Налогообложение предприятия на примере холдинговой компании "Мир книг"
Налогообложение предприятия на примере холдинговой компании "Мир книг"
108
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………4
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ.
1.1. Сущность налогов и налоговой системы………………………….7
1.2. Налог на добавленную стоимость (НДС)………………………..13
1.3. Акцизы…………………………………………………………………18
1.4. Единый социальный налог………………………………………...20
1.5. Налог на прибыль организаций…………………………………...25
1.6. Налог на имущество предприятий………………………………..28
1.7. Налоги, поступающие в дорожные фонды……………………...32
1.8. Налог с продаж………………………………………………………36
1.9. Налог на рекламу……………………………………………………38
2. ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА И ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЛДИНГА «МИР КНИГ».
2.1. Понятие холдинговой компании…………………………………..43
2.2. Некоторые аспекты налогообложения холдинга………………48
2.3. Структура управление финансами холдинга «МИР КНИГ»….52
2.4 Налоговое планирование в холдинговой компании «Мир Книг»…………………………………………………………………..59
3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ «МИР КНИГ».
3.1. Исходные данные для налогообложения холдинга «Мир книг»………………………………………………………………..…64
3.2. Налогообложение доходов холдинга в 1 квартале 2006г…...70
3.3. Налогообложение доходов холдинга во 2 квартале 2006 г…77
3.4. Налогообложение доходов холдинга в 3 квартале 2006 г…..84
3.5. Налогообложение доходов холдинга в 4 квартале 2006 г…..91
3.6. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..103
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………….105
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Распространено убеждение, что главное предназначение холдинга - минимизация налоговых выплат. Действительно, некоторые страны предоставляют холдингам - держателям иностранных активов существенные налоговые льготы. Однако правильное создание холдинговой структуры способно принести владельцу бизнеса немало других, не менее значительных выгод. Учреждение холдинга позволяет упорядочить и объединить в одной компании активы с различной отраслевой и функциональной специализацией, в том числе расположенные в разных странах. Благодаря этому можно оптимизировать финансовые потоки внутри единой структуры: управление активами станет проще и дешевле. Создание холдинга дает возможность на порядок повысить прозрачность бизнеса. А это - одно из ключевых условий для привлечения инвестиций, заключения стратегических партнерств, улучшения репутации бизнеса и повышения его цены.
Целью нашего дипломного исследования является рассмотрения налоговой базы РФ относительно холдинговых компаний и анализ налогообложения холдинговой компании «Мир Книг».
Выбор юрисдикции для регистрации холдинга зависит от конкретных задач, которые этот инструмент решает. Вариантов, пригодных для "массового употребления", не существует. Можно лишь рассмотреть основные параметры, которые следует изучить для принятия правильного решения. Основное внимание, безусловно, уделяется особенностям налогового законодательства.
-Налогообложение полученных холдингом доходов в виде дивидендов и прироста капитала. В основных "холдинговых" юрисдикциях предусматривается освобождение таких доходов от налогов при соблюдении определенных условий, которые подлежат внимательному изучению. Стоит обратить внимание на то, что условия для освобождения от налогов доходов в виде дивидендов и в виде прироста капитала в некоторых случаях могут различаться.
-Наличие у страны базирования холдинга благоприятного соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией. Такие соглашения позволяют осуществлять перевод дивидендов в холдинговую компанию с применением льготной ставки налога у источника выплат при соблюдении всех необходимых требований. (Если такого соглашения нет или оно не используется, дивиденды, распределяемые за рубеж, облагаются в России налогом по ставке 15%.) Как правило, основным условием предоставления льгот является определенная минимальная доля участия в дочерней компании.
-Налогообложение у источника при выплатах дивидендов самим холдингом акционерам. В этом случае ключевое значение имеет местонахождение получателя выплат.
-Налоговое законодательство должно быть устоявшимся. После того как холдинг сформирован, внести кардинальные изменения в схему будет довольно трудно и дорого.
-В большинстве случаев условием применения налоговых соглашений и льгот является определенная степень фактического присутствия в стране регистрации (наем местного директора, содержание офиса, управление компанией из страны регистрации). В Европе такие вещи, как правило, обходятся недешево.
Сравнительные характеристики "классических" холдинговых юрисдикций приведены в таблице.
Однако не секрет, что если взять любую холдинговую структуру (российской или иностранной крупной компании) и проследить всю цепочку, то рано или поздно она приведет к какой-либо офшорной зоне. Налогообложение исходящих дивидендов зависит от места их назначения, - Если вы хотите собрать их в офшорной зоне, как это часто бывает, - у вас проблемы.
Законодательство налогооблагаемых стран, как правило, направлено против такого рода действий. Точнее говоря, выплаты дивидендов на офшорную компанию, хотя и считаются вполне законными, облагаются налогом у источника по полной ставке, подчас весьма высокой".
Помимо условий, относящихся к налоговому законодательству, большое значение имеют различные нормы, регулирующие операции холдинга. Они могут допускать или ограничивать возможности по размещению ценных бумаг, выдаче гарантий, привлечению крупных ссуд, выдаче займов предприятиям, как входящим, так и не входящим в структуру холдинга, по открытию филиалов, приобретению и продаже лицензий и патентов и т. д.
Из цели дипломного исследования вытекают следующие задачи:
- Рассмотреть налоговую систему РФ.
- Проанализировать виды налогов и ставок согласно законодательству.
- Дать понятие холдинговой компании и рассмотреть ее налогообложение.
- Практически проанализировать налогообложение холдинговой компании «Мир книг».
- Сделать заключительные выводы по теме.
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ.
1.1. Сущность налогов и налоговой системы.
Налоги и налоговая система-это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку оправдано существование государства. Налоги -это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий , программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения. А также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства (например Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ»), которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов Т.Ф.Юткина «Налоги и налогообложение» - Москва, ИНФРА-М, 2004 г.. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.
В элементы налоговой системы входят:
Субъект налогообложения - юридической или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога.
Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог.
Объект налогообложения - доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог.
Налоговая ставка - это величина налога на единицу обложения (доход, имущество). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.
Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога Курс экономики: учебник, под ред. Б.А.Райзберга - М.: ИНФРА-М, 2001 г., стр.448. Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.
Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, уровню налоговых ставок и по многим другим параметрам. Налоговая система России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в критических условиях. По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 90-х годов, в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам, однако она недостаточно эффективна и нуждается в реформировании. Для этой цели служит Налоговый кодекс Налоговый кодекс вступил в силу 1 января 2004 г., Федеральный Закон №146; последние изменения от 02.02 2004 г, в котором должны быть четко закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующей экономике рыночного типа.
Общеустановленная система налогообложения распространяется в равной мере на все коммерческие предприятия, будь оно крупное, среднее или малое.
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность взимаемых на территории Российской федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В целях проведения налогового контроля предприятия - налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту своего нахождения и месту нахождения его обособленных подразделений.
Порядок налогообложения предприятий регламентируется следующей нормативно-правовой базой:
1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.
3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
В соответствии с частью первой НК РФ общепринятая система налогообложения в нашей стране представлена тремя уровнями:
· федеральные налоги и сборы;
· региональные налоги и сборы;
· местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, а региональные и местные налоги и сборы вводятся в действие соответственно законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· налог на прибыль организаций;
· налог на доходы физических лиц;
· единый социальный налог;
· государственная пошлина;
· таможенная пошлина и таможенные сборы;
· налог на пользование недрами;
· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
· лесной налог;
· водный налог;
· экологический налог;
· федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
· налог на имущество организаций;
· налог на недвижимость;
· дорожный налог;
· транспортный налог;
· налог с продаж;
· налог на игорный бизнес;
· региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
· земельный налог;
· налог на имущество физических лиц;
· налог на рекламу;
· налог на наследование или дарение;
· местные лицензионные сборы.
В дальнейшем находится информация о наиболее распространенных налогах, предусмотренных общепринятой системой налогообложения, плательщиками которых являются мелкие, средние и крупные предприятия, холдинги. Характеристика каждого из них построена по следующей схеме:
· налогоплательщики,
· объект налогообложения,
· ставки налога,
· порядок и сроки уплаты,
· налоговые льготы,
· формы налоговой отчетности. Педько А. Новая налоговая система: альтернативный подход. "Компаньон" № 13 март, 2003, с. 20-24.
Мы приведем основные характеристики налоговой схемы, которые нам понадобятся в расчетах
1.2. Налог на добавленную стоимость (НДС)
Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в России начиная с 1992 года. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ.
С 1 января 2004 г. порядок обложения предприятий данным налогом регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ (часть II).
В целях реализации положений указанной главы Министерством по налогам и сборам изданы "Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса РФ", утвержденные Приказом МНС РФ от 20.12.2003 № БГ-3-03/447.
Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Необходимо учесть, что предприятие на законных основаниях может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Право на освобождение согласно статье 145 НК РФ имеют предприятия при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих предприятий без НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.
Следует заметить, что освобождению не подлежат предприятия, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
· Освобождение от уплаты НДС осуществляется по решению налогового органа. Такое решение принимается на основании заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих его право на освобождение. Все эти документы предоставляются не позднее 20-го числа того месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение. Освобождение дается на срок 12 месяцев и может быть продлено, если налогоплательщик продолжает соблюдать условия его предоставления.
Если после истечения срока, на который предоставлено освобождение, налогоплательщик не подтверждает, что размер его выручки соответствовал вышеуказанному критерию, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пеней.
Объектом обложения НДС согласно статье 146 НК РФ являются следующие операции:
1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе и реализация залога;
2. передача права собственности на товары на безвозмездной основе;
3. передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд;
4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
5. Не признаются реализацией товаров (работ, услуг), а, следовательно, не подлежат обложению НДС:
6. операции с обращением российской и иностранной валютами;
7. передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества правопреемнику при реорганизации предприятия;
8. передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых и электрических сетей и прочих подобных объектов органами государственной власти и органами местного самоуправления.
При определении объекта налогообложения необходимо четко определить место реализации товара (работ, услуг).
Местом реализации товаров, согласно статье 147 НК РФ, признается территория Российской Федерации, если при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
1. товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
2. товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
3. В соответствии со статьей 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:
4. работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;
5. работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;
6. услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта;
7. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2003 N 166-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии со статьями 153-162 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Налоговые ставки.
По НДС в настоящее время действуют три ставки 10%, 20% и 0 %.
Ставка 0% применяется, в частности, при реализации:
1. товаров на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2. работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;
3. работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;
4. услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации.
Ставка 10% устанавливается при реализации:
1. продовольственных товаров по перечню, установленному НК РФ;
2. товаров для детей, предусмотренных установленным перечнем;
3. периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
4. учебной и научной книжной продукции;
5. медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
6. лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
7. изделий медицинского назначения.
При реализации остальных товаров взимается ставка 20%.
Кроме указанных налоговых ставок существуют расчетные ставки 9,09% и 16,67% (исходя из ставок 10% и 20%, соответственно), которые применяются:
1. при получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
2. при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ;
3. при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ;
4. при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Данные ставки получены путем следующего расчета:
Ставка 9,09% - (10х100)/(10+100)
Ставка 16,67% - (20х100)/(20+100). В.М.Прудников «Налоговая система РФ»: Сборник нормативных документов, М:ИНФРА-М, 2005 г.
1.3. Акцизы
Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, введены в России с 1992 года. Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. В настоящее время порядок обложения акцизами регулируется Налоговым кодексом РФ (часть II глава 22).
Плательщиками акцизов признаются предприятия и индивидуальные предприниматели при совершении операций с подакцизными товарами.
Подакцизными товарами являются: спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция с общей долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, автомобили, мотоциклы, минеральное сырье (нефть, газовый конденсат, природный газ).
С 1 января 2004 г. по Налоговому кодексу РФ (ст. 182) объектами налогообложения признаются следующие операции:
1. реализация на территории Российской Федерации произведенной подакцизной продукции,
2. передача прав собственности на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье на безвозмездной основе;
3. реализация с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщика - производителя алкогольной продукции;
4. передача продукции, произведенной из давальческого сырья собственнику этого сырья.
5. Давальческое сырье - это сырье, материалы, продукция, передаваемые их владельцами без оплаты другим организациям для переработки (доработки).
6. передача произведенных подакцизных товаров для собственных нужд;
7. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара в зависимости от вида ставок налогообложения.
По товарам, которые облагаются специфическими ставками, налоговой базой является объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.
По подакцизным товарам, облагаемым адвалорными ставками (в процентах от цены продукции), налоговая база устанавливается как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из рыночных цен без учета НДС, акциза и налога с продаж.
При реализации подакцизных товаров населению сумма налога включается в цену товаров. При этом на ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма налога не проставляется.
Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов), относятся собственником давальческого сырья (материалов) на стоимость подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, произведенного из указанного сырья (материалов).
1.4. Единый социальный налог
Единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, и предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога регламентируется Главой 24 Налогового кодекса РФ.
В помощь при расчете налога МНС РФ изданы "Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)", утвержденные Приказом МНС РФ от 29.12.2003 № БГ-3-07/465.
При уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует руководствоваться Законом РФ 15 декабря 2004 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Налогоплательщиками единого социального налога, а также страхового взноса на обязательное пенсионное страхование признаются:
1. работодатели, производящие выплаты наемным работникам. К ним относятся организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, не являющиеся работодателями.
Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являются:
1. выплаты по трудовым договорам;
2. вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам;
3. выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты;
4. выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1 000 рублей за календарный месяц в расчете на одно физическое лицо.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты. В частности, учитываются следующие выплаты: полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи. Исключение составляют суммы выплат указанных в статье 238 Налогового Кодекса РФ.
При расчете налоговой базы по вознаграждениям в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитывается стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты. Налоговая база рассчитывается исходя из рыночных цен (тарифов). При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
Налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п.2 ст.237 НК РФ).
Согласно п.4 ст.236 НК РФ не облагаются единым социальным налогом выплаты, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
Также, согласно статье 238 НК РФ не подлежат налогообложению:
1. государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2. все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления) и связанных с:
o возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
o бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
o оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
o увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
o оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно спортивных организаций для учебно тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
o возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
o трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
o выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
o физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
o членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
4. суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
5. выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей - в размере до 1000 рублей (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц.
6. суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, а также суммы оплаты работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту или инвалидам) и членам их семей стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
7. в сумме налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, исключаемые из налогооблагаемой базы по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Налоговые ставки.
Ставки единого социального налога исчисляются по регрессивной шкале в зависимости от уровня доходов работника. Следовательно, чем выше доход, тем меньше ставки и сумма уплаченного налога.
Ставки единого социального налога приведены в таблице 1:
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года
Федеральный бюджет
Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонды обязательного медицинского страхования
Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб.
4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.
200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100000 руб.
3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб.
35600 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100000 руб.
От 300001 руб. до 600000 руб.
59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.
8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб.
400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300000 руб.
7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб.
75600 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300000 руб.
Свыше 600000 руб.
83300 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.
11700 руб.
700 руб.
9900 руб.
105600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы согласно п.1 ст.243 НК РФ. Для исчисления единого социального налога применяется максимальная или регрессивная ставка.
В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН налогоплательщиками (лицами, производящими выплаты физическим лицам), накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2 500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному в настоящем абзаце критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.