Рефераты

Оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности образовательного учреждения на примере филиала ВЗФЭИ г. Брянска

Таким образом, филиал видим, что отсрочку от армии получают только студенты Брянской технологической академии.

Видно, что полноценное дневное образование по экономике имеет место не во всех вузах. В ВЗФЭИ Гуманитарном институте студенты имеют возможность приходить на занятия днем, но учатся по сокращенной программе как и заочники.

Дистанционное образование можно получить только в Современном гуманитарном университете.

О престиже Брянского филиала ВЗФЭИ свидетельствует конкурс: в этом году на одно бюджетное место претендовало в среднем 3-4 человека, но вот на платной основе в госуниверситет конкурс составил более двух человек на место. Уже несколько лет подряд филиал ВЗФЭИ не ограничивается традиционной формой обучения. Одновременно ведет подготовку специалистов на базе высшего образования. Необходимо отметить, что немало желающих продолжить свое образование не только на финансово-кредитном и учетно-статистическом факультетах, но и на факультете менеджмента и маркетинга. Вместе с этим постоянно ведет набор на факультет непрерывного обучения.

Не во всех вузах Брянска есть возможность учиться за счет средств федерального бюджета.

А конкурс на платное отделение характерен для Госуниверситета.

Таблица 2.2

Показатели платы за обучение и возможность получить дополнительное образование на базе 2-го высшего и на базе среднего специального образования

Наименование позиции для сравнения

Филиал ВЗФЭИ

Филиал ОРАГС

Филиал МПСИ

Госуниверситет

Филиал Института потребкооперации

Технологическая академия

Гуманитарный университет

Транспортного машиностроения

Плата за обучение на заочном отделении первого образования

15

-

12

11

11

8

12

Плата за обучение на 2-м высшем образовании

17

13

-

-

-

10

-

13

Плата за обучение для имеющих специальное среднее образование (ускоренное обучение)

16

12

11

10

9

10

-

14

Мы видим, что с точки зрения платы за обучение для студентов заочного отделения ВЗФЭИ занимает первые места. Это серьезный фактор доступности образования. Многие выпускники техникумов и колледжей, решив продолжить свое обучение, выбирают ВЗФЭИ, он не единственный, кто работает с таким контингентом. Не все вузы имеют возможность давать наряду с первым высшим образованием, 2-е высшее и ускоренное (образование после среднего специального образования). ВЗФЭИ, Технологическая академия, и оба Университета эту возможность имеют.

Таблица №2.3.

Платежеспособность населения в отдельных регионах, где расположены филиалы ВЗФЭИ

Филиалы

Рейтинг платежеспособности населения региона

Средняя плата за обучение (тыс. руб)

Средний оклад кандидата наук на одну ставку (тыс. руб.)

1. Москве

2. Архангельске

3. Брянске,

4. Барнауле,

5. Владимире,

6. Воронеже,

7. Волгограде,

8. Калуге,

9. Кирове,

10. Краснодаре,

11. Курске,

12. Липецке,

13. Новороссийске,

14. Омске,

15. Орле,

16. Пензе,

17. Смоленске,

18. Сургуте,

19. Туле,

20. Уфе,

21. Челябинске,

22. Ярославле

1

11

9

7

12

5

6

4

14

3

16

8

15

17

13

21

16

10

2

11

18

16

28

15

19

9

20

17

17

9

18

8

17

10

11

14

7

12

21

19

18

17

8

7

10

3,8

3,8

3,2

3,5

3,7

3,9

2,9

3,5

3,1

3,9

4

3.7

4.1

3,4

3,2

3.4

7

4,5

5

6

2,9

Филиал в г. Брянске специфичен тем, что расположен в регионе с низким инвестиционным потенциалом. Уровень жизни населения здесь низок. Поэтому возможностей к повышению платы за обучение небольшие. Дело в том, что данным инвестиционных рейтингов, Брянский регион за последние 4 года прочно занимал место в середине и в конце списка привлекательности регионов. Поэтому, в целом платежеспособность потребителей образовательных услуг здесь оценивается как низкая. То есть Брянский филиал по сравнению с Московским, Калужским, Тульским и другими отделениями ВЗФЭИ находится в более невыгодной позиции с точки зрения платежеспособности студентов.

Плата за обучение по филиалам варьируется в зависимости от рейтинга платежеспособности филиала и в зависимости от уровня средней заработной платы региона, а так же в зависимости от степени насыщенности и конкуренции на рынке образовательных услуг.

Несмотря на все трудности и рост инфляции в стране, институт ту удалось сохранить цены за обучение на приемлемом для студентов уровне.

Кадровый фактор

Средний уровень заработной платы преподавателей и сотрудников в выше бюджетных ставок, хотя платный контингент составляет лишь чуть больше 50% бюджетного контингента.

За прошлый учебный год заработная плата у преподавателей и сотрудников увеличилась в среднем на 19%.

Институт оказывает преподавателям и сотрудникам экстренную материальную помощь, оплачивает вместе с профкомом путевки в санатории и дома отдыха, медицинское обслуживание.

Положительную тенденцию роста заработной платы институт надеется сохранить и в дальнейшем.

Средний оклад учитывает доплаты из централизованного коммерческого фонда

Все это говорит о гибкой ценовой и маркетинговой политике ВЗФЭИ, которое учитывает маркетинговое поле России в целом.

Таблица №2.4

Оплата труда преподавателей и сотрудников Брянского региона

Наименование позиции для сравнения

Филиал ВЗФЭИ

Филиал ОРАГС

Филиал МПСИ

Госуниверситет

Филиал Института потребкооперации

Технологическая академия

Гуманитарный университет

Транспортного машиностроения

Сельхозакадемия

Почасовая оплата для совместителей (руб./час)

50

36

34

28

32

26

28

24

22

Доплаты штатным преподавателям за счет коммерческого образования

есть

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Средний оклад штатного кандидата наук со всеми надбавками (1 ставка)

3870

2200

2800

2300

2500

2180

2890

2180

2090

Норма часов на одну ставку в год

690

850

830

820

850

800

890

850

830

Возможность работать на несколько ставок

1,5 + почасовая

1,1 + почасовая

1.5

1,5 + почасовая

0,3 или почасовая

1,2 + почасовая 0,3

0,8 + почасовая

1,3 + почасовая

1,8 + почасовая

Библиотекарь

2400

1500

1600

1890

нет

1300

2000

1500

900

Уборщица

1900

1300

1500

1100

900

780

1780

680

590

Вахтер

2400

нет

1900

1400

нет

1100

1900

900

780

Штатные преподаватели (чел.)

30

3

10

29

2

80

19

19

8

Совместители

20

9

12

18

20

22

32

23

15

Всего в филиале ВЗФЭИ трудится 50 преподавателей, в том числе 20 нештатных: из них штатных старших преподавателей 12 человек, доценты 11. Из 20 нештатных преподавателей имеют звание 5 человек и 1 профессор, остальные преподаватели и старше преподаватели.

Как и другие филиалы московских вузов Брянского региона, филиал ВЗФЭИ имеет возможность приглашать профессорско-преподавательский состав из Московских кафедр.

Наличие доплаты из специального фонда платного обучения характеризует скорее не работу филиала, а политику ВЗФЭИ в целом. Доплаты получают преподаватели из централизованного фонда: то есть через Москву. Оклады во всех отделениях ВЗФЭИ то же варьируются в зависимости от рейтинга региона. Как видим, не во всех институтах региона в вузах преподают в основном штатные преподаватели, в вузах имеет место набор преподавателей-совместителей, которые не обеспечивают высокого качества знаний.

Таблица №2.5.

Обеспечение вузов Брянского региона компьютерной техникой

Наименование позиции для сравнения

Филиал ВЗФЭИ

Филиал ОРАГС

Филиал МПСИ

Госуниверситет

Филиал Института потребкооперации

Технологическая академия

Гуманитарный университет

Транспортного машиностроения

Сельхозакадемия

Количество компьютеров в пользовании студентов

30

12

24

28

нет

28

32

24

8

Количество студентов экономического профиля

2400

700

1200

1800

400

1200

1700

1200

460

Количество компьютеров на одного студента экономического профиля

0,012

0,017

0,02

0,015

нет

0,02

0,018

0,02

0,017

Мульдимедийный проектор

2

нет

1

2

нет

нет

3

1

нет

Видно, что Брянский филиал не самый престижный вуз с точки зрения обеспечения компьютерами одного студента.

Таблица №2.6.

Обеспеченность компьютерной техникой филиалов ВЗФЭИ и рабочими площадями

Филиалы

Количество студентов (тыс. чел)

Количество компьютеров в пользовании студентов

Количество компьютеров на одного студента экономического профиля

Мульдимедийный проектор

Площадь учебных аудиторий

(тыс. м2)

Количество площади на одного студента

1. Москве

2. Архангельске

3. Брянске,

4. Барнауле,

5. Владимире,

6. Воронеже,

7. Волгограде,

8. Калуге,

9. Кирове,

10. Краснодаре,

11. Курске,

12. Липецке,

13. Новороссийске,

14. Омске,

15. Орле,

16. Пензе,

17. Смоленске,

18. Сургуте,

19. Туле,

20. Уфе,

21. Челябинске,

22. Ярославле

8,7

1,8

2,4

3

1,2

1,7

1

1,2

1,4

3

1,6

1,8

0,5

1.2

1,3

2,1

1,6

1,0

2,9

1,1

1,8

1,2

68

22

30

19

19

20

17

17

19

18

28

17

10

12

14

27

12

21

39

18

17

18

0,0078

0,012

0,0125

0,0063

0,015830,011

0,017

0,015

0,017

0,012

0,015830,011

0,017

0,015

0,017

0,0078

0,012

0,0125

0,0134

0,016

0,009

0,015

4

1

2

-

1

1

-

-

-

-

1

-

2

-

1

1

-

-

3

2

1

-

12,7

3,8

2,9

3,1

3.4

2,7

2,9

4.1

3.2

2,9

1,9

2.6

0,9

2,9

1,9

3

1,8

0,7

4,5

4.3

3,3

2,8

1,45

2,1

1,2

1,03

1,7

1,9

1,2

1,4

2,8

1,6

1,8

1,5

1.2

1,3

2,1

1,6

2,1

1,2

1,73

1,7

1,9

2,2

Филиал института потребкооперации своих компьютеров не имеет, но использует компьютеры кооперативного техникума.

Филиалы явно плохо обеспечены учебными помещениями, и Брянский филиал из числа таких. Поэтому ВЗФЭИ и ведет политику на строительство и реконструкцию зданий филиалов. Московское же отделение имеет новое современное здание в современном стиле (евродизайн).

Началось строительство нового учебного корпуса в г. Брянске площадью около 4 тыс. м2, которое планируется завершить к концу 2004 года. На наш взгляд это явно немного. Поскольку сейчас здание перегружено примерно 2,5 раза. По плану следовало иметь 2000 студентов, Реально обучается 2400. Но даже сам план составлен с занижением норматива обеспеченности учебными площадями. Пока же здание в котором расположен Брянский филиал 1947 года без сплошного фундамента стоит на касторовом образовании и находится в аварийном состоянии. Об этом говорят трещины на стенах и постоянно промерзающий бранбауэр глухой стены фасада. Здание несмотря на многочленные ремонты фасада выглядит неопрятно.

Филиал аккредитован, он как и головной вуз имеет федеральную государственную форму собственности. Срок аккредитации филиала заканчивается в апреле 2006 года. Однако, одним из условий продления аккредитации является необходимость новых помещений.

Обучение проводится по трем факультетам:

1. Финансово-кредитном.

2. Учетно-статистическом

3. Менеджмента и маркетинга

При этом на финансово-кредитном факультете, обучение ведется по специализациям:

· Государственные, муниципальные финансы,

· Финансовый менеджмент

· Банковское дело

Менеджмента и маркетинга:

· Государственное муниципальное управление

· Менеджмент предприятий

Таблица №2.7.

Специализации вузов Брянского региона

Наименование позиции для сравнения

Филиал ВЗФЭИ

Филиал ОРАГС

Филиал МПСИ

Госуниверситет

ФилиалИнститута потребкооперации

Технологическая академия

Гуманитарный университет

Транспортного машиностроения

Сельхозакадемия

Финансы и кредит (без специализаций)

-

+

+

-

+

+

+

--

-

Государственные муниципальные финансы и налогообложеие

+

-

-

-

-

-

-

-

-

Банковское дело

+

-

-

-

-

-

-

-

-

Финансовый менеджмент

+

-

-

-

-

-

-

-

-

Бухгалтерский учет

+

-

-

-

+

-

-

-

+

Государственное муниципальное управление

+

+

+

+

-

+

+

+

-

Экономика строительства

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Экономика лесного хозяйства

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Маркетинг

-

-

+

+

+

-

-

-

-

Экономика торговли

-

-

-

+

-

-

-

-

-

Экономика образования

-

-

-

+

-

-

-

-

-

Экономика транспорта

-

-

-

-

-

-

-

+

-

Экономика сельского хозяйства

-

-

-

-

-

-

-

-

+

На наш взгляд можно было бы открыть еще и другие специализации в Брянском филиале ВЗФЭИ. Давно требовались специалисты по маркетингу, но эта специальность уже 4- год закрыта. Брянский филиал в этом конкурентное преимущество, появились наборы на специалистов по макетингу в других вузах и филиалах региона. (это институт потребкооперации и госуниверситет)

Пока филиал ВЗФЭИ не располагает свои интернет-сайтом. Это весьма важный пункт конкурентных преимуществ. Время упущено здесь Московское отделение с лихвой опередило филиалы (http://www.vzfei.ru)

Но тем не менее филиал ведет довольно агрессивную маркетинговую политику: развешивает объявления на остановка, печатает их в газете, ведет агитацию в районах. Проводятся дни открытых дверей.

Сотрудники филиала в целом зарабатывают в 3 раза больше любого преподавателя другого вуза Брянского региона. Это дает возможность создать конкуренцию на рынке труда и подобрать наиболее подготовленные кадры. Но имеет место жесткие дисциплинарные требования к сотрудникам. Методы менеджмента кадров приближены к зарубежным.

Цены за обучение в целом по Брянскому региону несколько выше, по по субъективным оценкам качество образования несколько лучше чем по аналогичным специальностям других Брянских вузов.

Есть проблемы ВЗФЭИ в части ВКР, с которыми он борется: отсутствие производственной практики.

Анализ потребности в образовательных услугах в городе Брянске

В городе Брянске требуются, в основном, репетиторские услуги и ус-луги по дополнительной подготовке кадров.

Репетиторские услуги требуются школьникам, желающим продолжить свое образование в ВУЗах города (так как школьная программа сильно отли-чается от запросов в ВУЗах).

Услуги по дополнительной подготовке кадров требуются предприяти-ям всех форм собственности, для дополнительной подготовке квалифициро-ванных специалистов в связи с внедрением новых технологий (обучение ра-боте с ПО, с кассовыми аппаратами, дополнительное обучение, связанное с лицензированием).

Так же требуется дополнительное обучение для предпринимателей. Им требуются дополнительные знания по экономике, системе налогообложения, навыки работы на ПЭВМ, культуре делового общения и так далее.

Большой популярностью пользуются курсы, позволяющие овладеть рабочей специальностью (парикмахер, модельер, дизайнер, водитель, столяр, электротехник и т. п.). Получение такой специальности дает возможность дополнительного заработка.

Развитие рыночных отношений требует повышения культурного уров-ня людей, но такие услуги предоставляют в городе Брянске всего 3-5 гимна-зий и лицеев.

Основу спроса на образовательные услуги, в большей степени, состав-ляют выпускники школ и учащиеся 8-11 классов. Главным фактором здесь является образование как способ не попасть в армию, а так же получение ди-плома об окончании высшего учебного заведения, дающего право на более высокую категорию (а следовательно и заработную плату).

В последнее время, в связи с развитием рыночных отношений, начина-ет появляться спрос на новые виды образовательных услуг, которого раньше не было.

Предъявителями такого спроса являются люди, желающие получить дополнительное образование в некоторой, вполне определенной области, или желающие получить дополнительную профессию, но получение которой не требует сравнительно высоких материальных и временных затрат.

Причиной появления такого спроса являются особенности рынка труда в рыночной экономике, а именно: конкуренция между работниками за луч-шее место работы и, соответственно, лучшую зарплату, и тенденция людей по возможности быстрее переходить из одной сферы профессиональной дея-тельности в другую, если в ней работник будет трудиться на более выгодных условиях.

Первая причина (конкуренция между работниками), заставляет служа-щих осваивать новые для себя, но смежные со своей основной работой про-фессии, т. е. расширять поле своей профессиональной деятельности.

В этой области нужно отметить спрос со стороны служащих на освоение компьютерной техники, связанный с повсеместным внедрением ее в делопроизводство, и невозможностью дальнейшей работы без навыков использования компьютера.

К этому же виду спроса относится спрос на различные курсы бухгалтеров, секретарей, делопроизводителей, деловой этики и т. п.

Основными заказчиками таких образовательных услуг являются организации, направляющие своих работников на подобные курсы.

К образовательным услугам такого рода можно отнести всевозможные курсы, на которые направляются работники определенных организаций сразу в большом количестве, т. е. курсы для целого коллектива, или для группы лиц из разных отделов или подразделений одного предприятия, занимающих одинаковые должности. Как правило, такие курсы имеют разовый или периодический характер, с довольно длинным периодом. Проводятся они чаще всего силами специалистов самой образовательных организации, но иногда приглашаются посторонние преподаватели.

Вторая причина (перелив рабочей силы) побуждает различных людей, не удовлетворенных своим нынешним положением, осваивать новые для се-бя специальности за достаточно короткий срок и тут же начинать работать по полученной специальности для скорейшего и максимального занятия ры-ночной ниши, возникшей в отношении специалистов такого рода.

В данном случае основными предъявителями спроса являются физиче-ские лица, а наиболее популярными специальностями в этом случае являют-ся: парикмахер, массажист, водитель транспортных средств, бухгалтер, кассир, оператор ЭВМ и т. п.

Основные требования, которые они предъявляют к подобного рода курсам:

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты