Усиление банковского надзора. Меры, предпринимаемые в
этом направлении, создают дополнительную уверенность в том, что деятельность
коммерческих банков, куда вложены сбережения, находится под контролем с позиции
недопущения необоснованных рисков в банковских операциях, которые могут в
конечном итоге привести к потере платежеспособности банка, возникновению
системного риска в банковском секторе в целом.
Системным риском в общем понимании признается такой
риск, когда банкротство (ликвидация) одного или нескольких банков с достаточной
степенью вероятности привести к банкротству других банков и/или предприятий
эффект "домино"), а также, если возможен массовый отток вкладчиков из
всех банков в результате утери доверия населения, что приведет к кризису
ликвидности и коллапсу платежной системы и, как следствие, - тот же эффект
"домино".
Основными факторами, которые могут вызвать
дестабилизацию финансовой системы, являются:
– Увлечение банком высокорискованными операциями и
инвестициями;
– Падение уровня капитализации;
– Расширение системного риска посредством банковских
транзакций.
Повышение эффективности деятельности
коммерческих банков.
Эта задача включает ряд вопросов, связанных с
совершенствованием управленческих, технических и профессиональных навыков. Рост
профессионализма управленческого аппарата и персонала в банках позволит глубже
анализировать ситуацию в экономике, проводить взвешенную политику по всем
направлениям банковской деятельности, эффективно работать с клиентами банка,
постоянно совершенствовать организационную структуру. Повышение эффективности
требует от коммерческих банков дальнейшего расширения и развития своего
бизнеса, постоянного анализа потребностей клиентов и разработки новых видов
финансовых услуг и продуктов, таким образом содействуя привлечению
потенциальных клиентов.
Коммерческие банки должны постоянно уделять внимание
вопросам повышения финансовых результатов своей деятельности, расширению
расчетно-кассового обслуживания, повышению качества услуг при одновременном
снижении затрат, расширения контактов с международным финансовым рынком.
С другой стороны, не менее значимыми являются задачи
повышения доверия коммерческих банков к своим клиентам-заемщикам. Это
предполагает, с одной стороны, необходимость принятия мер, способствующих
решению проблем, возникающих у коммерческих банков при финансировании реального
сектора, а, с другой, требует существенного укрепления банковской системы для
того, чтобы она была в состоянии обслуживать крупные торговые,
производственные, инвестиционные проекты, реализация которых будет
способствовать дальнейшему экономическому росту.
В рамках данного направления круг вопросов, требующих
своего решения, включает совершенствование сложившейся залоговой практики,
внесение необходимых изменений и дополнений в правовую базу. Одним из вопросов,
требующих своего решения, является совершенствование налогового
законодательства, нормативных и инструктивных документов, часть из которых
устарела и не во всем соответствует специфике банковского бизнеса и
международных стандартов бухгалтерского учета. Что касается кредитования
реального сектора, включая крупные проекты, то здесь совершенно очевидно, что
для этого в первую очередь необходимо повышение капитализации коммерческих
банков. Важным моментом в достижении взаимной интеграции финансового и
реального сектора является развитие на рынке структур, помогающих коммерческим
банкам по возможности адекватно оценить риски кредитования предприятий
реального сектора. К их числу относятся кредитное бюро, уже созданное при
Национальном Банке и которое аккумулирует информацию о финансовом состоянии
заемщиков и сведения из их кредитной истории, рейтинговые компании,
консалтинговые группы, специализирующиеся на реальном секторе и содействующие
банкам в поиске потенциальных клиентов.
Одним из методов стимулирования банковской активности
в реальном секторе в перспективе может стать внедрение в практику механизма
рефинансирования коммерческих банков, что требует разработки системы мер по
формированию рынка краткосрочных и долгосрочных долговых обязательств
предприятий, технологии учета и переучета таких обязательств.
В перспективе важно развивать уже существующую
инфраструктуру, что включает:
– совершенствование платежной системы;
– расширение банковских услуг в сельской местности;
– развитие системы ипотечного кредитования.
В конечном итоге банковская система республики должна
отвечать следующим требованиям:
Банковская система должна эффективно выполнять функцию
финансового посредничества. Структурные и институциональные изменения должны
повлиять на трансформацию изменений финансового сектора в реальный сектор. В
этом плане лучшей поддержкой реальному сектору должна стать поддержка
банковской системы, ее укрепление и совершенствование, что в конечном итоге
должно привести к увеличению объемов и качества финансовых услуг,
представляемых реальному сектору.
Банковская система должна иметь достаточный запас
прочности, чтобы и в нестабильных экономических условиях продолжать кредитовать
экономику и обеспечивать нормальное прохождение платежей, т.е. нейтрализовать
негативные тенденции, которые не носят системного или кризисного характера.
Банковская система должна быть не только устойчивой к
внешним изменениям, но и сама по себе должна быть стабильной в той степени,
чтобы не накапливать внутренний кризисный потенциал, который при внешних шоках
может разрушить банковскую систему.
Связь между мерами по достижению цели и самой целью-
это скорее вопрос наличия стратегии, нежели количественная связь. Нельзя с
абсолютной уверенностью сказать, что внедрение мер будет гарантировать
достижение цели. Основную роль будет играть общее развитие экономики и
следование каждым банком собственной стратегии развития, увязанной с целью
данной концепции. Поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг развития
и, если необходимо, делать корректировки в цели, стратегии и мерах.
Основные направления стратегического развития
банковского сектора состоит в совершенствование платежной системы .
Платежная система Кыргызской Республики включает в
себя: клиринговую и гроссовую системы и обеспечивает проведение межбанковских
безналичных расчетов, а также расчетов по результатам заключенных сделок на
межбанковских финансовых рынках. Клиринговая система занимает значительное
место в платежной системе республики и обеспечивает проведение 98 % всех
межбанковских платежей, в том числе и платежей на крупные суммы. Гроссовая
система используется коммерческими банками для проведения срочных межбанковских
платежей и для обеспечения расчета по сделкам, заключенным на межбанковских
финансовых рынках.
Торговая система по операциям с ценными бумагами
осуществляет урегулирование по инструкциям о переводах ценных бумаг на валовой
основе - окончательная передача ценных бумаг от продавца покупателю (поставка)
происходит на протяжении цикла обработки - однако урегулирование по инструкциям
о передаче средств на чистой основе - окончательная передача средств от
покупателя продавцу (платеж), происходит в конце цикла обработки.
Эффективность платежной системы во многом зависит от
скорости прохождения платежей. Использование бумажных платежных документов
требует наиболее трудоемкой ручной обработки, а способы доставки платежных
документов вызывают задержки во взаиморасчетах и, следовательно, повышают риск
платежной системы.
Количество платежей по клирингу
за 1996 – 2000годы
Электронная система платежей, используемая в качестве
основы составных компонентов платежной системы - клиринговой, гроссовой систем
платежей, а также при проведении расчетов по заключенным сделкам на финансовых
рынках, позволит значительно сократить сроки проведения расчетов и тем самым
повысит эффективность работы электронных торговых систем.
Для перехода к системе электронных платежей совместно
с коммерческими банками будут решены технические вопросы, вопросы безопасности
электронных платежей, а также разработана нормативная база электронных
платежей.
С точки зрения технической оснащенности надо создавать
надежную систему телекоммуникационной связи, охватывающая всех участников
системы электронных платежей, и разработать аппаратно-программное обеспечение,
отвечающее международным стандартам. Для передачи электронных платежных
документов будет использоваться система криптографической защиты, другие меры
безопасности, в отношении которых должны соблюдаться установленные минимальные
требования, предъявляемые к обеспечению безопасности электронных платежных
документов.
В целях обеспечения надежного и безопасного
функционирования платежной системы на основе системы электронных платежей будут
установлены:
– форматы электронных платежных документов и процедуры
проведения расчетов по ним;
– процедуры создания электронных цифровых подписей;
– процедуры удостоверения подлинности электронных
платежных документов для снижения риска фальсификации электронных платежных
документов, а также отказа от получения электронных платежных документов;
– минимальные требования, предъявляемые к обеспечению
безопасности электронных платежей для снижения риска несанкционированного
доступа к системе электронных платежей и поддержания системы электронных
платежей в работоспособном состоянии.
Для установления юридического статуса электронных
платежей необходимо разработать и принять:
– Закон, обеспечивающий законодательное закрепление
обращаемости электронных платежных инструментов на территории Кыргызской
Республики;
– нормативные акты по вопросам проведения электронных
платежей обязательные для участников систем электронных платежей и обеспечение
конфиденциальности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
– двусторонние/многосторонние соглашения (договоры)
сторон, регулирующие взаимоотношения между участниками систем электронных
платежей и не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
Переход к системе электронных платежей для проведения
межбанковских платежей будет осуществляться поэтапно внутри каждой
функциональной компоненты платежной системы. Первый этап - подключение
нескольких пилотных банков. Затем подключение коммерческих банков по мере
выполнения минимальных требований, предъявляемых к обеспечению безопасности
электронных платежей и аппаратно-программному обеспечению. В дальнейшем система
электронных платежных документов может использоваться коммерческими банками для
проведения внутри банковских платежей.
В настоящее время в Кыргызской Республике уже
существует необходимость внедрения новых форм платежных инструментов,
позволяющих реализовать весь комплекс банковских услуг, характерный для стран с
развитой рыночной экономикой.
Возникновение и развитие нескольких отдельных систем
расчетов с пластиковыми карточками в рамках одного государства снижает
универсальность в оплате любой эмитированной карточки. Национальная Система
Платежных Карточек, являющаяся одним из видов электронных систем расчетов,
ориентирована на частных лиц, ежедневно производящих большое количество
операций купли-продажи на небольшие суммы, и будет тем эффективнее, чем большее
количество участников она будет охватывать и чем она будет более
распространенная в географическом плане.
Для создания платежной системы на базе пластиковых
карточек необходимо выполнить следующие задачи:
– создание (центрального) процессингового центра и
обеспечение его обслуживание;
– развитие широкой сети торговых терминалов и пунктов
обналичивания;
– информационная поддержка коммерческих банков, как
ключевых пользователей системы.
В соответствии с международными стандартами, принятыми
в системах пластиковых карточек, будут разработаны технические требования к:
– системе;
– оборудованию процессингового центра;
– периферийному оборудованию;
– пластиковым карточкам.
Система пластиковых карточек позволит приобщить
граждан Кыргызской Республики к тому уровню банковских услуг, который
существует в странах с развитой рыночной экономикой.
В перспективе необходимо расширение спектра
предоставляемых услуг, обеспечение более качественных услуг и снижение их
стоимости.
В настоящее время финансовые рынки республики (рынок
краткосрочных кредитов, рынок иностранной валюты и рынок ценных бумаг) уже
требуют наличия более эффективной системы быстрого перевода средств, которая
позволит коммерческим банкам совершать немедленные сделки с отражением операций
на корреспондентских счетах. Одним из инструментов платежной системы,
позволяющим осуществлять без рисковые платежные операции, является гроссовая
система расчетов в режиме реального времени.
Гроссовая система расчетов в режиме реального времени
будет содержать:
– технологический и технический проект;
– надежную телекоммуникационную инфраструктуру,
связывающую все банковские учреждения;
– высокий уровень аппаратного обеспечения, способный
обработать большое количество транзакций за единицу времени;
– надежное программное обеспечение, имеющее
возможность не только проводить электронные платежи, но и контролировать счета
и анализировать критические ситуации.
В первую очередь такая система будет объединять
головные учреждения коммерческих банков, которые непосредственно принимают
решения по коммерческим сделкам на финансовых рынках. Затем к системе будут
подключены учреждения коммерческих банков, расположенные в областных центрах
республики.
– создание центрального и резервного узлов системы
территориально разнесенных;
– одновременное подключение головных учреждений
коммерческих банков - основных участников финансовых рынков;
– организация широкомасштабного сертифицированного
обучения будущих пользователей системы на базе главных узлов;
– постепенное подключение других участников, создание
региональных узлов системы, расширение системы до уровня областных центров.
В целом реализация гроссовой системы реального времени
с момента финансирования и до момента внедрения в промышленную эксплуатацию
продлится на период до 1,5 лет.
С развитием рыночной экономики укрепляются и
расширяются экономические связи Кыргызской Республики как со странами СНГ, так
и многими другими государствами. Возникает необходимость международной
интеграции платежных систем.
