Рефераты

Шпора: Шпора по деньгами и кредиту

сохранения денег принуждают экономических агентов искать защиты в

альтернативных активах, отдавая преимущество более надежным, не считая даже

на их дохідність. Эти тенденции деформируют зависимость трансакційної

составной спроса от динамики номинального ВНП, ослабляют влияние

альтернативной стоимости сохранения денег на динамику спроса и мотивацию

преимуществ ликвидности, стимулируют возрастания спроса на такие

нетрадиционные для финансового рынка инструменты, как инвалюта, ювелирные и

художественные изделия, провоцируют отлив их за границу для повышения

надежности с следующей реализацией для пополнения трансакційного запаса.

2. Высокий уровень инфляции провоцирует возрастание номинального процента.

Тем не менее реальный уровень процента поддерживать продолжительное время

очень сложно и он нередко обнаруживается отрицательным, что делает

вкладывание денег в альтернативные активы убыточным. Это спричинює высокую

ризиковість капитализации денег, ослабляет мотивационную роль альтернативной

стоимости сохранения денег. Поднимаются рыночные механизмы связи между

процентом и спросом на деньги.

3. В этом же направлении действует фактор недостаточного развития рынка

ценных бумаг и рынка банковских услуг. Даже в периоды, если реальный процент

имеет достаточное положительное значение, экономические субъекты не имеют

возможности быстро и надежно трансформировать свой запас денег в запас

доходных активов. Это существенным образом ослабляет эластичность спроса на

деньги от процента, приводит к чрезмерному накоплению денег в наличной форме

и т.п..

Население Украины на протяжении всего переходного периода, в сущности, было

отрезано от рынка государственных ценных бумаг и не имело возможности

воспользоваться преимуществами такого доходного актива, как облигации

государственных займов, которые их Дж. М. Кейнс рассматривал как единую

альтернативу денежным запасам. Вконец ограниченный доступ населения и к

такому альтернативному активу, как срочные и сберегательные сертификаты через

ненадежность банковских структур Украины.

4. Имеющаяся структура богатства, уровень доходов и потребление в Украине в

переходный период тоже существенным образом деформируют эластичность спроса

на деньги как по ВНП, так и по ожидаемому уровню дохода на альтернативные

активы. В структуре богатства еще незначительная частица таких драгоценных и

высоколиквидных активов, как частное жилье, дома, земельные участки,

современные автомобили, мебель и т.п.. При низком среднем уровне реальных

доходов и потребления в портфелях активов опережающими темпами должны

возрастать запасы денег, чтобы накопить массу платежных средств, достаточную

для дальнейшего увеличения неденежных активов. Тем не менее накопление денег

связанное с риском инфляционных потерь и с риском банкротства банков, который

нередко толкает экономических субъектов к поиску обходных путей трансформации

денежных запасов в неденежные активы, и наоборот.

41.Предложения денег. Суть и механизм формирования предложения денег.

Суть предложения денег состоит в том, что экономические субъекты в любой

момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, которые они могут

за благоприятных обстановок направить в оборот.

На уровне отдельного экономического субъекта предложение денег

взаимодействует с спросом на деньги как его альтернатива. Если фактический

запас денег отдельного индивида превышает его спрос на деньги, а это возможно

при возрастании альтернативной стоимости сохранения денег, то этот индивид

будет предлагать часть своего запаса денег на рынок к продаже. И наоборот,

при превышении спроса над имеющимся запасом индивид будет покупать их на

рынке или другими способами удовлетворять спрос. Поэтому на этом равные

предложение и спрос постоянно чередуются - при возрастании уровня процента

экономический субъект будет выступать на рынке с предложением денег, а при

снижении - с спросом на деньги.

На макроэкономическому равные предложение денег формируется кое-что по-иному.

Считается, что все экономические субъекты одновременно не могут предложить на

рынке денег больше имеющегося в них запаса денег. То есть фактическая масса

денег в обороте есть естественной границей предложения денег. Никакие

стимулирующие факторы, например возрастания процента, не могут увеличить

предложение денег свыше этой границы. Если же возникает потребность увеличить

предложение свыше этой границы, которая возможно при возрастании совокупного

спроса на деньги, то это можно сделать только дополнительной эмиссией

денег в оборот. Поэтому любая эмиссия денег рассматривается как возрастание

предложения денег на денежном рынке, а изъятие денег из оборота - как

сокращения предложения денег.

