Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики
3) за счет имущества другого налогоплательщика, имущество которого находится в налоговом залоге.
Налоговые органы в своих разъяснениях, изложенных в письме ГНАУ от 01.02.2000 г. № 52 /4/16-1210, утверждают, что такие операции не расцениваются как бартерные. Поэтому налогоплательщики единого налога, которые зарегистрированы как плательщики НДС, кроме тех, которые сдают декларацию по сокращенной форме, могут получать возмещение НДС путем осуществления операций, предусмотренных постановлением № 2215.
Не будет расцениваться как бартер также ситуация, когда предприятие за проданные товары получило вексель, а потом реализовало этот вексель за денежные средства.
Штрафные санкции к налогоплательщикам единого налога, которые нарушили запрещение на проведение бартера (бартерных операций), не предусмотрены. Однако, как уже указывалось, субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществили бартерное соглашение, со следующего квартала обязаны будут перейти на общую систему налогообложения.
Переход на уплату единого налога при наличии задолженности относительно зарплаты
В соответствии с п. 3 Указа № 746 переход на уплату единого налога возможен только при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату предоставления заявления. При этом не может быть основанием для отказа в переходе на уплату единого налога задолженности относительно заработной платы работников. Кроме того, наличие такой задолженности не вызывает задолженности относительно сборов в Пенсионный фонд, Фонда социального страхования и Государственного фонда содействия занятости населения. Дело в том, что в соответствии с положениями статьи 5 Закона Украины “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” и статьи 2 Закона Украины “О сборе на обязательное социальное страхование” эти сборы выплачиваются одновременно с получением в банке средств на оплату труда. Исходя из этого срок уплаты таких платежей заканчивается одновременно с выплатой задолженности относительно заработной платы, а следовательно, задолженность относительно сборов в целевые фонды в этом случае может возникнуть только после выплаты задолженности относительно оплаты труда, что в свою очередь исключается механизмом пропорциональной уплаты сборов и выплаты заработной платы, введенным действующим законодательством.
Налоговые органы в своих разъяснениях, изложенных в письме ГНАУ от 17.04.2000 г. № 1988/6/15-1316, высказывают по этому вопросу такое мнение: “Поскольку субъектом малого предпринимательства к переходу на единый налог, т.е. при общей системе налогообложения, в составе валовых расходов учитываются суммы начисленных в отчетном периоде налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе суммы сборов на обязательное государственное пенсионное страхование и социальное страхование, то задолженность в бухгалтерском учете относительно отмеченных сборов возникает на первое число месяца, заявленного для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Таким образом, для целей этого Указа задолженностью относительно налогов и сборов (обязательных платежей), которые возникают в связи с невыплатой заработной платы, считается вся сумма такой задолженности, которая значится на конец последнего отчетного периода в бухгалтерском учете субъектов предпринимательской деятельности, кроме суммы, начисленной за последний отчетный месяц, поскольку на дату предоставления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения еще не наступил срок выплаты заработной платы за последний отчетный месяц, установленный коллективным договором (трудовыми соглашениями).
Однако с заключениями, сделанными ГНАУ в этом письме, согласиться нельзя.
Во-первых, в Указе как условие для предоставления заявления о переходе на уплату единого налога выдвигается требование об “уплате всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый ) период”.
При этом все рассуждения в письме о том, что именно “для целей этого Указа” считается задолженностью, нельзя признать ничем другим, как рассуждениями, потому что прерогативу давать разъяснения норм Указа № 746 возложено не на ГНАУ, а непосредственно на Кабинет Министров Украины. В соответствии со статьей 1 Указа № 167/98 “налоговой задолженностью признаются суммы не оплаченных в установленные сроки налогов, сборов (обязательных платежей)...”. Понятно, что касается невыплаченной зарплаты установленные сроки уплаты начислений на нее еще не наступили. И отнесение на валовые расходы или бухгалтерский учет отмеченных сумм здесь абсолютно ни к чему, поскольку в Указе № 746 написано “уплата”, а никак не “начисление”.
Поэтому в описанной ситуации (задолженность относительно зарплаты) субъект малого предпринимательства имеет полное право перейти на уплату единого налога, однако впоследствии при выплате такой зарплаты он обязан оплатить на общих основаниях все соответствующие суммы начисленных ранее налогов и сборов.
1. Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения
Переход на упрощенную систему налогообложения субъектам малого предпринимательства может осуществить, начиная со следующего отчетного квартала.
Вновь зарегистрированные субъекты малого предпринимательства имеют право стать налогоплательщиками единого налога с того квартала, в котором была осуществлена их государственная регистрация
Для перехода на упрощенную систему налогообложения субъект малого предпринимательства не позже, чем за 15 дней до начала следующего отчетного квартала (15.03, 15.06, 15.09, 15.12) должен подать к органам налоговой службы по месту своей государственной регистрации письменное заявление о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом.
Обязательным условием для предоставления заявления является уплата всех установленных налогов и обязательных платежей за отчетный налоговый период.
Форма такого заявления, а также форма Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом утверждена приказом ГНАУ от 12.10.99 г. № 555.
При заполнении формы заявления о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога необходимо обратить внимание на ту его часть, в которой указывается объем выручки от реализации. Прежде всего, возникает вопрос, за какой период указывать выручку, - за предыдущий или за текущий год? В самом Указе № 746 ответа на этот вопрос нет. Однако, на наш взгляд, в заявлении должна быть указана выручка за текущий календарный год.
В заявлении указывается фактическая сумма выручки, полученная на день предоставления заявления, а также расчетная сумма, которая определяется исходя из среднемесячной фактической выручки за период, который предшествует переходу на единый налог. Так, если на 1 декабря 2002 года (на дату предоставления заявления) у предприятия объем выручки за 11 месяцев составляет 550 тыс. грн., то в заявлении необходимо отобразить фактически 550 тыс. грн. и расчетно за декабрь - 50 тыс. грн. (550: 11).
Тем предприятиям, которые осуществляют свою деятельность не с начала отчетного года, ту часть заявления, где речь идет об объеме выручки, следует заполнить таким образом.
Предположим, новообразованное предприятие осуществило свою государственную регистрацию 01.05.2002 г.
В течение года у предприятия были такие объемы выручки:
за май
- 0 грн.;
за июнь
- 0 грн.;
за июль
- 0 грн.;
за август
- 500 грн.;
за сентябрь
- 2000 грн.;
за октябрь
- 5000 грн.;
за декабрь
- 20000 грн.
Вместе за семь месяцев деятельности, предприятие получило выручку в сумме 27 500 грн.
Сумма выручки за декабрь, определяется расчетно, и будет составлять:
27,5 тыс. грн.: 7 (месяцев) = 3,93 тыс. грн.
Объем выручки за год составит:
27,5 тыс. грн. + 3,93 тыс. грн. = 31,43 тыс. грн.
Предприятие планирует с 01.01.2003 г. перейти на уплату единого налога. С этой целью 14 декабря оно подало заявление о выдаче Свидетельства на право уплаты единого налога.
Таким образом, этому предприятию в заявлении следует отобразить:
- объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), имущества, основных фондов за год - 31,43 тыс. грн.;
- в том числе на дату предоставления заявления - 27,50 тыс. грн.,
- за оставшийся месяцев (месяцы) расчетно, выходя со среднемесячной фактической выручки за период, который предшествует переходу, - 3,93 тыс. грн.
В заявлении также следует отметить, какая ставка единого налога (6 или 10 %) выбрана субъектом малого предпринимательства. При выборе юридическим лицом ставки единого налога в размере 10 % в заявлении необходимо заполнить те сроки, которые предусматривают отмену регистрации такого лица как плательщика НДС.
Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, которые избрали ставку единого налога в размере 10 % и подали в орган государственной налоговой службы по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, не регистрируются как плательщики НДС.
В течение 10 рабочих дней после предоставления заявления о переходе на уплату единого налога орган государственной налоговой службы обязан выдать Свидетельство о праве уплаты единого налога или дать письменный мотивированный отказ. При этом Указом № 746 установлено, что субъект предпринимательской деятельности может принять решение о переходе на уплату единого налога не более одного раза за календарный год.
Юридическим лицам Свидетельство выдается бесплатно сроком на один год. Оно является документом строгой отчетности и не может быть передано другим юридическим лицам.
3. База налогообложения единым налогом
Юридические лица, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, рассчитывают сумму единого налога исходя из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
В соответствии с Указом № 746 выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется как сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) к кассе за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). При осуществлении операций с реализации основных фондов выручкой считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью.
Следует обратить внимание, что при использовании ставки единого налога в размере 6 % к сумме выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) должны включаться суммы НДС. Это связано с тем, что в соответствии с Указом № 746 выручкой считается сумма, которая поступила на расчетный счет или в кассу предприятия, а эта сумма содержит в себе и НДС. Кроме того, в этом Указе определено, что 6 % суммы выручки рассчитывается только без учета акцизного сбора, а следовательно, с учетом НДС.
Порядок определения выручки для целей налогообложения единым налогом, изложенный в Указе № 746, дал налоговым органам возможность совсем безосновательно считать, что к базе налогообложения единым налогом включаются абсолютно все поступления на расчетный счет субъекта предпринимательства, в том числе средства, которые поступают как внереализационные доходы, а также средства, которые поступают “единоналожнику”-комиссионеру на банковский счет от продажи товаров комитента, суммы гостиничного и рыночного сборов и тому подобное.
Что касается необходимости включения в выручку с целью налогообложения единым налогом средств, которые поступают на банковский счет “единоналожника”-комиссионера от продажи товаров комитента, следует заметить, что ГНАУ отказалась от своей первичной позиции. В письме от 07.11.2000 г. № 14724/7/15-1317 содержатся разъяснения, согласно которым к базе для начисления единого налога включаются только суммы комиссионного вознаграждения. В письме также речь идет и о средствах, которые поступают на счета юридических лиц от предоставления экспедиторских, брокерских услуг. ГНАУ высказывает мнение, что указанные средства не учитываются при определении выручки, поскольку является транзитными.
Кроме того, ГНАУ также согласилась, что суммы гостиничного, рыночного сборов, которые поступают на банковский счет, не берут участия при расчете выручки для целей единого налога.
А вот что касается налогообложения единым налогом внереализационных доходов, то в этом вопросе ГНАУ сурово следует тому мнению, что внереализационных доходы подлежат налогообложению единым налогом.
Однако Министерство юстиции Украины следует другой точке зрения по этому вопросу и в своем письме от 12.09.2000 г. № 20-9-3873 абсолютно справедливо указывает, что суммы внереализационных доходов не подлежат налогообложению единым налогом! Такой же позиции придерживается и Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (письмо от 18.09.2000 г. № 5-513/3395).
Таким образом, сегодня налогоплательщику единого налога приходится делать выбор: или отстаивать в суде свою позицию относительно не включения в базу налогообложения единым налогом внереализационных доходов, или согласиться с мнением ГНАУ и включать эти доходы в базу налогообложения единым.
Средства, полученные на банковский счет или в кассу предприятия как взнос в уставный фонд, не подлежат налогообложению единым налогом.
Также, по нашему мнению, не должны облагаться единым налогом денежные средства, полученные на возвратной основе, поскольку такие средства вообще не является доходом предприятия.
Рассмотрим еще один вопрос, касающийся базы налогообложения единым налогом, а именно: включается ли в эту базу сумма, которая поступила на банковский счет в результате продажи иностранной валюты? Иностранная валюта не является для предприятия товаром, а тем более продукцией. Эта операция представляет собой обмен иностранной валюты на гривну в эквиваленте, рассчитанном по установленному курсу. Поэтому при продаже валюты в контексте Указа № 746 полученные средства не является выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и, следовательно, нет основания для начисления единого налога.
Кроме того, следует подробнее рассмотреть вопрос, когда в базу налогообложения единым налогом включается валютная выручка, которая подлежит обязательной продажи на межбанковской валютной бирже: в момент ее зачисления на распределительный счет или в момент зачисления суммы на основной или один из дополнительных текущих счетов в национальной валюте? Этот вопрос важен тем, что валютная выручка, которая поступает на распределительный счет, учитывается по курсу НБУ, а обязательная продажа валютной выручки осуществляется по коммерческому курсу. В результате гривневый эквивалент суммы, который находится на распределительном счете, будет отличаться от суммы, зачисленной от продажи на текущий счет, а следовательно, есть разница в определении базы налогообложения единым.
Для ответа на этот вопрос разберемся, что представляют собой распределительные счета. Распределительные счета являются балансовыми учетными счетами банка, хотя и персонифицированными относительно клиентов, поэтому, по нашему мнению, в момент поступления на распределительный счет валютной выручки еще нет оснований включать указанные суммы в базу налогообложения единым налогом. Выручка, которая подлежит обязательной продажи, включается в объект налогообложение единым налогом в момент зачисления суммы, полученной вследствие ее продажи на межбанковской валютной бирже, на текущий счет предприятия в национальной валюте.
4. Ставки единого налога и порядок его уплаты юридическими лицами
Субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо, который перешел на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в соответствии с Указом № 746 имеет право самостоятельно избрать одну из таких ставок единого налога:
- 6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора, но при этом выплачивать НДС в соответствии с Законом Украины “О налоге на добавленную стоимость” от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее - Закон о НДС);
- 10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения НДС в состав единого налога.
Юридические лица, которые перешли на уплату единого налога по ставке 10 %, не являются плательщиками НДС и, следовательно, не имеют права:
- выписывать налоговые накладные и указывать в них суммы НДС;
- получать налоговый кредит относительно сумм налога, оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины при их ввозе на таможенную территорию Украины, а также на возмещение налога, оплаченного поставщикам в связи с приобретением товаров, вывезенных за границы таможенной территории Украины, или работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за границами таможенной территории Украины. Отмеченные суммы налога включаются в стоимость товаров (работ, услуг). Операции по дальнейшей продаже товаров (работ, услуг) как покупаемых, так и собственного производства, осуществляются без начисления НДС.
Налогоплательщики единого налога, которые избрали способ налогообложения по ставке 6 %, являются плательщиками НДС и выплачивают этот налог в соответствии с требованиями Закона о НДС. Следовательно, на таких плательщиков распространяются все нормы этого Закона, в том числе касающиеся ведения налогового учета (книг учета приобретения и книг учета продажи товаров (работ, услуг), заполнения налоговых накладных, предоставление налоговых деклараций с НДС. В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме ГНАУ от 23.09.99 г. № 14310/7/15-1317 (далее - письмо № 14310), для этой категории плательщиков отчетным (налоговым) периодом является квартал.
Если субъект предпринимательства не является плательщиком НДС, то он не имеет права перейти на уплату единого налога по ставке 6 %.
Такой субъект сможет работать на упрощенной системе, только применяя ставку единого налога в размере 10 %.
Еще один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, касается изменения налогоплательщиком единого налога в течение года ставки с 6 % на 10 % и наоборот.
Представители налоговых органов в своих разъяснениях по этому вопросу утверждают, что субъекты малого предпринимательства не могут в течение года перейти с 6-процентной на 10-процентную ставку единого налога, ссылаясь при этом на ст. 4 Указа № 746, где определено такое: “решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности независимо от выбора ставки единого налога - 6 или 10 % - может быть принятое не более одного раза за календарный год”. Однако этот пункт Указа не может трактоваться как запрещение на изменение ставки в течение календарного года, поскольку в рассмотренной ситуации выбор ставки единого налога осуществляется уже в пределах упрощенной системы налогообложения, а следовательно, это не может расцениваться как изменение решения о переходе на уплату единого налога.
Снятие с регистрации как плательщика НДС при переходе на уплату единого налога по ставке 10 %.
Предприятие, которое избрало ставку единого налога в размере 10 %, при переходе на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС. Поэтому если раньше такое предприятие было налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, то оно обязано сдать в налоговый орган, по месту регистрации, свидетельство плательщика НДС, подав в орган государственной налоговой службы заявление о принятии решения о переходе на уплат единого налога по ставке 10 % и отмене регистрации как плательщика НДС. При этом в соответствии с разъяснениями ГНАУ, изложенными в письме от 21.10.99 г. № 15795/7/16-1121, такое предприятие обязано:
– подать в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию с НДС, к которой должны быть включены все операции за истекший период с начала текущего отчетного периода ко дню сдачи налоговым органам свидетельства плательщика НДС и его копий;
– внести в бюджет суммы НДС, которые подлежат уплате согласно этой декларации, и погасить задолженность перед бюджетом (в случае ее наличия) за предыдущий отчетный период.
При переходе на уплату единого налога по ставке 10 % предприятие обязано погасить всю задолженность относительно НДС, которая значится в учете как кредитовый остаток по счету 641/НДС.
Далее рассмотрим ситуацию, когда при переходе на уплату единого налога по ставке 10 % у предприятия в учете значится дебетовый остаток по счету 641/НДС, т.е. переплата относительно НДС.
Возмещение из бюджета сумм НДС таким предприятием может быть осуществлено на основании данных декларации за последний отчетный период до перехода на уплату единого налога. Однако субъекты малого предпринимательства, которые в соответствии с Порядком заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166, с изменениями и дополнениями, к переходу на уплату единого налога подали декларацию по сокращенной форме, получить бюджетное возмещение не смогут, поскольку в соответствии с Порядком возмещения НДС, утвержденного приказом ГНАУ в редакции от 06.05.98 г. № 222/38, с изменениями и дополнениями, бюджетное возмещение для таких предприятий не предусмотрено. Дебетовое сальдо по счету 641/НДС рекомендуется списать на другие операционные расходы (дебет счёта 84).
Сумы НДС, которые подлежат возмещению из бюджета, согласно Указу Президента Украины “О некоторых изменениях в налогообложении” от 07.08.98 г. № 857/98, могут быть полностью или частично зачисленны в счет платежей относительно НДС или других налогов, сборов (обязательных платежей), которые зачисляются в Государственный бюджет Украины, таких, как акцизный сбор, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводство.
Нельзя осуществить зачисление таких сумм НДС в счет уплаты единого налога. Это связано с тем, что сумма единого налога, выплачиваема юридическим лицом, зачисляется в Государственный бюджет Украины только частично, в размере 20 % суммы единого налога. Остаток единого налога распределяется между местным бюджетом, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Государственным фондом содействия занятости населения.
Предприятия, которые согласно действующему законодательству избрали способ налогообложения доходов по единому налогу, ведут бухгалтерский учет, руководствуясь Положением об упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.09.98 г. № 196 (далее - Положение № 196), в соответствии с каким субъекты малого предпринимательства - юридические лица могут применять упрощенную форму бухгалтерского учета, порядок ведения которой установлен Указаниями о составе и порядке заполнения учетных регистров малыми предприятиями, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 31.05.96 г. № 112 (далее - Указания № 112).
6. Ведение учета доходов и расходов
Предприятие, которое перешло на упрощенную систему налогообложение, учета и отчетности, обязано вести Книгу учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица, которое применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на 200__/200__ год, форма которой, а также порядок ее ведения, утверждены приказом ГНАУ от 12.10.99 г. № 554. Книга учета доходов и расходов (далее - Книга) обязательно должна быть прошнурована и иметь пронумерованные страницы. На последней странице указывается количество страниц, которые есть в книге, надпись об этом заверяется подписью руководителя, печатью предприятия и органа государственной налоговой службы, в котором зарегистрировано такое предприятие. Если страницы в Книге закончились, предприятие должно зарегистрировать в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению новую Книгу. При этом дата первой записи в новой Книге должна приходиться на день, следующий за днем последней записи, сделанной в Книге, зарегистрированной раньше.
В Книге, предприятие в хронологической последовательности отображает операции, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде.
Все записи в Книге должны осуществляться на дату зачисления или списания денежных средств по банковскому счету или кассе плательщика. Данные о полученных доходах отображаются в Книге с учетом НДС, но без учета акцизного сбора.
7. Единый налог и другие налоги и сборы
Налогоплательщик единого налога освобождается от уплаты таких налогов и сборов:
- налога на добавленную стоимость, кроме случаев, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов по единому налогу по ставке 6 процентов;
- налога на прибыль предприятия;
- платы (налога) на землю;
- сбора за специальное использование природных ресурсов;
- сбора в Государственный инновационный фонд;
- сбора на обязательное социальное страхование;
- отчислений и сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;
- коммунального налога;
- сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;
- сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг;
- взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;
- взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;
- платы за патенты.
Невзирая на то, что в Указе приведено исчерпывающий перечень налогов и сборов, от которых освобождается налогоплательщик единого налога, на сегодня существует немало вопросов касающихся необходимости уплаты того или другого налога (сбора, обязательного платежа).
Налог на добавленную стоимость
Согласно Указу № 746 от уплаты НДС освобождаются налогоплательщики единого налога, которые уплачивают единый налог по ставке 10 %. Однако, если руководствоваться разъяснениями ГНАУ и Государственной таможенной службы, даже в том случае, если “единоналожник” не является плательщиком НДС, ему при ввозе товаров на таможенную территорию Украины или при получении от нерезидента работ услуг для потребления на таможенной территории Украины необходимо будет платить НДС (хотя, есть основания считать, что и “ввозной” НДС “единоналожник” выплачивать не должен).
Плата (налог) за землю
Налогоплательщики единого налога согласно части 5 статьи 6 Указа № 746 освобожденные от платы (налога) на землю.
Именно такая формулировка - “плата (налог) за землю” - стала мотивом для неправильной трактовки норм Указа № 746 и возникновению различных противоречивых мыслей.
Так, у субъектов малого предпринимательства, которые перешли на упрощенную систему налогообложение, учета и отчетности, могут возникнуть такие вопросы:
1. Должен ли арендатор - налогоплательщик единого налога, заключив договор аренды с владельцем земли, выплачивать арендную плату за землю на бюджетный счет последнего? Должен ли арендатор - налогоплательщик единого налога, заключив договор аренды с местным советом, выплачивать на счет последней арендную плату за землю?
2. Должен ли арендодатель - владелец земли, будучи налогоплательщиком единого налога и сдавая землю в аренду, выплачивать налог на землю?
3. Должен ли землепользователь (который не является арендатором) - налогоплательщик единого налога выплачивать налог на землю?
Для ответа на поставленные вопросы необходимо определиться, что имеет в виду действующее законодательство под такими понятиями, как “плата (налог) за землю” и “арендная плата за землю”.
Плата (налог) за землю в Законе Украины “О системе налогообложения” от 25.06.91 г. № 1251-XII, с изменениями и дополнениями, определенная как общегосударственный налог и сбор (обязательны платеж), т.е. в соответствии со статьей 2 этого же Закона является обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд. Арендуя землю у владельца, арендатор выплачивает арендную плату за землю не в бюджет (или государственного целевого фонда), а на счет арендодателя, причем “единоналожники” в соответствии с абзацем 1 статьи 6 Указа № 746 освобожденные именно от “уплаты налогов и сборов (обязательных платежей)”. Следовательно, в этом случае говорить о том, что арендатор освобожден от арендной платы, нет ни одних оснований, даже если сумму налога на землю включено в состав арендной платы.
Можно привести другой аргумент. Арендатор оформляет свои отношения с арендодателем путем составления договора аренды, в котором предостерегаются его существенные условия: срок аренды, сумма арендной платы и тому подобное. Следовательно, размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются исключительно по соглашению сторон, как это определено статьей 19 Закона № 2535 и статьей 19 Закона Украины “Об аренде земли” от 06.10.98 г. № 161-XIV, с изменениями и дополнениями.
Иными словами, эти отношения имеют гражданско-правовой характер, поэтому регулировать вопрос уплаты (или неуплаты) арендной платы можно исключительно в пределах таких договорных отношений между их субъектами.
Что касается второго вопроса (субъект малого предпринимательства, который является владельцем земли и сдает ее в аренду), то, по нашему мнению, на таких субъектов полностью распространяется норма части 5 статьи 6 Указа № 746. Такие “единоналожники” не является плательщиками платы (налога) на землю, которую они раньше выплачивали за принадлежащие им участки земли (т.е. освобожденные от уплаты непосредственно в бюджет). То же именно касается и четвертой ситуации, когда землепользователь (не арендатор) использует землю для собственных потребностей, - такой землепользователь освобождается от уплаты земельного налога. По нашему мнению, такие субъекты малого предпринимательства не должны давать расчет земельного налога, поскольку они не являются его плательщиками.
К порядку уплаты арендной платы за землю определенную путаницу внесло письмо ГНАУ от 07.08.2000 г. № 4467/6/15-1316. В этом письме речь идет о том, что норма части 5 статьи 6 Указа № 746 распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, которые являются владельцами земли или землепользователями, в том числе арендаторов.
Такой “либеральный”, но незаконный подход налоговых органов просуществовал недолго. Письмом ГНАУ от 27.10.2000 г. № 14312/7/18-0617 (далее - письмо № 14312) было установлено, что субъекты малого предпринимательства, которые перешли на упрощенную систему налогообложение, не освобождаются от уплаты арендной платы за землю, а письмо № 4467 считается таким, который потерял действие. Именно такая точка зрения отвечает Указу № 746.
Однако в письме № 14312 приведено другое мнение ГНАУ, на которое нельзя не обратить внимания, а именно: “субъект малого предпринимательства, который перешел на упрощенную систему налогообложения и не является налогоплательщиком земельного налога, освобождается от его уплаты только за те земельные участки, которые он использует для осуществления предпринимательской деятельности. При передаче этих земельных участков под зданиями, сооружениями, их частями другим субъектам, которые в свою очередь используют их для осуществления своей предпринимательской деятельности, он выплачивает земельный налог на общих основаниях”.
В приведенной цитате речь идет об арендодателях - “единоналожниках”, которые сдают собственные земельные участки (здания, сооружения, расположенные на этих земельных участках) в аренду. По мнению авторов письма, в таком случае арендодатель должен выплачивать налог на землю, поскольку такая земля используется не в предпринимательской деятельности. Однако с таким аргументом согласиться нельзя, поскольку (как указывалось выше) деятельность арендодателя в полной мере можно назвать предпринимательской (в том случае, если в уставе арендодателя отмечен этот вид деятельности), которая подпадает под действие статьи 1 Закона Украины “О предпринимательстве” от 07.02.91 г. № 698-XII, с изменениями и дополнениями. Поэтому эти заключения ГНАУ явно не отвечают действующему законодательству.
Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование
Согласно Указу № 746 налогоплательщики единого налога не являются плательщиками сборов в Пенсионный фонд. Следовательно, начислять и перечислять сбор в размере 32 % от фонда оплаты труда своих работников им не требуется.
При этом налогоплательщики единого налога не освобождаются от обязательного удержания сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (1 или 2 %) с совокупного налогооблагаемого дохода своих работников.
Однако законодательством также предусмотрено, что сбор в Пенсионный фонд взыскивается при осуществлении таких операций, как:
- покупка-продажа валют;
- торговля ювелирными изделиями по золоту (кроме обручальных колец), платине и драгоценным камням);
- отчуждение легковых автомобилей, кроме легковых автомобилей, которыми обеспечиваются инвалиды в соответствии с законодательством, и тех автомобилей, которые переходят в собственность наследникам в соответствии с законом.
Кроме того, Законом Украины от 15 июля 1999 года № 967-XIV “О внесении изменений в Закон Украины “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” (далее - Закон № 967) введен сбор со стоимости:
- изготовленных в Украине и импортированных табачных изделий;
- недвижимости;
- услуг сотовой мобильной связи.
Поскольку “единоналожники” не являются плательщиками сбора в Пенсионный фонд, они формально также не должны выплачивать сборы в Пенсионный фонд при осуществлении этих операций. Однако на практике ситуация складывается таким образом, что налогоплательщик единого налога все же таки выплачивает сборы в Пенсионный фонд с отмеченных операций.
В соответствии с Законом № 967 субъекты предпринимательской деятельности - юридические и физические лица, а также отделенные подразделения юридических лиц, которые имеют наемных работников, но не осуществляют расходов на оплату их труда, являются плательщиками сбора в Пенсионный фонд. Сумма этого сбора определяется такими плательщиками расчётно как произведение минимального размера заработной платы и количество работников плательщика сбора, которым осуществляется начисление заработной платы.
Как следует из положений Закона № 400 и Порядка № 1740, к кругу плательщиков сбора в Пенсионный фонд, исчисляемый исходя из минимальной заработной платы (далее - сбор в Пенсионный фонд с минимальной заработной платы), входят те субъекты предпринимательской деятельности, которые имеют наёмных работников, но не осуществили расходов на оплату труда, т.е. не начислили и не выплатили заработную плату.
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: те субъекты предпринимательской деятельности, которые перешли на уплату единого налога, не являются плательщиками сбора в Пенсионный фонд с минимальной заработной платы. Это вытекает из того, что в Законе № 400 сказано, что объект налогообложения - произведение минимальной заработной платы и количество работников, которым не начислялась и не платилась заработная плата, - определяется расчетно именно плательщиками сбора в Пенсионный фонд. В статье 6 Указа № 746 определено, что субъект малого предпринимательства, который выплачивает единый налог, не является плательщиком сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.
Налогоплательщики единого налога сбор в Пенсионный фонд с минимальной заработной платы выплачивать не должны, даже в случае не начисления своим наемным работникам заработной платы.
Работники Пенсионного фонда Украины по этому вопросу следуют противоположной точке зрения. В письме от 11.10.2000 г. № 06/5419 высказано точку зрения, что налогоплательщики единого налога в случае не начисления своим наемным работникам заработной платы обязаны выплачивать сбор в Пенсионный фонд с минимальной заработной платы. По нашему мнению, это разъяснения в связи с вышеприведенными аргументами является полностью безосновательным.
Налог на дивиденды
Обращает на себя внимание проблема налогообложения при выплате дивидендов предприятием - налогоплательщиком единого налога. На сегодня нельзя однозначно ответить на вопросы, нужно ли начислять и удерживать налог на дивиденды предприятию - налогоплательщику единого налога.
С одной стороны, в соответствии с пп. 7.8.2 ст. 7 Закона о налоге на прибыль налогоплательщик, который платит дивиденды своим акционерам (владельцам), должен начислять и удерживать налог на дивиденды в размере 30 % начисленной суммы выплат за счет таких выплат независимо от того, является ли эмитент налогоплательщиком на прибыль.
С другой стороны, пунктом 1.29 статьи 1 Закона о налоге на прибыль определено, что налог на дивиденды является одним из видов налога на прибыль. А поскольку налогоплательщик единого налога освобожден от уплаты налога на прибыль, можно говорить, что и налог на дивиденды начисляться и удерживаться не должен. Однако, если следовать этой точке зрения, следует учитывать, что на уплачиваемые дивиденды не будет распространяться льгота, предусмотрена п. п. “т” п. 1 статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 “О подоходном налоге с граждан”, с изменениями и дополнениями (далее - Декрет № 13-92). При выплате дивидендов необходимо будет удерживать подоходный налог.