Вступление в SWIFT - Общество всемирной интербанковской
финансовой телекоммуникации, предоставляет множество преимуществ для банков,
использующих его для передачи международных платежей. Прежде всего, это
быстрота и возможность быстрой физической обработки платежей в банке, а также
высокий уровень безопасности и контроля.
Технологически данная система будет представлять собой
центральный узел, который будет объединять существующие внутригосударственные
системы (автоматизированную клиринговую систему, гроссовую систему расчетов в режиме
реального времени, национальную систему платежных карточек) в общую систему.
Одним из направлений совершенствования системы
предоставления банковских услуг в сельской местности может стать объявление
тендера на поставку денежной наличности в сельские районы. Это даст возможность
различным потенциальным участникам сделать свои предложения относительно цены и
качественного уровня предоставляемых услуг. Расчетно-сберегательная компания ,
кредитные союзы и почтовые отделения должны, как минимум, заявить о своем
желании в подобном тендере участвовать. Кредитным союзам и почтовым отделениям
потребуется получение лицензии на осуществление подобной деятельности, и
законодательная база, по крайней мере, для кредитных союзов, в этом случае
должна быть изменена.
Кредитные союзы могут работать при более низких
операционных расходах, чем Расчетно-сберегательная компания и это вместе с
возможным усилением эффекта могло бы стать хорошим выбором источника
предоставления банковских услуг в сельских районах, включая и распределение
средств из Казначейства. Главной проблемой кредитных союзов является их
небольшой размер и число участников, недостаток технических навыков и доступа к
оборудованию, но проблемы решаемые, поскольку кредитные союзы имеют сильную
донорскую поддержку.
Почтовые отделения имеют некоторые из тех же
синергических преимуществ, что и кредитные союзы. У почтовых отделений и раньше
был опыт распространения денежной наличности из Казначейства. Недостатком
почтовых отделений является то, что они осуществляют свой бизнес вне
государственного надзора. Однако, они более технически, оснащены и имеют лучший
доступ к технике, нежели кредитные союзы.
Деятельность кредитных союзов в областях должна быть
расширена, в дальнейшем это позволит обеспечить доступ к банковским услугам в
сельских районах. Это может быть, как уже упомянуто, выдача денежной
наличности, осуществление других платежных функций.
Кредитным союзам должно быть позволено предоставлять
такой вид продукта как сбережения/кредитование. Это очень похоже на то
кредитование, которое они осуществляют сейчас. Этот продукт предполагает, что
заемщику необходимо вкладывать средства в депозит в течение пары лет до того
момента, пока он сможет получить кредит. В соответствии с существующими
правилами функционирования кредитных союзов заемщики должны обращаться за
кредитом при наличии акционерного капитала. Т.е. в обоих случаях заемщикам надо
прежде показать ,,историю сбережений,, и лишь потом обращаться за кредитом.
В большинстве стран, существуют специальные системы
ипотечного кредитования. Ипотечное кредитование имеет огромный потенциал как
финансирование в большом объеме, с малым риском и низкими затратами на
обслуживание. Однако, существует ряд требований для начала подобной деятельности.
Основным является наличие хорошей системы регистрации залогов в виде домов,
земли и зданий в целом.
Правительством республики и Национальным Банком
принято совместное постановление о мерах по созданию условий и развитию
ипотечного кредитования. Данные меры предусматривают реализацию мероприятий по
формированию правовых, экономических и организационных условий для развития
отношений, связанных с кредитованием физических и юридических лиц под
обеспечение ипотекой.
Создание правовой базы предполагает разработку
проектов законодательных актов об обращаемых долговых обязательств, внесение
изменений в Земельный кодекс, подготовку нормативных документов, регулирующих
деятельность коммерческих банков при осуществлении ипотечного кредитования и
др.
Соотношение ВВП и банковской системы
Кыргызской республики
(млн. сом)
Расширению финансового проникновения в экономику также
связано с вопросами дальнейшего развития всей финансовой инфраструктуры,
включая активизацию деятельности различных финансовых институтов, усиление
рынков капитала в стране. Требуется предпринять комплексные усилия по развитию
рынка ценных бумаг. страховой индустрии, которая в настоящее время находится на
начальном этапе становления, расширение масштабов деятельности инвестиционных
фондов, финансовых компаний, учреждений. Это будет способствовать увеличению
инвестиционной активности в республике.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АзияУниверсалБанк В 2003 ГОДУ
В 2003 году АзияУниверсалБанк намерен продолжить
активное продвижение своих продуктов на внутреннем и международном рынке. В
рамках своей Миссии и приоритетов развития банк планирует:
– Проведение активной маркетинговой политики с целью
улучшения качества своих услуг и применения новых форм и видов операций;
– Расширение сети банков-партнеров и корреспондентов,
а также филиальной сети;
– Увеличение клиентской базы;
– Активное внедрение на территории Кыргызстана
расчетов с использованием кредитных и дебетовых пластиковых карт;
– Внедрение новых для Кыргызстана банковских
инструментов, отвечающих современным требованиям, включая все виды ликвидных
ценных бумаг, а также фьючерсы и опционы на них;
– Улучшение временных и качественных факторов
обслуживания за счет внедрения системы контроля качества;
– Увеличение доли импортно-экспортных операций в общем
объеме проводимых операций;
Сотрудничество и партнерство в развитии
кыргызско-российских экономических отношений. Содействие привлечению российских
инвестиций в наиболее перспективные экономические проекты Кыргызстана.
В 2003 году банк планирует увеличение числа филиалов
в Кыргызской Республике и банков-корреспондентов за рубежом. Быстрое и
качественное обслуживание клиентов на территории Кыргызстана и за его пределами
банк намерен осуществлять посредством установки клиентских терминалов и
подключения предприятий к усовершенствованной системе Интернет-банкинга.
Банк планирует расширение своего присутствия на
внутреннем рынке за счет:
– увеличения сомовой составляющей в активах и
пассивах;
– значительного увеличения числа клиентов – резидентов
Кыргызстана;
– инвестиций в государственные ценные бумаги
Кыргызской Республики.
Банк по-прежнему будет принимать активное участие в
работе на внешних рынках, участвовать в операциях с ценными бумагами
эмитентов-нерезидентов, валютных и прочих банковских операциях, имеющих
минимальную степень риска .
Планируется увеличение валюты баланса более чем в два
раза по сравнению с результатами 2001 года. Капитал планируется увеличить
более чем в 1,5 раза.
Одним из основных принципов финансовой деятельности
банка в 2002 году будет принцип консервативного и пропорционального развития.
При этом основной задачей АзияУниверсалБанка в 2002
году будет не получение максимальной прибыли, а укрепление конкурентоспособного
положения на национальном и международном рынках банковских услуг.
Основное место в структуре привлеченных ресурсов будут
по прежнему занимать средства банков, что связано с традиционной активностью
банка на международном финансовом рынке и возрастающим доверием к нему как
надежному и стабильному партнеру со стороны банков-корреспондентов.
Банк планирует активно использовать средства
корпоративного и государственного секторов экономики за счет расширения спектра
предоставляемых клиентам услуг и участия в перспективных государственных
программах в качестве банка-агента.
Планируется начать выпуск документарных долгосрочных
обязательств, что позволит банку привлечь дополнительные ресурсы из источников,
которые традиционно используют документарные платежные обязательства в качестве
расчетных инструментов. Это существенно упростит расчеты между юридическими
лицами - резидентами Кыргызской Республики, и между ними и их партнерами в
странах СНГ.
Существенная доля активов банка будет перераспределена
в сторону кредитования банков и клиентов, как резидентов, так и нерезидентов
Кыргызской Республики. Рост кредитного портфеля банка обусловлен
необходимостью расширения спектра услуг, политикой диверсификации активов и
расширением деятельности на международном межбанковском рынке.
ЭКВАЙРИНГ:
"АзияУниверсалБанк предлагает эквайринг, т.е. осуществляет реализацию
товаров (работ, услуг) с использованием пластиковых карт. Основой
заинтересованности предприятий торговли и сервиса в карточных системах расчета
является возможность предоставления новых услуг на уровне мировых стандартов и
использование торговых знаков международных платежных систем VISA и MasterCard
для повышения своего престижа.
Осуществление платежей с использованием пластиковых
карточек позволяет получить ряд таких преимуществ как:
Обслуживая карточки, фактически приобретаешь новых,
причем постоянных клиентов.
–
Клиенты обычно больше
тратят, т.к. фактор отсутствия денег в руках клиента облегчает его
"расставание" с ними. Покупателю легче совершить оплату по карточке,
особенно кредитной, чем отдать наличные деньги.
–
Один из способов
привлечения иностранных клиентов.
–
Уменьшается оборот
наличных денег, вследствие чего повышается уровень безопасности от различных
форсмажоров.
–
Данный вид расчетов
защищает Вас от приема фальшивых купюр.
–
Платеж гарантируется платежной системой.
–
Денежная сумма, уплачиваемая Банку за расчеты по операциям с
использованием пластиковых карточек при реализации товара или услуги,
включается в себестоимость продукции или услуги на основании заключенного
договора оказания услуг (договор Эквайринга)
–
Заключив договор Эквайринга, Банк примет на себя обязательства
переводить в пользу Вашей организации денежные средства в размере суммы покупки
(товаров, услуг), совершенной с использованием любой из вышеуказанных карточек.
За расчетное обслуживание этих операций Банк взимает плату в размере 3-4% от
суммы каждой операции. Хотя предприятие теряет несколько процентов от суммы
покупки, однако, этой покупки без карточки могло бы не быть, а карточка в
данном контексте является стимулом повышения скорости товарооборота и роста
числа клиентов.
Вообще концепции развития банковской системы Кыргызской
Республики проблема выбора стратегии формирования рыночной финансовой
инфраструктуры для стран переходного периода вызывает острые и оживленные дискуссии.
Как показывает опыт слабости банковских систем в значительной степени связаны
со слабым внутренним управлением в коммерческих банках, недостаточной
жесткостью банковского надзора, сохранением неплатежеспособных финансовых
институтов, ухудшающих состояние всей банковской системы, низким качеством
активов, отсутствием прочной, стабильной макроэкономической стабилизации. В
этих условиях эффективность финансово - посреднических услуг остается
достаточно низкой. Поэтому вопрос о совершенствовании банковской системы,
продолжении реформ в этом секторе очень актуальный.
Конечным итогом всех структурных и институциональных реформ
в банковской системе должно стать повышение уровня финансового проникновения
в реальный сектор, расширение и повышение качества финансовых услуг,
оказываемых экономике. При наличии стабильной банковской системы,
преобразования в банковском секторе будут трансформироваться в реальный
сектор, путем увеличения объемов кредитования, расширения диапазона
банковских продуктов, что в контексте общих реформ, проводимых в Кыргызской
Республике, позволяет ожидать стабилизации и устойчивого роста.
3.2 Системный анализ ,,TASIS,, применительно к стратегии развития банковской системы Кыргызской
республики.
Банковская система играет важную роль в рыночной
экономике, выполняя функцию финансового посредника, осуществляя мобилизацию и
распределение финансовых ресурсов страны. Это имеет важное значение в
экономиках, где рынок капитала неразвит и поэтому нет достаточных источников
финансирования, альтернативных банкам. Такая ситуация наиболее типична для
стран бывшего СССР, где в силу разных причин функцию финансового посредничества
выполняют, в основном, коммерческие банки. В Кыргызстане, как и других странах
СНГ, частные страховые, инвестиционные, негосударственные пенсионные компании
не ведут активной деятельности на финансовых рынках. Поэтому в переходный
период одним из основных элементов рыночных реформ является системное
преобразование в банковской сфере.
Кыргызстан в числе других стран СНГ, став независимым,
суверенным государством, приступил к реализации программы макроэкономической
стабилизации, структурных реформ и формирования рыночных отношений в экономике.
За время реформ в республике были достигнуты важные результаты, позволяющие
активно совершенствовать и развивать рыночные отношения. При этом важными
направлениями экономических преобразований стали реформы в банковском секторе.
Прогресс в этой области во многом определяет перспективы развития экономики в
целом, что актуализирует проблему формирования полноценной банковской системы в
Кыргызстане.
Банковская система Кыргызской Республики прошла
относительно небольшой период развития. За это время в республике сложилась
система универсальных коммерческих банков, появились определенные сегменты
финансового рынка, отрабатывается правовая база банковской деятельности,
развивается клиентурная сеть, расширяется сфера банковских услуг. При этом
происходит, хотя и относительно медленное, расширение отраслевого охвата
экономики банковскими услугами. Вместе с тем, в настоящее время становится все
более очевидным уязвимость и слабость банковского сектора.
Поэтому на данном этапе реформ важно определиться в
перспективах и стратегии развития банковской системы республики. За истекшие
девять лет независимости и суверенитета кыргызстанцы стали свидетелями многих
кардинальных изменений в становлении нового государственного строя. Строящаяся
в стране рыночная экономика немыслима без хорошо отлаженной кредитно-финансовой
системы, важнейшим составным элементом которой является банковский сектор,
будущее которого и перспективы занимают особое место. Как и всякому
государственному инструменту, банковской системе присущи строго заданные рамки
и ограничения, диктуемые прежде всего законами и правилами, накладываемыми
внутренними и внешними связями, адресно связанными с экономическими,
политическими и социальными аспектами развития страны.
По оценке Председателя Национального банка Кыргызстана
У.Сарбанова, текущая ситуация характеризуется снижением доли суммарных активов
и пассивов к ВВП по сравнению с 1998 годом, что объясняется наличием ряда
проблем. В их числе: низкая капитализация коммерческих банков, как следствие
небольших масштабов экономики республики, не устоявшиеся процессы переходного
периода, в том числе значительные объемы неплатежей, бартера, “долларизации” в
торговле и “теневой” экономики.
Недостаточный капитал банков не только снижает уровень
устойчивости (в смысле соотношения заемных и собственных средств банка), но и
ограничивает возможности развития банков, не позволяет им выполнять основную
функцию – кредитования. Одной из причин сложившейся ситуации можно назвать
высокие риски, связанные с кредитованием реального сектора и промышленности в
частности. Нестабильность макроэкономической ситуации, подверженность экономики
республики внешним воздействиям также оказывает негативное влияние на состояние
банков и их возможностям кредитования. Наблюдается излишняя концентрация в
деятельности коммерческих банков на валютном рынке. Все это обусловлено низким
уровнем доверия к банковской системе, высокой степенью долларизации,
обслуживанием в основном торгово- посреднической деятельности. Кроме того,
немаловажную роль играет “теневой” сектор. Неразвитость финансового рынка в
свою очередь ведет к отсутствию настоящей конкуренции между коммерческими
банками.
Можно понять, что именно становление межбанковской конкуренции,
в конечном итоге и должна определить перспективу развития и становления
рыночной экономики в республики, как и зрелость всей финансовой системы в ней.
Вместе с тем, опыт становления банковской системы в высокоразвитых странах
показывает, что здесь следует учитывать определенную специфическую
направленность конкуренции между банками. Само по себе заявление о наличии
системы банков еще не означает, что между ними созданы условия по реальной
конкуренции.
Основным оценочным критерием зрелости банка, а
следовательно и состоявшейся системы, выступает степень наличия и многообразия
инструментов, высоким финансовым проникновением реализуемых через банковские
услуги. Ограниченное количество банковских услуг, предоставляемых сегодня
коммерческими банками Кыргызстана, является отражением не только отсутствия
конкуренции между ними, но и достаточного опыта и понимания со стороны
руководства и акционеров того, что такое банк. И все это сочетается с
отсутствием четких юридических рамок, в которых банки могут работать.
Возможно поэтому для коммерческих банков их выживание,
как некое подобие конкуренции, сегодня может быть легко сведено к различным
процентным ставкам по вкладам, стремлению подчас любой ценой и с
приукрашиванием действительности через хорошо поставленную рекламу, привлечь
клиентов или ограничить их отток, погоней в увеличении концентрации приема
вкладов. По своей сути это все не является отражением картины здоровой
конкуренции. Для примера можно сослаться на Англию, где банки устанавливают
одинаковые процентные ставки по депозитам и кредитам, но тем не менее здесь
существует острая конкуренция. Ее выражение определяется не только уровнем цен,
но и, прежде всего, такими показателями, как многообразие предоставляемых
услуг, высокой степенью доверия между клиентами и банком. Учитывается здесь и
месторасположение филиалов. Другими словами, на данном этапе сам факт наличия
или отсутствия конкуренции межбанковской конкуренции в Кыргызстане не является
главным, что может характеризовать работу в целом всей банковской системы.
Отсутствует главное – широко развитый сервис обслуживания населения. И это при
наличии очень большого числа банков, число которых на сегодня в стране достигло
18, но борьба между ними в основном сводится к стремлению получить прибыль любой
ценой, что весьма сложно из-за слишком малого числа имеющихся на рынке вкладов.
Хотя сами по себе наличные деньги, и весьма существенные по количеству, у
населения имеются. Помножьте это на все еще сохраняющееся после кризисное
недоверие вкладчиков к банкам и можно представить в сколь сложных условиях
происходит становление кредитно - финансовой системы в республике.
Тем не менее, по свидетельству представителя
Европейской комиссии при правительстве Великобритании (TASIS)
Лесли Т. Джонсона, у Кыргызстана есть прекрасная возможность учиться на ошибках
прошлых лет и начать закладывать основу банковской системы, которая была ничем
не хуже чем в других странах СНГ. По его словам, у страны есть ряд преимуществ
по сравнению с ее соседями: Президент и Правительство осуществляют реальное
экономическое развитие, работают компетентный председатель и правление
Национального банка, а также имеется группа очень заинтересованных в работе
банкиров. К этим же преимуществам он относит природную способность Кыргызского
народа преодолевать препятствия, что дает основание для развития успешного
периода в жизни банковского сектора.
По выводам Лесли Т. Джонсона ожидается уже к 2010 году
сокращение количества банков в Кыргызстане до семи, из которых три будут
полностью иностранными. Но не это является самым важным моментом. Должно
произойти смещение акцентов по отношению к “клиентам” и услугам, на которых
должно строиться благополучие банков. В русле каких устремлений видятся эти
изменения?
Прогнозируется, что уже в 2010 году клиенты в рамках
оказываемых банковских услуг смогут вкладывать и снимать деньги с помощью
простой операции. Банковские автоматы, размещенные в удобных местах, позволят
пользоваться услугами банка в удобное для клиентов, а не для банков, время.
Существует золотое правило банковской деятельности:
наличность неудобна для банка (как и другое правило, которое гласит, что все
выданные кредиты должны быть выплачены). В реальности, наличность будет
использоваться только для совершения мелких операций – таких, как покупка
мелких товаров как газеты, а пластиковые карточки станут обычным методом
оплаты, используемым при любых других покупках. Предприятия и некоторые
индивидуальные клиенты будут осуществлять большинство банковских операций
посредством компьютерной системы - не будет больше очередей внутри банка.
Технические средства для этого уже созданы, и сейчас могут использоваться
посредством мобильных телефонов, тем самым условия инфраструктуры
телекоммуникаций становятся несущественными.
Все - и компании, и физические лица, смогут брать
кредиты для финансирования необходимых покупок посредством использования
разнообразных кредитных продуктов, включая лизинг, ипотечное кредитование для
приобретения жилья, автоматически возобновляемый кредит; и все это на срок,
превышающий один месяц!
Было бы наивно отрицать, что основной движущей силой
развития банков являются деньги. Заинтересованность в наращивании денежных
капиталов, то есть того, что является основной движущей силой бизнеса, может
все больше способствовать тому, что банки сами начнут сознавать необходимость
постоянного увеличения своей прибыльности. И прежде всего достижение же более
высокой прибыли на основе комиссионных и процентного дохода на основе продажи
клиентам все большего и большего количества продуктов и услуг. Отсюда задача по
увеличению спектра продуктов. С другой стороны, снижения затрат путем
разработки более эффективных методов проведения внутри банковских операций –
начиная с разработки бланков снятия денег со счетов до заключения соглашения о
предоставлении кредита.
В результате соединения вместе более низких затрат с
возросшим количеством продуктов будет способствовать получению более высокой
прибыли для клиентов, сотрудников, акционеров и в целом всей Кыргызской
экономикой. Отсюда рождается формула, что прибыльные банки – это сильные банки,
а сильные банки – надежные банки, надежные банки – высокие цены на акции,
высокие цены на акции – более высокий уровень капитализации, что, в свою
очередь, означает реальную возможность инвестиций, необходимых для основной
инфраструктуры. Таким образом, все выигрывают, если в стране есть здоровая,
прочная банковская система.