Признание эмиссии денег решающим фактором изменения предложения денег

предоставляет последний характера экзогенного явления, движение которого

определяется не внутриэкономическими процессами или мотивацией самых

экономических субъектов, а внешними факторами, которые лежат в сфере

банковской деятельности. Ссылаясь на экзогенность предложения денег,

отдельные авторы делают попытки оторвать движение предложения денег от

движения спроса, предоставить нему самостоятельного значения.

42.Факторы, которые определяют изменение предложения денег.

Признание спроса на деньги объективной границей для предложения денег, а

самого предложения - результатом деятельности банков может создать

впечатление, которое задачей монетарной политики банковской системы есть

сугубо техническое "подтягивание" денежной массы к спросу на деньги при

изменении его объема. Тем не менее это лишь этажное, общее впечатление. За

ним кроется чрезвычайно сложный процесс возрастания массы денег (денежного

предложения), на который, кроме решений центрального банка, влияет

значительное количество других факторов, которые могут деформировать

предложение денег сравнительно с определенными целями, отвергая ее от спроса

на деньги. Поэтому любой из этих факторов можно рассматривать как

самостоятельный фактор влияния на объем предложения денег.

Чтобы упростить анализ этих факторов, запишем предложение денег в виде такой

формулы:

М=mмб,

где М1 - предложение денег в виде денежной наличности вне банков и депозитов

на текущих счетах;

m - коэффициент денежно-кредитного мультипликатора;

Мб - денежная база.

Изменение предложения денег (М1) может быть вызвана действием факторов,

которые влияют на объем денежной базы и на коэффициент мультипликатора.

Поскольку денежная база (Мб) находится под полным контролем центрального

банка, то объем ее может изменяться вследствие определенных операций этого

банка - операций на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков,

валютной интервенции. Все они осуществляются за его решениями, поэтому й

изменение предложения денег в размерах, адекватных изменению денежной базы,

выступает в функции центрального банка.

Изменение коэффициента мультипликатора определяется не только решениями

центрального банка, а и многими другими факторами, которые действуют

независимо от его воли, и могут самостоятельно влиять на объем предложения

денег. Такими факторами могут быть изменения:

- нормы обязательных резервов;

- учетной ставки;

- типичной рыночной процентной ставки;

- процентной ставки за депозитами до востребования;

- объема богатства экономических субъектов;

- тінізації предпринимательской деятельности;

- состояния доверия к банкам, банковской паники.

43.Графическая модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке и процент.

Если две кривой - спроса и предложения - наложить одну на Друге в одной

системе координат, то получим завершенную графическую модель денежного рынка.

В ней спрос и предложение подаются во взаимодействии и определяется результат

этого взаимодействия: уровень их уравновешения и норма равновесной ставки

процента, который отвечает этому уровню (рис. 3.8).

Шпора: Шпора по деньгами и кредиту

Кривые спроса (МД) и предложения (М1) пересекаются в точке А, какой

адекватные масса денег в обороте на сумму 4,0 млрд грн. и пруда ожидаемого

дохода (номинального процента) на равные 8%. Это значит, что экономические

субъекты в данной экономической ситуации желают иметь в своем распоряжении

денег на сумму 4,0 млрд грн., а банковская система может обеспечить

предложение денег на этом же равные, чтобы уравновесить спрос и предложение.

За этого условия пруда процента (ожидаемого дохода) стабилизируется на равные

8% . Этот уровень есть равновесной ставкой процента, которая будет

удовлетворять требования обеих сторон рынка: покупатели смогут сформировать

нужен им запас денег, что равняется 4,0 млрд грн., и будут его держать на

руках, а продавцы смогут разместить имеющийся в них запас денег по приемлемой

ставке процента.

Ни за какой другой ставки процента подобная зрівноваженість спроса и

предложения невозможная. Предположим, что каким-то чином удалось в этой

ситуации установить ставку процента на равные 6%, то есть низшей от

равновесной. Реакцией на это изменение будет снижение альтернативной

стоимости сохранения денег и возрастание спроса на деньги - точка спроса

сместится по кривой спросу вправо у положения A1 (при потому, что точка

предложения останется в предшествующем положении А). Увеличение спроса на

деньги окажется в усилении требований экономических субъектов к банкам

предоставить им денежные ссуды. Тем не менее банки не смогут удовлетворить

этих требований, поскольку их резервы остались неизменными. Отдельные банки

попробуют закупить дополнительные резервы на межбанковском рынке, и между

банками усилится конкурентная борьба за ресурсы. Следствием этой борьбы

станет возрастание процентной ставки до тех пор, пока она не достигнет

предшествующего (равновесного) уровня. Но по мере приближения ставки к тому

уровня будет возрастать альтернативная стоимость денег и сокращаться спрос на

деньги. Как только пруда достигнет 8%, весь дополнительный спрос на деньги

исчезнет и все показатели займут равновесное положение: спрос и предложение -

4 млрд грн., ставка процента - 8%.

Затронутое равновесие рынка можно было "успокоить" другим способом -

увеличением предложения денег к новому уровню спроса. Для этого центральный

банк должен увеличить резервы коммерческих банков, купивши в них

соответствующую массу ценных бумаг ли увеличив рефинансирования. За счет

дополнительных резервов банки удовлетворили бы дополнительный спрос на

деньги, и равновесомая восстановилась бы. Но уровень ее был бы совсем другим

- объем денежной массы возрастет до 5 млн грн., а ставка процента снизится до

6%. Тем не менее такое равновесие может иметь отрицательные следствия для

реальной экономики, прежде всего для товарных рынков, где значительно

возрастет платежеспособный спрос.

Нарушение равновесия на денежном рынке может обуславливаться также факторами,

которые действуют на стороне предложения денег и на стороне спроса на деньги.

В этих случаях равновесие может восстановиться только на других уровнях как

процента, так и денежной массы.

44. Суть денежной системы, ее назначение и место в экономической системе страны.

Денежная система - это форма организации денежного оборота в стране,

установленная общегосударственными законами. Эти законы определяют основные

принципы, правила, нормативы и прочие требования, которые регламентируют

отношения между субъектами денежного оборота. Учитывая чрезвычайно важную

роль денежных отношений в экономической жизни общества, во всех странах,

независимо от их устройства, формирование денежных систем осуществляют

центральные органы власти. Местные органы власти, даже в странах с

федеративным устройством, по сути устраненные не только от формирования

денежных систем, а и от контроля за функционированием их отдельных элементов.

За сферой охвата экономических отношений денежная система - явление

чрезвычайно широкое, адекватное всему денежному обороту. Все денежные потоки,

независимо от сферы экономики, которую они обслуживают, и формы, в которой

осуществляются, есть объектами регулятивного влияния денежной системы.

Поэтому есть основания для выделения в составе денежной системы отдельных,

относительно самостоятельных подсистем:

- системы безналичных расчетов;

- валютной системы;

- системы наличного оборота.

Любая из названных подсистем имеет свой особый объект регулятивного влияния,

которое ограничивается определенной формой или сферой денежного оборота.

Поскольку денежная система каждой страны определяется ее внутренним

законодательством, самое явление денежной системы возникает на поверхности

как сугубо национальное. Каждое государство формирует свою собственную

денежную систему, стараясь предоставить ей полную независимость и способность

противостоять внешним влияниям, если они угрожают интересам национальной

экономики. Наличие такой суверенной денежной системы есть одной из ключевых

признаков политической и экономической самостоятельности государства.

45.Элементы денежной системы:

1) наименование денежной единицы (связывается с историей страны; гривна -

денежная единица Киевской Движении - високорозвинутої государства, которое

существовало на территории Украины в X-XІ ст.); 2) масштаб цен (представляет

собой величину денежной единицы данной страны. Раньше при существовании

золота и серебра вес денежной единицы уже закладувалась в них, а сегодня при

существовании кредитных денег масштаб цен формируется стихийно. Поскольку

инфляционные процессы стали хроническими, возникшая угроза постоянного

уменьшения в масштабе цен); 3) виды и купюрність дензнаков , которые имеют

статус законного платежного средства (Их определяет высший законодательный

орган - ЦБ предоставляет им статуса законного платежного средства. Дензнаки

имеют вид банковских билетов (банкнот), а при выпуске гр. знаков мінфіна (его

сокровищницей) - скарбничими билетами. Сегодня в большинства денежной массы

предоставляется депозитная форма и это разрешает обслуживать денежный оборот

преимущественно в форме безналичных расчетов.) ;4) регламентация безналичных

денежных расчетов; 5)регламентация наличного денежного оборота; 6)

регламентация режима валютного курса и операций с валютными ценностями

(используется для защиты и обеспечения постоянства национальной валюты) ;7)

регламентация режима банковского проценту (обеспечивает регулирование цены

денег на денежном рынке, с целью влияния на их массу в обороте, а итак - на

постоянство денег ) ;8) государственные органы, которые осуществляют

регулирование денежного оборота и контроль за соблюдением действующего

законодательства (НБУ, Кабмин, Минэкономики, Минфин).

46.Основные типы денежных систем и их эволюция.

Денежные системы класифікуюються:1) в зависимости от формы в которой

функционируют деньги есть : система металлического оборота, который в свою

очередь делится на біметалізм (двойной валюты, "кульгаючої" валюты,

"параллельной" валюты) и монометалізм (медный, серебряный, золотой

(золотомонетный стандарт и новые формы золотозливковий стандарт,

золотодивізний стандарт)) и система бумажно-кредитного оборота (бумажно-

денежная система и система кредитных денег); 2) за характером экономической

системы : рыночные и нерыночные; 3) за характером регулирования национальной

валютной системы : открытые и закрытые. Біметалізм - роль общего эквивалента

закрепляется за двумя металлами (золото, серебро). Система параллельной

валюты, возникшая исторически давніше, за ею соотношение между золотыми и

серебряными монетами устанавливались стихийно на рынке. Система двойной

валюты возникшая, чтобы упростить ситуацию осложненную существованию двух

систем цен, состоит в законодательном установлении стоимостного соотношения

между двумя металлами. Системы кульгаючої валюты - один из видов монет

отчеканивается в закрытом порядке. Золотомонетный стандарт -

саморегулирование, которое выходит из адекватной стоимости указанных денег в

обороте, золото могло свободно быть обменено на банкноты. Золотозлитковий

стандарт - в оборота отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка,

оборот банкнотов осуществляется лишь на золотые слитки с определенными

ограничениями. Страны, которые не имели достаточных золотых запасов перешли

на золотодивізний стандарт - в оборота отсутствуют золотые монеты и их

свободная чеканка, оборот банкнотов осуществляется на иностранную валюту

(дивізи), которая обменивается на золото. Системы бумажно-кредитного оборота

- оборот обслуживают гр. знаки, которые не имеют внутренней стоимости.

Нерыночные денежные системы - присущее преобладание адм-х нерыночных методов

регулирование гр. оборота, искусственное размежевание его на наличную и

безналичную сферу. Рыночные - действуют в странах с рыночной экономикой.

Закрытые - значительное количество ограничений, характерные для стран с

закрытой экономикой. Открытые для стран с открытой экономикой.

47.Биметаллизм: суть, период действия.

Біметалізм - это денежная система, в которой роль общего эквивалента

законодательное закреплялась за двумя металлами - золотом и серебром; монеты

из этих металлов отчеканивались и оборачивались на равных основах, банкноты

подлежали размену на оба этого металла. Исторически первой разновидностью

біметалізму была система параллельной валюты, за которой соотношение между

золотыми и серебряными монетами устанавливалось на рынке стихийно, то есть

при осуществимые платежей золотые и серебряные монеты принимались

соответственно рыночной стоимости золота и серебра. Это создавало некоторые

трудност, которые были связаны с существованием на рынках двух общих

эквивалентов, а значит - двух мер стоимости, двух систем цен. Ситуация

усложнялась постоянным изменением соотношения между золотом и серебром за

стоимостью. Чтобы упростить ситуацию, государство устанавливало в

законодательном порядке обязательное стоимостное соотношение между двумя

металлами, которые оборачивались на равных основах за их открытой чеканки.

Такая разновидность біметалізму получил название "система двойной валюты". Но

установленное фиксированное стоимостное соотношение часто не совпадало с

реальным рыночным. Это было связано с неравномерностью возрастания

производительности работы при добыче золота и серебра и приводило к тому, что

стоимость одного денежного металла завищувалася, а другого - занижалась. Тот

металл, который был по закону недооцененным, вытеснялся из оборота металлом,

стоимость которого по закону была завышена. В этом проявлялось действие

закона Коперника-Грешема: "Худшие деньги вытесняют из оборота лучшие".

Так, в конце XVІІ ст. в Англи было официально установлено стоимостное

соотношение между золотом и серебром 1:15 ,5, вместе с тем в Франци и

Голландии этот показатель составлял 1:15 , а рыночное стоимостное

соотношение между слитками золота и серебра - 1:14 ,9. Таким образом, в

Англи стоимость золота по закону была завышена на 4%. Поэтому вигідніше было

платить золотом, так как плательщик при этом получал экономию в размере 4% от

суммы платежа. Как следствие, серебряные монеты изымались из оборота. Они

переплавлялись в слитки и вывозились за границу с целью купли золотых слитков

для перечеканки их у монеты для оборота. Именно этим пояснялся тот факт,

который за 15 лет - с 1702 до 1717 г. - в Англи золотых монет было начеканено

за стоимостью в 32 разы большее, чем серебряных.

В начале XІ ст. в США официальное соотношение между золотом и серебром было

установлено 1:16, а в европейских странах - 1:15,6. Поэтому недооцененное по

закону серебро вывозилось с США к Европе в обмен на золото. В США из оборота

изымалось серебро, а в европейских странах - золото.

Разновидностью біметалізму была так называемая система "кульгаючої" валюты,

за которой один из видов монет отчеканивается в закрытом порядке. Примером

есть французская денежная система, если в 1873 г. была запрещена свободная

чеканка серебра, но за 5-франковыми серебряными монетами осталась

неограниченная сила законного платежного средства. Это была попытка спасти

біметалізм.

Однако біметалізм не отвечал потребностям развитого рыночного хозяйства, так

как использование как меры стоимости двух металлов противоречило сути этой

функции денег. Общей мерой стоимости может быть лишь один металл, к чему

фактически на практике и дошли. С развитием капитализма место полноценных

денег в оборота все частіше занимали кредитные деньги и безналичные расчеты.

48.Золотомонетный стандарт: суть, период действия.

Більшість країн (Німеччина, Австрія та ін.), що не мали достатніх золотих

запасів, перейшли до золотодевізного стандарту. Згідно з цим стандартом також

відсутній обіг золотих монет та їх вільне карбування, а обмін банкнот

здійснюється на іноземну валюту (девізи), яка обмінюється на золото. У такий

спосіб зберігався непрямий зв'язок грошових одиниць 30 країн світу із

золотом.

Золотозливковий та золотодевізний стандарти були грошовими системами без

золотого обігу, тобто золото функцій обігу та платежу не виконувало. Саме

тому ці стандарти називають "урізаними" формами золотого стандарту.

Остаточний крах золотого стандарту як грошової системи було прискорено

економічною кризою 1929-1933 pp. Унаслідок неї золотий стандарт було

скасовано в усіх країнах (у Великобританії, Німеччині та Японії - у 1931 p.,

у США - у 1933 p.).

Після світової кризи 1929-1933 pp. золотий стандарт певний час зберігався

лише у країнах так званого "золотого блоку": Франції, Бельгії, Голландії,

Швейцарії, Італії та Польщі. У 1935 р. від золотого стандарту відмовилися

Бельгія та Італія, а в 1936 р. - усі інші країни. З того часу утвердилася

система паперово-кредитних грошей. А єдина міжнародна валютна система, що

базувалася на золотому монометалізмі, поступилася місцем валютним

угрупованням - валютним блокам та зонам.

49. Золотослитковый и золотодевизный стандарт: суть, период действия.

Золотозливковий стандарт - это денежная система, за которой в оборота

отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка, обмен банкнотов

осуществляется лишь на золотые слитки с определенными ограничениями. В

Великобритани цена стандартного слитка весом 12,4 кг равнялась 1700 ф. ст., в

Франци цена слитка весом 12,7 кг - 215 тыс. фр.

Большинство стран (Германия, Австрия и др.), что не имели достаточных золотых

запасов, перешли к золотодевізного стандарту. В соответствии с этим

стандартом также отсутствующий оборот золотых монет и их свободная чеканка, а

обмен банкнотов осуществляется на иностранную валюту (девизы), которая

обменивается на золото. Таким образом сохранялась косвенная связь денежных

единиц 30 стран мира с золотом.

Золотозливковий и золотодевізний стандарты были денежными системами без

золотого оборота, то есть золото функций оборота и платежа не выполняло.

Именно поэтому эти стандарты называют "урезанными" формами золотого

стандарта.

Окончательный крах золотого стандарта как денежной системы было ускоренно

экономическим кризисом 1929-1933 pp. Вследствие нее золотой стандарт было

упразднено во всех странах (в Великобритани, Германии и Японии - в 1931 p., в

США - в 1933 p.).

После мирового кризиса 1929-1933 pp. золотой стандарт определенное время

сохранялось лишь в странах так называемого "золотого блока": Франци, Бельги,

Голланди, Швейцари, Итали и Польши. В 1935 г. от золотого стандарта

отказались Бельгия и Италия, а в 1936 г. - все другие страны. Из того времени

утвердилась система бумажно-кредитных денег. А единая международная валютная

система, которая базировалась на золотом монометалізмі, уступила местом

валютной группировкой - валютным блокам и зонам.

50. Бумажно-кредитные денежные системы.

Системы бумажно-кредитного оборота представляют собой денежные системы, за

которые оборот обслуживают дензнаки (бумажные или металлические), что не

имеют внутренней стоимости. Такие денежные системы являются регулированными,

так как государство берет на себя обязательства относительно обеспечения

постоянства эмитированных от его имени дензнаков . Различают бумажные

денежные системы и системы кредитных денег, не разменных на золото.

За бумажной системы денежного обращения эмиссия дензнаков , которые имеют

форму казначейских билетов, осуществляется государственным казначейством для

покрытия бюджетного дефицита. В таком случае эмиссия денег не связанная с

потребностями товарного обращения, а определяется исключительно

необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета, который приводит к

переполнению ними каналов денежного обращения и к их обесценению. К таким

системам, как свидетельствует история, страны, как правило, удавались за

времен каких-то экстраординарных событий, таких как войны, кризисные явления.

В года Первой мировой войны возрастания бюджетных дефицитов, покрытие их

займами и эмиссией денег послужили причиной чрезмерного увеличения денежной

массы в оборота, что привело к прекращению свободного обмена дензнаков на

золотые монеты. В это время золотомонетный стандарт прекратил свое

существование в странах, которые принимали участие в войне, да и в

большинства других стран (кроме США и семи латиноамериканских стран). Был

прекращен размен банкнотов на золото, запрещен его вывез за границу,

гражданам запрещалось владеть золотом в монетарной форме, золото пошло в

сокровища, то есть состоялся переход к бумажным денежным системам.

По окончании войны лишь в США сохранялся золотомонетный стандарт. В

большинства стран сохранился инфляционный оборот бумажных денег, который

существовало продолжительное время и после окончания войны.

За новых исторических и политических условий возвращения к классической

золотомонетной форме было уже невозможной. Одна из причин этого -

неравномерность мировых запасов золота. В то время, как удельный вес США в

мировых централизованных запасах золота за 1913-1924 pp. выросшая с 31,7 до

46%, удельный вес европейских стран упал с 49,3 до 34%. Это значительно

усложняло возобновление золотомонетного стандарта.

Другой причиной было стремление государств к централизации золотая как

важного военно-финансового ресурса на случай новых войн. Поэтому даже те

европейские государства, которые имело сравнительно большие золотые запасы

(Англия и Франция), принимали меры для того, чтобы централизовать эти запасы,

изъять их из оборота и сохранять в центральных банках. В ходе денежных реформ

(1924-1929 pp.) возвращение к золотому стандарту состоялось в двух новых

формах - золотозливкового и золотодевізного стандартов.

51. Государственное регулирование денежной сферы.

Методы регулирования- методы прямого влияния и методы опосредованного влияния.

Регулятивное влияние государства на рыночную кон'юктуру - реализация

кон'юктурної политики, соотношение совокупного спроса и совокупного

предложения. Поскольку совокупный платежеспособный спрос формируется и

реализуется в денежной форме то в процессе формирования, распределения и

использования НД, кон'юктурна политика обеспечивается прежде всего

государственным регулированием денежного оборота. Через регулирование

отдельных денежных потоков, массы денег, %, скорости оборота денег

государство имеет возможность влиять не только на смену спроса, а и

предложения. За способом и характером влияния на поведение экономических

субъектов все мероприятия кон'юктурної политики можно поделить на 3 группы:

мероприятия фискальной политики, которые сводятся к ек. регулирование через

механизмы налогообложения. Если уровень фискальных изъятий доходов

экономических субъектов возрастает, это уменьшает их возможности и ослабляет

инвестиции. Мероприятия денежно-кредитной политики - через механизмы

изменения предложения денег и их цены может быть експенційна -

неконтролируемое возрастание предложения денег и как следствие инфляция и

рестрикційна происходит резкое обвальное сокращение предложения денег и они

быстро дорожают. Прямое вмешательство государства в экономическую жизнь

допускается в таких случаях, если мероприятия фискальной и монетарной

политики бездействуют . К таким мероприятиям належат замораживания цен,

рационирование потребления. Такие мероприятия противоречат рыночному

хозяйствованию и применяются в порядке исключения. Главной задачей

кон'юктурної политики являются сглаживание колебаний рыночных процессов с

целью поддержания общего состояния рыночной кон'юктури на равные, что

обеспечивал бы достижения определенных целей экономической политики. Такое

регулирование обеспечивается влиянием определенного ее мероприятия или их

объединением.

52.Денежно кредитная политика центрального банка –

суть, типы, стратегические цели, промежуточные и тактические цели.

Денежно-кредитная политика - это совокупность взаимосвязанных,

скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей,

мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет

государство через свой центральный банк, сводится к экономическому

регулированию через механизмы изменения предложения денег и их цены на

денежном рынке. Увеличение предложения денег, при прочих равных условиях,

предопределяет подвавлення процента и возрастания инвестиций, а также

возрастание платежеспособного спроса на рынках. Все это на коротких временных

интервалах оживляет конъюнктуру рынков и усиливает стимулы к расширению

производства. В зависимости от направления и темпов изменения предложения

денег и уровня процента различают такие виды денежно-кредитной политики:

експанційна (допускавється неконтролируемое, произвольное возрастание

предложения денег, налідок - инфляция, то есть, это "политика инфляции", ),

рестрикційна (допускавється резкое, недостаточно взвешенное, обвальное

сокращение предложения грошекй, следствие - деньги "дорожают", совокупный

спрос сокращается, - снижение цен и резкое падение экономической

активности). Учитывая на отрицательные следствия этих политик, правительства,

стараясь избегнуть их, применяют кое-что альтернативные к ним политики :

дезінфляції и политику рефляції.

Основными стратегическими целями грошово - кредитной политики являются

общеэкономические целые государства: экономическое возрастание, обеспечение

высокой занятости, стабилизация цен, сбалансирование платежного баланса.

Инструменты крошово - кредитной политики это: 1)инструменты прямиого влияния

на денежный рынок и экономические процессы - операции на открытом рынке,

регулирование нормы обязательного процента, процентная политика,

рефинансирование коммерческих банков, регулирование курса национальной

валюты; 2) инструменты прямого влияния - установление прямых ограничений на

осуществление эмиссионно-кассовых операций, введение прямых ограничений на

кредитование центральным банком коммерческих банков,установление ограничений

или запрета на прямое кредитование центральным банком потребностей бюджета,

прямое распределение кредитных ресурсов, которые предоставляются коммерческим

банкам в порядке рефинансирования, между приоритетными областями,

производствами, регионами и т.п.

53.Инструменты денежно-кредитного регулирования.

Главное назначение денежной системы - регулирование экономики через

регулирование сферы денежных отношений - денежного оборота. Это регулирование

носит опосредствованный характер, поэтому оно называется экономическим, в

отличие от административного, если на экономику действуют командно-

административными методами. Экономическое регулирование применяют все

государства с рыночной экономикой. Для такого регулирования создаются ЦБ. На

современном этапе развития экономики это регулирование есть одним из главных

назначений ЦБ, которое влияет на предпринимательские структуры через

изменение количества денег, параметров денежного рынка. В зависимости от чего

экономические субъекты ведут себя соответствующим образом. Одна из основных

функций ЦБ - регулирующая. В арсенале ЦБ накапливается много методов и

инструментов регулирования денежной сферы, денежного оборота, которыми он

пользуется в зависимости от ситуации и поставленной цели. Он выбирает

необходимые инструменты и компонует их для достижения наибольшего эффекта. ЦБ

определяет совокупность целей, мероприятий, инструментов, конкретных

показателей, которые он собирается применить и решать. Эта совокупность

составляет денежно-кредитную политику ЦБ. Разрабатывая ее ЦБ должен учитывать

интересы всех членов общества, которые не совпадают. Найчуттєвішим способом

сгладить это противоречие являются постоянные деньги, или такие, которые

обесцениваются очень медленно, передбачувано. Главной целью денежно-кредитной

политики ЦБ в рыночной экономике есть обеспечение постоянства денег,

постоянного денежного оборота. Разделяют 2 виды денежно-кредитной политики:

1) рестрекційну - запускает в действие инструменты и тактические цели,

которые дают стабилизацию цен и сдерживания кон'юктури; 2) интервенция -

увеличение денежной массы, кон'юктури, занятости, ставки обязательных

резервов через механизм мультипликатора ограничивается увеличение денежной

массы. Кроме перечисленных инструментов ЦБ может использовать и другие,

прежде всего прямые действия (ограничение деятельности коммерческих

банков). Политика рефинансирования - ЦБ кредитует коммерческие банки на

определенных условиях (под учреждение ценных бумаг, коммерческих или

казначейских векселей). Ломбардная политика. ЦБ может выдать кредиты на

нормальных условиях, а может отказать в выдачи, тогда коммерческие банки

окажитесь в очень затруднительном положении.

54.Фискально-бюджетная политика и денежно-кредитная

политика в систем государственного регулирования рыночной экономики.

«Сеньераж» и монетизация бюджетного дефицита.

Фискальная политика сводится к экономическому регулированию через механизмы

налогообложения, других изъятий к централизованным фондам финансовых

ресурсов, финансовых затрат государства, связанных с выполнением ею своих

общественных функций. Если уровень фискальных изъятий доходов экономических

суб'ктів возрастает, это уменьшает их возможности и ослабляет

Денежно-кредитная политика - это совокупность взаимосвязанных,

скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей,

мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет

государство через свой центральный банк, сводится к экономическому

регулированию через механизмы изменения предложения денег и их цены на

денежном рынке. Увеличение предложения денег, при прочих равных условиях,

предопределяет подвавлення процента и возрастания инвестиций, а также

возрастание платежеспособного спроса на рынках. Все это на коротких временных

интервалах оживляет конъюнктуру рынков и усиливает стимулы к расширению

производства. В зависимости от направления и темпов изменения предложения

денег и уровня процента различают такие виды денежно-кредитной политики:

експанційна (допускавється неконтролируемое, произвольное возрастание

предложения денег, налідок - инфляция, то есть, это "политика инфляции", ),

рестрикційна (допускавється резкое, недостаточно взвешенное, обвальное

сокращение предложения грошекй, следствие - деньги "дорожают", Супо

сокращается, - снижение цен и резкое падение экономической активности).

Учитывая на отрицательные следствия этих политик, правительства, стараясь

избегнуть их, применяют кое-что альтернативные к ним политики : дезінфляції и

политику рефляції.

Проблема монетизації бюджетного дефицита состоит в поиска денежного средства,

достаточных для покрытия (финансирование) превышение бюджетных затрат над

бюджетными мероприятиями, которые формируются на основании требований

действующего законодательства, прежде всего налогового. Мобилизовать

необходимые для монетизації бюджетного дефицита средство можно несколькими

способами: 1)Увеличить налогообложение екон. субъектов через повышение

налоговых ставок, введение новых налогов, отмена льгот за старыми налогами и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты