Рефераты

Управление кредитным портфелем и пути его совершенствования в банках Республики Беларусь

В зарубежной банковской практике отмечается, что банкиры несут ответственность в отношении кредитных рисков лишь в двух основных областях – это умение преодолевать риск (знания) и способность принимать правильные управленческие решения (менеджмент).

По мере разработки банком своей стратегии и плана деятельности он должен определить факторы и уровни риска на целевых рынках и сегментах; сочетание разновидностей кредитов, кредитных инструментов и валют кредитов; возможности кредитования и концентрацию кредитного портфеля. Роль банка на финансовых рынках и его рыночная стратегия оказывают большое влияние на качество его активов, и, следовательно, на его финансовое положение. Поэтому, банк должен точно знать уровень рисков, присущих данным кредитополучателям и проектам, и он должен быть в состоянии управлять тем уровнем риска, который он готов принять. [37]

С точки зрения доходности кредитного портфеля, как одного из критериев оценки его качества, структуру кредитного портфеля можно представить следующим образом: высокодоходные кредиты, кредиты менее доходные и не приносящие доход. Рациональная структура кредитного портфеля должна обеспечить банку покрытие его издержек и поддержание рентабельности работы банка. Уровень доходности кредитного портфеля банка зависит от таких экономических факторов, как:

- рыночная ставка процента;

- объем и структура кредитного портфеля;

- условия конкуренции на банковском рынке;

- собственные возможности банка по выбору направлений и объектов кредитования.

На уровень процентной ставки по кредиту непосредственно влияет уровень кредитного риска каждого кредитополучателя. Высокий уровень риска предопределяет и более высокую кредитную ставку, и наоборот. Кроме того, кредитная ставка формируется под влиянием таких внешних и внутренних факторов:

- спрос и предложение на рынке кредитов;

- уровень конкуренции;

- уровень кредитного риска конкретного клиента;

- кредитная политика банка;

- категория клиентов, которая отражает, или ориентированный банк на развитие отношений с этим заемщиком;

- общий уровень прибыльности всех связей с клиентом;

- стоимость кредитных ресурсов для банка;

- уровень базовых ставок на рынке;

- форма обеспечения кредита и стоимость контроля за его состоянием.

Все эти факторы по-разному влияют на ставку конкретного кредита. Например, высокий уровень кредитного риска клиента повышает ставку, а предоставления обеспечения снижает кредитный риск. Но с предоставлением обеспечения в форме залога материальных ценностей возрастают расходы банка, обусловленные необходимостью хранения залога или контроля за ее состоянием и ликвидностью. Эти расходы необходимо учитывать, устанавливая кредитную ставку.

В условиях высокой конкуренции банк вынужден поддерживать кредитные ставки на определенном уровне, который был бы приемлем для клиентов и приносил бы прибыль. Кредитная ставка должна быть достаточно низкой, чтобы кредитополучатель не обратился в другой банк. Поэтому на высококонкурентных рынках кредитор скорее принимает ставку, чем устанавливает ее. В результате процентная маржа банков имеет тенденцию к сокращению.

Основные факторы, которые банки учитывают при установлении платы за кредит, следующие:

- базовая ставка процента по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам Национальным Банком Республики Беларусь;

- средняя процентная ставка по межбанковскому кредиту, то есть за ресурсы, покупаемые у других коммерческих банков для осуществления своих активных операций;

- средняя процентная ставка, уплачиваемая банком своим клиентам по депозитным счетам различного вида;

- структура кредитных ресурсов банка (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже должен быть кредит);

- спрос на кредит со стороны хозяйственников (чем меньше спрос, тем дешевле кредит);

- срок, на который испрашивается кредит, и вид кредита, а точнее степень его риска для банка в зависимости от обеспечения;

- стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна быть плата за кредит, так как у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесценения денег).

Еще одним критерием качества кредитного портфеля является его ликвидность. Банк, как правило, формирует свой портфель активов в большей части за счет привлеченных средств. Это приводит к необходимости учитывать требования ликвидности в процессе формирования активов и пассивов банка. Следует учитывать, что сроки предоставляемых кредитов влияют на ликвидность банка и риск, сопряженный с кредитами. Чем короче срок кредита, тем более он ликвиден. По мере удлинения сроков снижается ликвидность и возрастает кредитный риск. Поэтому формирование структуры кредитного портфеля по срокам кредита должно самым тесным образом связано со складывающейся структурой депозитов по срокам.

Низкий риск составляющих элементов кредитного портфеля не всегда означает его высокое качество. Так, кредиты первой категории качества, которые обычно предоставляют первоклассным клиентам иногда под относительно низкие проценты, следовательно, не могут приносить высокого дохода, хотя их значимость велика. В то же время кредиты с высокой степенью риска, выданные под повышенный процент, не всегда оправданы. Таким образом, оценка качества кредитного портфеля по всем критериям должна вестись только комплексно.

Рост качества кредитного портфеля оказывает содействие повышению уровня эффективности кредитной деятельности банка, а снижение имеет обратное влияние, поскольку качество является фактором в процессах определения размеров на случай возможных потерь от кредитных операций.

С ростом объема кредитного портфеля прямо пропорционально возрастает уровень кредитного риска, связанного с возможным невыполнением кредитополучателем обязательств. Из практического опыта известно, что никакая методика классификации кредитного портфеля по степени риска, с помощью которой рассчитываются соответствующие резервы, не в состоянии полностью защитить банки от кредитного риска.

Рост объема кредитного портфеля должен происходить одновременно с повышением уровня эффективности, то есть банки должны иметь определенный запас прочности на случай появления кредитного риска и, как следствие, значительного увеличения затрат, направленных на формирование резервов. В банках с низкой эффективностью кредитования необходимости в формировании дополнительных резервов уровень эффективности приобретает отрицательное значение вследствие значительного увеличения затрат на кредитную деятельность.

Низкий уровень показателей эффективности кредитной деятельности банка свидетельствует о первоочередной необходимости выполнения мероприятий по повышению эффективности уже имеющихся активов, а не дальнейшего их наращивания.[50, с.51]

На протяжении последних лет Национальным банком Республики Беларусь планомерно проводилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере кредитования, направленная на либерализацию и упрощение порядка предоставления кредитов, отмену многочисленных ограничений и запретов, исключение норм, дублирующих другие нормативные и законодательные акты. В результате был отменен ряд рекомендаций Национального банка, касающихся порядка консорциального кредитования; определения уровня кредитоспособности кредитополучателей; проверок материального обеспечения задолженности по кредитам; долгосрочного кредитования инвестиционных проектов. Другими важными изменениями относительно кредитования юридических лиц стали:

-                     предоставление банкам права самостоятельно определять процедуру проверки платежеспособности кредитополучателей;

-                     предоставление банкам права самостоятельно определять целесообразность осуществления контроля за целевым использованием кредитов;

-                     возможность выдачи кредитов на текущие (расчетные) счета кредитополучателей;

-                     отмена практически всех регламентаций, касающихся пролонгации кредитов;

-                     отмена ограничений по кредитованию предприятий, работающих с убытками;

-                     предоставление возможности использования упрощенной процедуры выдачи по микрокредитам и другие.

Кроме того, банкам по некоторым нормам, ранее однозначно трактовавшимся Национальным банком, разрешено самостоятельно определять приемлемые подходы. Обязательным является лишь их закрепление в локальных нормативных актах банка, регламентирующих его кредитную деятельность.

Таким образом, в действующих редакциях Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата: утвержденная постановлением Правления Национального банка от 30.12.2003г. №226 (в редакции от 14.07.2009г. № 105) и Банковского кодекса нашло отражение содержание основных элементов системы кредитования, характерных для современных условий Республики Беларусь. Претерпели определенные изменения состав элементов системы кредитования и их содержание, но их трансформация не должна вести к увеличению кредитного риска и отрицательно сказываться на возвратности кредита. На протяжении последних лет кредитная деятельность в нашей стране осуществлялась в условиях действия нормативных правовых актов, содержащих принципиально иной перечень регламентаций, и у банков накопился определенный опыт их применения.

Можно было бы предположить, что снятие ряда действовавших ранее ограничений в сфере банковского кредитования вызовет возрастание кредитного риска, увеличение проблемной задолженности в кредитном портфеле банков, снижение их ликвидности. Но изучение деятельности белорусских банков в области кредитования, осуществляющейся в рамках новой регламентации, показало, что, несмотря на сокращение ряда норм, устанавливаемых Национальным банком, в локальных документах банков отражались, по сути, все основные элементы действовавшей ранее системы кредитования, позволяющие обеспечить возвратность кредита и получение доходов, а подходы к кредитованию хозяйствующих субъектов — осторожны, взвешены и не лишены консерватизма. Используя преимущества предоставленной свободы, банки не спешат расстаться с проверенными и отработанными приемами управления кредитным риском. В условиях перехода Национального банка Республики Беларусь к риск-ориентированному надзору за деятельностью банков подобные тенденции совершенно закономерны: банки самостоятельно определяют приемлемые для них границы риска и организуют соответствующим образом свою деятельность, а Национальный банк, в свою очередь, осуществляет контроль за организацией процессов управления рисками в банках, в том числе и в сфере кредитования.[28, с.15]

Согласно Инструкции о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе: утвержденная постановлением Правления Национального банка от 28.09.2006г. №138 (с учетом дополнений и изменений по состоянию на 25.06.2010 №175) классификация активов, подверженных кредитному риску, по степени надежности производится в зависимости от уровня кредитного риска. В соответствии с данной Инструкцией банки в обязательном порядке должны формировать следующие специальные резервы на покрытие возможных убытков: специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов; специальный резерв под обесценивание ценных бумаг; специальный резерв на покрытие возможных убытков по операциям, не отраженным на балансе. Общая величина резервов регулируется в целом по банку в зависимости от суммы задолженности по активам и условных обязательств, а также от группы риска, к которой они отнесены, не реже одного раза в месяц не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.

Кредиторская задолженность, числящаяся на балансе, в зависимости от способности кредитополучателя вернуть долг, наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного реального обеспечения своевременного его возврата, а также длительности просроченной задолженности, подразделяется на пять групп кредитного риска.

Необходимо отметить существенную полезность и важность для банка классификации кредитов по группам кредитного риска. Это выражается в определении форм дополнительного контроля и анализа за отдельными группами проблемных кредитов.

Национальным банком Республики Беларусь в Основных направлениях денежно-кредитной политики определяются предельные показатели доли проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, и доли проблемной задолженности клиентов и банков по кредитным операциям. При этом в банковском законодательстве Республики Беларусь и нормативных правовых актах Национального банка отсутствует трактовка терминов "проблемный кредит" и "проблемная кредитная задолженность". Данные кредиты имеют, по крайней мере, одну из следующих особенностей:

- у кредитополучателя наблюдаются негативные тенденции в области финансовой деятельности и погашения кредита;

- кредит является просроченным или непогашенным в нарушение условий договора;

- одна или две эти особенности, наряду с неадекватным залогом, свидетельствуют о высокой вероятности убытков для кредитора.

Традиционно считается, что проблемные кредиты являются следствием слабого финансового положения или несостоятельности кредитополучателя. При этом к проблемным кредитам банки обычно относят те, по которым просрочены платежи, предусмотренные условиями кредитного договора или в отношении которых существует подобный риск.

Для выделения из состава срочной и пролонгированной задолженности их проблемной части следует использовать отдельные критерии классификации кредитной задолженности по группам кредитного риска, применяемые в соответствии с требованиями Инструкции № 138 "О порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе" при расчете суммы специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску. Так, для выделения в составе срочной задолженности части, являющейся потенциально проблемной, ее можно оценивать с точки зрения таких критериев, как качество и достаточность обеспечения своевременного погашения задолженности по кредитам; наличие (отсутствие) признаков финансовой неустойчивости должника; наличие (отсутствие) негативной информации о способности должника исполнить свои обязательства. Вместе с тем предусмотренный Инструкцией № 138 критерий оценки пролонгированной задолженности с точки зрения количества пролонгаций (пролонгированная один раз и более одного раза) не дает полного представления о степени проблемности такой задолженности. Поэтому для углубления анализа и оценки потенциального риска ее невозврата также целесообразно применение критериев, используемых при оценке проблемности срочной задолженности.

В соответствии с банковским законодательством Республики Беларусь банкам предоставлено право самостоятельно определять признаки финансовой неустойчивости должника и устанавливать требования к содержанию негативной информации о способности должника исполнять свои обязательства. Разработанные банками внутренние требования по указанным критериям после согласования с Национальным банком фиксируются в их локальных нормативных правовых актах, регламентирующих порядок формирования специального резерва.

В обобщенном виде в качестве основных признаков финансовой неустойчивости должника можно выделить:

- отрицательную динамику (после выдачи кредита) фактических значений показателей кредитоспособности, определенных в результате финансового анализа, относительно значений этих показателей на момент выдачи кредита;

- наличие у должника убытков за отчетный период;

- несвоевременную уплату процентов по кредитам;

- наличие просроченной задолженности по другим кредитам;

- рост дебиторской задолженности и иные признаки.[27, с. 42]

Таким образом, кредитный портфель представляет собой совокупность остатков задолженности по активным кредитным операциям на определенную дату. При классификации кредитного портфеля применяются следующие основные критерии: по типам клиентуры, по признаку диверсифицированности, по видам обеспечения, по отраслям, по срокам выдачи и т.д.

Использование банками портфельного подхода к управлению кредитами позволяет одновременно максимизировать доход от кредитных вложений и минимизировать кредитный риск. Количественный анализ кредитной задолженности банка позволяет оценить ее состав, структуру и динамику на протяжении определенного периода времени. Такая оценка кредитных вложений позволяет выявить "узкие места" при выборе банком целевых рынков, категории кредитополучателей, валюты кредитования и т. д. Кредитный же портфель как результат реализации кредитной политики банка дает качественную оценку кредитным вложениям, прежде всего с точки зрения риска и доходности. Его анализ позволяет охарактеризовать соблюдение банком принципов кредитования и степень риска кредитных операций как части активных операций банка.

Управление кредитным портфелем представляет собой организацию деятельности банка при осуществлении процесса кредитования, которая направлена на предотвращение или минимизацию кредитного риска. Управление портфелем позволяет балансировать и сдерживать риск всего портфеля, ожидая и контролируя риск, присущий тем или иным рынкам, клиентам, кредитным инструментам, кредитам и условиям деятельности. Управление портфелем становится особенно актуальным в связи с диверсификацией банками своих операций, оно тесно связано с процессом стратегического планирования банка. Важнейшим показателем уровня организации кредитного процесса является качество кредитного портфеля. Уровень показателя качества кредита обратно пропорционален уровню кредитного риска (чем выше качество кредита, тем меньше вероятность ее невозврата или задержки погашения, и наоборот). Под управлением качеством понимается способность банковского руководства заблаговременно предвидеть и решать возникающие вопросы, связанные с рисками до того, как они перерастут в серьезную проблему для банка. Основные методы регулирования, управления кредитным портфелем следующие: диверсификация портфеля активов, предварительный анализ платежеспособности кредитополучателя, создание резервов для покрытия кредитного риска, анализ и поддержание оптимальной структуры кредитного портфеля.


2. Анализ деятельности банка по управлению кредитным портфелем (на примере ОАО "БПС-банк")


2.1 Кредитная политика и организация управления кредитным портфелем в банке


Основой эффективного управления кредитной деятельностью банка является управление портфелем кредитов, что позволяет балансировать и сдерживать риск всего портфеля, ожидая и контролируя риск, присущий тем или иным рынкам, клиентам, кредитным инструментам, кредитам и условиям деятельности. Именно такой подход к управлению кредитования позволяет решить дилемму "риск-доходность" наиболее оптимальным образом с учетом приоритетов банка и факторов, влияющих на кредитный рынок.

Как отмечалось ранее, стратегия банка в области управления кредитным портфелем находит свое выражение в кредитной политике, которая определяет приоритетные направления кредитования, конкретные цели и задачи формирования кредитного портфеля на определенный период. При этом кредитная политика банка находит свое выражение и в локальных нормативных документах банка, регламентирующих кредитную деятельность и определяющих правила управления кредитным портфелем.

Кредитная политика ОАО "БПС-Банк" на 2010 год была разработана в соответствии с Программой развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.01.2007 № 27, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12.06.2006 № 384, Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

Кредитная политика регулирует деятельность банка по осуществлению активных банковских операций, содержит основные принципы деятельности банка на рынке кредитных продуктов. Кредитная политика является неотъемлемым элементом стратегии деятельности банка и включает в себя подходы по организации кредитных взаимоотношений с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, постановку задач в области кредитования народного хозяйства и населения, проведение практических мер по их осуществлению.

Кредитная политика в 2010 году была направлена на дальнейшее развитие кредитной деятельности банка при одновременном обеспечении безопасности и прибыльности проведения операций кредитного характера.

Достижение указанных целей должно было осуществляться за счет:

- обеспечения роста кредитной задолженности в целом по банку (без учета аккредитивов, банковских гарантий и поручительств);

- увеличения объемов финансирования инвестиционных проектов, в том числе за счет средств иностранных банков;

- диверсификации кредитного портфеля и снижения к 01.01.2011 доли 20 крупнейших корпоративных клиентов в кредитном портфеле на 2-3% по сравнению с данными на 01.01.2010;

- увеличения доли кредитов, предоставленных предприятиям малого и среднего бизнеса, в кредитном портфеле банка;

- обеспечения конкурентоспособности на белорусском рынке операций кредитного характера, осуществляемых банком;

- обеспечения размера просроченной задолженности по операциям кредитного характера в сумме, не превышающей 56,1 млрд.руб., в том числе по операциям, осуществляемым с корпоративными клиентами - 50,0 млрд. руб., с физическими лицами - 6,1 млрд.руб.;

- освоения и внедрения новых продуктов кредитного характера, ориентированных на различных потребителей, повышения доступности предлагаемых продуктов кредитного характера для физических лиц;

- совершенствования технологий и бизнес-процессов, обеспечивающих проведение операций кредитного характера.

Реализация кредитной политики в 2010 году осуществлялась с соблюдением следующих принципов:

- сбалансированность активов и пассивов по суммам и срокам их исполнения;

- диверсификация кредитного портфеля по отраслям (корпоративным клиентам, группам взаимосвязанных клиентов), видам операций кредитного характера, суммам и срокам их проведения, формам и видам обеспечения;

- распределение кредитных вложений между различными регионами республики с учетом их участия в формировании внутреннего валового продукта Республики Беларусь;

- всесторонняя оценка уровня кредитного риска, достаточности и ликвидности предлагаемого обеспечения, как на стадии рассмотрения вопроса о проведении операции кредитного характера, так и процессе ее мониторинга;

- незамедлительное реагирование на возникновение проблем, способных повлечь за собой несвоевременное исполнение должниками своих обязательств перед банком, а в случае возникновения просроченных долгов - оперативное принятие комплекса мер добровольного и принудительного характера по взысканию имеющихся просроченных долгов.

Основными документами, на основании которых осуществляется выдача кредитов в ОАО "БПС-Банк", являются: "Порядок кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ОАО "БПС-Банк" от 20.04.2007г. №01-05/63 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.05.2010г. №01-07/82), Порядок предоставления ОАО "БПС-Банк" кредитов физическим лицам" от 29.09.2009г. №01-04/306 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.05.2010г. №01-07/84), разработанные в соответствии с законодательными актами, регламентирующими кредитную деятельность. При выдаче кредита, как физическим лицам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, банк руководствуется принципами срочности, платности, возвратности, целевой направленности, и обеспеченности кредита.

Приоритетным направлением кредитной деятельности банка в 2010 году по-прежнему оставалось проведение операций кредитного характера с корпоративными клиентами.

Рентабельные предприятия и организации с быстрым оборотом капитала, коротким периодом производства, равномерным поступлением выручки от реализации продукции (услуг) являются с точки зрения банков наиболее привлекательными субъектами кредитования. Банком при проведении операций кредитного характера отдавалось преимущество предприятиям и организациям, относящимся к энергетической, химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, а также предприятиям, успешно функционирующим в сферах торговли и бытового обслуживания населения, строительства.

При распределении кредитных вложений по регионам Республики Беларусь учитывался экономический потенциал конкретного региона, доля региона в производстве внутреннего валового продукта страны, динамика развития и финансовое состояние предприятий и организаций, определяющих текущее и перспективное развитие экономики региона, и возможные условия сотрудничества с ними в сфере кредитных услуг.

Оказание банком кредитной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса осуществлялось в рамках разработанной банком Программы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в ОАО "БПС-Банк" от 02.03.2010 №01-07/33. В целях создания наиболее благоприятных условий сотрудничества банка с субъектами малого и среднего бизнеса, повышения уровня их удовлетворенности кредитным обслуживанием, разработан порядок кредитования субъектов малого и среднего бизнеса по упрощенной процедуре, предусматривающий использование стандартного пакета на получение кредита и унифицированные требования для оценки их кредитоспособности.

Предоставление кредитов в текущую деятельность корпоративным клиентам, имеющим убытки по результатам финансово-хозяйственной деятельности за прошедший год, осуществлялось банком при наличии мероприятий по стабилизации их финансового положения и выходу на безубыточную работу (либо в виде отдельного документа, либо в составе бизнес-планов развития на год). Решения о выдаче новых кредитов в текущую деятельность в течение года должны были приниматься кредитными комитетами филиалов, отделений банка с учетом выполнения корпоративными клиентами показателей, запланированных мероприятиями по стабилизации финансового положения и выходу на безубыточную работу.

Выдача корпоративным клиентам кредитов на выплату заработной платы осуществлялась, как правило, не более двух кредитов на указанную цель.

Решения о кредитовании в 2010 году текущей деятельности государственных коммерческих организаций, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь (её административно-территориальным единицам) либо переданы в управление органам государственного управления. и имеющих особую значимость для развития экономики Республики Беларусь, должны были приниматься кредитными комитетами филиалов, отделений с учетом выполнения данными организациями основных целевых показателей, предусмотренных в бизнес-планах их развития.

Кредитная поддержка в рамках реализации государственных программ оказывалась банком на условиях и в сроки, определенные соответствующими решениями Президента и Правительства Республики Беларусь.

В целях выполнения функций по обслуживанию государственных программ в сфере внешнеэкономической деятельности и кредитованию экспортно-импортных операций банк продолжил оказание кредитной поддержки экспортоориентированным клиентам вне зависимости от приоритета по отраслевой направленности кредитных средств. Объем кредитов, предоставленных экспортоориентированным предприятиям по состоянию на 01.07.2010 года, составил 823,3 млн. долл. США в эквиваленте.

В 2010 году прогнозировалось увеличение спроса со стороны корпоративных клиентов на долгосрочное финансирование мероприятий инвестиционного характера.

Финансирование инвестиционных проектов, реализуемых корпоративными клиентами вне рамок государственных программ и связанных с созданием новых производственных мощностей, в случаях, когда стоимость проекта превышает шести месячный объем реализации продукции (оказания услуг) предприятия, как правило, осуществлялась банком при условии участия кредитополучателя в финансировании проекта собственными средствами в размере не менее 15%.

Финансирование инвестиционных проектов, связанных с созданием новых производственных мощностей в рамках реализации государственных программ в случаях, когда участие корпоративных клиентов в финансировании проекта запланировано в размере менее 15% от его стоимости, и стоимость проекта превышает шести месячный объем реализации продукции (оказания услуг) предприятия, как правило, осуществлялось банком под гарантии Правительства Республики Беларусь либо местных исполнительных и распорядительных органов.

В приоритетном порядке банк оказывал кредитную поддержку проектам, направленным на снижение энерго- и материалоемкости производства, а также импортозамещение и увеличение экспортного потенциала отечественных предприятий.

Предоставление банком кредитов на финансирование поставок импортного оборудования в 2010 году должно было осуществляться, как правило, при условии привлечения связанных долгосрочных ресурсов иностранных банков.

Основными кредитополучателями банка выступают коммерческие организации, получающие кредиты единовременно, в рамах кредитной линии (в том числе возобновляемой), предоставления овердрафта, долгосрочных и краткосрочных кредитов.

Кредитополучателями могут выступать кредитоспособные и правоспособные юридические лица, осуществляющие непрерывную деятельность на протяжении не менее двух отчетных (квартальных) периодов.

Кредит предоставляется юридическим лицам после заключения в письменной форме кредитного договора и договоров, обеспечивающих исполнение обязательств по кредитному договору. Банк вправе отказаться от заключения кредитного договора при наличии сведений о том, что предоставленная кредитополучателю сумма кредита не будет возвращена (погашена) в срок; при непредставлении кредитополучателем обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору; при принятии хозяйственным судом решения о банкротстве с ликвидацией (прекращением деятельности) кредитополучателя; при наличии иных оснований, способных повлиять на выполнение кредитополучателем обязательств по кредитному договору, или предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

В рассмотрении документов заявителя на получение кредита участвуют: кредитная служба, служба безопасности, юридическая служба и, при необходимости, иные службы банка.

Кредитная служба:

- проверяет полноту формирования пакета документов, полученных от заявителя, и заполнение в них всех необходимых реквизитов;

- проверяет кредитную дисциплину заявителя по ранее заключенным договорам на проведение операций кредитного характера в банке;

- оценивает кредитоспособность заявителя;

- анализирует показатели деятельности заявителя, имеющуюся в подразделении Банка негативную информацию и классифицирует испрашиваемый кредит по соответствующей группе риска в порядке, определенном Положением о порядке формирования и использования ОАО "БПС-Банк" специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, от 29.12.2009 № 01-04/382;

- рассматривает представленные документы по обеспечению и анализирует его качество и достаточность, проверяет фактическое наличие залогового обеспечения и участвует в его оценке;

- изучает документы, представленные заявителем в обоснование кредитуемой сделки (в случае предоставления кредита для расчетов за конкретные товарно-материальные ценности, работы, услуги);

- согласовывает с заявителем способ, сроки и порядок предоставления, погашения кредита, уплаты процентов по нему, а также другие вопросы, связанные с предоставлением, погашением кредита и уплатой процентов.

Юридическая служба: проверяет правоспособность заявителя (поручителя), правомочность руководителя заявителя (поручителя) или иного должностного лица, уполномоченного соответствующим документом на заключение им договоров (наличие ограничений в полномочиях), наличие лицензий на осуществляемые виды деятельности (при необходимости) и соответствие предлагаемых для кредитования договоров (контрактов) нормам законодательства Республики Беларусь (при предоставлении кредита на конкретные цели), документальное подтверждение права собственности (хозяйственного ведения) на предлагаемое в залог имущество (при необходимости), условия (пределы) распоряжения имуществом заявителя (иного юридического лица), юридическую возможность и порядок оформления залога, поручительства и иного вида обеспечения. Для рассмотрения указанных вопросов используются: учредительные документы заявителя (поручителя) (включая документы о государственной регистрации), договоры на кредитуемое мероприятие (при предоставлении кредита для расчетов за конкретные товарно-материальные ценности, работы, услуги), документы, относящиеся к предлагаемому обеспечению, информация кредитной службы о совокупной сумме обязательств заявителя перед банком и другими банками (с учетом запрашиваемого кредита), о балансовой стоимости имущества, переданного заявителем ранее в залог (с учетом предлагаемой суммы залога по запрашиваемому кредиту).

Служба безопасности: уточняет юридический адрес, фактическое место нахождения заявителя (поручителя), проверяет его деловую репутацию, в том числе руководителя (иного должностного лица, уполномоченного совершать сделки) заявителя (поручителя), кредитную дисциплину по исполнению заявителем своих обязательств перед другими банками (при наличии информации).

Оценка текущего финансового состояния заявителя осуществляется кредитной службой подразделения банка с учетом кредитного рейтинга заявителя, присвоенного заявителю в соответствии с Методикой определения ОАО "БПС-Банк" кредитного рейтинга клиентов от 25.08.2006 № 01-05/164 (далее - Методика).

