Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики
По-прежнему будем рассматривать только первое приближение. Согласно сделанным допущениям, денежные средства, дебиторская задолженность и товарно-материальные средства увеличиваются на 10%. Поскольку основные средства в прошлом году эксплуатировались на полную мощность, объем основных средств также увеличивается на 10%. В составе пассивов предприятия спонтанно на 10% увеличились кредиторская задолженность и начисленные обязательства. Кроме того, величина нераспределенной прибыли, как это следует из отчета о прибыли, возросла на 88.15 тыс. грн. В итоге получилось, что суммарная «невязка» активов и пассивов составляет 95.85 тыс. грн. Это и есть объем дополнительного финансирования, оцененный в первом приближении.
Теперь финансовый менеджер должен принять решение, из каких источников он будет финансировать эти дополнительные потребности. Вариант такого финансирования представлен в табл. 3.4.
Табл. 3.4. Структура дополнительного финансирования компании "Скиф-3"
Источники финансирования
%
Тыс. грн.
Краткосрочные займы
25%
23.71
Долгосрочные кредиты
25%
23.71
Обыкновенные акции
50%
47.42
Всего:
100%
94.85
Это решение не проходит бесследно для процедуры прогнозирования. Дополнительное финансирование изменяет некоторые статьи отчета о прибыли и баланса. Рассчитаем финансовые поправки, которые учитываются при втором приближении отчета о прибыли и баланса:
- дополнительные проценты по краткосрочному кредиту 23,710.000 (20%) = 4,742.000;
- дополнительные проценты по долгосрочному кредиту 23,710.000 (26%) = 6,164.600;
- всего 10,906.6000;
- дополнительное количество акций 47,420,000/23=2,061.740;
- дополнительные дивидендные платежи 2,061,740 х 1.30 грн. = 2,680.261 грн.
Эти финансовые поправки вставляем в отчет о прибыли (см. табл. 3.2), что немедленно создает нам второе приближение отчета о прибыли. Во втором приближении отличаются процентные платежи и дивидендные выплаты, что влечет за собой изменение в добавке к нераспределенной прибыли. Во втором приближении она составляет 77.83 тыс. грн.
Аналогичные изменения делаются в прогнозном балансе предприятия в табл. 3.3, причем в качестве финансовых поправок появляются объемы дополнительного финансирования (краткосрочные займы, долгосрочные кредиты и обыкновенные акции). Кроме того, величина нераспределенной прибыли рассчитывается путем добавления к начальному значению 796.00 тыс. грн. добавки 77.83 тыс. грн. В итоге, величина «невязки» активов и пассивов баланса становится равной 10.32 тыс. грн. Напомним, что эта «невязка» трактуется как объем дополнительного финансирования. Поэтому процедуру принятия решения в отношении дополнительного финансирования следует повторить, разделив 10.32 тыс. грн. на три части согласно принятому ранее принципу.
В табл. 3.5 приведены величины «невязок» и распределение дополнительного финансирования для четырех приближений. Расчеты для всех остальных приближений полностью повторяют расчеты первого и второго приближения. Для выполнения этих расчетов рекомендуется использовать электронные таблицы Ехсе1.
Сколько необходимо сделать таких приближений? Критерий остановки процедуры вычислений - это сумма невязки. Представляется, что если она составляет менее 0.01% от суммы активов, то процесс последовательных расчетов можно прекращать, что и было сделано в настоящем примере. При достижении незначительной разницы активов и пассивов рекомендуется подкорректировать текущие активы компании.
Табл. 3.5. Структура дополнительного финансирования компании "Скиф-3"
Структура
финансиро
вания
1
приближе-ние
2
приближе-ние
3
приближе-ние
4
приближе-
ние
Краткосрочные займы
25%
23.71
2.58
0.28
0.03
Долгосрочные кредиты
25%
23.71
2.58
0.28
0.03
Обыкновенные акции
50%
47.42
5.16
0.56
0.06
Всего
100%
94.85
10.32
1.12
0.12
В окончательно виде структура дополнительного финансирования выглядит следующим образом:
Краткосрочные займы - 26.60 тыс. грн.
26.60 тыс. грн.
53.20 тыс. грн.
106.40 тыс. грн.
На завершающей стадии процесса планирования производится расчет основных финансовых коэффициентов и их сравнение с аналогичными показателями текущего периода и средними по отрасли. Такое сравнение проведено в табл. 3.6.
