Рефераты

Налогообложение предприятия на примере холдинговой компании "Мир книг"

При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

Расчет сумм единого социального налога ведется в индивидуальной карточке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, форма которой утверждена Приказом МНС России от 27.02.2004г. № БГ-3-07/63). В.М.Прудников «Налоговая система РФ»: Сборник нормативных документов, М:ИНФРА-М, 2005 г.

1.5. Налог на прибыль организаций

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в результате осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.

С 1 января 2005 года порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

Кодексом не используется понятие себестоимости, а введено понятие расходы. Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты. К вычету из налоговой базы по налогу на прибыль принимаются любые расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Плательщиками налога на прибыль, согласно статье 246 НК РФ признаются:

· российские организации;

· иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Налогооблагаемой базой для целей налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли согласно статье 247 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль организации, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину расходов (п. 1 статьи 252 НК РФ).

При этом расходы подразделяются на следующие группы:

· расходы, связанные с производством и реализацией согласно статье 253 НК РФ, состоящие из следующих статей затрат:

1. материальные расходы (статья 254 НК РФ);

2. расходы на оплату труда (статья 255 НК РФ);

3. суммы начисленной амортизации (статья 256 НК РФ);

4. прочие расходы (статья 264 НК РФ).

· внереализационные расходы, поименованные в статье 265 НК РФ, куда входят все остальные расходы.

Доходы, учитываемые организацией для исчисления налога на прибыль, согласно статье 248 НК РФ подразделяются на две большие группы:

· доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением налогов, предъявляемых налогоплательщиком покупателю. Такими налогами являются НДС, налог с продаж, акцизы (статья 249 НК РФ).

· внереализационные доходы, поименованные в статье 250 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлено, что доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме (статья 274 НК РФ). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки.

Для определения момента принятия доходов и расходов в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, все организации должны применять метод начисления. Принцип данного метода заключается в следующем: доходы отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены, независимо от фактического поступления денежных средств. Из вышесказанного следует, что в настоящее время для признания выручки для целей налогообложения прибыли должны выполняться одновременно два условия: отгрузка и предъявление расчетных документов. Данное правило установлено статьей 271 НК РФ.

В некоторых случаях налогоплательщикам разрешено применять кассовый метод признания доходов и расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль (п.1 статьи 273 НК РФ).

Кассовый метод могут применять организации, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 миллиона рублей за каждый квартал.

Следовательно, для того, чтобы определить, имеет ли предприятие право перейти на кассовый метод, необходимо сложить суммы выручки за предыдущие четыре квартала, затем вычесть из нее суммы НДС и налога с продаж, уплаченные за этот период. Полученную сумму разделить на четыре, так как при переходе на кассовый метод рассчитывается средняя сумма выручки за квартал. В.М.Прудников «Налоговая система РФ»: Сборник нормативных документов, М:ИНФРА-М, 2005 г.

1.6. Налог на имущество предприятий

Налог на имущество, уплачиваемый малыми предприятиями, взимается на основании следующих нормативных документов:

· Закон РФ от 13.12.91г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"

· Инструкция ГНС РФ от 08.06.95г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий"

Плательщиками налога на имущество на территории России в соответствии с указанным законом являются юридические лица.

Налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.

Налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по следующим счетам бухгалтерского учета:

1. 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы амортизации (износа);

2. 04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации, учитываемой на счете 05 "Амортизация нематериальных активов");

3. 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчета 08-3 "Строительство объектов основных средств"; 08-4 "Приобретение объектов основных средств" и 08-5 "Приобретение нематериальных активов");

4. 10 "Материалы";

5. 11 "Животные на выращивании и откорме";

6. 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";

7. 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";

8. 20 "Основное производство";

9. 21 "Полуфабрикаты собственного производства";

10. 23 "Вспомогательные производства";

11. 29 "Обслуживающие производства и хозяйства";

12. 41 "Товары";

13. 43 "Готовая продукция";

14. 44 "Расходы на продажу";

15. 45 "Товары отгруженные"

16. 97 "Расходы будущих периодов";

17. другие счета актива баланса по учету иных запасов и затрат;

Налогооблагаемой базой для исчисления налога на имущество является среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период, рассчитываемая как ? от суммы, получаемой от сложения:

· половины стоимости имущества на 1 января отчетного года;

· половина стоимости имущества на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца;

· стоимость имущества на 1-е число всех остальных кварталов отчетного периода.

В определении налогооблагаемой базы вновь созданных предприятий существуют некоторые особенности.

Если Ваше предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, то среднегодовая стоимость имущества определяется как ? от суммы, получаемой от сложения:

· половины стоимости имущества на первое число квартала создания (1 апреля, 1 июля, 1 октября),

· половина стоимости имущества на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца;

· стоимость имущества на 1-е число всех остальных кварталов отчетного периода.

Если предприятие создано в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал. Если предприятие создано во второй половине квартала, среднегодовая стоимость рассчитывается, начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания.

Предельная ставка налога на имущество установлена в размере 2% налогооблагаемой базы. Конкретные ставки в зависимости от вида деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При отсутствии такого решения применяется максимальная ставка налога на имущество.

Налоговые льготы.

По налогу на имущество предприятия пользуются широкой системой льгот, которые можно разделить на две группы.

К первой группе относятся отдельные субъекты, полностью освобожденные от уплаты налога. Так не подлежит налогообложению имущество:

1. предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

2. предприятий, исключительно используемое для нужд образования и культуры.

3. предприятий народных художественных промыслов.

4. организаций, субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

5. организаций, признанных налогоплательщиками единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в части имущества, полностью используемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Вторая группа льгот предусмотрена для отдельных объектов, находящихся на балансе предприятия. К ним относятся:

1. объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;

2. объекты, используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны.

Также устанавливать дополнительные льготы по налогу могут законодательные органы субъектов Российской Федерации в пределах сумм, зачисленных в бюджет субъектов Российской Федерации. В.М.Прудников «Налоговая система РФ»: Сборник нормативных документов, М:ИНФРА-М, 2005 г.

1.7. Налоги, поступающие в дорожные фонды

Для обеспечения содержания и ремонта автомобильных дорог, реконструкции и их строительства установлены налоговые платежи, зачисляемые в дорожные фонды.

Порядок исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды, установлен:

· Законом Российской Федерации от 18.10.91 года № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями);

· Инструкцией МНС РФ от 4 апреля 2003 года № 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" и другими нормативными актами.

К налогам, зачисляемым в дорожные фонды, относятся:

1. Налог на пользователей автомобильных дорог.

2. Налог с владельцев автотранспортных средств.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Объектом налогообложения налогом на пользователей автомобильных дорог является:

· выручка от реализации продукции (работ, услуг) для всех видов деятельности, за исключением поименованных ниже;

· сумма разницы между продажной и покупной ценами товара для заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Для исчисления налогооблагаемой базы из выручки от реализации (работ, услуг) исключаются налог с продаж, НДС, акцизы, экспортные пошлины (по организациям, осуществляющих экспортную деятельность).

По определению налогооблагаемой базы по некоторым видам деятельности существует ряд особенностей, в частности:

1. Организации, оказывающие посреднические услуги (по договору комиссии, поручения, агентскому договору), уплачивают налог с выручки, полученной от реализации посреднических услуг. Если комитент (доверитель, принципал) возмещает расходы по оплате работ, услуг, связанных с исполнением договора, данные суммы не включаются у данной организации в налогооблагаемую базу.

2. Объектом налогообложения по предоставлению в аренду имущества, в том числе по договору лизинга, является выручка от реализации этих услуг.

3. Строительные, проектные, научно - исследовательские, опытно - конструкторские организации уплачивают налог от суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от выполнения работ только собственными силами.

4. Для туристско-экскурсионных организаций объектом обложения налогом является выручка от реализации продукции (работ, услуг). Под выручкой от реализации продукции (работ, услуг) у таких организаций принимается сумма превышения средств, получаемых от туристов для оплаты оказанных туристических услуг, над средствами, подлежащими перечислению (перечисленных) третьим лицам за оказанные туристам услуги.

5. При перепродаже путевок объектом налогообложения налогом является разница между продажной и покупной ценами путевок.

6. Организации общественного питания уплачивают налог, в частности, от реализации продукции (услуг) общественного питания, то есть с полного оборота, при условии, что продукты питания, подвергались кулинарной обработке.

Налоговые ставки по налогу на пользователей автодорог установлены Законом города Москвы от 31 мая 2003 года № 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды". Настоящим Законом определяются размеры ставок налогов, подлежащих уплате в дорожные фонды на территории города Москвы в соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона "О дорожных фондах".

Ставки по налогу на пользователей автомобильных дорог установлены в размере:

1. 1 процент от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

2. 1 процент от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Сумма налога полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налог с владельцев транспортных средств.

Плательщиками налога с владельцев транспортных средств являются юридические лица, граждане Российской Федерации, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Также плательщиками налога являются иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства.

Объектом налогообложения налогом с владельцев транспортных средств являются транспортные средства, подлежащие регистрации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Органы Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) и других организаций, выдающих государственные регистрационные знаки, контролируют уплату налога с владельцев транспортных средств, требуя предъявления соответствующих квитанций или платежного поручения при регистрации или техническом осмотре.

Если владелец транспортного средства в соответствии с действующим законодательством освобожден от уплаты налога, в заявлении на регистрацию этого транспортного средства указывается, что он по закону не является плательщиком данного налога.

Налоговые ставки по налогу с владельцев транспортных средств установлены Законом города Москвы 31 мая 2003 года № 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" (в ред. Закона г. Москвы от 15.11.2003 № 38). Настоящим Законом определяются размеры ставок налога, подлежащих уплате в дорожные фонды на территории города Москвы в соответствии со статьями 5 и 6 Федерального закона "О дорожных фондах".

Увеличение (уменьшение) ставки налога или полное освобождение организаций от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Ставки налога приведены в таблице 2.

Наименование объектов обложения

Размер годового налога (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя:
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

 
3,00
10,00

Мотоциклы и мотороллеры

2,00

Автобусы

6,00

Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя:
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт)
свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт)
свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт)
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)


6,00
9,00
12,00
15,00
21,00

Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочныхи других специальных сельскохозяйственныхкомбайнов)

6,00

1.8. Налог с продаж

Налог с продаж является региональным налогом и поступает в бюджет субъекта РФ, который его ввел.

Законодательно налог с продаж регламентируется:

· Главой 27 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 27.11.2004 № 148-ФЗ;

· Законом города Москвы от 09.11.2004 г. № 57 "О налоге с продаж"

С введением в действие налога с продаж на территории соответствующих субъектов РФ не взимаются налоги, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 20, а также подпунктами "г", "е", "и-ц", пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Федеральный закон от 27.11.2004 N 148-ФЗ).

Налогоплательщиками налога с продаж признаются:

1. организации;

2. индивидуальные предприниматели.

Предприятия являются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.

Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт на территории субъекта Российской Федерации.

Максимальная ставка налога с продаж утверждена Налоговым кодексом РФ в размере 5%. Конкретную ставку в пределах этой величины устанавливает субъект Российской Федерации. Законом города Москвы установлена налоговая ставка в размере 5 процентов.

Согласно НК РФ не допускается установление дифференцированных налоговых ставок по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки и в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).

При определении налогооблагаемой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает в себя НДС, а для подакцизных товаров - и акцизы.

Сумма налога с продаж рассчитывается умножением суммы выручки, полученной от реализации товара, на соответствующую расчетную ставку.

Налоговые льготы.

Операции, освобождаемые от налогообложения по налогу с продаж, поименованы в статье 350 Налогового кодекса РФ.

В частности не подлежат налогообложению операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

· хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

· детской одежды и обуви;

· лекарств, протезно-ортопедических изделий;

· жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;

· зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;

· путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;

· учебной и научной книжной продукции;

· периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.

1.9. Налог на рекламу

Налог на рекламу является местным налогом. Согласно НК РФ порядок уплаты местных налогов устанавливается нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (статья 56 НК РФ).

Закон города Москвы от 21 ноября 2004 года № 59 "О налоге на рекламу" устанавливает налог на рекламу на территории города Москвы в соответствии со следующими нормативными актами:

1. Федеральным законом РФ от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ "О рекламе" (в ред. Федеральных законов от 18.06.2004г. № 76-ФЗ, от 14.12.2004г. № 162-ФЗ, от 30.12.2004г. № 196-ФЗ)

2. Налоговым кодексом Российской Федерации

Законом города Москвы определяются плательщики налога на рекламу, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога, налоговые льготы. Действие Московского закона не распространяется на политическую рекламу, на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Налогоплательщиками налога на рекламу признаются предприятия, рекламирующие свою продукцию (рекламодатели):

1. у которых место нахождения приходится на территорию города Москвы,

2. которые приобретают рекламные услуги (работы) или самостоятельно выполняют работы, связанные с рекламой товаров (работ, услуг).

Объектом налогообложения по налогу на рекламу признаются:

1. расходы на приобретение рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью информации о товарах (работах, услугах) и о покупателях этих рекламных услуг (работ);

2. рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.

Распространением информации признается ее продвижение при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка), объявлений, извещений, сообщений или при помощи других рекламных носителей.

Также признается объектом налогообложения налогом на рекламу спонсорский вклад, а спонсор и спонсируемый являются, соответственно, рекламодателем и рекламораспространителем.

Не является объектом налогообложения:

1. плата за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы;

2. размещение информационных вывесок при входе или в помещениях (витринах) о наименовании организации в соответствии с учредительными документами, часах работы, наименовании и реквизитах вышестоящей организации, иной подобной информации;

3. распространение объявлений или извещений об изменении места нахождения организации, номеров телефонов и иной подобной информации;

4. размещение предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении передвижения, производстве работ или иные подобные сведения;

5. объявления государственных органов, содержащие информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций.

Налоговой базой по налогу на рекламу является стоимость оказанных рекламных услуг (работ) либо расходы по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг).

К рекламным расходам, связанным с производством и реализацией, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, относятся расходы поименованные в п.4 ст.264 НК РФ, а именно:

1. расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

2. расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

3. расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Перечисленные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли предприятия в размере фактически произведенных расходов.

1. расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода. Эти виды рекламных расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль признаются в размере, не превышающем 1% от выручки.

Налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов.

Сумма налога исчисляется исходя из установленной налоговой ставки и стоимости рекламных услуг (работ), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифах без налога на добавленную стоимость. При самостоятельном выполнении работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг), стоимость рекламных работ для целей налогообложения налога на рекламу определяется исходя из фактически произведенных прямых (материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления на основные средства, непосредственно используемые при изготовлении средств распространения рекламы) и косвенных расходов. При этом доля косвенных расходов, подлежащих включению в стоимость рекламных работ для целей исчисления налога на рекламу, определяется исходя из процентного соотношения суммы прямых расходов на рекламу к общей величине прямых затрат, произведенных рекламодателем в отчетном периоде.

Начисление налога производится рекламодателем за тот налоговый период, в котором фактически произведены расходы на рекламу.

2. ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА И ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ХОЛДИНГА «МИР КНИГ».

2.1. Понятие холдинговой компании.

Холдинг - компания, головное предприятие, управляющее деятельностью или контролирующее деятельность других компаний, предприятий (Суть концепции заключается в создании автономных жизнеспособных структур -- холдингов, включающих весь цикл -- от производства полиграфии, книжных изделий до их реализации, 25.05.92-01.06.92. В московский медиа-холдинг "Мир Книг" входят такие издания, как "Литературная газета", "Культура", "Россия" и столичная газета "Метро"), а так же полиграфические компании «Полис», «Метродон» и «Лотос».

1. Владение контрольным пакетом акций других компаний с целью контроля за их деятельностью (Нельзя предприятию, на котором иностранцы являются держателями контрольного пакета акций, иметь долю участия в другом предприятии на советской территории, превышающую 50 проц. Это мера против холдинга, антимонопольный рычаг. МН, 30.09.90). Толкования и примеры для этого слова даны по кн.: Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия. М., 2004. С. 831.

Таким образом, холдинг -- это компания, предназначением которой является владение другими компаниями, что позволяет более эффективно решать те или иные задачи, стоящие перед владельцами бизнеса в целом. Схематично место холдинга в общей структуре бизнеса можно отразить следующим образом:

Одним из основных направлений использования зарубежных компаний для целей налогового планирования и защиты активов является холдинговая деятельность.

При организации зарубежных фирм и филиалов "цепочку" собственности и контроля во многих случаях бывает целесообразно "замкнуть" на компанию, находящуюся в льготной холдинговой юрисдикции. Иными словами, материнская компания осуществляет владение дочерними фирмами и крупными долями участия не непосредственно, а через промежуточную компанию. Она играет роль вспомогательного центра прибыли материнской фирмы, центра управления зарубежной недвижимостью и другими видами активов. Такие компании и определяются в международной практике как оперативно-холдинговые фирмы, реализуя две основные цели:

· защиту активов бенефициарных владельцев бизнеса

· налоговую оптимизацию на всей "цепочке" движения финансовых потоков от дочерних компаний к материнским компаниям и далее, к конечному бенефициару.

Попробуем проанализировать выделенные нами две основные цели более подробно.

Под общим термином "защита активов" могут подразумеваться подчас весьма разные, а то и противоположные требования к создаваемой холдинговой структуре. Основные из них обычно сводятся к следующим:

1. сохранение конфиденциальности владения акциями(долями в капитале);

2. возможность при необходимости однозначного подтверждения своих прав на акции(доли в капитале);

3. возможность осуществления прав управления, связанных с владением акциями(долями в капитале);

4. невозможность передачи акций(долей в капитале) без санкции владельца;

5. невозможность изъятия акций (долей в капитале) у владельца в пользу его кредиторов;

6. возможность передачи акций(долей в капитале) по наследству.

Поскольку требования предъявляются противоречивые, то и однозначного решения не существует. Все вышеизложенное должно быть принято во внимание в каждом конкретном случае

Для сохранения конфиденциальности возможно, во-первых, использование акций на предъявителя -- или самого холдинга (если это допускает закон страны его регистрации), или оффшорной компании, владеющей акциями холдинга. Минусы -- возможность подделки предъявительских акций, подозрительное отношение банков и т.д. к компаниям с предъявительскими акциями. Второй вариант -- использование услуг номинальных акционеров. Основной минус -- необходимость полагаться на малознакомых лиц (номиналов). Третий вариант -- передача акций в траст респектабельной специализированной компании по полноценному трастовому договору. Это отчасти решает проблему доверия, а также соответствует требованиям 5 и 6. Минус -- относительная дороговизна: как минимум несколько тысяч долларов в год за услуги доверительного собственника. Если предполагается оформление акций на собственное имя, для сохранения конфиденциальности следует выбирать юрисдикцию, где информация об акционерах не хранится в государственных органах. Н.П. Забудько «Холдинг как способ минимизации налогов». Cfin.ru.

Для однозначного подтверждения прав собственника желательно внесение его имени (а не номинала) в реестр акционеров. Еще лучше, если список акционеров регистрируется государственным органом. Защита прав зарегистрированных акционеров предусматривается законодательством страны регистрации компании, что следует учитывать при выборе юрисдикции для регистрации холдинга. Минусы -- чем лучше подтверждены права акционера, тем меньше степень конфиденциальности.

Право на управление тесно связано, с теми же вариантами решения. Дополнительные соображения: холдинг в решении вопросов, относящихся к дочерней компании, как правило, участвует как единое целое. Поэтому права миноритарных акционеров оказываются под вопросом. Если же холдингом владеет еще один холдинг, акции которого распределены бенефициарам, дискриминация еще усиливается. Поэтому желательно, чтобы бенефициары владели акциями холдинга или напрямую, или через индивидуальные для каждого (оффшорные) компании или трасты. Это обеспечивает их участие в решениях холдинга (в соответствии с его учредительными документами). Возможны также соглашения самого холдинга и его акционеров, предусматривающие защиту прав миноритариев при голосовании на собраниях акционеров дочернего предприятия. Для реальной защиты прав миноритариев как такие соглашения, так и уставные документы холдинга (а также, возможно, и дочернего предприятия) нуждаются в весьма тщательной юридической проработке. Однозначных решений здесь не существует.

В любой стране мира для того, чтобы изъять акции у их законного владельца, нужны очень веские юридические основания (например, в связи с банкротством). Опасения владельцев акций связаны, прежде всего, не с такими случаями, а с возможностью незаконных действий, например, конкурентов, с возможной подделкой передаточных документов, сговором с держателем реестра и т.п. Конечно, стопроцентных гарантий от подделки документов не существует. Следует выбирать юрисдикции с достаточно сильной судебной системой, способной при необходимости разобраться в спорой ситуации. Некоторым плюсом может служить государственная регистрация прав на акции. Важнейший фактор -- правильный выбор лиц, ответственных за ведение реестра, а также тщательная разработка и выполнение формальностей, необходимых для регистрации передачи акций.

Если владелец зарегистрировал акции холдинга на свое имя, на них в законном порядке может быть обращено взыскание по искам кредиторов, налоговых органов и т.п. Если акции зарегистрированы на имя номинального собственника или офшорной компании, принадлежащей фактическому бенефициару, это технически значительно затрудняет для кредиторов поиск и конфискацию активов, но не делает ее юридически невозможной. Наиболее юридически корректный вариант -- передача акций в безотзывный траст. При этом не только кредиторы, но даже сам бенефициар формально не может вернуть из траста переданные ему акции. В этом же, однако, и основной минус (юридическая утрата контроля над активами).

Вопрос наследования зарубежных активов весьма актуален, хотя и не всеми должным образом осознан. Известен целый ряд практических приемов, позволяющих владельцу активов распорядиться ими на случай своей смерти: составление доверенности на имя потенциального наследника, заблаговременная передача посмертных инструкций номинальному владельцу акций и т.п. К сожалению, такие приемы по большей части юридически небезупречны и практически небезопасны. Доверенность от покойника, разумеется, недействительна и легко может быть оспорена в суде. Кроме того, она может попасть после смерти доверителя в распоряжение, скажем, конкурентов, либо доверенное лицо может воспользоваться ею еще до смерти доверителя вопреки его намерениям, и так далее. Юридически состоятельными являются лишь два решения. Первое -- оформление акций на свое собственное имя с включением их в официальное завещание. Минусы -- отказ от конфиденциальности и связанность положениями законодательства своей страны о наследовании. Второе -- передача акций в траст с подробным описанием посмертных процедур. Минусы -- расходы на создание и поддержание траста, на проработку трастового договора, отказ от личного контроля над активами. Разумеется, прежде всего необходим тщательный выбор доверительного собственника.

2.2. Некоторые аспекты налогообложения холдинга.

Налоговая оптимизация бизнеса далеко не всегда является главной целью создания конкретных холдинговых структур. В то же время, конкретные решения о том, в какой именно юрисдикции следует регистрировать ту или иную холдинговую компанию вряд ли принимаются кем-либо и когда-либо без учета такого важнейшего для любого бизнеса фактора, каким являются налоги.

Применительно к холдингам можно выделить следующие основные группы факторов, оказывающих в конечном итоге решающее влияние на принятие конкретных решений о месте размещения холдинговой компании:

1. наличие значительного количества действующих Договоров об избежании двойного налогообложения(далее -- ДДН), что позволяет минимизировать налог у источника на переводимые в холдинг дивиденды;

2. наличие налоговых льгот на полученную в виде дивидендов прибыль непосредственно в стране регистрации холдинга;

3. отсутствие налога на прирост капитала;

4. отсутствие налога у источника при переводе дивидендов уже из холдинговой компании конечным бенефициарам;

5. стоимостные характеристики создания холдинга -- требования к размеру выплаченного уставного капитала для холдинговых компаний, затраты на собственно регистрацию и последующую поддержку холдинговой компании.

Суть предотвращения двойного налогообложения сводится к тому, что сумма налога, уплаченная за границей в соответствии с законодательством другого договаривающегося государства, засчитывается при уплате налога на прибыль в первом договаривающемся государстве.

Соглашения о предотвращении двойного налогообложения, подписанные одним государством с другими государствами, определяют основные условия взимания налогов с иностранных юридических/физических лиц на территории одной из договаривающихся сторон и обеспечивают гарантии однократности обложения прибыли таких иностранных лиц.

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в действующем законодательстве, то применяются правила международного договора.

Общепринятыми в межгосударственном налоговом регулировании являются следующие налоги:

· налог на прибыль/корпоративный налог;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты