Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики
Таким образом, предприятие - плательщик единого налога при выплате дивидендов своим акционерам (учредителям) должно выбрать один из двух путей разрешения этой проблемы: или начислить и удержать налог на дивиденды в размере 30 %, или налог на дивиденды не начислять, а осуществить соответствующие удержания подоходного налога с полученного в виде дивидендов дохода акционеров. Представители налоговых органов следуют мнению, что налогоплательщик единого налога при выплате дивидендов должен начислять и удерживать 30-процентный налог на дивиденды.
Налоги и сборы, связанные с выплатой заработной платы работникам.
Особое внимание следует уделить вопросом касающихся налогов и сборов, связанных с выплатой заработной платы работникам.
Как уже указывалось, плательщики единого налога - юридические лица, освобождаются от обязанности начислять в фонд оплаты труда своих работников сборы в Пенсионный фонд (32 %), в Фонд социального страхования (4 %) и в Государственный фонд содействия занятости населения (1,5 %).
Однако в соответствии с Указом № 746 юридические лица - плательщики единого налога не освобождаются от обязанности осуществлять удержание с совокупного налогооблагаемого дохода своих работников сумм подоходного налога, сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (1 или 2 %), сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы (0,5 %).
Налоги и сборы, от уплаты которых плательщик единого налога не освобождается
Плательщик единого налога не освобождается от уплаты таких налогов и сборов, как:
- НДС (для плательщиков единого налога, которые избрали ставку 6 %);
- акцизный сбор;
- пошлина;
- государственная пошлина;
- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
- сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводство;
- сбор за загрязнение окружающей среды.
Также в соответствии с Указом № 746 плательщики единого налога не освобожденные от обязанности уплаты ряда местных налогов и сборов (за исключением сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг), рентных платежей и тому подобное.
8. Некоторые вопросы, связанные с деятельностью плательщиков единого налога
Возврат товара
Неурегулированной является ситуация с возвратом товаров (а такая операция как в оптовой, так и в розничной торговле - явление достаточно распространённой).
Предположим, что к переходу на уплату единого налога по ставке 10 % предприятие отгрузило товары покупателю, который по каким-либо причинам возвратил товар. Такое предприятие оказывается в очень невыгодном положении: оно не может выписать дополнение 2 “Расчет корректирования количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной” и не может уменьшить налоговые обязательства, относительно которых уже рассчиталось с бюджетом, поскольку не является плательщиком НДС, следовательно, такое предприятие заплатит налог с этого товара дважды: НДС - при продаже покупателю, который возвратил этот товар, и единый налог - при дальнейшей реализации этого товара другому покупателю.
В противоположной ситуации, если к переходу на уплату единого налога по ставке 10 % предприятие покупает товар, а потом по любым причинам возвращает его поставщику, то НДС, отнесенный в состав налогового кредита при приобретении, не может быть сторнирован, поскольку предприятие уже не является плательщиком НДС. При этом страдает бюджет, поскольку он недополучает соответствующую сумму налога.
Рассуждая логично, допускать факт двойного налогообложения нельзя, ровно как нельзя допускать и неуплату налогов в бюджет.
Однако из-за отсутствия любых разъяснений единственное, что можно порекомендовать для избежания недоразумений, - действовать по формальному принципу: в первой ситуации облагать налогом товары дважды, а во второй - не сторнировать сумму НДС.
Проблема двойного налогообложения
Проблема двойного налогообложения у “единоналожников” может возникнуть в такой ситуации. Предположим, что отгрузка продукции осуществлена до перехода на уплату единого налога, а оплата осуществляется после этого момента. При формальном подходе предприятие должно с одной и той же суммы оплатить и налог на прибыль, и НДС, а после получения оплаты - еще и единый налог.
Такой подход не может считаться обоснованным, ведь в пункте 9.3 статьи 9 Закона Украины “О системе налогообложения” от 25.06.91 г. № 1251-XII отмечено, что “обязательства юридического лица касающиеся уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) прекращается с уплатой налога, сбора (обязательного платежа) или его отменой”. В этом случае предприятие выполнило свое обязательство перед бюджетом, заплатив с суммы полученного дохода налог на прибыль.
Поэтому, на наш взгляд, единственно правильным выходом из такой ситуации является обложение суммы реализации только один раз (или налогом на прибыль и НДС, или единым налогом).
9. Налоговая отчетность плательщиков единого налога
По результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) плательщики единого налога подают в органу государственной налоговой службы до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчеты об уплате единого налога, а также платежные поручения на уплату единого налога за отчетный период с отметкой банка о зачислении средств, акцизного сбора и в случае избрания ими единого налога по ставке 6 % - декларацию по НДС.
При этом важно обратить внимание на следующие: в Указе определено, что единый налог выплачивается ежемесячно не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным, т.е. последним днем уплаты считается 20 число. Платежное поручение за отчетный период с отметкой банка о зачислении средств должно быть подано к 20 числу вместе с Расчетом об уплате единого налога, т.е. последним днем предоставления является 19 число.
Единый налог за последний месяц отчетного квартала необходимо оплатить к 20 числу, следующему за отчетным кварталом, чтобы вовремя подать платежные поручения.
Формы расчетов уплаты единого налога, субъекта малого предпринимательства - юридическим лицом утверждены приказом ГНАУ от 12.10.99 г. № 553. Расчет единого налога заполняется нарастающим итогом с начала года. В нем также отображаются данные за отчетный квартал и в том числе справочно - за первый и второй месяцы кварталу.
Сумма единого налога перечисляется предприятием на счет соответствующего отделения Государственного казначейства Украины.
Отделения Государственного казначейства Украины следующего дня после поступления средств перечисляют суммы единого налога в таких размерах:
в Государственный бюджет Украины - 20 %;
в местный бюджет - 23 %;
в Пенсионный фонд Украины - 42 %;
на обязательное социальное страхование - 15 % (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения - 4 %).
10. Особенности перехода “единоналожников” на обычную систему налогообложения
После окончания срока действия Свидетельства, отказа от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, нарушения условий касающихся объема выручки и среднеучетной численности, предусмотренной Указом № 746, а также в случае ликвидации юридического лица в установленном законодательством порядке Свидетельство подлежит возврату в орган государственной налоговой службы, который его выдал.
Плательщики единого налога, которые приняли решение отказаться от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и вернуться к общей системе налогообложения, могут сделать это с начала следующего квартала. При этом необходимо подать заявление к налоговым органам не позже, чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного квартала.
Кроме того, плательщикам 10 % единого налога, которые решили перейти на обычную систему налогообложение, необходимо иметь в виду следующее. Согласно Постановлению КМУ от 16.03.2000 г. № 507 “О разъяснениях Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727” (далее - Разъяснения № 507), в случае выдачи заявления об отказе предприятию в регистрации как плательщика единого налога, которые до перехода на уплату единого налога не были зарегистрированы как плательщики НДС, обязаны осуществить регистрацию в порядке, установленном Положением о Реестре налогоплательщиков на добавленную стоимость, утвержденным приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79, с изменениями и дополнениями (далее - Положение № 79). Так, в соответствии с п. 7 этого документа лица, которые, выплачивая единый налог по ставке 10 %, нарушили требования, установленные статьей 1 Указа № 746 (среднеучётная численности работающих превысила 50 человек или объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год превысил 1 миллиона грн.), обязаны зарегистрироваться как плательщики НДС, начиная с последующего отчетного периода (квартала). Однако норму, обязывающую бывших “единоналожников” регистрироваться плательщиками НДС, было внесено в Положение № 79 в связи с тем, что в соответствии с п. 9.3 ст. 9 Закона о НДС субъекты предпринимательской деятельности, которые создавались после вступления в силу действия этого Закона, т.е. после 1 октября 1997 г., были обязаны зарегистрироваться как плательщики НДС независимо от вида деятельности и объемов операций по продаже товаров, (работ, услуг). Однако Законом Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость” от 14.09.2000 г. № 1955-III, который набрал действию 05.10 2000 г., редакцию п. 9.3 ст. 9 Закона о НДС было изменено. Согласно новой редакции указанного пункта регистрация плательщиков НДС осуществляется только в том случае, если такое лицо подпадает под определение налогоплательщика в соответствии со статьей 2 Закона о НДС. Следовательно, невзирая на норму, которая содержится в Положении № 79, у плательщиков единого налога по ставке 10 %, которые переходят на обычную систему налогообложения, необходимость в регистрации как плательщиков НДС возникнет только в том случае, если они подпадут под определение плательщиков в соответствии со статьей 2 Закона о НДС.
В связи с этим хотелось бы заметить, что в соответствии с Законом Украины от 14.09.2000 г. № 1955-III “О внесении изменений в Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость” была увеличена граница объема налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) до 3600 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, достижения которых в течение любого периода с последнего двенадцати календарных месяцев обязывает субъекта предпринимательской деятельности зарегистрироваться плательщиком НДС. При этом к такому объему включаются операции по продаже товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом, как по полной ставке, так и по нулевой ставке налога, а также операциям по продаже товаров (работ, услуг), освобожденных от обложения НДС. Если у предприятия, которое переходит с 10 % единого налога на обычную систему налогообложения, объемы по продаже товаров (работ, услуг) не превысили установленного размера, но при этом такое предприятие признало за целесообразное зарегистрироваться как плательщик НДС, ему следует учитывать, что за заявлением таких плательщиков осуществляется их регистрация как добровольная, а это значит, что такие плательщики не смогут получить бюджетное возмещение, а аннулирование Свидетельства может произойти не раньше чем через 24 месяца после даты такой регистрации при условии не достижения ими необходимых объемов.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос, с какого периода бывшему “единоналожнику”, который работал по ставке 10 %, начинать отсчет 12 месяцев с целью определения объема налогооблагаемых операций: с момента перехода на обычную систему или вести отсчет с учетом того периода, когда он работал на едином налоге? В Законе о НДС сказано следующее: налогоплательщиком является лицо, объем налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) который в течение любого периода с последних 12 календарных месяцев превышал 3600 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. При формальном подходе можно заключить: поскольку в Законе имеется ввиду любой период с последних 12 календарных месяцев, то период, в котором субъект предпринимательства был плательщиком 10 %, единого налога также необходимо учитывать.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что предприятие «Скиф-3» имеет все возможности и выполняет все необходимые условия для того, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения. Переход на такую систему несомненно будет выгоден предприятию.
Перечень обязательных платежей для упрощенной системы налогобложение привелден в Приложении 2.
3. Методы налогового планирования и особенности их применения в условиях ООО "Скиф-3".
3.1 Методика расчетов величины налоговых платежей предприятия в ходе составления финансового плана (форма 2).
В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.
С развитием мировой экономики планирование деятельности стало основой работы предприятий. Характерным примером этого является бизнес-план. Без него очень редкий инвестор решится вкладывать деньги в развитие или расширение бизнеса. От правильности и точности прогнозов зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности.
Закон Украины «О предприятиях в Украине» от 27 марта 1991 года N 887-XII регламентирует деятельность предприятий по планированию.
«Статья 20. Планирование деятельности предприятия
1. Предприятие (кроме казенного) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития выходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и по необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения доходов.
(абзац первый пункта 1 статьи 20 с дополнениями, внесенными в соответствии с Законом Украины от 04.02.98 г. N 72/98-ВР)
Основу планов составляют государственные заказы и договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг и поставщиками материально-технических ресурсов.
2. Предприятие выполняет работы и поставки для государственных потребностей на договорной основе в порядке, который определяется законодательными актами Украины.
3. Предприятие при подготовке планов своего экономического развития согласовывает с соответствующим Советом народных депутатов мероприятия, которые могут вызывать экологические, социальные, демографические и другие последствия, которые задевают интересы населения территории, и несет материальную ответственность перед Советами народных депутатов за вредные последствия своей деятельности.
4. Государственное предприятие (кроме казенного) самостоятельно составляет годовой финансовый план, который утверждается до 1 июля года, который предшествует планированному, органом, уполномоченным управлять соответствующим государственным имуществом.
Порядок составления годового финансового плана государственным предприятием (кроме казенного) устанавливает уполномоченный Кабинетом Министров Украины центральный орган исполнительной власти.
Предприятия других форм собственности разрабатывают и утверждают финансовые планы в порядке и в сроки, определенные их владельцем (владельцами).
(статью 20 дополнено пунктом 4 в соответствии с Законом Украины от 21.09.2000 г. N 1963-III)»
Финансовое планирование -- это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее:
- анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;
- прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;
- обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);
- оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.
Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде. Общая идеология финансового планирования представлена на рис. 3.1.
Принципы финансового планирования:
- научная обгрунтованность - предусматривает проведение расчетов финансовых показателей на основе определенных методик.
- единство - единая финансовая политика, единый переход к распределению ВНДохода
- непрерывность - означает взаимосвязь перспективных, текущих и оперативных финансовых планов.
- стабильность - незаменимость показателей финансовых планов.
Рис. 3.1. Комплексный характер планирования предприятия.
Можно выделить следующие уровни финансового планирования: долгосрочное (инвестиционное) и краткосрочное (текущее) планирование. Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени. Разделение производят по следующим критериям:
- группа активов и обязательств, с которыми связаны вопросы финансового планирования (долгосрочные обязательства);
- решения долгосрочного финансового планирования нелегко приостановить, они влияют на деятельность компании на длительное время;
- плановый период (как правило, у краткосрочного планирования -- до 12 месяцев, у долгосрочного -- более одного года, обычно долее трех лет).
Методы финансового планирования и прогнозирования
1. Нормативный метод
2. Расчетно-аналитический метод
3. Балансовый метод
4. Метод оптимизации плановых решений
5. Экономико-математическое моделирование
6. Сетевой метод планирования финансовых показателей
7. Программно-целевой метод планирования
8. Методы прогнозирования финансовых показателей.
Метод коэффициентов - распространения установленных в прошлом тенденций на будущий период (при индексации стоимости основных средств)
Нормативный - предусматривает расчет финансовых показателей на основе установленных норм и нормативов.
Нормы и нормативы должны отвечать таким требованиям:
1. Научная обгрунтованость
2. Прогрессивность
3. Продолжительное действие
4. Стабильность
Виды нормативов:
1. Основанные на методических нормах (представляют денежное выражение натуральных норм) - при определении расходов бюджетных учреждений.
2. Нормативы, как самостоятельные расчетные величины: налоги, отчисления в целевые фонды.
Балансовый метод предусматривает соответствие расходов источникам их покрытия.
Виды балансового метода:
1. Баланс доходов и расходов складывается на предприятиях. Текущий финансовый план. Структура: доходы и поступления средства (доход, аморт. отчисления, паевые взносы, внутренние финансовые ресурсы, выручка…)
2. Расходы и отчисления: капиталовложения, образования резервов, подготовка кадров.
3. Взаимоотношения с бюджетом: сумма налогов, сборов платежей
4. Взаимоотношения с кредитной системой.
Виды финансового плана:
- Баланс доходов и расходов хозяйствующего субъекта
- План денежных потоков
- Кредитный план
- Кассовый план
- Платежный календарь
- План валютных доходов и расходов
- Бюджетирование как вид внутрифирменного финансового планирования
На основе финансового планирования выполняется налоговое планирование.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) местных органов государственного управления.
Суть налогового планирования складывается в творческом поиске вариантов ведения хозяйственной деятельности и создании таких условий, при которых минимизируются налоги с целью увеличения прибыли предприятия и улучшение его финансового состояния.
Прежде всего налоговое планирование предусматривает:
- внимательное изучение законодательного поля при осуществлении любой финансовой операции;
- проведения соответствующих расчетов (с учетом всех возможностей и рисков);
- подтверждения законности методов уплаты минимальных налоговых платежей.
Цель налогового планирования - помочь предприятиям:
- придерживая налогового законодательства, правильно рассчитать сумму налогов (чтобы уплатить сполна, но не лишнее);
- максимально увеличить прибыль;
- разработать структуру взаимовыгодных договоров с заказчиками и поставщиками;
- избегнуть штрафных санкций.
Исполняя налоговые обязанности, налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном действующим законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик в целях получения различных налоговых преимуществ и послаблений, а также уменьшения размера подлежащих уплате налогов и сборов может предпринять и целенаправленные действия, направленные на получение налоговых льгот, т.е. добиться для себя приемлемых условий налогообложения.
Уменьшение размера налоговых обязанностей посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных способов и приемов принято именовать налоговой оптимизацией. В данном случае налоговые платежи сводятся к минимуму (или, скорее, к оптимуму) на законных основаниях, в отличие от уклонения от уплаты налогов, совершаемого с применением незаконных методов и схем.
Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае. Перспективная налоговая оптимизация основывается на применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе его деятельности, имея долговременный характер и учитывая возможные изменения как внешних так и внутренних, влияющих на уровень налогообложения, факторов.
Методы налоговой оптимизации основываются на использовании особенностей налогообложения предусматриваемых в отношении определенных объектов налогообложения, в отношении определенных субъектов налогообложения и в отношении определенных видов деятельности субъектов налогообложения, действующих на отдельных территориях.
Метод уменьшения (или изменения) объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе.
Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения.
Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени, по сравнению с теми, которые осуществлялись.
Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по "чужому" поручению с "чужим" товаром за определенное вознаграждение.
Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации в государстве, предоставляющем при определенных условиях льготное налогообложение.
Комплексное и целенаправленное использование перечисленных методов налоговой оптимизации для получения максимального экономического эффекта и называется налоговым планированием. Использование этих методов в сочетании с заменой налоговой юрисдикции представляет собой широко используемое в мире международное налоговое планирование. Причем налоговое планирование может с успехом применяться как организациями, так и физическими лицами.
Рассчитаем величину налоговых платежей на примере ООО «Скиф-3».
Составим прогноз отчета о прибыли на планируемый год. Для осуществления такого прогноза необходимо задаться следующими исходными данными:
1. Прогноз продаж на планируемый год. Эта задача решается маркетингом предприятия. Причем в рамках рассматриваемого метода решение производится в очень укрупненном виде - в виде процента роста общего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы. К примеру, главный маркетолог предприятия должен обосновать, что в планируемом году продажи возрастут на 10 процентов.
2. Предположения относительно коэффициентов операционных затрат. В частности, можно предположить, что эти проценты остаются такими же, как и в текущем году, издержки растут пропорционально продажам. В более сложных случаях необходимо производить прогноз издержек отдельно.
3. Ставки процентов по заемному капиталу и краткосрочным банковским кредитам. Эти проценты выбираются исходя из опыта общения финансового менеджера с банковскими фирмами.
4. Коэффициент дивидендных выплат, который устанавливается в процессе общего корпоративного управления. Основная цель прогноза отчет о прибыли состоит в том, чтобы оценить объем будущей прибыли предприятия, и какая часть прибыли будет реинвестирована. Прогноз баланса предприятия на планируемый год прогнозируется при следующих допущениях.
1. Принимается, что все участвующие в производстве активы предприятия изменяются пропорционально объему продаж, если предприятие работает с полной производительностью. Если предприятия не использует свои основные средства на полную мощность, то основные средства изменяются не пропорционально объему продаж. В то же время, денежные средства, дебиторская задолженность, товарно-материальные запасы следует принять изменяющимися пропорционально объемупродаж.
2. Задолженности предприятия и собственный капитал должны увеличиваться в случае роста величины активов. Этот рост происходит не автоматически. Необходимо специальное решение финансового менеджера о дополнительных источниках финансирования.
3. Отдельные обязательства, такие как кредиторская задолженность и начисленные обязательства, изменяются пропорционально объему продаж спонтанно, так рост продаж приводит к увеличению масштаба деятельности предприятия, связанной с закупками сырья и материалов и с использованием работников. Увеличение величины нераспределенной прибыли, как дополнительный источник финансирования, оценивается с помощью прогнозного отчета о прибыли.
4. Разница между спрогнозированным объемом активов и спрогнозированным объемом задолженностей и капитала представляет собой искомый объем дополнительного финансирования.
5. Эта разница должна быть покрыта за счет статьи задолженностей (банковская ссуда, векселя к оплате, долгосрочный банковский кредит, объем эмиссии облигаций предприятия) и капитала. Решение о распределении дополнительных потребностей по отдельным категориям есть прерогатива финансового директора.
Анализ основных финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются, чтобы контролировать и балансировать пропорции собственных и заемных средств, а так же определять эффективность выбранных источников финансирования и их влияние на эффективность деятельности компании в целом. Если обнаруживается, что предприятие имеет финансовые показатели ниже уровня средних по отрасли, то это должно восприниматься как неудовлетворительное планирование деятельности предприятия.
Пусть ООО "Скиф-3" планирует в следующем году такие показатели, представленные в табл. 3.1.
Табл. 3.1. Исходные данные для финансового планирования компании "Скиф-3"
Увеличение продаж (%)
10%
Степень загрузки оборудования
1
Коэффициент дивидендных выплат в текущем году
1.2
Коэффициент роста дивидендов
8.5%
Коэффициент дивидендных выплат в следующем году
1.3
Количество акций в обращении
50,000,000
Рыночная стоимость акций
23
Ставка налога на прибыль
30%
Процентная ставка по краткосрочному займу
20%
Процентная ставка по долгосрочному займу
26%
В соответствии с первым шагом процедуры метода составляем отчет о прибыли. В табл. 3.2 приведен формат отчета о прибыли, который соответствует рассматриваемому методу. На данном этапе мы рассмотрим только первые три колонки табл. 3.2, которые соответствуют первому приближению.
Табл. 3.2. Отчет о прибыли компании "Скиф-3" (в тыс. грн.)
02 год
1
прибл.
Поправ
ка
2
прибл.
Попра
вка
3
прибл.
Поправк
а
4
прибл.
Выручка
3,000.00
3,300.00
0
3,300.00
3,300.00
3,300.00
Себестоимость (без
амортизации)
2,616.00
2,877.60
0
2,877.60
2,877.6
0
2,877.6
0
Амортизация
100.00
110.00
0
110.00
110.00
110.00
Операционная прибыль
284.00
312.40
0
312.40
312.40
312.40
Процентные платежи
87.90
87.90
10.91
98.81
1.19
99.99
0.129
100.12
Прибыль до выплаты налога
196.10
224.50
213.59
212.41
212.28
Налог на прибыль
58.83
67.35
64.08
63.72
63.68
Чистая прибыль
137.27
157.15
149.51
148.68
148.59
Привилегированные
дивиденды
4.00
4.00
4.00
4.00
4.00
Прибыль в распоряжении
133.27
153.15
145.51
144.68
144.59
владельцев
Обыкновенные дивиденды
60.00
65.00
2.68
67.68
0.29
67.97
0.0317
68.00
Добавка к
нераспределенной прибыли
73.27
88.15
77.83
76.71
76.59
Все начальные статьи отчета о прибыли (выручка, себестоимость без амортизации и амортизация) в соответствии со сделанными допущениями возросли на 10%. В то же время величина процентных платежей осталась без изменения, так как не было сделано ни какого допущения об объемах дополнительного заемного финансирования. Все остальные статьи отчета о прибыли получаются расчетным путем. Сумма обыкновенных дивидендов рассчитывается исходя из предположения о росте дивидендных выплат. Конечным результатом расчета первого приближения является величина добавки к нераспределенной прибыли предприятия в объеме 88.15 тыс. грн.
Имея отчет о прибыли, мы можем составить баланс предприятия (см. табл. 3.3).