Таблица 3.6. Финансовые показатели компании "Скиф-3"
Финансовый показатель
2002
2003
Средний по отрасли
Коэффициент текущей ликвидности
3.19
3.06
4.2
Оборачиваемость ТМС (циклы)
4.22
4.22
9.0
Средний период погашения дебиторской задолженности (дни)
40.76
40.76
36.0
Оборачиваемость активов (циклы)
1.48
1.48
1.8
Отношение долга к капиталу
52.41%
50.93%
40.0%
Прибыльность продаж
4.58%
4.50%
5.0%
RОА
9.79%
9.79%
9.0%
RОЕ
14.82%
14.07%
15.0%
Как видно из результатов анализа таблицы, предприятие имеет достаточно высокие показатели прибыльности. В то же время, показатели оборачиваемости существенно хуже. Такой вывод не должен носить формальный характер. Финансовый менеджер должен задать себе вопрос, к чему приведет улучшение позиции предприятия в части оборачиваемости. Такую оценку сделать нетрудно. Попытаемся оценить эффект того, что предприятие сможет улучшить оборачиваемость дебиторской задолженности и снизить период оборачиваемости до среднего по отрасли значения, т.е. до 36 дней. Рассчитаем, какой объем дебиторской задолженности должен соответствовать такому показателю оборачиваемости:
3,300
----------- = 325.5 тыс. грн.
(365/36)
Объем дебиторской задолженности в балансе предприятия составляет 368.5 тыс. грн. Таким образом, если предприятие улучшит оборачиваемость дебиторской задолженности до уровня средней по отрасли, то это избавит ее от необходимости искать дополнительное финансирование на сумму 43 тыс. грн., что составляет около 40% от общей потребности в дополнительном финансировании.
3.2 Возможности использования предприятием налоговых льгот.
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи-нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не-правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред-приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого-вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши-рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе-ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре-шению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа ра-бочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
Системаналоговых льгот, ведет к уменьшению налогообложения объекта. Она имеет разнообразные формы и строится для каждого налога с учетом приоритетов национальной фискальной политики.
Льготы -- это предоставление преимущества, частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчения условий их выполнения. Налоговые льготы -- это освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством. Они являются одним из элементов налоговой политики и преследуют как экономическую, так и социальную цель. Используя налоговые льготы, государство регулирует определенные экономические процессы и обеспечивает социальную защиту отдельных видов деятельности и групп населения. Перечень налоговых льгот определяется законами Украины и инструкциями Министерства финансов Украины о порядке начисления и уплаты тех или других налогов.
В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога -- объекта налогообложения, налоговой базы или ставки налога -- направлена льгота, льготы делятся на три группы:
-- изъятия;
-- скидки;
-- налоговые кредиты.
Изъятия -- это налоговые льготы, направленные на исключение из облагаемого налогом дохода отдельных видов (объектов налогообложения).
Изъятия могут предоставляться как всем налогоплательщикам, так и отдельным их категориям; как постоянно, так и на определенный срок.
Скидки -- это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они связаны не с доходами налогоплательщика, а с расходами. Так, налогоплательщик имеет право уменьшать оюлагаемую налогом прибыль на сумму перечисленных ним средств в благотворительные фонды, предприятиям образования, здравоохранения, культуры и т.п..
Налоговые кредиты -- это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Объектом в данном случае выступает вычисленная сумма налога, а не доходы или расходы плательщика.
Политика Украины может стимулировать отечественное производство с целью повышения покупательского спроса "и конкурентоспособности отдельных видов товаров (продукции) на внутреннем рынке. Одним из аспектов такого стимулирования при налогообложении и есть предоставление льгот и других поощрений. При предоставлении льгот налогообложение рассматривается не как барьер на пути развития и не как невозвратная потеря большей частицы доходов, а как осознанная необходимость отчислений на развитие здравоохранения, страхования, соцобеспечения собственно налогоплательщиков.
Законодательством Украины предусмотрены особые льготы, которые можно поделить на две группы:
-- первая включает относительно традиционные и постоянные освобождения от налога независимо от обстоятельств (освобождения от уплаты налога отдельных групп плательщиков);
-- вторая характеризуется определенной непродолжительностью относительно конкретных объектов.
Согласно статье Закона Украины «О системе налогообложения» установление и отмена льгот налогоплательщикам осуществляется Верховной Радой Украины, а также Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с законами о налогообложении.
Среди наиболее распространенных являются такие виды налоговых льгот:
-- полное или частичное освобождение от уплаты некоторых налогов;
-- налоговые скидки для отдельных предприятий, областей, регионов;
-- не облагаемый налогами минимальный уровень прибылей;
--исключения из налогооблагаемых прибылей некоторых затрат налогоплательщиков;
— возвращение прежде уплаченных налогов (налоговая амнистия) и др.
Налоговые льготы всегда были и остаются объектом особого внимания и заинтересованности всех налогоплательщиков, поскольку - наличие комплекса налоговых льгот означает полное или частичное освобождение юридических и физических лиц от обязательных платежей. Предусмотренные законодательством льготы предоставляются в зависимости от объектов и субъектов налогообложения и значения их для развития народного хозяйства страны.
3.3. Способы минимизации и оптимизации налогов предприятия «Скиф-3».
Есть три основных способа минимизации налогов:
- Перенесение базы налогообложения.
- Снижение базы налогообложения.
- Утаивание базы налогообложения.
1.Перенесение базы налогообложения предусматривает наличие двух и больше компаний, одна из которых должна иметь значительно меньшие или нулевые ставки определенных видов налогов. Между этими предприятиями финансово-хозяйственные отношения организуются таким образом, чтобы база налогообложения уменьшилась у предприятия с высокими ставками налогообложения.
Варианты перенесения базы налогообложения.
- Регистрация в украинских свободных экономических зонах.
- Регистрация предприятий с участием общественной организации инвалидов.
- Регистрация предприятия как плательщика единого налога.
- Регистрация в офшорных зонах.
2.Снижение базы налогообложения предусматривает использование схем для уменьшения налоговой базы. Чем меньшая база - тем меньше налога придется уплатить.
3.Утаивание базы налогообложения.
Такие действия или бездеятельность могут привести к уголовной ответственности со всеми последствиями и рассматривать их мы не будем.
Способы минимизации НДС.
- Возмещение НДС - обязанность сборщика налогов .
- «Дарение» налогового кредита .
- Продажа НДС.
- Оптимизация НДС при продаже товара на условиях товарного кредита .
Минимизация налога на прибыль.
- Правильное привлечение оборотных средств.
- Минимизация налога на прибыль с применением ОФ, НМА и амортизации.
- Индексация незавершенного строительства как средство уменьшения налога на прибыль.
Минимизация НДС и налога на прибыль.
- Долгосрочный контракт как средство оптимизации налогов.
- Сельскохозяйственные товаропроизводители как средства оптимизации налогов.
- Не терять на ремонте арендованных основных средств.
- Уменьшать налоговые платежи при выходе из состава ООО одного из участников.
- Избегание бартера для уменьшения налоговых платежей.
Передача налоговых обязательств другому лицу.
Минимизация подоходного налога.
- Использование льгот подоходного налога.
- Оптимизация налоговых платежей при выплате работникам зарплаты.
Вариант уменьшения налоговых платежей при выплате зарплаты.
Обычная выплата заработной платы.
Допустим на счет фирмы поступило 120 у.е.
С этой суммы необходимо уплатить НДС 20 у.е.
50 у.е. - начисленная зарплата.
18,5 у.е. - начисления на эту зарплату (50*0,37=18,50)
(Суммарный процент начислений :
- 32 % - отчисления в Пенсионный фонд
- 2,9 % - отчисления в ФСС на случай временной нетрудоспособности
- 2,1 % - отчисления в ФСС на случай безработицы
- отчисления в ФСС от несчастных случаев на производстве для упрощения расчетов не определяем)
10 у.е. - подоходный налог с работника ( для упрощения возьмем его равным 20%
1,5 у.е. - удержания в пенсионный фонд и фонды социального страхования (2%+0,5%+0,5%=3%),(50*0,03=1,5).
Следовательно, при начислении зарплаты работникам 50 у.е. на руки они получат 38,5 у.е.
Вычислим, сколько останется прибыли на фирме после выплат всех налогов и зарплаты.
Налог на прибыль составляет [(120-20(НДС)-(50+18,5)]*0,3 (налог на прибыль)=9,45 у.е.
На все налоги фирмой было потрачено:
20+18,5+9,45+10+1,5=59,45 у.е., или 49,54%
Чистой прибыли осталось 22,05 у.е. (120-20-(50+18,5)-9,45)=22,05).
Выплата зарплаты путем выдачи займа
Предприятие не выплачивает большую зарплату работникам, а выдает им заем. Заем не является использованием средств и поэтому не подлежит налогообложению.
Итак, работник получает заем - те же 38,5%. При этом суммарное количество налогов, которые должна заплатить фирма, составляет 50 у.е. (20 у.е. -НДС и 30 у.е. - налог наприбыль (120-20)*0,3=30), или 41,67%.
Расчет через плательщика единого налога
В настоящее время оптимальнейшим способом расчетов со своими работниками является способ с использованием субъекта предпринимательской деятельности без создания юр.лица - плательщика единого налога.Фирма переводит на такого доверенного предпринимателя для расчетов с работниками определенную сумму без НДС, поскольку такой предприниматель не является плательщиком НДС. Предприниматель снимает всю сумму без уплаты налогов, т.к. он уже заплптил единый налог (от 20 до 200 грн. в месяц) и рассчитывается с работниками. Для фирмы общая потеря на налогах - 20% НДС (20 у.е.) и 30% налог на прибыль (18,45 у.е.):[(120-20-38,5)*30%=18,45].
Гражданин-предприниматель, который не выплачивает зарплату наемным работникам, получает на свой счет деньги и после уплаты налога может снять всю сумму с кодом «40» «Доход предпринимателя».
В нашем примере после выплаты зарплаты 38,5 у.е. на фирме осталось 43,05 у.е.чистого дохода (120-20-38,5 -18,45=43,05).
На все налоги будет потрачено 38,45 у.е. (20+18,45=38,45) или 32,04%.
Приведем преимущества инедостатки каждого из этих методов в таблице 3.7.
Таблица 3.7. Оптимизация налогов при выплате зарплаты.
Способы виплаты денег работнику
Процент затрат фирмы на налоги
Положительные моменты
Отрицательные моменты
Выплата зарплаты
49,54
Абсолютно все
легально и законно
Большой процент затрат фирмы на налоги, потеря денег работником на налогах
Заем
41,67
Уменьшается сумма затрат на налоги
Необходимость
разъяснения работникам
Перевод денег через плательщика единого налога
32,04
Вся сумма не
включается работнику к налогоблагаемому годовому доходу
Необходимость
Регистрации работника как субъекта предпринимательской деятельности
- Оптимизация подоходного при выходе из состава основателей.
- Оздоравливатся и есть без удержания подоходного.
- Продажа авто в рассрочку своему работнику без подоходного.
Использование в налоговом планировании упрощенных систем налогообложения.
- Выбор наиболее оптимальной формы предпринимательства.
- Оптимизация в сфере торговли через комиссионеров - плательщиков единого налога.
- Минимизация налогов у «упрощенцев».
Приведем вариант снижения налогового давления на предприятие с использованием преимуществ «упрощенцев».
Торговое предприятие, созадет плательщика единого налога, который будет предоставлять ему необходимые услуги и выполнять работы. При этом торговое предприятие не имеет потребности в значительном количестве работников. А чтобы не утратить работников, которые выучили все технологические процессы, их можно перевести к созданному плательщику единого налога.
Переместив только трудовую книжку, работник и в дальнейшем будет выполнять предыдущую работу на том же рабочем месте, только от лица нового предприятия, которое будет предоставлять услуги. Особых изменений, на первый взгляд, у предприятия не происходит. Взаимоотношения с покупателями и поставщиками не меняются. Работники, которые завоевали соответствующее уважение и доверие у клиентов, и в дальнейшем продолжают с ними работать. А вот экономия налоговых платежей может быть довольно важной.
Торговое предприятие, уплатив плательщику единого налога стоимость предоставленных услуг, основную
часть заработной платы, а также возможную прибыль (учитывая, что стоимость полученных услуг не регулируется) может отдать плательщику единого налога. Так основные налоговые нагрузки с торгового предприятия будут сняты.
Чтобы отсрочить на некоторое время и уплату единого налога, такой плательщик, выполнив некоторые работы и услуги в отчетном периоде, может и не получать всей выручки. Как известно, уплата этого налога прямо связана с суммой выручки, полученной в кассу и на текущий счет предприятия.
При таких условиях плательщику единого налога достаточно перечислять только сумму средств, необходимую для выплаты заработной платы и обеспечение других текущих потребностей.
Оставшаяся стоимость выполненных работ может быть временно (пока не минет срок исковой давности) и не оплачиваться. Если же у торгового предприятия нет прибыли, то стоимость услуг плательщика единого налога можно определить на уровне сумм, необходимых для выплаты зарплаты работникам, уплаты налогов в бюджет и покрытия текущих затрат.
Оптимизация вывода активов из предприятия.
- Подарить ДП физическому лицу.
- Избегать опасности при продаже имущества по сниженными ценами.
Лизинг: плюсы, минусы и возможность оптимизации платежей.
Технология беспошлинного ввоза.
- Иностранные инвестиции.
- Таможенная стоимость как средство «похудения» налоговых платежей.
- Временный ввоз.
- Личные вещи.
Специальные экономические зоны как средства оптимизации налоговых платежей.
Специальная (свободная) экономическая зона - это часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности, порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налогу и прочие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц.
Основанием для создания специальных экономических зон (СЕЗ) в Украине есть Закон Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13.10.92 г. №2673-ХІІ. Законом определен порядок создания и ликвидации и механизм функционирования СЕЗ, общие правовые и экономические основы, а также общие правила регулирования отношений субъектов этих зон с местными советами народных депутатов, органами государственной исполнительной власти и другими органами. Срок функционирования СЕЗ определяется законами про их создание.
Соответственно закону на территории Украины предусмотрено создание специальных (свободных) экономических зон: свободных таможенных зон и портов; экспортных зон; транзитных зон; таможенных складов; технологических парков; технополисов; комплексных производственных зон; туристично-рекреационных; страховых; банковских и других. Кроме этого, СЕЗ могут объединять в себе функции, присущие разным типам специальных (свободных) экономических зон.
Льготный режим налогообложения каждой зоны устанавливается индивидуально, выходя из условий, времени функционирования и цели создания.
СЭЗ «Донецк» создана законом Украины “Про специальные экономические зоны и специальный режим инвестиционной деятельности в Донецкой области” с изменениями и дополнениями».
В СЭЗ «Донецк» предусмотрены следующие льготы :
СЕЗ “Донецк” В специальной экономической зоне “Донецк” прибыль предприятий - субъектов этой зоны облагается налогами по ставке 20 % к объекту налогообложения. (ЗУ “Про специальные экономические зоны и специальный режим инвестиционной деятельности в Донецкой области” с изменениями и дополнениями, ст. 13 (ЗУ “О налогообложение прибыли предприятий” (абз. 7 п. 22.5 ст. 22))
Доходы, полученные нерезидентами с источником происхождения из территории специальной экономической зоны “Донецк” облагаются налогами в размере 2/3 налогообложения, определенных ст. 13 ЗУ “О налогообложение прибыли предприятий”. (ЗУ “Про специальные экономические зоны и специальный режим инвестиционной деятельности в Донецкой области” с изменениями и дополнениями, ст. 13 (ЗУ “О налогообложение прибыли предприятий” (абз. 7 п. 22.5 ст. 22))
Налоговое планирование с применением офшорных компаний.
ВЫВОДЫ
Можно говорить об успешных реформах в Украине, о том, что у нас наиболее низкие ставки налогообложения, что ГНА работает на налогоплательщиков, что правительство, Верховная Рада только и думают, как бы облегчить жизнь предпринимателям. Но тот, кто работает в бизнесе, по собственному опыту знает, что это не так. Можно много писать в газетах, говорить по радио или телевидению о несовершенстве налогового законодательства. Можно подавать свои проекты законов в комиссии Верховной Рады и безнадежно ждать, что депутаты примут наконец законы, которые помогут предпринимательству. Можно пойти и другим путем: показать, к чему могут привести просчеты и несовершенство налоговых законов, то есть попробовать доказать «от противоположного».
Налоговое планирование не ставит цель припрятать заработанные деньги от налогообложения. Во всем мире сокрытие доходов считается криминальным преступлением, поступком аморальным. Однако добросовестная уплата налогов отнюдь не означает «бездумная и максимальная».
Рекомендации относительно уменьшения сумм налогов не являются подсказыванием способов недоплаты государству надлежащего ей. О неуплате вообще речь не идет, так как это - криминал. Однако следует говорить об уменьшении налогового бремени в рамках законов. И здесь результат зависит от того, как эти законы толковать и в каких случаях применять. Ведь речь идет о том, чтобы не бояться налогов, чтобы лучше их знать и вместе с тем сознавать, что не платишь ни на гривну больше, чем надлежит.
Неужели найдется человек, который хотя бы раз не старалася уклониться от налогообложения? Всегда ли мы добросовестно платим плату за парковку или же на 100 процентов честные при контроле на таможне, при ремонте собственных авто, квартир, бытовой техники, уплате штрафов инспекторам ГАИ?!
Не ли ищем мы каких-то скидок, льгот, или же наоборот, -документально подтвержденных затрат? Мотив этих поступков ясен - сохранить свои нелегко заработанные деньги, ведь мы работаем прежде всего для того, чтобы заработать деньги для удержания на надлежащем уровне себя и близких нам людей, а не ради уплаты налогов.
Человеческая психология в отношении налогов не зависит от страны проживания.
В Египте даже на фешенебельных отелях недостроенные крыши, среди роскошной внутренней обстановки торчит арматура недоштукатурених колонн. Связано с тем, чтобы не платить налог на недвижимостью.
Порт-Саид - свободная экономическая зона. Все, что человек на себе может перенести через таможенный пост, который соединяет Порт-Саид с Египтом, никакими налогами не обкладывается. Поэтому египтяне натягивают на себя по 5-6 пар штанов, рубашек, обматываются материей, и, переваливаясь по-гусиному и обливаясь потом, проходят импровизированную границу. Даже не стараясь пройти большее 20 метров, начинают раздеваться и разматываться - все же в рамках закона и никто не стыдится. И это в стране, где ворам когда-то отрубали руки.
В Турции в магазинах имеются кассовые аппараты , однако редко их используют по назначению.
Даже в близкой Польше по просьбе дать «поквитування» (подтверждения ваших затрат), как правило, выдают чек, на котором написан «не фискальный».
Система сбора налогов должна быть максимально простая и понятная среднему гражданину. Основным нормативным актом, который регулирует виды налогов и их количество, есть Закон Украины «О системе налогообложения».
Этим Законом предусмотрено, что ставки, механизм взыскания налогов и собрания (обязательных платежей) и льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, чем законы о налогообложении. Однако, к сожалению, главных постулатов этого основного налогового Закона законодатели не придерживаются.
Целесообразно рассмотреть варианты, когда в предпринимательской деятельности оказывается вохможность в получении каких-то льгот или минимизации налоговых платежей.
Неуплата налогов - это преступление против государства. Неиспользования всех законных возможностей для уменьшения налогообложения - это преступление против собственного предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Украины “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 19.10.2000 г. № 2063-III, который вступил с 22 ноября 2000 г.
2. Закон Украины “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности” от 23.06.96 г. № 98/96-ВР.
3. Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость” от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.Закон Украины “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
4. Закона Украины “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование”
5. Закон Украины “О сборе на обязательное социальное страхование”
6. Закон Украины “О плате за землю” от 03.07.92 г. № 2535-XII.
7. Закон Украины “О системе налогообложения” от 25.06.91 г. № 1251-XII.
8. Закон Украины “Об аренде земли” от 06.10.98 г. № 161-XIV.
9. Закон Украины “О предпринимательстве” от 07.02.91 г. № 698-XII.
10. Закон Украины “О системе налогообложения” от 25.06.91 г. № 1251-XII.
11. Закон Украины от 15 июля 1999 года № 967-XIV “О внесении изменений в Закон Украины “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование”.
12. Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость” от 14.09.2000 г. № 1955-III.
13. Законом Украины от 14.09.2000 г. № 1955-III “О внесении изменений в Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость”.
14. Указ Президента Украины “О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” от 28.06.99 г. № 746/99.
15. Указ Президента Украины “О некоторых изменениях в налогообложении” от 07.08.98 г. № 857/98.
16. Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 “О подоходном налоге с граждан”.
17. Постановление Кабинета Министров Украины от 16.03.2000 г. № 507 “О разъяснениях Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727”.
18. Постановление Кабинета Министров Украины от 07.12.99 г. № 2215 “О некоторых вопросах возмещения сумм налога на добавленную стоимость”.
19. Указания о составе и порядке заполнения учетных регистров малыми предприятиями, утвержденные Приказом Министерства финансов Украины от 31.05.96 г. № 112.
20. Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.
21. Инструкция “О статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины”, утверждённая приказом Министерства статистики Украины от 07.07.95 г. № 171.
22. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 “Финансовый отчет субъектов малого предпринимательства”, утверждённое Приказом Министерства финансов Украины от 25.02.2000 г. № 39. Письмо ГНАУ от 01.02.2000 г. № 52 /4/16-1210.
23. Положение об упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, утверждённое Приказом Министерства финансов Украины от 30.09.98 г. № 196.
24. Порядок возмещения НДС, утвержденный приказом ГНАУ в редакции от 06.05.98 г. № 222/38.
25. Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утверждён Приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.
26. Положение о Реестре налогоплательщиков на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.
27. Бобров В.Я. Основи ринкової економіки: Підручник.-К.:Либідь, 1995.-320с.
28. Боровець Д. Коли органи державної податкової служби мають право зупиняти операції платників податків на їхніх рахунках (Галицькі контракти, 1999, №40, с.22).
29. Климко Г.Н. Основи економічної теорії : політекономічний аспект: Підручник Г.Н.Климко, В.П.Нестеренко, Л.О. Каніщенко та ін. 2-ге вид., перероб. і допов. -К: Вища шк.-Знання, 1997-743с.
31. Николенко Ю.В. Основи економічної теорії за редакцією проф. Ю.В.Николенка, 2-ге вид.К.: “Либідь”,1998 -270с.
32. Пруссова Л.Г. О снови ринкової економіки :Виробничо-практичне видання.-К.:РВО “Поліграфкнига”, 1993-304с.
33. Соболев В.М.Макроэкономика. Учебное пособие для студентов эконом. вузов и факультетов .-Харьков: НВФ « Студцентр» , 1997-224с.
34. Бобров В.Я. Основи ринкової економіки: Підручник.-К.:Либідь, 1995.-320с.
35. Елисеев А., Пидлужний М. Податкове планування. - Л:Ліга-Прес 2003.-274 c.
Приложение 2.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ДЛЯ
АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРОЩЕННЫХ СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Наименованиеплатежа
Ставка, размер
Объектналогооб-ложения
Датаплатежа
Последнийсрокот- четности
Штраф, финансовыесанкции
Пеня
Основнойрегулирую-щийзакон
Примечание
Фиксированый налог для граждан-предпринимателей освобождает от уплаты: начисления на фонд оплаты труда; отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования; налог на промысел; сбор в Чернобыльский фонд; сбор на обязательное социальное страхование; взнос в Фонд социальной защиты инвалидов; плату за приобретение торгового патента на осуществление торговой деятельности
Устанавливает ся местным советом в пределах 20-100 грн. в месяц + 50% суммы фик-сированного налога за каждого наемного рабо-чего или члена семьи, указанного в патенте
Доход от предпри- нимательской дея-тельности
Ежемесячно или единым платежом (максимум за 12 мес.)
Не предусмотрена
Размер фиксиро- ванного налога за 1 мес за каждое лицо, не внесен-ное в патент
120% учетной ставки НБУ
Декрет КМУ "0 подоходном нало-ге с граждан" от 26.12.92 г. (пос-леднее изменение 13.02.98 г.)
Перейти на уплату фиксированного налога могут граждане-предприни-матели, являющиеся плательщиком рыночного сбора, валовый доход за предыдущий год которых составил не более 7000 нмдг. Количество наемных рабочих при этом не должно превышать пяти человек. Фиксированный налог для физлиц при торговле алкогольн-ыми и табачными изделиями не применяется. Доходы от других видов деятельности облага-ются в обычном порядке
Фиксированный сельскохозяйствен-ный налог вклю-чает: налог на прибыль; налог (плату) за землю; налог с владельцев транспортных средств; коммунальный налог; сбор за геологоразведочныеработы; сбор в Чернобыльский фонд; сбор на обяза-тельное социальное страхование; отчи-сление и сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержа-ние автомобильных дорог общего пользования; сбор в Пенсионный фонд; сбор в Госинно-фонд; плату за приобретение торгового патента на осуществление торговой деятель-ности; сбор за специальное использование природных ресурсов (использования воды на сельско-хозяйственные нужды)
0,5 - для па-хоты, сеножа-тей и пастбищ (0,3 - для горных зон); 0,3 для многолетних насаждений (0,1 - для горных зон); ставка увеличивается в 1,5 раза, если размер уплаченных в предыдущем го-ду налогов превышает сум-му фиксирован-ного налога в 3-4 раза, если более 4 раз, ставка налога увеличивается в 2 раза
Единица земельной площади
Ежемесячно до 20 числа месяца, сле-дующего за отчет-ным в размерах: I квартал - 10%; II квартал - 10%; III квартал - 50%; IV квартал - 30%; до 20 января года, следующего за от-четным
Расчет налога подается ежегодно до 1 февраля
5-10 нмдг, 10-15 нмдг при повтор-ном нарушении на протяжении года: 100% при скры-той или занижен- ной сумме, 200% при повторном нарушении на протяжении года
120% учетной ставки НБУ
Закон Украины "0 фиксированном налоге" от 17.12.98 г. N 320-ХIV
Перейти на уплату этого налога могут сельхозпредприятия, если сумма от реали-зации сельхозпродук-ции собственного производства и продуктов ее перера-ботки за преды-дущий отчетный год превы-шает 50% общей суммы валового дохода предприятия. Плательщики сель-скохозяйст венного налога могут выби-рать форму его оплаты -денежную или в виде поставок сельхозпро-дукции. Сельхозпроизводите-ли освобождаются от уплаты этого налога с 01.01.99 г.по 01.01.2001 г.
Единый налог вклю-чает: НДС (кроме случаев, ког-да юрлицом выбран способ налогого-обложения доходов по ставке единого налога 6%); налог на прибыль; налог на доходы физлиц (для физических лиц-предпринима-телей); налог (пла-ту) за землю; сбор за специальное использование природных ресур-сов; сбор в Черно-быльский фонд; сбор в Госинно-фонд; сбор на обяза-тельное социальное страхование; отчис-ление и сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержа-ние автомобильных дорог общего поль-зования; комму-нальный налог; на-лог на промысел; сборв Пенсийный фонд; сбор за выда-чу разрешения на размещение объек-тов торговли и сферы услуг; взнос в Фонд социальной защиты инвалидов; взнос в Государс-твенный фонд со-действия занятости населения; плату за патенты согласно Закону Украны "О патентовании неко-торых видов пред-принимательской деятельности"
1) для физлиц 20-200 грн. в месяц + 50% ставки единого налога за каж- дого наемного рабочего; 2) для юрлиц -6% объема вы-ручки от реа-лизации про-дукции (това-ров, работ, услуг). Единый налог не вклю-чает НДС 3) для юрлиц -10% объема вы-ручки от реа-лизации про-дукции (това-ров, работ,услуг). Единыйналог включает НДС
1) Для физ-лиц- предпринима-телей - доход от предприни-мательской деятельности; 2) для юрлиц - объем реализо-ванных това-ров, работ, услуг 3) для юрлиц -объем реали-зованных това-ров, работ, ус-луг
Для физлиц первый раз вместе с подачей заявле-ния опереходе на единый налог, впоследствии по истечении срока, за который было уплачено (макси-мум 12 мес); для юрлиц - до 20 числа месяца, следующего за тем, в котором получена выручка
Для юрлиц - до 20 числа месяца, следующего за отчетным пери-одом кварталом)
5-10 нмдг, 10-15 нмдг при повтор-ном нарушении на протяжении года; 100% при скры-той или занижен- ной сумме, 200% при повторном нарушении на протяжении года
120% учетной ставки НБУ
Указ Президента "Об упрощенной системе налогооб-ложения, учета и отчетности субъ-ектов малого предпри ниматель ства" N 727/98 от 03.07.98 г. (в ре-дакции Указа Президента N 746/99 от 28.06.99 г.)
Условия перехода на единый налог: для физических лиц - объем выручки от реализации товаров, работ, услуг должен составлять не более 500тыс.грн., количество наемных рабочих - не более 10 человек; для юриди- ческих лиц - объем выручки от реали-зации товаров, работ, услуг должен состав-лять не более 1 млн. грн., количество наемных рабочих - не более 50 человек. Для перехода на единый налог заявление подается- не позднее 15 дней до наступле-ния следующего отчетного периода (квартала). Доходы физических лиц не включаются в сумму совокупного подоход- ного налога. Физические лица могут не применять ЭККА.
Спецпатент освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость; налога на доходы физлиц; налога на прибыль; налога (плату) за землю; сбора за специальное ис-пользование при-родных ресурсов; сбора в Черно-быльский фонд; сбора обязательное социальное страхо-вание; сбора в Пенсионный фонд; сбора в Госинно-фонд; отчисления и сборы на строитель-ство, реконструк-цию, ремонт и содержание автомо-бильного налога; рыночного сбора; сбора за выдачу разрешения на размещение объек-тов торговли и сферы услуг
Устанавливают местные советы в зависимости от местонахож- дения пункта продажи това- ров, ассорти-мента товаров или видов бы-товых услуг
Торговая деятельность (розничная и оптовая торговля, общественное питание), бытовые услуги
Ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным
Не предусмотрена
5-10 нмдг, 10-15 нмдг при повтор-ном нарушении на протяжении года; 100% при скрытой или заниженной сумме, 200% при повторном нару-шении на протя-жении года
120% учетной ставки НБУ
Закон Украины "0 патентовании не-которых видов предприниматель-ской деятельности от 23.03.96 г. (пос-леднее изменение 10,02.98 г.); пос-тановление КМУ
Зоны действия спецпатента утвер-ждаются КМУ после обращения местных органов самоуправ-ления. Сейчас зонами действия спецпатента являются: доходы физлиц, не включен-ные в сумму совокуп-ного подоходного налога; отсутствие в перечне обязательных налогов и сборов, предусмотренны х Законом Украины "0 системе налогообло-жени я"
Примечание. Для многих регионов Украины установлены отдельные режимы - свободные экономические зоны, зоны проведения экономических экспериментов и т. д.