В банке был установлен следующий порядок оценки текущего финансового состояния заявителей:

-                   для заявителей, имеющих кредитный рейтинг, соответствующий 1-й группе риска данной методики (за исключением клиентов, которыми на последнюю отчетную дату текущего года получен чистый убыток и (или) убыток от реализации товаров, продукции, услуг). В случае если на момент обращения за кредитом заявителю по результатам оценки его количественных и качественных показателей деятельности, подразделением Банка был впервые присвоен указанный кредитный рейтинг либо подтвержден с учетом выявленных тенденций развития финансово-хозяйственной деятельности ранее действующий рейтинг, текущее финансовое состояние данной категории заявителей на момент их обращения за кредитом не анализируется;

-                   для заявителей, имеющих кредитный рейтинг (вновь присвоенный либо подтвержденный), соответствующий 2-й группе риска данной методики (за исключением клиентов, которыми на последнюю отчетную дату текущего года получен чистый убыток и (или) убыток от реализации товаров, продукции, услуг).

-                   для заявителей, имеющих кредитный рейтинг (вновь присвоенный либо подтвержденный), соответствующий 3-й группе риска данной методики, и заявителей с кредитным рейтингом, соответствующим 1 или 2 группе риска, которыми на отчетную дату текущего года получен чистый убыток и (или) убыток от реализации товаров, продукции, услуг.

-                   заявителям, имеющим кредитный рейтинг, соответствующий 4 группе риска данной методики, кредиты банком, как правило, не предоставляются.

-                   при отсутствии (не присвоении) у заявителя (заявителю) кредитного рейтинга анализ его текущего финансового состояния осуществляется в порядке, аналогичном анализу текущего финансового состояния заявителей, ранжированных по 3-й группе риска данной методики. При анализе показателей финансово - хозяйственной деятельности заявителя подразделениями Банка изучается динамика их изменения, а также выявляются причинно-следственные связи и взаимоотношения, повлекшие за собой ухудшение значений показателей (при их наличии), и степень влияния отрицательных тенденций на способность заявителя исполнить кредитные обязательства.

Рассмотрим порядок оформления результатов оценки кредитоспособности заявителя, применяющийся в анализируемом банке. Кредитной службой по заявителям, имеющим кредитный рейтинг, соответствующий 1 группе риска вышеуказанной методики, оформление оценки кредитоспособности ограничивается заполнением и оценкой показателей, предусмотренных разделом "Оценка кредитоспособности заявителя" Заключения о возможности предоставления кредита. Дополнительно в Заключении о возможности предоставления кредита дается оценка Расчета движения денежных средств на их достаточность для своевременного исполнения заявителем своих денежных обязательств (за исключением кредитов со сроком пользования до 3 месяцев включительно).

По заявителям, имеющим кредитный рейтинг, соответствующий 2, 3 группам риска методики, кредитная служба подразделения Банка готовит документ по анализу текущего финансового состояния указанной категории заявителей и достаточности денежных средств для обеспечения ими своевременного исполнения денежных обязательств с выводами о кредитоспособности (высокая, удовлетворительная, низкая кредитоспособность, некредитоспособен) заявителя. Документ по анализу кредитоспособности заявителя, подписанный лицом непосредственно его готовившим и начальником кредитной службы, прилагается к Заключению о возможности предоставления кредита.

По результатам изучения вопросов правоспособности, деловой репутации заявителя, оценки его кредитоспособности, проверки и оценки предлагаемого обеспечения исполнения обязательств по запрашиваемому кредиту, кредитной службой совместно с юридической службой и службой безопасности (по вопросам, входящим в компетенцию последних) готовится письменное Заключение о возможности предоставления кредита. При принятии кредитным комитетом в соответствии с установленными ему полномочиями решения о не предоставлении кредита заявителю кредитной службой в письменной форме за подписью руководителя (заместителя руководителя, курирующего вопросы кредитования) в сроки не позднее 5-ти рабочих дней после принятия решения сообщается заявителю об отказе в предоставлении кредита с указанием конкретных причин отказа. При принятии положительного решения о предоставлении кредита заявителю кредитная служба подразделения Банка совместно с юридической службой готовит кредитный договор и договоры обеспечения (договоры залога, поручительства и пр.).[ 39]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты