Специальность: «Экономика и управление в отрасли образования»
Кафедра экономики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности образовательного учреждения на примере филиала взфэи г. Брянска
Студентка: Граблина О.В.
Зав. кафедрой Рулинская А.Г.
Руководитель дипломной
работы: Сердюкова И.Д.
Брянск 2003
Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского
Социально-экономический институт
Факультет: Финансово-экономический
Кафедра: экономики
"Утверждаю"
зав. кафедрой экономики,
доц., к.э.н.
_______Рулинская А.Г._____________
(Ф.И.О.) (подпись)
ЗАДАНИЕ
на дипломную работу
Студенту: Граблиной Оксане Викторовне
Специальность: «Экономика и управление в отрасли образование»
Тема дипломной работы: «оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности образовательного учреждения на примере филиала взфэи г. Брянска»
Тема диплома утверждена распоряжением Декана по ФЭФ факультету № 05 от 25.09.03_г.___________
Перечень разрабатываемых вопросов: _1) изучение понятия "внешней" и "внутренней среды" бизнеса образовательного учреждения; 2)_анализ состояния рынка образовательных услуг и место на нем ВЗФЭИ и его филиала в г, Брянске; 3) разработка предложений по оценке факторов внешней среды образовательного учреждения и совершенствования менеджмента и маркетинга в ВЗФЭИ
Исходные данные: 1) материалы периодической печати; 2) данные филиала ВЗФЭИ (рекламные буклеты, общедоступная информация, заключения специалистов, сотрудников и экспертов в области образования); 3) материалы о других учебных заведениях Брянского региона; 4) учебная и научная литература.
Рекомендуемая литература:_1) Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р.: Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / Пер. с англ, под ред. В. В. Кулибано-вой. - СПб.: Питер, 2002. -752 с.2) Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. М.: Народное образование, 2003. 3) Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ под ред. Ароф. В.А. Алексунина.- 2-3 изд., перераб. И доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.- 614 с.
Дата выдачи задания: __20.10.03______________________
Дата сдачи законченной работы __8.12.03________________________
Руководитель дипломной работы Сердюкова И.Д.______________
к.э.н., доцент кафедры "Экономики" СЭИ подпись)
(Ф.И.О., уч. звание, уч. степень)
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие конкурентной среды образовательного учреждения
1.1. Образовательное учреждение как открытая система
1.2. Внешняя среда образовательного учреждения
1.3. Внутренняя среда образовательного учреждения
1.4. Некоторые черты дистанционного образования
Глава 2. Оценка отдельных факторов среды бизнеса ВЗФЭИ
2.1. Характеристика профиля ВЗФЭИ
2.2. Описание специфики ВЗФЭИ
2.2. Специфика филиала в г. Брянске
Глава 3. Предложения по совершенствованию работы Московского аппарата ВЗФЭИ и Брянского отделения.
3.1. Первоочередные задачи ВЗФЭИ
3.2. Разрешение некоторых проблем Брянского филиала
3.3. Психологические аспекты деятельности филиала ВЗФЭИ как
фактор внутренней среды
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Экономические явления и хозяйственные процессы в деятельности образовательных организаций складываются под влиянием разнообразных объективных факторов. Постоянно воздействуя на результаты деятельности организаций, они отражают существующие закономерности, связи и зависимости.
Деятельность организаций образовательной сферы сложна и многогранна и представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, характеризующихся системой показателей, зависимых от многочисленных и разнообразных причин (факторов). Если какой-либо фактор не берется во внимание при расчетах, то подсчет степени влияния других факторов, принятых в расчетах, а также выводы по результатам анализа будут неточными.
Основополагающий принцип маркетинга един для всех отраслей - во главу угла ставятся нужды потребителей, путем удовлетворения которых образовательная организация-производитель получает прибыль.
По абсолютным показателям подготовки специалистов РФ занимает второе место в мире после США. По выпуску специалистов на 10 тыс. населения РФ занимает четвертое место в мире после США, Канады и Японии.
В стране продолжается реализация Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством РФ 29 декабря 2001 года. По мнению министра образования В.М. Филиппова, система образования перешла от выживания к этапу активного обновления и развития.
Крупнейшим событием прошлого учебного года был 7-й съезд ректоров России, в работе которого принял участие Президент РФ В.В. Путин. На съезде шел содержательный, конструктивный разговор о реализации концепции реформирования российской образовательной системы. В основном докладе президента Российского союза ректоров В. Садов ничего, выступлениях и в принятых съездом документах подчеркнута основополагающая роль Концепции модернизации отечественного образования. В ходе дискуссии, развернувшейся на съезде и нашедшей отражение в постановлениях, со всей определенностью указывается, что в Концепции и мероприятиях по ее реализации не в полной мере учтены ключе вые проблемы развития высшей школы.
Занятая съездом позиция во многом опирается на положения речи Президента России В.В. Путина, где сформулированы актуальны и перспективные задачи деятельности вузов контексте трансформации российского общества. Съезд рекомендовал внести коррективы: стратегию и практику реализации Концепции модернизации высшего образования, предусмотрев:
o улучшение управления практической работой по совершенствованию образования
o осуществление взвешенного, научно обоснованного подхода к проведению таких крупных социально-педагогических экспериментов, как введение ЕГЭ и ГИФО;
o консолидацию сил и ресурсов на решение наиболее острых проблем развития высшей школы.
Одной из главных проблем, обозначенных в Концепции, является обеспечение качества высшего образования.
Под особый контроль Минобразования РФ взята подготовка специалистов по направлениям и специальностям высшего профессионального образования в области юриспруденции, экономики и управления. Председатели ГАК теперь утверждаются Министерством образования РФ, и их кандидатуры предварительно согласовываются с УМО и Госинспекцией по аттестации учебных заведений России.
Повышаются требования к государственной итоговой аттестации выпускников. В соответствии с письмом Минобразования РФ от 18.05.2002 г. «О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний» выпускающие кафедры должны готовить новое поколение методических указаний по содержанию государственных аттестационных испытаний с учетом видов и задач профессиональной деятельности выпускников и квалификационных требований, необходимых для выполнения каждой из профессиональных задач.
Актуальность темы исследования обусловлена сложностью ситуации в которых находятся сегодня Российские вузы: они вынуждены вести коммерческую деятельность и задумываться о своей конкурентноспособности так же как и обычная коммерческая образовательных учреждений.
Данная дипломная работа посвящена изучению проблем, связанных с внутренней и внешней средой образовательного учреждения.
Объектом исследования стал ВЗФЭИ и его филиал в г. Брянске.
Цели работы: определить маркетинговые подходы к определению сущности внешней и внутренней среды образовательного учреждения в свете его конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.
Задачами работы являлись:
o Определение сущности внутренней и внешней среды образовательного учреждения и его знания в менеджменте вуза.
o Описать структуру ВЗФЭИ и специфику деятельности.
o Анализ работы Брянского филиала ВЗФЭИ и специфики его бизнеса
o Оценка конкурентных преимуществ образовательного учреждения в регионе
o Составление перечня рекомендаций по совершенствованию работы ВЗФЭИ и его филиала в г.Брянске.
В ходе написания дипломной работы использовались материалы сайта ВЗФЭИ, материалы периодической печати, рекламные документы, официальная статистика и результаты опросов студентов.
Методами исследования и сбора информации были: сопоставление, сравнение, опросы, сводка, группировка, финансовые коэффициенты, рейтинговая оценка, ситуационный и маркетинговый анализ
Глава 1. Понятие конкурентной среды образовательного
Учреждения
1.1. Образовательное учреждение как открытая система
Использование в управлении теории систем, существенно облегчило задачу изучения всей деятельности компании в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром. То есть образовательная организация рассматривается как открытая система, для которой характерны следующие особенности:
- наличие в системе определенного числа компонентов;
- связь составляющих элементов системы, организационно оформленная в виде структуры;
- воздействие различных компонентов системы друг на друга как результат их взаимодействия между собой и с окружающей
средой;
- появление как следствие взаимодействия компонентов системы новых явлений, обновленных процессов;
- свойства системы, проявляющиеся как результат взаимодействия ее компонентов;
- идентификация системы, позволяющая отличать ее и ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему;
- наличие окружающей среды, которая, не являясь частью системы, активно воздействует на нее;
- концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).[. Уткин Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. Издательство "Зерцало", 1998. - 448 с, c.12]
Выделяют несколько групп факторов, которые воздействуют на организацию и которые следует учитывать: основные и второстепенные, интенсивные и экстенсивные, первичные и вторичные, положительного и отрицательного влияния, что позволяет учитывать значимость каждого из них при оценке деятельности учреждения.
Объективные факторы, влияющие на результаты деятельности образовательных организаций, отражают действие экономических законов развития общественного производства. Их анализ связан с необходимостью оценки степени соблюдения требований экономических законов в хозяйственной практике.
В ходе анализа большое внимание должно уделяться и субъективным факторам, влияние которых связано с конкретной деятельностью работников образовательных организаций и полностью зависит от них. Поэтому их изучение позволяет охарактеризовать уровень руководства коллективом учреждения, организации его работы, компетентность, активность и сознательность исполнителей, от которых зависят конечные результаты работы.
Рис 1.1. Организация как открытая система [. Голубков Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения.//Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 1, c.15]
На рисунке представлена схема современных взглядов на организацию как открытую систему. Она характерна следующим:
Быстроменяющаяся внешняя среда, неожиданные и неузнаваемые изменения.
Стратегическое управление такой организацией основано на принципах:
· стратегического планирования;
· стратегического маркетинга;
· упреждающего контроля
Опыт убеждает, что эти представления достаточно близки многим российским менеджерам, однако проблема заключается в том, что далеко еще не все знают, какими методами их можно использовать на практике. Один из основных "инструментов" менеджмента - системный подход - предписывает искать истоки проблем, возникающих в работе организации, в первую очередь за ее пределами, во внешней среде.
Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении
Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению услуги, в разработке реальных программ действий организации на конкретном рынке.
Главный принцип маркетинга - ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности осуществляется через менеджмент, основные функции которого - целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль. На рис. 2 с использованием системно-целевого подхода показана взаимосвязь маркетинга и менеджмента производственно-хозяйственной организации.
Основная цель маркетинга - определить величину спроса на конкретный услуга, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению. Основная цель менеджмента - обеспечить устойчивое развитие организации в достижении ее миссии и целей путем использования присущих менеджменту средств воздействия на людей для их взаимодействия в совместной производственно-хозяйственной деятельности.
При исследовании организации как целостной социально-экономической системы соотношение маркетинга и менеджмента рассматривается как части целого. В то же время маркетинг может быть системой управления самостоятельной функциональной организацией - маркетинговым центром, агентством, консультативной организацией. Указанное разграничение имеет формальную сторону.
Рис. 1.2. Место маркетинга в менеджменте организации образовательных услуг
1.1.1. Место маркетинга в менеджменте организации
Под рынком образовательных услуг филиал будем понимать все материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги.
С очевидностью этот рынок распадается на три сегмента: “белый”, “серый” и “черный”.
“Белый” сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождения, бухгалтерского учета, программирования, иностранных языков, повышения квалификации и т.п.)
“Серый” сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц не оформляемых должным образом. Например - репетиторская деятельность без регистрации в качестве ПБЮЛ. Или - искажение статистических данных и налоговой отчетности. Или - введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме (“добровольных пожертвований”), без должного оформления, однако используемых исключительно для нужд образовательного процесса.
“Черный” сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий, или распространяющие свою деятельность далеко за рамки, обусловленные лицензией, а также системой взяток и поборов при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов и т.д., широко распространенной в секторе государственного высшего образования.
Маркетинговая концепция управления представляет собой тип мышления управляющих и всего персонала организации. Специфика такого подхода - в ориентации всей деятельности организации, ее персонала и процессов управления на конечные результаты организации: качество, результативность, эффективность, конкурентоспособность. Величина и динамика данных характеристик определяется рыночными возможностями организации и рыночными условиями. Ориентация развития организации на конечные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного результата (продукта) через все стадии воспроизводства. На стадии обращения происходит проверка результатов производства на общественную полезность, на стадии потребления - управление процессом реализации результата. При этом должны быть учтены все издержки обращения и доведения продукта до потребителя.
Маркетинг образования - это поисковая сфера маркетинга. Ему еще предстоит складываться и формироваться как научной, прикладной, а также как учебной дисциплине. И во всех отношениях его ожидает немало трудностей.
Функции маркетинга заключаются в исследовании и формировании его средствами организационно-экономических условий осуществления воспроизводственных процессов, обеспечивая их непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития организации. Иначе говоря, посредством маркетинга производственно-хозяйственные организации комплексно решают проблемы потребителя (заказчика). Эффективность маркетинга - в последовательности действий и комплексном использовании принципов, методов и средств маркетингового воздействия
Одним из ключевых понятий маркетинга является понятие окружающей маркетинговой среды. Окружающая маркетинговая среда представляет собой совокупность субъектов и сил (факторов), активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Принято различать макро- и микросреду. Макросреда включает в себя факторы широкого социального плана: политические, правовые, экономические, демографические, географические, национальные, социокультурные, научно-технические, технологические и др. Ни один из них не замыкается для субъекта маркетинга на одно или несколько юридических (и тем более - физических) лиц, а представляет собой факторы системного, общерыночного действия.
1.2. Внешняя среда образовательного учреждения
Современный менеджмент основывается на следующих "постулатах", которые гласят:
- внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна;
- любой сотрудник вуза - личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь - "инструмент" для обеспечения прибыли;
- управление - сложная сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.
Многие "внутренние" проблемы вызываются "внешними" причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов: Значимость внешней среды для компании невозможно переоценить. Именно она заставляет искать свою "нишу" в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру вуза, направления его развития [. Уткин Э.А. Управление фирмой. -- М.: Акалис, 1996., c.12-14].
Наиболее характерные черты внешней среды современного вуза - динамичность, многообразие и интегрированностъ. Динамичность нашей российской действительности филиал все уже хорошо осознали, однако многие полагают, что она в основном является следствием переходных процессов, происходящих в стране, и скоро наступит время, когда жизнь станет спокойной и стабильной. Однако, судя по опыту других стран, стабильность возможна лишь в некоторых сферах, в частности в области культуры бизнеса, в установлении разумных моральных и законодательных норм. Во всем же остальном нас ждет то, что является фундаментальной чертой всех цивилизованных стран - нарастание изменчивости, подвижности, динамичности жизненной среды. В ускоряющемся темпе меняются виды образовательных услуг и услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Очень непросто выживать и развиваться в этом стремительно меняющемся мире. Наши привычные, неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные на "спокойную" среду, теперь не подходят. Динамичная среда их просто ломает. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней.
Характерная черта внешней среды вузов - многообразие. Современная образовательная организация взаимодействует с огромным числом различных объектов - клиентами, партнерами, банками, органами власти, населением, конкурентами, средствами массовой информации, страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и т. д. И к каждому из этих объектов нужен свой подход, своя стратегия. Все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны не только с образовательных учреждений, но и между собой множеством экономических, информационных, политических, морально-психологических, административных нитей, постоянно влияют друг на друга, то есть внешняя среда - интегрирована. Следовательно, изменение взаимодействия вуза с любым из этих объектов влечет за собой изменение отношений и с остальными
в рамках внешней среды - социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые образовательных учреждений. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим обстоятельствам. Роль социальных факторов и в будущем будет усиливаться в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений, составляющих основу менеджмента. Внешнее окружение во все возрастающей степени диктует стратегию и тактику организаций.
Таблица 1.1.
Факторы маркетинговой среды, контролируемые в менеджменте
Маркетинговая среда
Исследуемые факторы
1 . Международная
Экономические кризисы в отдельных регионах и странах
Демографические взрывы
Социальные конфликты и войны в отдельных регионах мира
Экологические явления, стихийные бедствия
Нарушение международных соглашений
2. Макроэкономическая
Социально-экономическая политика
Научно-техническая и промышленная политика
Ресурсный потенциал страны
Ценовая и налоговая политика
Кредитно-денежная политика
Таможенная политика
Гражданское и коммерческое законодательство
3. Микроэкономическая
Характер конкурентной среды
Параметры спроса: стабильность и величина
Характеристики потребителей (сегментация по группам)
Конъюнктура рынка ресурсов: сырьевых, материальных, трудовых, финансовых
Конкурентные преимущества и слабые стороны конкурентов
4. Региональная (территориальная)
Динамика особых черт региона, привлекательных для бизнеса
Динамика инвестиций
Уровень и характер занятости населения и динамика ее структуры
Уровень и динамика благосостояния населения
Уровень развития инфраструктуры
Окружающая маркетинговая среда образовательного учреждения представляет собой совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Она имеет ярко выраженные особенности.
В последнее время произошло увеличение количество переходов студентов из ВУЗа в ВУЗ, с одной специальности на другую. Объясняется это тем, что с одной стороны, ухудшилось качество образования в целом, в некоторых ВУЗах оно находится на очень низком уровне. В сфере образования активно распространяется все больше рекламы, которая далеко не всегда объективно отражает реальную ситуацию. С другой стороны, стали более легкими условия перевода из одного ВУЗа в другой.
Среди факторов конкурентоспособности, лежащих в основе выбора ВУЗа и специальности были отмечены:
o новый ВУЗ;
o государственный ВУЗ;
o новая система обучения;
o универсальность образования (филиал Московского ВУЗа);
o специфика специальности;
o наличие рабочих мест по данной специальности и другие.
При вопросе о преимуществах и недостатках ВУЗа (качестве образования) были выделены в основном другие факторы:
o состояние учебных корпусов;
o техническая организация учебного процесса (компьютерные классы, спортзал, столовая, библиотека);
o квалификация преподавательского состава;
o неудобное месторасположение;
o учебные планы по специальностям и отдельные дисциплины и т. д.
Политическая среда характеризуется в последние годы нестабильностью, внутренней конфликтностью. Здесь можно выделить несколько основных групп факторов:
а) первая группа характеризуется центробежными тенденциями - развалом СССР, образованием новых суверенных государств, что в принципе разрушило старую систему образования;
б) вторая группа особенно сильно затрагивает высшее образование с точки зрения смены его содержания не только предметного, но и духовного;.
в) отход от образования на одном русском языке (уже все бывшие союзные республики преподают на национальных языках, а это проблема и для преподавателей, и для студентов);
г) децентрализация органов управления образованием, закрепленная в Законе РФ "Об образовании";
д) критический период формирования рыночных отношений - часть вузов финансируется из бюджета, часть полностью работает на коммерческой основе, часть имеет смешанное финансирование.
Геополитическое положение является интегрирующей категорией по отношению к понятиям: физико-географическое положение, политическое и социально-экономическое. Оно обладает историческими, временными характеристиками, так как включает в себя анализ влияния геополитического положения на формирование культуры региона, на формирование государственно-политической структуры, определяющей прошлое, настоящее и будущее регионального рынка труда.
Геополитический анализ является системообразующим подходом, объединяющим наиболее важные с аксиологической точки зрения характеристики региона, то есть те, которые дают оптимально полное представление о ценностном потенциале социокультурной среды региона и определяют региональные образовательные потребности. Для анализа выделяют следующие геополитические особенности региона: природно-географические, социально-географические, социально-экономические, социально-демографические, социально-политические, историко-культурологические [. Стрелова О.Ю. Ценностный анализ геополитического положения региона // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - №6. - С.37-47., c.39].
1. Природно-географические особенности региона включают:
- · континентальное, прибрежное или островное положение;
- · размеры территории;
- · климатические зоны;
- · ландшафт и природно-ресурсный потенциал региона.
2. Социально-географические особенности:
- · численность и плотность населения;
- · уровень урбанизированности;
- · пространственная удаленность региона от центра страны.
3. Социально-экономические особенности региона:
- · ведущие отрасли производства;
- · развитие транспорта и средств связи (уровень развития сети коммуникаций);
- · экономические показатели региона;
- · перспективы экономического развития региона.
4. Социально-демографические особенности региона:
- · половозрастная структура населения;
- · степень стабильности населения в регионе (миграционные процессы);
- · этнический состав населения.
5. Социально-политические особенности региона:
- · государственно-правовой статус региона в системе РФ;
- · внутриполитическая ситуация в регионе;
- · геополитическое положение региона по отношению к государству и другим субъектам РФ;
- · приграничное положение.
6. Историко-культурологические особенности региона:
- · зарождение региона, этапы и особенности развития (региональная история);
- · существование моно или поликультур;
- · субкультуры, сложившиеся на территории региона;
- · культурные традиции региона;
- · история развития и специфика образовательной среды региона.
Экономическая среда. В развитых странах уже не подвергается сомнению, что инвестиции в сферу образования являются одними из самых надежных и высокоокупаемых.
Из американских источников известно, что 1 доллар затрат на образование даст от 3 до 6 долларов прибыли. Однако в нашей стране такие цифры вызывают сомнения. Дело в том, что в нашей стране таких отдач быть не может, но то, что образование является прибыльным, не вызывает ни у кого сомнений.
Однако, согласно таблицам ЮНЕСКО, бывший СССР занимает 49-е место в мире по коэффициенту интеллектуальности молодежи и 45-е место - по коэффициенту интеллектуальности населения. Такое отставание - не временный факт, а долгосрочная тенденция. В 50-х гг. по этим же индексам СССР находился на 2-3 местах в мире. Если в США расходы на образование с 1960 по 1990 г. увеличились в целом в 14,7 раза (с 24 до 353 млрд долл.), а на высшее образование - в 20 раз, то в СССР за этот период расходы на образование в целом увеличились лишь в 4,7 раза (на столько же и на высшее образование - с 1,1 до 4,7 млрд руб.). Другими словами, в США на высшее образование расходуется 40 млрд долл., а в России - 800 млн долл., т.е. в 50 раз меньше.
В 1992 г. на одного российского студента приходилось всего 4600 руб. стоимости основных фондов, а в США - 70 тыс. долл. В целом расходы на подготовку 1 специалиста у нас находятся на 1-1,5 порядка ниже, чем в развитых странах. Существенно отстает материально-техническая база организаций высшего образования. Особенно это сказалось в последние годы, когда большинство заводов учетного оборудования оказались на грани банкротства. Экономическая политика в области оплаты труда профессорско-преподавательского состава направлена на дискредитацию престижности высшего образования. Если в США заработная плата преподавательского состава превышает заработную плату квалифицированного рабочего в 2-2,5 раза, то в России все наоборот.
Все это способствует оттоку грамотных людей из сферы образования в другие структуры и ведет к быстрому старению профессорско-преподавательского состава. Нарушается преемственность научных и педагогических школ.
Наблюдается падение общего уровня доходов вузов и покупательской способности населения. Для системы образования этот факт очень тревожен.
Анализ этого рынка показывает, что необходимо делать сдвиг на образование взрослых, т.е. на переподготовку кадров. А это уже сдвигает источники финансирования образования в сторону негосударственного финансирования.
Фундаментальное образование потеряло свою престижность, а университеты становятся все больше центрами натаскивания, центрами инструктирования людей.
Таково современное положение образования и его связь с экономической средой.
Демографическая среда. Хотя численность населения РФ несколько снижается, это не является особенно тревожным симптомом. Изменение структуры производства требует больших усилий по переучиванию людей новым профессиям, новым специальностям. У нас сейчас только безработных более 9 млн. человек, их надо чему-то учить.
таблица 1.2.
Анализ внешних факторов при выборе конкурентной политики
Факторы
Проявление кризисных факторов
Возможные последствия
Состояние национальной экономики
Правительство пытается сгладить последствия ухудшения экономической политики регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского процента
Ужесточение налогообложения, удорожание кредита,
рост издержек
Политические факторы
Отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства и т. д.
Ухудшение инвестиционного климата,
вывоз капитала из страны
Правовые факторы
Недостаточное антимонопольное регулирование; ограниченное регулирование ВЭД; неразвитость законодательной базы
Повышение вузами-монополистами доходов за счет повышения цен на образовательную услугу;
спад производства;
отсутствие необходимой законодательной базы;
трудности выхода на внешний рынок
Социальные факторы
Традиции, жизненные ценности; менталитет административно-плановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры
Низкий уровень руководства; тяга к расточительству; преступность, коррупция
Технологические факторы
Низкие расходы государства на науку и технику; низкий технический уровень
Технологический застой,
низкое качество и высокая себестоимость услуги,
низкий уровень производительности и конкурентоспособности вузов
Взаимоотношения с потребителями услуг и поставщиками
Медленный темп роста выручки;
задержки поставок материалов, услуг
Рост неплатежей;
снижение объема и качества услуги
Сегментация рынка
Работа по определению группы потребителей по целевым сегментам рынка, количества, цен и сроков поставки образовательных услуг и технологий удовлетворения потребностей называется сегментацией рынка. Стратегические вопросы сегментации рассматриваются при стратегическом планировании.
По сегментации рынка опубликовано много работ. Одной из последних является “Стратегический маркетинг” Жан-Жак Ламбена. Остановимся на некоторых положениях из этой работы.
На стадии стратегического маркетинга и стратегического планирования формируется стратегия вуза, прогнозируются нормативы конкурентоспособности образовательных услуг, определяется стратегия охвата базового рынка. На стадии реализации этой стратегии для потребительских образовательных услуг проводится микросегментация по следующим этапам.
· Разбиение рынков услуги на однородные сегменты с точки зрения желательных достоинств услуги и отличные от других сегментов.
· Выбор целевых сегментов, исходя из задач вуза и ее специфических возможностей, позиций конкурентов.
· Позиционирование услуги в каждом целевом рынке.
· Разработка целевой маркетинговой программы.
Первый этап - разбиение рынков услуги на однородные сегменты - может выполняться следующими способами:
· на основе социально-демографических характеристик потребителей (социально-демографическая, или описательная сегментация);
· на основе выгод, которые ищут в услуге потенциальные потребители (сегментация по выгодам);
· на основе стиля жизни, описанного в терминах активности, интересов и мнений (социально-культурная сегментация);
· на основе характеристик поведения при покупке (поведенческая сегментация).
Каждый метод сегментации имеет свои достоинства и недостатки, которые рассматриваются ниже.
Социально-демографическая сегментация - метод, основанный на выделении различий в предпочтениях потребителей услуг.
Наиболее употребительными переменными социально-демографической сегментации являются местоположение, пол, возраст, доход, общественный класс и др.
В последние годы в промышленно развитых странах произошли существенные социально-демографические изменения, к которым можно отнести: снижение уровня рождаемости, рост продолжительности жизни, увеличение числа работающих женщин, более поздние браки, рост числа разводов, рост числа неполных семей с одним родителем. Эти изменения оказывают прямое воздействие на стиль жизни и формы потребления. Они создают новые сегменты рынка и одновременно обусловливают изменения требований в существующих сегментах.
К этому методу обращаются наиболее часто, в основном по причине легкости измерения социально-демографических переменных, доступности необходимой информации.
Вместе с тем прогнозная способность социально-демографической сегментации в промышленно развитых странах имеет тенденцию к снижению в связи с растущей стандартизацией стилей потребления для различных общественных классов. Поэтому, чтобы иметь возможность объяснять и предсказывать поведение потребителей услуг, социально-демографическая сегментация должна быть дополнена другими методами сегментации.
Сегментация по выгодам фокусируется на различиях в системе ценностей людей, а не их социально-демографических профилей. Два человека, идентичные в терминах социально-демографического профиля, могут иметь совершенно различные системы ценностей. Более того, один и тот же человек может приписывать различную ценность услуги в зависимости от их типа.
При сегментации по выгодам покупатели чаще всего отдают предпочтение одной из трех ценностей: качеству, цене или символике (престиж, дизайн, эмоциональность и т.п.).
Главная трудность применения сегментации по выгодам, особенно для рынка потребительских образовательных услуг, заключается в отборе атрибутов для анализа. Если аналитик просто спрашивает у потребителей, какие выгоды они ищут в услуге, у него мало шансов узнать что-то новое, поскольку потребители не склонны к самоанализу в отношении потребления. К тому же сбор первичной информации - дорогостоящая операция.
Поведенческая сегментация основана на использовании критериев: статус пользователя, уровень пользования услугами, уровень лояльности потребителей, чувствительность к факторам маркетинга.
Статус пользователя - предполагает разграничение между потенциальными пользователями, непользователями, впервые ставшими пользователями, регулярными и нерегулярными пользователями. Для всех этих категорий могут быть разработаны различные стратегии коммуникации.
Часто 20 - 30 % клиентов обеспечивают 70 - 80 % продаж. Крупные, или ключевые, пользователи заслуживают создания для них специальных условий. Поэтому следует анализировать уровень пользования услугами.
Потребители повторно закупаемых образовательных услуг могут быть разделены на безусловно лояльных, умеренно лояльных и нелояльных. Могут быть предприняты действия по продвижению образовательных услуг и по коммуникации с целью поддержания лояльности, например, путем создания благоприятных условий для эксклюзивности. Обеспечить лояльность клиентов - это задача маркетинга взаимоотношений.
Определенные группы потребителей особенно чувствительны к таким маркетинговым переменным, как цена или специальное предложение. Чтобы образовательная услуга отвечала их ожиданиям, могут быть приняты специальные меры, например, выпущены упрощенные услуги.
Социально-культурная сегментация, как и сегментация по выгодам, исходит из идеи о том, что лица, сильно различающиеся в социально-демографических терминах, могут демонстрировать весьма схожее поведение, и наоборот. Задача заключается в создании более человеческого образа потребителей услуг, который не исчерпывается только их социально-демографическим профилем, но несет также информацию об их системе ценностей, активности, интересах и мнениях. Сегментация по стилю жизни, называемая также психографической, пытается идти еще дальше, в область мотиваций и индивидуальности. Стиль жизни используется как индикатор индивидуальности.
Система ценностей при социально-культурной сегментации:
· активность личности - ее характерное поведение, манера проводить время;
· интересы личности - ее предпочтения и то, что она считает для себя важным в окружающей среде;
· мнения личности - ее идеи, мнения о себе, окружающей среде, политике, экологии и т.д.;
· главные социально-демографические характеристики личности - фаза жизненного цикла семьи, доход, образование и т.п.
Основной метод исследования - социологический, 300 - 500 вопросов.
В концептуальном смысле не существует фундаментальных различий между сегментацией рынков образовательных услуг промышленного и потребительского назначения, хотя применяемые критерии сегментации весьма различны.
Сегментация по выгодам непосредственно опирается на специфические потребности промышленного покупателя, который ищет в услуге различные достоинства, функции или показатели эффективности.
Описательная сегментация опирается на описательные критерии профиля промышленного клиента: географическое положение, размер и имидж вуза, состав акционеров, объем продаж и др.
Поведенческая сегментация осуществляется по следующим критериям:
· среда (сектор промышленности, размер вуза, географическое положение);
· рабочие характеристики (применяемая технология, использование данного услуги, технические и финансовые ресурсы);
· метод совершения закупки (наличие центра закупки, иерархическая структура, отношения покупатель - продавец, общая политика закупок, критерии закупки);
· ситуационные факторы (срочность выполнения заказа, применение услуги, размер заказа);
· личные качества покупателя.
После разбиения рынков услуги на однородные сегменты осуществляется уточнение выбранных на стадии стратегического маркетинга целевых сегментов. Уточнение (выбор) целевых сегментов может осуществляться с применением:
· недифференцированного маркетинга, когда не учитываются различия между сегментами рынка, он рассматривается как единое целое. Унифицированный для всего рынка услуга дает экономию на цене за счет эффекта масштаба. Чтобы удержать позиции на рынке, требуется выпуск высококачественного услуги;
· дифференцированного маркетинга, нацеленного на полный охват рынка, но адаптированного к каждому сегменту (для каждого “кошелька, назначения и личности”);
· концентрированного, или сфокусированного маркетинга, нацеленного на удовлетворение потребностей одного или нескольких сегментов.
Метод выбора целевых сегментов определяется имиджем вуза, ее конкурентоспособностью и имеющимися ресурсами.
После выбора целевых сегментов образовательная организация проводит позиционирование образовательных услуг в каждом сегменте. Это этап разработки и создания имиджа услуги таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения образовательных услуг-конкурентов. На данной стадии возникают следующие типичные вопросы.
Каковы отличительные свойства и/или выгоды, действительные или воспринимаемые, на которые благоприятно реагируют покупатели?
Как воспринимаются позиции конкурирующих марок и образовательных организаций в отношении этих свойств или выгод?
Какую позицию лучше всего занять в данном сегменте с учетом ожиданий потенциальных потребителей услуг и позиций, уже занятых конкурентами?
Какие маркетинговые средства лучше всего подходят для того, чтобы занять и защитить выбранную позицию?
После позиционирования услуги разрабатывается оперативная маркетинговая программа продвижения услуги на рынок, которая уточняет бизнес-план вуза в части реализации услуги, включает вопросы рекламы услуги.
Закон конкуренции - закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества образовательных услуг, снижения их удельной цены. Конкуренция - это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой услуги. Предлагается следующий механизм действия закона конкуренции.
Допустим, однородную образовательную услугу оказывают 6 образовательных организаций. Сравнивать образовательную услугу вуза можно по показателям цены (Ц).
В первое время (Т1) самой отстающим образовательным учреждением оказало первое, у которого самая высокая удельная цена. Поэтому 1-й образовательная организация в момент Т1 принимает стратегию перехода на 2-ю модель услуги, с лучшим показателем цены. Аналогично поступили 2-й, 3-й и 4-й вузы. 5-я образовательная организация не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали потреблять, и она обанкротилась (время Т2). Ее место на рынке заняла 7-я образовательная организация, сразу освоившая конкурентоспособную образовательную услугу.
Таким образом, постоянно идет процесс “вымывания“ с рынка некачественной, дорогой услуги. Никто никого не заставляет работать лучше, повышать качество услуги (работы), кроме угрозы банкротства, если организация засиделась на месте. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества образовательных услуг и снижения их удельной цены.
Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов. Например, в США антитрестовское законодательство действует с 1890 года.
В Российской Федерации основу антимонопольного законодательства составляет Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товрных рынках” от 22.03.91 г., который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканских и местных рынках услуг и товаров. Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов рынков услуг и товаров. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения монополистов на рынках услуг и товаров. ГКАП России формирует Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов.
В чем суть антимонопольного законодательства? Оно регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм.
Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные вузы способны воздействовать на рынок, то есть оказывать влияние на условия реализации своей услуги, на цены. Чем меньшее влияние оказывают отдельные вузы на рынок, где они реализуют свою образовательную услугу, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная образовательная организация не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке действует так много образовательных организаций, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену услуги, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложением. Вузы в этих условиях между собой не ведут конкурентной борьбы.
Анализ факторов конкурентного преимущества вуза
Конкурентное преимущество образовательной организации - превосходство, высокая компетентность вуза в какой-либо области деятельности или в подготовке специалистов по сравнению с конкурирующими образовательная организациями. Фактор конкурентного преимущества - конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды вуза, по которому она превосходит конкурирующие вуза. Факторы могут быть тактическими и стратегическими.
Тактический фактор конкурентного преимущества вуза - конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды вуза, по которому она превосходит или будет превосходить в ближайший период (не более года) конкурирующие вузы.
Стратегический фактор конкурентного преимущества вуза - конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды вуза, по которому она может превзойти конкурирующие вуза после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента вуза по сравнению с конкурирующими образовательная организациями. Отдаленность срока реализации стратегического фактора конкурентного преимущества вуза может быть не менее двух лет. Конкретный срок определяется иерархическим уровнем фактора, сложностью объекта и актуальностью проблемы. Например, срок достижения конкурентного преимущества по какому-либо фактору внешней среды будет больше, чем по фактору внутренней среды, в машиностроении - больше, чем в электронной промышленности, сфере услуг и т.д.
Для нахождения факторов конкурентного преимущества необходимо детально выполнить следующую работу:
· внутреннюю и международную сегментацию рынка по данной группе потребностей;
· определение и анализ факторов и уровня конкурентоспособности образовательных услуг вуза и конкурирующих образовательных организаций;
· определение факторов и уровня конкурентного преимущества вуза по конкретным регионам и странам на текущий момент;
· прогнозирование факторов конкурентоспособности образовательных услуг вуза и конкурирующих образовательных организаций по выбранным рынкам и срокам;
· прогнозирование стратегических факторов конкурентного преимущества вуза по тем же рынкам и срокам;
· предварительную оценку ресурсных возможностей вуза для реализации стратегических конкурентных преимуществ вуза, некоторые из которых могут быть переходящими или стабильными, другие - новыми, требующими значительных инвестиций.
К наиболее типичным причинам новаций, дающих конкурентное преимущество, относятся следующие.
Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки услуги, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сопутствующих услуг, Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям. Смена лидерства вероятнее всего происходит в тех отраслях, где резкое изменение технологии делает устаревшими знания и фонды прежних лидеров. Образовательная организациям, “вросшим” в старую технологию, трудно понять значение новой, только что появившейся технологии.
Новые или изменившиеся запросы потребителей услуг. Часто конкурентное преимущество возникает или переходит из рук в руки тогда, когда у потребителей услуг появляются совершенно новые запросы или же их взгляды на то, “что такое хорошо и что такое плохо”, резко меняются. Те вузы, которые уже закрепились на рынке, могут этого не заметить или своевременно не создадут новую цепочку ценности.
Появление нового сегмента отрасли. Тут есть возможность не только выйти на новую группу потребителей услуг, но и найти новый, более эффективный способ осуществлять некоторые виды услуги или новые подходы к определенной группе потребителей услуг. Новый сегмент для конкурентов, уже утвердившихся на рынке, оказался трудным.
Изменение стоимости или наличия компонентов производства услуг. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, энергия, транспорт, связь, средства информации, оборудование и т.п. Это говорит об изменении условий у поставщиков или о возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты. Образовательная организация добивается конкурентного преимущества, приспосабливаясь к новым условиям, а сами конкуренты связаны по рукам и ногам капиталовложениями и тактикой, приспособленными к старым условиям.
Таким образом, конкурентные преимущества вуза можно подразделить на четыре группы:
· преимущества во внешней среде вуза (политическая среда, экономическая среда и др.);
· преимущества вуза в ее внутренней среде (технологии обучения, оборудование, организация производства, ресурсы и т.п.);
· преимущества в качестве и ресурсоемкости услуги (качество услуги, его цена, ресурсоемкость услуги у потребителя, качество сервиса);
· преимущества рынков (по объему, количеству конкурентов, оперативности и надежности финансовых операций, надежность лицензионных и аккредитационных документов и т.п.).
1.3. Внутренняя среда образовательного учреждения
Внутренняя среда вуза формируется под воздействием явлений, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства услуги (услуг). Структура вуза, его культура и ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его знания, способности, искусство взаимодействия - все эти факторы имеют место в границах вуза. Но они не всегда находятся под контролем менеджеров, поскольку деятельность вуза во многом зависит от информации и других ресурсов, поступающих извне.