации [22; c. 7].

Некоторые специалисты, по управлению рисками руководствуются международными стандартами, установленными GARP (Глобальная ассоциация специалистов по управлению рисками) [23; c.51-57].

Методика управления рыночным банковским риском требует очень большой и достоверной базы исторических данных. Если по валютному и целевому риску это в принципе, возможно, то для определения кредитного риска необходимая база данных не наработана. На международном рынке банки работают с таблицами рейтинговых агентств, в которых излагается вероятность изменения рейтинга того или иного ассистента. В Казахстане мало какое предприятие имеет кредитный рейтинг, не говоря уже о расчете вероятности изменения этого рейтинга. Даже если внедрять собственную систему для кредитозаемщиков, все равно расчета для вероятности изменения рейтингов требуется продолжительно время.

Последние распоряжения Национального Банка определяют высокие задачи без предоставленных инструкций для их достижения. Так, например, более рациональным способом развития банковских процедур управления риском крупного кредитования является установление механизмов независимой проверки займа, нежели санкционирование введения сложных моделей управления рыночными рисками.

Развитие и совершенствование системы риск-менеджмента в АО "Альянс Банк" всегда было и продолжает оставаться одной из главных задач, поскольку быстрая и положительная динамика развития банка требует особого внимания к этому. Вместе с тем руководство банка не ставит своей задачей совершенную минимизацию всех рисков - в этом случае нет смысла заниматься этим бизнесом вовсе. Задача в том, чтобы двери бизнеса были открытыми, чтобы он был в постоянном развитии, а некоторая доля риска имеется всегда.

Поэтому система управления рисками строится на принципах определения оптимального для эффективности банка уровня риска или его границы, которая будет соответствовать получаемой банком прибыли. Банковская деятельность - всегда компромисс между прибыльностью и риском.

В настоящее время система оценки рисков банка соответствует всем требованиям регулирующих органов, международных финансовых инвесторов и институтов.

В АО «Альянс-банк» создан специальный отдел по управлению рисками, который служит координатором для предприятий в сфере рыночных рисков. В качестве первого в Принципах Базельского Комитета для оценки банковского управления кредитным риском является установление соответствующей среды кредитного риска.

На рисунке 3 показана централизация управления риском под руководством исполнительного вице-президента или старшего менеджера.


 








Рисунок 3 - Организационная структура управления риском

Успешное осуществление системы управления рисками требует значительных изменений в менталитете самих работников банковских учреждений, а также в проводимых операционных процессах. Крайне важно, чтобы высшее руководство приняло изменения и произвело действия по поощрению «культуры управления рисками» по всему банку [23; c.53].

В 2005 году основной стратегией в отношении системы рисков было совершенствование регулятивной и аналитической базы с учетом расчетных показателей рисков, соблюдение принципов соответствия, а также совершенствование системы внутреннего контроля.

Для того, чтобы рассчитать кредитный риск, в банке используется следующая процедура – на самом первом этапе определяются условия кредита и устанавливаются определенные нормативы ежемесячных платежей, которые позволят заемщику регулярно выплачивать эти платежи. При этом важную роль играет андеррайтинг - процедура оценки риска невозврата ипотечного кредита путем оценки платежеспособности заемщика и уровня ликвидности заложенного имущества. Поэтому в целях снижения кредитных рисков в АО «Альянс-Банк» сформирован отдел кредитных рисков, где каждое досье проверяется по принципу "четырех глаз".

Из недостатков можно отметить следующее. В настоящее время почти во всех банках Казахстана наблюдается нехватка высококвалифицированных специалистов в области управления рисками. Большинство представителей данной сферы деятельности по несколько лет проработали либо за рубежом, в основном на Западе, либо в казахстанских филиалах международных банков, под руководством иностранных специалистов, в соответствии с методами и системами управления рисками.

Вместо того, чтобы искать опытных специалистов, управляющие филиалами АО «Альянс-Банк» нанимают только что окончивших обучение выпускников ведущих университетов Казахстана; такие студенты с хорошими теоретическими знаниями в области управления рисками и банковского дела более гибки и приспособляемы по сравнению с опытными профессионалами.

Специалисты по управлению рисками, прошли практически все курсы по управлению рисками, когда-либо проводимые в Казахстане, некоторые даже стажировались за рубежом. К сожалению, практикующим специалистам редко выпадает возможность пройти высококачественные курсы.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются менеджеры по управлению рисками, заключается в качестве и надежности данных, используемых при разработке финансовых моделей. Принимая во внимание тот факт, что казахстанская банковская система существует только 12 лет, получение необходимой качественной и полной информации является сложной задачей. В отличии от банков, которые с самого начала своей деятельности архивировали информацию о сделках, в АО «Альянс-банк» только недавно начали разрабатывать системы сбора данных.

Для снижения банковских рисков в АО «Альянс-банк» необходимо, прежде всего, диверсифицировать кредитный портфель в отраслевом разрезе по видам валют и по крупным заемщикам, особенно лицам, связанным особыми отношениями с банком.

Также следует большее внимание уделять качеству активов и эффективности банковского менеджмента, поскольку в условиях быстрых темпов роста экономики и банковского сектора обычно наблюдается снижение качества кредитного портфеля и проявление благодушия среди банковских менеджеров.

Необходимо совершенствовать систему корпоративного управления, установить четкую систему внутренних нормативов и лимитов, регламентировать политику и бизнес-процессы, принять внутренние стандарты деятельности, создавать гибкую систему принятия управленческих решений на случай возможных неожиданностей.

3.2 Пути совершенствования управления банковскими рисками с учетом мирового опыта


Международная практика представляет собой целую систему управления рисками (риск-менеджмент), предлагающую комплекс эффективных мероприятий по нейтрализации возможных рисков. Так как данные мероприятия способны кардинально повлиять на надежность и устойчивость банка, то, следовательно, в условиях необходимости формирования в Казахстане стабильной банковской системы, их анализ является чрезвычайно актуальным.

В условиях необходимости развития новых видов банковских услуг и использование новых инструментов банками второго уровня, возникает необходимость постоянного исследования возникающих при этом банковских рисков с целью сохранения стабильности банковской системы и повышения ее эффективности в современных условиях.

Одним из новых методов управления банковскими рисками, используемых в зарубежной практике является - риск-менеджмент. Главная задача риск-менеджера состоит в выявлении и предотвращении возможных неблагоприятных событий, нахождении путей минимизации их последствий, создании методологий управления.

Степень банковских рисков определяется как экономическими условиями, так и стратегией и уровнем менеджмента банка. Риск-менеджмент требует достаточно сложных процедур и инфраструктуры контроля. Традиционно общий уровень риска в банке оценивается критерием достаточности капитала, который играет роль резерва (страховки) для покрытия риска.

Поскольку в управлении рисками участвуют все основные подразделения банка, то основным условием его эффективности является разработка и утверждение таких принципов распределения вышеуказанных функций, которые бы с учетом особенностей организационного построения и деятельности конкретного банка исключали бы дублирование и конфликт интересов и тем самым позволили бы оптимизировать процесс управления рисками.

Таким образом, общее управление рисками превращается во взаимосвязанные процессы, которые не могут быть монополизированы ни одним из подразделений. Так как процесс управления рисками не является только функцией риск – менеджмента и интегрирован во все общие процессы банка, идентификация, управление и ограничение рисков происходят на всех уровнях, от рядового сотрудника, до высших менеджеров банка, при координации из единого центра, которым должно быть специально выделенное риск – подразделение.

Кредитование является одним из ключевых видов банковской деятельности и до сих пор остается самым крупным источником доходов для большинства банков. Но в то же время, выдача кредитов представляет и самую большую угрозу для надежности и безопасности банков. Стремясь увеличить прибыль, коммерческий банк подвергается риску банкротства. Главная задача поэтому, сформировать стабильный, эффективно управляемый портфель банка, который бы способствовал минимизации рисков и обеспечивал прибыльность ссудных операций [24; с.37-40].

Одним из инструментов выявления рисков операций банков с предприятиями и организациями, широко используемым на Западе, является создание систем раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками – кредитных бюро. Они могут быть сформированы как независимые структуры, работающие в интересах кредитных организаций и их клиентов, что очень важно для создания эффективной кредитной системы. В большинстве стран мира кредиторы на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через кредитное бюро, которые выступают в качестве информационных посредников, либо учрежденных и принадлежащих самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают бюро, данными о своих клиентах. Бюро сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные регистрационные и налоговые органы и т.д.) и формируют картотеку на каждого заемщика. Кредиторы, при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах могут постоянно получать из бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных заемщиков. Жесткость правил предоставления данных обусловлена тем, что кредитные бюро, особенно принадлежащие самим кредиторам, потенциально подвержены конфликту интересов: каждый хочет получать полную и достоверную информацию, не предоставляя свои данные. Другими словами, деятельность кредитных бюро основана на принципе взаимного обмена, который устанавливается в соглашении, заключаемом между бюро и кредиторами.

Кредитные бюро предоставляют разного рода отчеты о кредитных операциях, в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида предоставляемого кредита, с, что наиболее важно, от степени детализации, необходимой кредитору.

Как и другие страны с развивающимися рынками, Казахстан ощущает на себе влияние асимметричности информации в сфере финансового посредничества, особенно в отраслях с высоким удельным весом убыточных и низкорентабельных предприятий и хозяйств, к которым, например, относятся сельхозпроизводители.

Отсутствие достоверной информации значительно усложняет управление банковскими расходами, поэтому назрела объективная необходимость создания типового органа, каким является кредитное бюро.

Существует две потенциальные возможности его организации:

1.  Кредитное бюро создается либо при Национальном Банке Республики Казахстан, либо при его решающем участии, к тому же Национальный Банк уже имеет определенный опыт по ведению учетного регистра;

2.  Кредитное бюро создается в качестве самостоятельной коммерческой или некоммерческой единицы.

Аргументы в пользу первого варианта:

- располагает структурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальных учреждений, которые обеспечивают контроль над деятельностью всех без исключения организаций;

- законодательно уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций по широкому спектру вопросов;

- имеет уникально развитую телекоммуникационную сеть, объединяющую все регионы республики, позволяющую получать, обрабатывать и передавать значительные объемы информации в электронном виде, то есть обеспечивать и решать задачи по управлению базой данных.

Для обеспечения деятельности кредитного бюро на первом этапе достаточно использование отчетности кредитных организаций, установленной Правлением Национального Банка, что не требует внесения каких-либо изменений и дополнений в действующее законодательство. Контроль над достоверностью информации может быть обеспечен путем дистанционного надзора и проверок состояния кредитного портфеля.

В то же время имеются определенные минусы в создании кредитного бюро при Национальном Банке. Национальный Банк выступает органом банковского надзора. В ряде случаев раскрытие информации о качестве кредитного портфеля, составе заемщиков и клиентов конкретно взятой кредитной организации может быть использование третьей стороной в целях недобросовестной конкуренции, что вступает в противоречие с задачей Национального Банка по обеспечению стабильности банковской системы страны в целом.

Поэтому более трудоемким и длительным, но более реалистичным представляется подход, основанный на создании кредитного бюро как самостоятельной коммерческой или некоммерческой организации. Правовой формой этой структуры может быть либо акционерное общество, либо некоммерческое партнерство, либо структурное подразделение общественной организации (ассоциации банков, консалтинговой фирмы, рейтингового агентства и т.д.). Такой подход хотя и связан с дополнительными затратами времени, но лучше соответствует рыночным принципам функционирования экономики и практики большинства стран. Но и в этом случае поддержка Национального Банка не только желательна, но и необходима. Анализ международного опыта, показывает, что институты кредитных историй во многих странах, на начальных шагах своей деятельности получают прямую или косвенную поддержку центральных банков и органов исполнительной власти. К тому же, целесообразно привлекать к работе кредитного бюро аудиторские фирмы, имеющие высокую деловую репутацию и опыт работы на казахстанском рынке.

Успешное управление рисками в коммерческих банках балансирует деловой процесс, аналитику и технологические функции. Здесь необходимо естественное движение от установления делового процесса и организационной структуры, поддерживающей управление риском, до осуществления более усложненных функций аналитического и технологического управления риском.

Таким образом, активное изучение международного опыта в области управления банковской деятельностью показывает, что Казахстан может воспользоваться частью механизмов, инструментов и методов, применяемых в международной финансовой практике, с целью существенного повышения эффективности банковской системы.

Совершенствование системы управления рисками стало одним из ключевых элементов, сформировавших имидж АО «Альянс-Банк» как надежного финансового института. Риск-менеджмент осуществляется на уровне всего банка и охватывает все стороны финансовой деятельности. Банк внедрил интегрированный подход, когда управление рисками координируется высшим руководством, а каждый сотрудник рассматривает риск-менеджмент, как часть своей работы.

Самострахование банковских рисков в АО «Альянс-банк» осуществляется путем формирования резервов. В первой половине 2005 года была характерна пониженная доля специальных резервов в кредитном портфеле брутто - на уровне 5,1-5,3%. К концу 2005 года банк увеличил резервы по кредитам клиентам до 9,4-9,2% и сформировал резервы по кредитам финансовым организациям, осуществляющим отдельные банковские функции. В 2006 году АО «Альянс-банк» имел по результатам года максимальные размеры отчислений в резервы на возможные потери - 4783 млрд. тенге, что составляет 40% общей суммы полученных чистых доходов. Такое стремление банка застраховаться от потенциальных потерь и неожиданных убытков вполне понятно, если, конечно, оно идет не в ущерб делу и не съедает «лишние» доходы.

В целом, как говорится, для банка характерна устойчивость развития. Осуществляется переход на международные стандарты учета. Система управления рисками Альянс-банка соответствует требованиям к корпоративному управлению, практике проведения заемных операций и операций с финансовыми инструментами, практике управления активами и обязательствами, а также требованиям к обеспечению операционной деятельности банка, функционирования информационных систем и систем управленческой информации.

С каждым днем у банковского риск-менеджмента растет понимание места и роли автоматизации управленческих функций. Поэтому для совершенствования управления банковскими рисками большое значение имеют технологии моделирования и риск-менеджмента, которые позволяют оперативно корректировать финансовые планы банков в соответствии с рыночной ситуацией.

АО «Альянс-банк» затратил серьезные инвестиции в информационную систему. Процесс бюджетирования в банке осуществляется давно. И если вначале он находился в стадии развития и формирования, то активный рост банка по основным направлениям деятельности потребовал поддержки со стороны современных информационных технологий.

В настоящее время в значительной части процесс внедрения системы в банке завершен. Осуществляется планомерная работа департамента финансового планирования банка с самой системой: банк осуществляет ежедневную загрузку в хранилище фактических данных бухгалтерского учета и помесячную выверку загруженных данных, на базе которых рассчитываются управленческие балансы подразделений за каждый день, бюджет активов и пассивов, а также финансовый план. Загружены плановые значения бюджета активов и пассивов и финансовый план на 2006 г. в разрезе ЦФО. Следующим шагом реализации проекта будет планирование бюджета на 2007 г.

Целью проекта, реализуемого партнером Intersoft Lab, является создание в «Альянс Банке» комплексной системы управления операционными рисками, способной решать организационные, методологические и информационные задачи.

Важно отметить, что решение на основе продуктов «Контур» должно обеспечить построение в банке информационной части комплексной системы управления рисками в соответствии с международными стандартами Basel II. Причем такая система пока не имеет аналогов в Казахстане.

По итогам внедрения первой очереди системы «Контур Корпорация. Операционные риски» банк приступил к эксплуатации системы. Сотрудники департамента контроля рисков получили возможность выполнения полного цикла экспертной оценки рисков: создания технологических карт бизнес-процессов, ведения каталогов рисков, проведения экспертных опросов, настройки и расчет индикаторов подверженности риску, расчета карты рисков по данным опросов.

Таким образом, специалисты риск-менеджмента и информационных технологий АО «Альянс-банк» совместно с внедренческой компанией организовали процесс внедрения системы бюджетирования и получения управленческой отчетности.

Данная система позволяет управлять сложной финансовой структурой банка и обеспечивает прозрачность ведения бизнеса различными подразделениями, а также дает широкие возможности для анализа различных аспектов бизнеса, в том числе доходности продуктов банка. По итогам внедрения банк и его структурные подразделения получили возможность:

-     видеть фактические значения бюджета активов и пассивов;

-     оценивать финансовый результат по каждому ЦФО банка (департамент, филиал, расчетно-кассовый отдел), что до внедрения было возможно только по банку в целом;

-     рассчитывать доходность отдельного продукта в разрезе ЦФО, бизнес-направления и бизнеса в целом.

Также положительно риск-менеджмент АО «Альянс-банк» характеризует взаимодействие данного банка с АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций». Поскольку, как было рассмотрено в предыдущих главах дипломной работы риск инвестиционных вложений является одним из наиболее значимых рисков в банковской деятельности, мировая практика уже доказала высокую эффективность взаимовыгодного сотрудничества банков с организациями, предоставляющими услуги по страхованию экспорта и инвестиций.

АО «Альянс-банк», являясь участником системы гарантирования, предлагает ставки вознаграждения, соответствующие предельным ставкам, устанавливаемым Фондом гарантирования в зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации в стране. Что касается ставок по депозитам юридических лиц, то они, как правило, устанавливаются на 1-1,5% ниже, чем ставки по вкладам населения на аналогичный срок. Повышение ставок по депозитам населения возможно только в случае пересмотра предельных ставок, установленных Фондом гарантирования. Возможно, что скоро будут отменены предельные ставки депозитов, установленные фондом, как мера абсолютно нерыночная. В свое время она была необходима – некоторые небольшие банки рисковали, завышая ставки по депозитам для привлечения большего числа клиентов. Проценты вознаграждения по депозитам тогда, конечно, были выше, но зато сейчас, благодаря деятельности фонда, у вкладчиков есть уверенность в сохранности своих денег независимо от размера активов и капитала банка, его места в банковской системе, наличия международных рейтингов и прозрачности структуры акционеров.

Далее Правление Альянс-банка планирует предпринять некоторые шаги в области совершенствования управления банковскими рисками.

В частности таким шагом является целевая политика по контролю кредитного риска. Вообще, проведение банком заемных операций предусматривает выдачу банковского займа и другие виды финансирования, предоставленные на условиях возврата банку с выплатой или без выплаты вознаграждения, в том числе путем покупки долговых ценных бумаг и других финансовых инструментов, выдачи гарантий, открытия аккредитива, учета векселя и совершения иных операций, связанных с кредитным риском.

В рамках вышеназванных требований Альянс-банк должен разработать и руководствоваться в своей работе политикой по контролю кредитного риска, формированию провизий и списанию классифицированных активов, осуществлять мониторинг подверженности банка и его дочерних организаций кредитному риску, анализировать кредитные операции и качество кредитного портфеля, определять степень влияния кредитного риска на финансовое положение банка.

В целях управления кредитным риском в АО «Альянс-банк» будут созданы соответствующие подразделения, включая службу внутреннего аудита (контроля), кредитный комитет, комитет по управлению активами и обязательствами. Служба внутреннего аудита (контроля) осуществляет контроль над соблюдением внутренних правил и процедур банка, исполнением отчетов внутренних и внешних аудиторов, мер воздействия и иных требований уполномоченного органа. Кредитный комитет устанавливает и утверждает требования по заемным операциям, следит за качеством займов и дает предварительное разрешение на выдачу займов, превышающих пять процентов собственного капитала банка. Комитет по управлению активами и обязательствами устанавливает и утверждает правила и процедуры заимствования, проведения операций по купле/продаже финансовых инструментов, инвестирования и выдачи банковских гарантий, а также определяет ориентиры по диверсификации активов, рентабельности, ликвидности и достаточности капитала. Подразделение управления рисками проводит мониторинг заемных операций в целях выяснения концентрации кредитных рисков Альянс-банка как на консолидированной основе, так и в разрезе заемщиков, отраслей экономики, стран/регионов.

Кроме того, банк должен разработать и применять политику ранжирования кредитов, которая заключается в распределении по уровням кредитных рисков на основе рейтингов банка и предусматривает периодичность присвоения корпоративных рейтингов на основе количественных и качественных факторов, установление кредитных лимитов и ставок вознаграждения по займам, с учетом рейтингов заемщиков, периодичность мониторинга убытков по рейтингам, а также принятие решений о выдаче займов при соответствии заемщика минимально допустимому уровню рейтинга.

Также Альянс-банк осуществляет работу по сбору информации об условиях, подлежащих обязательному отражению в договорах банковского займа, в том числе по раскрытию заемщиками информации о финансовом положении и иных сведений, которые могут негативно повлиять на возможность заемщика своевременно и в полном объеме исполнить обязательства по займу. При кредитовании нерезидентов Республики Казахстан Альянс-банк будет проводить правовую экспертизу законодательства соответствующего зарубежного государства, а также в целях оценки странового риска собирать и обрабатывать информацию о политической и экономической ситуации в каждой стране, резиденты которой являются заемщиками банка.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены пути совершенствования управления банковскими рисками с учетом мирового опыта и на примере АО «Альянс-Банк». Правление Альянс-банка ответственно относится к рекомендациям Национального Банка в области совершенствования риск-менеджмента. В частности банком предприняты шаги в области как минимизации рисков путем их прогнозирования с помощью информационной системы, так и управлением имеющимися рисками с помощью страхования некоторых операций.


Заключение


Проведенное исследование убедило в многоаспектности темы дипломной работы. Изучение организации банковского дела предполагает анализ теоретических основ банковского дела, принципов построения банковской системы и организационно-управленческой модели коммерческого банка.

По мере развития рыночных отношений в экономике и обществе, усиливается экономическая роль банков. В их работе на первое место взамен административно-командных выдвигаются экономические методы. Повышается значение стоимостных инструментов банковского воздействия на экономику.

Для большинства коммерческих банков в настоящее время характерна явная тенденция к универсализации, к превращению в «финансовый супермаркет», где клиенты банка могут воспользоваться практически любой денежно-финансовой услугой. В нашей конкретно-исторической обстановке первых этапов становления рыночных структур универсализация деятельности коммерческих банков представляется явной, если не единственной возможностью выживания, развития и дальнейших перспектив существования. Вместе с тем, по мере развития и укрепления рыночных отношений, формирования реальных механизмов разделения властей и полномочий для каждого банка, на повестку дня встает вопрос поиска своей специализированной ниши или оптимального региона деятельности. Такие поиски будут вынуждать многие банки к глубокой перестройки своей деятельности.

Говоря о современных коммерческих банках, необходимо подчеркнуть, что, как и другие звенья кредитной системы, они постоянно эволюционируют, меняются формы операций, методы конкуренции, система контроля и управления.

В последние годы конкуренция в банковской сфере силилась благодаря более широкой поддержке открытия отделений банков, появлению электронных терминалов и распространению международных банковских операций. Конкуренция усилилась и в связи с быстрым ростом других финансовых институтов (например, сберегательные учреждения и взаимные фонды денежного рынка, которые предоставляют многие услуги, обычно характерные для коммерческих банков).

Обладая значительным по размерам собственным капиталом, коммерческие банки в потенциале могут превратиться в крупных инвесторов, то есть самым непосредственным образом воздействовать на развитие народного хозяйства в целом, вмешиваться в структурные перестройки и даже определять перспективу многих секторов экономики. Приобретая в довольно больших масштабах статус акционерно-правовой формы управления собственностью и формирования капитала, коммерческие банки могут превратиться в мощных финансистов и в значительной степени диверсифицировать свою деятельность на основе создания многочисленных холдингов, дочерних фирм и предприятии, а также развития различных форм участия.

Основным средством придания банкам их подлинной экономической роли является формирование в обществе правильного рыночного понимания категории коммерческого банка и создание для этого комплекса регуляторов, позволяющих удерживать их в рамках такого представления. Очень важное место в таком комплексе должны занять механизмы саморегулирования, которые должны выработать сами коммерческие банки с учетом своей миссии, выраженной в четко продуманной и обоснованной стратегии их развития.

В качестве объекта исследования был выбран АО «Альянс-банк», который является одним из самых динамично развивающихся казахстанских банков второго уровня и успешно работает на рынке банковских услуг вот уже более 10 лет. Будучи универсальным банком, Альянс Банк предлагает очень широкий спектр банковских операций.

По размеру активов и собственного капитала АО «Альянс-банк» входит в первую коммерческих банков Казахстана. По состоянию на 1 декабря 2006 г. активы банка составили 751,1 млрд. тенге, а собственный капитал – 51,3 млрд. тг.

Альянс Банк имеет рейтинг от Moody's Investors Service - рейтинг долгосрочных обязательств в иностранной валюте «Ва2» (прогноз «позитивный»), рейтинг краткосрочных обязательств в иностранной валюте «NP» и рейтинг финансовой устойчивости «Е+» (прогноз «позитивный»).

Доля АО «Альянс Банк» на рынке депозитов Республики Казахстан выросла с 1,6% несколько лет назад до уровня более чем в 5% в 2006 году.

АО «Альянс Банк» предлагает своим клиентам гибкую систему ставок по депозитам в иностранной и национальной валютах. Клиент может размещать депозиты на короткие сроки. Также благодаря ежедневному мониторингу мирового рынка депозитов АО «Альянс Банк» предлагает наиболее выгодные и конкурентные ставки по депозитам номинированных как в ведущих мировых валютах (Доллар США, Евро), так и в национальной валюте:

Благодаря эффективной политике АО «Альянс-банка» по привлечению ресурсов и их размещению, чистая прибыль банка за первое полугодие 2006 года составила 2 104 млн. тенге, что более чем в 2 раза выше по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. На рост депозитов Альянс Банка, помимо внешних факторов, таких, как улучшение общей макроэкономической ситуации в стране, функционирование системы гарантирования вкладов, влияет также ряд внутренних факторов.

Основной целью дальнейшей стратегии развития Альянс Банка будет являться обеспечение стабильного роста банковского бизнеса, адекватного росту экономики и банковского сектора Республики.

Изучение международного опыта в области управления банковской деятельностью показывает, что Казахстан может воспользоваться механизмами, инструментами и методами банковского дела, применяющимися в международной финансовой практике, с целью существенного повышения эффективности банковской системы.


Список использованных источников


1.                Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. - Питер, 2000 г.

2.                Бекболатулы Ж.К. Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика Казахстана, 1997 г., № 9-10.

3.                Дробозина Л.Т. Деньги, Кредит, Банки. – М., Инфра-М., 1997г.

4.                Жукова Е. Ф. Банки и банковские операции. - М.: Банки и биржи - Юнити, 1997 г.

5.                Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. - Алматы: 1999 г.

6.                Колесников В.И. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.

7.                Лаврушин О.Н. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.

8.                Маркова О.М., Сахаров В.И. Коммерческие банки и их операции. - М., Банки и биржи - Юнити, 1995 г.

9.                Миркин Я. М. Банковские операции. - М., Инфра-М., 1996 г.

10.           Поляков В.П., Москвина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. - М., Инфра-М, 1995г.

11.           Сейткасимов Г.С. Банковское дело. - Алматы: Каржы-Каражат, 1998 г.

12.           Сейткасимов Г.С. Деньги, Кредит, Банки. - Алматы: Экономика, 1999 г.

13.           Елубаева Ж., Нуржитов А. Оценка эффективности бюджетных программ: новые инструменты.// Финансы Казахстана.- 2006.-№1.- С.60-64.

14.           Жихорь Ю. Диета для бюджета // Новое поколение.- 2005.- 3 июня.- С. 2.

15.           Жуйриков К. Основные принципы взаимоотношения между республиканским и местным бюджетами // Банки Казахстана.- 2005.- №8.- 32-36.

16.           Жуйриков К.К. Проблема формирования бюджета: дефицит бюджета и государственный долг // Банки Казахстан.- 2003.- № 3.- С. 15-21.

17.           Идимов К. Проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности регионов Казахстана // Транзитная экономика.- 2004.- № 4.- С. 53-60.

18.           Казахстан- 2030.- А..- Юрист.- 2006.- 144с.

19.           Конакбаев С.К. Оптимизация бюджетного процесса в условиях обеспечения устойчивой экономики.- Автореферат.- А..- 2006.- 28 с.

20.           Коргасбаев Ж.К. Бюджетная система РК: современность, перспективы. А.-2002. – 124с.

21.           Корн П. Бюджетная гонка // ОКО.- 2006.- 25 августа.- С. 2.

22.           Кудайбергенова С.К. Вопросы разграничения расходных и доходных полномочий // Аль-Пари.- 2004.- № 2-3.- С. 16-20.

23.           Кудайбергенова С.К. Развитие внутрирегиональных межбюджетных отношений в Республике Казахстан на современном этапе.- Караганда.- 2005.- 26 с.

24.            Кудайбергенова С. Тенденции развития межбюджетных отношений в РК на современном этапе // Аль-Пари.- 2006.- № 1.- С. 84-87.

25.           Куздыбаева М.С. Влияние малого и среднего бизнеса на формирование доходов местного бюджета // Вестник ассоциации экономистов Казахстана.- 2004.- № 2.- С. 128-135.

26.           Куздыбаева М.С. Процесс формирования бюджета и его характерные черты // Статистика, учёт и аудит.- 2006.- № 3.- С. 59-63.

27.           Максимов В. Бюджет- показатель стабильности // Костанай.- 2006.- 13 января.- С. 2.

28.           Махмутова М.М. Концептуальные основы региональной финансовой политики в современных условиях.- А..- 2002.- 30 с.

29.           Махутова М. Современное состояние государственного бюджета РК // Вестник КазНУ. Серия экономическая.- 2005.- № 3.- С. 105-107.

30.           Мельников В.Д. Основы финансов.- А..- 2005.- 560 с.

31.           Мустакимов Р. Оценка уровня таможенных платежей и налогов в структуре республиканского бюджета//Финансы Казахстана.- 2006.- № 2.- С. 26-30.

32.           Ниязбекова Р.К. Развитие принципов бюджетного суверенитета и особенности структуры бюджетов субъектов РК // Вестник КазНУ. Серия экономическая.- 2006.- № 1.- С. 4-7.

33.           Ниязбекова Р.К. Теоретические аспекты бюджета в финансовом обеспечении региона//Вестник КазНУ. Серия экономическая.-2006.- № 1.- С. 11-14.

34.           Османов Ж. Республиканские и местные бюджеты: проблемы межбюджетных отношений//Евразийское сообщество.- 2005.- № 2.- С. 81.

35.           Романюк А. Реформирование межбюджетных отношений в Казахстане // Евразийское сообщество. Общество. Политика. Культура.- 2004.- №4.- С. 38-41.

36.           Сахариев С.С., Сахариева А.С., Сахариева А.С. Финансы.- А..- Юридическая литература.- 2004.- 450 с.

37.           Сергазинова А. Областной бюджет имеет социальную направленность // Костанай.- 2006.- 19 января.- С. 2.

38.           Статистический бюллетень Министерства финансов Республики Казахстан №12(72), 2004г.

39.           Статистический бюллетень Министерства финансов Республики Казахстан №1(85), 2006г.

40.           Султанов Б. Реформирование бюджетной системы Республики Казахстан // Экономист.- 2003.- № 11.- С. 70-78.

41.           Тулегенова Е. Правительство обсудило корректировки бюджета 2006 года // Панорама.- 2006.- 14 апреля. - с.4.

42.           Фефелова Л. Такие трансферты всем в радость (проект областного бюджета на будущий год)//Костанайские новости.- 2006.- 21 октября. - с. 2.

43.           Финансы Республики Казахстан. Агентство РК по статистике. Ста­тистический ежегодник. А., 2005.- С. 244.

44.           Шинтемирова А.У. Разработка математических моделей государственного бюджета.- Петропавловск.- 2003.- 28 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты